Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ'

ДИАГНОСТИКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION AND COMMUNICATION / COMPETENCE / CURATOR / MANAGER / ACADEMIC GROUP / STUDY EXPERIMENTS / PRACTICAL WORK / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ / КОМПЕТЕНТНОСТИ / КУРАТОР / РУКОВОДИТЕЛЬ / АКАДЕМИЧЕСКОЙ / ГРУППЫ / ИЗУЧЕНИЕ / ОПЫТЫ / ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наимов Умедджон Тошмадович

В статье рассмотрено изучение опыта практической работы в сфере подготовки руководителя академической группы к профессиональной деятельности позволили сделать предположения, которые требуют экспериментальной проверки: формирование ИКК ( информационно -коммуникационной компетентности) руководителя академической группы. Экспериментированно более эффективно в рамках специально созданой модели формирования ИКК руководителя академической группы, особенностью которой является наличие трех взаимосвязанных этапов: организационно- побудительного, когнитивного-процессуального, рефлексивно-продуктивного, каждый из которых содержит определенные методы и формы; педагогическими условиями формирования ИКК руководителя академической группы являются: формирование потребности в ИКК через организацию деятельности студентов в информационно-образовательной среде образовательного учреждения; обеспечения руководства формированием ИКК на основе индивидуального подхода и налаживания субъект-субъектного взаимодействия между кураторами и студентами; организация самостоятельной работы студентов с использованием инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE INITIAL LEVEL OF DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF THE HEAD OF ACADEMIC GROUPS

The article deals with the study of practical experience in the field of training of the head of the academic group for professional activities allowed making assumptions that require experimental verification: the formation of ICK (information and communication competence) of the head of the academic group. It is experimentally more effective within the specially created model of formation of IKK of the head of academic group which feature is existence of three interconnected stages: organizationally-motive, cognitive-procedural, reflexively-productive, each of which contains certain methods and forms; pedagogical conditions of formation of IKK of the head of academic group are: formation of need for IKK through the organization of activity of students in the information and educational environment of educational institution; providing leadership in the formation of the ICC on the basis of an individual approach and the establishment of subject-subject interaction between curators and students; organization of independent work of students using innovative technologies.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ»

высшего образовательного учреждения «Государственная служба по надзору в сфере образования Республики Таджикистан». г.Душанбе, улАйни, 126, тел.:(992)777003700; Email:nazarzoda60@mail.ru;

About the author:

Rahmonov Sharif Madinomovich - dean of the faculty of physics of the TGPU named afer Sadriddin Ayni, PHD in pedagogy, associate professor, tel. (+992)918 265609, E-mail rahmonovsharif.1964@mail.ru

Ubaydzoda Jurakhon Nazar - chief specialist of the department for attestation, accreditation and licensing of higher professional institutions in the higher educational institution "State Service for Supervision in the Education of the Republic of Tajikistan ". Dushanbe, Sadriddin Ayni Street, 126, phone: (+992)777003700; E-mail: nazarzoda60@mail.ru;

ДИАГНОСТИКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ

ГРУППЫ

Наймов У.Т.

Институт технологии и инновационногоменеджмента города Куляб

Теоретический анализ психологической и педагогической литературы по данной проблеме, изучение опыта практической работы в сфере подготовки руководителя академической группы к профессиональной деятельности позволили сделать предположения, которое требует экспериментальной проверки: формирование ИКК( информационно -коммуникационной компетентности) руководителя академической группы будет проходить более эффективно в рамках специально созданой модели формирования ИКК руководителя академической группы, особенностью которой является наличие трёх взаимосвязанных этапов: организационно- побудительного, когнитивного-процессуального, рефлексивно-продуктивного, каждый из которых содержит определенные методы и формы; педагогическими условиями формирования ИКК руководителя академической группы являются: формирование потребности в ИКК через организацию деятельности студентов в информационно-образовательной среде образовательного учреждения; обеспечения руководства формированием ИКК на основе индивидуального подхода и налаживания субъект-субъектного взаимодействия между кураторами и студентами; организация самостоятельной работы студентов с использованием инновационных технологий.

Эксперимент организован в соответствии с требованиями проведения формирующего эксперимента в педагогических исследованиях (А. Абдуллина, С. Гончаренко, Н. Кузьмина, И. Лернер и др.).

Учитывая общие требования к проведению опытно - экспериментальной работы, а также опираясь на методологическую базу исследования (деятельностей, индивидуально-творческий и личностно-ориентированный подходы), что лежит в основе организации процесса формирования ИКК руководителя академической группы, мы разработали программу эксперимента по реализации модели формирования ИКК руководителя академической группы в системе высшего педагогического образования внедрения выявленных педагогических условий. Указанные подходы обусловили как содержательные, так и технологические направления формирования ИКК руководителя академической группы в процессе профессиональной подготовки.

Цель проведенного формирующего этапа эксперимента - апробация предложенных нами педагогических условий формирования ИКК у руководителя академической группы. Теоретическое обоснование цели и задач формирующего этапа эксперимента позволило нам разработать стратегию построения системы работы по формированию ИКК руководителя академической группы.

Согласно гипотезе и цели данного исследования нами сформулированы следующие задачи формирующего этапа эксперимента:

1) реализовать модель формирования ИКК руководителя академической группы посредством внедрения обоснованных педагогических условий;

2) выяснить уровень ИКК руководителя академической группы после проведенного эксперимента;

3) проанализировать полученные данные и обработать методами математической статистики;

4) выявить и оценить динамику изменений ИКК студентов под влиянием внедренных педагогических условий и сделать выводы об их целесообразности и эффективности.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Институт и инновационого менеджмента город Куляба период с 2014 по 2017 гг, без нарушений естественного течения учебно-воспитательного процесса. Всего в формовочном эксперименте приняли участие 426 студентов (из них в контрольных учебных группах - 210 лиц и в экспериментальных - 216 человек). Выбор групп был обусловлен требованиями однородности студентов контрольных и экспериментальных групп.

Однородность выборки обеспечивалась статистической оценке информационно-коммуникационной компетентности во время начальной диагностики. В течение всего периода экспериментальной работы автор лично принимала участие в разработке, апробации и практическом внедрении разработанных положений, занимаясь учебно-методической, научно-организационной работой.

По условиям формирующего этапа эксперимента с экспериментальной группой студентов преподаватели должны самостоятельно работать по полученным научно-методическими материалами. Следует отметить, что перед началом эксперимента для преподавателей с целью направления их деятельности, направленной на формирование ИКК у будущих руководителю академической группы, предоставление методических рекомендаций были проведены установочные лекции. В дальнейшем проводилось периодическое наблюдение за их деятельностью и уровнем формирования ИКК будущих руководительей академической группы.

Заметим, что в связи с тем, что преобразования, которые были нами предложены, касались определенной перестройки содержательных компонентов учебных программ целого ряда дисциплин, к работе были привлечены несколько преподавателей-экспериментаторов. Экспериментальная программа включала ряд этапов последовательного усложнения уровня усвоения знаний и умений будущих руководители академической группы от курса к курсу и была тесно связана с существующим учебным планом.

Согласно цели, предмета, гипотезы и задач диссертационного исследования эксперимент проводился в несколько этапов: констатирующий (см. 1.4), формирующий и обобщающий. В процессе разработки программы формирующего этапа педагогического эксперимента было учтено, что его направленность на формирование ИКК зависит от выбора педагогических средств, в частности содержания, методов, организационных форм, обеспечение соответствующих меж предметных связей, отношений между субъектами учебного процесса.

Стоит заметить, что экспериментальная работа, направленная на формирование ИКК, охватывала как аудиторный, так и внеаудиторное время, предусматривала организацию и выполнение индивидуальных заданий, в подборе которых учитывались индивидуальные возможности и интересы руководителя академической группы, групповых занятий и фронтальной учебно-воспитательной работы.

Следовательно, в экспериментальной группе применялась экспериментальная методика, направленная на формирование ИКК будущих руководителяй академической группы, в контрольной группе обучение осуществлялось по традиционным методикам. Все другие условия, которые могли бы влиять на формирование ИКК студентов, мы пытались уравновесить.

Экспериментальная проверка педагогических условий формирования ИКК происходила через применение разработанной нами методики формирования информационно-коммуникационной компетентности, которая предусматривала такую последовательность этапов:

1) организационно-побудительный;

2) когнитивной-процессуальной;

3) рефлексивно-продуктивный. Каждый из определенных этапов предусматривал реализацию соответствующих направлений педагогического сопровождения.

Стоит отметить, что выделение указанных этапов было условным, поскольку на всех этапах использованы педагогические приемы и методы формирования ИКК, что определенным образом дублировали и дополняли один другого. Некоторые приемы и методы, направленные на формирование многих умений, примененные нами на протяжении всех этапов ИКК. Кроме того, каждый из трех этапов не имел четких временных ограничений. Организационно-побудительный этап, например, можно охарактеризовать как сквозной, продолжался в течение всего периода формирующего эксперимента, поскольку задача формирования интереса, потребности в ИКК всегда оставался актуальным, однако каждый из этапов имеет свои отличия и особенности, которые учтены во время проведения эксперимента.

Рассмотрим более подробно каждый из указанных этапов методики формирования ИКК.

Целью организационно-побудительного этапа методики формирования ИКК у было развитие у студентов интереса к овладению ИКТ, формирование потребности в ИКК, содействие осознанию личностного смысла и значимости ИКК для будущей профессиональной деятельности, развитие стремления к профессиональному самосовершенствованию в отношении овладения ИКТ и тому подобное. Главная задача организационно - побудительного этапа заключалось в преобразовании заданных извне целей ИКК во внутренние потребности будущих руководителей академической группы в развитии готовности будущих педагогов к изменениям. Этот этап был в основном направлен на формирование мотивационно-ценностного и информационно-познавательного компонентов исследуемого качества и составлял период становления характера установок студентов на использование ИКТ в педагогической деятельности.

На организационно-побудительном этапе реализовывалась такое педагогическое условие, как формирование потребности в ИКК через организацию деятельности студентов в ИОС учебного заведения. Отметим, что организацию деятельности студентов в информационно-образовательной среде учебного

заведения мы использовали не только как условие формирования мотивационно - ценностного компонента ИКК, но и в дальнейшем, для формирования информационно-познавательного и технологически-результативного компонентов.

Среди основных методов и приемов, которые мы использовали на организационно-тобуцительном этапе, следует назвать следующие: проблемное изложение, упражнения, индивидуальные задания, программы профессионального самосовершенствования, конструированию профессиональных ситуаций, моделирование учебного процесса, деловые и ролевые игры, эвристические беседы, дискуссии, анализ ситуаций, визуализация учебного материала, имитационное моделирование проблем, которые изучаются, метод проектов и др. Базовой формой организации деятельности студентов на организационно-побудительном этапе была учебная деятельность академического типа, которая реализовывалась в традиционных формах обучения в ВУЗЕ: лекций, практических (семинарских), лабораторных занятиях. Учитывая личностно-ориентированный подход, преподаватели направляли учебный процесс на личность будущего руководителя академической группы, раскрытие его способностей, самобытности и само ценности, обеспечение максимальной продуктивной работы всех студентов, реализацию скрытых потенциалов относительно овладения ИКТ. Это достигалось благодаря использованию индивидуальных и дифференцированных заданий (решение педагогических задач с использованием ИКТ, выполнение упражнений, направленных на овладение ИКТ, самостоятельная работа). Студенты имели возможность проявлять максимальную самостоятельность в обучении, строить самостоятельную траекторию образовательного процесса, направленного на овладение ИКТ Ориентация преподавателя на поддержку автономности студентов приводила к актуализации в последних внутренней мотивации, пробуждению интереса к овладению ИКТ, личностной ответственности, осознание значимости овладения ИКТ для будущей профессиональной деятельности. «Благодаря этому стимулируется мотивационный климат в группе: а) личная ответственность за принятие решения; б) внутренний контроль у студентов» [2, с. 103], а также стимулируется умение осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценку применения ИКТ, проявляется способность к рефлексии. Таким образом, через соответствующую организацию деятельности студентов в ИОС учебного заведения естественно создавались условия для формирования ценностного отношения к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, самопознания и рефлексии собственных действий, направленных на получение умений применения ИКТ

Для решения задач организационно-побудительного этапа студентам было предложено создание программы профессионального самосовершенствования, направленной на формирование ИКК, которую по желанию презентовали перед группой или показывали преподавателю индивидуально. Преподаватель должен поддержать каждого студента в стремлении к профессиональному росту, к само актуализации, развития готовности к овладению ИКТ, что впоследствии позволит успешность развития их информационно-коммуникационной компетентности в целом. Для этого мы постоянно создавали ситуации успеха для студентов, поддерживали рецензирование выполненных на компьютере задач, прогнозирования будущей профессиональной деятельности, что способствовало формированию умения осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценку умений применения ИКТ.

Активная реализация в процессе экспериментального обучения принципов личностно ориентированного обучения (постоянное согласование содержания знаний с индивидуальным опытом будущих руководителей академической группы, возможность выбора способов выполнения заданий на компьютере, рефлексия студентами личных достижений в овладении ИКТ) в сочетании с изучением будущими руководителями академической группы особенностей использования.

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурмакина В. Ф. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность: [метод. Руководство для подготовки к тестированию учителей] / Бурмакина В. Ф., Зелман М., Фалина И. Н. - М., 2016. - 56 с.

2. Большой толковый словарь (прил. И допол.) / [сост. И глав. Ред. В. Т Бусел]. - К.: Москва: Перун, 2005. - 1728 с.

3. Компетентностный подход в современном образовании: мировой опыт и украинские перспективы: Библиотека образовательной политики / [под общ. Ред. А. В. Овчарок]. - К., 2015. - 112с.

4. Маслов В. И. Научные подходы к определению содержания управленческой компетентности руководителя общеобразовательного учебного заведения. И. Маслов // Подготовка руководителя заведения среднего образования [ред. Л И. Даниленко]. - К., 2008. - С.53-61.

5. Мирзоев А. Педагогическая технология как метод обучения с использованием технических средств. - Душанбе, 2005. - 69 с.

6. Муллоджанов М., Тухлиев К., Шодмонов Ш. Информатика и информационная технология. - Худжанд: Изд. «Наргис», 2003. -224 с.

7. Харунжев А.А. Формирование информационной культуры при внедрении компьютерных технологий в управлении образовательным учреждением. // А.А. Харунжев, Е.В. Харунжева, НП. Шипицын. Вятский государственный гуманитарный университет. - Киров: ВятГГу2004. - 67 с.

ДИАГНОСТИКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

В статье рассмотрено изучение опыта практической работы в сфере подготовки руководителя академической группы к профессиональной деятельности позволили сделать предположения, которые требуют экспериментальной проверки: формирование ИКК ( информационно -коммуникационной компетентности) руководителя академической группы. Экспериментированно более эффективно в рамках специально созданой модели формирования ИКК руководителя академической группы, особенностью которой является наличие трех взаимосвязанных этапов: организационно- побудительного, когнитивного-процессуального, рефлексивно-продуктивного, каждый из которых содержит определенные методы и формы; педагогическими условиями формирования ИКК руководителя академической группы являются: формирование потребности в ИКК через организацию деятельности студентов в информационно-образовательной среде образовательного учреждения; обеспечения руководства формированием ИКК на основе индивидуального подхода и налаживания субъект-субъектного взаимодействия между кураторами и студентами; организация самостоятельной работы студентов с использованием инновационных технологий.

Ключевые слова: информационно -коммуникационной -компетентности- куратор -руководитель- академической группы- изучение опыты- практической работа.

DIAGNOSTICS OF THE INITIAL LEVEL OF DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF THE HEAD OF ACADEMIC GROUPS

The article deals with the study ofpractical experience in the field of training of the head of the academic group for professional activities allowed making assumptions that require experimental verification: the formation of ICK (information and communication competence) of the head of the academic group. It is experimentally more effective within the specially created model of formation of IKK of the head of academic group which feature is existence of three interconnected stages: organizationally-motive, cognitive-procedural, reflexively-productive, each of which contains certain methods andforms; pedagogical conditions offormation of IKK of the head of academic group are: formation of need for IKK through the organization of activity of students in the information and educational environment of educational institution; providing leadership in the formation of the ICC on the basis of an individual approach and the establishment of subject-subject interaction between curators and students; organization of independent work of students using innovative technologies.

Keywords: information and communication, competence, curator, Manager, academic group, study experiments, practical work.

Сведение об автора:

Наймов Умедджон Тошмадович, - ассистент кафедры технология программирование и компьютерные техники, Институт технологии и инновационного менеджмента город Куляб, ул. Борбад E-mail. umed_92@mail.ru. Тел. (+992)989138686

About the autor:

Naimov Umedjon Toshmadovich, - assistant of the Department of technology programming and computer engineering, Institute of technology and innovation management Kulob, Borbad street, E-mail: umed_92@mail.ru, Phone:. (+992)989138686

ХДСОБКУНИИ НОРМА ВА ЁФТАНИ МАСОФАИ БАЙНИ ФУНКСИЯ^О ДАР ФАЗО^ОИ

МЕТРИКИИ ГУНОГУН

Нацмиддинов Ц., Сафарзода Э.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айнй

Бо ин максад пеш аз хама таблитсаеро пешниход намудем, ки дар он ишораи фазохо ва дохил намудани норма дар ин фазохо нишон додашуцааст. Бо истифодаи ин таблитсахо ба толибилмон хисобкунии норма ва ёфтани масофаи байни функсияхо дар ин фазохо нишон додем, ки дуруст дарк кардани ин мисолхо дар оянда барои хонандагон имконияти васеътари донистани ин фазохоро имкон медихад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.