Научная статья на тему 'Диагностика готовности младших школьников к освоению математики в основной школе'

Диагностика готовности младших школьников к освоению математики в основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1199
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / ОБРАЗОВАНИЕ / ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКОВ / АНКЕТИРОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА / ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ / PRIMARY SCHOOL / READINESS FOR TRAINING / EDUCATION / CHARACTERISTICS OF PUPILS / QUESTIONING / ADAPTATION / DIAGNOSTICS / DIAGNOSTICS OF READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Ада Андреевна, Короткова Ольга Александровна

Настоящая работа посвящена описанию диагностики готовности учеников занковцев к обучению в основной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Ада Андреевна, Короткова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of Primary Schoolchildren’s Readiness for Mathematics Mastery in Basic School

The present research describes the diagnostics of Zankov’s students’ readiness for learning in basic school.

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности младших школьников к освоению математики в основной школе»

УДК 57(01)

ББК 74.262.21

Попова Ада Андреевна

доктор педагогических наук, профессор

кафедра математики, естествознания и методик преподавания математики и

естествознания Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Короткова Ольга Александровна аспирант

кафедра математики, естествознания и методик преподавания математики и

естествознания Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Popova Ada Andreevna Doctor of Pedagogics,

Professor

Chair of Mathematics, Natural Sciences and Teaching Methods of Mathematics and

Natural Sciences Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Korotkova Olga Aleksandrovna Post-graduate

Chair of Mathematics, Natural Sciences and Teaching Methods of Mathematics and

Natural Sciences Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Диагностика готовности младших школьников к освоению математики в

основной школе

Diagnostics of Primary Schoolchildren’s Readiness for Mathematics Mastery in

Basic School

Настоящая работа посвящена описанию диагностики готовности учеников - занковцев к обучению в основной школе.

The present research describes the diagnostics of Zankov’s students’ readiness for learning in basic school.

Ключевые слова: начальная школа, готовность к обучению,

образование, характеристика учеников, анкетирование, адаптация, диагностика, диагностика готовности.

Key words: primary school, readiness for training, education, characteristics of pupils, questioning, adaptation, diagnostics, diagnostics of readiness.

Результаты освоения образовательных программ основной школы выпускниками начальной школы во многом зависит от их готовности к обучению в пятом классе.

Готовность выпускников начальной школы к обучению в основной школе изучалась Е.М. Борисовой, Н.В.Лебедевой, А.Г. Елисеева, Л.И. Колосовой, М.И. Дьяченко и др. [3, с. 28, 1, с. 62]. Однако, проблема готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе была и остаётся нерешенной. Более того с течением времени появляются новые вопросы по готовности выпускников начальной школы в связи с внедрением вариативности образования. Так, своеобразная система Л.В.Занкова порождает проблемы у учащихся при переходе в основную школу, особенно при смене системы обучения. Такие проблемы имеют место при изучении математики в 5 классе.

Педагогическая поддержка пятиклассников в период адаптации в основой школе сугубо индивидуальна. В этой связи необходимо проводить диагностику готовности выпускников начальной школы к обучению в основной.

Основной задачей психолого-педагогической диагностики выпускников начальной школы является определение уровней готовности учащихся к обучению в основной школе, а также составление методических рекомендаций по индивидуальной педагогической поддержке детей, не готовых к обучению в 5 классе.

Компоненты диагностического инструментария психологопедагогической готовности выпускников начальной школы, разработаннные нами на основе:

- требований, предъявляемых к выпускникам начальной школы, описанных в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения;

- компонентов готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе, выделенных Т.И. Юферевой (сформированность основных

89

компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала, новообразования младшего школьного возраста: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях, качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками [5, с. 82].

Нами предлагается критерий готовности выпускников начальной школы

- занковцев к освоению математики в основной школе, основанный на 4 показателях:

1. Готовность ученика по математике к обучению в школе (общий уровень готовности учеников к обучению в основной школе и готовность учеников к изучению первой темы по математике в 5 классе).

2. Организация деятельности учеников на уроке (уровень понимания учениками математического материала и уровень организации учеников на уроке математики).

3. Коммуникативные качества учеников (уровень общения учеников со сверстниками и с учителями).

4. Уровень тревожности и учеников (уровень тревожности и уверенности учеников на уроке математики).

Готовность к обучению в средней школе, таким образом, предполагает, что ребенок уже овладел (или находится в процессе овладения) умениями, знаниями, мотивацией и другими необходимыми для освоения программы основной школы личностными характеристиками.

Для выявления уровня развития перечисленных основных качеств готовности выпускников к обучению в основной школе нами была разработана анкета для учителей школ г. Челябинска, работающих по системе Л.В. Занкова в выпускных классах начальной школы, в которой они оценивали по этим показателям учеников своего класса. Каждый показатель представлен двумя вопросами, оцениваемые в трехбалльной шкале (от 1 до 3 баллов), соответственно уровню развития учеников класса. Таким образом, за каждый показатель максимальный балл - 6, минимальный - 2. В итоге за 4 показателя минимальный - 8 баллов, максимальный - 24 балла.

90

Анкета для учителя начальной школы

Г ород/село___________________________

№ школы (название)____________________

Класс_________________________________

Число учащихся________________________

Инструкция

1. В колонке № 1 поставить порядковый номер ученика, согласно списку класснного журнала.

2. В колонке № 2 напишите фамилию, имя и отчество каждого ученика в соответствии с классным журналом.

3. В колонке № 3 поставьте отметку, соответствующую общему уровню готовности учеников Вашего класса к обучению в основной школе.

Готов - 3

Не совсем готов - 2 Почти не готов - 1

4. В колонке № 4 поставьте отметку, соответствующую уровню

готовности учеников Вашего класса к изучению первой темы в 5 классе по

математике «Натуральные числа в пределах миллиарда».

Готов - 3

Не совсем готов - 2 Почти не готов - 1

5. В колонке № 5 поставьте отметку, соответствующую уровню

понимания учениками Вашего класса Ваших объяснений на уроке математики.

Понимает - 3 Не совсем понимает - 2 Почти не понимает - 1

6. В колонке № 6 поставьте отметку, соответствующую уровню

организации своей деятельности на уроке математики у учеников Вашего класса.

Организован - 3 Не совсем организован- 2 Не организован -1

7. В колонке № 7 поставьте отметку, соответствующую уровню умений Ваших учеников общаться со сверстниками в школе.

Свободно общается - 3

Испытывает затруднения в общении - 2

Существенные трудности в общении - 1

7. В колонке № 8 поставьте отметку, соответствующую уровню умения

Ваших учеников общаться с учителями в школе.

Адекватное общение - 3 Испытывает затруднения в общении - 2 Неадекватное общение - 1

8. В колонке № 9 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень

тревожности Ваших учеников на уроке математики.

Низкий - 3 Умеренный - 2 Высокий - 1

9. В колонке № 10 укажите, насколько уверенно ученики чувствуют себя

на уроке математики.

Как правило, уверенно -3 Не совсем уверенно - 2 В основном неуверенно -1

Таблица 1

Характеристика учеников____________класса______________

№ ученика Баллы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Было опрошено 10 учителей начальной школы г.Челябинска, работающих в 4-х классах по системе Л.В. Занкова (МОУ гимназия №80, МОУ лицей №97, МОУ лицей № 120, МОУ СОШ №25, МОУ СОШ №112). Среди опрошенных 9 педагогов - имеют высшую квалификационную категорию, 1 - первую; а также: имеют звание «Отличник просвещения РФ» - 2, отмечены грамотой Министерства образования РФ - 1, Почетной грамотой Челябинской городской Думы - 1, грамотой Главного Управления образования Челябинской области -

1. Перечисленные выше сведения позволяют сделать вывод о приблизительной однородности группы учителей.

В анкетах была дана характеристика готовности к обучению в основной школе 245 выпускникам начальной школы - занковцам.

По результатам анкетирования все выпускники начальной школы были разделены на 3 группы:

1. Выпускники с высоким уровнем готовности к обучению в основной школе - от 20 до 24 баллов (83,3%).

2. Выпускники со средним уровнем готовности к обучению в основной школе - от 15 до 19 баллов (13,5%).

3. Выпускники с низким уровнем готовности к обучению в основной школе - от 8 до 14 баллов (3,2%).

Диагностика позволила выявить детей с низкими баллами (от 8 до 14 баллов) по всем показателям, так называемые дети «группы риска». Эти дети были разделены нами на 4 группы по показателям готовности:

1. Дети «группы риска» по интеллектуальной составляющей

характеризуются как неуспевающие дети; у них имеются пробелы в знаниях по некоторым школьным дисциплинам, в том числе и по математике. В результате чего у данных учащихся пропадает интерес и желание к обучению (первый показатель).

2. Дети «группы риска» по организационной составляющей

характеризуются несобранностью, рассеянным вниманием на уроке, вследствие чего они не могут сосредоточиться на нужном действии, предмете и из-за этого не понимают новый материал. Эти дети требуют постоянной дополнительной помощи со стороны педагога, родителей или сверстников. Они отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления (второй показатель).

3. Дети «группы риска» по коммуникационной составляющей

характеризуются завышенной самооценкой, неадекватным поведением по отношению к сверстникам и/или учителям ввиду личностных особенностей, особенностей психики учащегося (третий показатель).

93

4. Дети «группы риска» по эмоциональной составляющей характеризуются повышенным уровнем тревожности, они не могут мобилизоваться, сосредоточиться, что отражается на физическом и психическом здоровье ребенка, является причиной неуспеваемости в школе и приводит к дезадаптации в других сферах деятельности и общения (четвертый показатель).

Всего в «группы риска» вошло 8 учеников-занковцев 3,2%, именно эти дети требуют индивидуальной педагогической поддержки для лучшей адаптации к обучению в основной школе.

В таблице 2 представлены показатели готовности к обучению в основной школе детей «группы риска» (общий балл). Наихудшие результаты у учеников этой группы по показателям 1 и 4, а именно готовность по математике к обучению в основной школе и высокий уровень тревожности выпускников.

Кроме того среди выпускников - занковцев начальной школы встречаются те, у которых значение отдельных показателей занижены, хотя они не входят в «группу риска». Таких детей 12 учеников (4,9%). У них также занижены показатели 1 и 4, реже 2 и 3 (организация деятельности учеников на уроке и коммуникативные качества детей).

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели готовности к обучению в основной школе детей «группы риска» (общий балл)

Код 1 2 3 4 Общий

ребенка показатель показатель показатель показатель балл

19-1 4 3 5 2 14

26-1 3 3 4 2 12

14-4 2 3 6 3 14

16-4 2 3 4 3 12

14-5 2 3 3 2 10

10-6 3 3 4 2 12

14-6 2 3 2 3 10

17-6 2 2 5 2 11

Проведенная нами диагностика готовности выпускников начальной школы-занковцев к освоению математики в основой школе служит основой для составления программы индивидуальной педагогической поддержки для каждого учащегося и/или для групп учеников.

В процессе апробации предложенной диагностики в г.Челябинске нами выявлено, что в целом подготовка выпускников начальной школы - занковцев к обучению в основной школе удовлетворительная (83,3% - высокий уровень готовности, 13,5% - средний, 3,2% - низкий); в контингенте выпускников начальной школы - занковцев имеются дети «группы риска» (3,2%), которым необходима индивидуальная педагогическая поддержка.

Библиографический список

1. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности /М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: изд - во БГУ, 2000. - 176 с.

2. Зильберберг, Н.И. Проблема преемственности между начальной и средней школой /Н.И. Зильберберг // Новые подходы к пониманию сущности развивающего начального обучения. Материалы региональной научно -методической конференции. - Псков: ПГПИ, 2001. - С.252 - 254

3. Лебедева, Н.В. Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе [Текст] / Н.В. Лебедева. - Псков: ПГПИ, 2004. - 136 с.

4. Хамблин, Д. Формирование учебных навыков [Текст] /Д. Хамблин. - М.: Педагогика, 2006. - 160с.

5. Юферова, Т.И. Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка /Т.И. юферева- М., 2003.- 156 с.

Bibliography

1. Dyachenko, M.I. Psychological Problems of Readiness for Activity / M.I. Dyachenko, L.A. Kandybovich. - Minsk: Publishing House of BSU, 2000. - 176 p.

2. Khamblin, D. Study Skills Forming[Text] / D. Khamblin. - M.: Education, 2006. - 160 p.

3. Lebedeva, N.V. Psychological Bases of Junior Students’ Training for Studying at Secondary School [Text] / N.V. Lebedeva. - Pskov: PSPI, 2004. - 136 p.

4. Yuferova, T.I. Continuity As a Process of Upbringing and Education of

Children / T.I. Yufereva. -1' M.: Education, 2003. - 156 p.

5. Zilberberg, N. The Problem of Continuity Between Primary and Secondary

School / N. Zilberberg // New Approaches to Understanding the Developmental

Nature of Primary Education. Proceedings of the Regional Scientific-Technical Conference. - Pskov: PSPI, 2001. - P.252 - 254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.