Научная статья на тему 'Диагностические критерии острой полиневропатии у детей'

Диагностические критерии острой полиневропатии у детей Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
79
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСТРАЯ / ПОЛИНЕВРОПАТИЯ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Юсупов Алимардон Мирзаевич, Джурабекова Азиза Тахировна, Гайбиев Акмал Ахмаджонович

В статье изучены критерии проявления острой полиневропатии у детей. Основным методом исследования было определение силы мышц, характера невральной проводимости, симптомов натяжения, турникетная проба. Результатом было выявление индекса дизкулопатии статуса по степени тяжести, так у детей с острой полиневропатией (ОП) он равнялся в среднетяжёлом и тяжёлом случаях пятидесяти процентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Юсупов Алимардон Мирзаевич, Джурабекова Азиза Тахировна, Гайбиев Акмал Ахмаджонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностические критерии острой полиневропатии у детей»

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОСТРОЙ ПОЛИНЕВРОПАТИИ

У ДЕТЕЙ

Юсупов А.М.1, Джурабекова А.Т.2, Гайбиев А.А.3

'Юсупов Алимардон Мирзаевич — студент магистратуры;

2Джурабекова Азиза Тахировна — профессор;

3Гайбиев Акмал Ахмаджонович — PhD, ассистент; кафедра неврологии и нейрохирургии, Самаркандский государственный медицинский институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье изучены критерии проявления острой полиневропатии у детей. Основным методом исследования было определение силы мышц, характера невральной проводимости, симптомов натяжения, турникетная проба. Результатом было выявление индекса дизкулопатии статуса по степени тяжести, так у детей с острой полиневропатией (ОП) он равнялся в среднетяжёлом и тяжёлом случаях пятидесяти процентам. Ключевые слова: острая, полиневропатия, дети.

Актуальность. Острая полиневропатия (ОП) является самой распространенной патологией периферической нервной системы, частота которой у детей составляет до 1,7-2,0 на 100 000 детского населения. Степень и распространённость демиелинизирующего процесса при ОВДП определяет выраженность вялых парезов и нарушения чувствительности, в результате нарушения невральной проводимости. Объективная оценка нарушения невральной проводимости при ОВДП осуществляется с помощью стимуляционной электронейромиографии (ЭНМГ) [2,4,6]. Отсутствие изменений максимальной СПИ в период клинической манифестации симптомов при ОВДП, а также высокая межиндивидуальная вариабельность показателей СПИ в детском возрасте, требует поиска новых дополнительных ЭНМГ показателей для оценки проводящих свойств периферических нервов [1, 3, 4]. С этой целью может использоваться нагрузочная проба, благодаря проведению которой также возможна оценка резервных возможностей периферической нервной системы, а также изучение влияния кратковременной локальной ишемии периферических нервов, так называемой турникетной пробы, на проводимость и возбудимость аксонов. При проведении турникетной пробы у взрослых показано, что нервные волокна при различных патологических состояниях резистентны к ишемии [5, 7]. Предполагается, что выявленные при турникетной пробе изменения невральной проводимости у взрослых являются ранними признаками наступления полиневропатии. У детей, как в норме, так и при ОВДП влияние кратковременной локальной ишемии на невральную проводимость не изучена, что и явилось это основанием для изучения [2, 4, 6].

Цель. Изучить особенности клинически диагностических проявлений острой полинейропатии у детей.

Материалы и методы исследования. Всего было обследовано 20детей от 7 до 17 лет с диагнозом ПН и 15 детей группы сравнения (здоровые дети). Диагноз у детей устанавливался в соответствии с критериями ВОЗ (1993) и нейрофизиологическими критериями R. Hadden (1998). Комплексное клинико-неврологическое обследование всех детей с ПН проводилось с момента госпитализации больных в клинику с последующим ежедневным динамическим осмотром в стационаре в течение всего периода госпитализации. Всем детям с ПН проводился общий клинический осмотр по стандартной методике с оценкой черепной иннервации, поверхностной и глубокой чувствительности, глубоких и поверхностных рефлексов, патологических рефлексов, оценкой мышечной силы конечностей по 5-ти балльной шкале.

Детям основной группы проводилась стимуляционная ЭНМГ в остром периоде (1 неделя) и в период ранней реконвалесценции (2 неделя). ЭНМГ обследование проводилось на аппарате «МИОРИТМ 040».

Результаты исследования. В ходе проведенного исследования особенностей клинических проявлений у 46 детей с ОВДП установлено, что наиболее распространённым проявлением при манифестации ОВДП была мышечная слабость (95,6%) в конечностях с различными по степени парезами в руках и ногах (таблица 1). Онемение и парестезии (83,4%) по полиневропатическому типу были наиболее распространенным типом чувствительных расстройств. Среди чувствительных расстройств наблюдались в половине случаев симптомы раздражения в виде нейропатической боли и симптомов натяжения нервных стволов. Вегетативные нарушения наблюдались в 72,7% случаев в виде артериальной гипотонии,

акроцианоза, гипергидроза. Поражение черепных нервов проявлялось в виде невропатии лицевого нерва в 11% случаев и в 2% случаев наблюдались бульбарные нарушения в виде нарушения глотания и фонация, как проявления невропатии языкоглоточного нерва. При анализе анамнестических данных выявлено, что за 1 месяц до начала заболевания инфекции верхних дыхательных путей наблюдались в 84,3% случаев, гастроэнтерит наблюдался в 10,2% случаев и в 5,5% случаев предшествующих инфекций не было.

Во всех случаях ОВДП характерной являлась последовательность развития неврологических нарушений с появлением, в первую очередь, вегетативных расстройств, затем - чувствительных, а потом - двигательных, что обусловлено разной степенью миелинизации нервных проводников, наименее выраженной в вегетативных и чувствительных волокнах и наиболее - в моторных. Причем, чем раньше определялись вегетативные симптомы и чем короче срок до последующего развития двигательных нарушений, тем тяжелее было течение заболевания в дальнейшем.

Таблица 1. Частота клинических симптомов у детей с ОВДП в различные периоды заболевания в зависимости от степени тяжести (%)

Клинические симптомы Среднетяжелая степень тяжести (п=14) Тяжелая степень тяжести (п=12)

Острый период (1-14 день от начала заболевания)

Мышечная слабость 100 % 100 %

Нарушение чувствительности 83 100

Симптомы натяжения нервных стволов 50 91

Поражение черепных нервов 0 13

Вегетативные нарушения 15/63 22/100

Вентиляционная поддержка 0/0 3/14

Индекс функционального статуса (балл) 2±0,8 5±2,5

Период ранней реконвалесценции (15-30 день от начала заболевания)

Мышечная слабость 83 % 100 %

Нарушение чувствительности 75 100

Симптомы натяжения нервных стволов 21 88

Поражение черепных нервов 0/0 6/13

Вегетативные нарушения 54 100

Вентиляционная поддержка 0/0 0/0

Индекс функционального статуса (балл) 1±1,2 4±1,5

Длительность пребывания в стационаре (дни) 28±5,1 45±8,4

Из особенностей клинической картины ОВДП у всех детей можно отметить, что первыми признаками заболевания были парестезии в области пальцев стоп и подошв в виде ощущений онемения, стягивания, похолодания. Одновременно с парестезиями в 36% случаев появлялась слабость движений пальцев кистей и стоп. В 63% случаев данные расстройства были выражены больше с одной стороны, и в последующем эти небольшие различия сохранялись. Ко 2-3 дню к парестезиям присоединялось снижение чувствительности, в первую очередь, болевой и проприцептивной, а граница чувствительных расстройств распространялась по восходящему типу, захватывая обе стопы и распространяясь на голени. При распространении расстройств на верхние трети голеней и области коленных суставов появлялись расстройства чувствительности рук в виде парестезий и онемений концов пальцев. В последующие 1-2 дня у всех детей с ОВДП нарастала слабость мышц стоп и голеней, появлялась слабость проксимальных мышц ног и мышц кистей. В 68% случаев при ОВДП отмечался болевой синдром с первых дней заболевания в виде мышечной боли, боли в позвоночнике, по ходу нервных стволов. Период интенсивных болей у всех детей наблюдался от 3 до 5 дней и в последующем не являлся ведущим синдромом. С первых дней болезни отмечались симптомы натяжения Ласега, Вассермана, Нери.

У всех детей с ОВДП одновременно с нарастанием чувствительных расстройств усугублялись и двигательные расстройства. Постепенно развивался вялый паралич ног, глубокий вялый парез рук, а также в 20% случаев признаки бульбарных нарушений в виде дизартрии, а затем и дисфагии, одновременно с появлением и нарастанием этих нарушений

появлялись признаки пареза дыхательных мышц, уменьшался объем дыхательных движений грудной клетки. В 14% случаев в последующие 1-2 дня расстройства дыхания достигали степени, вынуждающей к переводу больного на ИВЛ. Вегетативные расстройства, связанные с поражением периферических вегетативных волокон, наблюдались в 60% при среднетяжелой степени тяжести и в 100% при тяжелой степени тяжести заболевания. У всех больных выявлялась повышенная потливость, избыточная сальность или сухость кожи, что было связанно с наклонностью к быстрому формированию пролежней. Существенное значение имели расстройства кровообращения, возникавшие вследствие нарушений вегетативной иннервации сердца и периферических сосудов. В 76% случаев в начале заболевания наблюдалась недостаточной парасимпатической иннервации в виде умеренной тахикардии и артериальной гипертензии. В 24% случаев развивалась недостаточность симпатической иннервации, которая приводила к значимой и стойкой артериальной гипотензии и требовала интенсивной терапевтической коррекции. Период нарастания неврологического дефицита в среднем составил 11±2 дня. За периодом нарастания симптомов болезни наблюдался период стабилизации неврологического дефицита, в течение которого неврологические нарушения оставались стабильными, не претерпевавшие изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону, и в среднем период стабилизации составил 14±3 дня. В группе детей с тяжелым течением ОВДП 10 детей имели затяжной период восстановления ходьбы, более 1 месяца. Анализ динамики невральной проводимости на острую 10-минутную ишемию у 15 здоровых детей показал, что кратковременная локальная ишемия вызывает закономерную и-образную форму динамики СПИ по двигательным волокнам локтевого нерва на участке предплечья. Уже на 2 минуте ишемии наблюдалось достоверное снижение СПИ, которое нарастало и становилось максимальным на 10 минуте ишемии. После снятия компрессии во всех группах отмечалось быстрое достоверное повышение СПИ уже к 1 минуте.

Фоновые значения СПИ по двигательным волокнам локтевого нерва у детей младшего школьного возраста в среднем составляли 59,4±2,9 м/с. У детей старшего школьного возраста СПИ не имела различий с младшей возрастной группой и составляла в среднем 60,7±3,6 м/с. Несколько сниженные значения СПИ у детей младшего школьного возраста, могут быть обусловлены пока незавершённым процессом миелинизации нервных волокон. СПИ по двигательным волокнам локтевого нерва у мальчиков и девочек не имеет значимых фоновых различий и на 10 минуте ишемии. Фоновая СПИ у мальчиков 60,2±3,6 м/с, у девочек 59,1±3,1 м/с, СПИ на 10 минуте ишемии у мальчиков 54,6±3,2 м/с, у девочек 53,9±2,7 м/с. При дисперсионном анализе РНП двигательных волокон локтевого нерва на кратковременную локальную ишемию по возрастному признаку значимых различий РНП между группой младшего школьного и группой старшего школьного возрастов не получено (р>0,05). При дисперсионном анализе РНП двигательных волокон локтевого нерва на кратковременную локальную ишемию по половому признаку значимых различий РНП между группой девочек и группой мальчиков не получено (р>0,05).

• РНП на 10 минуте ишемии в гендерных группах составляет:

• у мальчиков (п=25) - 8,5±2,2%;

• у девочек (п=30) - 8,6±2,6%.

Все дети во время проведения турникетной пробы на 1-2 минуте ишемии в области компрессии описывали лёгкий дискомфорт и парестезии на уровне предплечья-кисти, сохранявшиеся на всём протяжении пробы. Сразу после снятия компрессии в области кисти возникали парестезии в виде покалывания, которые исчезали через 3-5 минут после появления.

Выводы. Острая полиневропатия у детмы в возрасте имеет в 52% случаев среднетяжелую степень тяжести с индексом функционального статуса 2±0,8 балла и в 48% случаев тяжелую степень тяжести с индексом функционального статуса 5±2,5 баллов, в исходе которой в 45% случаев имеет место восстановление самостоятельной ходьбы более 1 месяца.

Невральная проводимость в ответ на острую кратковременную ишемию не имеет возрастных и гендерных различий у здоровых детей. Нормативный показатель реактивности невральной проводимости двигательных волокон локтевого нерва на 10 минуте ишемии у здоровых детей составляет 8,6±1,9%.

Список литературы

1. Абдусаломова М.А., Мавлянова З.Ф., Махмудов С.М. Оптимизация медико-социальной

реабилитации при болезни Дюшенна // Достижения науки и образования, 2019. № 11 (52).

2. Гайбиев А.А. Болаларда уткир полирадикулоневритларда кузатиладиган иммуналогик курсаткичлар тахлили ва такомиллаштирилган давоси. Автореферат на соискание учёной степени кандидата медицинских наук. Самарканд, 2019. С.44.

3. Гайбиев А.А. и др. Современные методы диагностики и лечение полиневропатий у детей // Достижения науки и образования, 2019. № 11 (52).

4. Гайбиев А.А., Джурабекова А.Т., Утаганова ГХ. Болаларда полинейропатияларни эрта диагностика кдлиш усуллари // Журнал «Неврология», 2018. № 4. Б. 111.

5. Мавлянова З.Ф. Рефлексотерапия и ароматерапия в лечении больных дисциркуляторной энцефалопатией // Современная фармация: проблемы и перспективы развития, 2015. С. 428.

6. Шарафова И.А., Ким О.А. Комплексный подход к лечению и реабилитации больных с нейропатией лицевого нерва // Молодежь и медицинская наука в XXI веке, 2019. С. 210-210.

7. Gaybiev A.A., Djurabekova A.T., Utaganova G.X., Igamova S.S. Modern methods of diagnostics of polyneuropathy // European Science Review, 2018. № 9-10. Р. 45-47.

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Кучмурадова Г.Х.1, Абдумажидова Р.З.2, Аккулова Ю.А.3

'Кучмурадова Гулнора Хатамовна - старший преподаватель;

2Абдумажидова Раъно Зарифбоевна - ассистент-преподаватель;

3Аккулова Юлдуз Алимовна - преподаватель, кафедра общих наук, Янгиерский филиал Ташкентский химико-технологический институт, г. Янгиер, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается технологический подход как наиболее современное и эффективное средство повышения качества высшего образования.

Ключевые слова: технологический подход, гуманитарные технологии, социальные технологии, педагогические технологии, образовательные технологии.

Современная педагогическая наука уделяет особое внимание внедрению процесса технологизации в систему высшего образования. В Узбекистане создан специальный отдел по наблюдению за качеством образования, особое внимание постоянно уделяется составлению, улучшению и внедрению систем рейтинга. Слово «технология» актуально не только для современной педагогики, но и для таких наук, как философия, социология, политика, менеджмент, и др. Понятие «технология» восходит к понятию «техника» и, следовательно, к материальному производству. Технология - это способ создания артефактов, манипулирование ими с помощью специально разработанных методов [1, 32]. Современная педагогическая наука довольно широко использует такие понятия, как «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения» [2, 51]. Эти понятия довольно хорошо изучены и внедрены в практику. Однако такое понятие, как «гуманитарные технологии», или «социальные технологии», является новым, следовательно - малоизученным, но актуальным, так как в случаях, когда она была применена в образовательной среде, заметно улучшилось качество образования, его результаты. Гуманитарные (социальные) технологии, в широком смысле - это технологии взаимодействия в обществе (социальные технологии). Гуманитарные технологии иногда рассматриваются как вид социальных технологий. Б.Ф. Усманов имеет определяет «социальные технологии» как: «набор методов и инструментов для решение социальных проблем; совокупность знаний о способах организации социальных процессов; активность, обеспечивающая решения социальных проблем; элемент механизма управления, направленный на решение социальных проблем; система инновационных способов решения социальных проблем» [4, 20]. В системе высшего образования гуманитарные технологии не являются абсолютно новой концепцией, но их применение в сочетании с информационными технологиями, а именно - с новейшими её проявлениями, позволяет резко повысить эффективность и качество процесса обучения, вне зависимости от научного или профессионального направления. Эффективное использование гуманитарных технологий и их широкое распространение в системе высшего образования превращают процесс обучения в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.