Научная статья на тему 'Диагностика организационной культуры как элемент самооценки организаций'

Диагностика организационной культуры как элемент самооценки организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гунбина Светлана Геннадьевна

При подходе к системе всеобщего менеджмента качества необходимо проводить самооценку организационной культуры с целью диагностики состояния организации и оценки перспектив. Методика диагностики организационной культуры может быть использована и при выборе партнёров по бизнесу, слияниях и поглощениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика организационной культуры как элемент самооценки организаций»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УДК 316

С. Г. ГУЩИНА

ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ САМООЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИЙ

При подходе к системе всеобщего менеджмента качества необходимо проводить самооценку организационной культуры с цепью диагностики состояния организации и оценки перспектив. Методика диагностики организационной культуры может быть использована и при выборе партнёров по бизнесу, слияниях и поглощениях.

В последнее время в связи с переходом к системе всеобщего менеджмента качества актуальным становится вопрос самооценки организаций на предмет их соответствия концепции ТОМ. Диагностика организационной культуры позволяет не только определить социальнопсихологический климат в организации, но и прогнозировать развитие организации, её экономическую стабильность и конкурентоспособность.

В нашей работе использовался метод диагностики организационной культуры Д. Дэнисона. Объектом исследования выступали шесть предприятий и организаций г. Ульяновска. На вопросы анкеты (экспертный опрос) отвечали руководители отделов и заместители директоров этих предприятий.

На основании концепции организационной культуры Д. Дэнисона выделяются несколько критериев оценки организаций. Оцениваются такие параметры, как приспособляемость, миссия, последовательность и причастность. Автор концепции на основании проведённых исследований утверждал, что если эти показатели у организации высоки - 75 % и более, то организация может успешно развиваться и у неё хорошие финансовые показатели: высокая отдача от активов, инвестиций и продаж, высокий уровень качества продукции, растёт доля рынка, высока инновационность и удовлетворённость работников. Поэтому состояние организационной культуры может служить индикатором всех процессов в организации. Рассмотрим полученные результаты (рис. 1).

Как видно из рисунка, из всех диагностированных организаций ни у одной нет показателей, которые свидетельствовали бы о нормативном состоянии организации.

О С. Г. Гунбина, 2005 64

Снижен уровень приспособляемости, недостаточно хорошие финансовые показатели. Меньшие нормативные показатели приспособляемости и причастности, что указывает на низкую гибкость этих организаций и является очень неблагоприятным показателем, особенно в условиях быстро меняющейся рыночной среды.

По теории Дэнисона, низкие величины этих показателей свидетельствуют о слабом развитии их продуктов, низком уровне инновационности, низкой креативности, отсутствии реакции на запросы клиентов — как внешних, так и внутренних. Можно сказать, что у них отсутствует рыночная ориентация, и они часто производят продукт, который не востребован рынком. Также не осуществляются вложения в развитие персонала, что снижает конкурентоспособность организации.

Таким образом, на основании диагностики организационной культуры можно наметить шаги по совершенствованию стратегии организа-

приспособляемость

Рис. 1. Типы организационной культуры (нормативный - 75% и фактический)

Вестник УлГТУ 2/2005

цми. Во-первых, изучить рынок и потребности клиентов, во-вторых, разработать продукт, соответствующий потребностям рынка, в-третьих, уделять больше внимания развитию собственного персонала.

На основании проведённого исследования сделан вывод, что предприятия г. Ульяновска, как крупные, так и средние, находятся не в лучшем положении и при вступлении России в ВТО велика вероятность их разорения. Рекомендуется регулярно проводить диагностику их организационной культуры в организациях в рамках самооценки и корректировать свои стратегии развития.

Б И Б Л И О ГР А Ф И Ч ЕС К И И СПИСОК

1. Грошев, И. В. Организационная культура: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации» / И. В. Грошев, П. В. Емельянов, В. М. Юрьев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 288 с.

2. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. -СПб.: Питер, 2002.

Гунбшш Светлана Геннадьевна, кандидат психологических наук, доце.ит кафедры «Экономика и менеджмент». Имеет работы в области управления персоналом и изучения корпоративной кутътуры организации.

УДК 378 В. В. ЕФИМОВ

КЛЮЧИ УСПЕХА

О рубежных показателях образования, реализация которых способна повысить качество учебного процесса.

В последние годы успевающие западные компании осознают важность синергии действий по улучшению работы на всех уровнях деятельности. Практика показала, что применение какого-либо одного подхода или метода, обеспечивающего повышение эффективности, например, производства, даёт временный положительный результат, так как остальные составляющие жизненного цикла продукции, работающие по-старому, тормозят этот полученный эффект.

Оказывается, гораздо важнее производить постепенные пошаговые и синхронные улучшения во всех сферах деятельности компании, чем направлять все силы на улучшение одного какого-либо фактора.

Всё большее внимание уделяется интегрированным системам управления, обеспечивающим комплексный подход к улучшению деятельности. Так. например, одновременное

© В. В. Ефимов, 2005

применение на практике стандартов ИСО 9000, стандартов ИСО 14000 (по экологии), стандартов ИСО 19000 (по безопасности), сбалансированной системы показателей (БСГ1) позволяет компании провести улучшение качества деятельности не только в производственной, но и в финансовой сфере, во внешнем и внутреннем маркетинге.

Самая последняя новинка менеджмента по комплексному улучшению деятельности компании под названием «Практическая программа революционных преобразований на предприятии (ППРПП)» является продолжением интегрированных систем управления и базируется на 20 сбалансированных ключевых направлениях деятельности. Система фокусируется на фундаментальных проблемах производства продукции и предоставлении услуг, предлагая чёткий, простой, полезный и предельно прозрачный алгоритм действий (рис.

1).

Вестник УлГТУ 2/2005

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.