Научная статья на тему 'Диагностика эмоциональных проявлений студентов – будущих учителей'

Диагностика эмоциональных проявлений студентов – будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
414
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная зрелость / эмоциональная устойчивость / тревожность / агрессивность / импульсивность / professional maturity / emotional stability / anxiety / aggression / impulsivity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шутова Влада Вадимовна, Шутова Наталья Вадимовна, Ходыкина Ольга Александровна

В статье представлено эмпирическое исследование эмоциональных проявлений студентов – будущих учителей. Показано, что для значительной части студентов характерен высокий уровень тревожности, агрессивности, импульсивности. В статье проводится анализ эмоциональной устойчивости как личностного образования, в котором интегрируются эмоциональные, волевые, нравственные, интеллектуальные компоненты психической деятельности. Аргументируется, что эмоциональная устойчивость является важным показателем профессиональной зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шутова Влада Вадимовна, Шутова Наталья Вадимовна, Ходыкина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF EMOTIONAL EXPRESSIONS OF STUDENTS – FUTURE TEACHERS

The article presents the empirical study of emotional expression of students future teachers. It is shown that a considerable part of students is characterized by a high level of anxiety, aggression, impulsivity. The article analyzes emotional stability as personal education that integrates emotional, volitional, moral, intellectual components of mental activity. It is proved that emotional stability is an important indicator of professional maturity.

Текст научной работы на тему «Диагностика эмоциональных проявлений студентов – будущих учителей»

УДК 159.9

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В.В. Шутова, Н.В. Шутова, О.А. Ходыкина

Аннотация. В статье представлено эмпирическое исследование эмоциональных проявлений студентов -будущих учителей. Показано, что для значительной части студентов характерен высокий уровень тревожности, агрессивности, импульсивности. В статье проводится анализ эмоциональной устойчивости как личностного образования, в котором интегрируются эмоциональные, волевые, нравственные, интеллектуальные компоненты психической деятельности. Аргументируется, что эмоциональная устойчивость является важным показателем профессиональной зрелости.

Ключевые слова: профессиональная зрелость, эмоциональная устойчивость, тревожность, агрессивность, импульсивность.

DIAGNOSTICS OF EMOTIONAL EXPRESSIONS OF

STUDENTS - FUTURE TEACHERS

V. Shutova, N. Shutova, O. Khodykina

Abstract. The article presents the empirical study of emotional expression of students - future teachers. It is shown that a considerable part of students is characterized by a high level of anxiety, aggression, impulsivity. The article analyzes emotional stability as personal education that integrates emotional, volitional, moral, intellectual components of mental activity. It is proved that emotional stability is an important indicator of professional maturity.

Keywords: professional maturity, emotional stability, anxiety, aggression, impulsivity.

Значимым показателем зрелости педагога многие авторы называют эмоциональную устойчивость, под которой подразумевают способность индивида противостоять эмоциональным раздражителям, отрицательно влияющим на протекание деятельности [1, с. 9]. Ряд авторов рассматривает эмоциональную устойчивость как сложное качество личности, характеризующееся сочетанием эмоциональных, волевых, нравственных, интеллектуальных компонентов психической деятельности,

способствующих успешному решению сложных задач в напряженной эмоциональной обстановке [3, с. 87].

Эмоциональная устойчивость в условиях напряженной деятельности опосредуется

целостным процессом саморегуляции в единстве рациональных, эмоциональных и телесных проявлений. Психологические основы

саморегуляции эмоционального состояния

включают в себя управление как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Развитие умения управлять собственными состояниями, овладеть приемами и способами эмоциональной регуляции являются важным аспектом психологической подготовки будущих педагогов [2, с. 172].

По мнению ряда авторов, в студенческом возрасте может наблюдаться невысокая сознательная регуляция собственного поведения,

что порой проявляется в излишней агрессивности, развязности, склонности к риску и авантюрам, неумению предсказывать и отвечать за свои поступки.

В экспериментальном исследовании приняли участие 142 студента первого курса очной формы обучения Нижегородского

государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, обучающихся на психолого-педагогическом факультете,

факультете естественных, математических и компьютерных наук, факультете гуманитарных наук по направлению «Педагогическое образование». Диагностика эмоциональных проявлений включала изучение тревожности, агрессивности, импульсивности у студентов. Обратимся к полученным результатам.

Проявление тревожности у студентов мы изучали с помощью теста тревожности Ч.Д. Спилбергера. На рис. 1 представлены результаты распределения студентов по уровням тревожности. Полученные результаты свидетельствуют, что значительный процент студентов имеют высокий уровень ситуативной (32%) и личностной (28%) тревожности. Это указывает, что испытуемые имеют тенденцию переживать нейтральную ситуацию как угрожающую, что создает угрозу их психическому здоровью и способствует развитию предневротических состояний.

50 п 40 30 н 20 10 0

45

38

32 30

28 30

27

высокий средний низкии

ситуативная тревожность личностная тревожность

Рисунок 1. - Распределение студентов по уровням тревожности в %

В свою очередь, неустойчивость поведения и самоконтроля студентов может отрицательно влиять на продуктивность и результаты их учебной деятельности.

Средний (адаптивный) уровень ситуативной и личностной тревожности был выявлен у 30% и 45% испытуемых. Студенты с адаптивным уровнем тревожности способны понять свое психическое состояние. Проявление тревожности не нарушает их адаптивного функционирования, а мобилизует

потенциальные возможности на выполнение деятельности. Низкий уровень ситуативной и личностной тревожности был зафиксирован у 38% и 27% испытуемых. Такая

нечувствительность, возможно, носит компенсаторный характер, при котором личность отгораживается от неприятных переживаний. Это ведет к тому, что эмоциональное спокойствие достигается ценой неадекватного отношения к действительности, что может отрицательно сказываться на взаимоотношениях с окружающими и, в целом, препятствовать полноценному

функционированию личности.

Особенности проявления агрессии у студентов мы изучали с помощью опросника агрессивности Л.Г. Погебут. Обратимся к полученным результатам.

70

60

50

40

30

20

10

61

^ А ^ л?

Ж Ж J

/ ж

PV &

„/ s

0

■ высокий

■ средний низкий

Рисунок 2. - Распределение испытуемых по уровням агрессивности в %

Анализ полученных результатов показывает, что более половины испытуемых имеют высокий уровень вербальной агрессии, проявляющийся в словесных оскорблениях по отношению к другому. У 34% испытуемых был зафиксирован высокий уровень физической агрессии, проявляющийся в применении физической силы. Высокий

уровень предметной агрессии был выявлен у 24% студентов, проявляющийся в агрессии к окружающим предметам.

Высокий уровень эмоциональной агрессии, проявляющийся в эмоциональном

отчуждении, подозрительности,

недоброжелательности по отношению к окружающим был выявлен у 31% испытуемых.

Более 61% испытуемых изучаемой выборки имеют высокий уровень самоагрессии, проявляющийся в отсутствии согласия с собой, ослаблении механизмов

психологической защиты, беззащитности в агрессивной среде.

В целом, можно констатировать, что низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированности отсутствует у

испытуемых изучаемой выборки.

Подавляющее большинство испытуемых (80%) имеет средний уровень агрессивности и адаптированности. Высокую степень агрессивности и низкие адаптационные

возможности имеют 20% испытуемых.

Проявление импульсивности у студентов мы изучали с помощью опросника на определение импульсивности В.А. Лосенкова. Обратимся к полученным результатам.

60

50

40

30

20

10

0

56

высокий средний низкий

импульсивность

Рисунок 3. - Распределение студентов по уровням проявления импульсивности в %

Полученные результаты свидетельствуют, что 38% испытуемых имеют высокий уровень импульсивности, проявляющейся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Наиболее массовым для

испытуемых (56%) является средний уровень импульсивности. Лишь 6% студентов

изучаемой выборки показали низкий уровень импульсивности.

Преодоление выявленных негативных тенденций требует разработки теоретических, организационно-технологических и

содержательных основ психологической подготовки будущих педагогов, направленной на оптимизацию их эмоциональноличностного потенциала.

Литература:

1. Баландин М.М. Условия формирования психологической устойчивости старшеклассников: Автореферат дис. канд. психол. наук: 19. 00. 07. -Москва. - 2003. - 16 с.

2. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности. - Москва: ПЕР СЭ, 2005. - 352 с.

3. Чебыкин А.Я. Проблема эмоциональной устойчивости: Монография // Южноукр. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. - Одесса, 1995. - 195 с.

4. Шутова Н.В., Белянкина Т.С., Чевачина А.В. К проблеме эмоциональной насыщенности учебной

деятельности студентов на примере интегративно -интенсивного курса иностранного языка [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4. Режим доступа: www.science-education.ru/127-21180

5. Шабанова Т.Л., Шабанова К.В. Модель исследования эмоциональной компетентности у студентов-педагогов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 1. Режим доступа: www.science-education.ru/125-20019

Сведения об авторах:

Шутова Влада Вадимовна (г. Нижний Новгород, Россия) старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина

Шутова Наталья Вадимовна (г. Нижний Новгород, Россия) доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры классической и практической психологии Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина

Ходыкина Ольга Александровна (г. Нижний Новгород, Россия) аспирант кафедры классической и практической психологии Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, e-mail: hod@nntu.nnov.ru

Data about the authors:

V. Shutova (Nizhny Novgorod, Russia) senior lecturer at Department of Theory and Practice of Foreign Languages and Linguodidactics of Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin

N. Shutova (Nizhny Novgorod, Russia), doctor in Psychology, Professor, Professor of Department of Classical and Practical Psychology of Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin

O. Khodykina (Nizhny Novgorod, Russia), postgraduate student of Department of Classical and Practical Psychology of Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin, , e-mail: hod@nntu.nnov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.