Научная статья на тему 'Диагностика развития нравственной сферы личности школьника: опыт эмпирического исследования'

Диагностика развития нравственной сферы личности школьника: опыт эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
493
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРИЧАСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СОУЧАСТИЕ / СОДЕЙСТВИЕ / ПОСТУПОК / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потанина Л. Т.

в статье рассматривается развитие нравственной сферы личности школьника, выделены критерии и уровни ее развития. Нравственная сфера личности школьника анализируется с позиции ее сопричастного отношения к миру, определяющего характер его взаимодействия с миром на уровне поведения. Представлены эмпирические результаты оценки уровней сопричастного отношения к миру у школьников 5-7-10-х классов общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Потанина Л. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика развития нравственной сферы личности школьника: опыт эмпирического исследования»

Л.Т. Потанина

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

DIAGNOSIS OF THE MORAL SPHERE OF THE INDIVIDUAL STUDENT: THE EXPERIENCE OF EMPIRICAL RESEARCH

Аннотация: в статье рассматривается развитие нравственной сферы личности школьника, выделены критерии и уровни ее развития. Нравственная сфера личности школьника анализируется с позиции ее сопричастного отношения к миру, определяющего характер его взаимодействия с миром на уровне поведения. Представлены эмпирические результаты оценки уровней сопричастного отношения к миру у школьников 5-7-10-х классов общеобразовательной школы.

Ключевые слова: сопричастное отношение, соучастие, содействие, поступок, ценностное отношение, нравственное противоречие.

Abstract: this article discusses the development of the moral sphere of the individual student, identified criteria and levels of development. The moral sphere of the individual student is analyzed from the perspective of its ownership relationship to the world that determines the nature of its interaction with the world at the level of behavior. Presents the empirical results of the assessment of levels of participation relate to the world in schoolchildren 5-7-10th grade public schools.

Keywords: attitudes implicated, abetting, facilitating, action, value attitudes, moral contradiction.

Проблема диагностики с целью оценки нравственной воспитанности рассматривается в научных трудах, посвященных детям школьного возраста (О.С. Богданова, З.И. Васильева, А.В. Зосимовский, Н.Е. Ефременко, И.С. Марьенко, Н.И. Монахов, В.И. Петрова, Н.Е. Щуркова и др.). В исследованиях авторов выделены критерии нравственной воспитанности личности школьника (О.С. Богданова, Л.И. Божович, А.В. Зосимовский, Е.В. Ковтунова, В.И. Петрова, Н.Е Щуркова); определены показатели и их видов - количественных и качественных (Н.Е. Ефременко, Н.И. Монахов, М.И. Шилова); выявлены возможные уровни нравственной воспитанности школьника (З.И. Васильева, А.В. Зосимовский, М.Г. Казакина); разработаны и апробированы методы изучения и диагностики нравственной воспитанности школьника (Б.П. Битинас, А.В. Веденов, ДМ. Гришин, Я.Л. Коломинский, А.И. Кочетов, В.С. Ханчин, Н.Е Щуркова и др.).

В рамках проведенного нами исследования были поставлены следующие задачи:

- выделить критерии и показатели развития нравственной сферы личности школьника;

- определить уровни развития нравственной сферы личности школьника;

- определить условия, способствующие развитию нравственной сферы личности школьника.

В качестве основного критерия нравственной сферы личности мы выделили сопричастное отношение к миру, отражающее характер взаимодействия школьника с миром на уровне поведения. Характер взаимодействия школьника с миром на уровне поведения рассматривался нами с позиции 1) уровня включенности в ситуацию жизни и 2) широты круга значимых объектов. Уровень включенности в ситуацию жизни оценивался следующими параметрами: а) сочувствие, б) содействие и в) поступок. Уровень сочувствия соответствует взаимодействию субъекта с миром, основанном на

© Л.Т. Потанина, 2012

отзывчивом, участливом отношении к другому. Соучастие предполагает выход субъекта на активное участие по отношению к другому. Высший уровень сопричастного отношения к миру предполагает выход субъекта на самостоятельный поступок, действия которого регулируются не только существующими и известными в культуре образцами поведения, но и выходят за их пределы, требуя от субъекта конструирования новых форм. Главным для поступка является его «аксиологичность» -опосредствованность ценностями. Широта круга значимых объектов оценивалась следующими параметрами:

1) ориентация на свое «Я»; 2) ориентация на ближайшее окружение; 3) ориентация на интересы человечества, мира в целом.

Взаимодействие школьника с миром на уровне поведения имеет свои специфические особенности - здесь все основано на свободном уровне и не может быть никак иначе. Поэтому анализ сопричастного отношения к миру на уровне поведения осуществлялся нами с позиции производимого школьником выбора. Все используемые нами методики естественно встраивались в контекст общей работы с детьми, в результате дети не чувствовали себя объектом изучения и анализа, они одновременно констатировали исследуемые уровни, а ситуация тестирования, на наш взгляд, включала в себя момент их формирования.

Одним из средств диагностирования были социально-групповые формы [4]. Главная задача используемых педагогом социально-ролевых форм работы состояла в том, что школьнику посредством конкретной фабулы сюжета предъявлялось нравственное противоречие, требующее разрешения на уровне поведения. В социально-ролевых групповых формах работы каждый персонаж имел право на свободное решение поставленной проблемы и свободное проявление персонального «Я». В качестве условий, способствующих развитию нравственной сферы личности школьника, нами были выделены несколько позиций. Среди них: необходимость в свободе действий, психологической раскованности школьника, чтобы он максимально свободно раскрывал свой внутренний мир. Поэтому в качестве руководящих принципов педагога, проводящего социально-ролевые формы групповой работы, выступили: 1) смещение акцента с поведенческих правил на ценностные отношения; 2) замещение административного стиля работы педагога с учащимися на стиль гуманистический, предполагающий свободу выбора каждого школьника. Стиль работы педагога был выражен следующими показателями: устранением внешнего давления на ребенка и авторитарного распоряжения; усилением роли апелляции к разуму и чувству ребенка; расширением средств организуемой деятельности учащихся; предоставлением свободы выбора мнений, форм в поведении и вариантов решения проблемы.

Эмпирически нами изучалось сопричастное отношение личности школьника к миру на уровне поведения. С этой целью были использованы методики, позволяющие выявить уровни включенности школьника в ситуацию жизни и уровни широты его круга значимых объектов. В исследовании принимали участие учащиеся 5-7 и 10-х кл. г. Тольятти (всего 87 человек). Были использованы следующие методики: «незавершенный пассаж» [2], «свободный выбор» [5], «незавершенный рассказ» [3], а также разнообразные социально-ролевые формы работы: «Магазин одной покупки», «Времена года», «На плоту» [4]. Все используемые нами формы работы позволили диагностировать изменения, происходящие в нравственной сфере личности школьника, и одновременно являлись средством его формирования.

Методика «Незавершенный пассаж» [2].

Задача психодиагностического исследования: выявить уровень сопричастного отношения субъекта к явлениям и событиям жизни. Инструкция: Учащимся предлагалось дописать незавершенный текст, представляющий собой предельно лаконичный сюжет, принявший неожиданный оборот дела и прерванный в кульминационной точке его развертывания.

Материалы: Карточки с представленными ситуациями.

1. Проходящий мимо тебя человек упал. Ты ...

2. Дверь отворилась, кто-то крикнул: «Классного часа не будет - заболел классный руководитель». Мы .

3. Вам велели 8 марта от имени вашего класса поздравить завуча школы букетом цветов, сопровождая его соответствующими словами. Вы входите в кабинет, а там, помимо завуча, присутствует еще две дамы.

Обработка данных: Сюжет выводил испытуемого на позицию субъекта разыгравшегося события. Проведенный нами анализ ответов учащихся позволил оценить смысл желаемого действия субъекта, характер его отношений к ценностным явлениям на уровне поведения. Если учащиеся лишь «наблюдали за упавшим человеком», при этом «сочувствовали ему или смеялись», «радовались отмене классного часа»; входя в учительскую, «дарили цветы завучу» - это соответствовало уровню сочувствия. Если учащийся «подходил к упавшему прохожему с вопросом: «Нужна ли Вам помощь?», «справлялся о здоровье заболевшего классного руководителя», «дожидался завуча за пределами помещения» - это соответствовало уровню содействия. Если учащийся не задумываясь, «бросался на помощь упавшему прохожему», «навещал классного руководителя», «войдя в учительскую, вопреки указанию классного руководителя клал цветы на центр стола и, никого не выделяя, поздравлял с праздником всех присутствующих дам», - это означало, что он выходил на поступок путем конструирования поведения в новых для него условиях. Оценивая высказывания учащихся, мы использовали трехбалльную шкалу: 1) сочувствие, 2) соучастие (содействие), 3) поступок.

Методика «Свободный выбор» [5]

Задача психодиагностического исследования: выявить широту круга значимых для школьника объектов

Инструкция: Продолжить предложение

Материалы: Карточки с недописанными предложениями

Я хотел высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме...

1.Высоко тянул руку, чтобы меня заметили.

2.Слегка поднял руку, сообщая, что могу высказать свое мнение по проблеме.

3.Сидел спокойно: послушаю, что скажут другие.

Когда я вижу, как по лестнице женщина тянет коляску с малышом...

1.Я думаю, где отец этого малыша.

2.Мне жалко, я оглядываюсь, есть ли рядом мужчины.

3.Я подхватываю край коляски и помогаю .

Наше общество несправедливо устроено, поэтому я ...

1.Буду делать, что хочу, вопреки законам.

2.Тоже буду жить по эти законам.

3.Буду защищать справедливость, как смогу.

Обработка данных: выбор поведения производился на основании трех критериев: 1. - исходным являлись личные интересы и центрирование на своем «Я»; 2. -ценностный акцент ставится на близких людях, ради которых и совершаются действия; З.-доминирующей ценностью являются интересы людей, страны, человечества в целом. Анализировались ответы по каждой карточке. Если школьник «высоко тянет руку, чтобы его заметили», «думает о том, где отец этого малыша», «будет вопреки законам делать, что хочет», - это соответствует 1-му уровню широты круга значимых объектов. При этом действия школьника могут не выходить за рамки правил, принятых в обществе, что соответствует логике социальной нормативности субъекта и социальных ожиданий. Если школьник «слегка поднял руку, сообщая, что может высказать свое мнение по проблеме», «сидел спокойно: слушая, что скажут другие», «подхватывал

край коляски, помогая женщине с малышом», это соответствовало 2-му уровню широты круга значимых объектов. Если школьник «защищал справедливость, как сможет», в ситуациях, касающихся не его лично, то это соответствовало 3-му уровню широты круга значимых объектов. Когда в своих действиях школьник ориентировался на интересы человечества, мира в целом, поднимаясь над конкретной ситуацией, учитывая то, чего нет «здесь и сейчас», эти действия соответствовали логике жизненной необходимости, специфичной для личности.

Методика «Незавершенный рассказ» [4].

Задача психодиагностического исследования. оценить реализацию ценностного отношения школьников к другому на уровне поведения.

Инструкция: Учащимся предлагался предельно лаконичный рассказ, ход которого обрывался в кульминационной точке развертывания сюжета. Сюжет выводил учащегося на позицию субъекта разыгравшихся событий.

Сюжет рассказа.

Для 5 кл.

...Новенький сказал, что у него замечательный пес. После уроков мы все пошли к нему домой. К нам навстречу выбежала обыкновенная дворняжка. Мы...

Для 7 и10 кл.

.Мы увидели смешного малыша. На нем была огромная шапка. Малыша под нею почти не было видно. Серега сказал: «Посмотрим, что там под шапкой!» -схватил и бросил ее вверх. Мы...

Вспомогательные материалы: карточки с текстом.

Обработка данных: анализировался каждый ответ. Школьники, выбирая определенный вид поведения, могли выходить либо на сочувствие, либо на соучастие, либо на поступок. Соответственно избранному поведению они оказывались в роли субъекта деятельности, если действовали согласно ожидаемому нормативному поведению, либо, выходя на жизненно необходимое поведение, выходящее за пределы наличной ситуации, восходили на уровень личности. Так, например, если школьник осуждал действия «другого», отходил в сторону и ничего при этом не делал, чтобы защитить того, кому необходима была помощь, то это была позиция социального субъекта, способного на сочувствие. Если же школьник противостоял развернувшейся ситуации (вербально или конкретными действиями), то тем самым он выходил на поступок, диктуемый жизненной необходимостью (для него).

Методика «Магазин одной покупки» [4]

Задачи психодиагностического исследования:

- умение сопоставить свое «Я» с интересами близких людей из семейного окружения;

- осознание правомерности собственного выбора.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура исполнения. Школьник в роли покупателя входил в «зал покупок», где на столе были разложены «товары» - карточки, на которых были написаны названия различных предметов. гитара, теннисная ракетка, шоколад, жевательная резинка, фотоаппарат, велосипед, футбольный мяч, коньки, компьютер, кроссовки, собрание сочинений А.П.Чехова и т.п. Школьник в роли «Продавца» предлагал «покупателю» выбрать одну покупку, благодарил за приобретенную вещь и просил войти в «зал размышлений», где можно присесть и подумать о плате за товар.

На оборотной стороне каждой карточки - «товара» указана «цена». «Маме придется зимой ходить в демисезонном пальто»; «Бабушка не сможет заменить себе старые поломанные очки»; «Младшая сестренка будет ходить в стоптанных туфельках», «Мама откажется от платного бассейна для лечебных процедур» и т.д.

Приняв решение, «покупатель» переходил в «зал возврата покупок» и говорил «консультанту»: «Я покупаю» или «Я возвращаю». «Консультант» пытался повлиять на решение «покупателя», приводя собственные доводы «за» или «против» покупки: «Теннисные ракетки так редко бывают в нашем магазине. Вы подумайте, может быть, их стоит купить.»; «Компьютер - это чудо техники, открывающее окно в мир. Вы подумайте, может все-таки стоит его купить и не страшно, если младшая сестренка будет ходить в стоптанных туфельках, ведь она этого и не понимает» и т.д. Выслушав ответ, он благодарил за покупку или сожалел о ее возврате. Сюжет проигрывается до тех пор, пока последний ребенок не выходил из «магазина».

Вспомогательный материал: карточки с обозначением товара

Вопросы для обсуждения:

«Какие мысли были у тебя во время происходящего действия?»

«Как ты себя чувствовал, приобретая покупку или возвращая ее?»

«Как бы ты поступил в реальной жизни, если бы сейчас оказался перед выбором?»

Обработка данных: Анализировался каждый ответ школьников с позиции 1) ориентации в действиях исключительно на удовлетворение своих личных интересов и 2) способности в своих действиях учитывать интересы членов семьи. К первой группе были отнесены школьники, которым удавалось аргументировать произведенный выбор, порой исходя из интересов членов семьи: «Пожалуй, вы правы.», «Вся семья может скудно питаться всю неделю, но ведь потом музыку будут слушать все и на протяжении длительного времени». Ко второй группе были отнесены школьники, которые несмотря ни на что, осуществляли выбор,ориентируясь исключительно на интересы членов семьи.

Методика «Времена года» [4]

Задача психодиагностического исследования: определение способности соотносить свои интересы с интересами членов семьи.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура исполнения: Ведущий предлагает школьникам распределить между собой роли «мамы», «бабушки», «дедушки», а также «детей» (младшего, среднего, старшего возрастов). Они получают заранее подготовленные карточки с обозначением ролей. Предлагались следующие ситуации.

Начало лета. Семья собралась, чтобы обсудить планы на летний отдых. Мама мечтает о поездке к морю. Папа хотел бы заняться ремонтом дачного домика. Бабушка с дедушкой планируют спокойный отдых на лоне природы в деревне. Старшая дочь планирует отправиться в спортивный лагерь, средний сын мечтает о путешествии с классом, младшая дочь рвется побывать у второй бабушки в другом городе.

Весна. Семья за столом. Мама разливает чай. Окна открыты, тепло и солнечно. Вдруг за окном раздается голос: «Витя, мы ждем тебя!» Это кричат друзья старшего сына. Через некоторое время другой голос: «Светлана! Принесли новый видеофильм. Идем смотреть!» Это зовут среднюю дочь. И, наконец, за окном обращение к младшему сыну: «Максим! В воротах некому стоять! Иди в футбол играть».

Осень..............

Зима...................

Этот импровизированный спектакль останавливал ведущий, как только становилось ясно, способен ли каждый из участников проявить заботу о членах семьи или же он находился весь во власти своих личных интересов. Зрители поочередно оценивали действия всех членов «семьи», решая, кто вел себя по-взрослому. Исполнители ролей менялись на каждом новом этапе.

Вспомогательный материал: карточки с обозначением ролей.

Обработка результатов: Анализировались ответы каждого участника. Если школьник в своих действиях ориентировался на свои личные интересы, т.е. не брал на себя ответственность за маму, папу, брата, сестру и т.д., то он не оценивался как взрослый человек. Если школьник, несмотря на свой небольшой возраст, согласно исполняемой роли, ориентировался на интересы кого-либо из членов семьи, то он оценивался как взрослый человек. Результаты каждой ситуации по мере их постепенного проигрывания, различались, т.к. шел процесс осознания, что для того, чтобы быть в роли взрослого, нужно было брать ответственность за кого-либо из членов семьи, учитывать его интересы при принятии собственных решений.

Методика «На плоту» [4]

Задача психодиагностического исследования, определение способности ориентироваться на другого.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура исполнения. На плоту пять мест для путешественников. Они «плывут» по реке, вокруг необитаемые берега. И вдруг что-то случается. волной смыло съестные припасы; волной смыло маршрутную карту; загрустила самая маленькая участница путешествия, рассорились четыре дамы при одном мужчине на плоту; по берегу бежит какой-то человек, просит его взять шестым; пошел сильный дождь и т.д. Реакции путешественников находились под наблюдением наблюдателей. Момент движения плота сопровождался музыкой Генделя «Музыка на воде». Зрители не вмешивались в происходящие события, а в завершении ролевой ситуации сообщали о своем мнении, было ли поведение достойным (поднималась карточка).

Обработка результатов: Если участники рассуждали о том, что следовало бы делать другому на уровне совета или оправдывали свой отказ в помощи исходя из прагматических целей, то это соответствовало уровню сочувствия; если они совершали конкретные действия, которые с их точки зрения необходимы в создавшихся условиях, то они выходили на уровень содействия. Если, несмотря ни на что, рискуя собственными жизнями, они брали человека на плот, то они совершали поступок.

Рефлексия: был предложен вопрос для обсуждения - что я извлек для себя во время путешествия на плоту?

Результаты эмпирического исследования развития нравственной сферы личности школьника

Результаты распределения школьников по уровню включенности их в ситуацию жизни показали, что большая часть школьников взаимодействует с миром на уровне сочувствия(58,7% - 5кл, 71% - 7кл, 69% - 10кл), меньшая - на уровне содействия (38,3% - 5кл, 28% - 7кл, 29% - 10кл), лишь (3% - 5 кл., 3% - 7кл., 2% - 10) школьников оказались способными к восхождению на уровень поступка. При этом уровни сочувствия и содействия отличаются однообразием, скупостью и повторяемостью по форме выражения. В ситуациях, требующих нестандартных, нешаблонных форм проявления на уровне поведения, школьники не давали иных решений. Мы объясняем данный факт отсутствием в системе современного образования соответствующей целенаправленной воспитывающей деятельности со школьником. По широте круга значимых объектов было установлено. большинство школьников в ситуациях выбора, принимая решения, ориентируется на свои личные интересы (78% - 5кл, 76% - 7кл, 48% - 10кл), незначительная часть школьников (20% - 5кл, 18% - 7кл, 42% - 10кл.) ориентировалась на интересы близких людей (друзей, членов семейного окружения), и лишь (2% - 5кл, 6% - 7кл, 10% - 10кл.) - на интересы человечества, мира в целом, поднимаясь над конкретной ситуацией, что соответствует логике жизненной необходимости, специфичной для личности. Данный этап исследования показал ориентацию школьника на своем эго и склонность к оправданию своего поведения, осуществляемого посредством прагматических ценностей. Школьники, которые и

желали выразить доброжелательное и уважительное отношение к другому не владели разнообразными формами выражения сочувствия, содействия. Значительная часть школьников в ситуациях, требующих оказания конкретной помощи людям, разрешала ситуации посредством рассуждения о помощи ограничиваясь при этом советами. Школьники проявляли внимание и доброжелательность по отношению к другому из близкого окружения, однако интересы другого, который не присутствует рядом, в своем преимуществе не учитывались школьниками. Учащиеся 10-го класса не поднимались в своих мировоззренческих взглядах на позицию человека, представляющего свою страну, планету Земля. Мировоззренческие взгляды отличались узостью и односторонностью видения окружающего им мира. Решение проблем гуманизации и гуманитаризации школьного образования связано с развитием нравственной сферы ребенка, что заставляет по-иному рассматривать как содержание учебно-воспитательного процесса, так и профессиональную подготовку педагогов. Формирование отношения у школьника к действительности зависит от содержания и организации деятельности, а поэтому система образования, с одной стороны, должна расширять уровень освоения знаний ребенка и способов его взаимодействия с миром, а, с другой, - наделять его средствами смыслового познания и присвоения мира, что в значительной степени будет содействовать развитию как познавательной, так и нравственной сфер личности.

Литература

1. Богданова О.С., Петрова В.И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. - М., 1972. - 104 с.

2. Потанина Л.Т., Гусев А.Н.Связь образно-символического мышления с развитием ценностно-смысловых представлений личности // Вопросы психологии. 2008. № 2, с.30-40.

3. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997.

- 78с.

4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Методическое пособие. - М., 2008. - 224 с.

5. Щуркова Н.Е., Мухин М.И., Желаннова А.В.Новое воспитание в новой школе. - М., 2012. - 264с.

Ю.А. Серебренникова

ДЕТСКИЙ ТЕАТР КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CHLDREN'S THEATER AS A FORM OF EDUCATION OF THE INDIVIDUAL IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация: в статье с учетом требований ФГОС затрагиваются вопросы воспитания младших школьников, связанные с их социализацией. В свете деятельностного подхода раскрываются основные направления организации детского театра в досуговой деятельности, рассматриваются содержание и форма детского театра как условия приобретения знаний и коммуникативных умений.

Ключевые слова: дополнительное образование; досуговая деятельность; детские объединения; детский театр.

© Ю.А. Серебренникова, 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.