Научная статья на тему 'Диагностика готовности будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в будущей деятельности: результаты эмпирического исследования'

Диагностика готовности будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в будущей деятельности: результаты эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПОДГОТОВКА / МЕНЕДЖЕР / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавина Ксения Игоревна

В статье раскрыта сущность понятий «готовность» и «подготовка», приведены результаты диагностики готовности будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лавина Ксения Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в будущей деятельности: результаты эмпирического исследования»

УДК 378.016:316.343-057.177

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

DIAGNOSTICS OF PREPAREDNESS OF FUTURE MANAGERS FOR APPLYING ECONOMIC INFORMATION SYSTEMS IN PROFESSIONAL ACTIVITIES:

RESULTS OF THE EMPIRICAL STUDY

К. И. Лавина K. I. Lavina

ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрыта сущность понятий «готовность» и «подготовка», приведены результаты диагностики готовности будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности.

Abstract. The article reveals the notions of «preparedness» and «preparation», presents the results of diagnostics of preparedness of managers to be for applying economic information systems in professional activities.

Ключевые слова: готовность, подготовка, менеджер, экономические информационные системы.

Keywords: preparedness, preparation, manager, economic information systems.

Актуальность исследуемой проблемы. На сегодняшний день уровень развития ИКТ позволяет говорить о практически повсеместной информатизации и автоматизации деятельности предприятий. Внедрение экономических информационных систем (ЭИС) на предприятии становится важным фактором конкурентоспособности на рынке. Умение использовать ЭИС в профессиональной деятельности является важной составляющей компетентности и специалиста-менеджера.

На данный момент дисциплина «Информационные системы в экономике» преподается только в курсе дисциплин специалистов экономического профиля, однако менеджеру необходимо знать возможности использования ЭИС в управленческой деятельности в связи с широким распространением этих систем и пригодностью результатов их работы на предприятии для обработки управленческой информации и поддержки принятия управленческих решений.

Таким образом, необходима подготовка менеджеров в области ЭИС адекватно развитию средств ИКТ в аспекте реализации их возможностей для принятия управленческого решения. Сущность и содержание подготовки будущих менеджеров к

использованию ЭИС в профессиональной деятельности определяются особенностями работы менеджера, его уровнем доступа к профессионально значимой информации и уровнем принятия управленческого решения, а также возможностями использования ЭИС.

Материал и методика исследований. Методический инструментарий исследования готовности будущих менеджеров к использованию ЭИС в своей деятельности направлен на определение компонентов готовности - мотивационного, когнитивного и деятельностного.

Для определения готовности используем предложенную В. П. Беспалько систему уровней овладения действиями [1, 98]. Уровень развития мотивационного компонента готовности диагностируется с помощью анкет, когнитивного компонента - с использованием тестов, деятельностного компонента - при помощи практических заданий. Оценка по трем уровням готовности (низкий, средний, высокий) осуществлялась при помощи коэффициента усвоения: К=а/Р, где К - коэффициент усвоения, а - число правильно выполненных студентами операций, Р - образец полного и правильного выполнения действий. Согласно В. П. Беспалько, при К < 0,7 деятельность находится в стадии формирования, при К > 0,7 можно считать, что деятельность на данном уровне усвоена и в будущем совершенствуется. Распределение значений по трем уровням происходило по следующим границам: низкий: К < 0,7; средний: 0,7 £ К < 0,8; высокий: 0,8 £ К £ 1.

Для определения имеющейся у студентов мотивации к применению ЭИС в профессиональной деятельности использовалась методика Т. И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе» и анкетирование с двухвариантным ответом (Да/Нет). Уровень развития когнитивного компонента диагностировался с помощью тестирования. Сформированность деятельностного компонента проверялась с помощью практических заданий.

Результаты исследований и их обсуждение. Для объяснения понятий «подготовка менеджеров к использованию ЭИС в профессиональной деятельности», «готовность менеджеров к использованию ЭИС в профессиональной деятельности» определимся с содержанием и взаимосвязью понятий «готовность» и «подготовка» в данном аспекте.

Согласно В. Г. Онушкину, Е. И. Огареву, подготовка - это «общий термин, употребляемый применительно к прикладным задачам образования, когда имеется в виду освоение социального опыта в целях его последующего применения для выполнения специфических задач практического, познавательного или учебного плана, обычно связанных с определенным видом в той или иной мере регулярной деятельности» [4, 272].

По мнению И. В. Роберт, О. А. Козлова, информационная подготовка -обязательная составляющая образовательного процесса, направленная на подготовку специалистов, способных эффективно применять средства ИКТ в процессе осуществления своей профессиональной деятельности [3, 281].

Опираясь на представленные определения, под подготовкой менеджеров к использованию ЭИС в профессиональной деятельности будем понимать процесс освоения теории и практики использования ЭИС для осуществления сбора, хранения, обработки, продуцирования и представления необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления экономическим объектом в целях принятия обоснованного управленческого решения. Целью подготовки будущих менеджеров к использованию ЭИС в профессиональной деятельности является формирование готовности к этому виду деятельности.

В психолого-педагогической литературе понятие «готовность» к выполнению какой-либо деятельности имеет неоднозначную интерпретацию. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович определяют готовность к деятельности как «устойчивую характеристику личности, называя ее подготовленностью или длительной готовностью. Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность - существенная предпосылка успешной деятельности» [2]. Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн рассматривают ее как наличие определенных способностей, П. А. Рудик - как временное ситуативное состояние.

Опираясь на ведущие идеи личностно-деятельностной теории (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), будем рассматривать структуру готовности менеджеров к использованию ЭИС в профессиональной деятельности как совокупность трех взаимосвязанных компонентов: мотивационного, когнитивного и деятельностного, наполненных качественными характеристиками и показателями. Причем готовность будущего менеджера к использованию ИКТ в профессиональной деятельности является составной частью общей готовности к профессиональной деятельности, связанной с организацией этой деятельности при помощи ИКТ.

Принимая во внимание вышеизложенное, в контексте нашего исследования будем рассматривать готовность менеджеров к использованию ЭИС в профессиональной деятельности как интегративное свойство личности, которое выражает степень знаний, умений и навыков к использованию этих систем и проявляется как целостная система, интегрирующая в себе взаимосвязанные мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты, содержание которых обусловлено спецификой управленческой деятельности, а степень сформированности определяет подготовку будущего менеджера в области использования ЭИС для принятия обоснованного управленческого решения.

Анализ результатов опроса в соответствии с выделенными уровнями развития мотивационного компонента готовности будущих менеджеров к использованию ЭИС позволил сделать вывод о том, что большинство опрошенных имеют низкий и средний уровни (рис. 1). Половина опрошенных (50,0 %) имеет низкий уровень развития мотивационного компонента готовности к использованию ЭИС, количество опрошенных, показавших высокий уровень, - 8,0 %.

О

сс

н

у

О

т

5

ч

о

н

и

2

а

5

Н

У

О

н

Уровни

□ Низкий

□ Средний

□ Высокий

Рис. 1. Гистограмма, отражающая уровень развития мотивационного компонента готовности опрошенных к использованию ЭИС

На рис. 2 наглядно показаны результаты тестирования студентов - будущих менеджеров - на уровень развития когнитивного компонента готовности к использованию ЭИС. Преобладает низкий уровень развития данного компонента (52,0 %), большую долю занимает средний уровень развития (43,0 %), доля тестируемых, имеющих высокий уровень готовности, мала (5,0 %).

о И

£ 3

Н а-

* 5 2

3 а в

4 © о а

* £

50

40

30

20

10

0

/ 7

✓ ✓

/

/

)

Уровни

□ Низкий

□ Средний

□ Высокий

Рис. 2. Гистограмма, отражающая уровень развития когнитивного компонента готовности тестируемых к использованию ЭИС

Результаты исследования, представленные на рис. 3, позволяют сделать вывод о преимущественно низком уровне развития деятельностного компонента готовности. Основная масса респондентов демонстрирует низкий (53,0 %) и средний (42,0 %) уровни.

и

о се

Н _а « Й 4) в?

5Т « ^ & О Е*

а &

Щ

60

50

40

30

20

10

0

□ Низкий

✓ □ Средний

✓ □ Высокий

/

Уровни

Рис. 3. Гистограмма, отражающая уровень развития деятельностного компонента готовности тестируемых к использованию ЭИС

Таким образом, использование данной методики показало, что большая часть респондентов отличается низким уровнем готовности к использованию ЭИС в профессиональной деятельности: студенты недостаточно имеют теоретических знаний и практических умений для использования ЭИС, мотивов, стремлений, интереса к образованию и самообразованию в этой области, направленности на использование этих систем для принятия управленческого решения. Средний уровень готовности проявляется в том, что респонденты заинтересованы в изучении ЭИС, но затрудняются с самостоятельным выбором их вида, обладают определенными теоретическими знаниями, однако осведомлены

не о всех возможностях использования ЭИС в управленческой деятельности, владеют устойчивыми навыками работы с ЭИС на уровне оператора. Высокий уровень определяется полным осознанием необходимости использования ЭИС в профессиональной деятельности, наличием интереса к самосовершенствованию в этой области, полного объема базовых знаний об ИКТ, знаний о возможностях использования ЭИС, их типах и особенностях, наличием устойчивых навыков работы с ЭИС на разных уровнях.

Одним из направлений решения задачи подготовки будущих менеджеров в области использования ЭИС может служить введение специализированных курсов (спецкурсов).

Спецкурсы целесообразно строить на основе блочно-модульной структуры, позволяющей осуществить вариативность подготовки, когда студент сам определяет время, необходимое для изучения блока или модуля, время контроля полученных знаний, умений и навыков. Также заметное улучшение качества подготовки будущих менеджеров на этапе вузовского образования может дать добавление соответствующих модулей спецкурса в дисциплины, предусмотренные ФГОС ВПО.

Резюме. Использование методики В. П. Беспалько показало, что большая часть респондентов отличается низким уровнем готовности к использованию ЭИС в профессиональной деятельности. В будущей профессиональной деятельности менеджер с подобным уровнем готовности не сможет эффективно использовать возможности этих систем, широко внедряемых на предприятиях. В связи с этим необходима подготовка студентов данного направления в сфере ЭИС.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 191 с.

2. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы : учеб. пособие для вузов / М. И. Дьяченко, Л. А. Кан-дыбович. - Минск : Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.

3. Роберт, И. В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования / И. В. Роберт, О. А. Козлов. - М. : ИИО РАО, 2005. - 315 с.

4. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. Т. 2 / под ред. С. Я. Батышева. - М. : АПО, 1999. - 476 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.