Научная статья на тему 'Диагностика готовности школьных учителей к деятельности по созданию и внедрению образовательных новшеств'

Диагностика готовности школьных учителей к деятельности по созданию и внедрению образовательных новшеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОВШЕСТВА / INNOVATIVE WORK OF SCHOOL TEACHERS / EDUCATIONAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шатунова Ольга Васильевна

Рассматриваются основные вопросы, связанные с проблемой готовности школьных учителей к инновационной деятельности в целом и к разработке образовательных новшеств в частности. Приводятся результаты анализа анкетирования, выявляющие отношение учителей к инновационной деятельности, а также основные трудности, связанные с разработкой ими образовательных новшеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шатунова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the main questions connected with the issues of school teachers’ readiness for innovative work as a whole and the development of educational innovations in particular. There are described the results of the questionnaire that reveal teachers’ attitude to innovative work, as well as the main difficulties regarding their development of educational innovations.

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности школьных учителей к деятельности по созданию и внедрению образовательных новшеств»

Monitoring of employers’ requirements as the means of management of the educational process quality at a higher school

There are revealed the functions of an employer as an interested party in management of the educational process quality at a higher school, shown the essential characteristics of monitoring of employers’ requirements, the principles of their implementation, as well as suggested the algorithm of management decisionmaking at a higher school based on the monitoring information.

Key words: monitoring of employers’ requirements, quality of education, quality management, management decision.

О.В. ШАТУНОВА (Елабуга)

диагностика готовности школьных учителей к деятельности по созданию и внедрению образовательных новшеств

Рассматриваются основные вопросы, связанные с проблемой готовности школьных учителей к инновационной деятельности в целом и к разработке образовательных новшеств в частности. Приводятся результаты анализа анкетирования, выявляющие отношение учителей к инновационной деятельности, а также основные трудности, связанные с разработкой ими образовательных новшеств.

Ключевые слова: инновационная деятельность

школьных учителей, образовательные новшества.

Сегодня правительством России одним из приоритетов развития общества признается качество образования детей. В своих последних выступлениях министр образования и науки Д. Ливанов неоднократно подчеркивал, что ключевым элементом качества обучения в школе, безусловно, является учитель. В публикациях о качестве школьного образования все чаще цитируются слова К.Д. Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя го-

лову учителя». Поэтому особого внимания в нашей стране требуют вопросы, связанные с подготовкой учителя новой формации, способного вывести наше образование из кризиса.

Преодоление кризиса образования многими исследователями видится в переходе от традиционного преподавания к инновационному. Только сменив характер педагогической деятельности с репродуктивноисполнительского на инновационный, можно обеспечить сохранение и развитие творческого потенциала человека, его направленность на саморазвитие, сформировать готовность к адекватному восприятию изменений в современном мире [7].

Однако, несмотря на пристальное внимание отечественной и мировой педагогической науки к инновационным изменениям в образовании (КАнгеловски, М.В. Кларин, В.Я. Ляу-дис, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, В.А. Сла-стёнин, В.И. Слободчиков, А.В. Хуторской,

Н.Р. Юсуфбекова, Е.А. Ямбург и др.), остаются недостаточно освещенными вопросы, касающиеся проблем развития инновационной деятельности школьных учителей.

Анализ психолого-педагогических исследований (Л.А. Горелова, Е.Ю. Ибатуллина,

о.Н. Коптяева, Г.А. Сафарова, Н.И. Раитина и др.) позволяет сделать вывод, что продолжает оставаться актуальной проблема формирования готовности учителей к инновационной деятельности. об этом свидетельствуют и многочисленные наблюдения и беседы с самими учителями. опыт работы с педагогическими работниками в рамках курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, семинаров, круглых столов дает нам право утверждать, что школьные учителя признают необходимость кардинальных преобразований в своей работе.

Несмотря на то, что в последнее время педагогическая наука достигла значительных результатов в разработке прогрессивных педагогических новшеств, учителя применяют их весьма ограниченно. Еще в меньшей степени они занимаются их разработкой. основная причина, по мнению исследователей [2; 3], состоит в консервативном образе мышления, сложившемся еще во время обучения в вузе и закрепленном последующим педагогическим опытом, ориентированным на репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков, приверженном стереотипам и традиционным алгоритмам деятельности.

© Шатунова О.В., 2013

В нашей работе, как и в работах некоторых исследователей, под образовательным новшеством понимаются новый метод, методика, технология, программа и т.д. [1; 4; 6]. Мы разделяем точку зрения Г.И. Герасимова и Л.В. Илюхиной, считающих, что «новшество заключает в себе то содержание (сущность), которое предполагает возможность качественного изменения, а нововведение - обеспечивает технологию имплантации или выращивания содержания новшества в условиях конкретного объекта, изменение которого и составляет предмет инновации» [1, с. 16].

В 2013 г. членами научно-исследовательской лаборатории инновационной педагогической деятельности Елабужского инсти-

тута Казанского федерального университета, возглавляемой профессором кафедры педагогики Н.Н. Савиной, было проведено анкетирование, участниками которого стали 562 школьных учителя, работающих в различных регионах Российской Федерации (Башкортостан, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Кировская область, Пермский край). Целью данного опроса было определение уровней готовности учителей-практиков средних общеобразовательных школ к инновационной деятельности в целом и к созданию образовательных новшеств в частности.

Более половины опрошенных учителей (62,68%) отметили, что их не вполне устраивает состояние современного учебно-

Временные тенденции впедагогической деятельности

Идеи обновления учебно-воспитательного , процесса

Любые изменениявобразовании

Результатытворческойдеятельности учителя (авторскиеприемы,методы, технологииидр.)

Нововведения, способствующие повышению качестваучебно-воспитательногопроцесса

Рис. 1. Определение учителями понятия «инновации в образовании»

Вас воодушевляютрасширяющиеся возможности для самоактуализации и самореализации Вашего инновационногопотенциала

Васраздражает токоличество конкурсовиразличногорода конференций, в которых Вам предлагаютпринятьучастие

Вы несторонникинновационной деятельности

Онаявляется для Вас способом

достиженияпедагогического

мастерства

Инновационнаядеятельность сталаоднойиз ценностных установок Вашей работы в школе

Рис. 2. Отношение учителей к инновационной педагогической деятельности

воспитательного процесса в школе. При этом 72,71% учителей уверены, что они могут активно влиять на повышение его качества, а 26,03% опрошенных считают, что могут влиять частично. То есть определенная часть школьных педагогов думает, что не они являются главными действующими лицами процесса модернизации образования.

Можно предположить, что этим объясняются некоторая пассивность и консерватизм учителей в освоении и внедрении педагогических инноваций. Более того, на вопрос «Кто обычно является инициатором нововведений в вашей школе?» 39,44% учителей ответили, что это директор, 35,04% - заместитель директора по учебной работе, 10,74% -заместитель директора по воспитательной работе, 28,52% - вышестоящие органы, и лишь 22,36% опрошенных утверждают, что это учителя-предметники. Из ответов учителей становится очевидным, что многие из них испытывают определенные затруднения при освоении педагогических инноваций. Следует отметить, что эти затруднения вызваны как объективными причинами (отсутствие или слабое развитие необходимых способностей и навыков, например фантазии), так и субъективными (страх, неуверенность в своих силах и др.) [5].

В анкету для учителей нами был включен вопрос «Что Вы понимаете под инновациями в образовании?». Результаты ответов показаны на рис. 1 (см. с. 95).

Подавляющее большинство респондентов (81,34%) считают, что инновации в образовании - это нововведения, способствующие повышению качества учебно-воспитательного процесса. Однако, как показывают ответы учителей на вопрос «С каким из предложенных вариантов возможного отношения к инновационной педагогической деятельности Вы согласны?», часть педагогов не относит себя к сторонникам инновационной деятельности, а почти четверть опрошенных с раздражением относится к предложениям участвовать в конференциях и конкурсах (см. рис. 2 на с. 95), хотя эти формы работы очень часто носят инновационный характер.

Особый интерес представляют ответы учителей на вопрос «что, по Вашему мнению, оказывает более эффективное влияние на повышение качества учебно-воспитательного процесса?». Результаты ранжирования учителями факторов, повышающих качество учебно-воспитательного процесса, показаны в таблице.

Фактор Место

Изучение инновационного опыта работы учителей и применение его в учебно-воспитательном процессе 2

Добросовестное отношение учителя к своим обязанностям 1

Обобщение, анализ и осмысление собственного опыта 3

Изучение научно-методической литературы по психологии и педагогике (самообразование) 7

Участие учителей в научно-практических конференциях и профессиональных конкурсах 6

Курсы повышения квалификации 4

Творческая деятельность учителя по созданию образовательных новшеств 5

Выявление ранее прогрессивного опыта и его адаптация к современным условиям 8

Материальное стимулирование 9

Поставив на первое место «Добросовестное отношение учителя к своим обязанностям», учителя подтвердили, что их по-прежнему, как и во все времена, характеризует высокая степень ответственности. В то же время наблюдается настороженное отношение учителей ко всему новому - фактор «Творческая деятельность по созданию образовательных новшеств» поставлен лишь на пятое место.

Такой фактор, как «Изучение инновационного опыта работы учителей и применение его в учебно-воспитательном процессе» определяется опрошенными как один из важнейших (2-е место). Однако следует учесть, что он не включает в себя деятельность самого учителя по созданию образовательных новшеств, поэтому мы можем полагать, что учителя более ориентированы на заимствование чужого опыта и менее - на внедрение авторских разработок.

То, что фактор «Курсы повышения квалификации» поставлен на 4-е место, говорит

о том, что занятия на курсах оказывают значительное влияние на профессиональный рост учителей и, как следствие, повышают качество учебно-воспитательного процесса в школе.

В нашей анкете также был вопрос «Как Вы относитесь к участию учителя в создании образовательных новшеств?», на который мы получили ответы, показанные на рис. 3 (см. с. 97). То, что 74,65% опрошенных считают создание образовательных новшеств способом творческого саморазвития и самореализации, говорит о важности и актуальности проблемы привлечения школьных учителей к разработке новшеств.

Каккспособуповышения заработнойплаты

Как к способу повышения своего имиджа среди колег, учащихся и родителей

Как к необходимости выполнения требованийадминистрациишколы

Как к выполнениюсвоего гражданского долга

Каккспособу творческого саморазвития и самореализации

рис. 3. Отношение учителей к участию в создании образовательных новшеств

Нет необходимой литературы

У меня отсутствует опыттакой деятельности

Мне необходимыпрофессиональные консультации

Нет времени, уменябольшаяучебная нагрузка

Трудно найти новую идею для разработки новшеств Недостатоксовременныхнаучно-педагогическихзнаний

рис. 4. Основные трудности, связанные с разработкой учителями образовательных новшеств

По-прежнему воспринимают предложения заниматься созданием образовательных новшеств лишь как требования руководства 9,51% учителей, и примерно столько же (9,33%) делают это в целях повышения заработной платы.

Анализ ответов учителей на вопрос «С какими трудностями Вам приходится сталкиваться при разработке образовательных новшеств?» определил проблемы, существующие на сегодняшний день в этой области (рис. 4).

Среди основных трудностей учителя выделяют недостаток времени, эту причину указали более четверти респондентов (25,70%). Часть учителей признает, что им необходимы профессиональные консультации (23,24%), а некоторым трудно найти идею для разработки новшества (22,34%).

Таким образом, анкетирование позволило нам выявить основные проблемы, связанные с готовностью школьных учителей к созданию образовательных новшеств:

- не все педагоги считают, что они могут активно влиять на повышение качества

учебно-воспитательного процесса в школе, чем объясняются их некоторая пассивность и консерватизм в освоении и внедрении педагогических инноваций;

- несмотря на то, что подавляющее большинство учителей считают, что инновации в образовании способствуют повышению качества учебно-воспитательного процесса, часть педагогов не относит себя к сторонникам инновационной деятельности;

- затруднения, которые испытывают учителя при освоении педагогических инноваций, вызваны как объективными, так и субъективными причинами;

- настороженное отношение учителей к новому, неуверенность в своих силах приводят к тому, что учителя более ориентированы на заимствование чужого опыта и менее - на внедрение авторских разработок;

- многие школьные учителя нуждаются в квалифицированной помощи и профессиональных консультациях по созданию и внедрению в педагогическую практику образовательных новшеств.

Результаты анкетирования убеждают нас в необходимости формирования готовности школьных учителей к инновационной деятельности со студенческой скамьи, развития у них способностей не только осваивать кем-то созданные образовательные новшества, но и активно заниматься их разработкой.

литература

1. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д.: НМД «Логос», 1999.

2. Ермакова О.Е. Преодоление барьеров инновационной деятельности учителя // Актуальные проблемы современной психологии: сб. науч. ст. / Кем. гос. ун-т. Кемерово : Редактор и К., 2010. С. 156-158.

3. Ибатуллина Е.Ю. Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор коррекции профессионального консерватизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2013.

4. Ирхина И.В. Феноменологический анализ понятия «дидактическая система учителя» в контексте профессионально-педагогической деятельности // Научные ведомости БелГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. №5. С. 49-56.

5. Никольская О.Л. Анализ дидактических затруднений учителей при освоении инновационных технологий и психолого-педагогические условия их преодоления // Вестник ТГПУ. 2003. №2. С. 89-95.

6. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. М. : Просвещение, 1994.

7. Яковлев Б.П., Бодан И.Т. Развитие инновационной деятельности учителей как условие преодоления кризиса современного образования // образование и право. 2008. №1. С. 46-55.

* * *

1. Gerasimov G.I., Ilyuhina L.V. Innovatsii v ob-razovanii: suschnost i sotsialnyie mehanizmyi. Rostov n/D: NMD «Logos», 1999.

2. Ermakova O.E. Preodolenie barerov innovatsi-onnoy deyatelnosti uchitelya // Aktualnyie problemyi sovremennoy psihologii: sb. nauch. st. / Kem. gos. un-t. Kemerovo : Redaktor i K., 2010. S. 156-158.

3. Ibatullina E.Yu. Gotovnost pedagoga k innovat-sionnoy deyatelnosti kak faktor korrektsii professional-nogo konservatizma: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Volgograd, 2013.

4. Irhina I.V. Fenomenologicheskiy analiz ponyat-iya «didakticheskaya sistema uchitelya» v kontek-ste professionalno-pedagogicheskoy deyatelnosti // Nauchnyie vedomosti BelGU. Ser.: Gumanitarnyie nauki. 2010. №5. S. 49-56.

5. Nikolskaya O.L. Analiz didakticheskih zatrud-neniy uchiteley pri osvoenii innovatsionnyih tehnologiy

i psihologo-pedagogicheskie usloviya ih preodoleniya // Vestnik TGPU. 2003. №2. S. 89-95.

6. Homeriki O.G., Potashnik M.M. Lorensov A.V. Razvitie shkolyi kak innovatsionnyiy protsess. M. : Prosveschenie, 1994.

7. Yakovlev B.P., Bodan I.T. Razvitie inno-vatsionnoy deyatelnosti uchiteley kak uslovie preodo-leniya krizisa sovremennogo obrazovaniya // Obrazo-vanie i pravo. 2008. №1. S. 46-55.

Diagnostics of school teachers’ readiness for creation and implementation of educational innovations

There are considered the main questions connected with the issues ofschool teachers’ readiness for innovative work as a whole and the development of educational innovations in particular. There are described the results of the questionnaire that reveal teachers’ attitude to innovative work, as well as the main difficulties regarding their development of educational innovations.

Key words: innovative work of school teachers, educational innovations.

Е.А. ПУСТОВИТ (Чита)

модель формирования учебно-исследовательской компетентности учащихся основной школы посредством комплекса задач с модулем

Описана структурно-функциональная модель формирования учебно-исследовательской компетентности учащихся основной школы посредством комплекса задач с модулем. Дана характеристика ее основных структурных компонентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: учебно-исследовательская компетентность, модель формирования, задачи с модулем.

Современный этап развития школьного образования ознаменован переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт общего среднего образования второго поколения (ФГОС второго поколения). Осо-

© Пустовит Е.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.