Научная статья на тему 'Диагностика индивидуальных особенностей студентов-бакалавров в системе высшего образования'

Диагностика индивидуальных особенностей студентов-бакалавров в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ / УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ / MOTIVATION / SKILLS AND ABILITIES / PERSONALITY / INDIVIDUALIZATION OF LEARNING / OBCHENIYA / LEVELS OF FORMATION OF KNOWLEDGE / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черняева Элеанора Петровна

В статье рассматриваются индивидуальные особенности студентов-бакалавров и реализация на их основе индивидуального подхода в обучении. Особое внимание обращается на диагностику индивидуальных личностных качеств обучающихся при обучении в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика индивидуальных особенностей студентов-бакалавров в системе высшего образования»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Черняева Э. П. Диагностика индивидуальных особенностей студентов-бакалавров в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S16. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76187.htm.

ART 76187 УДК 159.9

Черняева Элеанора Петровна,

кандидат педагогических наук наук, заведующая кафедрой математики и информатики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавир [email protected]

Диагностика индивидуальных особенностей студентов-бакалавров в системе высшего образования

Аннотация. В статье рассматриваются индивидуальные особенности студентов-бакалавров и реализация на их основе индивидуального подхода в обучении. Особое внимание обращается на диагностику индивидуальных личностных качеств обучающихся при обучении в системе высшего образования.

Ключевые слова: индивидуализация обучения, личностные качества, мотивация, обученность, уровни сформированности знаний, умений и навыков, индивидуальные образовательные маршруты.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

При переходе на двухуровневую систему образования стал вопрос о качественной подготовке студентов-бакалавров к осуществлению своей профессиональной деятельности. Такая подготовка возможна только с учётом личностных особенностей каждого студента.

Анализ учета личностных особенностей студентов-бакалавров показал, что все они взаимосвязаны и представляют целостную сложно организованную систему свойств и качеств психических процессов, эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, способностей, направленности личности и т. д. А это, в свою очередь, ориентировало процесс индивидуализации и дифференциации учебной деятельности на личностный, целостный подход к каждому обучающемуся.

Осуществление принципа индивидуального подхода базировалось на знаниях и действенном использовании и учете индивидуальных особенностей студентов. Однако многообразие таких особенностей не позволяет учитывать их в полной мере. В связи с этим, в опытно-экспериментальной работе, учитывались и использовались не все индивидуально-личностные особенности, а лишь те, которые оказывались наиболее важными в процессе индивидуализации и дифференциации обучения. Особенно остро этот вопрос стал при переходе на двухуровневую систему обучения в высшей школе.

В современной литературе выделены следующие подструктуры личности: биопсихическая, психическая, психосоциальная (блок прошлого опыта), социопсихиче-ская. Остановимся подробнее на наполнении блоков.

Блок психических процессов и свойств личности включает особенности протекания познавательных процессов у обучаемых, волевой и эмоциональной сферы. Очень ярко отличие познавательных процессов у различных людей показал Б. М. Теплов, например, восприятие может быть описывающим и объясняющим [1].

В первом случае субъект обращает внимание на факты, во втором - на значение этих фактов. Типологические особенности восприятия объясняются своеобразием взаимоотношения двух сигнальных систем. Восприятие может быть объективным

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Черняева Э. П. Диагностика индивидуальных особенностей студентов-бакалавров в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S16. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76187.htm.

и субъективным. В последнем случае человек видит события такими, какими он хочет их видеть. В последнее время психологи часто выделяют группы людей по преимущественному использованию каналов получения информации: визуалы, аудиа-лы, кинестетики.

Следующее психическое свойство личности - внимание - характеризуется устойчивостью, объемом, распределением, переключением. Память может быть образной и словесно-логической в зависимости от соотношения двух сигнальных систем, а также зрительной, слуховой, двигательной в зависимости от того, какой анализатор является ведущим. Люди отличаются и по качествам памяти: быстроте запоминания, прочности сохранения, точности, готовности памяти.

В блоке психических процессов и свойств могут быть выделены особенности мышления: критичность, гибкость, широта, быстрота мыслительных процессов, степень развития мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выявления закономерностей), степень развития творческого мышления. К данной группе особенностей относятся и различия в области чувств: направленность чувств, глубина, устойчивость, действенность, а также различия в волевых качествах, куда входят сознательность решений и действий, решительность, владение собой, энергия и настойчивость.

Третий блок - психосоциальная структура - блок прошлого опыта. По мнению К. К. Платонова [2], в него входят знания, умения, навыки, привычки. Знания, умения, навыки можно объединить понятием обученность.

Так изучение индивидуальных и групповых особенностей студентов-бакалавров и их учета в процессе обучения, позволило выделить следующие различия между ними: а) разный уровень усвоения учебного материала; б) различный характер и степень познавательного интереса к предмету; в) различная сформированность навыков самостоятельной работы.

Были выделены следующие особенности, которые использовались в ходе проведения опытно-экспериментальной работы по индивидуализации профессионального образования студентов-бакалавров: уровень успеваемости, который, прежде всего, соответствует качеству выполнения студентами-бакалаврами учебных заданий. Преподаватель с помощью балльно-рейтинговой отметки устанавливал уровень знаний и навыков обучающихся согласно требованиям программы и ФГОС.

Знания также не являются достоверным показателем индивидуальных особенностей. Знания, как показало исследование, полученные на основе анализа-синтеза - прочнее, глубже, чем знания, полученные на основе запоминания. И, следовательно, студенты-бакалавры имеющие одинаковые знания, могут иметь разный уровень развития.

Уровень познавательной самостоятельности. Этот признак в широком смысле слова означает готовность студента к самообразованию. С другой стороны познавательную самостоятельность можно рассматривать и как способность и стремление студентов своими силами двигаться в овладении новыми знаниями. Поэтому в ходе опытно-экспериментальной работы познавательная самостоятельность как качество личности определялась органическим единством сторон: побудительной (мотивы самостоятельного учения); содержательной (опорные знания) и технической (методы познавательной деятельности).

Интересы. По признаку действенности в процессе проведения опытно -экспериментальной работы они были разделены на три уровня:

- нулевой уровень, характеризующийся отсутствием интереса к предмету;

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Черняева Э. П. Диагностика индивидуальных особенностей студентов-бакалавров в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S16. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76187.htm.

потенциальный интерес к предмету, который характеризовался положительным отношением к зрению, любознательностью, желанием и отдельными попытками преодолеть трудности в учебной деятельности и действенный интерес, характеризующийся осознанной устойчивой познавательной направленностью студента, основанной на глубокой потребности самостоятельно добывать знания, овладевать навыками, умениями.

В связи с этим в процессе исследования на первый план вышли: обучаемость (восприимчивости к обучению), т. е. общие умственные способности, а также специальные способности; учебные умения и обученность (приобретенные знания, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков). Обучаемость включает в себя:

- уровень анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования при усвоении и применении знаний;

- гибкость мыслительных процессов, специфику запоминания конкретных и абстрактных элементов учебного материала;

- активность мыслительных процессов.

Высокая обучаемость, как известно, способствует более интенсивному умственному развитию. Тем не менее, как было выявлено в процессе экспериментальной работы, с высоким умственным развитием может также сочетаться и относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется волей трудоспособностью. В процессе проведения опытно-экспериментальной работы учитывались следующие признаки пониженной обучаемости: замедленней темп усвоения учебного материала как следствие выполнения умственных операций на более низком уровне; схватывание несущественных признаков; неумение применять специальные приемы более эффективного запоминания; неумение самостоятельно выбрать и выполнить определенную умственную операцию и др., что существенно затрудняло процесс организации экспериментального обучения.

Не менее важным условием успешной организации индивидуализации и дифференциации обучения выступают познавательные интересы студентов-бакалавров (на фоне общей учебной мотивации).

Проведенноеисследование позволило выделить следующие качества ума, необходимые для успешного усвоения знаний и на учет которых был сделан упор в ходе эксперимента: скорость усвоения, гибкость мышления, связь конкретных и отвлеченных компонентов, глубина ума - проявлялась в степени существенности признаков, которые студент может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности; гибкость ума — проявлялась в степени изменчивости мыслительной деятельности, соответствующей меняющимся условиям исследуемой ситуации; устойчивость ума — проявлялась в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности; осознанность мыслительной деятельности - проявлялась в возможности выразить в слове как результат работы, так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был получен; самостоятельность ума - проявлялась в активном поиске новых знаний, новых путей решения проблем, в учете ошибок и т. д.

Кроме того, к важным типическим различиям мышления студентов-бакалавров были отнесены следующие. Критичность ума - умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против и подвергать их всесторонней проверке. Конкретность мысли - выражается в умении охватить весь вопрос в целом, не теряя из виду всех существенных для дела частностей. Любознательность и доказательность мышления - умение правильно, в соответствии с законами логики,

issN 2304-120X Черняева Э. П. Диагностика индивидуальных особенностей студентов-

I II | ^"Ч III бакалавров в системе высшего образования // Научно-методический

I I I 11 " III электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S16. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

I I I—LV— I I I koncept.ru/2016/76187.htm.

научно-методический электронный журнал

решать поставленную задачу, обосновать свое решение и доказать его правильность. Проведенное исследование показало, что данные различия проявляются и на уровне овладения знаниями, и при освоении обобщенных приемов и способов оперирования знаниями, и в уровне обучаемости. Однако они в большей степени были выявлены у студентов обучающихся по индивидуальным планам.

Мышление позволяет предусмотреть результаты поведения, дает возможность планировать деятельность и речь. Мышление появляется в связи с возникновением потребностей в познании и преобразовании тех или иных условий жизни по мере того, как появляются трудности, противоречия и т. п. Разрешение затруднений и составляет цель мышления. Источником мышления является проблемная ситуация, которая и ставилась перед студентами в ходе проведения опытно -экспериментальной работы.

Было выявлено, что обучающиеся обладают неодинаковыми как общими, так и специальными способностями, при этом выраженные способности по одному из предметов, вовсе не означают его отставания по другим.

В связи с чем в процессе исследования было выявлено, что пригодность к конкретной деятельности у обучающихся обуславливается наличием соответствующих способностей и общих психологических условий, необходимых для ее успешного осуществления:

- положительного отношения к данной деятельности, интереса к ней, переходящих в увлеченность;

- наличия трудолюбия, организованности, самостоятельности, настойчивости и т. д.;

- определенного уровня знаний, умений и навыков в соответствующей области и некоторых других условий.

Способности студентов-бакалавров развиваются вместе с совершенствованием их внимания, памяти, творческого воображения, мышления, а также путем компенсации недостающих качеств.

Посредством целенаправленного стимулирования можно сформировать систему устойчивых мотивов, активно побуждающих профессионально значимую деятельность студентов-бакалавров в системе двухуровневого обучения, направленность личности.

Кроме того, было установлено, что с умственными способностями тесно связана способность студентов самостоятельно усваивать знания, предполагающая наличие у них соответствующих интеллектуальных умений, под которыми в данной работе понимаются приемы умственного труда - учебные умения. Учебные умения нагляднее всего проявлялись в самостоятельной работе студентов с учебным материалом: при восприятии и обработке нового материала, при выделении из него существенного, его структурировании и связывании нового материала с ранее пройденным, при обобщении учебного материала, повторении и его применении.

- осуществлять в целях собственного образования выбор действий, предмета познания и труда, выдвигать адекватные основания выбора;

- осуществлять рефлексию своего поведения и ценностей, уметь обращать сознание на свою деятельность, опираясь на адекватное представление о своих сильных и слабых свойствах;

- действовать по алгоритму и самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации;

- осуществлять самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий и продвижения в своем развитии.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Черняева Э. П. Диагностика индивидуальных особенностей студентов-бакалавров в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S16. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76187.htm.

Коммуникативные универсальные умения:

- строить коммуникацию с другими людьми;

- читать текст и слушать инструктаж преподавателя о работе над текстом, над логическими составными частями;

- вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство м различие позиций; взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

- занимать различные позиции и выполнять роли в соответствии с собственной оценкой ситуации и ценностями, понимать позиции и роли других людей.

Психологическая основа познавательных потребностей и интересов лежит в интеллектуальной и эмоциональной сферах психики студента. Так под влиянием познавательного интереса происходит в два этапа: в начале исследование показало, что характер развития познавательной деятельности знания интерес к предмету (ситуативный интерес) вызывается первичной информацией, полученной из доступного источника (печатного текста, устного сообщения), а в дальнейшем интерес может усиливать или ослабевать.

Для развития или поддержания интереса необходимо развивать у студентов-бакалавров учебную мотивацию. Ведь вся деятельность, включая учебную, исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей.

Как известно действительной основой мотива служат потребности. Совокупность потребностей и мотивов, побуждающих студента к деятельности в определенном направлении составляют мотивацию. Знание мотивации учения, познавательных мотивов и других компонентов мотивационного ядра личности позволило выяснить, как побуждать и увеличивать «субъективность» студента в процессе индивидуализации и дифференциации обучения. Как показало диссертационное исследование, анализ и обобщение соответствующих источников, мотивационная сфера индивидуальности включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей студента, которые формируются и развиваются в течение всей его жизни. Существенную часть мотивацион-ной сферы студента составляет мотивация учения, систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают его овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности. Изучение моти-вационной стороны процесса учения позволило выделить три группы мотивов, влияющих на успешность индивидуализации и дифференциации обучения: внешние (поощрение-наказание), соревновательные (успех в сравнении с кем-то или самим собой), внутренние мотивы (раскрываемые как поле плодотворной деятельности личности; внутренние мотивы обеспечивают наиболее стойкий интерес к учению).

В связи с чем, были выделены две группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы. В первой группе познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой познавательной деятельности (широкие социальные мотивы, внешние мотивы и т. п.), в другой - она сама является целью (мотивы, порождаемые деятельностью, внутренние). Познавательной в данном случае, являлась такая мотивация, при которой неизвестное новое знание совпадает с целью познавательной деятельности, а мотивация достижения - с мотивацией, при которой познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, В первом случае студента интересует процесс и содержание познаваемого, а во втором - тот прагматический результат, который может быть получен в результате каких-то познавательных усилий. Поэтому, учитывая данное обстоятельство, был сделан вывод о том, что развитие познавательной мотивации значительно повышает активность студентов и эффективность процесса индивидуализации и дифференциации обучения.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Черняева Э. П. Диагностика индивидуальных особенностей студентов-бакалавров в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S16. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76187.htm.

Рассмотрим познавательной мотивациивыделенные Н. М. Жуковой [3], которые позволили выделить следующие положения по ее формированию:

- познавательная мотивация является не столько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности; это открывает возможность для ее формирования посредством специально организованных дидактических воздействий;

- познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации, что показывает ее не только внутреннюю, но и внешнюю обусловленность;

- применение в подготовке специалистов форм и методов активного обучения при индивидуализации и дифференциации, в которых реализован принцип проблемного обучения;

- возникновение и развитие познавательной мотивации во многом обусловлено типом взаимодействия и общения преподавателя и студентов, а также студентов между собой;

- развитие познавательной мотивации студентов во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, его умения правильно организовать деятельность студентов, побуждать их к развитию познавательной мотивации.

В связи с чем, правильное понимание мотивации послужило необходимой предпосылкой продуктивной работы преподавателей. Опытный преподаватель целенаправленно развивает и углубляет познавательный интерес к изучаемому предмету. Формирование мотивации начиналось с определения исходного ее состояния у большинства обучающихся, что являлось необходимым условием правильной организации обучения и воспитания в высшей школе на основе двухуровневой системы подготовки студентов-бакалавров.

Ссылки на источники

1. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Б. и., 1961. - 536 с.

2. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 255 с.

3. Жукова Н. М. Индивидуализация и дифференциация обучения студентов вузов: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006.

Eleanora Chernyaeva,

PhD, chief of Department of Mathematics and Informatics. the branch of Kuban State University in Armavir, Armavir

[email protected]

Diagnostics of specific features of students bachelors in system of the higher education Abstract. The article deals with the individual characteristics of students and bachelors and their implementation based on an individual approach in training. Particular attention is drawn to the diagnosis of individual personality traits of students in teaching in higher education

Key words: individualization of learning, personality, motivation, obcheniya, levels of formation of knowledge, skills and abilities, individual educational routes.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 18.08.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.08.16

Принята к публикации Accepted for publication 20.08.16 Опубликована Published 30.08.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Черняева Э. П., 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.e-koncept.ru

9772304120166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.