Научная статья на тему 'Диагностика и лечение гепатолентикулярной дегенерации'

Диагностика и лечение гепатолентикулярной дегенерации Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
726
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЕЗНЬ ВИЛЬСОНА – КОНОВАЛОВА / ЦЕРУЛОПЛАЗМИН / ГЕПАТОЦИТЫ / ФОСФОЛИПИДЫ / WILSON-KONOVALOV DISEASE / CERULOPLASMIN / HEPATOCYTES / PHOSPHOLIPIDS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Cкворцов В. В., Лешина О. А.

Гепатолентикулярная дегенерация (болезнь Вильсона – Коновалова, или гепатоцеребральная дистрофия) – редкое наследственное заболевание, обусловленное нарушением обмена меди с накоплением ее в печени и в последующем в других органах. Заболевание протекает с преимущественным поражением печени и ЦНС (чечевичных ядер, подкорки и коры), а также коричнево-зеленой пигментацией края роговицы, поражением почек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Cкворцов В. В., Лешина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnosis and treatment of hepatolenticular degeneration

Hepatolenticular degeneration (Wilson-Konovalov disease or hepatolenticular disease) is a rare hereditary disease caused by impaired copper metabolism and copper accumulation in the liver and, subsequently, in other organs. The disease primarily affects the liver and the central nervous system (lentil nuclei, cortex and subcortex) and is manifested in brown-green pigmentation around the cornea and in kidney lesions.

Текст научной работы на тему «Диагностика и лечение гепатолентикулярной дегенерации»

медицинскии

совет «о 2013

В.В. СКВОРЦОВ, д.м.н., доцент, О.А. ЛЕШИНА, ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Минздрава России

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

ГЕПАТОЛЕНТИКУЛЯРНОЙ ДЕГЕНЕРАЦИИ

Гепатолентикулярная дегенерация (болезнь Вильсона - Коновалова, или гепатоцеребральная дистрофия) - редкое наследственное заболевание, обусловленное нарушением обмена меди с накоплением ее в печени и в последующем в других органах. Заболевание протекает с преимущественным поражением печени и ЦНС (чечевичных ядер, подкорки и коры), а также коричнево-зеленой пигментацией края роговицы, поражением почек.

Ключевые слова: болезнь Вильсона - Коновалова, церуло-плазмин, гепатоциты, фосфолипиды

Гепатолентикулярная дегенерация наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Гетерозиготы по болезни Вильсона - Коновалова составляют около 1% клинически здоровых лиц. Они являются носителями патологического аллеля и могут обнаруживать аномалии метаболизма меди.

В потомстве гетерозиготных родителей насчитывается 25% больных детей, 25% здоровых детей и 50% детей гетерозиготных, у которых генотип подобен родительскому. В скрытом гетерозиготном состоянии ген болезни Вильсона -Коновалова распространяется в популяции, не подвергаясь воздействию естественного отбора. Частоту гена болезни Вильсона - Коновалова разные авторы оценивают различно: от 1 : 200 до 1 : 500.

При болезни Вильсона - Коновалова обнаруживается генетический дефект синтеза церулоплазмина, который относится к альфа2-глобулинам.

С пищей за сутки в организм поступает 2-5 мг меди. Она всасывается в кишечнике, поступает в печень, где связывается с синтезируемым печенью церулоплазмином, циркулирует в сыворотке крови, избирательно захватывается органами, которые в ней нуждаются, а экскретируется с желчью. Незначительная часть меди находится в крови в ионизированной форме в виде лабильного комплекса с альбумином и выделяется с мочой.

Снижение или отсутствие активности церулоплазмина нарушает поступление достаточных количеств меди к ферментам тканевого дыхания, кроветворным органам; свободная медь, накапливающаяся в тканях, блокирует SH-группы многих ферментов. Следствием недостаточного использования меди является ее депонирование в печени, мозге, почках, роговице. Складывается парадоксальная ситуация: нарушение биологических процессов из-за недостаточного количества меди и накопление меди в тканях с симптоматикой интоксикации металлом.

При болезни Вильсона - Коновалова активность церуло-плазмина снижается за счет голубой фракции фермента, а количество бесцветной части одинаково у больных и здоровых. Физические, химические и иммунологические свойства

церулоплазмина у больных гепатолентикулярной дегенерацией не меняются.

Церулоплазмин синтезируется исключительно в печени, в цитоплазме гепатоцитов вокруг ядра. Депонированная в печени медь вторично ингибирует синтез церулоплазмина, снижая и без того недостаточное его содержание.

■ Следствием недостаточного использования меди является ее депонирование в печени, мозге, почках, роговице. Складывается парадоксальная ситуация: нарушение биологических процессов из-за недостаточного количества

меди и накопление меди в тканях с симптоматикой интоксикации металлом

В начале заболевания, когда клинические признаки отсутствуют (I стадия), медь накапливается экстрализосомально в цитозоле печеночных клеток ^о11апб X, 1984). Медь, связанная с SH-группами цитозольных протеинов, затрудняет секрецию гепатоцитами белков и триглицеридов. Этим объясняется довольно ранний стеатоз гепатоцитов и появление телец Маллори у больного гепатолентикулярной дегенерацией.

Во II стадии медь перераспределяется из цитозоля в лизо-сомы гепатоцитов, часть ее поступает в кровь. Билиарная экскреция меди понижается, что связано с низкой специфической активностью лизосом. В этой стадии наблюдается некроз гепатоцитов, развитие хронического активного гепатита и гемолитической анемии.

В III стадии болезни усиленное накопление меди в печени приводит к фиброзу и циррозу печени.

Клиническая картина. Основными являются симптомы поражения печени и ЦНС. Печень в первую очередь подвергается токсическому воздействию меди. Неврологические проявления болезни чаще всего приходятся на возраст от 15 до 30 лет, а поражение печени у тех же больных имеется в 5-6-летнем возрасте и даже раньше. Поражение печени может долгие годы оставаться бессимптомным или иметь стертую клиническую картину, поэтому заболевание чаще диагностируют лишь при появлении неврологической симптоматики. На начальной стадии болезни изменения в печени неспеци-

медицинскии

совет «о 2013

фические: мелко- и среднекапельная жировая дистрофия, некрозы единичных гепатоцитов, перипортальный фиброз.

Далее поражение печени при гепатолентикулярной дегенерации протекает как хронический активный гепатит с желтухой, высокой активностью аминотрансфераз, гипер-гаммаглобулинемией. При прогрессировании процесса развивается цирроз печени с портальной гипертензией и печеночно-клеточной недостаточностью.

Среди неврологических симптомов следует выделить флексорно-экстензорный тремор. Его выраженность колеблется от едва заметного дрожания рук до трясения всего тела. Тремор усиливается при волнении и целенаправленных действиях. Умеренный тремор у ряда больных может иметь акцент на одной стороне. Тремор пальцев вытянутых рук типичный, «порхающий». Мышечная дистония в большей или меньшей степени отмечается у всех больных.

Для иллюстрации течения болезни Вильсона -Коновалова приводим следующее клиническое наблюдение.

У больной К, 34 года, с 19-летнего возраста появилась желтушность кожных покровов, выраженная слабость. Старший брат больной, который впоследствии умер в возрасте 21 года, страдал подобным заболеванием. Консультирована в клинике нервных болезней 1-го МОЛИМ, выявлено снижение содержания церулоплазмина сыворотки крови, диагностирована гепатолентикулярная дегенерация. Для выяснения состояния печени и проведения лечения Б-пеницилламином была госпитализирована в клинику. После проведенного лечения состояние больной было удовлетворительным. Проходила обследование по месту жительства и лечение в МСЧ №40. Ухудшение состояния с декабря 2003 г, когда появилась выраженная слабость, повышение темпера-

туры до 377 0С, боли по всему животу. Осмотрена доцентом кафедры и госпитализирована на стационарное лечение в гастроэнтерологическое отделение ОКБ №1 г. Волгограда для проведения обследования и лечения Купренилом, гепато-протекторами. При обследовании внепеченочные знаки не выявлены. Печень пальпируется у края реберной дуги, селезенка не увеличена. Обнаружено кольцо Кайзера - Флейшера. Неврологический статус: локальной симптоматики нет, имеется повышение мышечного тонуса в проксимальных отделах руки, особенно на ногах, по клоническому статусу. Сухожильные рефлексы высокие, походка замедленна. В анализе крови: эритроцитов 4,2 х 1012, гемоглобин 132 г/л, цветной показатель 094, ретикулоцитов 5%о тромбоцитов 260 х 109, лейкоцитов 4,1 х 109, СОЭ 14 мм/ч. Показатели глутаминтрансферазы и аланинаминотрансферазы в пределах нормы. Функциональные пробы печени не изменены. Церулоплазмин 14 мг/дл, медь 4,1 мкмоль/дм3.

Проведено лечение пеницилламином в таблетках по 025 г - 2 табл/сут, гепатопротекторами (эссенциальные фосфолипиды в дозировке 300 мг 3 раза в день), в/в капельно раствор гипохлорита натрия: 200,0 мл Ыа СЬ - 150 мг/л. Через 2 нед. от начала лечения состояние больной улучшилось (температура снизилась до 36,6 0С, слабость и тремор рук уменьшились, стала более устойчивой походка).

Таким образом, анамнез, развивающиеся экстрапирамидные расстройства в сочетании с патологией печени, снижение содержания церулоплазмина, наличие кольца Кайзера -Флейшера позволяют говорить о болезни Вильсона -Коновалова в виде цирроза, в стадии субкомпенсации, гепа-тоцеребральной дистрофии с развитием экстрапирамидной недостаточности. ¡и1

ЛИТЕРАТУРА

1. Подымова СД Болезни печени. М.: Медицина, 1993.

2. Шерлок Ш., Дули Дж Заболевания печени и желчных путей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002.

3. Бакирова А.Н. Клинико-гемодинамические эффекты антиоксиданта церулоплазмина // Терапевт. архив. 1995. №4. Т. 67. С. 33-35.

4. Пучкова Л.В., Сасина Л.К., Алейникова Т.Д., Гайцхоки В.С. Взаимодействие церулоплазмина с рецептором плазматической мембраны CV-1 и его регуляция по типу обратной связи // Бюл. эксперим. биологии и медицины. 1995. Т. 119. №4.

C. 417-420.

5. Васильев В.Б., Качурин А.М., Рокко Дж. П., Бельтрамини М., Сальвато Б., Гайцхоки В.С. Спектральные исследования активного центра церулоплазмина при удалении и возвращении в него ионов меди // Биохимия. 1996. Т. 61. №2. C. 296-307.

6. Волчегорский И.А., Львовская Е.И., Глузмин М.И., Колесников О.Л., Телешева Л.Ф., Гиниатуллин Р.У Изменение антиокислительной активности сыворотки крови при воспалительной патологии // Вопросы мед. химии. 1997. Т. 43. №4. C. 233-238.

7. Логинов А.С., Матюшин Б.Н., Чебанов С.М., Решетняк В.И. Оценка холестаза по активности антиоксидантных ферментов и составу липопротеидов плазмы крови больных с патологией печени // Терапевт. архив. 1998. Т. 70. №4. C. 40-42.

8. Санина О.П., Бердинских Н.К. Биологическая роль церулоплазмина и возможности его клинического применения // Вопросы мед. химии. 1986. №5. С. 7-14.

9. Miyajima H., Takahashi Y., Kono S. Aceruloplasminemia, an inherited disorder of iron metabolism. First Department of Medicine, Hamamatsu University School of Medicine, Hamamatsu University School of Medicine, 1-20-1 Handayama, Hamamatsu 431-3192. Japan: Biometals. 2003. Mar.

10. Kang H., Kim K.S., Choi S.Y., Kwon H.Y,; Won M.H., Kang T.C. Carnosine and related dipeptides protect human ceruloplasmin against peroxyl radical-mediated modification. Department of Genetic Engineering, Chongju University, Korea // Mol-Cells. 2002. Jun 30.

11. Levin L.-A Ceruloplasmin detection by SDS-PAGE, immunoblotting, and in situ oxidase activity Department of Ophthalmology and Visual Science, University of Wisconsin Medical School, Madison, WI, USA // Methods-Mol-Biol. 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.