Научная статья на тему 'Диагностика сформированности нравственных представлений у младших школьников'

Диагностика сформированности нравственных представлений у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3205
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дурнева Т.В.

В статье раскрываются особенности нравственного воспитания младших школьников. Рассмотрен процесс развития нравственных представлений в условиях современного образования. Приводятся результаты диагностики сформированности нравственных представлений у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика сформированности нравственных представлений у младших школьников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373.31

Т. В. Дурнева

аспирант УлГПУ имени И.Н.Ульянова г.Ульяновск, Российская Федерация

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье раскрываются особенности нравственного воспитания младших школьников. Рассмотрен процесс развития нравственных представлений в условиях современного образования. Приводятся результаты диагностики сформированности нравственных представлений у младших школьников.

Ключевые слова

Нравственные представления, младший школьник, нравственное воспитание.

В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для начальной школы сформулирована высшая цель образования - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России [5, с. 15].

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими [2, с. 27]. Нравственное воспитание включает формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества, ознакомление с нормами нравственности и разумности, превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств [2, с.36].

Нравственные представления ребенка творчески подвижны, они обогащают его «отношенческий» аппарат [4, с. 5]. Здесь активную роль играет воображение (условной нравственной ситуации, самого себя в данной ситуации, мечта о желаемой нравственной ситуации). Это подтверждают и психологические исследования Л.С. Выготского, Л.С. Коршуновой, Б.И. Пружининой. Психологи отмечают, что представления у младших школьников опираются на конкретные предметы и объекты, элементы воображения обнаруживаются тогда, когда ребенок открывает для себя функциональную значимость воспринимаемых объектов и делает эту значимость предметом особого рассмотрения и специальных процедур [1, с.22].

С целью выявления уровня сформированности нравственных представлений у младших школьников мы использовали разработанную нами анкету, которая содержала пять вопросов:

1) Ты знаешь, что такое совесть? Объясни.

2) Зачем нужны нормы поведения?

3) Как ты относишься к людям, которые нарушают правили и нормы?

4) Что нужно делать с людьми, которые неправильно себя ведут?

5) Какое правило ты бы предложил людям?

В качестве базы исследования выступили учащиеся 2 «Б» класса МБОУ СШ № 35 города Ульяновска (25 человек). По результатам проведения анкеты мы получили следующие данные:

• На вопрос «Ты знаешь, что такое совесть?» из 25 учащихся ответили только 10 человек (40%), которые описали это как «внутренний голос», а 15 человек (60%) затруднились ответить.

• При ответе на вопрос «Зачем нужны нормы поведения?» 5 человек (20%) ответили, что «они помогают людям общаться», 5 человек (20%) - «чтобы не было ссор и войн», а 15 человек (60%) затруднились в ответе.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070

• На вопрос «Как ты относишься к людям, которые нарушают правили и нормы?» 20 человек (80%) ответили отрицательно, а 5 человек (20%) ответили «никак».

• Вопрос «Что нужно делать с людьми, которые неправильно себя ведут?» вызвал интерес у детей и множество ответов. Самые распространенные были: «сажать в тюрьму, наказать» - 15 человек (60%), 7 человек (28%) - «отнимать то, что они любят», 3 человека (12%) - «поговорить и научить».

• На вопрос «Какое правило ты бы предложил людям?» 12 человек (48%) ответили «Уважать друг друга», 7 человек (28%) - «Дружить», 6 человек (24%) ответили «не знаю».

Таким образом, мы видим, что представление о нормах у детей сформированы поверхностно. Многие дети не понимают смысла и значения слова «совесть» и «норма поведения». Можно говорить о недостаточном уровне развития нравственных представлений у младших школьников и необходимости формировать их в условиях учебно- образовательного процесса. Как известно, именно младший школьный возраст считается сензитивным для формирования нравственности, поэтому важно грамотно построить процесс нравственного воспитания подрастающего поколения. Список использованной литературы

1. Зотова О. И. Направленность личности и социальная регуляция поведения / О.И. Зотова // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 2010.С. 30-33.

2. Косачёва И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: Издательство «АРКТИ», 2015. 62 с.

3. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа. - 2011. - №1. С. 46 - 50.

4. Леднев В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании, 2012, №6. С. 3-6.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010.

© Дурнева Т.В., 2017

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Г.Г.Валиахметова учитель татарского языка лицея г. Бирска г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ИСКУССТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ УЧАЩИМИСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Аннотация

Выделена дидактическая возможность рассмотрения учащимися средних общеобразовательных школ общего и отличительного естественных русского, английского, татарского языков и искусственных языков программирования для повышения качества образования обучающихся.

Ключевые слова

Естественный язык, искусственный язык, общее и отличительное в языках. Имеющая определенную структуру, выполняющая функцию формирования, передачи и хранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.