Научная статья на тему 'Диагностический прогноз профессиональной эффективности летчика'

Диагностический прогноз профессиональной эффективности летчика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
355
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ ФАКТОР АВАРИЙНОСТИ / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / PROFESSIONAL EFFECTIVENESS / PERSONAL ACCIDENT / PREDICTIVE FACTOR / REGRESSION ANALYSIS MODEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Даниленко А. Н., Ихсанова С. Г., Комаков В. В.

Статья посвящена проблеме профессиональной эффективности летчиков. Приводятся описание и результаты эмпирического исследования, направленного на выявление статистически значимой связи между самооценкой летчика и тенденцией к ошибочным действиям. Предлагается прогностическая модель профессиональной эффективности, построенная на основе регрессионного анализа психодиагностических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностический прогноз профессиональной эффективности летчика»

УДК 159.9.072

Даниленко А.Н.1, Ихсанова С.Г.2, Комаков В.В.3

Аспирант; 2 к.псих.н., докторант, доцент, 3помощник проректора по общим вопросам,

1,3Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет) (СГАУ), ^Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЛЕТЧИКА

Аннотация

Статья посвящена проблеме профессиональной эффективности летчиков. Приводятся описание и результаты эмпирического исследования, направленного на выявление статистически значимой связи между самооценкой летчика и тенденцией к ошибочным действиям. Предлагается прогностическая модель профессиональной эффективности, построенная на основе регрессионного анализа психодиагностических данных.

Ключевые слова: профессиональная эффективность, личностный фактор аварийности, прогностическая модель, регрессионный анализ.

Keywords: Professional effectiveness, personal accident, predictive factor, regression analysis model.

Проблема профессиональной эффективности в современной науке

Современная организационно-управленческая практика обозначает проблему профессиональной эффективности как одну из наиболее актуальных. Однако теоретические подходы к ней как минимум неоднозначны: психофизиология ставит во главу угла психодинамические и процессуальные характеристики работника; эргономика предлагает рассматривать взаимодействие субъекта, объекта и условий труда; психологические школы делают упор на личностные особенности работающего человека. В психологии труда основополагающей является концепция профессиональной пригодности. Согласно ей, соответствие индивидуально-типологических и психофизиологических, а также характерологических особенностей человека требованиям профессии является залогом его успешности в профессиональной деятельности. Сложность проблемы приводит к необходимости рассматривать системные и комплексные варианты ее решения. Особенно остро такая необходимость встает при рассмотрении сферы деятельности «человек-техника», где присутствуют все возможные факторы влияния на процесс труда: физиологические, психофизиологические,

психологические, социальные, эргономические.

В психологии труда, эргономике, медицине, физиологии труда проблема профессиональной эффективности традиционно связывается с понятием функционального состояния человека. Многие авторы отмечают комплексный характер этого явления и определяют его как совокупность характеристик физиологических функций и психофизических качеств, обеспечивающих эффективность деятельности [1,2,3]. В настоящее время изучается много форм состояний: предстартовые, эмоциональная напряженность, предпатологические, утомление, стресс и др. [4] Особое внимание уделяется феномену профессионального стресса. Исследования показывают, что стресс может оказывать различное по направлению воздействие на человека. Наиболее неблагоприятным моментом отмечается состояние при нарастающем эмоциональном возбуждении без поддержки энергетики и двигательной сферы. При прогрессировании

этого процесса, когда отмечается снижение эмоционального возбуждения, результативность резко падает [5]. Признаком устойчивости функционального состояния является интегративная работа всех систем организма и, прежде всего, единство вегетативной, психической и двигательной функций [6].

Еще одной тенденцией в теоретико-методологических исследованиях психологии труда является анализ профессиональной деятельности в контексте социальных отношений. Ключевое для данного подхода понятие психологической целостности позволяет включить в анализ не только профессиональные и личностные характеристики работника, но и факторы социально-экономических условий его существования [7].

Такое направление анализа профессионализма привело к тому, что в изучении проблем эффективности профессиональной деятельности приоритетными стали исследования роли субъекта в социально-оперативной среде, а именно поиск личностных, индивидуальных и социально обусловленных характеристик человека во взаимодействии с характеристиками оперативной среды и разработка универсальных и гибких моделей профессионала [8]. Совокупность индивидуально-личностных особенностей человека, определяющая эффективную реализацию функций, обозначается понятием профессионально-важные качества. Такой сугубо психологический подход дает возможность эмпирически выделять факторы эффективности деятельности.

Характерной чертой современного развития психологии, является возрастающее внимание к раскрытию и учету индивидуально-психологических особенностей личности, пониманию его, как целостности [1]. В широком смысле личностные качества - это совокупность всех свойств, особенностей работника, позволяющих ему реализовать свои функции. Формирование производительной способности работника осуществляется на основе диалектического единства общих (психофизических, интеллектуальных), специальных (профессионально-квалификационных) и особенных (организаторских, творческих т.д.) личностных способностей [9].

Профессиональная эффективность летчиков

Особенности деятельности летного состава, помимо уже указанных, общих для всех профессий факторов эффективности, обусловлены еще целым рядом обстоятельств объективного характера. Они связаны со свойствами летательных аппаратов, строением атмосферы, возможностями наземных средств управления полетами и другими обстоятельствами летной деятельности. Принципиальная специфика деятельности летчика состоит в том, что, во-первых, она происходит в отрыве от земли. Во-вторых, эта деятельность обусловлена свойствами летательного аппарата, который обладает свободой движения в пространстве, несравнимой с другими механическими средствами передвижения. И наконец, она осуществляется со скоростью, высотой и дальностью, с которыми в наземных условиях человек не встречается.

Для летной деятельности характерен вынужденный темп работы, иногда в условиях относительного дефицита времени. В связи с большими скоростями изменения обстановки в полете происходят очень быстро. Трудности увеличиваются еще и тем, что действие летчика протекает в строго определенном порядке в зависимости от этапа полета. Поэтому одной из важных особенностей летной деятельности является высокий уровень нервно-эмоционального напряжения, особенно при полетах в сложных и экстремальных условиях [10].

Особенностью управления самолетом является также исключительно высокий темп восприятия и переработки информации. Программа полета требует от летчика выполнения значительного числа расчетов в уме и сохранения в памяти большого числа исходных данных. В труде летчика отчетливо преобладает перцептивно-когнитивный компонент. Следует отметить, что с внедрением автоматических и полуавтоматических систем управления существенным образом изменился характер деятельности летчика.

Преобладающими стали не энергетические, а информационные функции человека -функции программирования, управления и контроля. Труд летчика современного летательного аппарата приобрел выраженные черты операторской деятельности, характерной особенностью которой является отсутствие возможности непосредственного наблюдения за управляемым объектом и необходимости использования информации, поступающей по каналам связи. В контексте нашего исследования необходимо подчеркнуть, что важнейшим элементом летной деятельности является система перцептивных процессов, детерминированных внешней средой и обусловленных внутренними психофизическими механизмами.

Особенностью восприятия приборной информации заключается, прежде всего, в том, что сигналы о положении управляемого летательного аппарата и работе его агрегатов поступают в виде кода. Если при любых видах восприятия велика роль мышления, то здесь само восприятие уже имеет второстепенный характер. Летчик должен непосредственно воспринимать сигнал, а затем раскодировать его, понять ту реальность, которая кроется за условным обозначением. Поэтому восприятие приборной информации в отличие от восприятия естественных объектов носит опосредованный характер [5].

Профессиональное мастерство в летной деятельности имеет обязательную сторону

- компонент в виде профессионального самосознания без осознания особенностей своей профессиональной деятельности и себя как субъекта невозможно развивать летное мастерство. Необходимым компонентом самосознания летчика является самооценка. Она включает в себя умение оценивать свои силы и возможности, отнестись к себе критически, самооценка оказывает влияние на профессиональную эффективность. Мы полагаем, что это влияние простирается до глубины психофизиологических процессов.

Самооценка в структуре профессиональной успешности

Самооценка лежит в основе уровня притязаний, который можно определить как степень сложности тех задач, которые человек ставит перед собой во всех сферах своей жизнедеятельности. Объективная, верная самооценка дает возможность адекватно очертить круг профессиональных функций, которые человек способен осуществить самостоятельно, и отказаться от иллюзорных, несбыточных целей [11]. Помимо прочего, самооценка личности детерминирована теми ценностями, которые являются ведущими в среде ее деятельности. Существуют данные, свидетельствующие о том, что большая часть работающих лиц идентифицирует свои личные достижения с профессиональными.

Для нас важно отметить еще и то, что самооценка участвует в большинстве когнитивных процессов и активно влияет на них. Существует так называемый эффект ссылки на себя. Суть этого эффекта состоит в том, что наша память более эффективно функционирует, когда сравнивает поступающую информацию с имеющимся опытом. Если вспомнить, что труд летчика во многом обусловлен перцептивной активностью, возникает закономерное предположение о связи самооценки с точностью восприятия оперативной информации при управлении летательным аппаратом.

Ошибка летчика как фактор аварийности

Ошибка летчика как фактор снижения безопасности полета на всем протяжении истории авиации была предметов внимания и специалистов-практиков, и инженеров-инструкторов, и научных работников в области психологии. Долгое время признать факт ошибки означало признать летчика виноватым в невыполнении задания, в поломке техники и в его собственной гибели. Отсюда все мероприятия по борьбе с ошибками выливались в отбор, обучение и воспитание (наказание). Эти меры, очевидно, необходимы, но недостаточны, поскольку ошибки совершают отобранные многолетней практикой, квалифицированные летчики, что позволяет предположить, что человеческий фактор аварийности не сводится к проблеме профессиональной непригодности.

В авиационных отраслях медицины и психологии различают два на первый взгляд созвучных понятия - человеческий фактор и личностный фактор. При этом за вторым остается его традиционное содержание: личностный фактор рассматривается как «совокупность всех врожденных и приобретенных физических и психических свойств личности, которые могут быть поставлены в связь с аварией» [5]. Концепция личностного фактора не рассматривает особенности взаимодействие летчика с техникой. В ней учитывается только связь ошибки с индивидуальными качествами данного человека. Человеческий фактор - это компонент системы «человек-техника», и он включает в себя механизмы взаимодействия, протекающие внутри этой диады. При анализе причин аварийности в авиации все большую роль отводят именно этому фактору.

Как уже было отмечено, деятельности летчика присуща необычная для других профессий пространственная ориентировка. Оценку положения самолета в пространстве летчик осуществляет визуально по наземным ориентирам и по приборам, а при отсутствии видимости земли в сложных метеоусловиях - только по приборам, что существенно осложняет его работу. Качество взаимодействия летчика с приборами летательного аппарата во многом определяется его индивидуально-психологическими особенностями, которые могут способствовать совершенствованию профессиональных навыков или затруднять этот процесс. Проявление индивидуально-психологических особенностей может происходить на уровне психических процессов, психических состояний и психических свойств личности.

Наиболее распространенной в этой группе предпосылок, связанных с психическими состояниями, являются неправильное распределение, несвоевременное переключение и отвлечение внимания. Ошибки, связанные с неправильным распределением внимания, в большинстве случаев возникают в результате недостаточного закрепления навыков пилотирования самолета. Второй по частоте среди психологических предпосылок аварий является напряженность, которая может быть вызвана недостаточной подготовкой к данному полету и связанной с этим неуверенностью в действиях, особенно на посадке, как наиболее ответственном этапе полета. Однако в отдельных случаях причина напряженности зависит от индивидуальных особенностей летчиков. Эти качества могут носить временный характер и устраняться в процессе обучения.

Часто причиной ошибочных действий является отсутствие психологической установки на полеты в данный летный день. Отсутствие интереса к выполнению полетов способствует нарушению внимания, сосредоточенности, распределения и переключения, снижению активности памяти, мышления и в целом ухудшению деятельности. Следует учесть и такой фактор, как преждевременная психическая демобилизация, которая возникает в конце полета, в конце рабочей недели, при отсутствии взаимоконтроля в экипаже, при деформированной системе взаимоотношений в нем.

Особое место в перечне причин воздушных аварий занимают ошибочные действия, связанные с психологическими свойствами личности - темпераментом, характером, способностями, интересами. Нас в данном случае интересует, прежде всего, роль самооценки в возникновении ошибочных действий и ее влияние на профессиональную эффективность летчиков в целом.

Опыт эмпирических исследований человеческого фактора в авиации

В настоящее время специалисты зарубежных стран в области психологического отбора в авиацию уделяют большое внимание изучению личностных особенностей, которые с одной стороны являются, как правило, константными, базисными характеристиками конкретного индивида, а с другой стороны, в более полной мере определяют индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность и безопасность полетов [12].

Начиная с 50-х годов в США, Франции, Италии, Канаде и ряде других стран в систему психологического отбора летного состава стали включаться методические приемы по оценке структуры мотивации, интересов, склонностей, эмоциональной устойчивости, умения противостоять внутреннему беспокойству и тревоге и др. [12]

Авиационные психологи США в настоящее время ведут исследования по определению так называемого «синдрома аса» то есть, совокупности признаков, по которым можно отобрать пилотов, как более перспективных для полетов на одноместных самолетах. Психологическое изучение таких пилотов показало, что «синдром аса» составляет, в частности, положительная реакция на условия физиологического напряжения, более спокойное отношение к опасности, здоровое поведение в обстановке состязания, высокая летная мотивация, развитый интеллект, конкретный подход к жизни, способность легко разбираться в стрессовых ситуациях, а также отсутствие эмоционального конфликта, вспыльчивости, невротичности, застенчивости [12].

В ряде других зарубежных исследований ведутся настойчивые поиски психологических коррелянтов предрасположенности пилотов к ошибочным действиям в полете в сфере личностных свойств и неблагоприятных психологических состояний. Так, например, в одной из работ выделено двенадцать черт личности, наличие которых у пилотов предрасполагает к возникновению летных происшествий. Основными из них является легкомыслие, недисциплинированность, переоценка своих возможностей, желание вызвать восхищение у других, рассеянность, нерешительность и так называемая «внутренняя доминанта», - то есть ожидание опасного неблагоприятного события.

В свою очередь в работах отечественных психологов было установлено наличие определенного сочетания ряда личностных свойств, присущего только пилотам и образующего так называемый «профессиональный характер» [13]. Это эмоциональная устойчивость к стрессу, фрустрации, твердость установок, убеждений, уверенность в себе. Эти качества сочетаются с жизненной активностью, высокой самооценкой, открытым характером, выраженной силой мотивации достижения цели, высокой интуитивностью, «опорой на чутьё», смелостью.

Наше исследование представляет собой эмпирическую проверку предположения о влиянии самооценки летчика на его предрасположенность к ошибочным действиям. Теоретической предпосылкой к нему стали выводы, сделанные К.Крафтом и Ч.Элвортом после проведения известного эксперимента, выявившего психологические причины ночных аварий самолетов компании «Боинг». Задача, поставленная перед экспериментаторами, заключалась в том, чтобы определить, по какой причине высококвалифицированный летчик разбивает торговый реактивный самолет во время обычной посадки в аэропорту спокойной ясной ночью. Для того чтобы квалифицированно ответить на этот вопрос — и тем самым положить начало практическому решению проблемы, — Крафт и Элворт проанализировали статистику несчастных случаев во время ночных посадок. И им удалось найти ключ к разгадке: по большей части это случается в аэропортах, расположенных несколько ниже по сравнению с близлежащими городами. При таких обстоятельствах надежным ориентиром для определения высоты самолета являются только показатели приборов, а сенсорная визуальная ориентация, на которую рассчитывает опытный пилот, приводит к драматической ошибке. Тренажерный эксперимент Крафта-Элворта поставил вопрос о связи самооценки, которая, как показывают исследования, является одним из направлений профессиональной деформации летчиков, и тенденции совершать профессиональные ошибки.

Исследование проводилось в авиационной эскадрилье одной из частей закрытого гарнизона. Прикладной задачей исследования было выявление взаимосвязи между уровнем самооценки и профессиональной эффективностью летчиков [14]. В качестве диагностических инструментов использовались опросник уровня субъективного контроля

Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинд; личностный дифференциал в адаптации НИИ им. В.М.Бехтерева; методика самооценки личности С.А.Будасси. В батарею был включен проективный тест «Рисунок человека» К.Маховер.

Уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящие с его самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Принято считать, что высокий уровень субъективного контроля свидетельствует о самостоятельности, независимости в принятии решений, ориентации на себя в формировании суждений и т.д. Нас интересует, не могут ли качества, безусловно свидетельствующие о зрелости личности, стать помехой при решении летчиком профессиональных задач.

Методика личностного дифференциала предусматривает самооценку испытуемым факторов оценки, силы и активности своей личности. При применении дифференциала для определения самооценки велико значение фактора оценки, количественная величина которого свидетельствует об уровне самоуважения. Фактор силы свидетельствует о развитии волевых сторон личности, того, как они осознаются самим испытуемым, фактор активности интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности.

Тест на выявление уровня самооценок предполагает, что по результатам подсчета баллов определяется самооценка личности: чем больше суммарный результат, тем выше самооценка испытуемого, при этом норма определяется средними показателями.

Для выявления особенностей самооценки рисуночным тестом человека использовались два фактора: расположение рисунка и его размеры.

В условиях нашего исследования оценить профессиональную эффективность участников можно было только при помощи экспертов, в качестве которых выступили руководители гарнизона и сотрудники кадровой службы. В бланк оценки летчиков были включены основные показатели профессиональной эффективности: профессионализм, дисциплина, конфликтность, профессиональное мышление, эмоционально -психологическая устойчивость, долговременная профессиональная мотивация и ошибочные действия.

В окончательный анализ данных были включены: показатели интернальности, личностного дифференциала, уровня самооценки и, в качестве внешних критериев, показатели экспертной оценки. Поскольку нас интересуют структурные связи, методом анализа был избран корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмана.

Таблица №1

Взаимосвязь показателей интернальности с профессиональными характеристиками летчиков (N=42)_________________________________________________________________

общая интернал ь-ность интерна ль-ность достиже ний интерна ль-ность неудач интерна ль-ность в семейны х отношен иях интерна ль-ность в произво дст- венных отношен иях интернал ь-ность в межличн ост-ных отношен иях интрена ль-ность здоровь я

профессион ализм 0,79 0,58 0,57 0,62 0,54 0,54 0,41

дисциплина 0,57 0,49 0,52 0,44 0,58 0,20 0,44

конфликтно сть 0,53 0,55 0,37 0,47 0,54 0,31 0,46

профессион альное мышление 0,77 0,59 0,54 0,67 0,49 0,46 0,43

эмоциональ ная устойчивост ь 0,79 0,67 0,54 0,67 0,58 0,51 0,41

профессион альная мотивация 0,77 0,57 0,53 0,66 0,48 0,53 0,38

ошибочные действия 0,73 0,53 0,51 0,66 0,50 0,49 0,31

Как видно по таблице, корреляционный анализ подтверждает идею, имплицитно присутствующую в современных исследованиях, связанных с профессионализацией летчиков: интернальность (внутренний локус контроля по Дж.Роттеру) является ее важнейшим фактором. При достаточно строгом уровне статистического допущения (р=0,01) нами получена убедительная картина множественных связей между показателями интернальности и профессиональной эффективности летчиков.

Хотелось бы обратить внимание на то, что все выявленные связи носят положительный характер, то есть интернальность, понимаемая нами как способность принимать на себя ответственность, прямо пропорциональна профессионализму, дисциплине, эмоциональной устойчивости, профессиональному мышлению и мотивации. И это же качество так же прямопропорционально связано с конфликтностью и тенденцией к ошибочным действиям.

Для нашего исследования необходимо еще более сузить круг изучаемых параметров, чтобы приблизить их к непосредственным показателям самооценки. Покажем взаимосвязь различных аспектов самооценки с теми же профессиональными характеристиками:

Таблица №2

Взаимосвязь показателей разных аспектов самооценки с профессиональными характеристиками летчиков (N=42)___________________________________________________

неосознаваем ая самооценка самооценка привлекательнос ти личности самооцен ка силы самооцен ка активност и осознаваем ая самооценка

профессионализ м 0,52 0,57 0,45 0,44 0,47

дисциплина 0,44 0,49 0,30 0,33 0,46

конфликтность 0,17 0,25 0,27 0,39 0,30

профессиональн ое мышление 0,45 0,59 0,53 0,51 0,49

эмоциональная устойчивость 0,58 0,61 0,48 0,45 0,54

профессиональн ая мотивация 0,30 0,43 0,50 0,48 0,47

ошибочные действия 0,43 0,55 0,47 0,48 0,42

Здесь обнаруживается почти столь же мощная система значимых связей. С показателями самооценки в той или иной степени связаны все профессиональные характеристики летчиков за исключением конфликтности. Для нас особенно важна связь показателей самооценки с тенденцией к ошибочным действиям. Как видим, такая связь есть: предрасположенность к ошибочным профессиональным действиям связана со всеми аспектами самооценки.

Далее полученные данные были подвергнуты регрессионному анализу, позволяющему выявить структуру влияния на изучаемый фактор, в данном случае -влияния факторов самооценки и интернальности на предрасположенность к ошибочным профессиональным действиям. Регрессия показателей интернальности в их связи с тенденцией к ошибочным действиям привела к уравнению:

ОД = -1,06 - 0,28Ид + 0,08Ин + 0,65Ис + 0,29Ип + 0,27Им + 0,02Из (при R2=0,55), где

ОД - тенденция к ошибочным действиям;

Ид - интернальность в области достижений;

Ин - интернальность в области неудач;

Ис - интернальность в семейных отношениях;

Ип - интернальность в производственных отношениях;

Им - интернальность в межличностных отношениях;

Из - интернальность в сфере здоровья.

Полученное уравнение показывает, что наибольшее влияние на склонность совершать ошибки в профессиональной деятельности оказывают те аспекты интернальности, которые так или иначе связаны с межличностными отношениями: способность брать на себя ответственность за взаимодействие с окружающими, стремление к лидерству, сформировавшееся в неотъемлемую черту личности, ориентация на себя во всех сферах отношений. Парадокс заключается в том, что безусловно сильная позиция личности, эффективная в любой другой ситуации, становится предпосылкой к профессиональным ошибкам летчика, вызванным самонадеянностью. При этом интернальность в области достижений - то есть принятие на себя ответственности за собственные успехи, - вносит в тенденцию к ошибкам отрицательный вклад.

Убедившись во влиянии интернальности на ошибочные действия, мы включили в регрессионный анализ все интересующие нас показатели самооценки:

ОД = 0,1 + 0,48интернальность + 0,17неосознанная самооценка + 0,03самооценка привлекательности + 0,09самооценка силы + 0,04самооценка активности -

0,009осознанная самооценка (при R2=0,61)

Как видно из уравнения, основным фактором влияния на тенденцию к ошибочным действиям остается интернальность (в данном уравнении ее общий показатель). Что касается остальных аспектов самооценки, несомненный интерес вызывает тот факт, что осознанная самооценка практически не влияет на тенденцию к ошибкам. Неосознаваемая,

- а значит, и неконтролируемая самооценка оказывает достаточно серьезное влияние на изучаемый показатель профессионализма летчиков.

Таким образом, получено эмпирическое доказательство того, что сугубо личностный фактор, часто являющийся результатом успешной профессионализации летчика, может стать причиной серьезных профессиональных ошибок летчиков. Следует признать, что такие характеристики личности, как самооценка, интернальность, уровень притязания могут рассматриваться как компонент человеческого фактора аварийности в системе взаимодействия летчика и летательного аппарата.

Принцип регрессионного анализа и сформированные в его результате уравнения дают возможность с определенной долей вероятности рассчитывать предрасположенность к ошибочным действиям в каждом конкретном случае. Используемый в организационноуправленческой деятельности, такой принцип может помочь в прогнозировании опасности, вызванной человеческим фактором.

Литература

1. Бодров В.А., Лукьянова П.Ф. Психологическая диагностика уровня сплоченности летных экипажей.// Психологический журнал, т.3, №5, 1982.

2. Климов Е.А. Психология профессионала. М. 1996 481 с.

3. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л. ЛГУ, 1987 125 с.

4. Дергач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма- М..,2004, 752с.

5. Михайлик Н.Ф., А.В.Малишевский А.В. Концепция национальной системы психологической подготовки летного состава //Прикладная психология, №4, 1999.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., Т 1.

7. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущности и пути

формирования. М., 1990. 258 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ворона А.Н., Гандер Д.В., Пономаренко В.А. Теория и практика психологического обеспечения труда. М. 2003. 287 с.

9. Майерс Д.Социальная психология/ Пер. С АНГ. - СПб.:Питер, 1997.-688с.

10. Рыжков В.П. Анализ состояния безопасности полетов и профилактической работы в частях армейской авиации за последние 10 лет (1988-1997 гг.) //Проблемы безопасности полетов / ВИНИТИ. - 1998. - № 6. - С. 45-57.

11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л. ЛГУ. 1984, 380 с.

12. Постои Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. - М., 1980, 607 с.

13. Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии.//Психологический журнал, 1980, т.1, № 1, с.8-20.

14. Ихсанова С.Г., Черная Н.Н. Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки с профессиональной эффективностью летчиков. - Самара, 2007, 114 с.

15. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психолога. М., 2004. 335 с.

16. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М. 2005, 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.