62
ЭКОНОМИКА и УПРАВЛЕНИЕ
УДК 338.2
Диагностика развития малого предпринимательства в России
В статье рассматриваются причины, сдерживающие развитие малого предпринимательства. Отмечается, что в России недостаточно развивается система венчурного научно-технического малого предпринимательства. Устойчивый характер приобретает криминализация экономики, отрицательно влияющая на малое предпринимательство. Особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться его высокая доля в «теневом» секторе экономики. Выявлены основные административные барьеры, тормозящие развитие малого предпринимательства.
Ключевые слова: малое предпринимательство; безопасность государства; теневая экономика; инновационное предпринимательство; административные барьеры; рекомендации.
The article examines the reasons hampering the development of small business. It is noted that in Russia the system of scientific and technological small business ventures is not sufficiently developed. The ongoing criminalization of the economy negatively affects small business. The share of small business in the "shadow" economy continues to grow. The authors identify key administrative barriers impeding the development of small business.
Keywords: small business; State security; shadow economy; innovative entrepreneurship; administrative barriers; recommendations.
Препятствия на пути развития малого предпринимательства
Можно выделить две группы причин, мешающих развитию малого предпринимательства в России:
• причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства;
• причины частного, преимущественно организационного характера.
Мировая практика свидетельствует о том, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого или стихийного рынка, носящего спекулятивный ха-Рудакова Ольга рактер.
Степановна Отсутствие четкого понимания этих двух тен-
д-р экон. наук, профессор денций и ориентация на исключение государства
кафедры банков и банковских из системы экономического регулирования при-технологий Финансового вели к тому, что в России становление рыночных
университета отношений пошло по второму варианту.
E-mail: [email protected] Одну из причин того, что в России формиру-
ется именно деформированный тип рынка, следует искать в некритическом осмыслении опыта западных стран и его непродуманном перенесении в отечественную практику. Именно так произошло с реализацией модели «шоковой терапии»,
Блинов Андрей Олегович
д-р экон. наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры общего менеджмента и управления проектами Финансового университета E-mail: [email protected]
представляющей собой, по сути, стройную научную теорию, применение которой оказалось весьма результативным в ряде стран. Ошибка состояла в том, что в России она применялась без учета ряда условий. Опыт западных стран свидетельствует о том, что одной из целей введения «шоковой терапии» является потребность в устранении «узких» мест, сдерживающих развитие экономики. Налаживая соответствующее производство (нередко при государственной поддержке), предприниматели «расшивают тромбы» в экономике и в короткие сроки выводят ее из кризиса.
Использование мирового опыта — дело нужное, но при непременном учете собственных возможностей, что в большей степени может обеспечиваться отечественной наукой.
Сейчас стало очевидным, что попытка формирования среднего класса в России не удалась. У нас складывается ситуация, характерная именно для стихийного рынка, когда большинство населения располагает ограниченными покупательными возможностями. Можно сказать, что сегодня в стране формируются три класса [1].
Первый класс, который условно можно назвать высшим, включает лиц с высокими покупательными возможностями. Их запросы не нацелены на товары массового отечественного производства.
Второй класс представляют состоятельные граждане, которые составляют 10-15% населения и тяготеют к запросам высшего класса, хотя и не располагают, как первые, безграничными покупательными возможностями.
Большинство населения относится к третьему классу с малым покупательским спросом, определяющим уровень потребностей, на который должно ориентироваться и «работать» производство.
В то же время из-за постоянного роста цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.
Развитие малого предпринимательства тормозит и существующая система налогообложения. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса в виде упрощенной системы налогообложения льготой может считаться лишь условно.
Учитывая значительные различия в социально-экономическом развитии регионов России
и их бюджетные возможности, при определении пропорций софинансирования Минэкономразвития России приняло решение, согласно которому для большей части субъектов Российской Федерации соотношение расходов федерального бюджета к расходам региональных бюджетов должно быть в пропорции 50 : 50.
Заметим, что институциональная среда российского малого бизнеса кардинально отличается от институциональной среды высокоразвитых стран, что может быть проиллюстрировано на примере сложившейся в России практики поддержки и развития научно-технического малого предпринимательства.
Главной причиной слабого развития научно-технической инновационной деятельности сферы малого бизнеса в России до последнего времени было отсутствие на него внутреннего спроса и, как следствие, низкая доходность этой деятельности. Нередко основным направлением деятельности руководителей структур поддержки инноваций оказывается «выбивание» у государственных и муниципальных органов власти бюджетных средств.
создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Реальная инфраструктура поддержки малого предпринимательства даже с учетом реализации программы Минэкономразвития России, финансовых вливаний из региональных бюджетов мизерна по масштабам и возможностям. До настоящего времени не создана универсальная, единая для всех регионов модель организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Образованные на бюджетные средства организации поддержки малого предпринимательства без должной бюджетной подпитки быстро превращаются в обычные коммерческие предприятия с широким диапазоном услуг, обычно выходящих далеко за сферу малого бизнеса, и превращаются в малые предприятия, борющиеся за выживание. В лучшем случае, сохраняя свой начальный профиль, многие из таких организаций переходят из узкой по масштабам инфраструктуры поддержки малого бизнеса в инфраструктуру его обслуживания.
Рациональность организации системы поддержки малого бизнеса может быть достигнута посредством максимального общественного контроля прежде всего со стороны общественных
64
экономика и управление
предпринимательских объединений сферы малого бизнеса. Для этого государство обязано участвовать в их укреплении.
Базовой частью российской системы государственной поддержки малого бизнеса в России являются инфраструктурные организации. Так, в России функционируют 77 государственных фондов поддержки малого предпринимательства, 370 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, около 50 агентств поддержки малого и среднего предпринимательства, 80 бизнес-инкубаторов, более 50 научных и технологических парков
Целесообразно предусмотреть создание в регионах резервных фондов. Наверное, следует внимательно подойти к предприятиям, которые становятся банкротами, и находить возможность использовать какую-то часть их оборудования, зданий на нужды малых предприятий.
Помимо этого, необходимо оперативно решать вопросы реализации зданий, помещений, т.е. создавать нормальный рынок недвижимости, чтобы каждое малое предприятие имело возможность приобретать ее в собственность.
Привлечению отечественных и зарубежных инвесторов к созданию технополисов и технопарков будет способствовать принятие правительственной программы поддержки технополисов, предусматривающей предоставление льгот для предприятий и организаций, содействующих развитию технополисов и активно в них работающих.
Причины ухода малых предприятий в теневую экономику
Особенность малого предпринимательства в России — его высокая доля в «теневом» секторе экономики.
По некоторым оценкам, в начале XXI в. от 30 до 40% продукции и услуг выпускалось (оказывалось) предприятиями малого бизнеса.
Основными причинами ухода малых предприятий в теневую экономику считаются незащищенность прав собственности, коррупция, слабость правоохранительной системы, недостаток доступных финансовых ресурсов, отсутствие оборотных средств и возможности альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), вынужденный характер арендных отношений, административно-бюрократические барьеры, неразвитость рыночной инфраструктуры, тяжелое налоговое бремя и т.д. [3].
Малые предприятия прибегают к теневым доходам, чтобы покрывать ряд расходов, которые невозможно легальным образом осуществить в условиях неблагоприятной внешней среды. Таким образом, теневой сектор «покрывает», «сглаживает» недостатки экономической и правовой реальности, которые общество не в силах изменить.
С криминализацией экономики особую остроту приобретает проблема обеспечения личной безопасности предпринимателей, часть которых создает собственную службу безопасности, как правило, дорогостоящую и в силу недостаточного профессионализма ее работников ненадежную [4].
Устранение административных барьеров
Под административными барьерами понимается комплекс сложных и противоречивых отношений взаимодействия бизнеса и власти в структуре хозяйства, основные субъекты которого ориентированы на постоянную борьбу за преференции.
К первой группе административных барьеров относятся затруднительные процедуры получения разрешений на открытие своего дела, включая те, которые входят в число обязательных при стандартизации и сертификации. Особо большое количество разрешений требуется для субъектов малого бизнеса, деятельность которых связана с торговлей и строительством. Обычно порядок таких разрешений определяется на региональном уровне и предусматривает необходимость предоставления множества документов. Так, для получения разрешения на осуществление рекламной деятельности требуется в ряде случаев, кроме пакета справок, прохождение слушаний на специально создаваемых комиссиях. Количество потерянного времени исчисляется многими рабочими днями.
Вторая группа административных барьеров [барьеров, возникающих в связи с принятием (угрозой принятия) тех или иных мер контроля текущей хозяйственной деятельности] включает широкий набор соответствующих неправомерных действий со стороны государственных служащих.
Административные барьеры, связанные с субъективным пониманием и толкованием правовых актов со стороны местных властей, ведут к чиновничьему произволу и установлению особых правил получения права на занятие предпринимательской деятельностью. Особенно жесткими условиями и требованиями обставлена процедура
получения лицензии на предпринимательскую деятельность, когда необходимо предоставлять не только многочисленные сведения, отчеты, но и оплачивать по завышенным расценкам услуги по оформлению учредительных документов.
обеспечение информационной поддержки малого предпринимательства
Одна из наиболее острых проблем — недостаток информационной поддержки малых предприятий на федеральном уровне.
Без решения этой проблемы невозможно обеспечить развитие предпринимательской деятельности.
Ряд обстоятельств, сдерживающих предпринимательскую деятельность, связан с тем, что пока не выработаны морально-этические нормы и правила, обеспечивающие доверительные, партнерские отношения. Пока таковые отсутствуют и не сформирована четкая система информационного обеспечения, предпринимателям чаще всего во взаимоотношениях и при обмене информацией приходится полагаться на собственную интуицию.
кадровое обеспечение
Большинство ныне действующих предпринимателей осуществляют деятельность, не имея должных знаний и опыта, что нередко становится причиной их разорения и распада возглавляемых ими предприятий.
Потребности малого и среднего бизнеса в образовательных услугах должны учитываться в образовательных стандартах.
По экспертным оценкам, для обеспечения потребностей развивающейся рыночной экономики необходимо проводить подготовку и переподготовку специалистов для сферы малого предпринимательства в количестве 250-350 тыс. человек ежегодно.
Кадровое обеспечение поддержки в сфере малого и среднего бизнеса должно быть ориентировано на более масштабную подготовку управленческих кадров для малых предприятий. При этом особое внимание должно уделяться содействию занятости и самозанятости населения труднодоступных и депрессивных регионов, а также военнослужащих в запасе.
Кадровое обеспечение поддержки в сфере малого и среднего бизнеса должно быть первую очередь ориентировано на более масштабную
подготовку управленческих кадров для малого предпринимательства и дальнейшее развитие систем подготовки и обучения незанятого населения основам ведения предпринимательской деятельности. Особое внимание следует уделять содействию занятости и самозанятости населения труднодоступных и депрессивных регионов, а также военнослужащих в запасе.
В целях повышения качества образовательных услуг основные усилия государства должны быть сконцентрированы на подготовке достаточного количества квалифицированных преподавателей по основам предпринимательской деятельности. Сама же подготовка и переподготовка кадров для данной сферы относится к числу наиболее сложных видов образовательной деятельности [5].
взаимодействие малого предпринимательства с организациями крупного бизнеса
Для развития малого предпринимательства необходимо установление механизма взаимодействия малого предпринимательства с организациями крупного бизнеса. Привлечение крупного бизнеса в развитие малого предпринимательства должно стать одним из важнейших направлений в политике государственного экономического регулирования. Пример тому — проекты формирования холдинговых компаний, где, по сути, интегрируется крупный производственный комплекс [6].
Это объединение дает возможность компаниям кооперироваться друг с другом на самой разной основе: от поставки сырья до реализации готовой продукции.
Подобное объединение основывается не на отраслевом принципе, а на принципах создания технологической цепочки поставки товара или услуг потребителю, причем без участия посреднических и сбытовых компаний. Кластерные объединения можно создать по принципу наращивания структуры, и в него могут входить на первый взгляд отдаленно связанные между собой звенья.
выводы
Проблема развития малого предпринимательства — это общественная и потому социально-политическая проблема. Подходы к государственной поддержке малого предпринимательства должны быть публичными. Общество должно знать, что намечается делать в этой области и как осуществлять задуманное.
66
А.О. Блинов, О.С. Рудакова Диагностика развития малого предпринимательства в России
Причины подавляющего большинства проблем и трудностей развития малого предпринимательства кроются в состоянии институциональной организации экономики конкретной страны и соответственно в состоянии институциональной макросреды ее малого бизнеса.
Теневая экономика и иррациональные административные барьеры в странах с развивающимися рынками имеют статус доминантных системообразующих институтов. Но в случае реального социально-экономического развития конкретной страны в направлении «высокоразвитости» они переходят в группу недоминантных институтов. Для высокоразвитых стран теневая экономика и иррациональные административные барьеры — малозначимые институты.
Осуществляя государственное управление и регулирование сферы малого бизнеса, необходимо в полной мере учитывать то, что институциональная макросреда и состояние институциональной организации экономики России во многом определяют невыполнение или крайне ограниченное выполнение отечественным малым предпринимательством многих народнохозяйственных функций, которые реализуются малым бизнесом в экономически высокоразвитых странах.
Проблемы теневой экономики и административных барьеров являются ключевыми для понимания особенностей развития малого бизнеса в нашей стране и разработки государственной институциональной политики в отношении малого бизнеса.
В настоящее время сфера малого предпринимательства в России развивается при минимальной поддержке со стороны государства. У малого бизнеса практически нет существенных льгот. Большое число организаций, номинально входящих в инфраструктуру поддержки малого бизнеса, в реальности занимаются преимущественно его коммерческим обслуживанием, а не поддержкой. Провозглашенная ныне на федеральном уровне политика приоритетной государственной поддержки инновационного малого предпринимательства заведомо приведет к растранжириванию бюджетных средств, если она не будет опираться на реальные результаты общей государственной политики по стимулированию спроса на научно-технические инновации в российской экономике.
Российское государство должно реально стимулировать развитие инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства. Однако при этом ему не следует насаждать в интересах бюрократии государственно-частные сервисные монополии, не позволяющие развиваться нормальному конкурентному рынку частных организаций консультационного, информационного, технологического и т.п. обслуживания сферы малого бизнеса.
Малый бизнес в России остро нуждается в совершенствовании межбюджетного регулирования. Только при условии рационализации межбюджетного регулирования провозглашенный еще в 2004 г. курс федерального правительства на передачу основных полномочий по поддержке малого бизнеса на региональный и местный уровни приобретет реальный смысл.
Большую роль в использовании имманентных возможностей малого бизнеса и реализации основных направлений институциональной политики российского государства в отношении малого предпринимательства могут сыграть общественные объединения субъектов малого бизнеса. В целом совокупность объединений предпринимателей сферы малого бизнеса — важная часть, самостоятельный институт гражданского общества.
Государство должно оказать помощь в обобщении и пропаганде позитивного опыта работы общественных объединений по защите интересов своих членов от бюрократического давления.
Литература
1. Егоров А. Ю., Блинов А. О. Государство и предпринимательство. Теория среднего класса. М.: Палиотип, 2003. 520 с.
2. Виленский А. В. Выйти из «тени» — возможно ли? // Первая гильдия России. 2010. С. 3-4.
3. Ковалева Г.А. и др. Теневая экономика, административные барьеры, малый бизнес. Екатеринбург, 2009. 250 с.
4. Исправников В. О., Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М.: РЭЖ и фонд «За экономическую грамотность», 1997. 156 с.
5. Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 3-8.
6. Блинов А. О. Стратегическое развитие территории и поддержка малого бизнеса // Российский академический журнал. 2011. № 4. С. 5-8.