Научная статья на тему 'Диагностика элементов газового оборудования поршневого ДВС с искровым зажиганием и электронной системой управления'

Диагностика элементов газового оборудования поршневого ДВС с искровым зажиганием и электронной системой управления Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
255
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / THE ENGINE OF INTERNAL COMBUSTION / ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / DIAGNOSTICS OF A CONTROL SYSTEM / КРИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / CRITICAL MODES / ГАЗОВОЕ ТОПЛИВО / GAS FUEL / ДАТЧИК / GAUGE / ELEMENTS OF A CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шишков Владимир Александрович

Представлена разработка методов бортовой диагностики для улучшения эффективности и экологической безопасности двухтопливных и однотопливных газовых поршневых двигателей внутреннего сгорания с электронным управлением рабочим циклом в процессе эксплуатации. На основе теоретических проработок и экспериментальных данных разработан алгоритм бортовой диагностики, который функционально разделен на критические и некритические режимы работы системы управления поршневым двигателем. Предложены алгоритмы диагностики датчиков и исполнительных элементов системы управления, влияющих на способность передвижения транспортного средства и его безопасную эксплуатацию. Представлены методы диагностики датчиков температуры и давления газа в рампе форсунок, датчика высокого давления газа в баллоне, а также методы диагностики газовых форсунок, магистрального клапана и газового редуктора. На основе теоретического анализа и экспериментальных данных разработан алгоритм работы поршневого двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием на резервных режимах при некритических неисправностях элементов системы управления, а также алгоритмы его выключения при критических неисправностях. Даны рекомендации по путям дальнейшего развития алгоритма диагностики и резервным режимам работы двигателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the gas equipment elements of the internal piston combustion engine with spark-plug ignition and electronic control system

The purpose of work is to develop the methods of onboard diagnostics for improvement of efficiency both ecological safety of two-fuel and one-fuel gas piston engines of internal combustion with electronic management of a running cycle in service. On the basis of theoretical studies and experimental data the algorithm of onboard diagnostics is developed which is functionally divided into critical and not critical modes of operations of a control system of the piston engine. The algorithms of diagnostics of gauges and executive elements of a control system of movement, influencing ability, of a vehicle and on his safe operation are offered. The methods of diagnostics of gauges of temperature and pressure of gas in rail injector, and also gauge of high pressure of gas in a cylinder are offered. The methods of diagnostics gas injector, main valve and gas reducer are offered. On the basis of the theoretical analysis and experimental data the algorithm of work of the piston engine of internal combustion with spark ignition on reserve modes is developed at not critical malfunctions of elements of a control system, and also algorithms of his deactivation at critical malfunctions. The recommendations for the further development of algorithm of diagnostics and reserve power setting are given.

Текст научной работы на тему «Диагностика элементов газового оборудования поршневого ДВС с искровым зажиганием и электронной системой управления»

Диагностика элементов газового оборудования поршневого ДВС с искровым зажиганием и электронной системой управления

В.А. Шишков, начальник технического отдела ООО «Рекар», д.т.н.

Представлена разработка методов бортовой диагностики для улучшения эффективности и экологической безопасности двухтопливных и однотопливных газовых поршневых двигателей внутреннего сгорания с электронным управлением рабочим циклом в процессе эксплуатации. На основе теоретических проработок и экспериментальных данных разработан алгоритм бортовой диагностики, который функционально разделен на критические и некритические режимы работы системы управления поршневым двигателем. Предложены алгоритмы диагностики датчиков и исполнительных элементов системы управления, влияющих на способность передвижения транспортного средства и его безопасную эксплуатацию. Представлены методы диагностики датчиков температуры и давления газа в рампе форсунок, датчика высокого давления газа в баллоне, а также методы диагностики газовых форсунок, магистрального клапана и газового редуктора. На основе теоретического анализа и экспериментальных данных разработан алгоритм работы поршневого двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием на резервных режимах при некритических неисправностях элементов системы управления, а также алгоритмы его выключения при критических неисправностях. Даны рекомендации по путям дальнейшего развития алгоритма диагностики и резервным режимам работы двигателя.

__Ключевые слова:

двигатель внутреннего сгорания, диагностика системы управления, критические режимы, газовое топливо, датчик, элементы системы управления.

И

сследования по диагностике газового оборудования становятся все более актуальными. Особое внимание к этому научному направлению вызвано следующими обстоятельствами:

• снижение выбросов парниковых газов, к которым относится диоксид углерода СО2, а также возрастающие требования по ограничениям выбросов токсичных веществ СО, СН, N0^ с отработавшими газами двигателей

внутреннего сгорания (ДВС) стали важнейшей задачей для современного и перспективного транспорта;

• выбросы токсичных компонентов и диоксида углерода прямо пропорциональны расходу углеводородного топлива и зависят от его вида и соотношения в нем количества атомов водорода к углероду, в связи с чем становятся привлекательными альтернативные виды топлива на основе природного газа;

• с 1 января 2013 г. в России начали

Газобаллонное оборудование

■ш

\

48

действовать нормы токсичности Евро-4 с диагностикой на уровне ЕОБД-2, а в Европе находятся в стадии согласования нормы Евро-6;

• 13 мая 2013 г. было принято распоряжение № 767-р правительства и утвержден комплекс мер по стимулированию использования природного газа в качестве моторного топлива, которые поддержал Президент РФ;

• низкая плотность газообразных топлив обусловливает особенности системы топливоподачи, а также требует изменений в методах и алгоритме управления двигателем.

Все это показывает, что разработка методов электронного управления циклом двухтопливных и однотопливных автомобилей с двигателями, работающими как на бензине, так и на газовом топливе, методов диагностики газобаллонного оборудования (ГБО) и двигателя в целом, а также физически и математически обоснованных алгоритмов для электронной системы управления является важнейшей и наиболее актуальной задачей при производстве современных и перспективных отечественных автомобилей, отвечающих новым законодательным требованиям [1].

Поэтому автор ставил своей целью разработать методы бортовой диагностики для улучшения эффективности и экологической безопасности двухтопливных и однотопливных газовых поршневых ДВС с электронным управлением рабочим циклом в процессе эксплуатации. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующую задачу: разработать алгоритмы внутренней диагностики ГБО для микропроцессорных систем управления и для работы двигателя на резервных режимах [2], которые бы позволяли определить неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства и обеспечить безопасную его работу в период жизненного цикла.

Объектом исследования стали системы газовой подачи и микропроцессорного управления для двухтопливных и однотопливных газовых поршневых ДВС с искровым зажиганием.

Газовая система содержит следующие элементы: рампу с электромагнитными газовыми форсунками и датчиками температуры и давления газа в рампе; отсечной газовый клапан; газовый ресивер; датчик утечки газа в моторном отсеке; газовый редуктор; клапан высокого давления с датчиком давления газа на его входе; газовые трубопроводы низкого и высокого давления; газовый баллон с заправочно-расходным вентилем; заправочное устройство с датчиком наличия заглушки; датчик утечки газа в багажном отделении; электронный блок управления для газового и бензинового вариантов питания с двумя независимыми программами.

Блок-схема алгоритма бортовой диагностики элементов ГБО электронной системой управления двигателем представлена на рис. 1. Бортовая диагностика важна для выполнения автомобилем экологических требований и требований безопасности эксплуатации за весь период его жизненного цикла. Все режимы работы ДВС на газовом топливе можно разделить на критические (не позволяющие передвигаться транспортному средству даже с ограничениями параметров, либо угрожающие жизни людей) и некритические (позволяющие транспортному средству передвигаться до места обслуживания) [3].

Критические резервные режимы:

• отказ работы клапана баллона или магистрального клапана;

• отказ работы газового редуктора;

• отказ электромагнитных газовых форсунок;

• отказ электромагнитных клапанов редуктора;

• обнаружение утечки газа из топливной системы автомобиля, которая превышает допустимые значения.

Рис. 1. Блок-схема бортовой диагностики ГБО

Некритические резервные режимы:

• отказ датчика температуры газа в баллоне;

• отказ датчика давления газа в баллоне;

• отказ датчика концентрации газа в воздухе (датчик утечки газа);

• отказ датчиков давления и температуры газа перед электромагнитными форсунками;

• отказ датчика наличия заглушки в заправочном узле ГБО;

• отказ датчика наличия газового конденсата в редукторе (для пропан-бутана);

• отказ датчика, определяющего химический состав газового топлива;

• обнаружение утечки газа из топливной системы автомобиля, которая не превышает допустимое значение, составляющее не более 20 % минимального

порога воспламенения газовоздушной смеси.

Для корректной работы алгоритма внутренней бортовой диагностики необходима диагностика измерительных приборов - датчиков системы управления двигателем и транспортным средством. В связи с этим разработаны и предложены методы внутренней бортовой диагностики датчиков ГБО для микропроцессорной системы управления поршневым ДВС. Так, метод диагностики датчика температуры газа (влияет на цикловую подачу газа) в рампе форсунок заключается в сравнении его показаний с датчиками температуры газа в баллоне и температуры двигателя с последующим формированием управляющей команды. Метод диагностики датчика давления газа (влияет на цикловую подачу газа)

Газобаллонное оборудование

к\\\\\\\\\\\\\\\\ч

в рампе форсунок заключается в анализе его показателей при работе, например, на режиме холостого хода с последующим формированием управляющей команды. Метод диагностики датчика высокого давления газа в баллоне (определяет безопасность автоматической заправки газового баллона) заключается в сравнении его показаний с расчетным значением, полученным исходя из количества газа, прошедшего через газовые форсунки при отсутствии утечек, и показаний датчиков утечки газа в моторном отсеке и багажном отделении с последующим формированием управляющей команды.

Метод диагностики датчика температуры газа в рампе форсунок

На рис. 2 приведено сравнение показаний датчика температуры газа в рампе форсунок с показаниями датчика температуры газа в газовом баллоне в период пуска и прогрева ДВС. Как видно из рисунка, температура газа в баллоне Т6 в этот период плавно снижается за счет эффекта дросселирования, а температура газа Тр в рампе форсунок возрастает за счет теплоты, получаемой при прогреве двигателя.

Рис. 2. Изменение температуры газа в рампе форсунок и баллоне после пуска ДВС в процессе его прогрева:

Т0 - значение температуры, принятое за базовое и зависящее от температуры окружающей среды; Тнб и Тб - начальное и текущее значение температуры газа в баллоне соответственно; Тнр и Тр - начальное и текущее значение температуры газа в рампе форсунок соответственно; АТ1 =Тр-Тб - изменение разности температуры газа в рампе форсунок и баллоне в процессе прогрева двигателя; ^ - начало пуска двигателя

Рис. 3. Изменение температуры газа в рампе форсунок и температуры ДВС в процессе его пуска и прогрева:

Тнр , Тр - начальная и текущая температура газа в рампе форсунок соответственно; ТнДВС , ТДВС - начальная и текущая температура двигателя соответственно; Т0 - значение температуры, принятое за базовое и зависящее от температуры окружающей среды;

- начало пуска двигателя; АТ2 = ТДВС-Тр - изменение разности температуры ДВС и газа в рампе форсунок в процессе прогрева двигателя

На рис. 3 приведено сравнение показаний датчика температуры газа в рампе форсунок и датчика температуры ДВС в период его пуска и прогрева. Как видно из рисунка, температура двигателя ТДВС в этот период возрастает за счет теплоты сгорания топлива значительно интенсивнее, а температура газа Тр в рампе форсунок возрастает за счет теплоты, получаемой при прогреве от двигателя.

При пуске прогретого ДВС алгоритм диагностики датчика температуры газа в рампе форсунок повторяется, но при условии, что начальные температуры газа в рампе и в баллоне, а также температура ДВС будут равны достигнутым значениям. В этом случае для диагностики используют табличные значения разности температуры ДТ1 и ДТ2 с учетом новых начальных значений вышеназванных температур.

Метод диагностики датчика давления газа в рампе форсунок

На рис. 4 приведен пример сравнения показаний датчика давления газа в рампе форсунок с базовым заданным значением давления рр в ней, которое зависит от режима работы ДВС и внешних условий - давления и температуры окружающей среды.

Показания датчика давления газа сравниваются с заданным значением рабочего рр давления газа перед форсунками на режиме холостого хода: рр>рср±Дрр /2. Сравнение выполняется за промежуток времени к - t1) с учетом осреднения колебаний давления газа в рампе форсунок, связанных с периодом срабатывания клапанов форсунок и погрешности измерения давления датчиком. Число впрысков к газового топлива на режиме холостого хода выбирается в процессе калибровки системы диагностики.

Метод диагностики датчика высокого давления

Плотность и температура газа в баллоне определяют текущее давление

Р,=/(РД).

Количество газа в баллоне в процессе работы двигателя:

1=П

=°б х - Е^п-=гбР,, 1=1

где Об - масса газа в баллоне; Оп. - масса газа, прошедшая через форсунки во время работы двигателя; Уб - объем газового баллона.

Плотность газа в баллоне в процессе работы двигателя:

Р, = Ро- (£)/Уб.

Рис. 4. Изменение давления в газовой рампе на режиме холостого хода: рср - среднее значение давления газа в рампе форсунок; Дрд - погрешность измерения давления датчиком (указана в его паспорте); Дрф - изменение давления газа в рампе при открытии и закрытии клапанов форсунок; - период между срабатыванием газовых форсунок;

Дрр - поле допуска базового значения давления в рампе форсунок в процессе работы ДВС

Газобаллонное оборудование

■ш

\

52

Методы бортовой диагностики исполнительных устройств

Большинство отказов исполнительных устройств электронной системы управления газовым поршневым ДВС относится к критическим отказам. Поэтому методы бортовой диагностики исполнительных элементов (газовая форсунка, газовый редуктор и магистральный клапан) газобаллонного оборудования при управлении поршневым ДВС являются наиболее актуальными. Рассмотрим эти методы.

1. Метод диагностики газовой форсунки заключается в следующем: сравнение текущей ширины импульса впрыска на прогретом двигателе с шириной импульса впрыска после обкатки двигателя и шириной импульса впрыска для выбранного расхода газа от производителя форсунки; сравнение изменения частоты вращения коленчатого вала и скорости ее изменения при заданном варьировании времени импульса впрыска на каждой отдельной газовой форсунке с заданными значениями изменения частоты вращения КВ и скорости ее изменения, полученными в процессе калибровки электронной системы управления двигателем; формирование команды управления.

Время импульса на открытие клапана газовой форсунки на участке линейной характеристики составляет: г = ужу - у ) / (г - г )] + г + г ,

имп ' 1А ст дин/ ' V стат дин^ откр закр'

где гзакр - время закрытия клапана газовой форсунки.

Если расчетный расход газа Ур<Удин, то есть расчетное гимп получается меньше гдин, но больше гоТкР д, тогда скорректированное время импульса следует определять по следующему соотношению

г = г + (г - г ) (1 - у / у ).

имп корр имп откр д откр р дин

На рис. 5 приведено графическое пояснение метода диагностики газовой форсунки.

Рис. 5. Расходная характеристика электромагнитной газовой форсунки: 1 - линия расхода газового топлива, заданная в электронном блоке управления ДВС; 2 - реальная линия расхода газового топлива через клапан электромагнитной форсунки; - статический объемный расход газа через клапан форсунки; Удин - динамический объемный расход газа через клапан форсунки; AV - разность объемного расхода газового топлива, проходящего через клапан газовой форсунки, между заданным значением в электронном блоке управления ДВС и реальным; t - время открытия клапана форсунки; ^откр д - действительное время открытия клапана форсунки; t - динамическое время открытия клапана форсунки;

- статическое время открытия клапа на форсунки

2. Метод диагностики газового редуктора заключается в сравнении текущего давления в газовой рампе и скорости его изменения при изменении режима работы двигателя со значениями, полученными в процессе калибровочных работ с последующим формированием управляющей команды (включение лампы диагностики Chek Engine, переключение на бензин или останов двигателя).

3. Метод диагностики магистрального электромагнитного клапана высокого давления (безопасность эксплуатации ТС) заключается в измерении и анализе уровня давления в газовой рампе за выбранный период времени после останова двигателя с запоминанием полученных

Рис. 6. Циклограмма работы алгоритма управления поршневым ДВС при отказе магистрального клапана [1]:

tH, tni -начало отсчета времени в контроллере при обнаружении неисправности; tu, tm - начало отсчета времени в контроллере при подтверждении неисправности; ti> К i, tni+1 - начало времени фиксации кода ошибки и зажигание лампы Check Engine в мигающем режиме; tF - время начала периода для выработки газа из ресивера, установленного перед газовой рампой; ^ - время останова ДВС и сброс запрета на повторный пуск; t, ti+1 - время повторного включения зажигания и попыток пуска двигателя

данных и выработкой управляющей команды при последующем пуске двигателя (рис. 6).

Таким образом, автором предложена диагностика элементов газобаллонного оборудования и топливной газовой системы для выполнения законодательных требований и норм безопасности в процессе эксплуатации транспортного средства. Разработаны методы и алгоритмы бортовой диагностики газобаллонного

оборудования и работы двигателя на резервных режимах при отказе исполнительных элементов газового питания и измерительных датчиков системы управления. В то же время для безопасной эксплуатации транспортного средства на газовом топливе необходимо проработать алгоритмы диагностики утечки газового топлива из системы подачи и предотвращения критических режимов при их проявлении.

Литература

1. Шишков В.А. Теория управления двигателем с искровым зажиганием при работе на газовом топливе. - Самара: АНО «Издательство СНЦ РАН», 2012. - 312 с.

2. Шишков В.А. Резервные режимы работы ДВС с искровым зажиганием с ЭСУД при работе на газовом топливе // АвтоГазоЗаправочный Комплекс + Альтернативное топливо. - 2011. - № 3. - С.41-48.

3. Шишков В.А. Алгоритм диагностики элементов ГБО в системе электронного управления ДВС с искровым зажиганием // АвтоГазоЗаправочный Комплекс + Альтернативное топливо. - 2011. - № 1.- С.7-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.