Научная статья на тему 'Диагностика культуры офицера: системный подход'

Диагностика культуры офицера: системный подход Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ОФИЦЕРА / ТЕХНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / СULTURE OFFICER / TECHNICAL CULTURE / ADDITIONAL EDUCATION / TRAINING / MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Коновалов Василий Робертович

Диагностируются проблемы развития технической культуры офицеров в системе дополнительного профессионального образования и предлагаются конкретные мероприятия для ее формирования. Выводы автора основаны на результатах собственных эмпирических исследований, проведенных в 2011-2012 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF CULTURE OFFICER: A SYSTEMS APPROACH

Diagnosed problems of technical officers in the culture system of additional vocational education and proposes concrete measures for its formation. The author's conclusions are based on the results of own empirical research carried out in 2011-2012.

Текст научной работы на тему «Диагностика культуры офицера: системный подход»

УДК 355.332:37.04

ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

DIAGNOSIS OF CULTURE OFFICER: A SYSTEMS APPROACH

В. P. Коновалов

V R. Konovalov

Кчючевые слова: культура офицера, техническая культура, дополнительное образование, повышение квалификации, военная служба Key words: culture officer, technical cultureadditional education, training, military service

Диагностируются проблемы развития технической культуры офицеров в системе дополнительного профессионального образования и предлагаются конкретные мероприятия для ее формирования. Выводы автора основаны на результатах собственных эмпирических исследований, проведенных в 2011-2012 гг.

Diagnosed problems of technical officers in the culture system of additional vocational education and proposes concrete measures for its formation. The author’s conclusions are based on the results of own empirical research carried out in 201]-20J2.

Образование офицера происходит непрерывно и вызывает необходимость регулярной диагностики его культуры. При этом культура офицера автором рассматривается как компонент дополнительного профессионального военного образования, выполняющий системную функцию формирования полноценного представления о технической культуре офицера в ее текущем состоянии и развитии. Система диагностики развития технической культуры офицера позволяет получить информацию об уровне развития технической культуры офицера в сравнении с эталонным; об индивидуальных особенностях технической культуры офицера, ее сильных и слабых сторонах; о трудностях и противоречиях, возникающих в процессе самостоятельного развития технической культуры, возможных способах их преодоления. На основании анализа данной информации определяются прогнозы и индивидуальные стратегии самостоятельного развития культуры офицера; дается заключение о профессиональной компетентности офицера и его карьерных перспективах с учетом потенциала в развитии технической культуры.

По мнению автора, система диагностики технической культуры офицера включает следующие компоненты:

• критерии диагностики;

• показатели оценки состояния технической культуры офицера;

• инструменты сбора эмпирических данных и проверки их достоверности.

♦ анализ данных, формирование обобщений и качественной оценки уровня развития технической культуры офицера,

♦ измерительные линейки;

♦ характеристики уровней развития технической культуры офицера,

♦ учет и наблюдение развития технической культу ры офицера.

Изучение мотивов выбора работы с техникой как условия личностной и профессиональной самореализации предусматривает получение представлений о составе мотивов взаимодействия офицера с техникой, в том числе и задающих отрицательную направленность, построение иерархии мотивов, разделение их на ситу ативные и устойчивые. Оценка мотивационной сферы может производиться с помощью показателя — полнота н устойчивость положительных мотивов взаимодействия офицера с техникой.

Интересы и склонности офицера, связанные с техникой, поддаются изучению достаточно трудно. Трудность заключается в том. что они отражаются в профессиональной деятельности лишь косвенно, большая часть интересов и склонностей относится к личной жизни офицера, следовательно, в их изучении наиболее активное участие должна принимать сама личность. Изберем в качестве показателя наличие связи основных интересов и склонностей с техникой. а в качестве инструментов оценки — анкетирование, индивидуальные беседы и обобщение независимых характеристик.

При изучении перспектив профессионального и личностного развития офицера нас. прежде всего, интересуют два момента: насколько эти перспективы реальны и, если они реальны, то какую роль в них офицер отводит развитию своей технической культуры Поэтому в качестве показателя оценки нами избрана роль технической культуры в обеспечении перспектив с использованием для самой оценки тех же самых инструментов, что и в предыдущем случае.

В обобщенном виде критерии, показатели, а также инструменты сбора эмпирических данных, позволяющих оценить состояние качеств, формирующих техническую культуру офицера, представлены в таблице.

Критерии, показатели и инструменты сбора данных для оценки технической культуры офицера

Компонент

Критерии

Показатели

Инструменты сбора эмпирических данных

2

х

со

в

и

с

И

Полнота

и функциональность технических знаний

>3 Я

3 3 5

Я ЕВ 5

йг со 5

о я д

н н я

сз 5 и

Н э; Н

й £ о

О о С

Обобщение независимых характеристик, анализ результатов профессиональной и учебнопрофессиональной деятельности, беседа

Проду ктивность интеллекта

Анализ результатов продуктивной учебной деятельности, выявление зоны ближайшего развития техни-ческой культуры____________________

Широта технического кругозора

Беседа, анализ результатов профессиональной деятельности

и

о

аз

ч

в

к

« 3 2*5

Ї о =

н § I

о а и И П И

о у о о £ с

ч

Владение необходимыми технологиями воєнно-профессиональной деятельности, связанными с техникой

Анализ результатов профессиональной деятельности, обобщение независимых характеристик, моде-лирование ситуаций_________________

Актуальность опыта взаимодействия с техникой

Изучение личных дел, обобщение независимых характеристик, беседа

Творческая активность

Анализ результатов профессиональной деятельности, обобщение независимых характеристик, беседа. наблюдение

Компонент Критерии Показатели Инструменты сбора эмпирических данных

>5 5 эН Значимость техники Экспресс-диагностика социальных

2 V :'£ 1 ^ л у 5 у У 3 О я я Р 1- Я для офицера ценностей личности

т в и ф Роль техники в формировании жизненных смыслов Анкетирование

Ч С * £ 5 § ё Развитие внутренней Обобщение независимых

5 О Щ. о % ответственности офицера характеристик, анализ результатов

< при работе с техникой профессиональной деятельности

>Х 3 X в є 5Я я 3 3ч я * 2 у в я Р 5 3 Сформированность нравственной сферы Обобщение независимых характеристик, анализ результатов профессиональной деятельности

<9 н н я В I В Развитие внутренней Обобщение независимых

О. о гЗ- 2 ответственности офицера при характеристик, анализ результатов

Я работе с техникой профессиональной деятельности

Полнота и устойчивость

■Л 1*, я положительных мотивов Беседа, анкетирование, ранжирование

с г* С § £ взаимодействия офицера мотивов

Я х с техникой

ч в я * в і Наличие связи основных интересов и склонностей с техникой Анкетирование, беседа, обобщение

а Я « о. Я- § независимых характеристик

<9 В Роль технической культуры в обеспечении перспектив Анкетирование, беседа, обобщение независимых характеристик

Далее перейдем к основному инструменту, с помощью которого выносится качественная оценка технической культуры офицера. При его выборе мы сталкиваемся с основной проблемой педагогической квалиметрии — проблемой измерения субъективных явлений. Наиболее остро она формулируется в работах С. И. Архангельского, которому удалось заложить основы объективного контроля за ходом и результатами педагогических процессов.

Применяя метод экспертной оценки в диагностике технической культуры офицера, мы рассчитываем получить от каждого эксперта оценку того или иного ее компонента в баллах, с помощью которой мы сможем оценить существующее состояние технической культуры офицера в контрольной точке. Затем в процессе совещания экспертов следует сформировать общее мнение о прогнозах развития технической культуры офицера, трудностях И Противоречиях В этом процессе, а также выработать рекомендации по организации самообразования и самостоятельного развития технической культуры. Экспертная оценка в системе диагностики технической культуры офицера предусматривает следующие действия:

• подбор экспертов. Мы считаем, что достаточную объективность обеспечит выбор трех экспертов, к которым обязательно следует отнести непосредственного начальника офицера, психолога военного образовательного учреждения и наиболее квалифицированного эксперта в области военного вооружения и техники (в военном образовательном учреждении им может стать ведущий преподаватель технических дисциплин);

• сбор эмпирических данных о состоянии компонентов технической культуры конкретного офицера с применением инструментов, представленных в таблице,

• индивидуальная оценка экспертами показателей технической культуры в баллах; определение суммарной оценки по каждому компоненту и оценка технической культуры в целом, отнесение результата к одному из уровней развития технической культуры,

• совещание экспертов, формирование общего качественного суждения об уровне развития технической культуры конкретного офицера;

• ознакомление офицера с результатами экспертной оценки и коррекция индивидуальных планов самообразования и самостоятельного развития технической культуры.

Результаты исследований должны быть измеримы и выражены в количественных показателях. Важно не только выяснить, обладает ли офицер таким важным личностным образованием, как техническая культура, но и показать, в какой степени она развита. С этой целью автор использовал 3-

балльную оценку показателей развития технической культуры офицера, дающую достаточную степень градации исследуемых показателей:

• 3 балла — качество проявляется ярко, постоянно и широко во всех видах учебнопрофессиональной деятельности; оно стало чертой характера и является следствием осознанного, глубоко мотивированного выбора профессии;

• 2 балла — качество проявляется достаточно широко, но иногда имеют место незначительные отклонения,

• 1 балл — качество только зарождается, в поступках и действиях проявляется недостаточно и эпизодически.

В соответствии с выделенными критериями балльная оценка уровня технической культуры офицера может располагаться в диапазоне от 13 до 39 баллов.

Для управления образовательным процессом в системе дополнительного профессионального военного образования необходима уровневая дифференциация развития технической культуры офицера. Целесообразным нам кажется выделение трех уровней: допустимого, достаточного и оптимального. Приведем их качественные характеристики

Допустимый уровень означает такое состояние технической культуры офицера, при котором он в целом справляется со своими текущими должностными обязанностями, связанными с работой с техникой, способен разрешать трудности И Противоречия В этом процессе с помощью окружающих, но не может профессионально развиваться далее. Мы допускаем, что у части испытуемых результаты диагностики могут оказаться ниже этого уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достаточный уровень соответствует такому состоянию технической культуры офицера, которое обеспечивает ему не только самостоятельное успешное выполнение текущих должностных обязанностей, но и определяет потенциальную возможность профессионального развития до следующей карьерной ступени при условии самообразования.

Оптимальный уровень по своей качественной характеристике означает, что уровень развития технической культуры офицера обеспечивает ему возможность успешно выполнять обязанности вышестоящей должности. Мы, безусловно, учитываем, что на этом уровне развитие технической культуры офицера не останавливается, есть, например, ряд офицеров, которые в процессе технического творчества, научно-исследовательской деятельности значительно превзошли его, однако такая градация необходима для привязки к системе управления кадрами, с которой связано дополнительное профессиональное военное образование.

Определению измерительной линейки предшествовали:

• оценка уровня развития технической культуры группы выпускников военно-инженерного

вуза,

• анализ их военно-профессиональной деятельности в первые два года службы в офицерском звании

Как выяснилось при анализе отзывов и характеристик, выпускники с разной степенью успешности выполняют должностные обязанности, связанные С проявлением технической культу ры.

Оптимальный уровень развития технической культуры определен в границах сумм баллов, набранных выпускниками, получившими повышение по службе, успешно выполняющими обязанности, связанные с техникой, занимающимися техническим творчеством и техническим самообразованием. По этим признакам были отобраны пятнадцать выпускников, суммарный балл оценки уровня развития технической культуры которых располагался в пределах от 35 до 42 баллов.

Для определения достаточного уровня рассматривались результаты оценки уровня развития технической культуры пятнадцати молодых лейтенантов, успешно выполняющих обязанности военной службы, не получивших повышения, но имеющих его перспективу. Результаты данной категории выпускников оценивались в пределах от 23 до 33 баллов.

Допустимый уровень определялся анализом результатов оценки уровня развития технической культуры выпускников, которые не смогли квалифицированно работать с техникой в пределах обязанностей первичной офицерской должности и не занимались техническим самообразованием. К такой категории МЫ отнесли 6 человек, оценки которых не превышали 17 баллов.

На основании приведенного анализа нами установлены суммы баллов по всем показателям, определяющие три уровня развития технической культуры офицера:

• допустимый уровень — от 17 до 23 баллов,

• достаточный уровень — 23-33 баллов;

• оптимальный уровень — свыше 33 баллов

В управлении самообразованием и самостоятельным профессиональным развитием офицера важно видеть, как изменяется личность, определять динамические параметры процесса развития Во-первых, нам кажется необходимым определить контрольные точки, которые в логической связи с ЦИКЛОМ управления развитием технической культуры офицера будут характеризовать динамику ЭТОГО процесса. Автор выделяет четыре:

• контрольная точка № 1 соответствует началу контрольно-ориентировочного этапа. За счет ее выделения реализуется ориентировочная функция диагностики технической культуры;

• контрольные точки № 2 и 3 соответствуют началу и окончанию организационнообучающего этапа. Их выделение необходимо для управления образовательным процессом в системе дополнительного профессионального военного образования,

• контрольная точка № 4 избирается индивидуально, применительно к каждому офицеру. В логике циклического процесса управления развитием кадров диагностика должна выполняться в тот момент, когда офицер достигнет самостоятельного и успешного выполнения обязанностей текущей должности,

• контрольная точка № 5 назначается в момент принятия решения о подготовке офицера к вышестоящей должности.

Таким образом, система диагностики развития технической культуры офицера выполняет системную функцию формирования полноценного представления о технической культуре офицера в ее теку щем состоянии и развитии Представленная система диагностики технической культуры офицера позволяет более полно понять суть реализации системы в практике дополнительного профессионального военного образования. На основании анализа получаемой в ходе диагностики информации определяются прогнозы и индивидуальные стратегии самостоятельного развития технической культуры офицера; дается заключение о профессиональной компетентности офицера и его карьерных перспективах с учетом потенциала в развитии технической культуры.

Сведения об авторе

Коновалов Василий Робертович, к. пед. н., доцент, инспектор в группе инспекторов командующего ЦВО, г. Екатеринбург, тел. 8(3452)543555

Konovalov V. R., Candidate of Sciences in Pedagogy>, associate professor, Inspector in the group of inspectors commander CVO in Ekaterinburg, phone: 8(3452)543555

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.