Научная статья на тему 'Диагностика формирования компетенций у студентов агроинженерного вуза в курсах физики и математических дисциплин'

Диагностика формирования компетенций у студентов агроинженерного вуза в курсах физики и математических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ / ДИАГНОСТИКА / STANDARDS OF THE THIRD GENERATION / COMPETENCE SPHERES / KNOWLEDGE APPLICATION / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Галина Александровна

Анализируются способы преемственного мониторинга, этапы формирования и развития компетенций в курсах физики и математических дисциплин у студентов агроинженерного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларионова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of competence spheres formation among the agricultural higher institute students at the courses of physics and mathematics disciplines

Methods of monitoring and stages of formation and development of competence spheres at the courses of Physics and Mathematics Disciplines among the Agricultural Higher Institute students are analyzed.

Текст научной работы на тему «Диагностика формирования компетенций у студентов агроинженерного вуза в курсах физики и математических дисциплин»

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.1

Г.А. Ларионова, доктор пед. наук

Челябинская государственная агроинженерная академия

ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА В КУРСАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Диагностика результатов профессиональной подготовки студентов в современных вузах на каждом ее этапе согласно ФГОС ВПО третьего поколения состоит в оценивании сформированно-сти компетенций как обобщенных способов действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности по применению знаний. В структуру компетенций включают деятельностные (процедурные) знания, умения, навыки (операционально-технологический компонент), мотивационную и эмоционально-волевую сферы, опыт, позволяющий интегрировать в единое целое отдельные действия, способы и приемы решения задач [1, с. 38].

Способы диагностики компетенций у студентов вуза могут быть определены в соответствии с их интегративной сущностью. На начальном этапе обучения в вузе — в курсах физики, математики и других учебных дисциплин происходит освоение базовых знаний. У студентов в данный период проявляются целеустремленность, воля к успеху, к дисциплине и другие личностные качества, которые еще не получили целенаправленного развития, ориентированного на профессиональную деятельность. На данном этапе личностные характеристи-

88

ки могут быть еще слабо связаны как между собой, так и со знаниями, умениями, навыками. По мнению Э.Ф. Зеера, «на начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является личностное развитие» [1, с. 35]. Поэтому диагностику уровней сформирован-ности компетенций в курсах физики и математических дисциплин, их дальнейшего развития можно связать с личностным развитием студентов наряду с освоением ими действий по решению физических задач [2], включая действия по применению знаний физики в будущей профессиональной деятельности выпускника аграрного вуза:

1 действие (ознакомление с содержанием задачи) — группа операций:

• наблюдение физического явления в проблемной ситуации и его идентификация (ориентирование);

• соотнесение знаний физики и математики с проблемной ситуацией, подбор математической модели физического явления (планирование);

• выбор целевой функции, описание математической модели исследуемого производственного процесса в виде совокупности целевой

функции, ограничений-равенств, ограничений-неравенств (исполнение);

• проверка математической модели на адекватность, полноту, непротиворечивость (контроль);

2 действие (составление плана решения задачи) — группа операций:

• упрощение математической модели или ее дополнение (ориентирование);

• постановка физической задачи (что требуется найти, что уже известно, что необходимо дополнить в исходные данные для решения задачи); выбор оптимального метода решения (логический, математический, экспериментальный [2]); выбор способов поиска информации (ИКТ, библиотеки, эмпирические методы) (планирование);

• определение плана, алгоритмов выбранных методов решения и поиска необходимой информации (исполнение);

• проверка алгоритмов на непротиворечивость, полноту (контроль);

3 действие (осуществление решения задачи) — группа операций:

• определение последовательности действий по поиску информации и решению физической задачи (ориентирование);

• оформление, написание плана действий и алгоритмов (планирование);

• осуществление плана действий и алгоритмов с применением ИКТ (исполнение);

• отслеживание возможных ошибок в последовательности действий, их уточнение (оперативный и корректирующий поэлементный контроль);

4 действие (проверка и анализ выполненного решения) — группа операций:

• описание способов контроля процесса и результатов решения (предварительная оценка результата, его правдоподобность, соотнесение со статистическими данными, физическая размерность и т. д.) (ориентирование);

• выбор способов контроля процесса и результатов решения (планирование);

• осуществление способов контроля процесса и результатов решения (исполнение);

• контроль применения способов проверки процесса и результатов решения (контроль).

В курсах физики и математики осуществляется формирование и развитие как отдельных действий и операций представленного плана, так и всей их совокупности в системе задач и заданий. По освоению рассмотренных действий и операций студентами можно оценить формирование и развитие компетенций будущего инженера-бакалавра, педагога. В частности, в перечне общекультурных компетенций (ОК) выпускника вуза по направлению

подготовки 110800.62 «Агроинженерия» и профилю «Технические системы в агробизнесе», которые могут быть оценены по перечисленным действиям, названы [3]: ОК-1 — владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-11 — владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыки работы с компьютером как средством управления информаций; ОК-12 — способность к работе с информацией в компьютерных сетях и другие. В числе профессиональных компетенций (ПК) данного направления, также оцениваемых по рассмотренным действиям, можно указать: способность к использованию основных законов естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования; способность решать инженерные задачи с использованием основных законов механики, электротехники, гидравлики, термодинамики и тепломассообмена; способность проводить и оценивать результаты измерений; способность использовать информационные технологии и базы данных в агроинженерии.

Освоение рассмотренных действий, нацеленное на формирование и развитие соответствующих компетенций, осуществляется поэтапно, по уровням готовности к применению знаний в профессиональной деятельности:

репродуктивный, или предметно-содержательный, при достижении которого студенты способны воспроизвести учебную информацию одной учебной дисциплины, выполнить операции первого действия — ориентирование, планирование, исполнение);

алгоритмический, или предметно-операциональный, достигнув который студенты применяют знания физики, математики при решении физических, математических задач, выполнении заданий по данным дисциплинам; при этом выполняются все операции первого и второго действий (ориентирование, планирование, исполнение, контроль);

эвристико-алгоритмический, или содержательно-деятельностный, характеризующийся умениями решать прикладные задачи или выполнять межпредметные (комплексные) задания, требующие знания двух или нескольких учебных дисциплин; соответствие данному уровню можно установить способностью выполнять операции первого, второго, третьего действий;

профессионально-эвристический, или содержательно-личностный, характеризующийся умением ставить и решать задачи, выполнять задания в учебно-профессиональной или профессиональной деятельности, требующие творческого применения знаний (умений анализировать, обобщать,

89

переносить алгоритмы решения в новые проблемные ситуации, создавать новые алгоритмы решения и т. д.); диагностика данного уровня осуществляется в соответствии с содержанием операций всех четырех действий.

Действия по применению знаний можно соотнести с уровнями готовности к профессиональной деятельности, сформированности компетенций по другим направлениям. Например, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» в перечне общекультурных компетенций названы [4]: ОК-14 — наличие целостного представления о картине мира, ее научных основах; ОК-16 — способность выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности; ОК-17 — готовность использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности; ОК-23 — способность самостоятельно работать на компьютере.

На первом этапе осуществляется формирование отдельных действий по применению знаний посредством специальных задач и практических заданий в курсах физики и математики. В ходе наблюдений, опросов, собеседований, тестирования оцениваются личностные качества студентов, перечень которых в профессиональной педагогике пока не определен, однако можно полагать, что в их составе — абстрактное мышление, активность, волевые особенности, способность к анализу, к целенаправленной концентрации внимания, восприятию, воспроизведению, дискурсивному мышлению, логическому мышлению, любознательность и др. Особенно важными и взаимосвязанными являются волевые особенности личности и целенаправленная концентрация внимания, развивающиеся на профессиональном содержании физических и математических задач. В психологии волей называют «сознательную саморегуляцию субъектов своей деятельности и поведения, обеспечивающую преодоление трудностей при достижении цели» [5, с. 48]. Воля, как полагают в психологии, «возникла в процессе трудовой деятельности» (там же). Внешнее проявление воли — в мотивации (соподчиненных мотивах, личностном смысле) изучения учебных дисциплин, измеряемой разными методиками. Развитая воля выражается во внимании — сосредоточенной «деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи)»

[5, с. 40], прослушивание лекции и т. д. Таким образом, воля, внимание развиваются, тренируются

в процессе решения задач по физике, математике, в том числе — прикладного содержания. Сформи-рованность компетенций может быть оценена интегративно, по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена между знаниями и умениями их применять, с одной стороны, развитием личностных качеств — с другой.

На первом этапе студенты осваивают знания физики и математики, математические методы и алгоритмы решения физических задач, выполняя большой объем самостоятельной работы; при этом происходит развитие воли, способности к концентрации внимания, математической культуры мышления. Однако связь между знаниями физики, математики, умениями применять их в решении прикладных задач и личностными характеристиками студентов может быть невысокой.

На втором этапе могут быть сформированы действия по самостоятельному решению задач, заданий по физике с применением указанных преподавателем математических алгоритмов. При этом возможное усиление связи знаний и личностных характеристик может свидетельствовать о развитии воли, самостоятельности, их направленности на будущую профессию, интеграции со знаниями, умениями их применять. Студенты выполняют несложные задачи, задания межпредметного содержания (относящиеся одновременно к курсу физики и к курсу математики).

На третьем этапе формируются действия эвристического характера (по поиску недостающих данных в физических, технических лабораториях, в Интернете, в библиотеках).

На четвертом этапе у студентов формируются действия, отражающие развитие их творческого потенциала, профессиональное самоопределение по виду будущей профессиональной деятельности (научно-исследовательская, проектная, технологическая, экспертная и т. д.); на данном этапе студенты владеют приемами самооценки, самоконтроля.

Третий и четвертый уровни в курсах физики и математики могут быть достигнуты отдельными студентами. Для всех студентов освоение действий является базой, основой для формирования и развития («точками роста») для названных и ряда других компетенций, в частности, таких как владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, владение навыками самостоятельной работы (ОК-6); способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способность понимать сущность и значение информации в развитии современного ин-

формационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации и другие [3]. Можно продолжить перечень таких компетенций, дополнив его общепрофессиональными: способность разрабатывать и использовать графическую техническую документацию; владение способами анализа качества продукции, организации контроля качества и управления технологическими процессами; способность использовать информационные технологии и базы данных в агроинженерии и др. В курсах физики и математики происходит начальный этап формирования и ряда компетенций по видам будущей профессиональной деятельности (производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной), что можно считать основой дальнейшего профессионального становления будущего выпускника агроинженерного вуза.

Список литературы

1. Зеер, Э.Ф. Психологические основы формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студентов колледжа / Э.Ф. Зеер, И.В. Мешкова, Л.П. Панина. — Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. — 124 с.

2. Усова, А.В. Практикум по решению физических задач: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. / А.В. Усова, Н.Н. Тулькибаева. — М.: Просвещение, 1992. — 208 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 110800 «Агроинженерия» (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2009 г., № 552. — 26 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение» (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г., № 781. — 30 с.

5. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 432 с.

УДК 378.338.436.33:001

А.Г. Бочкарёв, канд. ист. наук, доцент

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

АГРАРНАЯ НАУКА В ВУЗАХ РОССИИ И США

Углубление фундаментальных и приоритетных научных исследований для разработки конкурентоспособной научно-технической продукции, обеспечивающей эффективное развитие российского агропромышленного комплекса, является, по мнению ведущих специалистов, главной задачей отечественной сельскохозяйственной науки. Выполнять ее предстоит научно-исследовательским центрам и высшим учебным заведениям, от деятельности которых напрямую зависит прогресс инновационного внедрения последних научных разработок в современное аграрное производство XXI столетия.

Важным шагом на пути поднятия конкурентоспособности российского агропрома явилась утвержденная в 2007 году Минсельхозом России «Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года». В концепции особое внимание уделяется формированию научно-образовательных и научно-производственных сфер, которые могли бы помочь отечественному агропрому включиться в мировые процессы сельскохозяйственного производства и мирового продовольственного рынка.

Переход России к инновационному способу производства ставит перед аграрной наукой новые задачи и цели. По данным зарубежных аналитиков, в развитых странах инновационные технологии обеспечивают от 80 до 85 % экономического роста, а интеллектуальная собственность составляет около 70 % совокупной рыночной стоимости корпораций и по экспертным оценкам превышает 20 трлн долл.

Отдельными статьями в приказе были выделены положения об интеграции науки и образования в развитии международного научно-технического содружества. Развитие такого сотрудничества и предусматривает налаживание на постоянной основе взаимообмена последними достижениями в аграрной научно-исследовательской области между всеми заинтересованными сторонами.

То, что государство должно играть главную роль в обеспечении поддержки инновационного развития аграрной отрасли, свидетельствует и зарубежный опыт. Американские компании спонсируют, как правило, по признанию местных экспертов, лишь только те научные проекты, отдача от которых будет приносить им быструю окупае-

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.