Научная статья на тему 'Диагностика медиакомпетентности студентов педагогического вуза при выполнении творческого задания'

Диагностика медиакомпетентности студентов педагогического вуза при выполнении творческого задания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
292
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рыжих Н. П.

Целью исследования автора статьи было выявление уровня медиакомпетентности студентов факультета социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова на этапе констатирующего исследования до начала проведения занятий по медиаобразованию. Автор исходил при этом из следующих задач исследования: выявить уровни медиакомпетентности студентов по отношению к креативному показателю; выявить уровни медиакомпетентности студентов по отношению к интерпретационному/оценочному показателю; выявить уровни медиакомпетентности студентов по отношению к практико-операционному (деятельностному) показателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика медиакомпетентности студентов педагогического вуза при выполнении творческого задания»

Диагностика медиакомпетентности студентов педагогического вуза при выполнении творческого задания *

Н.П.Рыжих, кандидат педагогических наук, доцент Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова

Аннотация. Целью исследования автора статьи было выявление уровня медиакомпетентности студентов факультета социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова на этапе констатирующего исследования до начала проведения занятий по ме-диаобразованию. Автор исходил при этом из следующих задач исследования: выявить уровни медиакомпетентности студентов по отношению к креативному показателю; выявить уровни медиакомпетентности студентов по отношению к интерпретационному/оценочному показателю; выявить уровни медиакомпетентности студентов по отношению к практико-операционному (деятельностному) показателю.

Ключевые слова. Медиаобразование, медиакомпетентность, медиапе-дагогика, медиаграмотность, студенты.

Diagnosis of university students' media competence in carrying out creative assignments

Dr. Natalia Ryzhikh

Docent of Anton Chekhov's Taganrog State Pedagogical Institute

(Taganrog, Russia) Member of Russian Association for Media Education

Abstract. The aim of this study was to determine the level of media competence students of the Faculty of Social Pedagogy (Taganrog state Pedagogical Institute, Russia) at the stage of ascertaining the study before the start of classes on media education. Author identified the following research objectives: identify students' levels of media competence in relation to the creative index; identify the levels of media competence of students in relation to the interpretative indicators; identify the levels of media competence of students in relation to the practical-operational indicator.

Keywords: media competence, media education, students, media studies, media literacy.

* статья написана при финансовой поддержке Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 20092013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров", "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук"; проект "Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами", руководитель проекта - А.В.Федоров).

Целью нашего исследования было выявление уровня медиаком-петентности студентов факультета социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова на этапе констатирующего исследования до начала проведения занятий по медиаобразованию.

Мы определили следующие задачи исследования:

- выявить уровни медиакомпе-тентности студентов по отношению к креативному показателю;

- выявить уровни медиакомпе-тентности студентов по отношению к интерпретационному/оценочному показателю;

- выявить уровни медиакомпе-тентности студентов по отношению к практико-операционному (дея-тельностному) показателю.

Для выявления уровней медиа-компетентности аудитории существует множество заданий различного характера, разработанных медиапе-дагогами [См., например: Федоров, 2006; Федоров, 2007; Федоров, 2008; Федоров, 2009; Федоров, 2010; Рес1огоч 2010; Рес1огоч 2011; Федоров, Левицкая, 2011]. В нашем исследовании студентам было

предложено творческое задание -описание кадров из аудиовизуального медиатекста, которые выражают образное обобщение, оставшееся у студентов после просмотра.

В исследовании приняли участие 77 студентов (из них - 28 человек мужского пола - 36% и 49 человек женского пола - 64%).

Вначале мы выявляли уровни медиакомпетентности студентов по отношению к креативному показателю. Все полученные данные занесены в таблицу 1.

Проанализировав данные таблицы 1, мы можем сделать вывод о том, что большинство студентов продемонстрировали средний уровень медиакомпетентности по отношению к креативному показателю. Общий уровень - средний, с тенденцией к низкому Больше половины студентов женского пола продемонстрировали средний уровень, а больше половины студентов мужского пола - низкий уровень. Количество студентов женского пола с высоким уровнем медиакомпетентности по отношению к креативному показателю составило на 9% больше, чем количество студентов мужского пола, а с низким уровнем - соответ-

Таблица 1. Классификация креативного уровня медиакомпетентности аудитории при выполнении творческого задания

№ Уровни медиа-компетентности по отношению к креативному показателю: Количество студентов (в процентах), обнаруживших данный уровень медиакомпетентности по отношению к креативному показателю:

Женского пола Мужского пола Всего

1. Высокий уровень 20 % 11 % 17 %

2. Средний уровень 55 % 36 % 48 %

3. Низкий уровень 25 % 53 % 35 %

ственно на 28% меньше.

Приведем примеры проявления высокого уровня медиакомпе-тентности студентов по отношению к креативному показателю при выполнении творческого задания.

Студенткой описан кадр из фильма «Ёлки» (Россия, 2010): «На экране изображена Россия в виде огромного количества огоньков. Центры каждого района соединены светящимися линиями. Думаю, это удачный способ показать, что весь народ нашей огромной России связан, и счастье одного гражданина зависит от небольших поступков другого, даже незнакомого человека. Например, как в этом новогоднем фильме, когда девочке-сироте помогают сноубордист из Перми, таксист из Красноярска, Борис из Новосибирска, Елена из Уфы, охранник в детском доме и его друг, который на удивление всем, выполнял важное задание. Благодаря им, их вере в чудеса произошло новогоднее чудо!».

Здесь студенткой применен один из основополагающих приемов создания нового в процессе творческого воображения, характеризующий высокий уровень креативности а именно - схематизация, когда отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко («На экране изображена Россия в виде огромного количества огоньков. Центры каждого района соединены светящимися линиями». - «Весь народ нашей огромной России связан, и счастье одного гражданина зависит от небольших поступков другого...»).

Можно привести также такой пример описания студентом кадра

из фильма «Титаник»: «Джек спасает Роуз, когда та пытается покончить с собой. Он влюбляется в нее и тем самым обрекает себя на неизбежное столкновение с непререкаемыми запретами снобистского общества. «Титаник» -гордость престижного мореплавания выплыл из Саутгемптона отнюдь не к пристани Нью-Йорка. Он плыл к обжигающему холодом и душераздирающему краху иллюзий самоуверенного человека о Господстве, на встречу с пренебрегае-мым необратимым».

В этом описании мы отметили использованный студентом следующий прием, характеризующий высокий уровень креативности - типизацию - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах («..неизбежное столкновение с непререкаемыми запретами снобистского общества». -«Он (корабль) плыл к обжигающему холодом и душераздирающему краху иллюзий...»).

Студенты, которых мы отнесли к группе с высоким уровнем проявления медиакомпетентности по отношению к креативному показателю, при выполнении творческого задания показали ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности, связанной с медиа.

Средний уровень медиакомпе-тентности студентов по отношению к креативному показателю при выполнении творческого задания можно наблюдать в следующей работе, написанной студенткой: «Кадр из кинофильма «Титаник», когда большая часть корабля - под водой, и он принимает вертикальное

положение. Зрителю представлено огромное судно, которое вот-вот пойдет на дно океана, Эта страшная картина: огромная масса беспомощных людей скатывается вниз по палубе корабля, поднявшегося хвостовой частью вверх. Безумные крики, плач, утонувшие... В такой ситуации просто невозможно сохранять спокойствие. Люди выглядят жалкими существами, борющимися с предстоящей гибелью. Главные герои, Роуз и Джек, пытаясь хоть как-то продержаться над водой, поднимаются на край и, держась за перила, готовятся к неминуемому погружению. Естественно, в них выражен страх, но поражает их отважность, героизм. Джек помогает девушке удержаться, хотя она чуть не срывается в воду с огромной высоты. Любовь дает силы держаться до конца, глядя, как неминуемо гибнут другие».

В этом описании студентка использовала прием заострения (подчеркивание каких-либо отдельных признаков), который свидетельствует о среднем уровне креативности («Джек помогает девушке удержаться...» - «Любовь дает силы держаться до конца.»).

Такой же уровень креативного показателя отмечен у студента, описавшего «кадр из комедийного кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», когда Шурик и его напарник Федя, осужденный на 15 суток, работают на стройке. Шурик как бы был главным, а Федя при этом не хотел ему подчиняться, не говоря уже о том, чтобы работать. И вот после всех «грехов» Феди Шурик разозлился и

решил преподать ему урок. Шурик в одной из комнат на стройке нашел обои, расстелил их на полу, при этом немного смочив водой. Вбежавший Федя не увидел ничего перед своими ногами, поскользнулся и упал на обои. И тут Шурик лихо скрутил его. Шурик поставил его, вырезал обои в том месте, где можно было перевоспитывать Федю, взял тростину и начал постепенно действовать. Слова Феди: «Может, не надо!» заставили меня очень громко смеяться, прямо до слез. Этот кадр еще раз доказывает, что при любых своих проступках все равно рано или поздно придется отвечать, и лучше делать свое дело постепенно и правильно. А лучше жить по законам и не нарушать их. И тогда мир улыбнется тебе».

В этом описании студент использовал также прием заострения («.вырезал обои в том месте, где можно было перевоспитывать Федю.»).

Группа студентов со средним уровнем медиакомпетентности по отношению к креативному показателю при выполнении творческого задания проявили творческие способности, но они не носили ярко выраженного характера.

Низкий уровень медиакомпе-тентности по отношению к креативному показателю при выполнении творческого задания наблюдался у студента, описавшего кадр из кинофильма «Гарри Поттер и Дары смерти 1»: «Гарри просит о помощи, и появляется эльф Добби. Доб-би освобождает всех заложников. Но на выходе их ждала Беллатри-са. Добби откручивает люстру и

она падает на Беллатрису. Доб-би переносит всех в бар, но сам Добби погибает от рук Беллат-рисы». Студент не проявил творческие способности, не использовал вообще приемы творческого процесса, поэтому и не получил оригинального продукта.

Также в качестве примера можно привести такую работу, выполненную студентом: «Мне запомнился кадр из фильма «13», где 20 отчаявшихся мужчин стоят кругом, приставив револьвер к затылку друг друга, и по команде секунданта стреляют, испытывая свою удачу». Здесь мы можем отметить только фабульное описание, без использования творческих приемов.

У студентов с низким уровнем медиакомпетентности по отношению к креативному показателю при выполнении творческого задания творческие способности выражены слабо, фрагментарно, либо отсутствуют вообще.

Далее мы выявляли уровни медиакомпетентности студентов по отношению к интерпретационному/

оценочному показателю. Полученные данные отражены в таблице 2.

Анализ таблицы 2 показал, что большинство студентов находятся на среднем ближе к низкому уровню медиакомпетентности по отношению к интерпретационному/оценочному показателю. При этом в группе студентов женского пола высокий уровень медиакомпетентности по отношению к интерпретационному/ оценочному показателю продемонстрировали на 9% больше человек, чем в группе студентов мужского пола, а низкий уровень - соответственно на 33% меньше человек.

Так, например, высокий уровень медиакомпетентности по отношению к интерпретационному/оценочному показателю проявила студентка в следующем описании кадра из фильма: «Мной был выбран кадр из фильма Дэвида Финчера о создании одной из наиболее популярных социальных сетей - РасвЬоок, который так и называется - «Социальная сеть». В этом фильме отражена реальная история студента Гарвардского университета

Задание выполнили 77 студентов, из них 49 - женского пола, 28 мужского пола.

№ Уровни медиа- компетентности по отношению к интерпретационн ому/оценочному показателю: Количество студентов (в процентах), обнаруживших данный уровень медиакомпетентности по отношению к интерпретационному/ оценочному показателю:

Женского пола Мужского пола Всего

1. Высокий уровень 15 % 7 % 13 %

2. Средний уровень 53 % 29 % 44 %

3. Низкий уровень 31 % 64 % 43 %

Таблица 2. Классификация интерпретационного/оценочного уровня медиакомпетентности аудитории при выполнении творческого задания

Марка Цукерберга, ставшего впоследствии одним из самых молодых миллиардеров в мире.

В ключевом эпизоде фильма Марк осознает, что добившись успеха, заработав огромные деньги, и приобретя миллион виртуальных друзей, он нажил себе главного врага в лице своего бывшего лучшего друга.

Кадр выглядит следующим образом. Крупным планом снято лицо Цукерберга. Он сидит за компьютерным столом в новом офисе своей разрастающейся компании. Несколько часов назад состоялась грандиозная ссора с Эдуардо - лучшим другом, который обеспечил стартовый капитал для начала работы РаееЬоок. Марк предал друга в угоду убеждениям своего кумира -Шона Паркера, который отправился на вечеринку по поводу миллионного пользователя сети РаееЬоок. Буквально минуту назад состоялся разговор Марка и Шона по телефону Шон звонил из полицейского участка и сообщил, что он арестован. Он замешан в истории с наркотиками и несовершеннолетними, употребляющими алкоголь. Этот случай был прогнозирован Эдуардо, он не раз предупреждал Марка о таком поведении Шона, однако никогда не был услышан.

В кадре на лице Цукерберга отражено сразу несколько эмоций: от разочарования до безысходности. Режиссер показывает осознание главным героем переломного момента в его жизни. Именно в этот день и в эту минуту Марк остался один в реальной жизни, был развенчан его кумир и идейный вдохновитель -Шон, безвозвратно потерян друг

С моей точки зрения, режиссер показал столкновение всех конфликтов данного медиатекста. С одной стороны, были раскрыты все противоречия, с другой - авторы заставили задуматься аудиторию, поставить себя на место этих героев, решить, какой бы выбор сделали они».

Данное описании свидетельствует об умении студентки критически анализировать медиатекст с учетом разнообразных факторов на основе медиавосприятия, близкого к «комплексной идентификации», о способности к анализу и синтезу пространственно-временной формы медиатекста, интерпретации, критической оценке авторской концепции в контексте структуры произведения. Автор выражает аргументированное согласие с авторской позицией создателей медиа-текста, дает критическую оценку моральной, эмоциональной и социальной значимости медиатекста.

Вот еще одна работа, которую можно отнести к высокому уровню интерпретационного/оценочного показателя. Студентка пишет о фильме «Знамение»: «На мой взгляд, вся суть произведения заключена в следующем эпизоде: неизвестная нам, молодая, еще не населенная планета. Белоснежные поля солнышко, тишина и покой. Здесь нет ни проблем, ни повседневной людской суеты. Нет войн, нет злости и фальши. Все дети, собранные ангелами, - единственные жители данной планеты. У каждого из ребят - белый пушистый зайчик (или кролик). С моей точки зрения автором был взят этот зверь тоже не просто так, а с неким смыслом. Это очень

милое, доброе животное. А ребенок и зайчик - то невинное и прекрасное создание, которое и должно, по идее автора, продолжить развитие новой планеты, новой жизни и нового мира - без злости, насилия и войн».

Мы отметили, что студентка произвела критический анализ ме-диатекста, основанный на высоком уровне «перцептивного» показателя, сумев передать основную идею авторов. Интерпретация основана на сравнении, абстрагировании и синтезе, при этом выражено аргументированное согласие с авторской позицией создателей медиа-текста, дана критическая оценка моральной и социальной значимости медиатекста.

Группа студентов с высоким уровнем медиакомпетентности по отношению к интерпретационному/ оценочному показателю при выполнении творческого задания продемонстрировала умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом разнообразных факторов на основе высокоразвитого критического мышления. Анализ медиатекстов был произведен на основе способности к медиавосприятию, близкому к «комплексной идентификации», способности к анализу и синтезу пространственно-временной формы медиатекста, понимания, интерпретации (трактовки), предполагающей сравнение, абстрагирование, индукцию, дедукцию, синтез, критическую оценку авторской концепции в контексте структуры произведения, историческом и культурном контексте, при этом выражалось аргументированное согласие с авторс-

кой позицией создателей медиа-текста, давалась критическая оценка моральной, эмоциональной, эстетической, социальной значимости медиатекста. Студенты проявили умение соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением, связать медиатекст со своим опытом и опытом других людей. В целом эти студенты обнаружили критическую автономию, основанную на высоких уровнях «информационного», «мотивационного» и «перцептивного» показателей.

Средний уровень медиакомпетентности по отношению к интерпретационному/оценочному показателю отмечен в работе студентки, описавшей кадр из фильма «Титаник»: «Самый важный, волнующий, эмоциональный и трагическим момент в этом фильме -встреча с айсбергом. Корабль, на борту которого 2000 человек, находится в океане, а вокруг - никого, и помощи ждать не от кого. Кто бы мог подумать, что этот корабль потерпит крушение от айсберга, и никто ничего не сможет сделать... В тот момент люди сражались за свою жизнь, каждый человек, несмотря на его социальный статус, пытался выжить. То, что катастрофы не избежать, было понятно, когда первыми с корабля бежали крысы, предчувствуя, что корабль уйдет на дно океана. Когда корабль разламывается на две части, люди падают в ледяную воду. А моменты, когда мать, понимая, что надежды на спасение нет, укладывает детей спать; когда старик и старушка лежат, обнявшись, на постели, а каюту затапливает

водой; когда музыканты играют до последней минуты, не могли оставить меня равнодушной».

В этом описании мы видим, что уровень медиавосприятия студентки находится ближе к «вторичной» идентификации. Студентка продемонстрировала умение поставить себя на место персонажей медиа-текста, умение рассказать об отдельных компонентах медиаобра-за, дать характеристику поступкам и психологическим состояниям персонажей медиатекста на основе фрагментарных знаний. Однако толкование авторской позиции довольно примитивно.

Еще одним примером может служить следующая работа: «Мною был выбран кадр из кинофильма «Кука». Этот фильм о маленькой девочке, которая жила сначала со старенькой бабушкой, а после смерти бабушки она осталась одна и самостоятельно вела хозяйство.

В этом кадре главная героиня - маленькая девочка Кука - стоит в старенькой одежке, не свойственного ей размера, со старенькой потрепанной сумочкой, в бесформенной шапочке под бутиком со всяческими сладостями. И смотрит таким грустным и, в то же время, завороженным взглядом на движущуюся витрину с шоколадными ангелочками, цветочками и всяческими фигурками из молочного, темного и белого шоколада.

Девочка настолько четко подметила образ своей героини. В ее глазах читалось желание, стремление иметь такие сладости. Мысленно она находилась в том магазине, покупала эти сладости и затем с аппетитом кушала этот шоколад, но одновре-

менно с этим виделось и разочарование от того, что, к глубокому сожалению, она никогда не сможет отведать вкуса этих шоколадных фигур. Когда смотришь этот кадр, сердце кровью обливается, возникает желание подойти к этой малышке, взять ее за руку и войти в этот магазин для того, чтобы купить ей все, что она захочет ради счастливых глаз этой маленькой беззащитной девочки».

Следует отметить умение студентки соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением. Анализ медиатекста основан на средних уровнях «информационного» и «перцептивного» показателей. Однако интерпретация авторской позиции практически нет.

Мы отметили, что студенты со средним уровнем медиакомпетен-тности по отношению к интерпретационному/оценочному показателю при выполнении творческого задания сумели критически проанализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом отдельных, наиболее заметных факторов на основе среднего развития критического мышления. Их умение дать характеристику поступкам и психологическим состояниям персонажей медиатекста основано на фрагментарных знаний, способности объяснить логику последовательности событий в сюжете, умении рассказать об отдельных компонентах медиаобраза. Однако наблюдалось отсутствие интерпретации авторской позиции или примитивное ее толкование. В целом критический анализ медиатекста был основан на средних уровнях «информационного», «мотивационного» и «перцептивного» показателей.

Низкий уровень медиакомпе-тентности по отношению к интерпретационному/оценочному показателю при выполнении творческого задания отмечен у студента, представившего описание кадра из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти»: «Эпизод, когда Гарри Поттер ныряет в ледяное озеро за мечом, и кулон на шее, который надо уничтожить, начинает его душить и тянуть на самое дно ледяного озера. В этом эпизоде очень хорошо виден страх в глазах главного героя. Он пытается изо всех сил освободиться от этого удушья, но все безуспешно, и в глазах его - паника. В этот момент играет нарастающая страшная и тяжелая музыка, которая выражает страх, и уже самому зрителю становится страшно за героя: неужели медальон окажется сильнее Гарри и утянет его на дно озера и на этом все закончится? Но нет, ему на помощь приходит друг Рои и помогает Гарри выбраться вместе с мечом из ледяного озера».

Здесь мы видим низкий уровень «перцептивного» показателя на уровне первичной идентификации, простой пересказ фабулы без анализа и интерпретации позиции авторов медиатекста.

Еще одним примеров является работа, выполненная студенткой по фильму «Питер ПМ»: «И вот в эпизоде, когда Маша со своим женихом обсуждают будущую свадьбу, между ними происходит ссора, Ее жених делает ей замечание, чтобы она больше не красила губы этой помадой, на что она реагирует нервно, агрессивно.

Она раздраженно размазывает помаду рукой по лицу и спрашивает: «Ну что, так тебе больше нравится?». Этот эпизод ярко показывает, что девушка не очень рада предстоящей свадьбе и нервы ее на пределе. Машу все сильнее мучают сомнения, тот ли это человек, с которым она хочет связать свою судьбу. И она понимает, что все чаще думает о Максиме, с которым у них возникает «телефонный роман».

Как мы видим, анализ медиа-текста произведен на основе меди-авосприятия, близкого к «первичной идентификации», налицо только пересказ фабулы без трактовки позиции авторов медиапроизведения.

Необходимо отметить, что у группы студентов с низким уровнем ме-диакомпетентности по отношению к интерпретационному/оценочному показателю при выполнении творческого задания наблюдалось фактическое отсутствие умений критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме, отсутствие способностей к критическому мышлению, так называемая «безграмотность», то есть незнание языка медиа, отсутствие или крайняя примитивность интерпретации позиции героев и автора медиатек-ста, проницательности, низкий уровень толерантности к многозначным, сложным медиатекстам, умение лишь пересказать фабулу произведения [Федоров, 2007; Федоров, 2008; Федоров, 2009; Федоров, 2010; Рес1огоч 2010; Рес1огоч 2011]. В целом анализ медиатекста был основан на низких уровнях «информационного», «мотивационного» и «перцептивного» показателей.

Затем мы изучали уровень ме-диакомпетентности студентов по отношению к практико-операционно-му (деятельностному) показателю. Полученные данные занесены в таблицу 3.

Как показал анализ таблицы 3, большинство студентов продемонстрировали средний уровень меди-акомпетентности по отношению к практико-операционному (деятельностному) показателю. Общий уровень - средний, с тенденцией к низкому. Количество студентов женского пола с высоким уровнем ме-диакомпетентности по отношению к практико-операционному (деятельностному) показателю составило на 5% больше, чем количество студентов мужского пола, а с низким уровнем - соответственно на 23% меньше.

Приведем такой пример выполненной работы студенткой: «Кадр, который выражает образное обобщение, оставшееся у меня после просмотра фильма «На

гребне волны». Это, когда главный герой, идя на доске для серфинга в штормовую погоду на самой большой волне, которая заворачивается в трубу, входит в нее под проливным дождем и раскатами грома. Один этот кадр может рассказать суть фильмы, что истинное увлечение человека - это его свобода, страсть, смысл жизни, ради которого он готов пойти на все, что угодно, даже на преступление, которое неизбежно повлечет наказание. Но он не может смириться с тем, что наказание отнимет его увлечение, его свободу, страсть, смысл жизни. И главный герой предпочитает всецело отдаться своему увлечению - умереть, вернее, разбиться на гребне волны».

Студентка совершенно точно выбрала данный отрывок медиа-текста, показав яркое отражение названия фильма в данном эпизоде и выражение авторской концепции (название фильма «На гребне

№ Уровни медиакомпетентности по отношению к практи-ко-операцион ному (деятельностному) показателю: Количество студентов (в процентах), обнаруживших данный уровень медиакомпетентности по отношению к практико-опера-ционному (деятельностному) показателю:

Женского пола Мужского пола Всего

1. Высокий уровень 23 % 18 % 20 %

2. Средний уровень 57 % 39 % 51 %

3. Низкий уровень 20 % 43 % 29 %

Таблица 3. Классификация практико-операционного (деятельностного) уровня медиакомпетентности аудитории при выполнении творческого

задания.

Задание выполнили 77 студентов, из них - 49 женского пола, 28 -мужского пола.

волны» - «... умереть, вернее, разбиться на гребне волны»).

Высокий уровень медиакомпе-тентности студентов по отношению к практико-операционному (дея-тельностному) показателю при выполнении творческого задания основан на их практических умениях самостоятельного точного выбора в соответствии с полученным заданием элементов медиатекстов.

Средний уровень медиакомпе-тентности по отношению к практико-операционному (деятельностному) показателю мы отмечен у студентки, написавшей следующее: «При упоминании названия знаменитого фильма «Унесенные ветром» я вспоминаю кадр с клятвой Скар-летт О'Хара, которую она дает себе в Таре. Для девушки 18 лет, каковой являлась героиня на конец войны, она испытала очень многое: ответственность за всю семью, заботу о ней, о плантации, страх и голод войны. И мне кажется, что ее знаменитая фраза «Я подумаю об этом завтра» говорит о ее непоколебимой вере, что завтра непременно будет новый день, и он будет лучше, чем сегодня, и будут силы, чтобы жить дальше».

Студентка показала практическое умение выбора элемента меди-атекста, но не совсем в соответствии с данным заданием - описание кадра как такового не сделано, а есть лишь краткий пересказ фабулы.

Следующим примером является такая работа, выполненная студентом: «Я посмотрел фильм «Плати вперед». Мне запомнился фрагмент, когда в конце фильма люди пришли к матери мальчика. Суть фильма отражена в этом фраг-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

менте. Смысл этого фильма заключается в том, что одиннадцатилетний мальчик попытался изменить отношения людей в социуме. Ему пришла в голову эта мысль на уроке в школе, когда их учитель дал им задание. К удивлению учителя мальчик смог изменить многих людей, но он пожертвовал своей жизнью. Вот почему мне запомнился этот момент, когда к дому этого мальчика приехало очень большое количество людей. Я советую всем посмотреть этот фильм и сделать свои выводы. Может, кто-нибудь задумается о себе и своем отношении к другим».

Следует заметить, что студент смог точно самостоятельно выбрать действительно самый показательный кадр этого фильма, но не смог его представить в соответствии с требованиями задания.

Студенты, которых мы отнесли к группе со средним уровнем меди-акомпетентности по отношению к практико-операционному (деятельностному) показателю при выполнении творческого задания, обладают практическими умениями выбора элементов медиатекстов, но не совсем в соответствии с полученным заданием: не было сделано описание кадра как такового, а был только пересказ фабулы.

Низкий уровень медиакомпе-тентности по отношению к практи-ко-операционному (деятельностному) показателю можно проследить на таком примере, написанном студенткой (фильм «Mamma mia): «Всю жизнь воспитывала мать дочь одна. А дочку всю жизнь тревожил вопрос, кто ее отец. Приближался день ее свадьбы, и ей хотелось,

чтоб к алтарю ее вел под руку ее родной отец. Как же узнать, кто он и где он? - ломала она себе голову. От матери она узнала только, что у нее был летний роман с одним человеком. И после его отъезда она узнала, что ждет ребенка. Но женское любопытство не давало ей покоя. Случайно наткнувшись на старый дневник в маминых вещах, девушка узнала, что у нее не один отец, а целых три! В этот момент у ее матери был роман сразу с тремя мужчинами. Девушка не знала, как ей поступить. Но мать не должна узнать, что дочь читала ее старый дневник. Девушка решила разыскать всех трех мужчин и пригласить на свадьбу. И она думала, что когда их увидит, сердце подскажет ей, кто из троих - ее настоящий отец. Но об этом пока не должна знать мама. И девушку переполняло любопытство, какой он».

Эту работу характеризует отсутствие практического умения выбора необходимых элементов меди-атекста/ Здесь нет описания кадра, который бы выражал образное обобщение, оставшееся у студентки после просмотра, а есть простой пересказ фабулы.

Можно привести еще такой пример работы, которую подготовила студентка: «Кадр из фильма «Посылка»: перед родителями встает тяжелый выбор: или должна умереть мать, или их ребенок останется инвалидом на всю жизнь. Это тяжелый выбор для любого человека. В конечном итоге, муж убил свою жену. Ребенок остался жив и здоров. Сложно представить, как будет жить мужчина с

этим грузом на душе. Женщина совершила ошибку и за это заплатила своей жизнью».

В этом примере также отсутствует правильный выбор и описание конкретного кадра, представляющего образное обобщение, оставшееся после просмотра, просто пересказывается кратко фабула.

Группа студентов с низким уровнем медиакомпетентности по отношению к практико-операционному (деятельностному) показателю при выполнении творческого задания показала отсутствие или крайне слабую выраженность практических умений выбора элементов ме-диатекстов, указанных в задании.

При анализе уровня медиа-компетентности студентов по отношению к креативному, интерпретационному/оценочному, практико-операционному (деятельностному) показателям при выполнении творческого задания по гендерным группам было отмечено, что наибольшее расхождение выявлено по интерпретационному/оценочному показателю - студентов мужского пола, на справившегося с этим заданием, было на 1/3 больше, чем студентов женского пола. Отметим, что студенты (как женского, так и мужского пола), показавшие высокий уровень практико-операцион-ного (деятельностного) показателя медиакомпетентности личности, который относительно нашего вида задания сводился к умению самостоятельного практического выбора правильного (в соответствии с заданием) элемента медиатекста, не всегда могли продемонстрировать высокий уровень креативного и особенно - интерпретационного/

оценочного показателей. При проявленном достаточно высоком уровне развития творческого воображения и использовании приемов творческого процесса большинству студентов недостает умения критического анализа основной идеи и аргументированной интерпретации концепции авторов медиапроизведения.

Литература

Fedorov. A. (2007). Media Study in the Classroom: Creative Assignments for Character Analysis. Thinking Classroom. 2007. N 3. p.13-19.

Fedorov, A. (2010). Media Education and Media Literacy: Russian Point of View: History, Concepts. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 356 p.

Fedorov, A. (2010). Russian Media education Literacy Centers in the 21st Century. In: The Journal of Media Literacy (USA). 2010. Vol. 57. NN 1-2, p.62-68.

Fedorov, A. (2011). Russian Media Education Researches (1950-2010): Past and present. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011, 132 p.

Fedorov, A. (2011). Modern Media Education Models. Acta Didactica Napocensia. 2011, vol.4, N 1, p.73-82. http:/ /adn.teaching.ro/

Федоров А.В. Автобиографический (личностный) анализ на медиаоб-разовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2009. № 1. C. 118-128.

Федоров А.В. Анализ культурной мифологии медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 4. С.60-80.

Федоров А.В. Анализ медийных стереотипов на занятиях в студенческой аудитории//Инновации в образовании. 2006. N 6. С. 24-38.

Федоров А.В. Анализ персонажей медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2009. № 8. C.89-110.

Федоров А.В. Анализ персонажей медиатекстов на занятиях: творческие задания // Перемена. 2007. N 3. C.15-21.

Федоров А.В. Герменевтический анализ культурного контекста процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 8. C. 99-126.

Федоров А.В. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и ме-диатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 12. С.117-141.

Федоров А.В. Иконографический анализ медиатекстов на медиаобразо-вательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 2. С.73-90.

Федоров А.В. Контент-анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаоб-разовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 10. С.26-40.

Федоров А.В. Культивационный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2007. № 6. С.64-77.

Федоров А.В. Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразователь-ного цикла // Инновации в образовании. 2007. № 7. С.107-116.

Федоров А.В. Структурный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории. Инновации в образовании. 2008. N 6. С.101-111.

Федоров А.В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы // Alma Mater - Вестник высшей школы. 2009. № 7. С.34-44.

Федоров А.В., Левицкая А.А. Массовое медиаобразование в мире: прошлое и настоящее. Saarbrucken

(Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 616 с.

Федоров А.В., Левицкая А.А. Ме-

диаобразовательные центры: научные исследования и практическая деятельность. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 476 с.

References

Fedorov, A.V. (2011). Modern Media Education Models. Acta Didactica Napocensia. 2011, vol.4, N 1, p.73-82. http:/ /adn.teaching.ro/

Fedorov, A.V. (2011). Russian Media Education Researches (1950-2010): Past and present. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011, 132 p.

Fedorov, A.V. (2010). Media Education and Media Literacy: Russian Point of View: History, Concepts. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 356 p.

Fedorov, A.V. (2010). Russian Media Education Literacy Centers in the 21st Century. In: The Journal of Media Literacy (USA). 2010. Vol. 57. NN 1-2, p.62-68.

Fedorov, A.V. (2009). Analysis of the Characters of Media Texts in Students' Classroom. Innovation in Education. 2009. № 8, p.89-110.

Fedorov, A.V. (2009). Autobiographical (Personal) Analysis on Students' Media Studies. Innovation in Education. 2009. № 1, p.118-128.

Fedorov, A.V. (2009). Technology Development Media Literacy and Critical Creative Thinking in Students' Media Education. Alma Mater - Journal of Higher Education. 2009. № 7, p.34-44.

Fedorov, A.V. (2008). Analysis of the Cultural Mythology of Media Texts in the Classroom in Student Audience. Innovation in Education. 2008. № 4, p.60-80.

Fedorov, A.V. (2008). Content Analysis of the Processes of Functioning of Media in Society and Media Texts in Media Studies in Student Audience. Innovation in Education. 2008. № 10, p.26-40.

Fedorov, A.V. (2008). Hermeneutical Analysis of the Cultural Context of the

Processes of Functioning of Media in Society and Media Texts in Students' Classroom. Innovation in Education. 2008. № 8, p.99-126.

Fedorov, A.V. (2008). Iconographic Analysis of Media Texts in Media Studies of Students. Innovation in Education. 2008. № 2, p.73-90.

Fedorov, A.V. (2008). Ideological and Philosophical Analysis of the Processes of Functioning of Media in Society and Media Texts in Media Studies of Students. Innovation in Education. 2008. № 12, p.117-141.

Fedorov, A.V. Structural Analysis on Students' Media Studies. Innovation in Education. 2008. N 6, p.101-111.

Fedorov, A.V. (2007). Analysis of the Characters of Media Texts in the Classroom: Creative Tasks. Peremena. 2007. N 3, p.15-21.

Fedorov, A.V. (2007). Cultivating Analysis on Media Studies in students' audience. Innovation in Education. 2007. № 6, p.64-77.

Fedorov, A.V. (2007). Media Study in the Classroom: Creative Assignments for Character Analysis. Thinking Classroom. 2007. N 3. p.13-19.

Fedorov, A.V. (2007). Model of Development of Media Competence and Critical Thinking of Students in Media Education Lessons. Innovation in Education. 2007. № 7, p.107-116.

Fedorov, A.V. (2006). Analysis of Media Stereotypes in Student Audience. Innovation in Education. 2006. N 6, p. 24-38.

Fedorov, A.V. (2006). Analysis of Media Stereotypes in the Classroom in the Student Audience. Innovation in Education. 2006. N 6., p.24-38.

Fedorov, A.V., Levitskaya, A.A. (2011). Mass Media Education in the World: Past and Present. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 616 a

Fedorov, A.V., Levitskaya, A.A. (2011). Media Education Centers: Researches and Practical Works. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 476 a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.