Научная статья на тему 'Диагностика и оценка эффективности основной деятельности предприятия'

Диагностика и оценка эффективности основной деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1252
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / РЕСУРСНЫЙ ПОТОК / ДіАГНОСТИКА / ОЦіНКА ЕФЕКТИВНОСТі / УПРАВЛіНСЬКИЙ ЦИКЛ / СИСТЕМА ПОКАЗНИКіВ / ЦіЛЕПОКЛАДАННЯ / РЕСУРСНИЙ ПОТіК / DIAGNOSTICS / ASSESSMENT OF EFFICIENCY / MANAGEMENT CYCLE / GOALS SETTING / RESOURCE FLOW / SYSTEM OF INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко В. Н., Лысенко А. Ю.

Статтю присвячено питанням реалізації технології діагностики й оцінки ефективності діяльності підприємства в межах загального управлінського циклу, модифікації системи індикаторів і ключових показників, що використовується в ній, а також підвищенню ефективності управління ресурсними потоками.Статья посвящена вопросам реализации технологии диагностики и оценки эффективности деятельности предприятия в рамках общего управленческого цикла, модификации используемой в ней системы индикаторов и ключевых показателей, а также повышению эффективности управления ресурсными потоками.The article deals with implementation of technology diagnostics and assessment of enterprise's performance efficiency in the overall management cycle, modification of indices and key performance indicators used in the technology, as well as enhancement of efficiency of resource flows management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика и оценка эффективности основной деятельности предприятия»

В.Н. Кравченко, А.Ю. Лысенко

ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Взаимодействие предприятия с внешней средой характеризуется высоким уровнем сложности, динамизма и неопределенности, что приводит к снижению эффективности ранее принятых

оптимальных решений и усложнению принятия новых управленческих решений. Преодолению данной проблемы

способствует качественная и своевременная диагностика и оценка эффективности внутренних процессов на предприятии и процессов его взаимодействия с элементами внешней среды.

Традиционная система оценки эффективности деятельности предприятия основывается на изменении объемов расхода ресурсов, себестоимости продукции и показателях прибыльности, применима для краткосрочного периода и ограничивается условием стационарности структуры контрагентов, исключая возможность асимметрии информации и проявления рефлексии [1, 2]. Проблематика диагностики деятельности предприятия затрагивает в большей мере вопросы антикризисного управления, предотвращения банкротства и санации [3]. Своевременное и адекватное реагирование предприятия на множество ситуаций во внутренних процессах и взаимодействии с элементами внешней среды посредством принятия оперативных решений, корректировки целей и планов с целью обеспечения устойчивости, надежности и прибыльности его деятельности требует расширения проблематики и совершенствования методологии экономической диагностики и оценки эффективности.

Поскольку изменения рыночной среды влияют как на конкурентное положение предприятия, так и на его внутренние процессы [4], то одним из главных вопросов управления его деятельностью является координация функций по движению и

хранению ресурсов, обеспечивающая минимизацию отклонений между фактическими и целевыми значениями объемов ресурсов в каждый момент времени. Сложные условия экономических отношений с экономическими субъектами внешней среды обусловливают рост расходов на координацию. Предотвращение и снижение координационных расходов требует адекватных инструментов диагностики и планирования ресурсных потоков с применением экономико-математического моделирования [5].

Теоретические положения и практические рекомендации по

осуществлению диагностики в последнее время интенсивно развиваются посредством формирования механизмов выявления проблемных ситуаций в разных сферах деятельности предприятия на основе технологий обработки данных (таких как Data mining), процедур распознавания образов, системы сбалансированных показателей и интегральных показателей конкурентоспособности, гибкости,

стоимости бизнеса и других с применением широкого спектра математического инструментария - нечетких множеств, анализа временных рядов, прогнозирования, нейронных сетей и т.д. [6-8]. В то же время применение на практике технологии диагностики в виде отдельной компоненты в системе управления, которая инициируется при поступлении запроса или по истечении нормативного периода времени, вызывает ряд управленческих проблем, прежде всего, рост управленческой нагрузки, связанной со сложностью сложившейся ситуации, и увеличение временного лага между моментами начала корректировки целей, диагностирования и принятия

окончательных решений. Для поддержания оперативности и качества принимаемых решений цикл реализации технологии

© Кравченко Владимир Николаевич - кандидат экономических наук, доцент. Донецкий национальный университет. Лысенко Александр Юрьевич. ЗАО «Энергопрогресс», Донецк.

ISSN 1562-109X

диагностики должен быть совмещен с общим управленческим циклом на предприятии.

Теоретические аспекты синтеза системы индикаторов и ключевых показателей деятельности предприятий исследованы в научных трудах таких ученых, как Р.С. Каплан, Д.П. Нортон [9], А.И. Пушкарь [10], А Н. Тищенко [11], В.П Стасюк [5], М.Дж. Лебас [12] и др. Тем не менее разнообразие управленческих категорий и методологий обусловливает необходимость дальнейшей систематизации показателей и разработки методов их согласования и применения в общем управленческом цикле.

Ресурсные потоки являются ключевым объектом исследований в теориях организации и управления деятельностью предприятия, логистики [13, 14]. В то же время повышение эффективности управления ресурсными потоками может быть достигнуто за счет комбинирования подходов к их диагностике и планированию, ориентированных на функции, процессы, события, проблемные ситуации и объекты, с учетом организационных особенностей предприятия.

Целью данной статьи является совершенствование технологии диагностики и оценки эффективности деятельности предприятия. В соответствии с данной целью задачами исследования выступают:

формулировка задач и разработка алгоритма диагностики и оценки эффективности деятельности предприятия, а также распределения данных задач по стадиям управленческого цикла;

формирование подхода к разработке и использованию системы индикаторов и ключевых показателей в диагностике и оценке эффективности деятельности предприятия;

формирование информационного базиса для процессов управления ресурсными потоками, содержащего дескриптивные и экономико-математические модели, в которых учитываются индикаторы и показатели активностей, технологических стадий, функций и событий в рамках данной сферы управления.

Управление деятельностью

предприятия представляется в виде

замкнутого цикла управленческих функций, например, в виде цикла PDCA [15]. На рис. 1 представлена схема управленческого цикла, основными стадиями которого являются:

1) разработка концептуальных моделей управленческих процессов и планирование деятельности;

2) функционирование и выполнение принятых планов с параллельным подключением пробных действий, тестовых испытаний и пилотных проектов;

3) координация и контроль над выполнением процессов в соответствии с утвержденными планами;

4) оценка эффективности и регулирование процессов управления.

Представленный управленческий цикл ориентирован на рыночный спрос и потребительские потребности с учетом требований торговых организаций в распределительных каналах. Метка "D" означает, что соответствующая задача (функция) относится к задачам диагностики и оценки эффективности деятельности предприятия.

Целесообразность планируемых

действий может быть проверена с использованием условно-событийных графов и имитационных моделей. В ранжировании и определении критических и допустимых значений параметров технологических процессов используются методы

экспериментов и тестирования,

дисперсионного анализа (ANOVA) и т.д. Поддержание параметров в необходимом диапазоне выражается в виде целей.

Регулирование процессов управления осуществляется посредством принятия решений об инициации организационных изменений и корректировки моделей управления или изменения целей на основе результатов оценки эффективности деятельности предприятия.

В контексте эффективности деятельности предприятия и его цепи поставок концептуальные модели отображают связи между множеством факторов и элементами организационно-функциональной структуры.

Множество факторов деятельности предприятия структурируется в виде иерархического дерева, где на верхнем

уровне отображаются обобщенные (интегральные) факторы, а на нижних уровнях - более уточненные (частные)

факторы. Так, деятельность предприятия зависит от компетенций

Разработка концептуальных моделей и планирование

Диаграммы процессов. Диаграммы причинно-следственных связей. Парето-диаграмма

Модели и методы принятия решений

I

Имитационные модели

_ . I ,

Анализ требований,событий, |_ отклонений,ситуаций Р

Разработка планов

Определение целей

Требования потребителей. Бенчмаркинг. Выявление отклонений и событий

Р

О

Выполнение

Реализация планов

Пробные действия,

тесты, пилотные проекты

Система индикаторов и

ключевых показателей

Мониторинг процессов по индикаторам р

Решение об инициации организационных изменений и корректировки моделей управления

Р

Оценка эффективности деятельности по ключевым показателям

Оценка и регулирование процессов управления

Р

Сбор информации

Оценка надежности Р элементов Выявление и анализ отклонений Р

1 +

Оперативное Идентифи-

принятие кация

мер по ста- <— причин

билизации отклоне-

процессов ний Р

Координация и контроль

Рис. 1. Задачи и алгоритм диагностики и оценки эффективности в общей схеме управленческого цикла

поставщиков, подрядчиков и логистических компаний, которые подразделяются на факторы обеспечения качества и стоимости продукции, услуг и эксплуатации. Вторым обобщенным фактором деятельности предприятия является эффективность цепи поставок, который подразделяется на факторы обеспечения потребностей, интересов и ожиданий сотрудников, потребителей, общества, а также - факторы производительности, экономичности,

прибыльности, экономического роста, заработной платы и конкурентного статуса. Достижение целей развития предприятия зависит от ориентации и степени вовлеченности контрагентов в процесс разработки и запуска в продажи новой продукции или в процесс непрерывного совершенствования производственного

выпуска. Результаты деятельности предприятия обусловлены также качеством управленческих процессов и комплексом мер

+

по их улучшению. Одним из главных направлений по повышению качества управленческих процессов является оптимизация системы контроллинга, обеспечивающей диагностику и анализ процессов, координацию и контроль над реализацией утвержденных планов, оценку эффективности деятельности предприятия.

Подходы к оценке эффективности основываются на множестве категорий ресурсного, рыночного и экономического потенциалов и способности предприятия к их реализации для удовлетворения спроса и повышения уровня прибыльности (рис. 2) [12]. На доходность предприятия непосредственно влияет эффективность организации и управления продажами готовой продукции, которая, в свою очередь,

зависит от удовлетворенности клиентов от взаимодействия с предприятием-

поставщиком, качества продукции, условий поставок, инновационности, гибкости и величины расходов. Отрицательное воздействие на величину чистого дохода оказывают общие затраты предприятия, как результаты процессов по созданию и регулированию указанных параметров посредством ресурсного, информационного и организационного обеспечения (подготовки кадров, повышения квалификационной универсальности персонала, анализа рынка, внедрения социальных отношений, выработки общепринятой политики управления, формирования отношений с контрагентами, повышения инвестиционной привлекательности и т.д.).

Сбор и передача данных

Диагностика

Планирование и принятие решений

Передача обработанных данных

Целеполагание

Индикаторы

"I-:

Измерение

Обеспечение ресурсами

Обучение персонала

Анализ рынка

Отношения с контрагентами

НИОКР и инновации

Другие процессы

Результаты оценки

Корректировка системы индикаторов, ключевых показателей, причинно-следственных связей

Основные производственно-сбытовые процессы

Анализ и структурное описание процессов

I

Оценка эффективности

Концепции и методы оценки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

/Производственная V гибкость

(Инновационность

Ключевые показатели эффективности и причинно-следственные связи между ними

Качество процессов

Общие затраты

Степень удовлетворенности потребителей

Сроки выполнения

заказов \

Сроки доставки продукции

4

Качество

уЛ

Период ^ обновления ассортимента

Период запуска в продажи новой продукции

Доставка Продукция

Дизайн _ ^

Стоимость пользования

Доступность

Гибкость

Надежность

Рис. 2. Система индикаторов, ключевых показателей эффективности и причинно-следственных связей между ними

В управлении деятельностью предприятия важную роль играют индикаторы и агрегированные в пространственно-временном континууме показатели эффективности, которые должны быть синтезированы в единую систему индикаторов и показателей для диагностики и оценки эффективности в рамках системы управления высшего уровня - системы контроллинга.

Анализ процессов на предприятии позволяет установить ранжированную систему индикаторов и характеристик оценки эффективности предприятия, которые

сигнализируют о необходимости принятия определенных решений. Если известно, на какой из стадий процесса выявлены отклонения, дефекты и ошибки, то принимаются соответствующие меры по исправлению положения. Агрегированные показатели деятельности предприятия позволяют получить обобщенную оценку изменений на предприятии и достигнутые им производственные, маркетинговые и финансовые результаты.

Эффективность управления деятельностью предприятия представляет собой воевременное выполнение целей, адекватных

сложившейся ситуации. Отсюда следует комбинирование двух подходов к оценке эффективности: программно-целевого, т.е. с точки зрения достижения утвержденных целей, и ситуационного, исследующего принятые меры на релевантность и адекватность сложившейся ситуации.

Причина отклонений в показателях деятельности предприятия и, прежде всего, в поставках готовой продукции, может заключаться в последовательности независимых событий и событий, представляющих реакцию управленцев. Поэтому в диагностике деятельности предприятия осуществляется разработка событийных графов. Вызванные событием операции, время выполнения которых не равно нулю, называют активностями [16]. Учет условно-событийных графов нацелен на детальную формализацию потоков активностей, обусловливающих появление новых сущностей, изменение атрибутов, наступление моментов времени достижения граничных значений и т.д. [17]. Событиям соответствуют показатели деятельности предприятия и цепи поставок. Они ранжируются по важности с точки зрения их влияния на показатели эффективности и частоты (вероятности) их наступления.

В идентификации ситуаций и определении целей используется система индикаторов, ключевых показателей и причинно-следственных связей между ними. Поэтому обеспечение согласованности показателей оценки эффективности и причинно-следственных моделей является одним из главных принципов организации функций диагностики, оценки

эффективности, целеполагания и

планирования.

В качестве основополагающего правила в анализе и планировании технологических процессов используется принцип соответствия конечных результатов деятельности предприятия потребностям потребителей при соблюдении критерия минимальных общих издержек. Следует отметить, что в управленческом учете данное правило заложено в методе функционально-стоимостного анализа (activity based analysis, ABC).

Результаты мониторинга и оценки эффективности деятельности предприятия на основе системы индикаторов и ключевых показателей эффективности используются для выработки контролирующих сигналов в управляемую систему, координации процессов и взаимодействия с контрагентами, определения и

корректировки целей. Диаграммы причинно-следственных связей позволяют определить цепочку действий, необходимых для достижения целей предприятия и удовлетворенности потребителей.

Таким образом, процессный подход к управлению деятельностью предприятия дополняется положениями казуального подхода к диагностике и целеполаганию, основное внимание которого уделяется поиску причин сбоев в производственно-сбытовой системе и возникновения других событий, негативно влияющих на эффективность процессов. Воздействие на причины их появления позволяет свести к минимуму потери и расходы предприятия на преодоление последующих событий и проблемных ситуаций.

Стандартизированная методика

решения проблемы предлагается в рамках концепции «6 сигм» - БМЛ1С (БеГте-Measure-Analyze-Improve-Control) [18]. С категорией «проблема» сопряжены такие понятия, как вариативность (разнообразие, неустойчивость), дефекты, ошибки, отказы, потери относительно продукции и процессов. Они снижают или препятствуют достижению удовлетворенности потребителей в уровне обслуживания, качестве приобретаемой продукции и других факторах взаимодействия.

Методика решения проблемы БМЛ1С реализуется в 5 этапов:

1. Идентификация проблемы.

2. Измерение процессов и сбор данных, связанных с выявленной проблемой.

3. Обработка данных, анализ и определение причинно-следственных связей между параметрами управления, индикаторами процессов и ключевыми показателями эффективности деятельности предприятия.

4. Определение задач по устранению причин и последствий проблемы, и отклонений от целевых значений ключевых показателей эффективности, в первую очередь удовлетворенности потребностей потребителей.

5. Контроль функций, процессов, активностей, которые связаны с выявленной проблемой, с целью недопущения ее повторного возникновения. Если проблема повторяется, происходит корректировка моделей управления.

Каждый процесс сосуществует или связан с другими процессами, поэтому обеспечение эффективности деятельности предприятия требует интеграции

управленческих и технологических процессов через систему координации и бюджетирования. Бюджетирование дает стоимостные показатели процессов и их составляющих.

Формализация процессов управления ресурсными потоками должна обеспечивать выполнение логистических принципов и достижение целей предприятия. На основе системы ключевых показателей

эффективности формируются цели и критерии управления потоками ресурсов. К наиболее распространенным на практике целям относятся:

сокращение общего цикла поставок до минимально требуемого значения и повышение оборачиваемости оборотных активов;

повышение надежности

производственно-сбытовой деятельности;

минимизация издержек, связанных с обеспечением ресурсами основных и вспомогательных процессов на предприятии и их использованием;

максимизация чистого денежного потока и объема прибыли;

обеспечение высокого уровня рентабельности активов и др.

На выбор поставщиков ресурсов и создание организационных форм взаимодействия с ними влияет структура цепи поставок, состоящая из интегрированной и вариабельной частей. К вариабельной составляющей цепи поставок относятся внешние поставщики, которые

классифицируются по группам

приоритетных, неприоритетных и

перспективных поставщиков. С

приоритетными поставщиками

осуществляется долгосрочное

контрактирование, совместное реагирование на изменения внешней среды, регулирование экономических отношений с их поставщиками. При реагировании на текущие изменения и события с краткосрочными последствиями могут привлекаться поставщики из группы неприоритетных на основе выбора лучших альтернативных предложений и заключения с ними одноразовых сделок.

Определение целевых параметров потоков готовой продукции производится посредством распределения плановых отгрузок и поставок во времени по текущему портфелю потребительских заказов

у(г) ^ min, г = 1, Т , (1)

при

Т T-(TY-TD)

Xу(г)>X Ybo((г- 1),г) + X D(t) (2)

г=0 rei\i<T г=0

у(Т) = Xу(г) = Do, У(г) > 0, (3)

г=0

где yp (Т) - планируемые поставки в течение периода Т; Ybo ((г- 1),г) - размер задолженности, сформировавшейся к концу периода (г -1), которая должна быть

погашена в периоде г ; (TY - TD) - разница

между объемом продукции в наличии, выраженном во временных периодах и сроком выполнения портфеля заказов, который в динамике уменьшается на величину выполненных поставок в предыдущем периоде

Dr = Dt-i - Уг-i, где уг-1 - количество заказов, выполненных в предыдущем периоде (г-1); D0 -начальный объем портфеля заказов, который необходимо выполнить в течение периода Т

(г = 1,Т).

Анализ эффективности управления ресурсными потоками на основе функционально-ориентированных динамических моделей позволяет определить стоимость выполнения функций,

обеспечивающих движение и обработку ресурсов, за определенные промежутки времени, продолжительность и частоту их выполнения, показатели результативности, производительности, эффективности и экономичности данных функций. На рис. 3 в общем виде представлены связи между технологическими стадиями производства и сбыта (А1-А5), которые используют два вида

ресурсов: входные ресурсы, представляющие собой рабочие объекты, над которыми осуществляются технологические операции; и ресурсы, используемые для осуществления этих операций. Для обозначения выпуска продукции на последней технологической стадии может использоваться термин «конечная готовая продукция».

Ресурсы - механизмы

Рис. 3. Общий вид функциональной модели управления ресурсными потоками предприятия

Выводы. Таким образом, сформирован алгоритм реализации технологии

диагностики и оценки эффективности деятельности предприятия, который совмещен с общей схемой управленческого цикла. Результаты реализации данной технологии используются в выборе решений об инициации организационных изменений и модификации моделей управления, в корректировке целей и планировании деятельности предприятия.

Система индикаторов и ключевых показателей, и причинно-следственных связей между ними разрабатывается и корректируется в соответствии с установленными целями и требованиями к диагностике и оценки эффективности основных и вспомогательных процессов на предприятии.

Распространенными проблемными ситуациями в управлении деятельностью предприятия являются ситуации дефицита и излишков ресурсов вследствие

асинхронности их потоков. Процесс управления ресурсными потоками ориентирован на своевременное выполнение портфеля потребительских заказов. При создании системы контроллинга на предприятии технологии и инструментарий экономической диагностики, оценки эффективности его деятельности и управления ресурсными потоками должны быть взаимосвязаны с методами координации и регулирования.

Литература

1. Бондаренко А.В. Стоимостное мышление. Эволюция взглядов на

результативность бизнеса / А.В. Бондаренко // Маркетолог. - 2006. - №8 (82) - С. 9-16.

2. Итоги дискуссии по вопросам эффективности производства / от ред. журнала // Вопросы экономики. - 1984. - № 7.-С. 118-123.

3. Василенко В.А. Система диагностики устойчивого развития предприятий / В.А. Василенко // Культура народов Причерноморья. - 2005. - №66. - С. 134-142.

4. Беккер Й. Менеджмент процессов / Й. Беккер, Л. Вилков, В. Таратухин, М. Кугелер, М. Роземанна. - М.: Эксмо, 2007. -384 с.

5. Стасюк В.П. Модели адаптивного управления предприятием: моногр. / В.П. Стасюк. - Донецк: ДонНУ, 2002. - 224 с.

6. Лепа Р.Н. Ситуационный механизм поддержки принятия управленческих решений: моногр. / Р.Н. Лепа. - Донецк: Юго-Восток, 2006. - 360 с.

7. Либерман И.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности / И.А. Либерман. - М: ИНФРА-М, РИОР, 2005.- 159 с.

8. Jantzen J. NeurofUzzy Modelling: Tech. report No 98-H-874 / Jantzen J. -Denmark: Technical University of Denmark, 1998.-30 p.

9. Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. - М.: Альбина Бизнес Букс, 2008. - 478 с.

10. Пушкарь А.И. Модели управления развитием производственно-экономических систем: моногр. / А.И. Пушкарь. - Х.: ЭДЭНА, 2003.-268 с.

11. Тищенко А.Н. Стратегия управления развитием предприятия /

А.Н. Тищенко, О.С. Головко. - Х.: ЭДЭНА, 2003.- 198 с.

12. Lebas M.J. Performance measurement and performance management / M.J. Lebas // Int. J. Production Economics. - 1995. - Vol. 41. -P. 23-35.

13. Лысенко Ю.Г. Экономика и кибернетика предприятия: Современные инструменты управления: моногр. / Ю.Г. Лысенко. - Донецк: Юго-Восток, 2006. -356 с.

14. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок / Д. Уотерс. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-503 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Коленсо М. Стратегия Кайзен для успешных организационных перемен / М. Коленсо. - М.: ИНФРА-М, 2002. - XIV, 175 с.

16. Бабкин А.Е. О синтезе событийных моделей дискретных систем [Электронный ресурс] / А.Е. Бабкин // Ученые записки: электронный. науч. ж-л Курского гос. ун-та. - 2006. - №1. - 17 с. - Режим доступа: http: //www. scientific-notes.ru/pdf/s15.pdf.

17. Ковтун Л.И. Методы имитационного моделирования и ситуационного анализа управленческих решений при авариях на кораблях на основе лингвистического описания процессов, алгебры высказываний и нейроподобных сетей / Л.И. Ковтун, Н.А. Шарков // Материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. «Имитационное моделирование. Теория и практика» (ИММ0Д-2009). - СПб., 2009. -Т. 1.-С. 139-145.

18. Creveling C.M. Six Sigma for Marketing Processes: An Overview for Marketing Executives, Leaders, and Managers / C.M. Creveling, L. Hambleton, B. McCarthy. -Prentice Hall, 2006. - 304 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.