Научная статья на тему 'Диагностика готовности к профессиональному самообразованию курсантов военного вуза'

Диагностика готовности к профессиональному самообразованию курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ / ДИАГНОСТИКА / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ШКАЛА / PROFESSIONAL SELF / READINESS TO PROFESSIONAL SELF-EDUCATION / DIAGNOSIS / DIAGNOSTIC SCALE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарев Владимир Александрович

В статье рассматривается разработка авторского диагностического инструментария оценки хода и результатов формирования готовности к профессиональному самообразованию курсантов; представлен анализ его апробации в ходе педагогического эксперимента, показал возможность его использования для получения достоверных результатов по проблеме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотарев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-EDUCATION OF CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOL

In article development of author's diagnostic tools of assessment of the course and results of formation of readiness for professional self-education of cadets is considered; the analysis of his approbation is submitted during the pedagogical experiment has shown a possibility of his use for obtaining reliable results on a research problem.

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности к профессиональному самообразованию курсантов военного вуза»

УДК 37. 013. 46

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

САМООБРАЗОВАНИЮ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В.А. Золотарев

Аннотация. В статье рассматривается разработка авторского диагностического инструментария оценки хода и результатов формирования готовности к профессиональному самообразованию курсантов; представлен анализ его апробации в ходе педагогического эксперимента, показал возможность его использования для получения достоверных результатов по проблеме исследования.

Ключевые слова: профессиональное самообразование, готовность к профессиональному самообразованию, диагностика, диагностическая шкала.

DIAGNOSIS READINESS FOR PROFESSIONAL

SELF-EDUCATION OF CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOL

V. Zolotarev

Abstract. In article development of author's diagnostic tools of assessment of the course and results of formation of readiness for professional self-education of cadets is considered; the analysis of his approbation is submitted during the pedagogical experiment has shown a possibility of his use for obtaining reliable results on a research problem.

Keywords: professional self, readiness to professional self-education, diagnosis, diagnostic scale.

Важнейшей задачей результативного формирования готовности к профессиональному самообразованию, которая объективно возникает перед любым исследователем, является наличие диагностического инструментария, позволяющего осуществлять постоянный мониторинг результатов экспериментальной работы. В большинстве современных исследований, посвященных этой проблематике [3;5;6 и др.], диагностика осуществляется с использованием методик, представленных в книге В.И. Андреева «Педагогика: курс творческого саморазвития» (2003) [1] в коллективной монографии Н.П. Фетискина, В.К. Козлова и Г.М. Мануйлова «Социально-психологическая диагностика

развития личности и малых групп» (2002) [7].

Представленные методики не применимы для оценки готовности к профессиональному самообразованию курсантов военного вуза; они в основном ориентированы на преподавателей или студентов педагогических вузов, школьников. С их помощью оценивается готовность к самообразованию в целом, что не позволяет замерять ход и результаты работы по каждому компоненту готовности на разных этапах профессиональной подготовки. Поэтому было принято решение: используя имеющийся опыт диагностики готовности к самообразованию, разработать авторскую методику.

При разработке такой методики мы исходили из основных положений сущности готовности курсантов к профессиональному самообразованию:

- готовность к профессиональному самообразованию рассматривается нами как

ключевая компетенция и включает в себя три взаимосвязанных компонента: мотивационный, деятельностный и операционный; соответственно ее уровень может быть оценен по трем критериям

- мотивационному, деятельностному и операционному;

- для оценки их формирования необходима разработка диагностических шкал по каждому критерию в отдельности, в которых должна быть предусмотрена оценка по следующим показателям: мотивационному — наличие устойчивого познавательного интереса, сформированность установок на профессиональное саморазвитие, сформированность чувства долга и ответственности за результаты профессиональной подготовки; деятельностному - наличие знаний, умений, навыков по способам осуществления самообразовательной деятельности; операционному

— умение осуществлять поиск, анализ, систематизацию, обобщение, критическое осмысление информации, постановку исследовательских задач и выбор путей их решения;

- субъектами оценки готовности к профессиональному самообразованию должны быть все заинтересованные стороны этого процесса - курсанты, преподаватели, командиры подразделений, а, следовательно, для них должны быть разработаны отдельные диагностические шкалы, коррелирующиеся между собой;

- показатели критериев в диагностических шкалах должны быть сформулированы в виде закрытых суждений, которые оцениваются субъектами по четырехбальной шкале - «да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «нет»;

за каждый ответ начисляются баллы - «4», «3», «2», «1» соответственно;

- подсчет результатов по диагностическим шкалам должен позволять ранжировать курсантов по уровням сформированное™ готовности к профессиональному самообразованию.

Руководствуясь этими положениями, сформулированы суждения, на которые должны ответить субъекты оценки готовности к профессиональному самообразованию.

Для курсантов: 1) я любознательный человек, люблю читать, познавать новое; 2) мне интересен сам процесс учебы; 3) я люблю выступать с докладами, сообщениями и стремлюсь получить их в качестве индивидуального задания к занятию; 4) я осознаю, что результаты обучения зависят только от меня; 5) я стараюсь выполнять все требования преподавателей, командиров; 6) я всегда довожу начатое дело до конца; 7) я самокритично отношусь к себе и своим возможностям; 8) возрастающая ответственность по ходу обучения не пугает меня; 9) я умею работать с библиотечными каталогами, с информационно-образовательными системами вуза; 10) я всегда обращаю внимание на перечень источников и литературы, рекомендуемых преподавателем; 11) у меня не хватает времени на самостоятельную работу; 12) я сам планирую самостоятельную работу, исходя из своих интересов и сложностей учебных дисциплин; 13) я иногда занимаюсь самостоятельно в свободное время; 14) я пытаюсь анализировать недочеты, которые возникают в учебе; 15) я всегда стремлюсь получить более высокую оценку на занятиях; 16) Я люблю заниматься отдельно от всех в читальном зале библиотеке; 17) я умею быстро найти необходимый учебный материал; 18) я умею анализировать, выделять в прочитанном главное; 19) у меня никогда не возникает трудностей в обобщении материала; 20) я люблю дискутировать, всегда отстаиваю свою точку зрения; 21) если представленное оппонентом доказательство более убедительно, я могу изменить свою точку зрения; 22) я стараюсь объективно оценивать найденную информацию, сопоставлять ее в разных источниках; 23) я люблю занятия в форме учебно-исследовательской деятельности; 24) я умею переносить знания на новые ситуации, использовать их для решения новых задач.

Для преподавателей (командиров подразделений): 1) любознателен, много читает, часто обращается с просьбой в выборе книги для чтения; 2) в ходе занятий проявляет интерес к предмету; 3) любит выступать с докладами, сообщениями и стремится получить их в качестве индивидуального задания к занятию; 4) наличествует высокое чувство ответственности за

результаты обучения; 5) внимательно относится к требованиям, старается полностью им соответствовать; 6) старается всегда доводить начатое дело до конца; 7) адекватно и самокритично относится к своим возможностям; 8) не боится взять ответственность за решение задачи на себя; 9) умеет и активно работает с библиотечными каталогами, с информационно-образовательными системами вуза; 10) почти всегда, в полной мере отрабатывает рекомендованную основную и дополнительную литературу и источники; 11) жалуется на недостаток времени на самостоятельную работу;

12) умеет планировать самостоятельную работу;

13) какие бы обстоятельства не сложились, всегда изыскивает время и возможности для подготовки к занятиям; 14) пытается анализировать причины неудач, которые возникают в учебе; 15) старается всегда получить более высокую оценку на занятиях; 16) предпочитает выполнять задание индивидуально, а не в группе; 17) умеет быстро найти необходимый учебный материал; 18) умеет анализировать, выделять в прочитанном главное; 19) умеет обобщать материал, делать выводы; 20) принимает активное участие в дискуссиях, пытается отстоять свою точку зрения; 21) если представленное оппонентом доказательство более убедительно, может изменить свою точку зрения; 22) старается объективно оценивать найденную информацию, сопоставлять ее из разных источников; 23) проявляет большой интерес к учебно-исследовательской деятельности; 24) умеет применять полученные знания для решения практических, в том числе и нестандартных задач.

В приведенных перечнях суждения 1 — 8, предназначены для оценки мотивационного критерия готовности к профессиональному самообразованию, 9 - 16 - деятельностного, 17 — 24 - операционного. Суждения коррелируются между собой, что позволяет получить оценку по каждому из них от разных субъектов процесса - от преподавателей, командиров подразделений и самих курсантов. Такой подход значительно повышает объективность полученных результатов.

Обработка результатов по данной шкале производится по широко применяемой в педагогических исследованиях методике. Подсчитывается количество баллов, полученных курсантом по каждому критерию. Путем деления количества полученных баллов на максимально возможное количество баллов по критерию (32) рассчитывается коэффициент готовности по критерию К1.

Затем рассчитывается общий коэффициент готовности курсанта к профессиональному самообразованию по формуле [4]:

*i =

Z >

(1)

К шзх • N

Где: х, - общее количество баллов по критериям; К тах - максимально возможное количество баллов по каждому критерию (32); N - количество критериев (3).

Рассчитанный коэффициент может принимать значение от 0,25 до 1. Результаты каждого _)-го курсанта интерпретируются следующим образом. Если К-Е [0,25; 0.5), то курсант относится к «низкому» уровню готовности к профессиональному самообразованию, если К-Е [0.51; 0.75), то к «среднему», если К}е [0.76; 1.0), то к «высокому» [2].

Разработанные шкалы для применения их в ходе диссертационного исследования были преобразованы в анкеты для курсантов, преподавателей и командиров подразделений. При этом суждения в анкетах «перемешаны» по следующему алгоритму: суждения

мотивационного критерия 1,4,7,10 ... 22; суждения деятельностного критерия 2,5,8.11 ... 23; суждения операционного критерия 3,6,9,12 ... 24. Это было сделано в целях повышения объективности оценивания суждений

респондентами, для того чтобы они не задумывались какой из критериев готовности к профессиональному самообразованию оценивают.

Надежность разработанной методики была проверена в ходе специально организованного пилотного эксперимента и апробирована в ходе опытно-экспериментального исследования,

проведенного на базе Саратовского военного

Краснознаменного института войск

национальной гвардии.

В пилотном эксперименте приняли участие учебный взвод курсантов (21 человек) и 10 преподавателей, работающих с этими курсантами. По его результатам средний коэффициент согласованности мнений преподавателей при оценке курсантов взвода составил К = 0,54, т.е. оказался достаточно высоким и значимым при р < 0,01; дискриминативность ответов курсантов, варьируется от 0,26 до 0,56 (все коэффициенты значимы, при р < 0,05); коэффициент ранговой корреляции между К, которые получили курсанты по оценке преподавателей и самооценке для всей группы составил 0,56, то есть оказался достаточно значимым при р < 0,001.

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о надежности анкет, их способности объективно оценивать и ранжировать курсантов по уровням сформированности готовности к профессиональному самообразованию.

Данный вывод был подтвержден и в ходе опытно-экспериментального исследования,

проведенного нами на базе Саратовского военного Краснознаменного института войск национальной гвардии в 2015/2016 учебном году. Всеми участниками эксперимента была отмечена простота использования диагностического инструментария, объективность полученных результатов, возможность не только контролировать ход процесса, но и выявлять слабые и сильные стороны процесса профессионального самоопределения отдельных курсантов и своевременно оказывать им помощь.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Феникс, 2003. - 608 с.

2. Анастази А Психологическое тестирование; пер. с англ.; под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - Кн. 1, 2. - М.: Педагогика, 1982. - 240 с.

3. Гладких В.В. Синергетика образования военного специалиста: монография / В.В. Гладких, Н.В. Волынкина. - Воронеж: Научная книга, 2015. - 214 с.

4. Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Ж. Стенли. - М.: Прогресс, 1979. - 211 с.

5. Закирова В.Г. Диагностика уровня развития у учащихся готовности к самообразованию [Электронный ресурс] / В.Г. Закирова, Г.Б. Сабирова. - Режим доступа: www.rusnauka.com/35.PWMN 2008 /Pedagogica /38330.doc.htm

6. Кочеров Ю.Н. Самообразование и профессионально-личностное развитие сотрудника органов внутренних дел: монография / Ю.Н. Кочеров. -Ставрополь: Сервисшкола, 2015. - 174 с.

7. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 490 с.

Сведения об авторе:

Золотарев Владимир Александрович (г. Саратов, Россия), майор, адъюнкт адъюнктуры, Саратовский военный Краснознаменный институт МВД России, e-mail: vovanboy2015@yandex.ru

Data about the author:

V. Zolotarev (Saratov, Russia), major, advanced students' work at a military institute, Saratov military Institute of internal troops of the MIA of Russia, e-mail: vovanboy2015@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.