Суровицкая Г.В., Кудакова А.М. , Чернова О.А. ДИАГНОСТИКА НАДУНИВЕРСИТЕТСКИХ СИСТЕМ КАЧЕСТВА
В статье исследованы возможности, которые предоставляет справочно-аналитическая информационная система «Вузы Росси» для диагностики надуниверситетских систем качества на примере диагностики межрегиональной системы качества Приволжского федерального округа в разрезе специальности200503 «Стандартизация и сертификация». Предложен состав диагностического профиля надуниверситетской системы качества, достаточный для принятия грамотных управленческих решений
Важнейшим аспектом конкурентоспособности инженерного образования России является обеспечение, поддержание и улучшение качества образовательных услуг высшего профессионального образования. Деятельность в области качества вузов и их ассоциаций опирается на системы качества. В настоящее время системы качества многих вузов позиционируются как системы менеджмента качества (СМК), причем часть из них сертифицированы на соответствие международным стандарта ИСО серии 9000.
Одним из основных принципов менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 является принятие решений, основанное на фактах. Данное обстоятельство обусловило повышение требований к процедурам анализа процессов СМК вузов. Как показали результаты прошедшей в октябре 2008 г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана Международной научно-методической конференции «Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии», в настоящее время в практике управления качеством инженерного образования только наметились тенденции к модернизации процедур анализа. Практически не исследованы возможности, предоставляемые процедурами анализа данных о качестве процессов вузов диагностического характера, не разработаны процедуры бенчмаркинга. По мнению авторов, такое положение дел обусловлено следующими причинами:
- недостаточный объем достоверной количественной информации по различным аспектам деятельности вузов из альтернативных источников;
- сравнительно небольшой период развития СМК большинства вузов;
- отсутствие в управленческом аппарате вузов достаточного числа специалистов, владеющих современными методиками бизнес-анализа;
- отсутствие недорогих аналитических систем, ориентированных на анализ процессов СМК вузов.
Ряд проблем, обусловленных названными причинами могут быть решены с использованием справочноаналитической информационной системой «Вузы» Министерства образования и науки РФ.
Справочно-аналитическая информационная система «Вузы России» позволяет провести диагностику систем качества практически на любом уровне управления. При этом необходимо не упускать из вида то обстоятельство, что на функционирование и развитие вузов существенное влияние оказывают функционирование и развитие надуниверситетских систем качества высшего образования (НСКВО). К последним можно отнести национальную, межрегиональную и региональную системы. Причем диагностику следует строить как в рамках анализа отдельных специальностей и направлений подготовки, так и в рамках анализа системы инженерного образования отдельного вуза. В статье [1] предложен алгоритм диагностики межрегиональной системы качества высшего образования.
Рассмотрим диагностику в рамках отдельных специальностей подготовки. Алгоритм диагностики НСКВО представлен на рисунке 1. Как видно из рисунка 1, диагностический профиль как НСКВО в целом, так и ее составляющих (СМК отдельных вузов) содержит следующие компоненты:
- устойчивость системы: способность системы сохранять характер функционирования при изменении
внешней и внутренней среды;
- достаточность системы: свойство содержать необходимые компоненты и функционировать так, что
достигаются запланированные на данный период результаты; определяется по функции достаточности [2] с использованием энтропийного метода;
- степень совершенства системы: определяется как среднее значение соответствующих ей критериев рейтинга;
- сбалансированность управления системой: определятся по стандартному отклонению значений критериев рейтинга.
Возможность диагностирования как системы в целом, так и ее составляющих определяется на основе анализа коэффициента альфа Кронбаха. Коэффициент альфа Кронбаха рассчитывается по формуле [3]:
( _п_ ^
^ а‘
а = -П- 1 - , (1)
п -1 а,
V у
2 - 2
где п - число элементов системы;а - дисперсия значений по каждому критерию рейтинга; сг, -
дисперсия суммарной шкалы (дисперсия суммы значений каждого критерия рейтинга каждого университета).
Степень совершенства системы С по используемым исходным данным определяется формулой:
с =1 ('к+ к+ к), (2)
где в обозначении критерия нижний индекс содержит его номер, а верхний - название вуза (если диагностируется составляющая НСКВО).
Для диагностики устойчивости НСКВО и СМК ее составляющих необходимо найти соответствующую нижнюю контрольную границу (НКГ). НКГ определяется формулой [4]:
ПКГ = с-^С<1 - 1с_) . (3)
Рисунок 1 - Алгоритм диагностики надуниверситетской системы
В качестве примера проведем диагностику НСКВО Приволжского федерального округа на уровне систем качества подготовки специалистов по специальности 200503 «Стандартизация и сертификация» по состоянию на 2 0 07 г.
В таблице 1, где вузы представлены в соответствии с рейтингом специальности по России (см. последний столбец таблицы), приведены исходные данные для диагностики и результаты расчетов. Значение коэффициента альфа Кронбаха для этих данных больше 1. Значит, по данным таблицы 1 можно реализовать диагностику как НСКВО в целом, так и диагностику ее составляющих.
На рисунке 2 приведена контрольная карта значений степени совершенства. НСКВО считается устойчивой, если значения степени совершенства для всех составляющих ее вузов больше значения соответствующего НКГ (пунктир на рисунке 2).
Рисунок 2 - Контрольная карта значений степеней совершенства систем качества подготовки специалистов по специальности 200503 «Стандартизация и сертификация» вузов ПФО по состоянию на 2007 г. Таблица 1- Критерии рейтинга специальности 200503 «Стандартизация и сертификация» вузов ПФО в
2 0 07 г. (по России 8 8 вузов ведут подготовку по данной специальности)
Название вуза Данные по критериям рейтинга, % Характеристики системы качества Место по Рос- сии
1.1 1.2 2.1 2.2 НКГ по вузу Степень совершенства, % Сба- ланси- рован- ность Доста- точ- ность
Казанский государственный технологический университет 100,0 90,3 100,0 37,0 70,2 81,8 30,2 0,16 5
Пензенский государственный университет 29,8 50,8 71,3 5,1 24,6 39,3 28,4 0,63 11
Самарский государственный аэрокосмический университет 45,9 75,4 49,6 100,0 53,7 67,7 25,2 0,04 17
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет 39,7 65,3 29,7 40,9 29,0 43,9 15,1 0,00 55
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства 18,9 100,0 34,8 12,9 33,4 41,7 40,0 0,00 58
Казанский государственный технический университет 46,2 72,4 29,7 5,8 23,9 38,5 28,0 0,33 63
Самарский государственный технический университет 21,5 99,6 22,2 97,6 45,5 60,2 44,3 0,00 6 6
Марийский государственный технический университет 16,7 38,0 35,4 11,2 12,3 25,3 13,4 0,10 67
Мордовский государственный университет 15,3 60,1 28,8 4,5 13,9 27,2 24,1 0,21 72
Уфимский государственный авиационный технический университет 17,1 63,0 29,8 0,7 14,3 27,7 26,4 0,79 73
Башкирский государственный университет 26,0 56,7 21,9 1,4 13,3 26,5 22,8 0,64 77
Чувашский государственный университет 5,0 52,7 20,2 55,8 19,3 33,4 24,9 0,00 82
Оренбургский государственный университет 9,4 32,6 26,4 6,0 6,9 18,6 12,9 0,10 83
Среднее значение 30,1 65,9 38,4 29,1 Ш11111111І1ІІ11 40,9
НКГ по критериям 16,4 51,7 23,9 15,5 26,2
Сбалансированность 24,7 21,3 23,0 35,4 | 18,6
Примечание: значения критериев рейтинга, выделенные жирным шрифтом, меньше НКГ по вузу.
Как видно по рисунку 2, ниже НКГ в 2007 г. значения степени совершенства СМК следующих вузов (на уровне системы качества подготовки специалистов по специальности 200503 «Стандартизация и сертификация»):
- Марийский государственный технический университет;
- Оренбургский государственный университет.
Диагностика устойчивости составляющих НСКВО показала, что устойчива только система качества подготовки специалистов по специальности 200503 «Стандартизация и сертификация» Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Его опыт может быть рекомендован для изучения.
Расчеты достаточности НСКВО и ряда ее составляющих по состоянию на 2007 г. показывают высокую достаточность систем, что отражает результаты деятельности вузов по оптимальному планированию своей деятельности. Отсутствие достаточности системы качества подготовки специалистов по специ-
альности 200503 «Стандартизация и сертификация» зафиксировано только у Уфимского государственного авиационного технического университета.
В 2007 г. зафиксирована низкая степень совершенства НСКВО и ряда ее составляющих. Высокая степень совершенства наблюдается только у Казанского государственного технологического университета, опыт которого может быть рекомендован для изучения.
В 2007 г. не наблюдается сбалансированность управления как системой в целом, так и ее составляющих.
Если анализировать информацию по отдельным критериям, то и здесь наблюдается отсутствие устойчивости и несбаланированность управления.
Таким образом, диагностика НСКВО на уровне отдельной специальности подготовки позволяет выявить слабые стороны системы и ее составляющих, определить вузы с хорошими показателями управленческой деятельности в области качества, что может стать основой для принятия управленческих решений в части оптимизации системы.
Обобщая, отметим, что по данным справочно-аналитической информационной системы «ВУЗы России» может быть реализована диагностика надуниверситетской системы качества инженерного образования и ее отдельных составляющих. По результатам диагностики рекомендуется разработать мероприятия по совершенствованию. К сожалению, эти мероприятия не будут носить оперативный характер так как информация по итогам каждого календарного года обрабатывается справочно-аналитической информационной системой «ВУЗы России» очень медленно.
Литература
1. Суровицкая Г.В. Диагностика межрегиональной системы качества высшего образова-ния//Менеджмент инноваций. - 2008.- № 4. - С. 308-313.
2. Никифоров А. Д. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов. - М.:Дрофа, 2004. - 720 с.:
ил.
3. Дубина И.Н. Математические основы эмпирических социально-экономических исследований: учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. - 263 с.
4. Клячкин В.Н. Статистические методы в управлении качеством: компьютерные технологии: учеб.
пособие/ В.Н. Клячкин. - М.: Финансы и статистика, 2007 .- 304 с.