Куруськина М. Г.
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ АВАРИЙНОЙ
АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ
Расследование авиационного происшествия (АП) - это процесс, который включает в себя выявление, сбор, изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение комплексных исследований и экспертиз, обобщение и анализ полученных данных, подготовку по результатам проведенных работ заключений о причинах АП и разработку мероприятий по их предотвращению в будущем. Работы зачастую выполняются в условиях повышенной опасности для здоровья и сопровождаются значительными физическими и морально-психологическими нагрузками. Сроки проведения расследования на месте АП минимальны и регламентированы соответствующими документами. Совершение ошибок сотрудниками летающей лаборатории недопустимы, а, следовательно, и требования, предъявляемые к таким специалистам, достаточно высоки. Выполнение поставленных задач коллективом летающей лаборатории на месте АП с должным качеством и в установленные сроки определяется слаженной работой всех специалистов: по методам восстановления информации «черных ящиков», планеру и его системам, силовым установкам, аэродинамике и динамике полета, по методам исследования веществ и материалов и т.д.
Специалистов по исследованию аварийной и отказавшей авиационной техники не готовит ни одно учебное заведение, ими становятся в процессе службы, поэтому, рассматривая вопрос о принятии нового человека на должность сотрудника в летающие лаборатории, необходимо представлять: до какого уровня профессиональной подготовки и в какие сроки возможно его подготовить, подходит ли он по своим личностным характеристикам для данной деятельности.
С целью изучения личностных особенностей и оптимизации сроков ввода в строй вновь прибывших сотрудников проводятся:
- классификация уровней подготовки специалистов летающих лабораторий по исследованию аварийной и отказавшей авиатехники;
- ретроспективные исследования (за 30-летний предшествующий период) по определению взаимосвязей между сроком ввода в строй вновь прибывшего сотрудника и наличием у него опыта работы на авиационной технике и руководства личным составом, уровнем общей инженерной подготовки.
Действующая классификация выделяет четыре уровня профессиональной подготовки специалистов летающих лабораторий. Наивысшим принят четвертый уровень - необходимый руководителю для успешной деятельности. К третьему уровню профессиональной подготовки следует относить сотрудников, которые в полном объеме овладели специальностью, имеют достаточный практический опыт расследования АП, способны совершенствовать существующие и разрабатывать новые подходы к исследованию аварийной авиационной техники, основываясь на современных достижениях науки и передовой исследовательской базы. Второй и первый уровни соответственно - уровни начальной подготовки и отсутствие ее как таковой.
Ретроспективные исследования показали, что на ввод в строй новых сотрудников затрачивалось от 3 до 5 лет у сотрудников третьей категории профпригодности до второго уровня профессиональной подготовки.
Подготовка сотрудников второй категории профпригодности до третьего уровня профессиональной подготовки составляла:
- 1 год - у специалистов, проработавших в летающих авиационнотехнических лабораториях ВВС (ЛАТЛ) не менее 3-х лет;
- 3 года - у специалистов, проработавших в должностях инженера авиационного полка по специальности и выше не менее 3-х лет;
- 5 лет - у специалистов войсковых частей, прибывших с должностей начальников групп и ниже.
Полученные результаты позволяют оценить сроки ввода в строй потенциальных кандидатов в летающие лаборатории еще на этапе профотбора, что крайне важно для принятия решения о целесообразности их обучения в современных условиях.
Профессиографическое исследование деятельности специалистов летающих лабораторий по исследованию аварийной и отказавшей авиатехники, в котором приняли участие как действующие, так и отставные сотрудники
лаборатории, а также эксперты в данной области из других организаций, позволило составить общую характеристику данной профессии. Установлено, что основным предъявляемым требованием специальности является наличие таких качеств, как:
- высокий уровень работоспособности, предполагающий наличие устойчивых навыков у специалиста выполнять должностные обязанности длительное время, несмотря на значительные физические, психологические и умственные нагрузки. Все действия лаборатории на вылете спрессованы во времени - убытие на место происшествия из режима дежурства, работа на месте авиационного происшествия, получение результатов исследования, их оформление в виде отчета и передача в государственную комиссию;
- психологическая совместимость - способность работать в небольшом коллективе достаточно продолжительное время, находясь в близком контакте в период напряженной работы и короткого отдыха;
- высокий (достаточный) адаптационный потенциал - необходимость выдерживать длительные перелеты со сменой часовых поясов, приступать к работе часто без отдыха, в любых климатических условиях, независимо от времени года;
- когнитивные способности - оформление результатов проведенного расследования, а также отличное знание технического языка и терминологии;
- высокий уровень профессионализма - эмоциональная и профессиональная зрелость, способность отстаивать свою точку зрения, дипломатичность, осмотрительность в принятии решения;
- стрессоустойчивость - несмотря на эмоциально-психологические нагрузки в период работы на месте авиационного происшествия - строгое соблюдение дисциплины, недопущение отступления от норм и правил, принятых в коллективе.
Оценка личностных особенностей - эффективное средство выявления лиц, которые по особенностям своих познавательных процессов, характера, темперамента, по доминирующим психическим состояниям наиболее или наименее пригодны к конкретной профессиональной деятельности. Это особенно важно, когда существенна доля лиц, не справляющихся с обязанностями после обучения; когда ошибка специалиста, допущенная по причине несоответствия требованиям профессиональной деятельности, сопряжена с большим
материальным или моральным ущербом, чревата опасностью для жизни людей; при высокой стоимости обучения и значимости профессиональных задач, если деятельность человека связана с действием стрессогенных факторов, таких, как: риск для жизни и здоровья, постоянная необходимость высокой концентрации памяти, внимания, работа в необычных, измененных условиях, а также тех, которые оказывают влияние на психологическое состояние человека [2; 3; 4; 5].
На сегодняшний день максимальный опыт практического применения профессионального психологического отбора (ППО) накоплен в тех структурах, где подготовка специалиста требует больших экономических вложений, с одной стороны, и с другой - в тех специальностях, где ошибка специалиста может повлечь за собой большие материальные и человеческие потери. В то же время вопросы ППО специалистов в летающие лаборатории по исследованию аварийной авиационной техники на местах авиационных происшествий до настоящего времени не изучались.
Главной задачей ППО является оценка профессиональной пригодности кандидата и долгосрочный прогноз эффективности его последующей профессиональной деятельности.
По результатам ППО выносится одно из заключений и рекомендаций по профессиональной пригодности по четырем категориям [3, с. 95].
Лица, имеющие четвертую категорию профпригодности, к обучению или деятельности не допускаются, имеющие третью категорию — допускаются к обучению или деятельности при отсутствии необходимого числа кандидатов.
В условиях модернизации Вооруженных сил возникла задача по сохранению боеспособности летающих лабораторий. Убывших специалистов необходимо заменить новыми сотрудниками и в максимально короткие сроки ввести их в строй до уровня специалистов. При этом необходимо максимально исключить ошибки на этапе профотбора, т.е. минимизировать попадание в летающие лаборатории случайных людей с недостаточными для данной профессии интеллектуальным уровнем и моральными качествами, так как в армии, в отличие от гражданских организаций, не существует испытательного срока, где в случае благоприятного исхода при прохождении профотбора есть возможность проверки способностей человека в рабочей обстановке, и существует возможность отказа сотруднику на ранних этапах деятельности, если он не соответствует предъявляемым требованиям. В результате обобщения
материалов по кадровому укомплектованию лабораторий с использованием старых традиций (по рекомендации, перевод из других частей и др.) более чем за 30-летний период определено, что доля ошибок такого типа достигает примерно 32%. Из них около 20% приходится на ошибки, связанные с отбором сотрудников, которых можно отнести к категории условно пригодных. У них, как правило, очень низкий потенциал к обучению, и ввод в строй затягивается на годы, такого запаса времени в настоящее время просто не существует. С учетом сокращения общей численности специалистов лабораторий, в период ввода в строй нового сотрудника, на действующего специалиста ложится практически двойная нагрузка, так как в той или иной мере он должен выполнять обязанности своего будущего коллеги.
Необходим отбор сотрудников с соответствующей мотивацией службы в летающей лаборатории (хотя бы 3 - 5 лет). Иначе ресурсы, затраченные на обучение сотрудника, после его преждевременного ухода (перевода к новому месту службы, на новую должность и др.) будут просто напрасными, а дорогое время упущено.
Нужна оптимизация процесса принятия кадровых решений для выявления степени пригодности кандидата для определенной деятельности.
Таким образом, оптимально решить возникшие кадровые вопросы возможно только используя существующие научные подходы профотбора. Для решения этой практической задачи были проведены:
- исследования по определению базисных требований, которые предъявляются к кандидатам в летающие лаборатории по исследованию аварийной авиационной техники на местах авиационных происшествий;
- апробация и выбор диагностических средств, которые при минимальных затратах будут максимально эффективными для выявления уровня способностей кандидатов в соответствии с требованиями профессии.
В исследованиях были задействованы сотрудники отдела летающих лабораторий по исследованию аварийной и отказавшей авиационной техники 13 ГНИИ МО РФ, а также специалисты летающих авиационно-технических лабораторий ВВС, военнослужащие авиационных подразделений. Проходившие тестирование специалисты представляли все возрастные группы.
Успешность сотрудников, принимавших участие в исследовании, оценивалась с учетом:
- уровня их профессиональной (военно-инженерной) подготовки;
- наличия опыта работы на авиационной технике;
- наличия опыта руководства группой специалистов разных
специальностей.
Кроме этого рассматривались психологические аспекты: коммуникативные качества, способность работать в команде, стрессоустойчивость, уровень мотивации, соблюдение моральных норм.
Неуспешными были признаны сотрудники, не получившие высоких оценок в социографическом исследовании и не обладающие необходимыми личностными качествами.
Психологические характеристики специалистов оценивались с помощью ряда методик, предлагаемых для проведения профессионального
психологического отбора: опросный лист экспертного выявления
профессионально важных качеств специалистов отдела летающих лабораторий; методика многофакторного исследования Р. Кэттелла (16 ФЛО, вариант А); методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Бажина Е. Ф., Голынкиной С. А., Эткинда А. М.); методика «Таблицы Шульте» (компьютерная версия); программно-аппаратный комплекс "РОФЭС"; краткий отборочный тест (КОТ); ТЮФ; тест Басса-Дарки (выявление агрессивности); диагностика межличностных отношений Т. Лири; методики Айзенка ЕР!, EPQ; методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера и др. [1; 6; 7].
Результаты психодиагностических исследований позволили выявить ведущие психологические качества личности специалистов, расследующих причины авиационных происшествий. При этом установлено, что на уровень успешности в профессиональной деятельности влияют такие факторы, как: профессиональная подготовка, уровень обучаемости, темпераментальные особенности, проявление таких волевых черт характера, как уверенность в собственных силах, отстаивание своей точки зрения, эмоциональная зрелость, сдержанность, чувство долга, дисциплинированность, высокий уровень субъективного контроля.
Сравнение полученных результатов выявило определенные различия по успешной и неуспешной группам. Так, в группе успешных специалистов (рисунок 1) преобладающим стал интернальный тип личности (показатели > 5,5 стенов по тесту УСК), тогда как среди неуспешных превалирует экстернальный
(показатели < 5,5 стенов). Кроме того, среди неуспешных преобладают сотрудники зависимые, несамостоятельные, плохо работающие в группе (факторы I, Q2 по 16-ФЛО). Успешного специалиста от неуспешного, кроме профессиональной подготовки, отличает также трезвая оценка действительности, способность к соблюдению общественных моральных норм, сдержанность, т.е. качества, присущие профессиональной зрелости.
-успешные - неуспешные
Из Шкала УСК
Рис. 1. Усредненные профили групп по результатам тестирования по методике «Уровень субъективного контроля»: интерналы (успешная); экстерналы (неуспешная).
Очень результативным для оценки когнитивных способностей кандидатов оказалось использование краткого отборочного теста, позволяющего дифференцированно проводить профессиональный психологический отбор, т.к. эти результаты оцениваются в первую очередь, определяя дальнейшую процедуру тестирования. Методика, не требуя значительного времени, наглядна для первого этапа ППО, позволяет получить оценку интегрального показателя «общие способности», а также предусматривает диагностику таких характеристик интеллекта, как способность обобщения и анализа материала, гибкость -инертность мышления, переключаемость, отвлекаемость, скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания; грамотность; выбор оптимальной стратегии. Успешные специалисты летающей лаборатории в процессе определения базисных норм показали достаточно высокие результаты по данному тесту (таблица 1). Так, кандидат явно не соответствует данной
профессии, если полученный результат - ниже среднего, и, следовательно, дальнейшее тестирование проводить нецелесообразно.
Способности Результаты
Математические способности средние - выше среднего
Вербальное мышление среднее - выше среднего
Абстрактно-логическое мышление среднее - выше среднего
Аналитическое мышление выше среднего - высокое
Пространственное воображение выше среднего
Концентрация внимания среднее - выше среднего
Кругозор средний - выше среднего
Табл. 1. Базисные нормы когнитивных способностей специалистов летающих лабораторий
Параллельно с традиционным тестированием проводилось определение
психологического профиля с использованием программно-аппаратного
комплекса «РОФЭС» [7], что позволило минимизировать вероятность ошибочных
заключений на основании результатов только тестовых методик и получить
дополнительную информацию о кандидате: значение адаптационного потенциала в
текущий момент времени, состояние работоспособности и общее
психофизиологическое состояние. Данные, полученные при проведении РОФЭС-
тестирования, подтвердили, что на функциональное состояние человека при
прохождении профотбора существенное влияние оказывает субъективная
составляющая, которая обеспечивает мотивационное поведение и является
ведущей. Было замечено, что изменение адаптационного потенциала
определенным образом характеризует успешность профессиональной
деятельности. Так, при примерно одинаковом уровне профессиональной
подготовки некоторые сотрудники не всегда способны выполнить поставленные
перед ними задачи в положенные сроки. Как правило, у «неуспешных»
сотрудников адаптационный потенциал снижался даже при незначительной
интеллектуальной нагрузке. В группе испытуемых, где наблюдалось повышение
адаптационного потенциала после выполнения теста, сотрудники обладают
хорошими коммуникативными качествами, эмоционально стабильны, у них выше
способность владения собой, что позволяет им более успешно справляться со
стрессовыми ситуациями. Отмечено, что у старшего поколения сотрудников
8
значительно лучше развита психологическая адаптация по сравнению с коллегами младшего возраста.
Проведенные исследования и анализ полученных данных позволили выявить доминирующие психические состояния, наиболее подходящие к профессиональной деятельности специалистов, расследующих причины авиационных происшествий, а также те психологические факторы, которые непосредственно связаны с успешностью их профессиональной деятельности. Выявленные, таким образом, психологические аспекты, а также их значения были определены как базисные нормы для профессионального психологического отбора. Как показывает практика, показатель базисной нормы будет разным для различных специальностей: чем сложнее профессиональная деятельность, тем ниже будет базисная норма, т.е. тем меньшее количество работников в данной группе готово осуществлять этот вид деятельности. Аварийные исследования вполне оправданно можно отнести к сложной профессии, поэтому высоки и требования, предъявляемые к кандидатам на работу в летающие лаборатории.
Апробация предложенного подхода к профессиональному психологическому отбору специалистов по исследованию аварийной авиационной техники ВС РФ и разработанных базисных норм была проведена на студентах Московского авиационного института, курсантах военного авиационного училища и специалистах войсковых частей. Дифференцированный подход, использованный при диагностике личностных характеристик, позволил минимизировать время профессионального психологического отбора, а полученные результаты дали основание принять решение о возможности их практического использования для оценки профессиональной пригодности кандидатов в летающие лаборатории и эффективности их последующей профессиональной деятельности.
* * *
1. БатаршевА.В. Темперамент и характер: психологическая диагностика. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 336 с.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М.: Институт психологии РАН, 2006. 623 с.
3. КараяниА.Г., СыромятниковИ.В. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006. 480 с.
4. Платонов К.К., Гольдштейн Б.М. Основы авиационной психологии. М.: Транспорт, 1987. 222 с.
5. Психология и педагогика. Военная психология /под ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер. 2007. 464 с.
6. РайгородскийД.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
7. "РОФЭС-диагностика" для целей экологического мониторинга: практическое руководство по применению комплекса "РОФЭС" для врачей, психологов, экологов. Екатеринбург, 2004. 136 с.