УДК 378
М. А. Варзанова
Диагностика подготовленности педагогов к преодолению сопротивлений инновационной деятельности
Автор рассматривает актуальную проблему подготовленности педагогического коллектива профессионального учебного заведения к преодолению сопротивлений инновационной деятельности, дает определения понятиям «сопротивление инновациям», «подготовленность к преодолению сопротивлений», «критерии», «показатель», «стиль реагирования на изменение». Определяется компонентный состав, предлагаются критерии и показатели подготовленности к преодолению сопротивлений: когнитивный, мотивационный, практический и эмоционально-волевой, с учетом которых подбираются методики для выявления уровня подготовленности: опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Т. В. Корниловой, опросник «Стили реагирования на изменения» Т. Ю. Базарова и М. П. Сычевой, методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойств рефлексивности А. В. Карпова, анкета «Критерии и показатели подготовленности к преодолению сопротивлений инновационным изменениям». Рассматриваются пять уровней подготовленности: начальный, уровень понимания, уровень принятия, реализации и творческий. Дается краткая характеристика результатов собственного исследования подготовленности пдагогов к преодолению сопротивлений, определяются преобладающий стиль реагирования на изменения, уровень толерантности-интолерантности к изменениям, уровень рефлексивности и эмоциональных реакций на изменения. Доказывается, что большинство педагогов профессионального образования сталкивается с трудностями в инновационной деятельности из-за имеющихся сопротивлений, а следовательно, требуется целенаправленная работа по организации сопровождения педагогов.
Ключевые слова: сопротивление инновационной деятельности, подготовленность к преодолению сопротивлений, критерии, показатели и уровни подготовленности к преодолению сопротивлений инновационной деятельности.
M. A. Varzanova
The Study of the Preparedness of the Teaching Staff to Overcome Resistance to Innovative Activities
The author examines the urgent problem of training the pedagogical staff of vocational training institutions to overcome the resistance of innovation, gives the definition of «resistance to innovations», «readiness to overcome resistance», «criteria», «index», «style of responding to change.» The article defines component composition, describes criteria and indicators of preparedness to overcome resistances: cognitive, motivational, practical and emotional, which are selected for methodology to identify the level of preparedness: a questionnaire of tolerance-intolerance of uncertainty by T. V. Kornilova, the questionnaire «Styles of response to changes» by T. Yu. Bazarov and M. P. Sycheva, the technique of diagnostics of individual measures of severity properties of reflexivity by A. V. Karpov, the questionnaire «Criteria and indicators of preparedness for overcoming resistance to innovative changes». There are five levels of proficiency: elementary, a level of understanding, a level of adoption, implementation and creative.
A brief description of the results of own research of training to overcome resistances is presented. On the basis of the conducted research the predominant style of responding to change, the level of tolerance-intolerance to changes, the level of reflexivity and emotional reactions to change are determined.
It is proved that most teachers of vocational education are characterized by the level of acceptance of the need to overcome the resistance of innovation, and therefore it requires targeted work to support the development of this quality.
Keywords: resistance to innovation, capacity to overcome resistance, criteria, indicators and levels of preparedness to overcome resistance of innovation.
Модернизация образования требует обновления содержания, методов и форм образовательного процесса, обеспечения его качества и эффективности в изменяющихся условиях. Одним из главных субъектов данных изменений является педагогический коллектив, практически реализующий реформы. В связи с этим модернизация образовательной системы невозможна без подготовленности педагогов к принятию и осуществлению
данных изменений. Готовность к участию в инновационных процессах - необходимое условие успешной работы современного педагога, деятельность которого должна быть основана на активной, творческой позиции, стремлении к саморазвитию и самосовершенствованию. Однако педагоги в силу различных причин (личностных, организационных, социальных) характеризуются неоднозначным отношением к нововведениям, а
© Варзанова М. А., 2016
часто явно или скрыто сопротивляются участию в инновационной деятельности.
С целью создания условий для профессионального развития педагогов мы провели исследование их подготовленности к преодолению сопротивлений инновационной деятельности.
На основе изучения материалов исследования по данной проблеме [1] мы уточнили определение «сопротивление инновационной деятельности», под которым понимаем нежелание или полный отказ принимать участие в целенаправленном введении новшеств (нововведений) в образовательной организации со стороны руководителей различных уровней и самих педагогов.
Анализ имеющихся точек зрения на понятие «подготовленность к преодолению сопротивлений» позволил прийти к выводу о том, что подготовленность к преодолению сопротивлений инновационной деятельности - это способность личности преодолевать препятствия и трудности при решении теоретических и практических инновационных задач и достигать намеченного результата инновационной деятельности.
В результате исследования мы определили компонентный состав данного понятия, на основе чего были выделены критерии и показатели развития исследуемого качества. Подготовленность к преодолению сопротивлений включает когнитивный, мотивационный, практический и эмоционально-волевой критерии.
Когнитивный критерий характеризуется уровнем теоретических, практических и методических знаний педагога, умением оперировать основными понятиями, категориями и закономерностями в области инновационной деятельности. Данный критерий определяется следующими показателями: знание целей, задач, способов инновационной деятельности, методов работы, знания о способах, методах и условиях преодоления сопротивлений.
Мотивационный критерий подготовленности к преодолению сопротивлений инновационной деятельности является одним из важных, поскольку от мотивации зависит активность личности, направленность ее дальнейшей деятельности. Мо-тивационный критерий указывает на самореализацию личности педагога как профессионала в инновационной деятельности, на уровень восприимчивости к нововведениям. Данный критерий определяют следующие показатели: потребность в творческой самореализации, установка на преодоление трудностей, направленность на позитивный результат в инновационной деятельности, осознание важности самосовершенствования, готов-
ность отказаться от стереотипов, установка на разработку и внедрение инновации.
Следующим является практический критерий, который включает степень владения умениями и навыками инновационной деятельности, умениями преодолевать трудности и препятствия в процессе освоения инноваций. Данный компонент характеризуется умениями перевести знания в область практического применения. Он включает следующие показатели: владение способами организации инновационной деятельности, умениями принимать обоснованные решения в проблемных и трудных ситуациях, методами профессиональной рефлексии, умениями планировать и организовывать деятельность по внедрению инноваций, управлять собой в процессе инновационной деятельности, способность принимать нестандартные решения, отстаивать свою точку зрения, взаимодействовать в инновационном процессе.
Эмоционально-волевой критерий включает следующие показателями: стремление к риску, готовность к преодолению творческих неудач, позитивную оценку своего предыдущего опыта в инновационной деятельности, инициативность, ответственность, гибкость в решении проблемных ситуаций.
Выявленные критерии позволяют описать их проявления на нескольких уровнях. Анализ различных аспектов подготовки педагогов к профессиональной деятельности показал, что подготовленность к преодолению сопротивлений во многом зависит от того, насколько сформирована соответствующая установка, включающая не только знание, но и понимание необходимости инноваций, их эмоциональное принятие и готовность к реализации [7]. В соответствии с этим нами предлагаются следующие условно выделенные уровни подготовленности:
— Начальный уровень. Педагоги знакомы с понятием «инновации», но не точно понимают его содержание и трудности, возникающие в инновационном процессе, не принимают участия в инновационной деятельности и характеризуются стереотипностью решений профессиональных проблем, безынициативностью, отсутствием потребности в творческой самореализации.
— Уровень понимания. Педагог знаком с понятиями «инновация», «стереотип мышления», представляет трудности внедрения новшеств, понимает необходимость инновационных процессов в образовании, однако в инновационной деятельности участвовать не стремится, может демонстрировать различные формы сопротивле-
ния. Реализация инновации происходит только под влиянием внешнего стимулирования и на репродуктивном уровне.
— Уровень принятия. Педагог понимает и принимает инновации, хочет участвовать в инновационных процессах, осознает важность самосовершенствования, однако реальное участие в инновационной деятельности вызывает у него трудности, связанные со слабыми умениями планировать и организовывать деятельность по внедрению инноваций, управлять собой в инновационной деятельности и взаимодействовать в инновационном процессе. Стремится преодолевать возникающие трудности, но недостаточные знания и умения в сфере реализации инноваций мешают достигать целей.
— Уровень реализации. Педагоги принимают активное участие во внедрении инноваций, стремясь привнести в свою деятельность нестандартные решения; отличаются развитой установкой на преодоление трудностей в инновационной деятельности, характеризуются знанием методов преодоления сопротивлений инновациям, потребностью в творческой самореализации, способностью отказаться от стереотипов в профессиональной деятельности.
— Творческий уровень. Педагоги не только активно внедряют инновационные разработки, но и побуждают своих коллег к инновационной деятельности, демонстрируя ее преимущества и помогая преодолевать возникающие трудности. Характеризуются высокой готовностью к внедрению инноваций в профессиональной деятельности, умением управлять собой в инновационном процессе, способностью принимать нестандартные решения, проявлять инициативу при внедрении инноваций, творческим мышлением.
С учетом предложенной системы критериев и показателей подготовленности педагогов к преодолению сопротивлений инновационной деятельности, а также выделенных уровней развития данного качества был подобран комплекс взаимодополняющих методик, направленных на измерение исследуемого качества, включающий создание диагностических ситуаций, наблюдение, анкетирование, тестирование.
Метод диагностических ситуаций был реализован с помощью создания серии «ситуаций выбора» [4]. Педагогам предлагалось выбрать направление и степень участия в инновационной деятельности, форму представления ее результатов. Применение данного метода сопровождалось постоянным наблюдением, в ходе которого фик-
сировалось отношение к инновационной деятельности, наличие и формы сопротивлений, особенности взаимодействия в инновационном процессе.
С целью исследования мотивационного критерия мы использовали опросник толерантности-интолерантности к неопределенности (автор -Т. В. Корнилова) [6]. Данная методика позволяет определить уровень стремления к изменениям, новизне и оригинальности.
Для изучения практического критерия использовали опросник «Стили реагирования на изменения» (авторы - Т. Ю. Базаров и М. П. Сычева) [2]. Под стилем реагирования на изменения М. П. Сычева понимает предпочтение определенных способов взаимодействия человека с ситуацией изменения, что выражается в эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакциях на изменения. Данная методика позволяет выявить тип отношения и тактику поведения в ситуации изменений и нововведений. Так как уровень рефлексивности является значимым показателем подготовленности к преодолению сопротивлений, нами была использована методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойств рефлексивности (автор - А. В. Карпов) [5].
Уровень сформированности эмоционально-волевого критерия исследовали с помощью анкеты, также разработанной М. П. Сычевой, которая позволяет выявить наиболее полный спектр эмоциональных состояний и реакций, возникающих при встрече с инновациями.
Кроме того, для комплексного определения уровня подготовленности к преодолению сопротивлений нами разработана анкета «Критерии и показатели подготовленности к преодолению сопротивлений инновационным изменениям».
Предлагаемая педагогам методика состоит из листа опроса. Общий уровень подготовленности, а также уровни сформированности отдельных ее компонентов выражаются балльной оценкой, позволяющей определить, насколько у педагога или руководителя развито данное качество.
Исследование подготовленности педагогов к преодолению сопротивлений проводилось среди преподавателей профессиональных образовательных учреждений г. Рыбинска (204 чел.).
Результаты исследования показывают, что в целом подготовленность педагогов к преодолению сопротивлений инновационной деятельности находится на среднем уровне. Однако условно можно выделить три группы педагогов, которые отличаются по большинству показателей.
Наиболее многочисленную группу составляют
педагоги, характеризующиеся уровнем принятия инноваций, проявляющегося в сочетании умеренной толерантности к изменениям, наличии интереса к инновационной деятельности, недостатке знаний в области инноватики и консервативным типом поведения в ситуации изменений. Педагоги, относящиеся к данной группе, в целом принимают инновации, однако относятся к ним с осторожностью. Результаты анкетирования показали, что респонденты характеризуются достаточно высокой мотивацией к инновационной деятельности, однако данные методики «Толерантность-интолерантность к неопределенности» позволили выявить, что 56 % опрошенных педагогов отличаются достаточно выраженным неприятием неопределенности в суждениях и мнениях, ригидностью (как невозможностью менять прежние взгляды и стратегии в новых условиях) и рациональностью (как нацеленностью на максимальный сбор информации, без полноты которой решения для субъекта невозможны). Полученные данные подтверждаются результатами диагностической ситуации, в которой многие педагоги выбрали достаточно пассивную роль при освоении нововведения, ограничившись участием в семинарах и мастер-классах. Формирование положительной мотивации является основной задачей для дальнейшей работы с данной группой педагогов, которые склонны анализировать и изучать нововведения, часто воспринимая их философски.
По результатам методики «Стили реагирования на изменения», большая часть этих педагогов (59 %) характеризуется консервативным стилем. Они в большей степени ориентируются на стабильность, склонны анализировать ситуацию изменений, стараются все разрозненные факты и наблюдения классифицировать и вписать в рациональную схему. При столкновении с проблемами они пытаются всеобъемлюще понять суть вопроса, обычно стремятся держаться в стороне от активности, чтобы иметь возможность тщательно обдумать ситуацию и рассмотреть ее с разных точек зрения. Для того чтобы педагоги приняли изменения, необходимо аргументированно, в деталях описать их необходимость. И даже при понимании объективной необходимости, консерваторам свойственно долго перестраиваться. При внедрении новаций педагоги продолжают работать по тем же правилам, что и раньше, применяют стандартные и проверенные временем способы к решению задач, предпочитают, чтобы все мероприятия проводились в соответствии с намеченным планом, прежде чем действовать, как прави-
ло, все тщательно обдумывают, любят делать все привычным образом [2]. Данный тип педагогов часто демонстрирует пассивное сопротивление, выражающееся в высказываниях вроде «Все новое - это хорошо забытое старое».
С целью решения когнитивных и поведенческих проблем, возникающих в инновационной деятельности, для данных педагогов, по нашему мнению, наиболее эффективен специально разработанный психологический тренинг, групповые занятия, направленные на развитие следующих качеств:
— умение организовывать рефлексию профессионального опыта;
— умение управлять собой в инновационной деятельности;
— навыки инновационной деятельности и решения сопутствующих ей трудностей и проблем;
— стремление использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности;
— умение использовать инновационные технологии в практической профессиональной деятельности.
Другая группа педагогов отличается более низким уровнем подготовленности к преодолению сопротивлений и относится к реактивному типу реагирования на изменения. Результаты опроса показали, что чаще всего данные педагоги испытывают тревогу и страх при встрече с новшествами. Они воспринимают изменения эмоционально, предпочитая стабильность изменениям. При встрече с инновациями переживают стресс и дискомфорт. Ярко выраженные эмоциональные реакции иногда проявляются в открытом сопротивлении. Наиболее эффективными при сопровождении данной группы педагогов являются комплекс тре-нинговых упражнений и индивидуальная поддержка, направленные
— на формирование понимания важности и значимости инноваций в образовании;
— помощь в осознании ими своих педагогических стереотипов и психологических причин проблем, возникающих в инновационной деятельности;
— стимулирование потребности в самосовершенствовании;
— развитие инновационного мышления.
В связи с этим наиболее эффективной может быть индивидуальная работа в сочетании с элементами группового психологического тренинга.
Исследование уровня рефлексивности показало, что большинство педагогов и администрации
(70,2 %), с одной стороны, умеют описывать собственные действия, однако характеризуются недостаточным представлением собственных индивидуальных особенностей мышления, частичным осознанием своих специфических характеристик, что проявляется в искаженном отражении собственных индивидуальных особенностей, а также в стихийном, неорганизованном характере протекания рефлексивных процессов. По нашему мнению, такой уровень сформированности данного качества может создавать сложности при анализе предыдущего инновационного опыта и при планировании и прогнозировании вероятных последствий инновационной деятельности. В связи с этим при сопровождении данной группы педагогов необходимо уделить особое внимание развитию педагогической рефлексии.
Третья группа педагогов относится к реализующему типу реагирования на инновации. Они отличаются поддержкой и принятием изменений, если в них есть объективная необходимость, предпочитают нововведения стабильности, однако не готовы принимать любую идею, предпочитают проверить ее на практике; проявляют готовность к новому, характерную для инноваторов, и рассудительность, свойственную консерваторам. В процессе изменений и в ситуации неопределенности обычно сразу принимают решение и начинают действовать, сосредотачиваются на проблеме и думают, как можно ее решить [2]. Результаты диагностической ситуации подтвердили полученные данные: большинство участников выбрали активную инновационную деятельность, включившись в работу творческих групп. Поскольку педагоги данного типа редко демонстрируют сопротивление и в целом готовы к инновационной деятельности, необходимо создать условия, обеспечивающие успешность их участия в этой деятельности.
Проблемы, выявленные в результате исследования, позволили уточнить и конкретизировать программу подготовки педагогов к преодолению сопротивлений инновационной деятельности с учетом их особенностей:
— при сопровождении группы «консерваторов» создаются условия, обеспечивающие формирование установки на инновационную деятельность, активность при внедрении инноваций, преодоление педагогических стереотипов и стремление к самосовершенствованию;
— при взаимодействии с «реактивными» педагогами предполагается создание условий, направленных на участие в инновационной дея-
тельности, повышение рефлексивности и стремления к саморазвитию;
— «реализаторы» активно участвуют в инновационной деятельности, помогают коллегам при внедрении инноваций.
Таким образом, выявленные на основе исследования уровни подготовленности педагогов к преодолению сопротивлений инновационной деятельности позволили определить ведущие направления дальнейшей работы в педагогическом коллективе и создать программу организации инновационной деятельности.
Библиографический список
1. Адольф, В. А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления [Текст] : монография / В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина. -Красноярск : Поликом, 2007. - 204 с.
2. Базаров, Т. Ю. Создание и апробация опросника «Стили реагирования на изменения» [Текст] / Т. Ю. Базаров, М. П. Сычева // Психологические исследования. - 2012. - Т. 5. - № 25. - С. 12.
3. Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. - Ярославль : ЯГПУ 2014. - 283 с.
4. Байбородова, Л. В. Метод диагностических ситуаций в педагогическом исследовании [Текст] / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 3. - С. 8-12.
5. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] /
A. В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. -Т. 24. - № 5. - С. 45-57.
6. Корнилова, Т. В. Новый опросник толерантно-сти-интолерантности к неопределенности [Текст] / Т. В. Корнилова // Психологический журнал. - 2010. -Т. 30. - № 6. - С. 74-86.
7. Сластенин, В. А. Предметная область «Педагогика» в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования [Текст] /
B. А. Сластенин // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы : сборник научн. статей. - Ч. I. - Омск : ОмГПУ, 2002. -
C. 77-90.
Bibliograficheskij spisok
1. Adol'f, V A. Innovacionnaja dejatel'nost' pedagoga v processe ego professional'nogo stanovlenija [Tekst] : monografija / V. A. Adol'f, N. F. Il'ina. - Krasnojarsk : Polikom, 2007. - 204 c.
2. Bazarov, T. Ju. Sozdanie i aprobacija oprosnika «Stili reagirovanija na izmenenija» [Tekst] / T. Ju. Bazarov, M. P. Sycheva // Psihologicheskie issledo-vanija. - 2012. - T. 5. - № 25. - S. 12.
3. Bajborodova, L. V. Metodologija i metody nauch-nogo issledovanija [Tekst] : ucheb. posobie / L. V Bajborodova, A. P. Chernjavskaja. - Jaroslavl' : JaGPU, 2014. - 283 s.
4. Bajborodova, L. V. Metod diagnosticheskih situacij v pedagogicheskom issledovanii [Tekst] / L. V Bajborodova // Jaroslavskij pedagogicheskij vest-nik. - 2016. - № 3. - S. 8-12.
5. Karpov, A. V. Refleksivnost' kak psihicheskoe svojstvo i metodika ee diagnostiki [Tekst] / A. V. Karpov // Psihologicheskij zhurnal. - 2003. -T. 24. - № 5. - S. 45-57.
6. Kornilova, T. V. Novyj oprosnik tolerantnosti-intolerantnosti k neopredelennosti [Tekst] / T. V. Kornilova // Psihologicheskij zhurnal. - 2010. -T. 30. - № 6. - S. 74-86.
7. Slastenin, V. A. Predmetnaja oblast' «Pedagogika» v gosudarstvennom obrazovatel'nom standarte vysshego professional'nogo obrazovanija [Tekst] / V. A. Slastenin // Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija v Sibiri: problemy i perspektivy : sbornik nauchn. statej. - Ch. I. -Omsk : OmGPU, 2002. - S. 77-90.