Научная статья на тему 'Диагностика агрессивного поведения у гиперактивных детей'

Диагностика агрессивного поведения у гиперактивных детей Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
625
90
Поделиться
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Сидорова Елена Юрьевна

Статья посвящена проблеме агрессивного поведения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Рассмотрены распространенность, клинические и социально-психологические особенности данного нарушения поведения среди гиперактивных детей. Предложен метод экспресс-диагностики поведения детей младшего школьного возраста, позволяющий дифференцировать расстройства поведения, связанные с гиперактивностью. Признаки, выделенные в данной методике, соответствуют критериям МКБ-10 трех рубрик: F91, F90 и F90.1. Кроме того, методика позволяет выявить уровень агрессивности и коммуникативной толерантности, что является важным для правильной оценки поведенческих девиаций, понимания механизма реагирования ребенка и составления программы наиболее приемлемых коррекционных мероприятий.

DIAGNOSING AGGRESSIVE BEHAVIOUR IN HYPERACTIVE CHILDREN

The article deals with the problem of aggressive behaviour in children with ADHD. The author has studied the incidence as well as clinical and socio-psychological characteristics of behavioral disorders in hyperactive children. The paper suggests a method of instant behaviour diagnosis in primary school children, allowing to differentiate behavioral disorders linked to hyperactivity. The signs included in this method correspond to the criteria in three of ICD-10 blocks: F91, F90 and F90.1. In addition, the technique allows us to identify the level of aggression and communicative tolerance, which is important for proper assessment of behavioral deviations and understanding the mechanism of the child’s response as well as for planning the most appropriate remedial actions.

Текст научной работы на тему «Диагностика агрессивного поведения у гиперактивных детей»

УДК [616.89-008.61+616.89-008.44-057.5]

СидоровА Елена Юрьевна, педагог-психолог центра компетенций развития ребенка «Содействие» института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций

диагностика агрессивного поведения у гиперактивных детей

Статья посвящена проблеме агрессивного поведения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Рассмотрены распространенность, клинические и социально-психологические особенности данного нарушения поведения среди гиперактивных детей. Предложен метод экспресс-диагностики поведения детей младшего школьного возраста, позволяющий дифференцировать расстройства поведения, связанные с гиперактивностью. Признаки, выделенные в данной методике, соответствуют критериям МКБ-10 трех рубрик: F91, F90 и F90.1. Кроме того, методика позволяет выявить уровень агрессивности и коммуникативной толерантности, что является важным для правильной оценки поведенческих девиаций, понимания механизма реагирования ребенка и составления программы наиболее приемлемых коррекционных мероприятий.

ключевые слова: агрессивное поведение, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, младшие школьники, коммуникативная толерантность, асоциальное поведение.

Агрессивное поведение детей и подростков в последние годы привлекает к себе повышенное внимание не только со стороны научного и педагогического сообщества, но и общественности в целом. Проблема данных отклонений является одной из наиболее острых из-за тяжести последствий противоправных действий, широкой распространенности и сложности их психологической и клинико-психопатологической оценки, а также в связи с отмечаемым стремительным ростом числа детей с агрессивным поведением в наши дни [2, 3].

Сочетание экстраверсивных поведенческих отклонений - агрессивности и оппозиционного

© Сидорова Е.Ю., 2014

поведения наиболее часто встречается при ги-перкинетической симптоматике. Гиперкинети-ческие расстройства в МКБ-10 выделены в две основные подгруппы: рубрика F-90.0 - гипер-кинетическое расстройство (СДВГ) и F-90.1 -гиперкинетическое расстройство поведения. Вторая подгруппа означает развитие СДВГ в рамках коморбидной патологии и отражает сочетание СДВГ с расстройством поведения [10].

Термин «расстройство поведения» часто используется для обозначения социально-разрушительного поведения, наблюдаемого у детей или подростков, и всегда предполагает неадаптивную (неадекватную) агрессию [5, 7].

Это поведение характеризуется чрезмерной драчливостью, жестокостью по отношению к другим людям и животным, серьезной порчей имущества, поджогами, воровством, постоянной лживостью, школьными прогулами и побегами из дома, сильнейшими вспышками раздражения, непослушанием [5, 8, 9].

Многие исследователи считают, что дети с сочетанным диагнозом «гиперкинетическое расстройство поведения» обычно имеют более неблагоприятный прогноз, поскольку чаще демонстрируют и более серьезное агрессивное, антисоциальное поведение, которое с большей вероятностью сохраняется во времени [5, 7, 12].

Данные исследований указывают на то, что стойкие агрессивные проявления имеют около 50 % гиперактивных детей. Продолжительность и выраженность такого поведения при отсутствии помощи специалистов на начальном этапе может повлечь за собой значительные затраты в будущем в связи с нанесением серьезного вреда окружающим, деятельностью правоохранительных органов и т. д. [5].

У подростков со стойким асоциальным поведением отмечено до 80 % нарушений развития в онтогенезе, что говорит о роли биологических факторов в развитии поведенческих расстройств [10]. Число детей с поражениями нервной системы неуклонно растет [6], также как и число детей с агрессивным поведением [2], а это значит, что проблема диагностики, прогнозирования и профилактики различных поведенческих девиаций имеет большую значимость.

На сегодняшний день разработан экспресс-метод объективизации оценки агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста [11]. Он представляет собой анкетирование, предназначенное для оценивания родителями и учителями поведения ребенка по определенным признакам. Анкета и интерпретация результатов анкетирования представлена в работе «Объективизация оценки агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии» в журнале «Психическое здоровье» [11].

Признаки, выделенные в данной методике, соответствуют критериям МКБ-10: F91 (рас-

стройства поведения), F90 (гиперкинетические расстройства) и F90.1 (гиперкинетическое расстройство поведения) [8, 9].

Используется двойная пятибалльная шкала частоты проявлений и степени их выраженности, поэтому данный метод позволяет отмечать явные признаки чрезмерно агрессивного поведения в не изолированных эпизодах. Это является достаточным для обоснования предположения о диагнозе нарушенного поведения и в то же время не способствует гипердиагностике, что на практике могло быть при анкетировании по другим методикам.

Данный метод позволяет определить также наличие или отсутствие определенного расстройства и уровень агрессивности ребенка, т. е. степень готовности выполнять действия для нанесения вреда и ущерба окружающим. Кроме того, он дает возможность подсчитать уровень коммуникативной толерантности (КТ) - самой информативной характеристики личности, степень которой надо научиться оценивать, чтобы в случае необходимости активно воздействовать на поведение личности, самоощущение и положение ее в тех или иных сферах межперсональных отношений [1]. По уровню КТ можно косвенно судить о том, насколько рационально гиперактивный ребенок перерабатывает информацию о небезразличных ему окружающих и как повышается уровень агрессивности при недостаточной способности к такой переработке. Нарушения в области КТ могут быть как причиной, так и следствием неврозов, эгоцентризма, доминантности и прочих особенностей личности [1].

Таким образом, в целях изучения поведенческих отклонений у гиперактивных детей специалисты могут увидеть в каждой конкретной ситуации не только преимущественный вид агрессивного поведения и возможное наличие конкретного расстройства, но и другие не менее важные характеристики личности. Это необходимо для правильной оценки поведения, понимания механизма реагирования ребенка и составления программы наиболее приемлемых коррекционных мероприятий [4].

Список литературы

1. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях // Обозрение психиатрии и мед. психологии имени В.М. Бехтерева. 1994. № 1. С. 13-21.

2. БреславГ.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб., 2004. 144 с.

3. Вострокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Рос. психиатр. журн. 2000. № 2. С. 12-14.

4. Донскова Н.В. Авторская программа тренинговых занятий для коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста «Прогоним гнев» (2011/2012 учебный год). URL: http://festival.1september.ru/ articles/611173/ (дата обращения: 21.06.2013).

5. Дюма Д. Расстройство поведения (conduct disorder). Психологическая энциклопедия, 2011. URL: http://dic. academic.ru/. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/922/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D1% 82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE (дата обращения: 21.06.2013).

6. Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб., 2008. 224 с.

7. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. М., 2005. 288 с.

8. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М., 1999. С. 124-130.

9. МКБ-10 - Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Расстройства поведения (F-91). URL: http://mkb-10.com/index.php?pid=4447 (дата обращения: 22.06.2013).

10. Ремшмидт X. Детская и подростковая психиатрия. М., 2001. 624 с.

11. Сидорова Е.Ю., Бочарова Е.А., Соловьев А.Г. Объективизация оценки агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии // Психич. здоровье. 2011. № 9(64). С. 69-74.

12. Childhood Hyperactivity, Physical Aggression and Criminality: A 19-Year Prospective Population-Based Study / J.-B. Pingault, S.M. Cote, E. Lacourse et al. // PLoS ONE. 2013. № 8(5). e62594.

References

1. Boyko V.V Kommunikativnaya tolerantnost’ v mezhlichnostnykh otnosheniyakh [Communicative Tolerance in Interpersonal Relationships]. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii imeni V.M. Bekhtereva, 1994, no. 1, pp. 13-21.

2. Breslav G.E. Psikhologicheskaya korrektsiya detskoy i podrostkovoy agressivnosti [Psychological Correction of Child and Adolescent Aggression]. St. Petersburg, 2004. 144 p.

3. Vostroknutov N.V, Vasilevskiy VG. Patologicheskoe agressivnoe povedenie detey i podrostkov. Kompleksnaya otsenka na etapakh vozrastnogo psikhicheskogo razvitiya [Pathological Aggressive Behaviour in Children and Adolescents. Comprehensive Assessment on the Stages of Age-Specific Mental Development]. Rossiyskiy psikhiatricheskiy zhurnal, 2000, no. 2, pp. 12-14.

4. Donskova N.V. Avtorskaya programma treningovykh zanyatiy dlya korrektsii agressivnogo povedeniya detey mladshego shkol’nogo vozrasta “Progonim gnev” (2011/2012 uchebnyy god) [Author’s Program of Training Sessions to Correct Aggressive Behaviour of Primary School Children Called “Banishing the Anger” (2011/2012 Academic Year)]. Available at: http://festival.1september.ru/articles/611173/ (accessed 21 June 2013).

5. Dyuma D. Rasstroystvo povedeniya (conduct disorder). Psikhologicheskaya entsiklopediya, 2011 [Conduct Disorder. Encyclopaedia of Psychology, 2011]. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/922/%D 0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE (accessed 21 June 2013).

6. Kolosova S.L. Detskaya agressiya [Child Aggression]. St. Petersburg, 2008. 224 p.

7. Connor D. Aggression and Antisocial Behavior in Children and Adolescents: Research and Treatment. Guilford Press, 2002 (Russ. ed.: Konnor D. Agressiya i antisotsial’noepovedenie u detey ipodrostkov. Moscow, 2005. 288 p.).

8. Kratkoe rukovodstvo po ispol’zovaniyu MKB-10 v psikhiatrii i narkologii [A Quick Guide to the Use of ICD-10 in Psychiatry and Addictology]. Mocow, 1999, pp. 124-130.

9. MKB-10 - Mezhdunarodnaya klassifikatsiya bolezney 10-go peresmotra. Rasstroystva povedeniya (F-91) [ICD-10 - International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems (10th Revision). Conduct Disorders (F-91)]. Available at: http://mkb-10.com/index.php?pid=4447 (accessed 22 June 2013).

10. Remshmidt Kh. Detskaya ipodrostkovayapsikhiatriya [Child and Adolescent Psychiatry]. Moscow, 2001. 624 p.

11. Sidorova E.Yu., Bocharova E.A., Solov’ev A.G. Ob”ektivizatsiya otsenki agressivnogo povedeniya u detey mladshego shkol’nogo vozrasta s otkloneniyami v razvitii [Objectification of Aggressive Behaviour Assessment in Primary School Children with Developmental Disorders]. Psikhicheskoe zdorov’e, 2011, no. 9(64), pp. 69-74.

12. Pingault J.-B., Cote S.M., Lacourse E., Galera C., Vitaro F., et al. Childhood Hyperactivity, Physical Aggression and Criminality: A 19-Year Prospective Population-Based Study. PLoS ONE, 2013, no. 8 (5). e62594.

Sidorova Elena Yuryevna

Institute of Medical and Biological Research, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

DIAGNOSING AGGRESSIVE BEHAVIOUR IN HYPERACTIVE CHILDREN

The article deals with the problem of aggressive behaviour in children with ADHD. The author has studied the incidence as well as clinical and socio-psychological characteristics of behavioral disorders in hyperactive children. The paper suggests a method of instant behaviour diagnosis in primary school children, allowing to differentiate behavioral disorders linked to hyperactivity. The signs included in this method correspond to the criteria in three of ICD-10 blocks: F91, F90 and F90.1. In addition, the technique allows us to identify the level of aggression and communicative tolerance, which is important for proper assessment of behavioral deviations and understanding the mechanism of the child’s response as well as for planning the most appropriate remedial actions.

Keywords: aggressive behaviour, attention deficit hyperactivity disorder, primary school children, communicative tolerance, asocial behaviour.

Контактная информация: адрес: 163045, г. Архангельск, проезд Бадигина, д. 3;

e-mail: e.sidorova@narfu.ru

Рецензент - Подоплёкин А.Н., кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова