ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА СОИСКАТЕЛЕЙ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ И ЗВАНИЙ
УДК 343.983
Татьяна Викторовна БАРКОВА,
преподаватель кафедры криминалистики Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск)
Алексей Викторович РЕПИН,
преподаватель кафедры криминалистики Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск)
repinaleksey@yandex. ш
ДИАГНОСТИКА НЕОБЫЧНОГО СОСТОЯНИЯ ПИШУЩЕГО ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ
DIAGNOSTICS OF UNUSUAL STATE OF THE WRITING PERSON IN THE STUDY OF HANDWRITTEN TEXTS
Рассматриваются вопросы диагностики необычных состояний при исследовании рукописных текстов, приводятся факторы, влияющие на изменение почерка, такие как состояние алкогольного, наркотического опьянения и др. Авторами поднимаются вопросы оценки экспертных выводов, а также необходимости разработки новых методик экспертного исследования рукописных текстов.
The article considers the issues of the diagnostics of unusual states in the study of handwritten texts; such factors as alcohol and narcotics intoxication, and other factors affecting the change in handwriting are given. The authors raise the issues of assessment of experts' conclusions, as well as the need to develop new techniques in expert's study of handwritten texts.
Ключевые слова: диагностика, рукописные тексты, почерк, экспертиза, симптоматика кризисных состояний.
Keywords: diagnostics, handwritten texts, handwriting, examination, symptoms of crisis conditions.
Дискуссионная трибуна соискателей — ученых степеней и званий
Слово «диагностика» произошло от греческого diagnostikos - способный распознавать.
В основе криминалистического диагностического исследования лежит изучение свойств и состояний объектов с учетом изменений, произошедших под влиянием определенных изменений внешней среды. Многолетние исследования Р.С. Белкина, Ю.Г. Корухова, Н.А. Селиванова, В.Я. Колдина и других известных криминалистов позволили системно обосновать основные аспекты криминалистической диагностики.
Теоретической основной криминалистической диагностики является положение о познаваемости события, явления, факта по его результатам.
Повторяемость действий обеспечивает стабильное отражение, позволяющее как получить общие сведения, так и проследить отклонения от нормы. В результате изучения мы получаем определенную информацию. Еще Р.С. Белкин делил информацию на личностную (информацию о человеке -субъекте процесса следообразования); вещную (информацию о предмете) и операционную (информацию об операции, приведшей к возникновению следа).
Рукописный текст является важнейшим источником доказательственной информации, в нашем случае - информации о человеке, написавшем текст.
Имея данные, характеризующие личность преступника, возможно сузить круг лиц, подозреваемых в совершении преступления, и уже впоследствии провести исследование с целью решения идентификационных вопросов. Предлагаем обратиться к истории криминалистики, вспомнить графологию, незаслуженно забытую из-за якобы ненаучности исследований. В последние годы появляются отдельные научные работы, посвященные графологическому анализу рукописных текстов, в частности О.А. Поповой, А.А. Каменской и других авторов. А.А. Каменская методом графологической психодиагностики устанавливает зависимость между почерком и личнос-
тью; зависимости характера личности по рукописным текстам при анализе назначения текста, полей, строк, наклона букв, величины и ширины почерка, нажима и беглости почерка. [2]
Вот некоторые примеры. Прямые строки свидетельствуют о спокойствии, умеренности, рассудительности писавшего. Начало каждого слова стоит ниже окончания предыдущего - неуверенность, наличие комплексов, сильно развитое чувство долга. В обычном состоянии пишущего почерк индивидуален, относительно устойчив и обладает как общими (характерными для большой группы лиц) признаками, так и частными. Индивидуальность почерка проявляется в наличии комплекса частных признаков в отступлении писавшим от начертания букв прописи, другими словами, в отклонениях от типового выполнения. Идентификация человека по почерку, безусловно, важна, но нельзя недооценивать и возможность установить обстоятельства расследуемого события, состояние писавшего на момент выполнения рукописи.
При осуществлении такого двигательного навыка, как письмо, выделяют три уровня его организации: анатомический, физиологический и социально-психологический. [3, с. 136]
Поскольку почерк каждого человека неразрывно связан с организацией его нервной деятельности, психикой, все явления, происходящие с человеком, будь то болезнь, физическое переутомление или состояние алкогольного, наркотического опьянения, обязательным образом находят отражение в почерке. К примеру, координация движений тесно связана с темпом исполнения. Нарушение привычного темпа по различным причинам приводит к нарушению четкости и стройности в выполнении письменных знаков. А координация движений снижается при выполнении рукописи в необычной позе, в результате расстройства нервной деятельности, заболевания и т.д. [4, с. 27]
Разработка методов почерковедческой экспертизы, способных выделить информа-
цию диагностического характера, позволила создать методики, с помощью которых круг вопросов, на которые может дать ответ эксперт, становится все более широким.
Диагностические задачи связаны с решением следующих вопросов:
- выполнен ли рукописный текст мужчиной или женщиной;
- к какой возрастной группе относится автор рукописного текста;
- праворуким либо левшой выполнен текст;
- не выполнен ли рукописный текст (подпись) в необычной обстановке (например, на холоде, в непривычной для исполнителя позе и т.п.), в необычном состоянии пишущего (болезнь, алкогольное или наркотическое опьянение, состояние аффекта и проч.)?
Необходимость в диагностике необычного состояния пишущего возникает для решения следственных задач при расследо-ва-нии таких составов, как убийство (ст. 105 УК РФ), доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ), поскольку для следствия важно, выполнен ли рукописный текст человеком самостоятельно либо под воздействием каких-либо сил: угрозы убийством, шантажа, действия алкогольного либо наркотического опьянения. Объектом криминалистического исследования в данном случае выступает письмо, которое содержит смысловую и графическую сторону. Смысловую сторону письма отражает письменная речь, а графическую - почерк.
По словам О.И. Шахтариной, "участвуя в процессе следообразования, отражения событий, зафиксированная письменная речь становится носителем криминалистически значимой информации, необходимой для выявления и раскрытия преступлений" [6, с. 241].
Почерк - динамическая саморегулирующая система, основанная на письменно-двигательных навыках и отражающаяся в графической технике письма, напрямую зависящая от нервной системы конкретного человека и его состояния на момент выполнения рукописи.
На основе выявления закономерных связей между отдельными личностными качествами и состоянием исполнителя и особенностями почерка в криминалистическом почерковедении разработаны научно обоснованные методики определения возраста, пола, национального языка, состояний алкогольного и наркотического опянения, наличия травмы головного мозга и патологии зрения, а также глубоких расстройств нервной системы, патологических нарушений психики.
В криминалистической литературе описаны различные причины, изменяющие почерк, к ним относятся неправильная поза, непривычные пишущие приборы, непривычные условия письма, различные травмы рук, глаз, физическая усталость, нервные заболевания, переутомление, выполнение текстов в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, намеренное искажение почерка, выполнение текстов с подражанием другому лицу и т.д.
Приведем описание некоторых графологических признаков, указывающих на симптоматику кризисных состояний. "Переживание страха и повышенная тревожность часто выражаются в чрезмерно мелком рукописном тексте, левом наклоне, сжатости (при которой высота буквы существенно преобладает над ее шириной), угловатости, частых неточностях (и возможных исправлениях, нисходящем (падающем) управлении строками, слабом (почти не заметном) нажиме, общей неравномерности в картине письма и судорожной манере исполнения почерка" [1, с. 7].
Основная проблема заключается в дифференциации этих необычных состояний, поскольку одни и те же признаки, отраженные в исследуемом тексте, могут быть следствием совершенно разных причин, и важно не ошибиться с их оценкой.
Несмотря на разработанность многих вопросов в судебном почерковедении и наличия экспертных методик, остаются пробелы в теории, связанные с исследованием рукописей, выполненных лицами, находящимися под воздействием наркоти-
Дискуссионная трибуна соискателей — ученых степеней и званий
ческих средств. Отдельные вопросы освещались такими учеными, как, В.Ф. Орлова, И.К. Сотченко, К.И. Котенко, Т.К. Нефедова, Н.И. Астафьева, М.В. Бобовкин, О.В. Гладкова, О.И. Шахтарина и др.
Например, установлено, что при употреблении героина "наблюдается снижение степени выработанности, изменяется форма линии письма в строке, неравномерен размер интервалов между строками, между словами и буквами. Увеличивается разгон, расстановка и размер букв, наклон почерка неравномерен. Количество стилистических и орфографических ошибок также увеличивается, как и количество повторений элементов при выполнении букв. Происходит изменение размещения отдельных подстрочных и надстрочных элементов" [5, с. 343].
Как известно, психоактивные вещества, входящие в состав наркотических средств, многообразны и, соответственно, их воздействие на расстройство восприятия, сознание и мышление лиц, употребивших наркотическое средство, различно, свои особенности присущи различным стадиям наркоманической болезни пишущего, а также обусловлены особенностями нервной системы конкретного индивида. Все это, без сомнения, усложняет исследования.
Так, при применении снотворно-седа-тивных препаратов наблюдается изменение настроения, возникает расторможен-ность, беспричинное веселье (повышенное настроение не соответствует ситуации, в которой находится опьяневший). При этом признаки, отраженные в почерке, будут одни, к ним может относиться, например,
уход линии строки вверх. По мере уменьшения глубины опьянения повышенное настроение сменяется подавленным, что также отразится при письме, но уже другими признаками. "Депрессивное состояние может проявляться в таких почерковых признаках, как слабый нажим, тенденция к зауженности в окончании слов, эффекте "приклеивания" слов к строкам в сочетании с гирляндичностью написания, слабом напряжении штриха. В целом почерк производит впечатление скованности, тяжести, медлительности" [1, с. 7].
Ученые-криминалисты научились выявлять и оценивать признаки, указывающие на наличие сбивающих факторов, однако все эти методики носят вероятный характер и, соответственно, выводы, полученные экспертом-почерковедом, как показывает практика, носят также вероятный характер. Но даже такие выводы в отдельных ситуациях расследования способны вооружить следствие необходимой информацией для выдвижения следственных версий, проверки показаний участников.
Вышеуказанное возможно при соблюдении определенных условий при подготовке материалов на почерковедческую экспертизу: почерк, которым выполнен исследуемый текст, должен быть высоковырабо-танным; образцы должны быть представлены в достаточном количестве; необходима информация по условиям возможного выполнения исследуемого текста.
При оценке экспертного заключения следует помнить, что одни и те же признаки могут указывать на разные причины при выполнении рукописи.
Библиографический список
1. Гладкова, О.В. Психодиагностика кризисных состояний графологическим методом / О.В. Гладкова // APRIORI. Серия: гуманитарные науки : электронный научный журнал. - 2014. - № 5. URL: www. APRIORI.JOURNAL.RU.
2. Каменская А.А. Графологический анализ текста / А.А. Каменская // Эксперт-криминалист. - 2008. - №2.
3. Попова О.А. Классификация личностных особенностей, отражающихся в почерке / О.А. Попова // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 329.
4. Криминалистическое исследование признаков почерка : учебно-наглядное пособие / сост. А.В. Репин. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2008.
5. Сотченко, И.К. Психоактивные вещества и проблема исследования изменений, происшедших в письме в результате их воздействия / И.К. Сотченко // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2011. - №1-2.
6. Шахтарина, О.И. Некоторые особенности использования данных автороведческой диагностики по речевым навыкам автора в типовых ситуациях / О.И. Шахтарина // Вестник криминалистики. - 2012. - Вып. 4(44).