УДК 332.33:63 001: 10.24411/2587-6740-2018-16086
ДИАГНОСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Н.И. Бухтояров
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», г. Воронеж, Россия
Целью исследования является создание алгоритма системно-иерархического анализа развития земельных отношений в аграрной сфере и определение факторов, ограничивающих эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения. В процессе исследования установлено, что страны мира имеют значительные различия по размеру земли и земельных ресурсов, по уровню обеспеченности сельхозугодьями и пашней в расчете на одного жителя в связи с их территориальными, демографическими и народнохозяйственными особенностями. Все это вызвало неравномерность в продовольственном обеспечении стран, а в отдельных из них и затяжные аграрные кризисы. В России реализация земельной реформы (1991 г.) предопределила структурные сдвиги и трансформацию собственности на землю в сельскохозяйственном землепользовании и землевладении, в результате преобладающими стали частная и муниципальная формы собственности. Использование земель сельскохозяйственного назначения характеризуется низкой эффективностью, обусловленной объективными и субъективными причинами. До 2015 г. так и не удалось преодолеть тенденцию сокращения площади сельскохозяйственных угодий (с 1990 по 2014 гг. в РФ их доля уменьшилась на 2203,4 тыс. га, или на 1,0%). Более радикальным изменениям подверглась площадь пашни. В 2016 г. не использовалось 24,3 млн га пашни, что обусловлено: во-первых, имеющими место ошибками в разгосударствлении и приватизации земель колхозов и совхозов; во-вторых, проведением либеральной политики и отсутствием соответствующей государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей; в-третьих, недостатком у них материально-денежных средств и, как следствие, невозможностью вести расширенное воспроизводство; в-четвертых, неразвитостью рынка земельных ресурсов. На основе проведенного исследования были определены факторы, существенно ограничивающие эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения.
Ключевые слова: земельные ресурсы, динамика использования, земельная реформа, правовое обеспечение, эффективность, ограничивающие факторы.
Одним из направлений совершенствования организационно-экономического механизма земельных отношений в аграрной сфере является осуществление всестороннего анализа системы показателей, характеризующих состояние и тенденции его развития на различных иерархических уровнях. На наш взгляд, алгоритм системно-иерархической диагностики должен включать следующие этапы анализа использования земельных ресурсов на мега-, мезо- и локальном уровнях, то есть в России, федеральных округах (в том числе в ЦЧР) и в регионах:
• оценка динамики наличия земельных ресурсов с целью определения основных трендов в их трансформации;
• выявление особенностей, условий и тенденций в использовании земельных ресурсов;
• определение и оценка ключевых направлений в системе государственного регулирования использования земельных ресурсов;
• оценка эффективности использования земельных ресурсов в разрезе категорий хозяйствования с учетом прогнозирования ее на перспективу.
Исходя из предложенного алгоритма диагностики, следует отметить, что, по данным FAOStat (2015 г.), в земельном фонде всех стран мира насчитывается 13,26 млрд га, из них на сельскохозяйственные угодья приходится 4,89 млрд га (36,9%) [1]. На долю пашни, как наиболее интенсивно используемых угодий, приходится 29,4% (3,9 млрд га). При этом экстенсивное воспроизводство земельных ресурсов в мире практически прекратилось. Так, увеличение площадей сельскохозяйственных угодий наблюдалось до середины 1990-х го-
дов, а темпы роста площади пашни сокращались и уже к середине 1980-х годов вовсе прекратились. Все это связано с тем, что сложившиеся технологии освоения земель сельскохозяйственного назначения полностью себя исчерпали, а пришедшие на смену прогрессивные технологии в земледелии смогли обеспечить более высокие темпы роста производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с темпами роста населения и существенно снизить востребованность земельных ресурсов в сельском хозяйстве.
В настоящее время в мире площади сельскохозяйственных угодий для производства продовольствия достигли своих пределов, так как практически повсеместно наблюдается интенсивный тип их воспроизводства. Такая тенденция подтверждается темпами прироста площади многолетних насаждений (рис. 1, рассчитано и построено по [1]).
Как показывает анализ, по размеру земли и земельных ресурсов сельского хозяйства страны мира значительно различаются. Так, около 70% сельскохозяйственных угодий и пашни приходятся на 20 стран мира, в том числе
40 30 20 10
45,0% пашни — на 5 стран мира: США, Индию, Россию, Китай и Бразилию (табл. 1). При этом наиболее интенсивно используются сельскохозяйственные угодья в Индии, Канаде, России, Индонезии и США, в которых уровень рас-паханности находится в пределах 37,4-86,7%.
Все страны мира также существенно различаются и по уровню обеспеченности земельными ресурсами, прежде всего, по уровню обеспеченности сельскохозяйственными угодьями и пашней в расчете на одного жителя страны, которые характеризуют использование земельных ресурсов в сельском хозяйстве. Различия обусловлены определенными территориальными, демографическими и народнохозяйственными особенностями стран мира. Больше всего сельскохозяйственных угодий в расчете на душу населения приходится в Монголии (36,7 га), Австралии (15,0 га) и Казахстане (12,0 га), что обусловлено наличием огромных площадей естественных пастбищ.
По уровню обеспеченности пашней лидерами являются Австралия (1,89 га в расчете на душу населения), Казахстан (1,63 га), Канада (1,19 га), Аргентина (0,88 га) и Россия (0,85 га),
1970 -10
2010-2015
•сельскохозяйственные угодья ■ сенокосы и пастбища_
пашня
многолетние насаждения
Рис. 1. Темпы прироста сельскохозяйственных угодий и их основных категорий в мире INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 6 (366) / 2018 www.mshj.ru
0
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
.Ui. ■/л*
Таблица 1
Наличие сельскохозяйственных угодий и обеспеченность ими крупных стран мира, 2015 г.
(рассчитано по [1])
Страны Сельхозугодья, тыс. га Пашня, тыс. га В расчете на 1 жителя, га
сельскохозяйственных угодий пашни
Китай 527 617 119 230 0,381 0,086
США 406 145 151847 1,248 0,466
Австралия 365 677 46 094 14,959 1,886
Бразилия 282 505 80 238 1,350 0,383
Россия 217 812 122827 1,510 0,852
Казахстан 217 056 29 427 12,061 1,635
Индия 179 581 156390 0,134 0,117
Саудовская Аравия 173 695 3440 5,273 0,104
Аргентина 148 602 39 135 3,357 0,884
Монголия 112 944 621 36,718 0,202
Мексика 106 723 22 939 0,826 0,178
Южная Африка 96 805 12 495 1,709 0,221
Нигер 45 728 16 847 2,129 0,784
Судан 68 191 19 721 5,422 1,568
Канада 62 745 43 649 1,714 1,192
Ангола 59 218 4862 1,988 0,163
Индонезия 57 064 23 550 0,216 0,089
Мозамбик 49 935 5661 1,683 0,191
Чад 49 990 4911 3,355 0,330
Иран 45 931 14 659 0,565 0,180
показатели этих стран значительно превышают среднемировой уровень (0,19 га) и достаточный уровень продовольственной безопасности (0,4-0,5 га).
В данном контексте следует отметить и такие страны, как Германия, Испания, Турция, Франция, которые при низком уровне обеспеченности сельскохозяйственными угодьями и пашней являются крупнейшими мировыми производителями и экспортерами сельскохозяйственной продукции и отличаются устойчиво развитым аграрным производством. Кроме того, страны, характеризующиеся высокой плотностью населения (Китай, Индия, Япония, Индонезия, Пакистан, Бангладеш и целый ряд государств Африки) и, как следствие, дефицитом пахотных земель, в перспективе, несмотря на высокоэффективное использование сельскохозяйственных угодий (например, Китай сегодня на площади 527617 тыс. га производит 500 млн т зерна, а Япония, имея 4496 тыс. га сельскохозяйственных угодий, кормит 126-миллионное население), могут не только
400 200
испытывать недостаток продовольствия, но и столкнуться с возникновением продовольственных кризисов.
Анализ обеспеченности стран мира сельскохозяйственными угодьями позволил выявить неравномерность их использования и проблемы с обеспеченностью продовольствием, а также сравнительно высокие темпы роста сельскохозяйственного производства, превышающие темпы роста населения (рис. 2, рассчитано и построено по [1]).
Однако, несмотря на устойчивую тенденцию роста сельскохозяйственного производства и населения в мире в целом, в последние годы в отдельных странах зачастую наблюдаются затяжные аграрные кризисы, обусловленные радикальными изменениями социально-экономических отношений, разгосударствлением и приватизацией производственных и земельных ресурсов, нарастанием экономических противоречий, а также процессом углубления международного разделения труда. В числе стран, в которых в 1990-е годы
0
1
*
X-
X
▲
Л-
X ▲
X ▲
-I
1970
1990
2000
2005
2010
2015
—А —»
I
2016
^ РФ - темп роста населения
-^РФ - темп роста сельскохозяйственного производства ^ Мир - темп роста населения
X Мир - темп роста сельскохозяйственного производства
Рис. 2. Темпы роста численности населения и объемов производства сельскохозяйственной продукции, % к 1960 г.
наблюдался спад производства продовольствия, находилась и Российская Федерация. Проведенная в 1998 г. девальвация национальной валюты и оживление экономики в первом десятилетии XXI в. обеспечили стабилизацию и рост аграрного производства. Однако за годы реформ производственные ресурсы сельского хозяйства, в том числе и земельные, претерпели определенные изменения.
Реализация земельной реформы (1991 г.), целью которой было повышение эффективности использования и экологизация земель сельскохозяйственного назначения, предопределила структурные сдвиги и трансформацию собственности на землю в сельскохозяйственном землепользовании и землевладении. В результате сформировалась новая структура собственности на землю, на основе реорганизации колхозов и совхозов появились новые юридические и физические лица-собственники земельных долей и участков, преобладающими стали частная и муниципальная формы собственности. По мнению А.С. Миндрина и О.Б. Леппке, происходящие изменения сопровождались регулированием «использования земельных участков, находящихся в частной собственности, аккумуляцией средств земельных платежей, постоянным совершенствованием нормативной правовой базы, методов оценки земель, созданием правового, экономического и организационного механизмов регулирования земельных отношений с учетом традиций, региональных особенностей и государственных интересов и т. д.» [2, с. 2].
Однако цели проводимой земельной реформы не были достигнуты, а процесс реализации не только усугубил проблемы, но и привел к тому, что государственное управление земельными ресурсами, по мнению В.Н. Хлыстуна, стал «характеризоваться бессистемностью и явно недостаточной эффективностью» [3, с. 60]. Несмотря на отдельные позитивные моменты в реализации земельной реформы, к существенным недостаткам в развитии современных земельных отношений в России можно отнести и незавершенность разработки нормативно-правовой базы в системе использования и охраны земель, в организации землеустройства, в формировании и развитии рынка земли и земельного оборота.
Следует согласиться с С.А. Липски, который в развитии современного земельного законодательства отмечает положительные изменения и выделяет четыре этапа [4, с. 52-53]. Первый этап (1990-1991 гг.) С.А. Липски связывает с принятием законов, которые положили начало изменению правового регулирования земельных отношений, становлению государственной земельной службы, выработке форм и механизмов управления земельными ресурсами и совершенствованию системы земельного законодательства; второй этап (19921993 гг.) — с принятием указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, ориентированных на осуществление земельной реформы и на выполнение ее положений в земельно-имущественной сфере; третий этап (1994-2000 гг.) — с устранением пробелов в земельном законодательстве, а также с попытками государства принять Земельный
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 6 (366) / 2018
кодекс, регулирующий земельные отношения; четвертый этап (начало XXI в.) — с принятием Земельного кодекса Российской Федерации и других законов, обеспечивших полноту федеральной правовой базы в системе земельных отношений. Но ни одна из правовых инициатив за годы реформ не свидетельствовала о качественном этапе в развитии земельного законодательства. Качественные изменения в земельном законодательстве стали ощущаться с 2015 г., после принятия в 2014 г. федеральных законов, в которых были предусмотрены новые правила предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам, уточнены процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также отражены новые подходы к осуществлению государственными и муниципальными органами контрольно-надзорных функций в землепользовании.
К ключевым изменениям в отношении новых правил предоставления земельных участков следует отнести, во-первых, обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления выставлять свободные земельные участки на торги, проводимые в форме аукционов, и, во-вторых, передачу от органов местного самоуправления муниципальных районов к поселениям
полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые все еще не разграничена. При этом повышается роль местного самоуправления муниципальных районов как при предоставлении земельных участков, так и их изъятии. Кроме того, с целью совершенствования реализации контрольно-надзорных функций в землепользовании с 1 января 2015 г. введены новые формы организации и алгоритм проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства, а также предусмотрена качественно новая форма наблюдения за исполнением законодательства в системе земельных отношений — административное обследование объекта земельных отношений, предусматривающее исследование его состояния и анализ способов его использования на основании информации, во-первых, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, в открытых и общедоступных информационных ресурсах, в архивных фондах, во-вторых, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель и отраженной в документах, подготовленных в результате проведения землеустройства, в-третьих, полученной дистанционными и другими методами.
Проведенный анализ современного состояния функционирования земельных отношений в аграрном секторе России показывает, что использование земельных ресурсов характеризуется низкой эффективностью, обусловленной объективными и субъективными причинами. Все это негативно отражается на использовании земель сельскохозяйственного назначения, модернизации всего агропромышленного производства. В частности, до 2015 г. так и не удалось преодолеть тенденцию сокращения сельскохозяйственных угодий. С 1990 по 2014 г. их площадь уменьшилась на 2203,4 тыс. га, или на 1,0% (табл. 2).
Следует отметить, что в 2015 г. площади земель, занятых сельскохозяйственными угодьями, увеличились, однако это произошло в основном за счет присоединения Республики Крым, поэтому тенденция сокращения земель сельскохозяйственного назначения продолжает сохраняться. Более радикальным изменениям подверглась площадь пашни, которая с 1990 по 2010 гг. сократилась на 10870,3 тыс. га (8,8%), частично эти земли перешли в сенокосы и пастбища (4067,5 тыс. га), а частично в залежь (4604,9 тыс. га).
По мнению отдельных авторов, с которыми мы согласны, сокращение пашни произошло в основном за счет выбытия не удобных для
Таблица 2
Динамика изменений площади сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации, 1990-2017 гг., млн га [5]
Годы Сельхозугодья В том числе
всего +, - к предыдущему году пашня сенокосы, пастбища залежь многолетние насаждения
всего +, - к предыдущему году всего +, - к предыдущему году всего +, - к предыдущему году всего +, - к предыдущему году
1990 222,4 - 132,3 - 87,9 - O,3 - 1,6 -
1991 222,4 - 132,1 -0,2 86,8 -1,1 O,3 - 1,7 +0,1
1992 222,S +0,1 132,O -0,1 88,1 +1,3 O,4 +0,1 1,7 -
1993 222,1 -0,4 131,6 -0,4 88,2 +0,1 O,S +0,1 1,8 +0,1
1994 221,8 -0,3 13O,7 -0,9 88,O -0,2 1,1 +0,6 2,O +0,2
1995 222,O +0,2 13O,2 -0,5 88,2 +0,2 1,S +0,4 1,9 -0,1
1996 221,6 -0,4 128,9 -1,3 88,8 +0,6 2,O +0,5 2,O +0,1
1997 221,S -0,1 127,8 -1,1 89,2 +0,4 2,S +0,5 1,9 -0,1
1998 221,2 -0,3 126,S -1,3 89,9 +0,7 2,9 +0,4 1,8 -0,1
1999 221,1 -0,1 12S,3 -1,2 9O,6 +0,7 3,4 +0,5 1,9 +0,1
2000 221,1 - 124,4 -0,9 9O,9 +0,3 3,9 +0,5 1,9 -
2001 22l,O -0,1 123,9 -0,5 91,1 +0,2 4,1 +0,2 1,9 -
2002 22O,9 -0,1 123,S -0,4 91,4 +0,3 4,2 +0,1 1,8 -0,1
2003 22O,8 -0,1 122,6 -0,9 91,9 +0,5 4,6 +0,4 1,8 -
2004 22O,7 -0,1 122,1 -0,5 92,O +0,1 4,7 +0,1 1,8 -
2005 22O,7 - 121,8 -0,3 92,1 +0,1 S,O +0,1 1,8 -
2006 22O,6 -0,1 121,6 -0,2 92,1 - S,1 +0,1 1,8 -
2007 22O,6 - 121,6 - 92,1 - S,1 - 1,8 -
2008 22O,S -0,1 121,7 +0,1 92,1 - S,O -0,1 1,8 -
2009 22O,S - 121,7 - 92,1 - S,O - 1,8 -
2010 22O,4 0,1 121,4 -0,3 92,1 - S,1 +0,1 1,8 -
2011 22O,3 -0,1 121,4 - 92,O -0,1 S,O -0,1 1,8 -
2012 22O,2 -0,1 121,S +0,1 92,O - S,O - 1,8 -
2013 22O,2 - 121,S - 92,O - S,O - 1,8 -
2014 22O,2 - 121,S - 92,O - S,O - 1,8 -
2015 22O,2 - 121,S - 92,O - 4,9 -0,1 1,8 -
2016 222,1 -0,1 122,8 +0,3 92,S +0,5 4,9 - 1,9 +0,1
2017 222,O -0,1 122,7 -0,1 92,S - 4,9 - 1,9 -
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
.«А".
•/V
6,3 8,4 10,3 11,6 Н_116,71_ _|20,0|_ 20,9 21,6 22,6 26,6 27,4 29,4 30,6 31,6 30,9 29,9 31,6 30,8 31,1 30,9 30,5 31,6 24,3 -
17, 15, 14, 11,
99,5 96,3 91,2 87,7 85,4 84,8 84,6 79,6 78,8 77,5 77,1 76,4 76,9 77,8 76,7 78,1 78,5 79,3 79,9
□ ПОСЕВНАЯ ПЛОЩАДИ □ ЧИСТЫЙ ПАР □ НЕИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПАШНЯ
Рис. 3. Использование пашни в Российской Федерации, млн га [8]
возделывания сельскохозяйственных культур приовражных, переувлажненных или засушливых участков, а также из-за снижения востребованности со стороны отрасли животноводства и деградации технологий производства растениеводческой продукции, способствовавших постепенному переводу площади пашни в пастбища и в поля под почвозащитными севооборотами [6, с. 61].
Сокращение площади пашни сказалось и на уровне ее использования. Если в 1990 г. в России на посевные площади приходилось 117,7 млн га (89,0%), а на пары — 13,8 млн га (10,4%), то в 2016 г. — соответственно 79,9 млн га (65,1%) и 12,0 млн га (9,8%) (рис. 3).
Анализ практики хозяйствования показывает, что в 2016 г. в стране не использовалось 24,3 млн га пашни, что было обусловлено: во-первых, имевшими место организационно-правовыми ошибками в разгосударствлении и приватизации земель колхозов и совхозов; во-вторых, проведением либеральной политики и отсутствием соответствующей государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; в-третьих, недостатком у них материально-денежных средств и, как следствие, невозможностью вести расширенное воспроизводство; в-четвертых, неразвитостью рынка земельных ресурсов в силу недостаточной их привлекательности и низкой платежеспособности населения [7, с. 17].
Мы разделяем вывод Т. Емельяновой и Д. Новикова о том, что основной угрозой экономической, социальной, экологической и в целом национальной безопасности страны является деградация земель, так как более 70% площадей сельскохозяйственных угодий подвергаются различным отрицательным воздействиям, и прежде всего водной и ветровой эрозии [8, с. 27]. За годы реформ резко ухудшилось культуртехническое состояние естественных кормовых угодий в составе сельхозугодий, вследствие закустаривания и образования мелколесья, сокращающих их площади и снижающих качество травостоя, провоцирующих появление грубостебельчатых и ядовитых для скота растений.
Существенные колебания в использовании земель сельскохозяйственного назначения наблюдаются не только в округах, но и в разрезе краев и областей в пределах одного округа. Так, в СЗФО, УФО и СФО, в Нечерноземных областях ЦФО, в северных регионах ПФО и ДФО, на юго-востоке ЮФО и СКФО, для которых характерны менее благоприятные условия для отрасли растениеводства и слабо развитая
производственная и социальная инфраструктура сельских территорий, имеет место снижение уровня использования земель сельскохозяйственного назначения.
Положение усугубляется тем, что еще большие колебания присущи наиболее интенсивно используемой категории земель — пашне. За годы реформ (1990-2016 гг.) амплитуда колебаний неиспользуемой пашни в целом по России достигла 30,8 млн га, а наибольшая в абсолютном измерении площадь неиспользуемой пашни в размере 31,6 млн га наблюдалась в 2007, 2010 и 2015 гг.
На сегодня в обществе сформировались две принципиально противоположные позиции в отношении неиспользованных земель и использования сельскохозяйственных угодий. Согласно первой, основанной на принципе полного и неукоснительного использования всех сельскохозяйственных угодий, не использование или использование сельскохозяйственных угодий не по целевому назначению считается антигосударственным деянием, а согласно второй — «неиспользуемые сельскохозяйственные угодья целесообразно перевести в залежи и спокойно ждать удобной экономической ситуации для их использования» [9, с. 48]. При этом сторонники обеих позиций считают, что государство должно поддерживать неиспользуемые земли в надлежащем порядке.
Нам представляется, что должна быть и третья позиция, основанная на государственном регулировании и включающая научно обоснованные мероприятия по постепенному вводу в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. В настоящее время на это ориентирована деятельность Министерства сельского хозяйства России, направленная на реализацию Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года. В этом отношении определенные наработки и первый опыт введения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения (пашни) на период 2016-2020 гг. появились в Иркутской, Орловской, Тамбовской и других областях [10, с. 39-42].
Проведенный анализ показывает, что состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения по регионам во мно-
гом обусловлены социально-экономическими условиями развития сельских территорий и демографической ситуацией. Согласно официальным данным, количество сельских населенных пунктов с отсутствием населения в 2012 г. достигло 20 тыс., а в четвертой части оставшихся поселений проживали от 1 до 10 человек. Во многих регионах наблюдается картина запустения сел и деревень, превращения их в заброшенные пустыри и развалины [8, с. 28].
Как известно, воспроизводство земельных ресурсов характеризуется не только поддержанием естественного плодородия почв и предотвращением деградации продуктивных земель. Учитывая, что за 1990-е годы и нулевые годы XXI в. наблюдалось существенное ухудшение плодородия земель сельскохозяйственного назначения и, прежде всего, пахотных земель, государство коренным образом изменило отношение к вопросам почвенного плодородия. Начиная с 2010 г., Министерство сельского хозяйства России (в соответствии с приказом от 04.05.2010 г. № 150) начало проводить постоянный мониторинг показателей почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения путем осуществления федеральными государственными бюджетными учреждениями, центрами и станциями агрохимической службы, станциями химизации и сельскохозяйственной радиологии агрохимического и эколого-ток-сикологического обследования почв земель сельскохозяйственного назначения [10, с. 5051]. Так, по состоянию на 01.01.2016 г. в целом по России было обследовано 105,5 млн га пашни, в том числе в ЦФО — 18,3 млн га, в СЗФО — 1,9, в ЮФО — 15,4, в СКФО — 5,5, в ПФО — 29,4, в УФО — 7,1, в СФО — 21,4 и в ДФО — 1,9 млн га.
На основе проведенного исследования были определены факторы, существенно ограничивающие эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения. К основным из них следует отнести:
• неадекватность инструментов государственного регулирования земельных отношений современным потребностям страны и мировым стандартам;
• неразвитость рынка земли и низкий уровень государственного контроля за эффективностью ее использования;
• отсутствие рациональной организации землеустроительного обеспечения эффективного использования и охраны земель;
• недостаточность достоверной информации о качественных и количественных
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 6 (366) / 2018
характеристиках земель сельскохозяйственного назначения;
• наличие больших площадей неиспользуемых сельскохозяйственных угодий и невостребованных земельных долей;
• отсутствие сведений об ограничениях и об-ременениях земельных участков;
• продолжающееся снижение почвенного плодородия, рост деградации продуктивных земель, техногенное загрязнение и дисбаланс сельскохозяйственных угодий;
• сокращение государственной поддержки мероприятий по повышению плодородия и развитию фонда мелиорируемых земель;
• высокий уровень концентрации земель в интегрированных агропромышленных структурах;
• нарушения научно обоснованных рекомендаций по рациональному использованию продуктивных земель;
• нарушение правового режима и условий использования земельных участков и др. Для устранения указанных факторов необходимо решить комплекс задач по форми-
рованию и развитию устойчиво эффективного землепользования на основе осуществления организационных, финансово-экономических, информационных и других мероприятий, включающих ресурсное обеспечение, сроки и исполнителей. При этом роль государства в решении этих задач должна определяться не только необходимостью формирования устойчиво эффективного землепользования, но и необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны.
Литература
1. Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO) Databases. Режим доступа: http://www. fao.org/statistics/databases/en
2. Миндрин А.С., Леппке О.Б. Земельная политика в аграрном секторе экономики России на современном этапе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 9. С. 2-6.
3. Хлыстун В.Н. Эффективное использование земель как фактор успеха импортозамещения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 1. С. 58-61.
4. Липски С.А. Совершенствование земельного законодательства — необходимое условие и фактор
повышения эффективности управления земельными ресурсами в сельскохозяйственном производстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 9. С. 52-56.
5. Центральная база статистических данных (ЦБСД) Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Режим доступа: http://www.gks.ru/ dbscripts/cbsd/
6. Улезько А.В., Юшкова В.Э., Тютюников А.А. Земельные ресурсы сельского хозяйства: управление воспроизводством и экономическая оценка потенциала. Воронеж: Научная книга, 2014. 176 с.
7. Хлыстун В.Н. Четверть века земельных преобразований: намерения и результаты // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 10. С. 13-17.
8. Емельянова Т., Новиков Д. Организация использования и охраны земельных ресурсов России // АПК: экономика, управление. 2015. № 4. С. 27-34.
9. Огнивцев С.Б. Актуальные вопросы земельной политики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 3. С. 45-49.
10. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». М.: ФГБНУ «Росинформ-агротех», 2016. 210 с.
Об авторе:
Бухтояров Николай Иванович, кандидат экономических наук, ректор, доцент, заведующий кафедрой конституционного и административного права, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0003-4722-1524, [email protected]
DIAGNOSTIC ASSESSMENT OF LAND USE PRACTICE IN AGRICULTURE IN RUSSIA
N.I. Bukhtoiarov
Voronezh state agrarian university named after emperor Peter the Great, Voronezh, Russia
The purpose and objectives of the presented study was to identify the factors limiting the efficiency of agricultural land use and to elaborate an algorithm of system-based hierarchical analysis of the development of land relations in the agricultural sector of the Russian economy. It was defined that in all parts of the world there are significant differences in the size of lands and land resources, in the rate of farmland and arable land per capita supply due to territorial, demographic and economic particular characteristics of the countries. These factors caused uneven food supply in the countries across the world, and some of them undergo protracted agricultural crises. In Russia, land reform implementation (started in 1991) predetermined structural changes and transformation of land ownership in agricultural land use and landholding, as a result of which private and municipal forms of ownership became dominant. The use of agricultural lands is characterized by low efficiency which has come about for objective and internal reasons. Until 2015, Russia has failed in a bid to overcome the trend of reduction in the area of agricultural lands (from 1990 to 2014 the share of these lands decreased by 2203.4 thousand hectares, or by 1.0%). More significantly reduced the area of arable lands. In 2016, 24.3 million hectares of arable land were not used, which was due, firstly, to the errors in the denationalization and privatization of collective and state farms, secondly, due to liberal policy and the lack of appropriate agricultural commodity producers' state support, thirdly, due to the lack of material and monetary resources and, as a result, due to the inability to transact expanded reproduction, fourthly, due to the underdevelopment of the market for land resources. Following on from the results of the authors study the factors significantly limiting the efficiency of agricultural land use were determined. Keywords: land resources, dynamics of use, land reform, legal support, efficiency, limiting factors.
References
1. Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO) Databases Access mode: http://www.fao. org/statistics/databases/en
2. Mindrin AS., Leppke O.B. Land policy in agrarian sector of economy in Russia at the modern stage. Eko-nomika selskokhozyajstvennykh i pererabatyvayuschikh predpriyatij = Economy of agricultural and processing enterprises. 2015. No. 9. Pp. 2-6.
3. Khlystun V.N. Efficient using of lands as success factor of import substitution. Ekonomika selskokhozyajstvennykh i pererabatyvayuschikh predpriyatij = Economy of agricultural and processing enterprises. 2016. No. 1. Pp. 58-61.
4. Lipsky S.A. Improvement of land legislation as an essential pre-requisite and factor of raising the efficiency
of land resources management in agricultural production. Ekonomika selskokhozyajstvennykh i pererabatyvayuschikh predpriyatij = Economy of agricultural and processing enterprises. 2015. No. 9. Pp. 52-56.
5. Central database of the Federal state statistics service (Rosstat). Access mode: http://www.gks.ru/ dbscripts/cbsd/
6. UlezkoAV., YushkovaA.D., TyutyunikovA.A. Land resources in agriculture: management of reproduction and economic assessment of the potential. Voronezh: Nauch-naya kniga, 2014. 176 p.
7. Khlystun V.N. Century quarter of land transformations: intentions and results. Ekonomika selskokhozyajst-vennykh i pererabatyvayuschikh predpriyatij = Economy of agricultural and processing enterprises. 2015. No. 10. Pp. 13-17.
8. Emelyanova T, Novikov D. Organizing the use and protection of land resources in Russia. APK: ekonomika i upravlenie = AIC: economics, management. 2015. No. 4. Pp. 27-34.
9. OgnivtsevS.B. Urgent issues of the land policy. Eko-nomika selskokhozyajstvennykh i pererabatyvayuschikh predpriyatij = Economy of agricultural and processing enterprises.2016. No. 3. Pp. 45-49.
10. National report "On the progress and results of the implementation in 2016 of the State program for development of agriculture and regulation of agricultural commodity markets, raw materials and food for 2013-2020". Moscow: FGBNU "Rosinformagrotekh", 2016. 210 p.
About the author:
Nikolay I. Bukhtoiarov, candidate of economic sciences, rector, associate professor, head of the department of constitutional and administrative law, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4722-1524, [email protected]