Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копрова Е.Д.

В статье актуализируется проблема изучения особенностей сферы самосознания и самооценки младших школьников с умственной отсталостью, описываются результаты эмпирического исследования самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF SELF-ESTEEM OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article actualizes the problem of studying the features of the sphere of self-awareness and self-esteem of younger schoolchildren with mental retardation, describes the results of an empirical study of self-esteem in primary school children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

УДК 376

Копрова Екатерина Дмитриевна,

студент 4 курса направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» e-mail: edkoprova@edu.tversu.ru Научный руководитель: Гонина Ольга Олеговна, заведующая базовой кафедрой

психолого-педагогического обеспечения образовательной практики, к.пс.н., доцент, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В статье актуализируется проблема изучения особенностей сферы самосознания и самооценки младших школьников с умственной отсталостью, описываются результаты эмпирического исследования самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Ключевые слова: самосознание, самооценка, младший школьный возраст, умственная отсталость.

Koprova Ekaterina Dmitrievna,

4th year student of direction 44.03.03 Special (defectological) education "Tver

State University"

e-mail: edkoprova@edu.tversu.ru

Scientific adviser: Gonina Olga Olegovna,

head of the basic department

psychological and pedagogical support of educational practice,

candidate of psychological sciences, associate professor, Tver State University

DIAGNOSIS OF SELF-ESTEEM OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

WITH MENTAL RETARDATION

The article actualizes the problem of studying the features of the sphere of self-awareness and self-esteem of younger schoolchildren with mental retardation, describes the results of an empirical study of self-esteem in primary school children with mental retardation.

Keywords: self-awareness, self-esteem, primary school age, mental retardation.

Для детей с умственной отсталостью самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому проблема изучения самооценки и её особенностей в настоящее время считается одной из самых актуальных, это

поможет воспитать полноценную социально активную личность, которая способна к адекватному самовыражению, к деятельности, которая осуществляется в рамках общепринятых правил и норм. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как комплекс отдельных характеристик личности, но и, как и залог успешного обучения, осознание ребенком своих сил, своих мотивов и потребностей. Знание индивидуальных особенностей самооценки детей с умственной отсталостью может значительно помочь учителю в работе с такими детьми. Он сможет помочь ребёнку адаптироваться в трудных для него условиях обучения. Поэтому возникает необходимость изучения самооценки детей с умственной отсталостью.

Эмпирическое исследование особенностей коррекции самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью проводилось на базе ГКОУ «Тверская школа №2». Выборку составили семеро детей 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости. Дети обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).

Для выявления уровня развития самооценки были использованы три методики: методика «Лесенка» В.Г.Щур [3], методика «Какой я» Р.С.Немов[1], методика «Проба де Греефе»[2].

В ходе проведения диагностики были выявлены следующие данные(см. таблицы 1,2,3,4,5 и рис. 1,2,3,4,5):

Таблица 1

Результаты исследования самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью по методике В.Г. Щур «Лесенка»

Имя ребёнка Результат диагностики

Коля Завышенная самооценка

Василиса Завышенная самооценка

Саша Адекватная самооценка

Мустафа Заниженная самооценка

Дима Т. Завышенная самооценка

Дима Ч. Заниженная самооценка

Гриша Заниженная самооценка

В Завышенная самооценка Н Заниженная самооценка Н Адекватная самооценка

Рис.1. Результаты диагностики самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью по методике В.Г. Щур «Лесенка»

Качественный анализ Методика «Лесенка»

У Коли отмечается завышенная самооценка. Ребёнок после некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, хорошо учусь и помогаю всем, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

По мнению ребёнка родители и учителя оценивают его действия и способности также хорошо, как и он сам.

У Василисы также отмечается завышенная самооценка. Ребёнок после некоторых раздумий и колебаний поставил себя на самую высокую ступеньку и объяснил свои действия, назвав какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами,

считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я умная, добрая, всегда здороваюсь со всеми, но иногда мне лень что-то делать».

По мнению ребёнка родители оценивают его действия и способности также хорошо, как и он сам. А вот учителя по мнению ребёнка недостаточно оценивают её способности.

У Саши наблюдается адекватная самооценка. Обдумав задание он ставит себя на вторую ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения. Адекватно реагирует на замечания со стороны учителей и исправляет ошибки самостоятельно. По мнению ребёнка оценка учителей такая же, а вот родителей несколько ниже.

У Мустафы наблюдается заниженная самооценка. Ребёнок поставил себя на нижние ступеньки, ссылаясь на мнение окружающих. Он отметил, что родители и учителя оценивают низко его способности, ставят низкие оценки, делают замечания по поводу того, что он неаккуратный, непослушный и невнимательный.

У Димы Т. была выявлена завышенная самооценка. Ребёнок после некоторых раздумий поставил себя на самую высокую ступеньку и объяснил свои действия, назвав какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я хороший, добрый, но иногда мне не хочется делать что-то. Мама говорит, что я иногда бываю ленивым».

По мнению ребёнка родители и учителя оценивают его действия и способности также хорошо, как и он сам.

У Димы Ч. была выявлена заниженная самооценка. Ребёнок поставил себя на нижние ступеньки лесенки, не смог толком аргументировать свой выбор, но добавил, что учителя говорят, что он плохо учится и не справляется с заданиями. По мнению ребёнка, родители также низко оценивают его способности, аргументируя это тем, что он неаккуратно выполняет задания и

часто не слушается их.

У Гриши наблюдается заниженная самооценка. Ребёнок ставит себя на нижние ступеньки, ссылаясь на мнение окружающих его людей, аргументировав это тем, что родители и брат называют его глупым, непослушным мальчиком, а учителя по мнению ребёнка недостаточно оценивают его способности и ставят низкие оценки.

Таблица 2.

Исследование самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью по методике Р.С. Немова «Какой я»

Имя ребёнка Количество набранных баллов Уровень самооценки

Коля 10 Высокий

Василиса 10 Высокий

Саша 7 Средний

Мустафа 3 Низкий

Дима Т. 10 Высокий

Дима Ч. 3 Низкий

Гриша 3 Низкий

10 10

10

12 10

2 ■ ■ з

Коля Василиса Саша Мустафа Дима Т. Дима Ч. Гриша

■ Баллы

Рис. 2. Результаты диагностики самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью по методике Р.С. Немова «Какой я»

7

Качественный анализ

Методика «Какой я»

По данной методике 3 детей набрали максимально возможное количество баллов(10 баллов), что соответствует высокому уровню и свидетельствует о завышенной самооценке. Также 3 детей набрали низкие баллы(3 балла), что соответствует низкому уровню и свидетельствует о заниженной самооценке, и 1 ребёнок набрал 7 баллов, это говорит о среднем уровне и адекватной самооценке.

Таблица 3.

Результаты изучения самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью по методике Р.С.Немова «Какой я»

Оцениваемые Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во

качества испытуемых, испытуемых, испытуемых, испытуемых,

личности ответивших ответивших ответивших ответивших

«да» «нет» «иногда» «не знаю»

Хороший 4 2 1 0

Добрый 6 0 1 0

Умный 4 3 0 0

Аккуратный 3 3 0 1

Послушный 3 2 1 1

Внимательный 3 2 0 2

Вежливый 5 1 0 1

Способный 3 2 1 1

Трудолюбивый 4 2 0 1

Честный 5 1 1 0

1

о о

3 3 3 3 3

12 I

1 1 0

4

3

2 2

1 1 1 1 1 1 1 1 1

о о 1 II

^ ^ да да ,да да ^ да

^ * ✓ У У У ✓ у *

г ¿г

^ * с?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да ИНет ■ Иногда ИНе знаю

Рис.3. Результаты диагностики самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью по методике Р.С.Немова «Какой я»

Качественный анализ Методика «Какой я»

Коля и Дима Т. немного поразмышляв, по всем пунктам дали ответ «да», при этом, они приводили примеры из жизни на некоторые пункты(«я хороший, потому что помогаю маме поливать цветы», «я умный, потому что все задания выполняю без подсказок учителей»).

Василиса же без размышлений давала ответ «да» на все пункты, не аргументировав при этом свой выбор. Она отвечала на все вопросы уверено и была уверена в своей правоте и превосходстве.

Мустафа, Дима Ч. и Гриша долго размышляли над своими ответами. Мустафа на 3 вопроса ответил «да», на 2 «иногда» и на 5 вопросов «нет», аргументировав свои ответы ситуациями из жизни( «Учителя и родители говорят, что я непослушный и невнимательный», «я добрый, потому что я стараюсь всем помогать»). Дима Ч. на 1 вопрос ответил «да», на 5 вопросов ответил «нет», на 2 вопроса ответил «иногда», а также еще на 2 «не знаю». Мальчик размышлял над всеми вопросами и иногда приводил ситуации из жизни в подкрепление своего ответа(«Родители говорят, что я неаккуратно выполняю домашнюю работу, а еще часто их не слушаюсь», «но я очень честный и всегда стараюсь говорить правду»). Гриша же подумав, на 2

5

5

4

4

вопроса ответил «да», на 6 вопросов ответил «нет» и на 2 вопроса дал ответ «не знаю».

Саша, поразмышляв, на 5 вопросов ответил «да», на 1 «нет», на 1 «иногда» и на 3 вопроса «не знаю». Он аргументировал выбранные ответы примерами из жизни( «Я умный, стараюсь всегда сам делать задания», « я вежливый, всегда со всеми здороваюсь», «иногда я бываю непослушным, так мне говорят родители»).

Таблица 4

Результаты исследования самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью по методике «Проба де Греефе»

Имя ребёнка Результат диагностики

Коля Завышенная самооценка

Василиса Завышенная самооценка

Саша Адекватная самооценка

Мустафа Заниженная самооценка

Дима Т. Завышенная самооценка

Дима Ч. Заниженная самооценка

Гриша Заниженная самооценка

■ Завышенная самооценка НЗаниженная самооценка иАдекватная самооценка

Рис.4. Результаты диагностики самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью по методике «Проба де Греефе»

Качественный анализ

Методика «Проба де Греефе»

По результатам диагностики у 3 детей отмечается завышенная самооценка, у 1 адекватная и у ещё 3 выявлена заниженная самооценка.

У Коли наблюдается завышенная самооценка. Ребёнок провел самую длинную линию от кружочка, обозначающего его самого, при этом аргументировав свой выбор тем, что он умный и добрый. Самая короткая линия была проведена от круга с другом, а средняя линия, от круга, обозначающего учителя, при этом он сказал, что учитель не хороший и не плохой, потому что он умный, даёт нам знания, но иногда ругает. Детям с интеллектуальными нарушениями свойственна высокая эмоциональная окрашенность оценок и самооценок, что обусловлено общей незрелостью личности.

У Василисы была выявлена завышенная самооценка. Ребёнок провёл самую длинную линию от круга с собой, объяснив это тем, что она умная и хорошая девочка, всё всегда выполняет и всем помогает. Самая короткая линия была проведена от круга с учителем, потому что учитель не по достоинству оценивает её способности, а средняя линия была проведена от круга с другом. Детям с интеллектуальными нарушениями свойственна высокая эмоциональная окрашенность оценок и самооценок, что обусловлено общей незрелостью личности.

У Саши по итогам диагностики отмечается адекватная самооценка. Ребёнок после некоторых раздумий провёл самую длинную линию от круга, обозначающего учителя, аргументировав свой выбор тем, что учитель знает намного больше детей и может научить их чему то новому. От круга, обозначающего его самого была проведена средняя линия, он сказал, что он хорошо учится и старается сам делать все задания, а вот от круга с другом, была проведена самая короткая линия.

У Мустафы наблюдается заниженная самооценка. Ребёнок долго думал над заданием, после этого он провёл самую короткую линию от круга, обозначающего его самого, сказав, что он плохо учится и что он

невнимательный, постоянно его ругают за ошибки. Самую длинную линию он провел от круга, обозначающего друга, сказав, что друг умный и у него всё хорошо получается, а от круга, обозначающего учителя была проведена средняя линия, так как учитель не хороший и не плохой.

У Димы Т. по итогам диагностики выявлена завышенная самооценка. Ребёнок провёл самую длинную линию от круга с собой, среднюю от круга с другом и короткую от круга с учителем. Он объяснил это тем, что он хорошо учится, всегда со всеми вежливый, а учитель иногда кричит и ругается.

У Димы Ч. отмечена заниженная самооценка. Он провёл самую короткую линию от круга, обозначающего его, сказав, что он плохой, не слушается родителей. Самую длинную линию он провёл о круга с другом, сказав, что он учится лучше Димы. Средняя же линия была проведена от круга с учителем, аргументации не было.

У Гриши выявлена заниженная самооценка. Самая короткая линия была проведена ребёнком от круга с ним самим, он сказал, что он плохой и грубый. Самая длинная линия проведена от круга, обозначающего учителя, мальчик аргументировал это тем, что учитель старше и умнее, всегда знает, что делать. Средняя линия была проведена от круга с другом.

Таблица 5

Результаты исследования самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Имя ребёнка Методика «Лесенка» В.Г.Щур Методика «Какой я» Р.С.Немов Методика «Проба де Греефе»

Коля Завышенная самооценка 10 баллов Завышенная самооценка

Василиса Завышенная самооценка 10 баллов Завышенная самооценка

Саша Адекватная самооценка 7 баллов Адекватная самооценка

Мустафа Заниженная самооценка 3 балла Заниженная самооценка

Дима Т. Завышенная самооценка 10 баллов Завышенная самооценка

Дима Ч. Заниженная самооценка 3 балла Заниженная самооценка

Гриша Заниженная самооценка 3 балла Заниженная самооценка

в Завышенная самооценка Н Заниженная самооценка и Адекватная самооценка

Рис. 5. Результаты диагностики самооценки детей младшего школьного

возраста с умственной отсталостью

Таким образом, подводя итоги проведенной диагностики, можно сделать выводы о том, что у троих детей отмечена завышенная самооценка, у одного ребёнка адекватная и ещё у троих детей выявлена заниженная самооценка. Результаты проведенного исследования обусловливают необходимость проведения целенаправленной и систематической коррекционной работы по коррекции самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Список литературы

1. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика: учебник. М.: ВЛАДОС, 2001. 640 с.

2. Смирнова С.И. Динамика развития самооценки у младших школьников с задержкой психического развития: материалы 5-й межвузовской

межрегиональной научно-методической конференции. Киров: «Кировский филиал МГЭИ», 2007. С. 148-152.

3. Щур В.Г., Якобсон С.Г. Методика изучения представления ребёнка об отношениях к нему других людей/Психология личности.[Электронный ресурс] URL: http://psyconst.ru/metodika-lesenka-shhur-v-g-metodika-izucheniya-predstavlenij-rebenka-ob-otnosheniyah-k-nemu-drugih-lyudej-psihologiya-lichnosti-teoriya-i-eksperiment-m-1982/ (дата обращения:

15.11.2022).

References

1. Nemov R.S. Psihologiya. Kniga 3. Psihodiagnostika_ uchebnik. M._ VLADOS_ 2001. 640 p.

2. Smirnova S.I. Dinamika razvitiya samoocenki u mladshih shkolnikov s zaderjkoi psihicheskogo razvitiya_ materiali 5_i mejvuzovskoi mejregionalnoi nauchno_metodicheskoi konferencii. Kirov_ «Kirovskii filial MGEI»_ 2007. P. 148_152.

3. Schur V.G., Yakobson S.G. Metodika izucheniya predstavleniya rebenka ob otnosheniyah k nemu drugih lyudei/Psihologiya lichnosti.[Elektronnii resurs] http://psyconst.ru/metodika-lesenka-shhur-v-g-metodika-izucheniya-predstavlenij-rebenka-ob-otnosheniyah-k-nemu-drugih-lyudej-psihologiya-lichnosti-teoriya-i-eksperiment-m-1982/ (data obrascheniya 15.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.