Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 38.03.02 «МЕНЕДЖМЕНТ» С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА РОТТЕРА'

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 38.03.02 «МЕНЕДЖМЕНТ» С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА РОТТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ / СФОРМИРОВАННОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ОПРОСНИК РОТТЕРА / COMPETENCE / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE / DIAGNOSTICS OF COMPETENCIES / COMPETENCIES FORMATION / LOCUS OF CONTROL / ROTTER INTERNAL-EXTERNAL CONTROL SCALE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деревянкина Ольга Михайловна

Анализируется возможность применения такого инструмента диагностики сформированности общепрофессиональной компетенции студентов-бакалавров, как опросник Роттера. Приведен обзор профессиональной научной литературы по использованию психологических тестов в диагностики компетенций студентов, предлагается и экспериментально апробируется новый нетрадиционный способ измерения общепрофессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деревянкина Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the formation of the general professional competence of bachelor students of the training program 38.03.03 “Management” with the help of Rotter Internal-External Control Scale

The article analyzes the potential of using the diagnostics tool of the formation of the general professional competence of bachelor students - Rotter Internal-External Control Scale. There is given the review of the professional scientific literature of using the psychological tests in the diagnostics of students competence. There is suggested and tested the new unconventional way of evaluating the general professional competencies.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 38.03.02 «МЕНЕДЖМЕНТ» С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА РОТТЕРА»

О.М. ДЕРЕВЯНКИНА (Москва)

диагностика сформированности общепрофессиональной компетенции студентов-бакалавров направления подготовки 38.03.02 «менеджмент» с помощью опросника роттера

Анализируется возможность применения такого инструмента диагностики сформированности общепрофессиональной компетенции студентов-бакалавров, как опросник Роттера. Приведен обзор профессиональной научной литературы по использованию психологических тестов в диагностике компетенций студентов, предлагается и экспериментально апробируется новый нетрадиционный способ измерения общепрофессиональной компетенции.

Ключевые слова: компетенция, общепрофессиональная компетенция, диагностика компетенций, сформированность компетенций, ло-кус контроля, опросник Роттера.

В настоящее время у преподавателей вузов возникают вопросы о том, как измерить сформированность той или иной компетенции студентов, как определить уровень умений и навыков, заявленных в учебных программах. Цель статьи - проанализировать возможность применения такого инструмента диагностики сформированности общепрофессиональной компетенции студентов-бакалавров направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» «способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений», как опросник Роттера.

в профессиональной образовательной среде существуют различные взгляды на диагностику сформированности общих и общепрофессиональных компетенций. Одной из современных тенденций в оценке сформированно-сти компетенций студентов вузов является использование различных тестов и опросников.

Педагогические исследования в этом направлении проводятся прежде всего за рубежом. Группа ученых из Нью-Йоркского уни-

КИЕ науКИ -

верситета в 2012 г. опубликовала результаты исследования, подтверждающие необходимость включения в инструменты оценки компетенций студентов XXI в. различных психологических тестов [19]. Педагоги Б. Чапо, Г. Мольнар, входящие в исследовательскую группу по развитию компетенций из венгерского университета г. Сегед, в 2017 г. рассмотрели возможности применения тестов для определения уровня общих и общепрофессиональных компетенций студентов [18]. Ученые использовали тесты на умение решать проблемы совместно с общедисциплинарными тестами как дополнительные инструменты для диагностики сформированности компетенций студентов и выявили ряд корреляционных зависимостей между полученными знаниями студентов в отдельных областях науки и навыками использовать эти знания в решении практических задач. Намерения использовать тесты для оценки компетенций студентов вузов четко обозначены в технико-экономических обоснованиях, начатых ОЭСР для сравнения достижений студентов в разных странах (Оценка результатов обучения в области высшего образования, AHELO). Программа AHELO включает оценку специфических для предметной области компетенций, а также общих когнитивных навыков, для которых тестовые задания адаптируются с помощью инструмента Collegiate Learning Assessment (Университетская оценка обучения) [23]. Другая международная инициатива - проект TUNING CALOHEE (Измерение и сравнение достижений результатов обучения в высшем образовании в Европе) - направлена на создание системы оценки для сравнения результатов университетов в Европе [20].

В России также уделяется внимание применению психологических тестов в качестве инструмента для оценивания общих и общепрофессиональных компетенций студентов вузов. И.В. Руденко и Л.В. Алиев предлагают использовать для оценки сформированно-сти общепрофессиональных социокультурных компетенций студентов-бакалавров следующий диагностический инструментарий [14]:

• тест «Я и моя профессия»;

• анкету по выявлению сформированно-сти умения работать в команде (Г.В. Лопатен-ков) [8];

• ситуационные задачи, тест «Социальная креативность» (А.В. Батаршев) [4];

• «Мотивационный профиль» (Ш. Ричи, П. Мартин) [10];

О Деревянкина О.М., 2020

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

• тест «Оценка способности к саморазвитию, к самообразованию» (В.И. Андреев) [1].

Н.В. Соловьева выделяет следующие тесты как средства диагностики сформирован-ности общих компетенций [13]:

• тест Холланда (на склонность индивида к той или иной профессии) [15];

• тест Ромека (на определение уверенности в себе) [11];

• тест Е.Е. Туника (диагностика личностной креативности) [6];

• «Шкалу совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский);

• тест Мадди (адаптация Д. Леонтьева) на жизнестойкость [7];

• тест Моудсли (готовность к новому и тревожность) [9].

О.С. Фокина [17] рассматривает следующие методики для оценки сформированно-сти интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов-бакалавров: диагностику мотивации студентов к учебной деятельности А.А. Реан и В.А. Якунина (модификация Н.Ц. Бадмаевой) [2] и методику определения доминирующих мотивов, предложенную О.С. Гребенюк [5].

Подводя итоги обзора профессиональной литературы, можно сделать вывод, что в профессиональной педагогической среде России и за рубежом уделяется достаточное внимание применению тестирования и опросников для диагностики общих и общепрофессиональных компетенций. Многие преподаватели и исследователи уже применяют различные психологические тесты для оценки компетенций студентов. Однако, на наш взгляд, есть необходимость в поисках новых инструментариев для проведения диагностики и в дальнейшей практической работе с уже апробированными методиками.

в предлагаемой статье мы сконцентрировались на инструментах оценки сформиро-ванности общепрофессиональных компетенций для студентов-бакалавров направления 38.03.02 «Менеджмент» [16], взяв за основу общепрофессиональную компетенцию «способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2)». Данную компетенцию можно разложить на два компонента: 1) способность находить организационно-управленческие решения и 2) готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых реше-

ний. Оценивать два компонента мы предлагаем по отдельности. Способность находить организационно-управленческие решения достаточно объективно проявляется посредством проведения стандартных семинарских и квалификационных оценочных мероприятий. Во время устных ответов, тестирования и решения практических кейсов мы оцениваем знания студентов о методах и принципах выбора организационно-управленческих решений, внешней и внутренней среде организации, а также о законах достижения согласованности при принятии организационно-управленческих решений.

в процессе защиты проектов и курсовых работ мы измеряем умения и навыки применять вышеуказанные знания на практике. к сожалению, данные методы оценки трудно применимы к оценке готовности студентов нести ответственность за принимаемые решения. Действительно, как это сделать наиболее достоверно? Мы предлагаем довольно нетрадиционный метод оценивания данного компонента компетенции Опк-2, а именно с помощью определения уровня субъективного контроля, или локуса контроля Роттера.

«Локус контроля» - понятие в психологии, описывающее свойства личности объяснять свои неудачи и успехи либо исключительно внешними, либо внутренними факторами. Данное понятие было введено в 1954 г. американским психологом и социологом Джулианом Роттером [12]. Одни люди склонны искать причины результатов своей деятельности во внешних факторах, что Джуллиан Роттер называл внешним локусом контроля, или экс-тернальностью. Другие считают, что во главу угла необходимо ставить внутренние факторы, что автор называл внутренним локусом контроля, или интернальностью. Внутренними факторами можно считать свойства личности индивида: собственные знания, умения и навыки, наличие своих отрицательных и положительных качеств и т. п. Локус контроля имеет еще одно название - локализация контроля волевого усилия. Например, когда студент, получивший неудовлетворительную оценку, ищет оправдания во внешней среде («мешали соседи по общежитию», «задание было плохо объяснено на семинаре», «на лекции не освещали этот вопрос» и т. п.), то это говорит об обладании внешней локализацией контроля. В случае, если же он возлагает вину на себя, т. е. на внутренние факторы («я не смог найти решение», «у меня не было времени под-

готовиться к экзамену» и т. п.), можно констатировать наличие у него внутренней локализации контроля.

В настоящее время на Западе широко применяется методика «Локус контроля» в различных педагогических практиках и исследованиях. турецкие педагоги Рана Озен кутанис и Муаммер Мески в 2011 г. провели масштабное исследование среди студентов-бакалавров на выявление зависимости между успеваемостью и локусом контроля [22]. Главный вывод, который они подтвердили экспериментально, заключался в том, что студенты с внутренним локусом контроля лучше выявляли области возможных проблем, чем студенты с повышенной экстернальностью.

В 2018 г. было опубликовано исследование педагогов калабарского университета Нигерии о взаимосвязи результатов тестирования студентов на эмоциональный интеллект и показателей локуса контроля с академической успеваемостью [21]. Исследование показало, что академическая успешность студентов не тождественна положительному локусу контроля, и студенты-отличники тоже сталкиваются с эмоциональными проблемами. Принимая во внимание определения и пояснения Дж. Роттера понятий «экстернальность» и «ин-тернальность», учитывая имеющиеся практические результаты использования локуса контроля в образовательной среде, мы считаем возможным применять данный опросник для оценивания сформированности ОПК-2 в части «готов нести ответственность за принимаемые решения с позиций их социальной значимости».

В нашей стране концепция локуса контроля была воплощена в методике УСК (уровень субъективного контроля) такими авторами, как Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд, Е.Ф. Ба-жин [3]. Данная методика имеет отличие от концепции локуса контроля. Джуллиан Роттер принял за основу универсальный локус контроля независимо от типа ситуации, т. е. он един в сферах неудач и достижений. Авторы же методики уровня субъективного контроля, основываясь на эмпирических подтверждениях, выделили субшкалы в различных ситуациях и областях: контроль в ситуациях неудачи, в ситуациях достижений, в области здоровья, семейных и производственных отношений. Учитывая адаптированность и экспериментальную апробацию методики уСк в России, мы рекомендуем использовать именно российский аналог. На наш взгляд, ком-

КИЕ НАУКИ -

понент ОПК-2 «готовность нести ответственность за организационно-управленческие решения с позиций социальной значимости принимаемых решений» коррелирует с психологическим понятием «локус контроля». Когда студент готов нести ответственность за решения и осознает социальную значимость этих решений, это означает, что он относит происходящее вокруг него к внутренним факторам, в том числе к собственным знаниям, умениям и навыкам. Для оценки сформированно-сти компетенции ОПК-2 логичнее анализировать динамику изменений показателей уровня субъективного контроля, систематически измеряя данные показатели посредством опросника УСК. Например, можно провести измерения показателей у первокурсников в начале учебного года, в начале второго семестра и в конце учебного года. После каждого замера рекомендуется сравнивать показатели и анализировать изменения. Более высокие показатели по опроснику УСК будут соответствовать более высокой степени сформированности компонента компетенции ОПК-2 «готовность нести ответственность за организационно-управленческие решения с позиций социальной значимости» и, наоборот, низкие данные по опроснику являются маркерами невысокой степени сформированности данной компетенции. При этом необходимо отметить, что слишком высокие показатели по шкалам опросника (7 и выше) могут свидетельствовать о нежелательных проявлениях качеств студентов, таких как:

• поиск во всем своей ответственности и, следовательно, вины;

• проявление давления на окружающих людей и т. п.

Наиболее приемлемыми для баланса с окружающим миром считаются средние показатели с небольшим перевесом в сторону ин-тернальности. Выявление похожих тенденций у большинства студентов будет свидетельствовать о верно выбранном или требующем корректировок курсе обучения.

Апробацию использования данного метода оценивания сформированности компетенций мы проводили в Университете «Синергия» со студентами-бакалаврами направления «Менеджмент».

Исследование со студентами «Синергия» проводилось в несколько этапов.

Первый этап. Проведение диагностики ОПК-2 студентов при помощи методики УСК совместно с оценкой данной компетен-

ции педагогами экспертами посредством кейс-метода.

Второй этап. Сравнение полученных результатов. Опросник УСК включает в себя 44 вопроса, которые в целях объективности сбалансированы по шкалам интернальности-экстернальности (на половину вопросов положительно ответят люди с экстернальным уСк, на другую половину - люди с интерналь-ным УСК), по эмоционально положительному и эмоционально отрицательному принципам (одинаковое количество вопросов содержит описания как положительных, так и отрицательных ситуаций), по направлению атрибуций (половина вопросов сформулирована от первого лица, другая половина - от третьего лица). Опросник смоделирован в двух вариантах для расширения возможных целей применения. Он может использоваться для исследовательских целей в варианте А и для клинической психодиагностики в варианте Б. Принимая во внимание педагогические задачи оценивания компетенций, для диагностики сфор-мированности знаний, умений и навыков логичнее применять опросник УСК вариант А. В данном варианте опросника от респондента требуется выбрать ответ по шестибалльной шкале (-3, -2, -1, +1, +2, +3). Ответ -3 соответствует утверждению «совершенно не согласен», ответ +3 - утверждению «полностью согласен».

Обработка результатов опросника осуществляется поэтапно.

1. При использовании ключа происходит подсчет «сырых» баллов по каждой шкале.

2. Производится перевод «сырых» баллов в стэны (стандартные оценки) с помощью сравнения полученных результатов с принятыми нормами.

3. Полученные стэны формируют «Профиль УСК».

Приведем пример обработки результатов одного из студентов Университета «Синергия».

Первый этап. Подсчет «сырых» баллов с использованием ключа:

ИО = 61, ИД = 22, ИН = 14, ИС = -2, ИП = 18, ИМ = 7, ИЗ = 4.

Второй этап. Перевод «сырых» баллов в стэны по всем шкалам при помощи таблицы с нормами. ИО соответствует 8 стэну, ИД -9 стэну, ИН - 7 стэну, ИС - 4 стэну, ИП - 7 стэну, ИМ - 7 стэну, ИЗ - 5 стэну.

Третий этап. Формирование индивидуального профиля УСК.

Единая структура показателей УСК

Шкала Значение

Общая интернальность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В области достижений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В области неудач 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В семейных отношениях 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В области производственных отношений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В области межличностных отношений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В отношении здоровья и болезни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Нормальным значением стэна считается 5, соответственно, можно сравнить полученную структуру показателей УСК с нормальными значениями и проанализировать значения каждой шкалы. У данного студента однозначной нормой является значение по шкале «здоровье и болезни», немного занижен показатель по шкале «семейные отношения», остальные показатели завышены. Таким образом, была проведена диагностика ОПК-2 в части готовности нести ответственность за принимаемые решения с позиции их социальной значимости группе студентов направления «Менеджмент». Параллельно с данной методикой оценки компетенции в группе проводилась промежуточная аттестация с использованием кейс-метода: студентам предлагались ситуационные кейсы, которые они решали в малых группах. Комиссия в составе педагогов-экспертов оценивала готовность студентов нести ответственность за принимаемые решения с точки зрения их социальной значимости посредством наблюдения за динамикой работы в группе, за выработкой решений и т. п. результаты проведения диагностики при помощи методики УСК и результаты оценки экспертов в целом были идентичны, т. е. студенты с показателями стэ-нов 4, 5, 6 имели, по мнению экспертов, хорошо сформированные ОПК-2: они проявляли активность в малых группах, предлагали свои варианты решения, выдвигали свои кандидатуры для озвучивания решения комиссии. При этом они не перебивали других участников и не оказывали давления на принятия решений. Студенты с повышенной экстернальностью были достаточно пассивны в группах, не изъявляли желания выступать перед комиссией и т. п. Студенты с высокими показателями стэ-нов (от 8 и выше), наоборот, были слишком ак-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ науКИ

тивны в группах, проявляли давление на других участников.

Возвращаясь к приведенному выше примеру показателей УСК студента Университета «Синергия», нужно отметить, что данному учащемуся необходимо «снижать» интер-нальность во избежание нежелательных действий и поведения. При появлении похожих тенденций у группы студентов преподавателю рекомендуется опираться на данные замеров при проведении практических занятий со студентами.

Таким образом, результатом исследования использования российского аналога опросника Роттера является частичное подтверждение гипотезы о возможности применения данного метода для оценки сформированности ОПК-2, поскольку, во-первых, результаты опросника подтверждают сформированность не всей общепрофессиональной компетенции, а только компонента - готовности нести ответственность за принимаемые управленческие решения с позиции их социальной значимости, а во-вторых, этот метод эффективен как дополнительный инструмент при оценке компетенций, который можно использовать совместно с другими методами диагностики.

таким образом, российский аналог опросника Роттера, опросник УСК можно использовать как дополнительный инструмент диагностики ОПК-2 направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» в части «готовность нести ответственность за принятые решения с позиции их социальной значимости». Перспективами развития данного исследования являются дальнейшее изучение зарубежной и российской профессиональной педагогической литературы для поиска новых альтернативных способов измерения общепрофессиональных компетенций студентов и их последующая апробация.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань: Центр инновац. технологий, 2012.

2. Бадмаева Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) // Ее же. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: моногр. Улан-Удэ, 2004.

3. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 3. С. 152-162.

4. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практ. руководство: учеб.-практ. пособие. М., 2005.

5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие. Калининград: Калинингр. ун-т, 2000.

6. Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 5964.

7. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.

8. Лопатенков Г.В. Формирование у студентов умения работать в команде в процессе подготовки банковских специалистов: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1999.

9. Методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертированности (по Д. Моудс-ли) // диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб., 2002. С. 129-132.

10. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: учеб. пособие для вузов / пер. с англ., под ред. проф. Е.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

11. Ромек В.Г. Тесты уверенности в себе // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов н/Д.: Ирбис, 1998. С. 87-108.

12. Роттер Дж. Б. Социальное обучение и клиническая психология. Нью-Йорк: Прентис-Холл, 1954.

13. Соловьева Н.В. Средства диагностирования уровня сформированности общих компетенций у студентов [Электронный ресурс]. URL: http:// www.informio.ru/publications/id3115/Sredstva-diagno stkovanija-rn'ovnja-sfoimirovannosti-obshih-kompeten cii-u-studentov (дата обращения: 30.12.2019).

14. Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе образовательных организаций: моногр. / под ред. И.В. Руденко, Л.В. Алиевой. М., 2017.

15. Тест Дж. Голланда / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2003. С. 386-389.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380302.pdf (дата обращения: 30.12.2019).

17. Фокина О.С. Диагностика уровня сфор-мированности интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов вуза - будущих экономистов // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 4-5(13). С. 142-145.

18. Чапо Б., Мольнар Г. Потенциал оценки динамического решения проблем в начале обучения в высших учебных заведениях // Границы в психологии. 2017. Т. 8.

19. Чапо Б., Эйнли Дж., Беннетт Р., Латур Т., Лоу Н. Технологические проблемы компьютерной

оценки навыков XXI века // Оценка и обучение навыкам XXI века / ред. П. Гриффин, Б. МакГо, Э. Кэр. Нью-Йорк, 2012. С. 143-230.

20. Coates H. Assessing student learning outcomes internationally: insights and frontiers. Asses. Eval. High. Educ. 41, 2016. P. 662-676.

21. Oluseyi Dada, Fagbemi Olusegun Olujide. Influence of Emotional Intelligence and Locus of Control on Academic Achievement of Underachieving High Ability Students // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. 2018. No. 6(2). P. 14-22.

22. Rana Ozen Kutanis, Muammer Mesci. The Effects of Locus of Control on Learning Performance: A Case of an Academic Organization // Journal of Economic and Social Studies. 2011. Vol. 1. No. 1. P. 113-133.

23. Tremblay K., Lalancette D., Roseveare D. Assessment of Higher Education Learning Outcomes (AHELO). Feasibility Study Report. Vol. 1. Design and

Implementation. Paris: OECD, 2012.

* * *

1. Andreev V.I. Pedagogika. Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. 3-e izd. Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2012.

2. Badmaeva N.C. Metodika dlya diagnostiki uchebnoj motivacii studentov (A.A. Rean i V.A. Yaku-nin, modifikaciya N.C. Badmaevoj) // Ee zhe. Vliyanie motivacionnogo faktora na razvitie umstvennyh spo-sobnostej: monogr. Ulan-Ude, 2004.

3. Bazhin E.F., Golynkina E.A., Etkind A.M. Me-tod issledovaniya urovnya sub»ektivnogo kontrolya // Psihol. zhurn. 1984. T. 5. № 3. S. 152-162.

4. Batarshev A.V. Psihodiagnostika v upravlenii: prakt. rukovodstvo: ucheb.-prakt. posobie. M., 2005.

5. Grebenyuk O.S., Grebenyuk T.B. Osnovy pe-dagogiki individual'nosti: ucheb. posobie. Kaliningrad: Kaliningr. un-t, 2000.

6. Diagnostika lichnostnoj kreativnosti (E.E. Tu-nik) // Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. So-cial'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lich-nosti i malyh grupp. M., 2002. C. 59-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Test zhizne-stojkosti. M.: Smysl, 2006.

8. Lopatenkov G.V. Formirovanie u studentov umeniya rabotat' v komande v processe podgotovki bankovskih specialistov: dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 1999.

9. Metodika samoocenki trevozhnosti, rigidnosti i ekstravertirovannosti (po D. Moudsli) // Diagnostika emocional'no-nravstvennogo razvitiya / red. i sost. I.B. Dermanova. SPb., 2002. S. 129-132.

10. Richi SH., Martin P. Upravlenie motivaciej: ucheb. posobie dlya vuzov / per. s angl., pod red. prof. E.A. Klimova. M.: YUNITI-DANA, 2004.

11. Romek V.G. Testy uverennosti v sebe // Prak-ticheskaya psihodiagnostika i psihologicheskoe kon-sul'tirovanie. Rostov n/D.: Irbis, 1998. S. 87-108.

12. Rotter Dzh. B. Social'noe obuchenie i kli-nicheskaya psihologiya. N'yu-Jork: Prentis-Holl, 1954.

13. Solov'eva N.V. Sredstva diagnostirovaniya urovnya sformirovannosti obshchih kompetencij u studentov [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.infor mio.ru/publications/id3115/Sredstva-diagnostirovanija-urovnja-sformirovannosti-obshih-kompe-tencii-u-stu dentov (data obrashcheniya: 30.12.2019).

14. Teoreticheskie osnovy formirovaniya obsh-cheprofessional'nyh kompetencij studentov v vospi-tatel'nom processe obrazovatel'nyh organizacij: monogr. / pod red. I.V. Rudenko, L.V. Alievoj. M., 2017.

15. Test Dzh. Gollanda / Eliseev O.P. Praktikum po psihologii lichnosti. SPb., 2003. S. 386-389.

16. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.02 «Menedzhment (uroven' baka-lavriata)» [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/380302.pdf (data obrashcheniya: 30.12.2019).

17. Fokina O.S. Diagnostika urovnya sformiro-vannosti intellektual'no-kommunikativnoj kompeten-cii studentov vuza - budushchih ekonomistov // Evra-zijskij Soyuz Uchenyh. 2015. № 4-5(13). S. 142-145.

18. Chapo B., Mol'nar G. Potencial ocenki dina-micheskogo resheniya problem v nachale obucheniya v vysshih uchebnyh zavedeniyah // Granicy v psihologii. 2017. T. 8.

19. Chapo B., Ejnli Dzh., Bennett R., Latur T., Lou N. Tekhnologicheskie problemy komp'yuternoj ocenki navykov XXI veka // Ocenka i obuchenie navykam XXI veka / red. P. Griffin, B. MakGo, E. Ker. N'yu-Jork, 2012. S. 143-230.

Diagnostics of the formation of the general professional competence of bachelor students of the training program 38.03.03 "Management" with the help of Rotter Internal-External Control Scale

The article analyzes the potential of using the diagnostics tool of the formation of the general professional competence of bachelor students -Rotter Internal-External Control Scale. There is given the review of the professional scientific literature of using the psychological tests in the diagnostics of students competence. There is suggested and tested the new unconventional way of evaluating the general professional competencies.

Key words: competence, general professional competence, diagnostics of competencies, competencies formation, locus of control, Rotter Internal-External Control Scale.

(Статья поступила в редакцию l3.0l.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.