Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛАХ КИТАЯ'

ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛАХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ / МЕТОДИКА МУЗЫКИ В ШКОЛЕ / УРОКИ МУЗЫКИ / КИТАЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕТСКИЕ ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фан Или

Формирование эмоционального опыта на уроках музыки в школах Китая - одно из актуальных направлений реализации цели «Новой системы школьного музыкального образования, ориентированных на качество». Разработка диагностического инструментария необходима для проведения систематической, последовательной работы по формированию эмоционального опыта на уроках музыки, а также важна в качестве ориентира для учителей музыки, реализующих содержание музыкального образования в школах Китая в соответствии с требованиями реформ. Цель статьи - теоретически обосновать диагностический инструментарий для выявления уровней сформированности эмоционального опыта у обучающихся на уроках музыки в школах Китая. Теоретической основой исследования являются: позиция психологов об эмоциональном опыте как совокупности эмоциональных переживаний, возникших в результате восприятия искусства; «новая двойная база» (Ц. Гао), которая заключается в накоплении опыта переживания эмоций и опыта их выражения в музыкальной деятельности; методические разработки диагностик по выявлению уровня сопричастности чувств, переживаний обучающихся эмоционально-образному содержанию произведения. Научная новизна состоит в уточнении структурных компонентов эмоционального опыта в процессе восприятия искусства и определении на этой основе критериев и показателей формирования данного процесса. Практическая значимость заключается в разработке диагностического инструментария и описании методики проведения заданий, представлении результатов проведенной диагностики. В работе представлены диагностические задания по выявлению критериев сформированности эмоционального опыта на уроках музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фан Или

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE FORMATION OF EMOTIONAL EXPERIENCE OF STUDENTS IN MUSIC LESSONS IN SCHOOLS IN CHINA

The formation of emotional experience in music lessons in schools in China is one of the urgent directions for the implementation of the goal of “A new system of school music education focused on quality”. The development of diagnostic tools is necessary for carrying out systematic, consistent work on the formation of emotional experience in music lessons, and is also important as a guideline for music teachers implementing the content of music education in schools in China in accordance with the requirements of reforms. The purpose of the article is to theoretically substantiate diagnostic tools for identifying the levels of formation of emotional experience among students in music lessons in schools in China. The theoretical basis of the research is: the position of psychologists about emotional experience as a set of emotional experiences that arose as a result of the perception of art; “a new double base” (C. Gao), which consists in accumulation of experience of experiencing emotions and the experience of their expression in musical activity; methodological development of diagnostics to identify the level of involvement of feelings, experiences of students in the emotional and figurative content of the work. The scientific novelty consists in clarifying the structural components of emotional experience in the process of perception of art and determining on this basis the criteria and indicators of the formation of this process. The practical significance lies in the development of diagnostic tools and the description of the methodology of the tasks, the presentation of the results of the diagnosis. The paper presents diagnostic tasks to identify criteria for the formation of emotional experience in music lessons.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛАХ КИТАЯ»

УДК 372.878:373.31 DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_08

ББК Ч426.853-243 ГРНТИ 14.25.07 Код ВАК 5.8.2

Фан Или,

аспирант, Уральский государственный педагогический университет; учитель, Начальная школа Дунчэн; 318000, Китай,

г. Тайчжоу, ул. Вэньшэн, 55/178; e-mail: fangyili2016@gmail.c0m

ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛАХ КИТАЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эмоциональный опыт; эмоциональные состояния; музыкальное искусство; методика преподавания музыки; методика музыки в школе; уроки музыки; китайские школьники; детские эмоции; эмоционально-образное содержание; начальное обучение музыке; младшие школьники; начальная школа; педагогическая диагностика; диагностический инструментарий

АННОТАЦИЯ. Формирование эмоционального опыта на уроках музыки в школах Китая - одно из актуальных направлений реализации цели «Новой системы школьного музыкального образования, ориентированных на качество». Разработка диагностического инструментария необходима для проведения систематической, последовательной работы по формированию эмоционального опыта на уроках музыки, а также важна в качестве ориентира для учителей музыки, реализующих содержание музыкального образования в школах Китая в соответствии с требованиями реформ. Цель статьи - теоретически обосновать диагностический инструментарий для выявления уровней сфор-мированности эмоционального опыта у обучающихся на уроках музыки в школах Китая. Теоретической основой исследования являются: позиция психологов об эмоциональном опыте как совокупности эмоциональных переживаний, возникших в результате восприятия искусства; «новая двойная база» (Ц. Гао), которая заключается в накоплении опыта переживания эмоций и опыта их выражения в музыкальной деятельности; методические разработки диагностик по выявлению уровня сопричастности чувств, переживаний обучающихся эмоционально-образному содержанию произведения. Научная новизна состоит в уточнении структурных компонентов эмоционального опыта в процессе восприятия искусства и определении на этой основе критериев и показателей формирования данного процесса. Практическая значимость заключается в разработке диагностического инструментария и описании методики проведения заданий, представлении результатов проведенной диагностики. В работе представлены диагностические задания по выявлению критериев сформированности эмоционального опыта на уроках музыки.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Фан, Или. Диагностика формирования эмоционального опыта обучающихся на уроках музыки в школах Китая / Фан Или. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 6. - С. 64-71. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2022_0б_08.

Fang Ilia,

Postgraduate Student, Ural State Pedagogical University; Teacher, Primary School Dongcheng, Taizhou, China

DIAGNOSTICS OF THE FORMATION OF EMOTIONAL EXPERIENCE OF STUDENTS IN MUSIC LESSONS IN SCHOOLS IN CHINA

KEYWORDS: emotional experience; emotional states; musical art; music teaching methodology; methodology of music at school; music lessons; Chinese schoolchildren; children's emotions; emotional-figurative content; initial music education; younger students; primary school; pedagogical diagnostics; diagnostic tools

ABSTRACT. The formation of emotional experience in music lessons in schools in China is one of the urgent directions for the implementation of the goal of "A new system of school music education focused on quality". The development of diagnostic tools is necessary for carrying out systematic, consistent work on the formation of emotional experience in music lessons, and is also important as a guideline for music teachers implementing the content of music education in schools in China in accordance with the requirements of reforms. The purpose of the article is to theoretically substantiate diagnostic tools for identifying the levels of formation of emotional experience among students in music lessons in schools in China. The theoretical basis of the research is: the position of psychologists about emotional experience as a set of emotional experiences that arose as a result of the perception of art; "a new double base" (C. Gao), which consists in accumulation of experience of experiencing emotions and the experience of their expression in musical activity; methodological development of diagnostics to identify the level of involvement of feelings, experiences of students in the emotional and figurative content of the work. The scientific novelty consists in clarifying the structural components of emotional experience in the process of perception of art and determining on this basis the criteria and indicators of the formation of this process. The practical significance lies in the development of diagnostic tools and the description of the methodology of the tasks, the presentation of the results of the diagnosis. The paper presents diagnostic tasks to identify criteria for the formation of emotional experience in music lessons.

FOR CITATION: Fang, Ilia. (2022). Diagnostics of the Formation of Emotional Experience of Students in Music Lessons in Schools in China. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 64-71. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_08.

Введение. Одной из актуальных музыкального образования Китая является

проблем реформирования системы изменение педагогической парадигмы c

© Фан Или, 2022

теоретической на эмоциональную. В «Новой системе качественного школьного образования» (далее - «Новая система»), разработанной музыкальной Академией Китая, подчеркивается, что «источником музыки является не музыкальная форма, а человеческая эмоция, содержащаяся в форме музыки» [5, с. 38]. Опираясь на теорию эмоций, «Новая система» выдвигает современные требования к обучению музыке: в опоре на эмоциональный опыт ребенка. Реализуя на уроках музыки потребность ребенка выражать эмоции, «стимулируйте учащихся пробуждать и передавать эмоции с целью овладеть эмоциональным опытом в музыкальной практике и улучшить свой внутренний мир» [5, с. 38].

Вместе с тем анализ методической литературы, написанной в Китае, показывает, что актуализация эмоционального опыта обучающихся на уроках музыки заключатся преимущественно в обретении опыта «испытывать и выражать эмоции». Чаще всего обучающимся для выражения эмоции предлагается исполнить ритм произведения, разыграть сюжет (театрализовать) пьесу, выразительно исполнить песню после рассказа учителем ее содержания. В результате актуализация эмоционального опыта происходит формально и даже поверхностно, не затрагивая личностных переживаний ребенка, не реализуя возможность самовыражения ребенка в художественной деятельности. Необходимо «привлечь внимание педагогов к эмоциональному опыту и осознать положительный эффект и ценность эмоционального опыта в обучении музыке в начальной школе» [13, с. 57].

В этой связи в формировании эмоционального опыта на уроках музыки важно сместить акцент с репродуктивного выражения эмоций произведения на художественно-творческое, обусловливающее эмоционально-образное восприятие искусства на основе переживания личностных эмоций их воплощения в художественном продукте.

Определение подходов к разработке диагностического инструментария является важнейшей задачей формирования у обучающихся эмоционального опыта на уроках музыки в школах Китая. Разработка критериев и показателей данного процесса будет являться ориентиром для современного учителя музыки в формировании у обучающихся умений определять, выражать и понимать художественные эмоции произведения, в оценивании художественных продуктов, созданных детьми, как воплощение ими переживаний личностных эмоций, а также в формировании умений осваивать художественно-образное содержание произведений искусства.

Анализ методической литературы показал, что критерии сформированности эмоционального опыта на уроках музыки китайскими авторами пока не рассматривались, но необходимость их разработки очевидна, что отмечается в китайской методической литературе: «Эмоциональный опыт играет особую роль в обучении музыке в начальной школе, педагоги-музыканты должны прочно усвоить этот момент, необходимо исследовать музыкальный класс начальной школы, чтобы привлечь внимание педагогов музыки к эмоциональному опыту и еще лучше осознать цели и ценности музыкального образования» [13, с. 57-58].

Опубликованные в 2011 г. «Стандарты музыкальных учебных программ для обязательного образования, взяв за основу европейские системы музыкального образования, определили обучение музыке в опоре на эмоциональный опыт обучающихся. Однако то, как «национализировать» эти зарубежные системы обучения музыке в практику музыкального образования Китая, является актуальным вопросом для современных исследований и дискуссий ученых. Анализ методической литературы, написанной китайскими авторами, показал, что опору на эмоциональный опыт авторы рассматривают через выражение музыкальных эмоций в пении, в исполнении ритма, в создании представлений в воображении для усиления переживания эмоций (У Хайян, Рен Ян). В одних публикациях интеграцию эмоционального опыта в музыкальное образование авторы реализуют через обращение на уроках музыки к мультимедиа ресурсам как иллюстративному материалу, способному обогатить эмоциональный опыт обучающихся. В других материалах отмечается, что эмоциональный опыт обучающихся часто подменяется эмоциональным опытом учителя, который предлагает обучающимся свою интерпретацию музыкального произведения как образец понимания музыкального произведения. Однако важно понимать, что для эффективной интеграции эмоционального опыта в обучение музыке «Учителю необходимо индуцировать, пробуждать и стимулировать автономный эмоциональный опыт учащихся, а не просто передавать учащимся эмоциональный опыт учителя или даже замещать эмоциональный опыт учащихся» [4, с. 66]. Анализ литературы указывает на отсутствие единого подхода в обращении к эмоциональному опыту на уроках музыки в школах Китая.

Выявленные противоречия и актуальность проблемы обусловили цель исследования - теоретически обосновать критерии и показатели, примеры диагностических заданий для мониторинга процесса форми-

рования эмоционального опыта на уроках музыки обучающихся начальных классов в школах Китая.

Обзор литературы. Понятие «эмоциональный опыт» представляет слияние двух понятий - «опыт» и «эмоция». В Большом энциклопедическом словаре «опыт» трактуется как «эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений» [2]. В словаре русского языка С. И. Ожегова опыт в психолого-педагогическом смысле определяется как «совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений» [12, с. 109]. Опыт как источник знания, «дающий материал для всякого другого познания» [15, с. 439], представляет особую ценность в музыкальной эстетике [9]. Ц. Гао отмечает, что опыт основан на действиях, поэтому сформировать систему опыта означает сформировать у обучающихся систему действий [3]. Если мы хотим научить детей понимать музыку, мы должны сформировать у обучающихся опыт действий, «опыт - это истинный смысл и душа преподавания музыки» [9, с. 52].

Для нашего исследования значимо то, что опыт представляет основу любого познания идеального и материального мира, преобразуется в процессе взаимодействия с ним и формируется через приобретение знаний, умений, навыков в деятельности. «Новая система» выступает за преподавание в опоре на эмоциональный опыт, реализующийся в действиях, чтобы через него подойти к пониманию музыки. Основанием для данного высказывания является то, что большинство учащихся чувствуют и понимают мир, в котором они живут, общаются через собственный «опыт», на основе которого выстраивают взаимодействие с миром.

Эмоции в психологии трактуются как особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании [6]. К. Э. Изард определяет эмоции как «...нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» [8, с. 27]. В теории познавательного развития Ж. Пиаже, независимо от того, находится ли ребенок в детстве или в подростковом возрасте, изменения в его психологическом развитии есть изменение его субъективного сознания. Такого рода субъективное сознание эмоционально окрашено, и с возрастом субъективная эмоциональная окраска будет меняться с изменением жизненного опыта роста. Иными словами, взросление человека - это процесс постоянного переосмысления мира наряду с развитием и изменением эмоционального опыта.

В контексте нашего исследования представляются важными выводы ученых о том,

что эмоция мобилизует восприятие, связанное с чувственной сферой, и вызывает ответные двигательные реакции; органично связана с переживанием и является побудительным мотивом к их воплощению в деятельности; возбуждает мыслительную активность и подводит к осознанию эмоций.

Эмоциональный опыт в психологии эмоций рассматривается как внутренний опыт человека, в процессе которого происходит «проработка эмоциональных явлений (эмоции, чувства, переживания, эмоциональные процессы, реакции) в себе и Другом» [1, с. 2]. Эмоциональный опыт связан с чувственной сферой, поэтому ряд авторов определяют его как совокупность эмоциональных переживаний (Ю. А. Бергфельд, М. Шюн). В музыкальной педагогике эмоциональный опыт трактуется как импульс к сопереживанию чувствам, эмоциям произведения (О. П. Радынова). По мнению Ж. Лу, эмоциональный опыт находится в основе чувствования определенной среды и образа в музыке. «Только слушая, оценивая, открывая и исследуя собственный эмоциональный опыт, учащиеся могут стимулировать воображение в процессе восприятия музыки, и в музыкальном творчестве и, наконец, достичь понимания музыки» [9, с. 53].

Соответственно, в диагностировании эмоционального опыта на уроках музыки у обучающихся начальной школы необходимо сделать акцент на исследовании умений актуализировать свой личностный опыт переживания эмоций произведения, умений воплощать его в художественной деятельности и на этой основе подходить к пониманию художественного образа произведения.

Другая позиция связана с рассмотрением эмоционального опыта как основы «новой двойной базы» обучения музыке в Китае соответственно «Новой системе». Традиционная прежняя «двойная база» музыкального обучения была направлена на развитие базовых музыкальных знаний и базовых музыкальных навыков. В соответствии с концепцией качественного музыкального образования «новая двойная база» ориентирована на внутренний опыт переживания ребенком эмоций и направлена на формирование умений их выражения в музыкальной деятельности. «Музыкальное искусство сосредоточено на эмоциях, а эмоции принадлежат внутреннему миру, поэтому музыкальное образование должно выходить за рамки «общности» и уважать «индивидуальность». Опыт является основным методом школьного музыкального образования и основной формой познания и принадлежит «личности» [4].

В настоящее время диагностические исследования в педагогике музыкального об-

разования проводятся преимущественно в отношении эмоциональной отзывчивости на музыку (А. Г. Гогоберидзе, И. В. Груздовой, В. А. Деркунской), развития музыкальных способностей (В. П. Анисимов, О. П. Радыно-ва, Б. М. Теплов, К. В. Тарасова), эмоциональной сферы (Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова, И. Н. Козырская). В психологии эмоций проводятся исследования эмоционального опыта студентов вуза как «целостной динамической системы», представляющей энергетический ресурс на разных уровнях психической активности (В. В. Гребнева) [7]. Эмоциональный опыт как компонент ментального опыта субъекта, сублимирующего фиксированные, оперативные и потенциальные формы опыта, принадлежащие субъекту, диагностируется М. А. Холодной [7]. Вопрос разработки диагностического инструментария для определения уровней сформированности эмоционального опыта на уроках музыки у обучающихся начальных классов на сегодняшний день является определяющим, так как современная система школьного музыкального образования в Китае рассматривает эмоциональный опыт в качестве основной базы обучения музыке.

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что понятие «эмоциональный опыт» в музыкальной педагогике относится к внутреннему опыту человека, который заключается в переживании эмоций, чувств человека, проявлений эмоциональных реакций, включая эмоциональную сферу человека. И, по мнению А. Ю. Бергфельд, «именно этим фактом объясняется отсутствие его определения в современной отечественной психологии» [1, с. 39] и готового диагностического инструментария. Несмотря на это, необходимость обращения к эмоциональному опыту в практике музыкального образования является очевидной и закономерной, поскольку именно эмоциональный опыт определяет глубину переживания эмоций, составляющих суть искусства и обусловливающих понимание его эмоционально-образного содержания. Анализ литературы позволяет сделать вывод, что понятие «эмоциональный опыт» на уроках музыки рассматривается в основном во взаимосвязи с эмоциональной чувственной сферой и определяется как «совокупность переживаний, необходимых для понимания искусства» (М. Шюн) [15], «выражение переживаний, возникших при восприятии музыки» (М. Сюй). Вариативность трактовок в определении понятия «эмоциональный опыт», многообразие направлений его актуализации на уроках музыки и одновременно значение эмоционального опыта для

понимания музыки младшими школьниками обозначили необходимость разработки диагностического инструментария для выявления уровней сформированности эмоционального опыта на уроках музыки.

Результаты исследования. На основе анализа литературы российских и китайских авторов мы определили доминирующую характеристику опыта: чувственно-эмпирическое познание посредством сформированной у обучающихся системы действий. Это позволило уточнить предмет нашего исследования: диагностика формирования эмоционального опыта на уроках музыки у обучающихся начальных классов.

В связи с конкретизацией исследуемой области эмоционального опыта - музыкальное образование, мы определили следующие критерии его формирования у обучающихся начальных классов. Критерий эмоционально-выразительный выражен в следующих показателях: 1) адекватность определения эмоций; 2) широта возникших ассоциаций; 3) эмоциональная выразительность при ответе.

Критерий «эмоционально-творческий» раскрывается через показатели: 1) самостоятельность нахождения способов воплощения эмоции в художественной деятельности; 2) творческая увлеченность процессом самовыражения в искусстве.

Критерий «образно-содержательный» определяется показателями: 1) понимание эмоционально-образного содержания произведения; 2) осуществление взаимосвязи между эмоцией, средствами выразительности и художественным образом произведения.

На основе выделенных критериев и показателей мы определили уровни сформированное™ эмоционального опыта на уроках музыки у обучающихся начальных классов.

Высокий уровень - обучающийся адекватно определяет эмоцию произведения и собственную эмоцию, демонстрирует широту ассоциативных связей с эмоцией произведения, ярко выражена эмпатия в интонации голоса при ответе; самостоятельно находит разнообразные способы воплощения эмоции в художественной деятельности, проявляет увлеченность творческим процессом; адекватно определяет эмоционально-образное содержание произведения, в котором выявляет взаимосвязь с эмоцией и средствами художественной выразительности.

Средний уровень - обучающийся проявляет нестабильность в обращении к личному и музыкальному эмоциональному опыту при восприятии произведений искусства, в связи с этим он допускает неточность в определении эмоций произведения, не

всегда выстраивает адекватные ассоциации с жизненной эмоцией, эмпатия при ответе в интонации голоса не выражена; увлеченность творческим процессом быстро снижается и проявляется в единичном способе воплощения эмоции; нет стабильности в адекватном определении эмоционально-образного содержания произведения и выявлении взаимосвязи между образом, эмоцией и средствами выразительности.

Низкий уровень - обучающийся не устанавливает взаимосвязь между эмоцией искусства и личностной эмоцией, не проводит ассоциативные связи с жизненными ситуациями, отсутствует эмпатия в интонации голоса при ответе; не возникает потребность перевести переживания эмоции в художественный продукт, найти способ воплощения эмоции (отказывается выполнять задание); демонстрирует поверхностность и неадекватность в определении эмоционально-образного содержания произведения, не выявляет взаимосвязь между образом, эмоцией и средствами выразительности.

В результате анализа имеющихся методик педагогики искусства, близких предмету нашего исследования, были определены диагностические задания в соответствии с выделенными критериями сформированное™ эмоционального опыта.

Для выявления исходного уровня сфор-мированности эмоционального опыта у обучающихся начальных классов в центральной начальной школе Дунчэн (Китай) мы обратились к методике Л. В. Школяр «Музыкально-жизненные ассоциации», «Открой себя через музыку», диагностике А. А. Мелика-Пашаева «Творческое намерение», а также адаптировали для нашего исследования его методики «Беседа о произведении», «Образ героя». В исследовании принимали участие 84 учащихся 7-8 лет Центральной начальной школы Дунчэн КНР.

Диагностика уровня сформированности критерия «эмоционально-выразительный» включала задания по выявлению умений обучающихся определять личностную и художественную эмоцию на основе уподобления характеру звучания музыки (О. П. Радынова), а также адекватность возникших в процессе восприятия произведения музыкально-жизненных ассоциаций, их соответствие эмоциям произведения. Акцентирование внимания к эмоциональной стороне произведения допускает привлечение в диагностику произведений других видов искусства, например поэзии («Водопад Хуан-гошу» Цзянь Юй).

С этой целью мы обратились к диагностическому заданию «Музыкально-жизненные ассоциации» (Л. В. Школяр), которые были направлены на выявление вза-

имосвязи музыкально-жизненных ассоциаций с музыкально-жизненным содержанием. В связи с тем, что в диагностике принимали участие китайские школьники, для слушания были выбраны произведения китайских авторов. Главным критерием отбора произведений явилась «программность» произведения. Название произведения детям не сообщалось, но для учителя оно служило критерием определения верности и адекватности называния обучающимися эмоции. Например, в качестве музыкального репертуара для выполнения диагностического задания могут быть произведения: «Вздыхать о судьбе», «Почему хмурится?» Ван Липин, «Далекое воспоминание» Чан Кви, «Праздник теплой весны» Ли Хуанжи, «Счастливый случай» Фенг Зикун. Музыкальный ряд можно расширить, включив произведения европейских композиторов: П. И. Чайковский «Болезнь куклы», «Баба Яга», Г. В. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Веселый крестьянин» и т. д. В репертуар для проведения диагностического задания целесообразно включать и поэтические произведения китайских авторов с ярко выраженной эмоцией. Дополнительно по данному критерию были разработаны вопросы, выявляющие уровень адекватного определения обучающимися эмоции и стоящих за ней событий. Приведем пример диагностического задания. Детям предлагается послушать пьесу Р. Шумана «Первая утрата» и в момент звучания музыки разрешается двигаться так, как подсказывает музыка. После этого задаются вопросы: Какое переживание возникло у тебя в процессе слушания? Что могло произойти в твоей жизни, чтобы звучала такая музыка? Какие события могли произойти в жизни композитора, чтобы он написал это произведение? Как бы ты назвал это произведение?

Диагностические задания по эмоционально-творческому критерию были направлены на выявление у обучающихся потребности воплощать эмоции в художественном продукте, а также умений находить способы воплощения этих эмоций. Эффективным в данном случае представляется диагностика А. А. Мелик-Пашаева «Диагностика намерений», содержащая художественно-творческую задачу. Суть диагностического задания заключается в том, чтобы дать возможность эмоциональному опыту как внутреннему опыту переживания эмоций проявиться в художественной деятельности «в его стремлении в выразительном воплощении в формах, присущих тому или другому виду искусства» [12]. Задание составлено таким образом, чтобы выявить именно потребность ребенка к самовыражению в искусстве. А. А. Мелик-Пашаев ак-

центирует внимание на том, что в диагностике ничто не должно сводиться к проявлению практических умений, а наоборот, выявлять необыкновенную мотивацию обучающихся к самовыражению в искусстве, «на первый план выходит мотивационная составляющая художественно-творческой активности ребенка» [11, с. 209].

За основу нами была взята диагностическая методика «Линия горизонта» (З. Н. Новлянской). Ребенку предлагалось раскрасить чистый листок бумаги, на котором была проведена линия горизонта, по своему усмотрению. Установка к действию была демократичной, то есть ребенок мог раскрасить рисунок по причине возникновения потребности в этом.

Данная диагностика была адаптирована для нашего исследования. При выполнении диагностического задания на основе восприятия музыкального произведения ребенку также был предоставлен выбор. Если у школьника возникала внутренняя потребность, он мог двигаться под музыку, добавлять к ее звучанию свой аккомпанемент на детских музыкальных инструментах, подпевать и т. д., а мог просто спокойно слушать музыку. Установка была следующей: сейчас будет звучать музыка, но это еще не окончательный ее вариант, композитор ее не завершил, чтобы каждый, кто ее слушает, смог добавить к ней что-то свое, по желанию. Композицию ребенок слушает два раза: первый раз ознакомительный, а второй творческий, по желанию. Если у ребенка возникает потребность выразить себя в творчестве и попробовать привнести в музыку что-то свое, «частичку своей души», в его распоряжении было второе прослушивание, реализующее со-исполнение композиции.

Как и в первом диагностическом задании, обучающимся предлагаются произведения китайских композиторов: «Скачки» Хуан Хайхуай, «Лунная ночь» и «Элегия» Лю Тяньхуа и европейских: И. С. Бах «Шутка» из сюиты № 2, Л. Бетховен «Багатель» № 25, П. И. Чайковский «Полька», Р. Л. Щедрин «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок» и др. Основным критерием при выборе музыкальных произведений для «Диагностики потребностей» являлась яркость эмоциональной выразительности произведения.

Диагностика образно-содержательного критерия предполагала задание на определение эмоционально-образного содержания произведения и выявление взаимосвязи между эмоцией, средствами выразительности и художественным образом произведения. С этой целью мы обратились к диагностике «Выбери музыку» Л. В. Школяр. Данное задание направлено на определение

произведений, родственных по эмоционально-образному строю (эмоциональному тону - А. А. Мелик-Пашаев). Детям предлагалось послушать произведения и определить созвучные по эмоционально-образному содержанию, а также объяснить, по каким признакам были выделены родственные «по духу» произведения. Предлагаемая для диагностики музыка была схожей в средствах выразительности. Как и в предыдущих диагностиках, обучающимся предлагался музыкальный репертуар из произведений китайских композиторов: «Счастливые дети Йи» Хуан Юи, «Море» Лэй Юшэн, «Оконный танец» Ян Цзинь и европейских композиторов: А. К. Лядов «Прелюдия» а-тоИ, П. И. Чайковский «Баркарола», Д. Б. Кабалевский «Печальная история».

Высокий уровень определялся умением ребенка схватывать «целостный» образ музыки, устанавливать взаимосвязь между эмоцией и образным строем музыки, проявляющуюся в общности интонации. Средний уровень определялся, если обучающийся интуитивно выделял сходство произведений только на основе эмоций, и не мог объяснить его причины. Низкий уровень определялся, если ребенок реагировал только на идентичность средств выразительности, допускал ошибки при определении произведений, схожих по эмоционально-образному строю.

Заключение. Теоретическое обоснование и разработка диагностического инструментария позволили нам осуществить диагностику формирования эмоционального опыта на уроках музыки у обучающихся начальных классов Центральной школы Дунчэн (КНР). В результате были выявлены преимущественно низкий и средний уровни сформированности эмоционального опыта при восприятии музыкальных произведений. Обучающие не всегда точно определяли эмоцию, возникали сложности при установлении взаимосвязи между жизненной и художественной эмоцией, наблюдались инертность при выполнении творческого задания, неточность в определении эмоционально-образного содержания произведения и при установлении взаимосвязи между образом, эмоцией и средствами выразительности в рассказе о произведении.

Одновременно с полученными результатами диагностики важно отметить, что задания вызвали у обучающихся положительный отклик и активное желание проявить себя в творчестве. Этот факт учитывался нами при разработке комплекса занятий по музыке для обучающихся начальных классов в школах Китая с целью формирования эмоционального опыта.

Представленное в исследовании описа-

ние уровней сформированности эмоционального опыта может быть использовано китайскими педагогами в качестве ориентира для организации работы на уроках музыки с опорой на эмоциональный опыт. Обращение на уроках музыки к эмоциональному опыту как «новой двойной базе» обучения музыке, включающей умения определять,

выражать и понимать эмоции, значимые в определении эмоционально-образного содержания произведения, обладает значительным потенциалом в реализации требований «Новой системы», направленных на модернизацию системы музыкального образования в Китае.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бергфельд, А. Ю. Эмоциональный опыт как теоретический конструкт / А. Ю. Бергфельд. - Текст : электронный // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2010. - № 1. -URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/emotsionalnyy-opyt-kak-teoreticheskiy-konstrukt.

2. Большой энциклопедический словарь. - М. ; Санкт-Петербург : Большая Российская энциклопедия, 2001. - 1456 с.

3. Гао, Ц. Задачи, содержание и методы обучения новой школьной системы музыкального образования / Ц. Гао / / Народная музыка. - 2014. - № 1. - С. 40-44.

4. Гао, Ц. «Новая двойная база» школьного музыкального образования - одна из теоретических интерпретаций и практик новой системы школьного музыкального образования / Ц. Гао // Народная музыка. - 2013. - № 9. - С. 66-69.

5. Гао, Ц. Пусть музыкальное образование в начальных и средних школах вернется к истокам музыки / Ц. Гао // Народная музыка. - 2015. - № 11. - С. 38-40.

6. Глоссарий. Психологический словарь. - URL: https://www.psychologies.ru/glossary/27/emotsii. -Текст : электронный.

7. Гребнева, В. В. Модель эмпирического исследования оперативного эмоционального опыта студентов вуза / В. В. Гребнева. - Текст : электронный // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2015. - № 6 (203). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-empiricheskogo-issledovaniya-operativnogo-emotsionalnogo-opyta-studentov-vuza (дата обращения: 18.12.2022).

8. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 464 с.

9. Лу, Ж. Рассказ о преподавании музыкального опыта и его применении в обучении музыке / Ж. Лу // Дом драмы. - 2021. - № 10. - С. 52-54.

10. Мелик-Пашаев, А. А. Диагностика намерений / А. А. Мелик-Пашаев. - Текст : электронный // Музыкальное искусство и образование. - 2015. - № 3 (11). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-namereniy (дата обращения: 18.12.2022).

11. Мелик-Пашаев, А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. - М. : Прогресс-традиция, 2000. -274 с.

12. Новиков, А. М. Методология: словарь системы основных понятий / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М. : Либроком, 2013. - 208 с.

13. Рен, Я. Размышления об эмоциональном опыте преподавания музыки в начальной школе / Я. Рен / / Современная музыка. - 2020. - № 8. - С. 57-58.

14. Шюн, М. Роль эмоционального опыта в оценке музыки / М. Шюн // Северная музыка. - 2016. -№ 12. - С. 172-173.

15. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. - М. : Эксмо, 2007. - 960 с. REFERENCES

1. Bergfeld, A. Yu. (2010). Emotsional'nyi opyt kak teoreticheskii konstrukt [Emotional Experience as a Theoretical Construct]. In Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-opyt-kak-teoreticheskiy-konstrukt.

2. Bol'shoi entsiklopedicheskii slovar' [Large Encyclopedic Dictionary]. (2001). Moscow, Saint Petersburg, Bol'shaya Rossiiskaya entsiklopediya. 1456 p.

3. Gao, C. (2014). Zadachi, soderzhanie i metody obucheniya novoi shkol'noi sistemy muzykal'nogo obra-zovaniya [Tasks, Content and Teaching Methods of the New School System of Music Education]. In Narodnaya muzyka. No. 1, pp. 40-44.

4. Gao, C. (2013). «Novaya dvoinaya baza» shkol'nogo muzykal'nogo obrazovaniya - odna iz teoreticheskikh interpretatsii i praktik novoi sistemy shkol'nogo muzykal'nogo obrazovaniya [The "New Double Base" of School Music Education is One of the Theoretical Interpretations and Practices of the New System of School Music Education]. In Narodnaya muzyka. No. 9, pp. 66-69.

5. Gao, C. (2015). Pust' muzykal'noe obrazovanie v nachal'nykh i srednikh shkolakh vernetsya k istokam muzyki [Let Music Education in Primary and Secondary Schools Return to the Origins of Music]. In Narodnaya muzyka, No. 11. pp. 38-40.

6. Glossarii. Psikhologicheskii slovar' [Glossary. Psychological Dictionary]. URL: https://www.psychologies.ru/glossary/27/emotsii.

7. Grebneva, V. V. (2015). Model' empiricheskogo issledovaniya operativnogo emotsional'nogo opyta stu-dentov vuza [Model of Empirical Research of Operational Emotional Experience of University Students]. In Vo-prosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya. No. 6 (203). URL: ttps://cyberleninka.ru/article/n/model-empiricheskogo-issledovaniya-operativnogo-emotsionalnogo-opyta-studentov-vuza (mode of access: 18.12.2022).

8. Izard, K. E. (2000). Psikhologiya emotsii [Psychology of Emotions]. Saint Petersburg, Piter. 464 p.

9. Lu, Zh. (2021). Rasskaz o prepodavanii muzykal'nogo opyta i ego primenenii v obuchenii muzyke [A Story about the Teaching of Musical Experience and Its Application in Music Teaching]. In Dom dramy. No. 10, pp. 52-54.

10. Melik-Pashaev, A. A. (2015). Diagnostika namerenii [Diagnostics of Intentions]. In Muzykal'noe is-kusstvo i obrazovanie. No. 3 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7diagnostika-namereniy (mode of access: 18.12.2022).

11. Melik-Pashaev, A. A. (2000). Mir khudozhnika [The Artist's World]. Moscow, Progress-traditsiya. 274 p.

12. Novikov, A. M. (2013). Metodologiya: slovar' sistemy osnovnykh ponyatii [Methodology: Dictionary of the System of Basic Concepts]. Moscow, Librokom. 208 p.

13. Ren, Ya. (2020). Razmyshleniya ob emotsional'nom opyte prepodavaniya muzyki v nachal'noi shkole [Reflections on the Emotional Experience of Teaching Music in Elementary School]. In Sovremennaya muzyka. No. 8, pp. 57-58.

14. Shyun, M. (2016). Rol' emotsional'nogo opyta v otsenke muzyki [The Role of Emotional Experience in the Evaluation of Music]. In Severnaya muzyka. No. 12, pp. 172-173.

15. Enciklopedicheskii slovar' F. A. Brokgauza i I. A. Efrona [Encyclopedic Dictionary of F. A. Brockhaus and I. A. Efron]. (2007). Moscow, Eksmo. 960 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.