Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкерина Татьяна Александровна, Жарова Анастасия Владимировна, Розинкевич Валентина Сергеевна, Филиппова Кристина Тофиковна

Проблема и цель. В аспекте положений концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на период 2020-2030 гг.1, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО) заявлено одним из основных стратегических направлений развития детей младшего школьного возраста гармоничное формирование как академических образовательных результатов, так и жизненной компетенции, необходимой обучающемуся с особыми образовательными потребностями в различных социальных ситуациях. Программа по формированию базовых учебных действий (БУД), являясь структурным элементом ФГОС О УО, не противоречит обозначенной идеи и нацеливает не только на формирование и развитие БУД обучающихся с умственной отсталостью, но и на обеспечение условий их социализации, в т.ч. и на формирование жизненной компетенции2. Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между разработанностью основных положений деятельностного и дифференцированного подходов и недостаточной теоретической разработанностью критериев и уровней сформированности коммуникативных УД (КУД) обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью с целью формирования исследуемого феномена. Проблема, решаемая в статье, заключается в поиске теоретических оснований к раскрытию сущности, структуры КУД обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, с опорой на которые необходимо осуществить разработку диагностики исследуемого феномена. Целью статьи выступают раскрытие сущности, структуры КУД обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью; выделение и характеристика уровней сформированности исследуемого феномена для разработки диагностики сформированности КУД в контексте предмета исследования. Методология (материалы и методы) исследования основана на деятельностном и дифференцированном подходах к образованию обучающихся с УО; анализе официальных документов, научной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования БУД у обучающихся с УО. Результаты. С опорой на анализ научных трудов отечественных и зарубежных исследователей и нормативно-правовой базы раскрыты сущность, структура КУД обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью; разработана минимальная оценочно-диагностическая карта сформированности исследуемого феномена; выделены вариативные коммуникативные ситуации, в которых проявляются и формируются КУД обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Заключение. Разработанная диагностика КУД обучающихся младшего школьного возраста с УО позволит отслеживать их динамику и осуществлять своевременную корректировку в организации и реализации их формирования на ступени начального общего образования и при соответствующих модификационных действиях на последующих образовательных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкерина Татьяна Александровна, Жарова Анастасия Владимировна, Розинкевич Валентина Сергеевна, Филиппова Кристина Тофиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF COMMUNICATIVE LEARNING ACTIVITIES AMONG STUDENTS OF EARLY SCHOOL AGE WITH MILD INTELLECTUAL DISABILITIES

Statement of the problem. In terms of the concept of development of education for students with disabilities for the period of 2020-2030 and according to the Federal State Educational Standard for students with intellectual disabilities, the harmonious development of both academic educational results and life competence necessary for a student with special educational needs in various social situations is declared one of the main strategic directions for the development of children of early school age. The Basic Learning Action Program (BLAP), as a structural element of the Federal Standard, does not contradict the indicated idea and aims not only at the formation and development of mentally retarded students, but also at ensuring the conditions for their socialization, including their life competence development. The analysis of educational theory and practice made it possible to distinguish a contradiction between the development of the basic provisions of active and differentiated approaches and the insufficient theoretical development of the criteria and levels of formation of communicative learning activities (CLA) of students of early school age with mild mental retardation in order to form the phenomenon under research. The problem solved in the article is the search for theoretical grounds for revealing the essence, structure of CLA of students of early school age with a mild degree of intellectual disabilities in order to develop the diagnostics of the phenomenon under research. The purpose of the article is to disclose the essence, structure of CLA of students of early school age with mild intellectual disabilities; to identify and characterize formation levels of the investigated phenomenon in order to develop diagnostics of CLA formation in the context of the research subject. Methodology (materials and methods) is based on the active and differentiated approaches to education of students with intellectual disabilities; analysis of official documents, scientific psychological and pedagogical literature on the problem of development of basic learning activities in students with intellectual disabilities. Research results. Based on the analysis of scientific works of Russian and foreign researchers and the regulatory and legal framework, the essence and structure of CLA of students of early school age with mild intellectual disabilities was revealed; minimum evaluation and diagnostic map of formation of the investigated phenomenon has been developed; variable communicative situations in which CLA of students of early school age with mild intellectual disabilities are manifested and formed are identif ied. Conclusion. The developed diagnosis of CLA of students of primary school age with intellectual disabilities will allow tracking their dynamics and making timely adjustments in the organization and implementation of their formation at the level of primary general education and with appropriate modification actions at subsequent educational levels.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-287

УДК 376.42

ДИАГНОСТИКА

КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Т.А. Шкерина (Красноярск, Россия)

A.В. Жарова (Красноярск, Россия)

B.С. Розинкевич (Красноярск, Россия) К.Т. Филиппова (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В аспекте положений концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на период 2020-2030 гг.1, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО) заявлено одним из основных стратегических направлений развития детей младшего ^ школьного возраста гармоничное формирование как академических образовательных результатов, так и жиз- ^ ненной компетенции, необходимой обучающемуся с особыми образовательными потребностями в различ- © ных социальных ситуациях. Программа по формированию базовых учебных действий (БУД), являясь структур- ^ ным элементом ФГОС О УО, не противоречит обозначенной идеи и нацеливает не только на формирование и ^ развитие БУД обучающихся с умственной отсталостью, но и на обеспечение условий их социализации, в т.ч. и дна формирование жизненной компетенции2. рр

Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между разработанностью основных положений деятельностного и дифференцированного подходов и недостаточной теоретической 2 ® разработанностью критериев и уровней сформированности коммуникативных УД (КУД) обучающихся млад- ^ ^ шего школьного возраста с легкой умственной отсталостью с целью формирования исследуемого феномена. щ ^ Проблема, решаемая в статье, заключается в поиске теоретических оснований к раскрытию сущности, струк- ^ К туры КУД обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, с опорой на Ь ^ которые необходимо осуществить разработку диагностики исследуемого феномена. Целью статьи выступа- л ^ ют раскрытие сущности, структуры КУД обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной от- ^ К сталостью; выделение и характеристика уровней сформированности исследуемого феномена для разработки ^ ® диагностики сформированности КУД в контексте предмета исследования. О О

Методология (материалы и методы) исследования основана на деятельностном и дифференциро- ^ ^ ванном подходах к образованию обучающихся с УО; анализе официальных документов, научной психолого- (_ ^ педагогической литературы по проблеме формирования БУД у обучающихся с УО. ^ М

Результаты. С опорой на анализ научных трудов отечественных и зарубежных исследователей и О ^ нормативно-правовой базы раскрыты сущность, структура КУД обучающихся младшего школьного возраста с ^ Н легкой умственной отсталостью; разработана минимальная оценочно-диагностическая карта сформирован- ^ ности исследуемого феномена; выделены вариативные коммуникативные ситуации, в которых проявляются Ц ^ и формируются КУД обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Рч Ц

Заключение. Разработанная диагностика КУД обучающихся младшего школьного возраста с УО позволит отслеживать их динамику и осуществлять своевременную корректировку в организации и реализации их формирования на ступени начального общего образования и при соответствующих модификационных действиях на последующих образовательных уровнях.

Ключевые слова: обучающиеся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью, коммуникативные учебные действия, диагностика коммуникативных учебных действий.

Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общ. ред. H.H. Малофеева. М., 2019. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities (дата обращения: 14.03.2021).

Приказ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 03.04.2021).

И С «

S

к

н и

w

PQ

Шкерина Татьяна Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства, доцент кафедры коррекционной педагогики, КГПУ им. В.П. Астафьева; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4768-318X; e-mail: Shkerinat@mail.ru

Жарова Анастасия Владимировна - аспирант кафедры коррекционной педагогики, КГПУ им. В.П. Астафьева; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3789-7125; e-mail:zharova.nastya92@maN.ru

Розинкевич Валентина Сергеевна - магистрант института социально-гуманитарных технологий, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: valya.rozinkevich@mail.ru

Филиппова Кристина Тофиковна - магистрант института социально-гуманитарных технологий, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: katrino4kka@yandex.ru

Постановка проблемы. Закон об образовании в Российской Федерации определяет необходимость создания специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для детей с легкой степенью умственной отсталости. В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на совместное обучение с другими обучающимися в общеобразовательных организациях3. В требованиях ФГОС О УО указывается на необходимость учета особенностей индивидуального, возрастного, типологического развития обучающихся, а также их особые образовательные потребности.

Организации, сопровождающие обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обязаны детализировать обобщенное содержание всех групп требований, заданных ФГОС О УО с учетом ранее выделенных аспектов.

Анализ содержания примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяет в качестве одного из основных целевых ориентиров программы формирования базовых учебных действий (БУД) обозначить формирование основ учебной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью, которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе4.

3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФБ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanu/ (дата обращения: 03.04.2021).

4 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovan-naya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachal-nogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-umstven-noj-otstalostyu/ (дата обращения: 03.04.2021).

Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между имеющимися положениями деятельностного и дифференцированного подходов к образованию обучающихся с умственной отсталостью, а также требованиями ФГОС ОУО к формированию и развитию базовых учебных действий в целом и коммуникативных учебных действий в частности и недостаточной разработанностью диагностики уровня сформированности исследуемого феномена. Актуальность выявленного противоречия обусловила определение целей и задач статьи: раскрытие сущности и структуры, выделение и характеристика уровней сформированности коммуникативных БУД обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с целью разработки диагностики уровня сформированности исследуемого феномена, позволяющей отслеживать динамику его формирования.

Методологию (материалы и методы) исследования составляют анализ и обобщение положений нормативно-правовой документации, регламентирующей организацию образовательного процесса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); анализ и обобщение результатов отечественных исследований, отражающих основные идеи ведущих подходов к образованию обучающихся с умственной отсталостью - деятельностного и дифференцированного подходов (А.Г. Ас-молов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); идеи, связанные с формированием и развитием планируемых образовательных результатов на ступени начального общего образования (А.Г. Асмолов, Г.В. Бур-менская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова,

С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина и др.), а также положения о реализации образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии средствами специального образования (Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, В.В. Воронкова, Е.А. Екжанова, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, И.М. Яковлева и др.).

Обзор научной литературы. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что у детей с интеллектуальными нарушениями имеются когнитивные ограничения и проблемы в адаптивном поведении, которые влияют на все сферы развития, в т.ч. на коммуникативную сферу, что требует специального обучения в повышении функциональной независимости посредством развития речи и коммуникативных способностей [Агаева и др., 2016; Мамаева, Шаповаленко, 2018; Braaten, 2018; Drysdale, Casey, Porter-Armstrong, 2008; Hatton, 1998; ^сопо, Waring, Chan, 1996; Astramovich, Lyons, Hamilton, 2015].

Проблема коммуникативного развития обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования у них коммуникативных учебных действий раскрывается в трудах отечественных [Галкина, 2021; Скрипчен-ко, 2019; Стебляк, 2020; Хабарова и др., 2018] и зарубежных [Drysdale, Casey, Porter-Armstrong, 2008; Hatton, 1998; ^по, Waring, Chan, 1996] исследователей.

Вопросы диагностирования уровня сфор-мированности коммуникативных умений (коммуникативных учебных действий, способностей) обучающихся с интеллектуальными нарушениями на основе выделения критериев, показателей и уровней сформированности исследуемого феномена рассматривались в работах отечественных исследователей: Е.А. Воронич5, Н.И. Глухих [Глухих, 2020], И.А. Емельянова6,

5 Воронич Е.А. Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в группах различной направленности: дис.... канд. пед. наук. СПб., 2017. 278 с.

6 Емельянова И.А. Педагогическая технология формиро-

вания коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: дис.... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 274 с.

О.А. Козырева и др. [Козырева и др., 2017], А.В. Мамаевой7 [Мамаева и др., 2019], И.В. Хабаровой и др. [Хабарова и др., 2018], Т.В. Чащи-ной [Чащина, 2019] и др.

Анализ современных отечественных исследований в области диагностирования БУД в целом и КУД в частности позволил прийти к выводу о сложности в использовании разработанного диагностического инструментария, так как количественный состав учебных действий не позволяет специалистам оперативно проводить диагностирование [Хабарова и др., 2018, с. 24]. Считаем необходимым разработку оптимальной методики диагностики уровня сформированно-сти КУД обучающихся младшего школьного возраста с легкой УО с учетом положения ФГОС О УО о том, что образовательная организация вправе самостоятельно разрабатывать систему оценки базовых учебных действий. Стоит отметить, что, несмотря на достаточно большое количество проведенных исследований в контексте предмета исследования, аспекты, связанные с конкретизацией сущности понятия «коммуникативные учебные действия обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью», выделением его структурных составляющих в необходимом и достаточном составе, позволяющем специалистам оперативно осуществлять диагностику, недостаточно раскрыты. Также фиксируются разрывы между требованиями ФГОС О УО к формированию и развитию базовых учебных действий, составляющими которых являются коммуникативные учебные действия, и недостаточной разработанностью методики их формирования и диагностирования в условиях образовательной практики.

Результаты исследования. С опорой на всесторонний анализ научной литературы раскрыта сущность понятия «коммуникативные учебные действия обучающихся с легкой умственной отсталостью», под которыми понимаются элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, отражающие способности

< И

я

а

4

с

PQ

5 s

ES

W H

S

и ^

д и s

0

1

к

W PQ H

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

s

1

>>

0

1

и w tr

s

Ь

1-й <

G

7 Мамаева A.B. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умствен-

ной отсталостью: метод, пособие. Красноярск, 2014.148 с.

«

S К

H

и

w

PQ

осуществлять коммуникацию со взрослыми и сверстниками в различных образовательных и социальных ситуациях.

В качестве структурных компонентов КУД выступают эмотивный компонент, отражающий умения проявлять адекватные эмоциональные реакции во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в разных образовательных и социальных ситуациях; интерактивный ком-

понент КУД, отражающий умения осуществлять конструктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками в разных образовательных и социальных ситуациях, и речевой компонент КУД (владение вербальными и невербальными средствами общения), отражающий умения вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в разных образовательных и социальных ситуациях.

^^^^^^^ Уровни Компоненты^^^^^^^^ Высокий Средний Низкий

3 балла 2 балла 1 балл

1 2 3 4 5

1. Эмотивный Критерии / показатели Умеет отражать адекватные эмоциональные реакции в ситуациях учебной и внеучебной деятельности во взаимодействии со взрослыми В основном умеет отражать адекватные эмоциональные реакции в ситуа-циях учебной и вне-учебной деятельности во взаимодействии со взрослыми с незначительной поддержкой со стороны В основном не умеет отражать адекватные эмоциональные реакции в ситуациях учебной и вне-учебной деятельности во взаимодействии со взрослыми со значительной поддержкой со стороны

Коммуникация со взрослыми

1.1. Умение отражать адекватные эмоциональные реакции в ситуациях учебной и вне-учебной деятельности

Критерии / показатели Умеет отражать адекватные эмоциональные реакции в ситуациях учебной и внеучебной деятельности во взаимодействии со сверстниками В основном умеет отражать адекватные эмоциональные реакции в ситуациях учебной и внеучебной деятельности во взаимодействии со сверстниками с незначительной поддержкой со стороны В основном не умеет отражать адекватные эмоциональные реакции в ситуациях учебной и внеучебной деятельности во взаимодействии со сверстниками со значительной поддержкой со стороны

Коммуникация со сверстниками

1.2. Умение отражать адекватные эмоциональные реакции в ситуациях учебной и вне-учебной деятельности

2. Интерактивный Коммуникация со взрослыми Осуществляет сотрудничество со взрослыми в разных социальных ситуациях; конструктивно взаимодействует без поддержки со стороны В основном осуществляет сотрудничество со взрослыми в разных социальных ситуациях; конструктивно взаимодействует с минимальной поддержкой со стороны В основном не осуществляет сотрудничество со взрослыми в разных социальных ситуациях; конструктивно взаимодействует с максимальной поддержкой со стороны

2.1. Умение сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуациях; конструктивно взаимодействовать

Коммуникация со сверстниками Осуществляет сотрудничество со сверстниками в разных социальных ситуациях; конструктивно взаимодействует без поддержки со стороны В основном осуществляет сотрудничество со сверстниками в разных социальных ситуациях; конструктивно взаимодействует с минимальной поддержкой со стороны В основном не осуществляет сотрудничество со сверстниками в разных социальных ситуациях; конструктивно взаимодействует с максимальной поддержкой со стороны

2.2. Умение сотрудничать со сверстниками в разных социальных ситуациях; конструктивно взаимодействовать

Таблица 1

Минимальная оценочно-диагностическая карта сформированности КУД обучающихся младшего школьного возраста с легкой УО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 1

Minimum worksheet for assessment and diagnostics of communicative learning activities among early

schoolers with mild mental deficiency

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

Критерии / показатели Выстраивает комму- В основном выстраивает В основном не выстраи-

Коммуникация никацию со взрос- коммуникацию со взрос- вает коммуникацию со

со взрослыми лыми с использо- лыми, испытывает незна- взрослыми, испытывает

<и Ф Ei 3.1. Умение осущест- ванием адекватных чительные затруднения в значительные затруднения

.Q X ю о влять коммуникацию ситуаций коммуни- выборе адекватных ситуа- в выборе адекватных си-

.Q CD СО со взрослыми в ситу- кативных средств ций коммуникативных туаций коммуникативных

V£D Ci и CT ациях учебной и вне- без поддержки со средств с минимальной средств с максимальной

aj <v п учебной деятельности стороны поддержкой со стороны поддержкой со стороны

и и Коммуникация Выстраивает ком- В основном выстраива- В основном не выстраива-

со aj т aj .Q X со сверстниками муникацию со свер- ет коммуникацию со свер- ет коммуникацию со свер-

.Q 3.2. Умение осущест- стниками с исполь- стниками, испытывает не- стниками, испытывает зна-

го ю влять коммуникацию зованием адекват- значительные затруднения чительные затруднения в

ш СП QJ X со сверстниками в си- ных ситуаций ком- в выборе адекватных си- выборе адекватных ситуа-

туациях учебной и вне- муникативных туаций коммуникативных ций коммуникативных

учебной деятельности средств без поддержки со стороны средств с минимальной поддержкой со стороны средств с максимальной поддержкой со стороны

Выявление уровня сформированности КУД обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью возможно посредством выявления уровня сформированности каждого показателя КУД путем их балльной фиксации - качественное проявление показателя, а также его сопоставление с общей интервальной шкалой. В условиях образовательного процесса обучающиеся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталостью включаются в три основных направле-

ния деятельности: урочная деятельность, внеурочная деятельность и коррекционные курсы. С опорой на анализ образовательной практики в контексте трех ключевых направлений деятельности обучающихся выделены вариативные коммуникативные ситуации, в которых проявляются и формируются КУД обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. В табл. 2 представлены компоненты КУД и соответствующие им коммуникативные ситуации.

Таблица 2

Соотношение компонентов КУД и коммуникативных ситуаций

Table 2

Ratio of components of communicative learning actions and communicative situations

Внеурочная деятельность (дежурство в столовой)

Коммуникативные ситуации Компоненты КУД

1 2

Обучающиеся знают, что после 2, 3 урока идут в столовую. Учитель: «Ребята кто сегодня будет дежурить?» Речевой компонент

Идя до столовой, обучающиеся встречают разных учителей, других учеников образовательной организации и здороваются с ними. С учителем: «Здравствуйте!» С учеником «Привет!» Речевой компонент

При дежурстве в столовой учитель озвучивает, сколько нужно поставить посуды на каждый стол. Ребенок может забыть количество человек за своим столом, что вызовет трудности в расставлении посуды. Обучающийся обращается за помощью: «Скажите, сколько нужно поставить посуды на каждый стол?» Речевой компонент

По пути в столовую класс встретил ребенка (с нарушениями в передвижении) / (потерял свой класс), который не может дойти до столовой. Обучающийся предлагает свою помощь: «Тебе помочь?» - получив положительный ответ, провожает до столовой, ведя в это время диалог с ним: «Как тебя зовут?» Эмотивный компонент. Интерактивный компонент. Речевой компонент

<

PQ £ a

4

с

PQ

S к

EÜ W H Я

и ^

ш PQ ■S

о

к

w PQ H

и

ft <

и о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

Окончание табл. 2

1 2

Учитель дал задание дежурным убрать посуду со столов: «Ребята, кто назначен дежурными, уберите посуду со столов». Ребенок 1: «Я буду убирать с первого стола». Ребенок 2: «Хорошо, а я буду убирать второй стол и протру все столы» Эмотивный компонент. Интерактивный компонент. Речевой компонент

Внеурочная деятельность (творческий кружок «Умелые ручки»)

Коммуникативные ситуации Компоненты КУД

Учитель принес с собой много красивого и разнообразного наглядного материала, канцелярские товары для создания поделок. Обучающиеся: «Что вы принесли?» - «Чем мы будем сегодня заниматься?» Речевой компонент

Учитель дает задание (разработать проект на тему), для выполнения потребуется работа в парах (учитель распределяет на пары). Обучающиеся договариваются, кто что будет выполнять, и разделяют между собой работу Эмотивный компонент. Интерактивный компонент. Речевой компонент

Учитель приходит в класс для проведения кружка. Обучающиеся: «Здравствуйте!» (Встают возле парт.) Речевой компонент

По завершении изготовления материала для поделки ученики вешают все на доску (создать ситуацию, чтобы попросили магниты) Речевой компонент

Учитель: «Ребята оцените свою работу и работу соседа». «У кого как получилось?» Эмотивный компонент. Речевой компонент

Урочная деятельность

На уроке учитель знакомит детей с новой темой урока. После ознакомления с темой дает задание с помощью словесной инструкции обучающимся по данной теме Эмотивный компонент. Речевой компонент

Учитель познакомил обучающихся с новой темой, предложил игру (динамическую паузу), в которой будет проводиться работа в парах Эмотивный компонент. Интерактивный компонент. Речевой компонент

Каждый урок начинается со звонком, и обучающиеся встают возле своих парт, приветствуя учителя. В течение урока обучающийся в ситуации затруднений, индивидуальных потребностей, чтобы задать вопрос учителю, поднимает руку Речевой компонент

Урочная деятельность

Коммуникативные ситуации Компоненты КУД

На уроке учитель прочел рассказ: «Мама попросила Аню помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Аня поела и села смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стала. Вечером пришли с работы папа и мама. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее сама. Ане стало грустно, и она ушла в свою комнату». Вопросы 1. Почему Ане стало грустно? 2. Правильно ли поступила Аня? 3. Почему? 4. Как бы ты поступил(а) на месте Ани? Эмотивный компонент. Интерактивный компонент. Речевой компонент

Коррекционные занятия

Специалист берет обучающихся на занятия и ведет в свой кабинет. Создание ситуации на побуждение ребенка к общению Речевой компонент

Организуется работа в парах (обыграть сказку). Учитель: «Ребята выберите себе роли и назовите их!» Эмотивный компонент. Интерактивный компонент. Речевой компонент

Здоровается со специалистом: «Здравствуйте!» Эмотивный компонент. Речевой компонент

Специалист дает инструкцию к заданию и поясняет, как его выполнять Речевой компонент

Творческое задание на завершение занятия. Нарисовать рисунок. Специалист дает задание оценить рисунок соседа. Ребенок: «Какой у тебя красивый (дом)!» Эмотивный компонент. Интерактивный компонент

[ 32 ]

Представленные коммуникативные ситу- диагностическую карту сформированности ис-

ации не являются избыточными, а выступают следуемого феномена, которая является опти-

в качестве ориентира в разработке методики мальным диагностическим средством в опе-

диагностики уровня сформированности КУД ративной фиксации, анализе и интерпретации

обучающихся младшего школьного возраста с полученных эмпирических данных в контек-

легкой умственной отсталостью. Стоит отметить, сте предмета исследования. Выделены вариа-

что характер коммуникативных ситуаций отра- тивные коммуникативные ситуации, в которых

жает особые образовательные потребности дан- проявляются и формируются КУД обучающихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной категории обучающихся в рамках коммуни- младшего школьного возраста с легкой умствен-

кативной сферы личностного развития. Почти ной отсталостью. С опорой на предложенные

каждая из коммуникативных ситуаций отража- разработки возможны организация и реализа-

ет интеграцию всех компонентов КУД, что свиде- ция диагностики.

тельствует об интегративном характере комму- Перспективным направлением дальнейше-

никативной деятельности. го исследования являются разработка и реали-

Заключение. Таким образом, выделен- зация психолого-педагогического обеспечения,

ные структурные компоненты КУД обучающих- способствующего формированию КУД обучаю-

ся младшего школьного возраста с легкой ум- щихся младшего школьного возраста с легкой

ственной отсталостью и их показатели позво- степенью умственной отсталостью в различных

лили разработать минимальную оценочно- образовательных и социальных ситуациях. <;

PQ

нЧ

Библиографический список §

1. Агаева И.Б., Беляева О.Л., Дуда И.В. и др. Теория инклюзивного образования и практика его о развития в Красноярском крае: кол. монография. Красноярск, 2016. 304 с. URL: https://www. ^ elibrary.ru/item.asp?id=28978871 (дата обращения: 28.08.2021). «

2. Галкина В.А. Современное содержание обучения умственно отсталых школьников: форми- О ÜÜ

о ^

рование базовых учебных действий // Вопросы устойчивого развития общества. Махачкала, § н 2021. № 5. С. 570-572. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46110681 (дата обращения: и g 28.08.2021). Н U

3. Глухих Н.И. Изучение уровня сформированности коммуникативных базовых учебных дейст- ^ Э

вий обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуаль- ®

О ^

ными нарушениями) // Материалы международной научно-практической конференции па- о О

1-4 tn

мяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педа- о § гогического университета. Екатеринбург, 2020. С. 221-223. URL: https://www.elibrary.ru/item. g щ asp?id=43028072 (дата обращения: 28.08.2021).

и

4. Козырева О.А., Иванова Е.А., Гивиряк Е.Ю. и др. Оценка сформированности базовых коммуни- О Р

„ „ „ Я Ь

кативных учебных действий у обучающихся основной школы с легкой умственной отсталостью U ^

S Гт1

в условиях введения ФГОС // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной куль- ц С

туры и практики: матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. М., 2017. С. 197-200. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=29733485 (дата обращения: 28.08.2021).

5. Мамаева А.В., Шаповаленко Л.О. Анализ существующих подходов к пониманию основных сущностных характеристик умственной отсталости // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. 2018. № 1 (1). С. 38-52. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=35431542 (дата обращения: 28.08.2021). ^Ч

6. Мамаева А.В., Антонова Т.С., Денисова К.Ю., Килина С.Ю. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью (на примере навыка чтения): сообщение 1 // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 48 (2). С. 41-51. DOI: 10.25146/1995-0861-2019-48-2-119

S

к

и

w

PQ

7. Петрова М.В. Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Вестник. Тульское образовательное пространство. 2017. № 4. С. 92-96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30730533 (дата обращения: 28.08.2021).

8. Скрипниченко В.В. Современные подходы к организации процесса формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью / ред.-сост. И.А. Романовская, Е.А. Тарабановская. Содержательные и процессуальные аспекты современного образования: матер. Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань, 2019. С. 209-214. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=39550676 (дата обращения: 28.08.2021).

9. Стебляк Е.А. Формирование у умственно отсталых обучающихся способности к осмыслению социального окружения: содержание базовых учебных действий: матер. V Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Ахметшина, О.С. Мишина, Г.А. Романова, Т.В. Тимохина, О.С. Кузьмина, Т.Ю. Четверикова. Орехово-Зуево, 2020. С. 363-368. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=43943296 (дата обращения: 28.08.2021).

10. Хабарова И.В., Кознева Т.М., Смирнова Л.В., Жеднина П.А. Оценка сформированности коммуникативных базовых учебных действий детей с умеренной умственной отсталостью // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2018. № 44 (2). С. 22-30. DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-44-2-54 (дата обращения: 28.08.2021).

11. Чащина Т.В. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью: содержание работы и подходы к мониторингу и оценке их сформированности // Наука и социум: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2019. № 11-1. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=38519108 (дата обращения: 28.08.2021).

12. Astramovich R.L., Lyons C., Hamilton N.J. Play therapy for children with intellectual disabilities // Journal of Child and Adolescent Counseling. 2015. Is. 1 (1). P. 27-36. DOI: 10.1080/23727810.2015.1015904

13. Braaten E.B. Intellectual disability, assessment of children with mild intellectual disorders. In: The SAGE Encyclopedia of Intellectual and Developmental Disorders, 2018. DOI: 10.4135/9781483392271.n259

14. Drysdale J., Casey J., Porter-Armstrong A. Effectiveness of training on the community skills of children with intellectual disabilities // Scandinavian Journal of Occupational Therapy. 2008. Is. 15 (4). P. 247-255. DOI: 10.1080/11038120802456136

15. Hatton Ch. Pragmatic language skills in people with intellectual disabilities: A review // Journal of Intellectual & Developmental Disability. 1998. Is. 23 (1). P. 79-100. DOI: 10.1080/13668259800033601

16. Iacono T.A., Waring R.E., Chan J.B. Sampling communicative behaviours in children with intellectual disability in structured and unstructured situations // International Journal of Language & Communication Disorders. 1996. Is. 31 (2). P. 106-120. DOI: 10.3109/13682829609042215

17. Mora L., Sebille K. van, Neill L. An evaluation of play therapy for children and young people with intellectual disabilities // Research and Practice in Intellectual and Developmental Disabilities. 2018. Is. 5 (2). P. 178-191. DOI: 10.1080/23297018.2018.1442739

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-287

DIAGNOSTICS OF COMMUNICATIVE LEARNING ACTIVITIES AMONG STUDENTS OF EARLY SCHOOL AGE WITH MILD INTELLECTUAL DISABILITIES

T.A. Shkerina (Krasnoyarsk, Russia) A.V. Zharova (Krasnoyarsk, Russia) V.S. Rozinkevich (Krasnoyarsk, Russia) K.T. Filippova (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. In terms of the concept of development of education for students with disabilities for the period of 2020-2030 and according to the Federal State Educational Standard for students with intellectual disabilities, the harmonious development of both academic educational results and life competence necessary for a student with special educational needs in various social situations is declared one of the main strategic directions for the development of children of early school age. The Basic Learning Action Program (BLAP), as a structural element of the Federal Standard, does not contradict the indicated idea and aims not only at the formation and development of mentally retarded students, but also at ensuring the conditions for their socialization, including their life competence development. The analysis of educational theory and practice made it possible to distinguish a contradiction between the development of the basic provisions of active and differentiated approaches ® and the insufficient theoretical development of the criteria and levels of formation of communicative learning Eq! activities (CLA) of students of early school age with mild mental retardation in order to form the phenomenon ^ under research. The problem solved in the article is the search for theoretical grounds for revealing the essence, ^ structure of CLA of students of early school age with a mild degree of intellectual disabilities in order to develop g the diagnostics of the phenomenon under research. PQ The purpose of the article is to disclose the essence, structure of CLA of students of early school age with mild q g intellectual disabilities; to identify and characterize formation levels of the investigated phenomenon in order to ^ <j develop diagnostics of CLA formation in the context of the research subject. ffi pj Methodology (materials and methods) is based on the active and differentiated approaches to education of stu- w ^ dents with intellectual disabilities; analysis of official documents, scientific psychological and pedagogical literature h ^ on the problem of development of basic learning activities in students with intellectual disabilities. p^ gj Research results. Based on the analysis of scientific works of Russian and foreign researchers and the regulatory ^ S and legal framework, the essence and structure of CLA of students of early school age with mild intellectual disabili- ^ >> ties was revealed; minimum evaluation and diagnostic map of formation of the investigated phenomenon has been O O developed; variable communicative situations in which CLA of students of early school age with mild intellectual q g disabilities are manifested and formed are identified. ^ O Conclusion. The developed diagnosis of CLA of students of primary school age with intellectual disabilities will al- ^ ^ low tracking their dynamics and making timely adjustments in the organization and implementation of their formation ^ at the level of primary general education and with appropriate modification actions at subsequent educational levels. O P Keywords: students of early school age with mild intellectual disabilities, communicative learning activities, o ^ diagnostics of communicative learning activities. p£ W

Shkerina Tatyana A. - PhD (Pedagogy), Associate Professor, Department of Psychology and Child Pedagogy, Department of Correctional Pedagogy, KSPU named after V.P. Astafyev; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4768-318X; e-mail: Shkerinat@mail.ru

Zharova Anastasiya V. - PhD Candidate, Department of Correctional Pedagogy, KSPU named after V.P. Astafyev; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3789-7125; e-mail: zharova.nastya92@mail.ru

Rozinkevich Valentina S. - MA Candidate, Institute of Social and Humanitarian Technologies, KSPU named after V.P. Astafyev; e-mail: valya.rozinkevich@mail.ru

Filippova Kristina T. - MA Candidate, Institute of Social and Humanitarian Technologies, KSPU named after V.P. Astafyev; e-mail: katrino4kka@yandex.ru

s к

H

и

W PQ

References

1. Agaeva I.B., Belyaeva O.L., Duda I.V., et al. Theory of inclusive education and practice of its development in the Krasnoyarsk Territory: collective monograph. Krasnoyarsk, 2016. 304 p. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=28978871 (access date: 28.08.2021).

2. Galkina V.A. Modern content of education of mentally retarded schoolchildren: formation of basic educational actions // Voprosy ustoychivogo razvitiya obshchestva (Issues of Sustainable Development of Society). 2021. No. 5. P. 570-572. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46110681 (access date: 28.08.2021).

3. Glukhikh N.I. Studying the level of formation of communicative basic educational activities of students of early school age with mental retardation (intellectual disabilities). In: Proceedings of the international scientific and practical conference in memory of Professor V.V. Korkunova, dedicated to the 90th anniversary of the Ural State Pedagogical University. Yekaterinburg, 2020. P. 221-223. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43028072 (access date: 28.08.2021).

4. Kozyreva O.A., Ivanova E.A., Giviryak E.Yu., et al. Assessment of the formation of basic communicative educational actions in students of secondary school with mild mental retardation under the conditions of the introduction of FSES. In: Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference: inclusive education: continuity of inclusive culture and practice. Moscow, 2017. P. 197-200. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29733485 (access date: 28.08.2021).

5. Mamaeva A.V., Shapovalenko L.O. Analysis of existing approaches to understanding the basic essential characteristics of mental retardation // Autizm i drugie narusheniya v razvitii: sovremennye issle-dovaniya i razrabotki (Autism and Other Developmental Disorders: Modern Research and Development). 2018. No. 1 (1). P. 38-52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35431542 (access date: 28.08.2021).

6. Mamaeva A.V., Antonova T.S., Denisova K.Yu., Kilina S.Yu. Monitoring educational achievements of students with intellectual disability (using the example of reading skills): message 1 // Vestnik KGPU im. V.P. Astafieva (Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev). 2019. No. 48 (2). P. 41-51. DOI: 10.25146/1995-0861-2019-48-2-119

7. Petrova M.V. Program for the formation of basic educational activities for students with intellectual disabilities // Vestnik. Tulskoe obrazovatelnoe prostranstvo (Bulletin. Tula Educational Space). 2017. No. 4. P. 92-96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30730533 (access date: 28.08.2021).

8. Skripnichenko V.V. Modern approaches to the organization of the process of forming basic educational actions for students with intellectual insufficiency. In: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Substantive and procedural aspects of modern education". Ed. by I.A. Ro-manovskaya, E.A. Tarabanovskaya. Astrakhan, 2019. P. 209-214. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=39550676 (access date: 28.08.2021).

9. Steblyak E.A. Formation of the ability of mentally retarded students to understand social environment: the content of basic educational actions. In: Proceedings of the V International Scientific and Practical Conference / ed. by I.A. Akhmetshin, O.S. Mishina, G.A. Romanova, T.V. Timokhin, O.S. Kuzmina, T.Yu. Chetverikova. Orekhovo-Zuevo, 2020. P. 363-368. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=43943296 (access date: 28.08.2021).

10. Khabarova I.V., Kozneva T.M., Smirnova L.V., Zhelnina P.A. Assessment of communicative basic learning activities development in children with moderate mental retardation // Vestnik KGPU im. V.P. Astafieva (Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University Named after V.P. Astafiev). Krasnoyarsk, 2018. No. 44 (2). P. 22-30. D0I:10.25146/1995-0861-2018-44-2-54

11. Chashchina T.V. Formation of basic educational actions for students with mental retardation: the content of work and approaches to monitoring and assessing their formation. In: Proceedings of the All-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.