развития: они могли запомнить 3-4 слова 43,4% (5 человек) уже находятся на низком уровне и смогли запомнить 1-2 слова, а при чтении слов они сильно отвлекались на посторонние предметы.
На основании результатов диагностики можно сделать вывод, что уровень развития слуховой памяти находится на среднем и низком уровне.
Данные об уровне развития словесно-логической памяти были исследованы по методике А. Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание».
Высокий уровень формирования словесно-логической памяти показали 2 ребенка - 13,3%, они смогли запомнить 8-10 слов из выбранной картинки. 33,3% (5 человек) детей показали средний уровень формирования вербально-логической памяти, то есть только треть детей смогли найти логические связи в процессе запоминания (7-5 слов из 10). 53,4% (8 человек) детей продемонстрировали низкий уровень формирования словесной и логической памяти, то есть они смогли запомнить не более половины названных слов (1-4 слова). Таким образом, получается, что словесно-логическая память дошкольников находится на низком уровне развития. Детям в исследуемой группе должны проводить развивающую работу с ними по развитию памяти. Развивающая программа включала упражнения и игры, которые направлены на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста. Заключение
При анализе результатов исследования выявлено, что развитие всех видов памяти у детей 5-7 лет происходит в основном на низком и среднем уровне. Таким образом, детям выбранной группы требуется коррекционная работа по развитию всех видов памяти. Список использованной литературы:
1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учеб. пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет»; Высшая школа, 2002.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. М., 1983. Т. 3.
3. А.Р. Лурия и современная нейропсихология /Под ред. Хомской Е.Д., Цветковой Л.С., Зейгарник Б.В. М., 1982.
4. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976.
5. Шелина С.Л. Диагностика навыков взаимодействия у дошкольников в процессе выполнения заданий в игровой форме // Современные гуманитарные исследования. 2010. № 6. С. 261-265.
© Онишкова А.М., 2020
УДК 159.9
К.А. Талашманова
аспирант 1 курса РТУ МИРЭА г. Москва, РФ
ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ СУБЪЕКТА
Аннотация
Статья посвящена определению понимания профессиональной надежности субъекта, на основе проведённых ранее исследований описана взаимосвязь профессиональной надежности и качества профессиональной деятельности, предложена этапы диагностики профессиональной надежности, представляющие собой структуру с нестрогой последовательностью. Каждый из этапов имеет свои особенности и рассматривается в отдельности. Проводится анализ возможных критериев оценки уровня профессиональной надежности, указаны диагностические методики, которые ранее применялись в рамках исследования профессиональной надежности, описывается процесс сбора данных об обследуемых,
процедура экспертной оценки, а так же даны некоторые рекомендации по анализу полученных результатов диагностики профессиональной надежности субъекта.
Ключевые слова
Профессиональная надежность субъекта, показатели профессиональной надежности, этапы диагностики, диагностические методики.
В связи с тем, что под профессиональной надежностью субъекта понимается «уровень безотказности, безошибочности и своевременности его рабочих операций» - надежность выступает важный фактором, обеспечивающим качество профессиональной деятельности [с. 86, 20; 25].
Анализируя современные исследования, можно сделать вывод о взаимосвязи уровня профессиональной надежности и эффективности деятельности [5, 6]. Г.А. Кононова и В.В. Циганов выявили положительную корреляцию между прибылью предприятия и такими показателями профессиональной надежности как: опоздание на работу, несвоевременность действий, отсутствие на рабочем месте, отсутствие необходимых компетенций [11]. По результатам исследования О.Л. Осадчук сделала вывод, что уровень профессиональной надежности педагога влияет на эффективность деятельности [19]. При изучении сотрудников ОВД М.А. Малаев подчеркнул взаимосвязь между профессиональной надежности и безопасностью государства [14]. В сфере предоставления услуг профессиональная надежность так же играет не последнюю роль, влияя на качество, эффективность и удовлетворенность клиентов [30]. Тем самым диагностика профессиональной надежности является важной составляющей при поиске кандидата, а так же при проведении проверок на соответствие занимаемой должности [5, 8, 33, 34].
Одним из методов диагностики профессиональной надежности сотрудников правоохранительных органов и других экстремальных профессий - выступает стимулирующий тест (полиграф) в совокупности с комплексом диагностических методик. Вместе с тем диагностика профессиональной надежности не может быть ограничена только лишь полиграфом и методиками, необходимо учитывать, что профессиональная надежность является интегральным профессиональным качеством и обеспечивает работоспособность на должном уровне в независимости от внешних условий с сохранением нормативно заданных параметров согласно стандартам должности [25, 27]. В то же время по этой причине подчеркивается важность диагностики профессиональной надежности на этапах профессионального отбора и при осуществлении плановых и внеплановых проверок сотрудников [21, 22, 28].
В связи с этим диагностика профессиональной надежности имеет свою структуру и состоит из нескольких этапов:
1. Определение и составление списка показателей профессиональной надежности в совокупности с постановкой целей и задач исследования;
2. Разрабатывается блок диагностических методик;
3. Производится сбор данных об участниках исследования;
4. Подбирается состав экспертов для проведения экспертной оценки;
5. Проведение: - диагностики, - экспертной оценки;
6. Обработка и интерпретация полученных результатов.
Итак, профессиональная надежность относится к определенному виду профессиональной деятельности и именно поэтому диагностика осуществляется безотрывно от неё. В этом случае справедливо отметить, что профессиограмма и профессионально важные качества (ПВК) лежат в основе показателей профессиональной надежности [10, 20]. По своей сути ПВК, разработанные на основе анализа специфики, норм и требований конкретной профессиональной деятельности - это совокупность качеств субъекта, которые необходимы для обеспечения эффективности профессиональной деятельности и включены в этот процесс [17]. В состав ПВК входят: качества субъекта профессиональной деятельности; уровень психического и физического здоровья; способности.
Далее некоторые исследователи обращают внимание, что одним из показателей профессиональной надежности является профессиональная компетентность, под которой в общем понимается обладание
определенными компетенциями, которые представляют собой совокупность знаний, умений и навыков, направленных на качественное выполнение профессиональных функций согласно заявленным должностным обязанностям, нормам и выражается в готовности к профессиональной деятельности. Для оценки уровня профессиональной надежности при этом авторы используют такие критерии профессиональной компетентности, как: когнитивный, эмоционально-волевой, мотивационный, поведенческий, рефлексивный, аксиологический, аффективный [9, 14, 15]. Причем каждому критерию соответствуют свои способы диагностики, которые соотносится с областью профессиональной деятельности.
Риск эмоционального выгорания так же является показателем профессиональной надежности [4, 32]. Данная взаимосвязь обусловлена потерей интереса к профессиональной деятельности. С позиции профессиональной надежности риск выгорания - это вероятность появления истощения, обусловленного продолжительным воздействием стрессовых ситуаций в процессе профессиональной деятельности. С.И. Мозгунова, Е.А. Редина проводя лонгитюдное исследования на примере пожарных доказали, что эмоциональное выгорание снижает уровень профессиональной надежности. Диагностика сотрудников проводилась при помощи «Методики диагностики уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко [16].
Проанализировав исследования в области профессиональной надежности можно сделать вывод о том, что чаще всего авторами использовалась методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI), стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик [1, 2, 24, 30]. Е.А. Дрягалова и А.А. Степанова проводили диагностику на основе: методики оценки карьерных ориентаций Э. Шейн, вопросника «Ответственность» В.П. Прядеин, методики определения степени готовности к риску В. Шуберт, методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмс и Р. Раге [10]. В оценке надежности персонала предприятия Б.Г. Туренко и Т.А. Туренко предлагают систему комплексной оценки специалистов (КОМПОС), включающей в себя «тесты умственных способностей, навыков и склонностей; профессиональные тесты; тесты индивидуальности» [с. 438, 28]. Помимо вышеописанных методов диагностики авторы включили в КОМПОС «тесты Равена (для изучения логичности мышления, интеллкта), Люшера» [с. 438, 28]. Проводя диагностику ПН у педагогов О.Л. Осадчук применила: «Тест мотивации достижения» А. Мехрабиана, шкалу «Локус контроля» Д. Роттера, «Опросник рефлексивности» А.В. Карпова, «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, «Опросник волевого самоконтроля» А.Г. Зверкова, «Словесно-цветовой тест» Дж. Струпа, «Тест оценки умственной работоспособности» Э. Крепелина [18]. В рамках других исследований профессиональной надежности дополнительно упоминаются следующие методики: тест интеллекта Г. Айзенка, «Формализованный тест фрустраций» И.Н. Носса, социометрический метод Дж. Морено, опросник оценки структуры мотивов профессиональной деятельности (ОМПД), тест ценностных ориентаций Рокича [23].
Количественная диагностика профессиональной надежности чаще всего основывалась на таких методах как наблюдение (с достаточно детальными отчетами и протоколами) и эксперимент. Количественная оценка позволяет систематизировать ошибки и отказы, возникающие в процессе профессиональной деятельности субъекта. Данная информация может обеспечить понимание первопричины понижения эффективности деятельности. В таком случае необходимо учитывать, что той самой первопричиной может выступать как субъект, так и условия деятельности. Л.А. Ванштейн классифицировал ошибки по определенным признакам в зависимости от задач, условий и этапов профессиональной деятельности [3]. Другими авторами предлагается одним из способов диагностики профессиональной надежности «анализ ошибочно принятых решений», а так же моделирование предполагаемых ситуаций для выявления наиболее частых ошибок или отказов в процессе профессиональной деятельности [30].
Л. С. Осадчук отмечает в своих работах тот факт, что диагностика отдельных показателей профессиональной надежности может в определенных случаях привести к недостоверным результатам. С.Н. Таюрская в связи с этим предлагает для повышения достоверности проводить совместную диагностику всех показателей профессиональной надежности. При этом Е.Б. Цагарелли в своих
исследованиях доказал, что каждый из показателей профессиональной надежности имеет разный процент влияния на эффективность деятельности и работоспособность субъекта и для решения данного вопроса вводит понятие удельного веса показателей надежности, что позволяет расположить их от наиболее важных к наименее, учитывая возможность их компенсации и комплексного подхода в отношении диагностики [29]. Возможным способом решения вопроса о достоверности получаемых данных может выступить метод продольных срезов, позволяющий проследить изменение качеств субъекта профессиональной деятельности на протяжении длительного времени [31]. На практике этот метод может быть представлен в виде портфолио сотрудника, куда вносятся результаты диагностики, которые в своей совокупности отражают динамику показателей профессиональной надежности [9].
Одним из ключевых моментов в диагностике профессиональной надежности выступает комплексный подход, в состав которого входит не только наличие ПВК у субъекта деятельности и измерение их уровня, но и также сбор данных о сотруднике, экспертная оценка, наблюдение за рабочим процессом, а так же применение опросников и анкет.
Третий этап сопровождается сбором данных об участниках исследования, а именно производится анализ личного дела сотрудника касающегося: возраста, стажа работы, семейного положения, уровня образования, статистик об опозданиях, переработках, выполнении или не выполнении плана работы, наличия или отсутствия дисциплинарных взысканий. Данная информация заносится в специальный протокол. Кроме того, возможна разработка и проведение анкетирования, направленного на выявление стрессовых или патогенных ситуаций, в которых мог находиться сотрудник, что в конечном итоге поможет выявить его отношение к произошедшему и так далее. Такая анкета так же позволит получить дополнительные данные, обнаружить влияние внешних факторов (например, отсутствие должного инструктажа сотрудника, некорректная организация рабочего пространства, напряженная обстановка на работе и так далее).
На четвертом этапе идет формирование состава экспертной группы. Как правило, это руководители и высококвалифицированные специалисты, которыми могут являться как представители организации, так и привлеченные сотрудники извне. Учитывается стаж работы по специальности, степень компетентности, наличие ученой степени, опыт, мотивация, отсутствие конфликтов интересов. Далее определяется: предметная область (которая в данном случае может быть представлена как определение уровня профессиональной надежности), цель экспертного исследования, методы, шкалы оценки, вводится единая процедура проведения [7, 13, 31]. Так же необходимо провести ранжирование показателей профессиональной надежности, из которых выделяются наиболее и наименее важные, что дает возможность учитывать компенсацию одних показателей профессиональной надежности субъекта за счет других.
На пятом этапе происходит проведение диагностики и экспертной оценки, длительность которых зависит от количества обследуемых сотрудников, сложности целей и задач. При этом для повышения достоверности результатов необходимо соблюдать единую процедуру обследования, предъявлять одинаковые требования к её участникам.
На этапе обработки и интерпретации полученных результатов помимо использования стандартных психодиагностических процедур и статистических методов обработки, важно уточнить некоторые особенности [31]:
• Количественный или качественный анализа данных производится по каждой из применяемых методик в отдельности (конечный результат может быть представлен в виде графиков или диаграмм);
• Необходимо определить высокий, средний и низкий уровни профессиональной надежности, на каждом из которых может быть описано обязательное отсутствие или наличие определенных профессиональных или личностных качеств. Наряду с этим некоторые авторы обращают внимание на ошибочность мнения о необходимости суммировать все результаты по итогам проведения диагностических методик;
• При составлении отчетов по итогам экспертной оценки обращать внимание на наличие или отсутствие согласованности экспертов по каждому обследуемому сотруднику. На основе ответов
экспертов возможно построение модели профессиональной надежности субъекта.
• Важность выявления «степени соответствия личных деловых качеств сотрудника критериям профессиональной надежности» [с. 119, 12].
• В том числе составление общего отчета на основе сбора данных, экспертных оценок и результатов диагностики.
Последовательность некоторых из вышеперечисленных этапов может меняться в зависимости от поставленных целей и задач, так например, первоочередно может происходить формирование экспертной группы, которая в ходе исследования сформирует или скорректирует критерии оценки профессиональной надежности субъекта для проведения дальнейшей диагностики. При этом исследование профессиональной надежности может применяться при решении таких задач, как: подбор и расстановка персонала, повышение работоспособности, принятие решений о повышении по должности, сокращение штата сотрудников, проведение плановых и внеплановых проверок.
Таким образом, введение процедуры диагностики профессиональной надежности сотрудников в любой профессиональной области позволит обеспечить минимизацию рисков, повысить работоспособность, эффективность профессиональной деятельности, что в своей совокупности отражается на материальных аспектах любой организации. Список использованной литературы:
1. Беребин М.А., Григорьева И.Ю. Клинико-психодиагностические основания оценки и прогноза риска нарушений психической адаптации и профессиональной надежности сотрудников правоохранительных органов // Вестник ЮУрГУ. - 2011. - № 29. - С. 58-68.
2. Беребин М.А., Кочкина Ю.В. Психодиагностические критерии прогноза нарушений психической адаптации и профессиональной надежности сотрудников правоохранительных органов. // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - № 4. - С. 82-90.
3. Вайнштейн Л.А. Психология ошибочных действий и нарушений профессиональной надежности деятельности работников. // Охрана труда и социальная защита плюс. - 2015. - № 12. - С. 1-11.
4. Ворошилова И.С., Тихомирова Т.В., Синельникова Н.А., Романова М.Л. Модели профессиональной надежности педагога // Ученые записки. - 2014. - № 9(115). - С. 14-18.
5. Гайдамашко И.В., Войтикова М.А. Психологические факторы эффективного управления кадровой работой научной организации // Вестник ТГУ. Серия: педагогика и психология. - 2019. - № 4(49). - С. 16-25.
6. Гайдамашко И.В., Кандыбович С.Л., Секач М.Ф. Психология в системе наук и природе // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: Сборник научных статей и материалов международной конференции. - 2018. - С. 100-106.
7. Гайдамашко И.В., Ослякова И.В. Психологические закономерности проявления уверенности субъектов управления // Вестник ТГУ. Серия: педагогика и психология. - 2019. - № 2(47). - С. 31-35.
8. Гайдамашко И.В., Посохова А.В. Системное психологическое описание мотивации конкурентоспособных предпринимателей // Психолого-педагогический поиск. - 2016. № 1 (37). - С. 182188.
9. Гринвальд О.В. Проблема диагностики социально-этической компетентности студентов-будущих юристов // Вестник КемГУ. - 2009. - № 3. - С. 42-45.
10. Дрягалова Е.А., Степанова А.А. Диагностика акмеологического потенциала личности и профессиональной надежности курсантов МВД РФ // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - С. 166-174.
11. Кононова Г.А., Циганов В.В. Профессиональная надежность персонала как фактор эффективной деятельности организации. // Ученые записки международного банковского института. - 2017. - № 20. -С. 111 -123
12. Кравченко А.В., Еременко Т.Е. Моделирование личностно-профессиональной надежности участников уполномоченных полиции. // Юристъ-Правоведъ. - 2017. - № 2 (81). - С. 116-119.
13. Ксандопуло С.Ю., Новиков В.В., Маринин С.Ю., Гельвер И.В., Зитнер А.В., А.Г. Саенко, Яковенко Г.В. Подход к оценке надежности персонала на предприятиях, эксплуатирующих ОПО // Безопасность
труда в промышленности. - 2007. - № 7. - С. 17-20.
14. Малаев. М.А. Особенности формирования профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел // Научно-теоретический журнал. - 2019. - № 2 (39). - с. 93-100.
15. Малеев Д.В. Оптимизация профессионально-личностного развития как условие обеспечения профессиональной надежности персонала ОВД // Личность в изменяющихся социальных условиях: материалы II Международной научно- практической конференции. - 2013. - С. 99-103.
16. Мозгунова С.И., Редина Е.А. Эмоциональное выгорание как фактор, снижающий профессиональную надежность пожарных // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2018. - № 1(9). - С. 309-311.
17. Морсанова В.И., Кондратюк Н.Г., Гайдамашко И.В. Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2020. - № 1. - С. 77-95.
18. Осадчук О.Л. Взаимосвязь профессиональной надежности и профессионализма педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 1 (9). - С. 25-31.
19. Осадчук О.Л. Долгосрочный прогноз качества педагогической деятельности на основе оценки профессионально надежности педагога. // Человек и образование. - 2011. - № 3. - С. 83-88.
20. Осадчук О.Л. Формирование профессиональной надежности специалиста // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 1 - С. 86-88.
21. Пугачева Е.В. Особенности осуществления противодействия в практике проведения психофизиологических исследований с использованием полиграфа // Современная психология. - 2014. -№ 1. - С. 3
22. Пугачева Е.В., Соловьева А.В. Организация психофизиологических исследований с применением полиграфа в рамках профессионального психологического отбора: учебное пособие. М: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя. - 2014. - 100 с.
23. Путивцев П.В. О психологической оценке профессиональной надежности персонала госслужбы на этапе профессионального роста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2014. - № 3. - С. 95-102.
24. Смирнов С.В., Овчар Н.А., Лифанова Е.В., Тодорев А.Н., Дятлов М.Н. Современные методики психологической диагностики специалистов ответственных и опасных профессий. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2. - С. 50-54.
25. Талашманова К.А. К проблеме понимания профессиональной надежности // Человеческий капитал. -2020. - № 3 (135). - С. 239-245.
26. Туренко Б.Г., Туренко Т.А. Методические подходы к оценке надежности и конкурентноспособности персонала предприятия // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - Т. 26, № 3. - С. 434-440.
27. Федотов А.Ю. Мотивационные факторы профессиональной надежности специалиста силовых структур. // Человеческий капитал. - 2019. - № 10(30). - С. 141-150.
28. Федотов С.Н., Еременко Т.Е. О результатах применения СТИМ-теста в скрининговых исследованиях в интересах оценки профессиональной надежности сотрудников правоохранительных органов // Психология труда и управления в современной России: организация, руководство и предпринимательство: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета психологии и социальной работы. - 2014. - С. 379-384.
29. Цагарелли Е.Б. Практические аспекты системной психолого-педагогической диагностики надежности в экстремальной ситуации в образовательном процессе военных ВУЗов. // Образование и саморазвитие. -2012. - № 6 (34). - С. 172-177.
30. Цветкова И.И., Сиволап А.В. Формирование модели надежности персонала туристкой организации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2017. - № 2 (22). - С. 129-139.
31. Шанина Г.Е. Психологическая диагностика. - М.: 2010. - с. 216
32. Яковлева И.П., Романова М.Л., Киселева Е.С., Матвеева Л.А. Современные методы оценки
профессиональной надежности педагога // Научные труды КубГТУ. - 2017. - № 2. - С. 259-269.
33. Kljushkin A.I., Shinkevich M.V., Gaidamashko I.V., Ivanova N.A., Popova O.V., Ryabchenko O.N. Innovative method for assessing the system of service sector organizational management: from theory to practice // Espacios. - 2018. - Vol. 39 № 1. - P. 15.
34. Tayurskaya S.N. Diagnostics of polycultural competence formation of students of law // Actual problems of the professional sphere in the modern world: materials of the VII International Scientific and Practical Conference of Young Scientists in Foreign Languages. - 2020. - P. 72-75.
© Талашманова К.А., 2020