Е.А. Маслова. Аспирант ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет, Москва, Россия (129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4), преподаватель педагогики ГБОУ СПО ПК №4
elena-maslova3 [email protected] контактный телефон: домашний 8-495-338-54-51, сотовый 8-906-042-00-24.
Elena Maslova, Postgraduate
Governmental Educational Institution of Higher Professional Education Moscow Municipal Pedagogical University, Russia, Moscow (4, 2nd Selskokhozyaistvenny proezd, Moscow, 129226), elena-maslova31 V/va ndcx.ru
Contact telephone: 8-495-338-54-51 (hörne), 8-906-042-00-24 (mobile)
ДИАГНОСТИКА ФАСИЛИТАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
DIAGNOSTICS OF STUDENT'S PERSONALITY FACILITATION TARGETING"
Аннотация: В статье раскрьшается понятие «фасилитативная направленность», ее структуру. Автор выделяет критерии и показатели сформированное™ фасилитативной направленности личности студентов и приводит диагностический инструментарий.
Ключевые слова: Фасилитативная направленность, критерий, показатели
Summary: Present article reveals notion "Facilitation targeting" and its stracture. The author specifies criteria and Parameters of facilitation targeting development of students' personality and gives diagnostic toolkit
Key Definitions: Facilitation targeting, criteria, parameters
В настоящее время особое внимание уделяется повышению качества образования и, соответственно, личности учителя как главного организатора педагогического процесса. Определяющее значение в деятельности педагога и качестве его труда приобретают сформированные педагогическая позиция и направленность личности. Направленность личности в гуманистической психологии (ЭБернс, АМаслоу, КРоджерс) рассматривается как неистребимое стремление личности к самоактуализации. Учитель, по мнению К. Роджерса, не может задать, а может лишь создать условия для ее проявления [7, с. 237]. Мы считаем, что в этом проявляется фасилитативная позиция и направленность личности учителя. В современных исследованиях (О.ИДимовой, И.В.Жижиной, Э.Ф.Зеера, Р.В.Овчаровой, С.Я.Ромапшной и др.) раскрывается сам феномен «педагогическая фасилитация», определяются техники его развития. Но, недостаточно изучен вопрос о студенте как субъекте формирования фасилитативной направленности как в средних, так и в высших педагогических профессиональных учреяедениях, что позволяет говорить о его актуальности. Следовательно, с целью оптимизации процесса становления фасилитативной направленности у студентов, необходимо выработать диагностический инструментарий, определить критерии и показатели ее сформированносги. Исходя из определения и структуры педагогической направленности Л.М.Митиной [4, с.40-41] и определения педагогической фасилитации Э.Ф.Зеера [9, с.79 ], под фасилитативной направленностью личности педагога будем понимать положительное отношение к ребенку, к себе и деятельности, выражающееся в создании условий для продуктивного образования и безопасного развития всех субъектов профессионально-образовательного процесса за счет личностно-ориентированного стиля общения и деятельности. Структуру фасилитативной направленности составляют компоненты: эмоционально-когнитивный (предполагает осознание и принятие системы ценностей), праксеологически- поведенческий (предполагает овладение фасилитативной технологией и развитие навыков безопасного поведения по реализации ценностей педагогической деятельности, лежащих в ее основе), рефлексивный (предполагает самоанализ и самооценку собственной деятельности и поведения, а также деятельности и поведения ребенка). Личностные и профессионально значимые качества личности определяют педагогическую фасилитацию и лежат в основе фасилитативной направленности.
В психолош-педагогических исследованиях предъявляется целый ряд требований и к профессиональному процессу обучения и к личности педагога. С целью становления фасилитативной направленности у студентов необходимо выявить первоначальный уровень ее сформированносги. Исходя из того, что данная проблема только начинает изучаться и не накоплен диагностический инструментарий, на основе анализа психолош-педагогических исследований, литературы и самостоятельного изучения проблемы (определения понятия, структуры фасилитативной направленности) были определены условия ее формирования, выработаны критерии и показатели и подобраны диагностические методики. В качестве ведущих условий формирования фасилитативной направленности были выделены следующие: безопасная образовательная среда; фасилитативная направленность преподавателей и учителей базовых школ; общая педагогическая направленность студентов; учет возрастных особенностей и личностных качеств студентов (к личностным качествам, лежащим в основе педагогической фасилитации и, присущих педагогу- фасилитатору, относим: эмпатию, коммуникативность, рефлексию, лидерство, интроверсию/экстраверсию). Е.А.Пономарева определяет критерий (от греч. kriterion средство для суяедения) как признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Показатели рассматриваются как наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты [6,с.45]. Исходя из структуры фасилитативной направленности, были определены критерии каждого из компонентов и показатели сформированносги (см.таблицу).
Таблица
Компоненты, критерии и показатели сформированное™ фасилитативной __направленности личности студентов_
Компонешы и критерии Показатели сформированносги критериев фасилитативной направленности личности студентов
1. Эмоционально-когнитивный компонент 1. Знание и принятие своей личности и личности ребенка (физического, личностного, социального уровней).
Критерий: Образ себя как учителя и ребенка как субъектов педагогической деятельности 2. Образ себя, ребенка. 3. Знание и принятие ценностных ориентации 4. Психолого-педагогические знания об условиях, формах и методах, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка и саморазвитие педагога. 5. Знание и принятие личностно-ориенгированной модели взаимодействия с детьми. б.Знание сущности безопасного поведения педагога.
2.Праксеологически-поведенческий компонент Критерий: способы, приемы реализации себя как педагога, создании условий для развития ребенка 1.Владение способами по разрешению конфликтных ситуаций в педагогической деятельности. 2.Хорошее самочувствие (как показатель общего состояния студента, учителя). 3.Владение методами, приемами организации личностно-ориенгированного процесса обучения
Рефлексивный компонент Критерий: самооценка студентом себя как будущего педагога 1. Самооценка студентом профессионально-значимых качеств личности 2. Стремление брать на себя ответственность 3. Готовность узнавать себя и желание изменится
С целью выявления исходного уровня фасилитативной направленности и дальнейшего развития фасилитативной направленности и, исходя из определенных условий, критериев и показателей, были подобраны диагностические методики. В исследовании были применены методы (педагогическое наблюдение, методы опроса- беседа, анкета) изучения фасилитативной направленности студентов колледжа и условий, обеспечивающих ее формирования. Первый блок диагностических методик направлен на выявление условий, влияющих на становление фасилитативной направленности личности студентов. Методики: Определение уровня сформированное™ педагогической фасилитации [1, с. 143-148], Оценка профессиональной направленности личности учителя [8,с.267-273], Диагностика безопасной образовательной среды колледжа преподавателя и студентами [2, с. 16-20,24-29]. Второй блок диагностических методик направлен на изучение критериев и показателей фасилитативной направленности: Эмоционально-когнитивный компонент - Критерий: образ себя как учителя и ребенка как субъектов педагогической деятельности. Для выявления этих показателей были использованы следующие методики: Тест-опросник самоотношения [3, с. 152-155], Тест "Ценностные ориентации", Беседа о сущности безопасного поведения учителя, «Изучение типа ориентированности педагога на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми» [10, с.74-78]; Праксеологически-поведенческий критерий- Критерий: способы, приемы реализации себя как педагога, создании условий для развития ребенка. Методики: «Педагогические ситуации», «Само^вствие-активность-настроение» [5, с.429-43, 435-436], Диагностическая карта Рефлексивный компонент ФНЛС-Критерий: самооценка студентом себя как будущего педагога. Методики: Определение уровня профессионально-значимых качеств личности педагога [1, с.141], Уровень субъективного контроля [5,с.455-458], Тест «Готовность к саморазвитию [3, с.173-175]. Выделенные показатели обладают следующими признаками: диагностичностью, достоверностью, комплексностью.
Формирование фасилитативной направленности личности студентов описывается на трех уровнях: высоком, среднем, низком с последующим переходом на более высокий уровень. Студентов с высоким уровнем фасилитативной направленности отличает коммуникабельность, умение устанавливать и поддерживать педагогически целесообразные отношения со всеми субъектами целостного педагогического процесса Они жизнерадостны, активны, открыты для всего нового, имеют хорошо развитые лидерские качества. Д анные студенты эмоционально отзывчивы, стараются помочь как учащимся, так и одногруппникам и преподавателям. Их педагогическая деятельность, в целом, направлена на создание безопасного образовательного процесса и образовательной среды; а в поведении преобладает ценносгно-ситуативно-индивидуальный стиль. Будущие педагоги стремятся к проектированию и моделированию собственной жизни и профессиональной, стремятся к самосовершенствованию. Педагогическая деятельность является для них значимой, способствующей развитию и самоактуализации. Будущих учителей со средним уровнем развития фасилитативной направленности отличает нормальный уровень развития эмпатии, в межличностных отношениях не всегда открыты и избирательны в установлении новых контактов. Поведение носит нормативно-ситуативно-ролевой стиль, который связан с оценкой ситуации с точки зрения педагогических норм, характеризующих деятельность, общение и отношения. Главным для них является обеспечение усвоение содержания предмета. Педагогическое внимание, в целом, направлено на «проблемных» детей, а не на весь класс. В обучении преобладает ориентация на «среднего ученика». Рефлексия носит ситуативный характер, выступает как действие, т.е. они владеют способами самоанализа, но результаты не всегда точно интерпретируют. Анализируя затруднения, могут переложить вшу за себя на детей, одногруппников, родителей, администрацию. У них присутствует осознание необходимости самосовершенствования, но не всегда хватает времени и возможностей. Низкий уровень формирования фасилитативной направленности характеризуется тем, что студенты, как правило, осознают важность педагогических ценностей, ориентированности на ребенка в педагогической деятельности, но не владеют в полной мере способами по их реализации. Ответственность за события своей жизни возлагают на других, не могут и не хотят что-то менять в своей жизни. В общении с детьми доминируют эмоции, настроение крайне неустойчивое, им трудно настроится на работу с детьми, личные эмоции доминируют над «рабочими». Позиция в общении конфликгно-манипулятивная. Поведение отличается некоторым уровнем агрессии (чаще словесной).
Таким образом, знание сущности, структуры, условий становления фасилитативной направленности, диагностических методик, критериев и показателей ее формирования позволит подготовить учителя, соответствующего современным требованиям общества, школы и, преледе всего, ожиданиям детей и, в свою очередь, повысит качество образования.
Литература:
1.Жижина И.В. Психологические особенности развития фасилитации педагога: дис.. .канд.псх.н./И.В.Жижина-Екатеренбург,2000.-153с.
2.Коджаспиров, А.Ю. Диагностика психологической безопасности образовательной среды. Методическое пособие/ А.Ю. Коджаспиров.-М.,2009.-116с,- ISBN-978-5-9506-0388-4.
3.Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога/ Г.М. Коджаспирова.-М.Д994.-344с.
4.Митина, JIM. Психология профессионального развития учителя/Л.М. Митина -М.:Д998.-200с. ISBN 5-89502-040-2.
5.Немов, P.C. Психология. В 3 кн.: Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика/Р.С. Немов,-М.Д995,- 512с. - ISBN- 5-09-007343-0.
6.Пономарева, Е.А. Критерии и показатели оценки педагогической деятельности// Инновационные проекты и программы в образовании,- 2009.-J4°5.-C.44-47.
7.Роджерс, К, Фрейберг, К. Свобода учиться [Текст]: [Пер. с англ.] / К. Роджерс, Дж Фрейберг. - М., 2002. - 527 с. - Пер. изд.: Freedom to learn/ С. Rogers, Н. J. Freiberg (1994). - ISBN 5-89357-099-5. - ISBN 0-02-403121-6.
8.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ЕИ. Рогов.-М.,1996.-529с.- ISBN 5-87065-045-3.
9.Рябков, А.М. Фасилитация в профессиональном образовании/А.М. Рябков//Педагогика.-2008.-№ 1 .-С.78-82.
10. Ситаров, В.А., Маралов, В.Г. Педагогика ненасилия/В .А. Ситаров, В.Г. Маралов,- М.МИП «NB Магистр», 1994.-132с.