Научная статья на тему 'Диагностика педагогического стиля преподавания вокала в вузе'

Диагностика педагогического стиля преподавания вокала в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1121
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОКАЛА / PEDAGOGICAL STYLE OF TEACHING VOCAL / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ / METHODS AND TECHNIQUES OF VOCAL TEACHING / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОКАЛА / DIAGNOSTIC TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна

Рассматривается понятие «педагогический стиль преподавания вокала». Данный термин понимается автором как вокально-педагогический комплекс, включающий в себя: профессионально важные качества, характеризующие вокально-педагогическую деятельность; личностные качества и характер общения преподавателя со студентами; практические методы, отражающие специфику певческой деятельности (концентрический метод, фонетический метод, объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения (пения на основе представления), метод сравнительного анализа). Описываются ход и анализ диагностики данного понятия в вузе на основе применения различных методов и методик: наблюдения занятий, диагностических методик, анкетирования педагогов и студентов. Наблюдение за деятельностью педагогов вокала представлено в двух взаимосвязанных аспектах: межличностном, отражающем стиль общения со студентами, и функционально-деловом, выявляющем вокальные методы преподавания и особенности организации процесса обучения в классе данного педагога-музыканта. На основе обобщения результатов исследования выявляется наиболее эффективный стиль преподавания вокала в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE PEDAGOGICAL STYLE OF TEACHING VOCAL IN THE UNIVERSITY

Discusses the concept of “pedagogical style of teaching vocal”. This term is understood by the author as vocal and educational complex that includes: professionally important qualities that characterizes vocal and pedagogical activity; personal qualities and character of the communication of the teacher with students; practical methods that ref lect the specifics of singing activity (concentric method, phonetic method, explanatory and illustrative method in combination with the reproductive method of the internal singing (singing on the view), the method of comparative analysis). Describes the progress and diagnostic analysis of this concept in the University on the basis of the application of different methods and techniques: observation of practice, diagnostic techniques, survey of teachers and students. Supervision of the teachers of the vocals is represented in two interrelated aspects: interpersonal, ref lecting the style of communication with students: functional business, identifying vocal teaching methods and peculiarities of organization of educational process in the classroom of the teacher-musician. On the basis of generalization of the research results revealed the most effective vocal teaching style in a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Диагностика педагогического стиля преподавания вокала в вузе»

УДК 37.012.8

О. А. Овсянникова

ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОКАЛА В ВУЗЕ

Рассматривается понятие «педагогический стиль преподавания вокала». Данный термин понимается автором как вокально-педагогический комплекс, включающий в себя: профессионально важные качества, характеризующие вокально-педагогическую деятельность; личностные качества и характер общения преподавателя со студентами; практические методы, отражающие специфику певческой деятельности (концентрический метод, фонетический метод, объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения (пения на основе представления), метод сравнительного анализа). Описываются ход и анализ диагностики данного понятия в вузе на основе применения различных методов и методик: наблюдения занятий, диагностических методик, анкетирования педагогов и студентов. Наблюдение за деятельностью педагогов вокала представлено в двух взаимосвязанных аспектах: межличностном, отражающем стиль общения со студентами, и функционально-деловом, выявляющем вокальные методы преподавания и особенности организации процесса обучения в классе данного педагога-музыканта. На основе обобщения результатов исследования выявляется наиболее эффективный стиль преподавания вокала в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: педагогический стиль преподавания вокала, диагностика, методы диагностики, методы и приемы преподавания вокала.

Для успешного профессионального саморазвития преподавателя вуза необходима диагностика профессиональной деятельности педагога, а именно изучение его личностных и профессионально важных качеств, в том числе и у преподавателей творческих специальностей [1]. Важно отметить, что от педагогического стиля преподавателя вуза во многом зависит эффективность развития личности студентов. Педагогический стиль определяется в науке как система педагогических средств и методических приемов, используемых преподавателем в процессе обучения и во взаимоотношениях с учащимися, характеризующая его педагогическую деятельность [2]. Понятие «педагогический стиль» рассматривается обычно в двух взаимосвязанных аспектах: во-первых, применительно к стилю общения между педагогом и учащимися (межличностной), во-вторых, применительно к организации и методике процесса обучения (функционально-деловой) [3, с. 157].

В педагогической науке изучается в основном понятие «педагогический стиль», понятие же «педагогический стиль преподавания вокала» как самостоятельное определение не встречается. Поэтому относительно специфики преподавания вокала нами были выделены составляющие педагогического стиля преподавания вокала, на основе которых проводилась диагностика данного качества преподавателей вуза. Под педагогическим стилем преподавания вокала мы понимаем вокально-педагогический комплекс, который включает в себя: профессионально важные личностные качества, характеризующие и вокально-педагогическую деятельность, и личность преподавателя; практические методы, которые отражают специфику певческой деятельности (концентрический и фонетический методы, объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения, т. е. пения на основе представления; метод сравнительного анализа; характер общения преподавателя со студентами.

Исследование педагогического стиля преподавания вокала проходило на базе кафедры музыкального образования Института психологии и педагогики Тюменского государствен-

ного университета. В исследовании участвовали 3 преподавателя вокала и студенты кафедры. Было произведено педагогическое наблюдение в процессе занятий по классу «Сольное пение» и методический анализ деятельности преподавателей.

В процессе анализа деятельности преподавателей по классу «Сольное пение» были сделаны следующие выводы. Педагоги на своих занятиях использует несколько методов преподавания вокала. Среди них:

- концентрический метод, так как в работе над произведениями у студентов были задействованы все имеющиеся тоны диапазона. Преподаватели добивались силы и свободы звуков крайних регистров;

- фонетический метод, который проявился при распевке III уровня обучения по программе ФМРГ (фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова) [4]. С помощью определенных фонем и слогов преподаватели настраивали певческие голоса студентов на правильное звукообразование;

- объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным, так как преподаватели в процессе занятий демонстрировали музыкальный материал собственным голосом, а студенты воспроизводили услышанное по принципу подражания.

На основе произведенного методического анализа в работе преподавателей вокала кафедры музыкального образования можно выделить следующие принципы:

- принцип воспитания и всестороннего развития. Третий уровень ФМРГ предполагает углубленное самонаблюдение, самоанализ, самоимитацию, вследствие чего вокальная работа преподавателя выстраивается на основе углубления процессов восприятия, представления и воспроизведения, которые тесно связаны со всеми умственными операциями студентов и развитием их мышления;

- сознательности и творческой активности учащихся;

- ситуации успеха обучения (чувствуется заинтересованность и увлеченность студентов певческой деятельностью, преподаватели словесно поддерживают учащихся, присутствует положительный результат работы);

- единства художественного и технического развития [5], так как техническое развитие певческого голоса студентов полностью подчинено художественным целям.

Что касается более частных методических приемов работы по формированию вокальных навыков у студентов, то педагоги в своей работе используют прием вслушивания в показ преподавателя и анализ услышанного с применением ярких образных характеристик [6].

Таким образом, определение педагогического стиля преподавания вокала педагогов на основе наблюдения представлено в двух взаимосвязанных аспектах:

- межличностном - демократический стиль общения, так как преподаватели выстраивают обучение со студентами в тактичной и корректной форме, при этом учитывая их индивидуальные особенности;

- функционально-деловом [7] - преобладает эмоционально-методический стиль с применением различных вокальных методов (концентрический и фонетический методы, объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным), так как преподаватели ориентированы в равной степени на процесс и результат обучения, грамотно планируют учебный процесс, поэтапно отрабатывая весь учебный материал, внимательно следят за уровнем развития всех учащихся.

Для более детального изучения стиля преподавания вокала педагогам кафедры музыкального образования была предложена диагностическая методика А. Марковой по определению стиля педагогической деятельности, адаптированная к данному исследованию [8]. В опросе участвовало 3 преподавателя вокала.

Педагогам был предложен опросник с вариантами ответов, где было необходимо отметить подходящий ответ (при совпадении 2-3 вариантов следовало отметить все колонки).

Анкета № 1. Определение стиля педагогической деятельности

№ Вопрос Варианты ответов

1 2 3 4

1 Вы составляете подробный план занятий? нет да нет да

2 Вы планируете занятие лишь в общих чертах? да нет да нет

3 Часто ли вы отклоняетесь от плана занятия? да да да нет

4 Отклоняетесь ли вы от плана, заметив пробел в знаниях студентов или трудности в усвоении теоретического или музыкального материала? нет да да да

5 Вы отводите большую часть занятия объяснению и разучиванию нового материала? да да нет нет

6 Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый музыкальный материал в процессе разучивания? нет да да да

7 Часто ли вы обращаетесь к студентам с вопросами в процессе разучивания? нет нет да да

8 В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу ученика? нет да да да

9 Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? нет нет да да

10 Вы всегда добиваетесь, чтобы студент самостоятельно исправил свою ошибку при исполнении? нет да да да

11 Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? да да да нет

12 Вы часто меняете темы работы на уроке? да да нет нет

13 Допускаете ли вы, чтобы опрос студентов на групповом предмете «Развитие голоса» спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? да нет нет нет

14 Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы студентов? да нет нет нет

15 Вы постоянно следите за активностью всех студентов во время опроса? нет да нет нет

16 Может ли неподготовленность или настроение студентов во время занятия вывести вас из равновесия? да да нет нет

17 Вы всегда сами исправляете ошибки студентов? да да нет нет

18 Вы всегда укладываетесь в рамки занятия? нет нет да да

19 Вы строго следите за тем, чтобы студенты отвечали и выполняли задания самостоятельно, без подсказок? нет да нет да

20 Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? нет да да да

21 Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым студентам? да нет нет нет

22 Часто ли вы поощряете студентов за хорошие выступления? да да да нет

23 Часто ли вы порицаете студентов за неудачные выступления? нет да нет да

24 Часто ли вы контролируете умения студентов? нет да нет да

25 Часто ли вы повторяете пройденный теоретический или музыкальный материал? нет да да да

26 Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми студентами? да нет да нет

27 Как вы думаете, студентам интересно у вас на занятиях? да да да нет

28 Как вы думаете, учащимся обычно приятно на ваших занятиях? да да да нет

29 Вы постоянно поддерживаете высокий темп занятия? да да да нет

30 Вы сильно переживаете невыполнение студентами домашнего задания? нет да нет нет

31 Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на занятии? нет да нет да

32 Вас отвлекает «рабочий шум» на занятии? нет да нет да

33 Вы часто анализируете свою деятельность на занятии? нет да нет да

После заполнения анкеты преподавателям необходимо было подсчитать количество галочек в каждой колонке. Наибольшее количество ответов в одной из колонок свидетельствовало с определенной долей вероятности преобладания у педагога стиля, названого в этой колонке. Характеристики данных стилей подробно обозначены в работах А. Марковой [7, 9].

Номер колонки Стиль педагогической деятельности

1 Эмоционально-импровизационный

2 Эмоционально-методичный

3 Рассуждающе-импровизационный

4 Рассуждающе-методичный

Анализ полученных результатов показал, что у двоих из опрошенных преподавателей эмоционально-методический стиль педагогический деятельности, у одного преподавателя - рассуждающе-импровизационный.

Одним из условий формирования собственного стиля педагогической деятельности является использование чужого педагогического опыта. В этом помогает изучение педагогической деятельности преподавателей прошлого, а также современников, в том числе и коллег по работе. В этой связи тем же преподавателям был предложен второй опросник, определяющий успешность собственной педагогической деятельности при использовании чужого педагогического опыта (автор - Н. А. Аминов), где педагогам нужно было ответить на поставленные вопросы [10].

Анкета № 2. Успешность педагогической деятельности при использовании чужого педагогического опыта

№ Вопрос

1 Используете ли вы в своей педагогической деятельности опыт других педагогов?

2 Используете ли вы опыт старших педагогов из вашего коллектива?

3 Используете ли вы опыт педагогов-новаторов?

4 Часто ли вы посещаете открытые уроки в вузе, в городе?

5 Используете ли вы в своей работе новые методики и приемы, полученные в результате посещения открытых занятий, семинаров?

6 Читаете ли вы профессиональные педагогические журналы?

7 Используете ли вы в своей работе опыт других педагогов, описанный в этих книгах?

8 Считаете ли вы, что использование вами опыта работы других педагогов является залогом успешности вашей педагогической деятельности?

Анализ полученных результатов показал, что все опрошенные преподаватели используют для формирования собственного педагогического стиля деятельности чужой педагогический опыт. При этом они используют опыт работы старших коллег своего коллектива и педагогов-новаторов, посещают открытые уроки и используют новые методы и приемы, освоенные в результате посещения этих уроков. По мнению одного опрошенного преподавателя, использование опыта работы других педагогов не является залогом успешности их педагогической деятельности. В целом анализ ответов педагогов показал, что использование в работе чужого педагогического опыта влияет на формирование собственного стиля и способствует успешной деятельности педагога.

После определения стилей педагогической деятельности преподавателей класса «Сольное пение» кафедры музыкального образования и определения успешности их педагогической деятельности в зависимости от применения чужого педагогического опыта необходимо было определить результативность педагогической деятельности путем опроса студентов, на которых непосредственным образом отражается стиль педагогической деятельности преподавателей.

В исследовании участвовало 9 студентов (по 3 студента каждого преподавателя класса «Сольное пение»), которым было предложено ответить на вопросы анкеты «Преподаватель - студент» (автор - Н. А. Аминов) [10].

Анкета № 3. «Преподаватель - студент»

№ Мнения студентов Да Нет

1 Преподаватель умеет точно предсказать успехи своих студентов 1 0

2 Мне трудно ладить с преподавателем 0 1

3 Педагог справедливый человек 1 0

4 Преподаватель умело готовит меня к контрольным экзаменам 1 0

5 Педагогу явно не хватает чуткости в отношениях с людьми 0 1

6 Слово преподавателя для меня закон 1 0

7 Педагог тщательно планирует работу со мной 1 0

8 Я вполне доволен преподавателем 1 0

9 Педагог недостаточно требователен ко мне 0 1

10 Преподаватель всегда может дать разумный совет 1 0

11 Я полностью доверяю педагогу 1 0

12 Оценка преподавателя очень важна для меня 1 0

13 Педагог в основном работает по шаблону 0 1

14 Работать с преподавателем - одно удовольствие 1 0

15 Педагог уделяет мне мало внимания 0 1

16 Преподаватель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей 0 1

17 Педагог плохо чувствует мое настроение 0 1

18 Преподаватель всегда выслушивает мое мнение 1 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет педагог 1 0

20 Я не стану делиться с преподавателем своими мыслями 0 1

21 Педагог наказывает меня за малейший проступок 0 1

22 Преподаватель хорошо знает мои сильные и слабые стороны 1 0

23 Я хотел бы стать похожим на педагога 1 0

24 У нас с преподавателем чисто деловые отношения 0 1

Обработка результатов анкетирования студентов проводилась в баллах: 0-8 баллов - у преподавателя авторитарный стиль педагогической деятельности; 8-16 баллов - у преподавателя либерально-попустительский стиль педагогической деятельности;

16-24 баллов - у преподавателя демократический стиль педагогической деятельности. Полученные результаты отражены в следующей таблице (количество студентов):

Педагогический стиль 1-й преподаватель 2-й преподаватель 3-й преподаватель

Авторитарный 0 0 2

Либеральный 0 1 0

Демократический 3 2 1

Анализ полученных результатов показал, что, по мнению студентов, у преподавателей класса «Сольное пение» в подавляющем большинстве демократический педагогический стиль, у одного преподавателя авторитарный и у одного - либеральный.

Объединив результаты диагностических методик, можно определить стили педагогической деятельности преподавателей класса «Сольное пение» кафедры музыкального образования следующим образом:

- первый преподаватель в своей работе использует эмоционально-методический стиль педагогический деятельности, при этом, по мнению студентов, придерживается демократического стиля педагогического общения;

- второй преподаватель использует эмоционально-методический стиль педагогический деятельности, при этом, по мнению студентов, придерживается демократического стиля общения;

- третий преподаватель использует рассуждающее-импровизационный стиль педагогической деятельности, при этом, по мнению студентов, имеет авторитарный стиль педагогического общения.

Успешность педагогической деятельности преподавателя непосредственным образом оценивается по результатам концертно-конкурсной деятельности студентов. Проведенный анализ показал, что у первых двух преподавателей студенты являются регулярными участниками концертных программ внутри учебного заведения, а также многих городских площадок. Кроме того, студенты этих преподавателей регулярно участвуют в конкурсах и занимают призовые места.

Студенты третьего преподавателя также регулярно участвуют в концертах различно уровня, принимают участие в различных вокальных конкурсах, однако количество призовых мест несколько меньше, чем у ранее обозначенных коллег.

Полученные результаты исследования обнаруживают непосредственную взаимосвязь педагогического стиля преподавания вокала и эффективности качества вокального исполнения студентами. Подобная мысль о влиянии стиля педагогической деятельности на качество образования школьников и студентов содержится в работе И. В. Долгополовой, что еще раз подтверждает необходимость развития эффективного педагогического стиля у преподавателей [11].

Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о том, что наиболее эффективным стилем преподавания вокала является эмоционально-методический стиль с гармоничным включением всех музыкально-педагогических методов преподавания вокала. При этом важно, чтобы межличностное общение между преподавателем и студентами было выстроено на основе демократического стиля.

Список литературы

1. Вековцева Т. А. Система содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 68-73.

2. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. 254 с.

3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288 с.

4. Емельянов В. В. Специфические задачи профессиональной голосовой деятельности и обучения учителя музыки и хормейстера // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. С. 62-69.

5. Датский А. А. Воспитание основ вокального исполнительства на начальном этапе обучения // Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. Саратов, 1978. Вып. 1. С. 50-54.

6. Агикян М. С. О подготовке студента-вокалиста к педагогической деятельности // Вопросы вокальной педагогики: сб. ст. М.: Музыка, 1984. Вып. 7. С. 156-173.

7. Маркова А. К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987. № 5. С. 38-42.

8. Маркова А. К. Актуальные проблемы психологии труда учителя // Советская педагогика. 1986. № 6. С. 58-64.

9. Маркова А. К. Психология профессионализма. Самара: АСВТ, 2004. 361 с.

10. Аминов Н. А. Диагностика педагогических способностей / под общ. ред. М. Р. Гинзбурга. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 80 с.

11. Долгополова И. В. Метаиндивидуальный эффект стиля педагогической деятельности в условиях качества образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 81-86.

Овсянникова О. А., доцент.

Тюменский государственный университет.

Ул. Семакова, 10, Тюмень, Россия, 625003. E-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 30.09.2014.

O.A. Ovsyannikova

DIAGNOSTICS OF THE PEDAGOGICAL STYLE OF TEACHING VOCAL IN THE UNIVERSITY

Discusses the concept of "pedagogical style of teaching vocal". This term is understood by the author as vocal and educational complex that includes: professionally important qualities that characterizes vocal and pedagogical activity; personal qualities and character of the communication of the teacher with students; practical methods that reflect the specifics of singing activity (concentric method, phonetic method, explanatory and illustrative method in combination with the reproductive method of the internal singing (singing on the view), the method of comparative analysis). Describes the progress and diagnostic analysis of this concept in the University on the basis of the application of different methods and techniques: observation of practice, diagnostic techniques, survey of teachers and students. Supervision of the teachers of the vocals is represented in two interrelated aspects: interpersonal, reflecting the style of communication with students: functional business, identifying vocal teaching methods and peculiarities of organization of educational process in the classroom of the teacher-musician. On the basis of generalization of the research results revealed the most effective vocal teaching style in a higher educational institution.

Key words: pedagogical style of teaching vocal, diagnostics, diagnostic techniques, methods and techniques of vocal teaching.

References

1. Vekovtseva T. A. Sistema sodeystviya professional'nomu samorazvitiyu prepodavatelya vuza [The scheme of assistance in professional self-development of university teachers]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie - Pedagogical Review, 2014, no. 2 (4), pp. 68-73 (in Russian).

2. Klimov E. A. Individual'ny stil' deyatel'nosti [Individual style of activity]. Psikhologiya individual'nykh razlichiy. Teksty- Psychology of individual differences. The texts. Moscow, MGU Publ., 1982. 254 p. (in Russian).

3. Friedman L. M., Kulagina I. Yu. Psihologicheskiy spravochnik uchitelya [Psychological guide of teachers]. Moscow, Prosve-shchenie Publ., 1991. 288 p. (in Russian).

4. Emel'yanov V. V. Spetsificheskie zadachi professional'noy golosovoy deyatel'nosti i obucheniya uchitelya muzyki i khormey-stera [Specific tasks of the professional voice activity and teaching music teacher and choirmaster]. Voprosy professional'noy podgotovki studentov na muzykal'no-pedagogicheskom fakul'tete. Moscow, MGPI im. V. I. Lenina Publ., 1985. Pp. 62-69 (in Russian).

5. Datskiy A. A. Vospitanie osnov vokal'nogo ispolnitel'stva na nachal'nom ehtape obucheniya [Breeding of fundamentals of vocal performance at the initial stage of learning]. Professional'naya napravlennost' muzykal'nogo obrazovaniya v pedvuze. Saratov, 1978. No. 1. Pp. 50-54 (in Russian).

6. Agikyan M. S. O podgotovke studenta-vokalista k pedagogicheskoy deyatel'nosti [On the training of student-vocalist to teaching]. Voprosy vokal'oy pedagogiki: sb. st. M., Muzyka Publ., 1984. No. 7. Pp. 156-173 (in Russian).

7. Markova A. K., Nikonov A. Ya. Psihologicheskie osobennosti individual'nogo stilya deyatel'nosti uchitelya [Psychological characteristics of the individual style of the teacher's activity]. Voprosy psihologii - Questions of psychology, 1987, no. 5, pp. 3842 (in Russian).

8. Markova A. K. Aktual'nye problemy psihologii truda uchitelya [Actual problems of psychology of teacher]. Sovetskaya peda-gogika - Soviet psychology, 1986, no. 6, pp. 58-64 (in Russian).

9. Markova A. K. Psihologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Samara, ASVT Publ., 2004. 361 p. (in Russian).

10. Aminov N. A. Diagnostika pedagogicheskih sposobnostey [Diagnostics of pedagogical abilities]. Ed. by M. R. Ginzburg. Voronezh, NPO "MODEK" Publ., 1997. 80 p. (in Russian).

11. Dolgopolova I. V. Metaindividual'ny effekt stilya pedagogicheskoy deyatel'nosti v usloviyah kachestva obrazovaniya [Metaindi-vidual effect of style of pedagogical activity in the conditions of new quality of education]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no. 5 (146), pp. 81-86 (in Russian).

Tyumen State University.

Ul. Semakova, 10, Tyumen, Russia, 625003.

E-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.