Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНФОМЕТРИИ'

ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНФОМЕТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ДИАГНОСТИКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО / ИНФОМЕТРИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / STUDENT / DIAGNOSTICS / COMPETENCE / PERSONAL PROFESSIONAL QUALITY / INFOMETRICS / PEDAGOGICAL MONITORING / PERSONAL COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапошникова Татьяна Леонидовна, Вязанкова Виктория Валериевна, Тедорадзе Теона Гуладиевна

В статье обосновано, что именно инфометрия может и должна быть научной основой диагностики компетенций и личностно-профессиональных качеств обучающегося, как результатов его личностно-профессионального развития. Известно, что конкурентоспособность личности детерминирована уровнем (сформированностью) её компетенций и личностно-профессиональных качеств, как подсистем социально-профессиональной компетентности. В настоящее время всё активнее разрабатывают методы объективной диагностики всех компонентов компетенций и личностнопрофессиональных качеств - операционного (совокупности знаний и умений), мотивационноценностного (мотивов к соответствующим видам деятельности, ценностное отношение к ним) и поведенческого (личного опыта соответствующей деятельности). Проанализировав существующие критерии сформированности компетенций (личностно-профессиональных качеств) и их составляющих, а также предложив новые, авторы настоящей статьи пришли к выводу, что диагностика социально-профессиональной компетентности и её составляющих должна быть самостоятельным направлением инфометрии; это обусловлено тем, что личностно-профессиональное развитие обучающегося - информационный процесс. Теоретическая значимость результатов настоящего исследования - в возможности дальнейшего научного осмысления проблем становления конкурентоспособной личности в системе непрерывного образования, практическая значимость - в возможности их использования в системах педагогического мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапошникова Татьяна Леонидовна, Вязанкова Виктория Валериевна, Тедорадзе Теона Гуладиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMETRICS-BASED DIAGNOSTICS OF STUDENTS’ COMPETENCIES AND PERSONAL PROFESSIONAL QUALITIES

The article substantiates that it is infometrics that can and should be the scientific basis for diagnosing the student’s competencies and personal professional qualities as the results of his or her personal and professional development. It is known that the competitiveness of an individual is determined by the level (formation) of his or her competencies and personal and professional qualities, as subsystems of social and professional competence. Currently, they are increasingly actively developing methods of objective diagnostics of all components of competencies and personal professional qualities - operational (the combination of knowledge and skills), motivational and value (motives for the relevant activities, value attitude towards them), as well as behavioral (personal experience of the corresponding activity). Having analyzed the existing criteria for the formation of competencies (personal and professional qualities) and their components, as well as proposing new ones, the authors of this article came to the conclusion that the diagnostics of social and professional competence and its components should be an independent direction of infometrics; this is due to the fact that the students’ personal and professional development is an informational process. The theoretical significance of the results of this study lies in the possibility of further scientific understanding of the problems of the person’s becoming competitive in the system of continuous education; the practical significance is in the possibility of their use in pedagogical monitoring systems.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНФОМЕТРИИ»

ных обсуждению этих религий, они рассказывают о том, как их народ принял ислам или буддизм, как это сказалось на дельнейшей его истории, как строились отношения с представителями других конфессий.

При изучении темы «Свободомыслие как феномен духовной культуры» основное внимание обращается на важность веротерпимости для многоконфессиональных и полиэтнических сообществ. Она понимается как духовно-нравственная обстановка в обществе, отражающая равное и уважительное отношение к конфессиональному разнообразию и является одним из важных признаков цивилизованного общества, а также характеристикой нравственно зрелой личности.

Сравнительный анализ уровня культуры межэтнических отношений, сделанный на основе учтенных конфликтных ситуаций на почве этнических различий, у курсантов первого курса и выпускников, изучивших предусмотренные основной образовательной программой дисциплины социального блока, дает основание утверждать, что она существенно возросла в том числе благодаря сформированности общекультурной компетенции, предусматривающей наличие у будущего офицера войск национальной гвардии способности организовывать работу в коллективе с учетом этнических, конфессиональных и иных различий, предупреждать и разрешать конфликты, возникающие на почве этих различий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации) : указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 09.07.2020) // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/ (дата обращения: 01.09.2020).

2. О войсках национальной гвардии Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) : федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ // Гарант : [справочно-правовая система]. -URL: https://base.garant.ru/71433920/ (дата обращения: 01.09.2020).

REFERENCES

1. President of the Russian Federation (2007), "On approval of general military regulations of the Armed Forces of the Russian Federation (together with the "Charter of the internal service of the Armed Forces of the Russian Federation", "Disciplinary charter of the Armed Forces of the Russian Federation", "Charter of the garrison and guard services of the Armed Forces of the Russian Federation)", Decree of the of 10.11.2007 N 1495 (as amended on 07/09/2020), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/ (date of access: 09/01/2020).

2. State Duma of the Russian Federation (2016), "On the troops of the National Guard of the Russian Federation (with amendments and additions)", Federal Law of July 3, 2016 N 226-FZ, available at:: https://base.garant.ru/71433920/ (date accessed: 09/01/2020).

Контактная информация: chukin_sergei@hotmail.com

Статья поступила в редакцию 19.10.2020

УДК 378.147

ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНФОМЕТРИИ

Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, профессор, Виктория Валериевна Вязанкова, кандидат педагогических наук, Теона Гуладиевна Тедорад-

зе, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

В статье обосновано, что именно инфометрия может и должна быть научной основой диагностики компетенций и личностно-профессиональных качеств обучающегося, как результатов его

личностно-профессионального развития. Известно, что конкурентоспособность личности детерминирована уровнем (сформированностью) её компетенций и личностно-профессиональных качеств, как подсистем социально-профессиональной компетентности. В настоящее время всё активнее разрабатывают методы объективной диагностики всех компонентов компетенций и личностно-профессиональных качеств - операционного (совокупности знаний и умений), мотивационно-ценностного (мотивов к соответствующим видам деятельности, ценностное отношение к ним) и поведенческого (личного опыта соответствующей деятельности). Проанализировав существующие критерии сформированности компетенций (личностно-профессиональных качеств) и их составляющих, а также предложив новые, авторы настоящей статьи пришли к выводу, что диагностика социально-профессиональной компетентности и её составляющих должна быть самостоятельным направлением инфометрии; это обусловлено тем, что личностно-профессиональное развитие обучающегося - информационный процесс. Теоретическая значимость результатов настоящего исследования - в возможности дальнейшего научного осмысления проблем становления конкурентоспособной личности в системе непрерывного образования, практическая значимость - в возможности их использования в системах педагогического мониторинга.

Ключевые слова: обучающийся, диагностика, компетенция, личностно-профессиональное качество, инфометрия, педагогический мониторинг, конкурентоспособность личности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p428-435

INFORMETRICS-BASED DIAGNOSTICS OF STUDENTS' COMPETENCIES AND PERSONAL PROFESSIONAL QUALITIES

Tatyana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Victoria Valerievna Vyazankova, the candidate of pedagogical sciences, Theona Guladievna Tedoradze, Kuban state technological University, Krasnodar

Abstract

The article substantiates that it is infometrics that can and should be the scientific basis for diagnosing the student's competencies and personal professional qualities as the results of his or her personal and professional development. It is known that the competitiveness of an individual is determined by the level (formation) of his or her competencies and personal and professional qualities, as subsystems of social and professional competence. Currently, they are increasingly actively developing methods of objective diagnostics of all components of competencies and personal professional qualities - operational (the combination of knowledge and skills), motivational and value (motives for the relevant activities, value attitude towards them), as well as behavioral (personal experience of the corresponding activity). Having analyzed the existing criteria for the formation of competencies (personal and professional qualities) and their components, as well as proposing new ones, the authors of this article came to the conclusion that the diagnostics of social and professional competence and its components should be an independent direction of infometrics; this is due to the fact that the students' personal and professional development is an informational process. The theoretical significance of the results of this study lies in the possibility of further scientific understanding of the problems of the person's becoming competitive in the system of continuous education; the practical significance is in the possibility of their use in pedagogical monitoring systems.

Keywords: student, diagnostics, competence, personal professional quality, infometrics, pedagogical monitoring, personal competitiveness.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время очевидно, что Миссия образования, как социального института, - гармонизация деятельности человека и общества, важнейший целевой ориентир системы непрерывного образования - формирование конкурентоспособной личности [1, 4, 5]. Также известно, что конкурентоспособность индивида детерминирована его компетенциями и личностно-профессиональными качествами, в целом - социально-профессиональной компетентностью, а образовательная среда - важнейший социально обусловленный фактор личностно-профессионального развития [1, 4]. Критериями результативности личностно-профессионального развития считают уровень сформирован-ности компетенций и личностно-профессиональных качеств, которые представляют со-

бой системные сочетания соответствующих знаний, умений, мотивов, ценностных отношений и личного опыта соответствующей деятельности [1, 4]. Компетенции и личностно-профессиональные качества считают подсистемами социально-профессиональной компетентности, т.к. они изоморфны ей, т.е. характеризуются теми же стандартными функциональными компонентами, что и она сама. Напомним, что функциональными компонентами любой компетенции (личностно-профессионального качества) являются: операционный (совокупность соответствующих знаний и умений), мотивационно-ценностный (мотивы к соответствующим видам деятельности, ценностное отношение к ней) и поведенческий (личный опыт применения знаний и умений в жизнедеятельности, в целом, учебной и профессиональной деятельности, в частности).

Современными специалистами, в том числе, авторами настоящей статьи, выделены параметры, характеризующие операционный, мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты компетенций (личностно-профессиональных качеств), а также взаимосвязи между ними [1, 4, 5]. Такие параметры можно подразделить на две категории: отражающиеся действительными числами, которые относят к несчётным множествам, и целыми числами, которые относят к счётным (дискретным) множествам. Поскольку параметры второй категории являются дискретными, то их будем называть квантовыми числами, характеризующие компетенции (личностно-профессиональные качества). Это, как минимум, главное квантовое число компетенции (индекс охвата знаний и умений опытом их применения), операционное квантовое число и поведенческое квантовое число. Напомним, что индекс охвата знаний и умений вычисляют в соответствии со статистическим методом каменистой осыпи (в наукометрии на основе такого метода вычисляют индекс Хирша): он равен Н, если не менее чем Н порций (элементов) знаний и умений использованы в личном опыте деятельности не менее чем Н раз каждая. Операционное квантовое число - мощность множества знаний и умений, сформированных у индивида и соответствующих компетенции (напомним, что модель операционного компонента -множество знаний и умений), поведенческое квантовое число - общее число случаев охвата знаний и умений опытом соответствующей деятельности (не может быть меньше чем Н2).

Для авторов настоящей статьи, очевидно, что личностно-профессиональное развитие (становление компетенций и личностно-профессиональных качеств) необходимо рассматривать как информационный процесс, а методы объективной диагностики его результатов - как методы инфометрии. Авторами проведена аналогия между наукометрией (изучает развитие науки как информационный процесс [6]) и диагностикой результатов личностно-профессионального развития (таблица 1, звёздочкой отмечены множества). Как видно, измерения в обеих сферах являются косвенными статистическими, т.е. основаны на обработке первичной статистической информации.

Таблица 1 - Аналогия между наукометрией и диагностикой результатов личностно-профессионального развития _

№ Аспект Сфера

Наукометрия Диагностика компетенций

1. Интегративный показатель Индекс Хирша научного работника Индекс охвата знаний и умений опытом деятельности

2. *Единицы Научные публикации Порции (элементы)знаний и умений

3. * Проявления значимости единиц Научные цитаты (ссылки) на публикации Задачи (учебные, профессиональные и т.д.), охватывающие порции знаний и умений

4. Характеристики проявлений Рейтинг цитирующей публикации Трудность задачи, охватывающей порцию знаний или умений

5. Параметры значимости единиц Число ссылок на публикации научного работника Поведенческое квантовое число компетенции

Известно, что в условиях постиндустриального общества эффективным информационным механизмом управления качеством образования является педагогический мони-

торинг (на уровне функционирования образовательной среды - социально-педагогический мониторинг, на уровне личностно-профессионального развития обучающегося - психолого-педагогический мониторинг [4]). Неотъемлемыми составляющими педагогического мониторинга являются диагностика сформированности компетенций и моделирование их становления (управление качеством образования немыслимо как без диагностики его результатов, так и прогнозирования зоны ближайшего развития. Неизбежно возникает вопрос: какие современные математические методы, помимо традиционных методов теории вероятностей математической статистики (в том числе метода каменистой осыпи), позволят моделировать и объективно диагностировать становление компетенций обучающегося? Поэтому целью настоящего исследования была разработка метода объективной диагностики компетенций (личностно-профессиональных качеств) на основе инфометрии. Указанную метрологическую проблему исследования нельзя рассматривать в отрыве от проблематики - объективной диагностики конкурентоспособности личности (в более узком смысле - социально-профессиональной компетентности индивида).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов настоящей статьи, для диагностики компетенции и моделирования её развития необходимо её представить как множество S соответствующих знаний и умений; очевидно, что N = card (S), где card - мощность множества (его кардинальное число), N - число порций знаний и умений. Сформируем массив s, число элементов которого равно N (т.е. числу порций знаний и умений, соответствующих компетенции), а значение элемента si отражает, сколько раз был использован i-й элемент операционной составляющей компетенции. Например, при становлении иноязычной компетенции индивида одна и та же единица иностранного языка им может быть использована (в течение определённого периода времени) 10 раз, а может быть - 1000 раз.

N

Очевидно, что поведенческое квантовое число компетенции % = ^ s. . Соответ-

i=i

ственно, для вычисления главного квантового числа необходимо предварительно отсортировать массив s по убыванию, а затем отобрать его первые Н элементов.

Массив s, по сути, отражает состояние компетенции. Фазовое расстояние между

п———

двумя возможными состояниями компетенции Q = *[^(s(' -s[) . Здесь: s' - массив, отражающий возможное состояние (1), S/ - массив, отражающий возможное состояние (2). Напомним, что вычисление фазового расстояния - основа для кластеризации [4, 6]. Очевидно, что в данном случае речь идёт о микросостояниях компетенции.

Макросостояние компетенции отражает, как минимум, главное квантовое число. Возникает вопрос: какое количество микросостояний может соответствовать одному и тому же макросостоянию?

Формируют массив z, в котором z. = 1, если s. > Н , и zi = 0, в противном случае

(напомним, что Н - главное квантовое число компетенции). Очевидно, что микросостояние - сочетание (с точки зрения комбинаторики), следовательно, их возможное число

H N!

С =- . Энтропией (мерой хаоса) макросостояния назовём величину

N H !(N -H)!

д = ln (С^Н ) . Также очевидно, что для двух микросостояний, отражаемых модифицированными массивами s' и s', фазовое расстояние превращается в кодовое, т.е. в число не-

совпадении кодовых цепочек из нулей и единиц.

Приведём пример. Пусть гипотетическая компетенция включает 20 порций знаний и умений, а главное квантовое число равно 8. В таком случае, число возможных микросо-

8 20! 20 • 19 •... • 14 • 13

стояний С =-=-= 125970 . К примеру, кодовое расстояние между

20 8! 12! 8 • 7 •... • 2-1 состояниями

(1) = {1 101101110100000000 0} и

(2 ) = {1 101101000111000000 0} равно 4

(не совпадают значения элементов с номерами 7, 8, 11, 12).

Вместе с тем, некоторые элементы банка знаний и умений являются обязательными для прочного усвоения, для мощного охвата опытом соответствующей деятельности; в таком случае энтропия макросостояния значительно меньше:

НИ (N - h )!

С =-, где И - число "обязательных" элементов знаний и умений.

(Н-h)!(N-Н-И)!

Если в приведённом выше примере обязательными для прочного усвоения считать элементы знаний и умений №№ 1 и 2, то число возможных микросостояний

6 18! 18•17 • 16 • 15•14•13

С =-=-= 18564 , т.е. в 7 раз меньше.

6!12! 6•5•4•3•2•1

Вернёмся к исходному массиву s. Пусть имеется фактическое состояние (ФС) компетенции, отражаемое массивом s', и целевое (ЦС), отражаемое массивом s''. Сформируем

/// /// // / // / /// „ ii^I

массив s по следующему принципу: s. = s. - s., если s. > s. , и s. = 0, если s. < s..

Если хотя бы один из элементов массива s1 отличен от 0, то ищем путь от ФС до ЦС.

Путь от ФС до ЦС возможно отразить с помощью ориентированного графа, в котором начальная вершина отражает ФС, конечная - ЦС. Очевидно, что промежуточные вершины - промежуточные состояния; под расстоянием между вершинами графа будем понимать фазовое расстояние соответствующими состояниями. Поскольку поведенческий компонент компетенции (личностно-профессионального качества) формируется в результате решения соответствующих задач (жизненных, профессиональных, учебных, творческих и т.д.), то индекс охвата порции знаний и умений (элемента операционной составляющей) можно увеличить только на основе решения задач (выполнения заданий), требующих применения соответствующей порции умений или знаний.

Пусть G - множество задач (имеющийся арсенал заданий), g. - множество порций знаний и умений, требующихся для решения i-й задачи, в таком случае, множество порций знаний и умений, требуемых для решения задач из множества G, составит

card (G)

g1 = U g. . Формируют матрицу D размером card (G) х N ; элемент матрицы D, отра-

i=1

жает, сколько раз потребовалось применение в i-й задаче j-го элемента знаний и умений (очевидно, что строки матрицы отражают задачи, требующие проявление тех или иных элементов знаний и умений). Соответственно, для j-го элемента знаний и умений индекс

card (G )

его охвата задачами из множества G составит s'!" = ^ D. . Если для любого j (от 0 до

. =1

1ЧТЧ '/// ^ '//

N) sj > sj , то арсенал задач G можно считать достаточным для перевода компетенции

из фактического состояния в целевое. Поиск наименьшего числа задач из арсенала G, решение которых позволило бы перевести компетенцию из фактического состояния в целевое - задача оптимизации, решение которой выходит за рамки статьи.

Но компетенцию (личностно-профессиональное качество) необходимо рассматривать как подсистему социально-профессиональной компетентности (интегративного лич-ностно-профессионального качества), а не изолированно. Компетенция (личностно-профессиональное качество) необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими подсистемами социально-профессиональной компетентности. Координационным числом р компетенции (личностно-профессионального качества) назовём число иных подсистем социально-профессиональной компетентности, с которыми анализируемая имеет связи.

Вместе с тем, сила связи между компетенциями может быть различной. Валентность компетенции равна 0, если не менее чем с 0 иными подсистемами социально-профессиональной компетентности сила её связи не менее чем 0 с каждой.

Силой связи между двумя компетенциями называют число задач (заданий), для выполнения которых потребовалось применение знаний и умений, соответствующих этим двум компетенциям. Иначе говоря, это число заданий (задач), для выполнения кото -рых потребовалось одновременное применение двух анализируемых компетенций. Безусловно, данный показатель не учитывает трудность и информационную насыщенность заданий. Считают, что для выполнения задания (задачи) потребовалось применение компетенции, если потребовался хотя бы один из элементов знаний и умений. Присутствие компетенции в социально-профессиональной компетентности X = Н ■ 0 .

Интегративным личностно-профессиональным качеством является социально-профессиональная компетентность, главное квантовое число которой детерминировано главными квантовыми числами её подсистем: оно равно h, если не менее чем h её подсистем (компетенций или личностно-профессиональных качеств) характеризуются главным квантовым числом не менее чем h каждая. Если провести аналогию с наукометрией, то видно: данный показатель аналогичен потенциалу научной организации, или i-индексу: он равен i, если не менее чем i научных работников имеют индивидуальные индексы Хирша не менее чем i каждый. Если под микросостоянием социально-профессиональной компетентности понимать комбинацию главных квантовых чисел подсистем, то число возможных микросостояний, соответствующих макросостоянию (главному квантовому

числу социально-профессиональной компетентности), составит Ch =---, где - -

- h!--h )!

число сформированных компетенций (личностно-профессиональных качеств). Если считать, что - компетенций (личностно-профессиональных качеств) должны быть в обязательном порядке сформированы на уровне не ниже, чем h, то число возможных микросостояний Ck =j-(--))-г- . Если компетенции (личностно-профессиональные

' (h - -')!( - - h - -')!

качества) - подсистемы социально-профессиональной компетентности, то последнюю можно представить в виде неориентированного графа, вершинами которого являются сами компетенции (характеристика вершины - главное квантовое число компетенции), рёбрами - связи между компетенции (характеристика ребра - сила связи между двумя компетенциями). В свете теории графов, координационное число компетенции - число вершин графа, с которыми анализируемая вершина (компетенция) имеет связи (рёбра).

Главное квантовое число, отражая операционно-технологический потенциал социально-профессиональной компетентности, не отражает её системности, т.е. взаимосвязи между подсистемами. Системное квантовое число социально-профессиональной компетентности равно L, если не менее чем между L парами подсистем сила связи не менее чем L у каждой. Так, например, если не менее чем 8 пар компетенций имеют силу связи между собой не менее чем 8 каждая, то системное квантовое число социально-профессиональной компетентности равно 8.

Вместе с тем, в социально-профессиональной компетентности лишь одиночные подсистемы могут иметь тесные связи с остальными, остальные же компетенции могут быть слабо связаны между собой или вообще не иметь между собой непосредственных связей. Холистическое (англ. whole - целый) квантовое число, или индекс связности (целостности) социально-профессиональной компетентности равен Q, если не менее чем Q его подсистем имеют валентность не менее чем Q каждая.

При анализе целостности социально-профессиональной компетентности не всегда необходимо оценивать силу связей между компетенциями; в ряде случаев важнее, чтобы все (или многие) подсистемы между собой имели связи. В таком случае, индекс связности социально-профессиональной компетентности равен q, если не менее чем q её подсистем имеют координационное число не менее чем q у каждой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социально-профессиональная компетентность - многокомпонентная многоаспектная система, что обусловливает большое число характеризующих её показателей; многоаспектными являются и её подсистемы - компетенции и личностно-профессиональные качества. Поскольку становление компетенций и личностно-профессиональных качеств обучающегося - информационный процесс, то именно инфометрия должна быть основой диагностики их сформированное™. Для авторов настоящей статьи также очевидно, что педагогический мониторинг, как информационный механизм управления качеством образования, должен быть изначально ориентирован на сбор первичной информации, обработка которой позволит производить комплексную объективную диагностику компетенций (результатов личностно-профессионального развития).

Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № МФИ-20.1/36

ЛИТЕРАТУРА

1. Григораш, О.В. Современные подходы к оценке сформированности компетенций студентов технических вузов / О.В. Григораш // Общество: социология, психология, педагогика. -2018. - № 10. - С. 106-110.

2. Казакова, Е.И. Об измерении сформированности универсальных компетенций студентов вузов / Е.И. Казакова, И.Ю. Тарханова // Педагогика. - 2018. - № 9. - С. 79-83.

3. Коваленко, И.В. Образовательный мониторинг как технология диагностического исследования эффективности образовательного процесса вуза / И.В. Коваленко // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2017. - № 1. - С. 264-267.

4. Семенова, И.В. Модели компетенций на государственной службе: зарубежный опыт / И.В. Семенова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 9. - С. 26-28.

5. Bonaccorsi, A. The determinants of research performance in European universities: a large-scale multilevel analysis / A. Bonaccorsi, L. Secondi // Scientiometrics. - 2017. - Vol. 112. - Р. 1147-1178.

6. Cheng, S.C. An innovative assessment method to establish employability map based on students' learning portfolio" / S.C. Cheng, S.L. Chang // Problems of Education in the 21st century. - 2019. -№ 1 (77). - P. 209-227.

REFERENCES

1. Grigorash, O.V. (2018), "Modern approaches to the assessment of formed-ness competence of students of technical universities", Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 10, pp. 106-110.

2. Kazakova, E.I. and Tarkhanov I.Yu. (2018), "On the measurement of the level of universal competencies of University students", Pedagogy, No. 9, pp. 79-83.

3. Kovalenko, I.V. (2017), "Educational monitoring as a technology for diagnostic research of the effectiveness of the educational process of the University", Bulletin of the Tula branch of Finuniversi-teta, No. 1, pp. 264-267.

4. Semenova, I.V. (2018), "Competency Model for state services-be: international experience", Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 9, pp. 26-28.

5. Bonaccorsi, A. and Secondi, L. (2017) "the determinants of efficiency in European universities: a large-scale multi-level analysis", Scientometrics, Vol. 112, No. 1, pp. 1147-1178.

6. Chang, S.S. and Chang, S.L. (2019), "An innovative method of assessment to create a map of employment-based training portfolio of students", Problems of education in the XXI century, No 1 (77), pp. 209-227.

Контактная информация: viravvv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.10.2020

УДК 796.011.1

ПРОЕКТ - «СПОРТСМЕНЫ - ЧЕМПИОНЫ, ВОИНЫ - ПОБЕДИТЕЛИ!»: ИДЕЙНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА, РАЗРАБОТКА, МАСШТАБИРОВАНИЕ

Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, директор института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, Андрей Николаевич Шевяков, преподаватель, Алексей Алексеевич Наумов, старший преподаватель, Олег Алексеевич Стюшин, старший преподаватель, Елецкий государственный

университет имени И.А. Бунина

Аннотация

Введение. В 2020 г. исполнилось 75 лет со дня победы советского народа в самой кровопролитной за всю историю человечества войне - Великой Отечественной войне (ВОВ). Большой вклад в разгром фашизма внесли спортсмены, которые свои природные задатки, умения и навыки, полученные в процессе тренировок и соревнований, положили на алтарь Победы. В каждом регионе, населенном пункте России есть такие герои. Однако, несмотря на всю значимость этих людей для отечественного спорта, подавляющее большинство современных спортсменов и тренеров их не знают. Одной из причин данного положения является отсутствие системных исследований биографий воинов-спортсменов. В этой связи актуальным с научной и практической сторон является решение этой задачи, а также последующая разработка информационного материала (стенды, публикации, музейные экспозиции, видеоматериалы и пр.) для широкого круга людей с целью краеведческой работы, физкультурно-спортивного и патриотического воспитания. В статье на примере г. Ельца - Города воинской славы, места рождения первого россиянина - медалиста Олимпийских игр А.П. Петрова, а также многих других прославленных спортсменов показана идейно-содержательная основа проекта «Спортсмены - чемпионы, воины - победители!», этапы его разработки, а также возможность его масштабирования на другие регионы и населенные пункты России. Методика и организация исследования. В процессе исследования биографий людей использовалась информация, представленная в периодических изданиях (1920-е - 1980-е гг.), в Центральном архиве Министерства обороны РФ, государственных архивах Липецкой области, г. Москвы, ЕГУ им. И.А. Бунина, интернете, научной литературе, а также полученная в процессе бесед с родственниками изучаемых лиц, очевидцами развития физической культуры и спорта в г. Ельце. Выводы. Проведенные исследования позволили изучить биографии ельчан-спортсменов, участников ВОВ, которые внесли наиболее яркий след в развитие физической культуры и спорта. Кроме того, был устранен ряд «белых пятен» в истории физической культуры и спорта советского периода г. Ельца. На основе полученных сведений было подготовлено учебное пособие, музейная экспозиция, серия публикаций в периодической печати и интернете, изготовлены тематические баннеры, показан цикл видеороликов, подготовлен сценарий спектакля, разработаны положения соревнований. Проект показал свою эффективность и возможность его масштабирования на другие населенные пункты Липецкой области и регионы России.

Ключевые слова: спортсмены, ВОВ, биографии, физкультурно-спортивный проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.