Научная статья на тему 'Диагностическая система сформированности умений учебно-творческой деятельности студентов'

Диагностическая система сформированности умений учебно-творческой деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
723
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностическая система сформированности умений учебно-творческой деятельности студентов»

4. Маркова, Н. Г. Этика и межкультурная компетенция будущего специалиста / Н. Г. Маркова, Е. В. Маркова // Этнодидактика народов России. - Нижнекамск: Изд-во ИМИ, 2007. - 326 с.

5. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. - М.: Флинта, 1994. - 215 с.

6. Огарев, Е. И. Компетентность образования: социальный аспект / Е. И. Огарев. - СПб.: Изд-во РАО ИОВ, 1995. - 170 с.

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1983. - 816 с.

8. Свасьян, К. А. Человек как творение и творец культуры / К. А. Свасьян // Вопросы философии. - 1987. -№ 6.

9. Трофимова, Р. П., Москва: культурологический словарь / Р. П. Трофимова, В. В. Викторов, О. О. Никитина. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998.-364 с.

УДК 373. 1.013

Р. Н. Афонина

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Экспериментальная работа по формированию умений учебно-творческой деятельности студентов проводилась в 2000-2007 гг. в рамках учебных курсов естественно-научного содержания в Барнаульском государственном педагогическом университете, Лингвистическом институте, Бийском государственном педагогическом университете им. В. М. Шукшина, Алтайском краевом педагогическом лицее. Всего в исследовании приняли участие более 1500 человек.

Необходимость формирования умений учебно-творческой деятельности будущих учителей уже на начальном этапе обучения в вузе является основой профессионально-творческой деятельности. Учебно-творческая деятельность предполагает определенную готовность обучающихся к осуществлению требуемых умений. Вместе с тем в теории обучения остаются недостаточно изученными критерии диагностики и оценки уровней учебно-творческой деятельности будущих учителей.

Методологической основой разработанной нами диагностики состояния сформированности умений учебно-творческой деятельности студентов являются работы И. П. Калошиной [2], Ю. Н. Кулюткина [4], И. Я. Лернера [5], А. М. Матюшкина [6], Я. А. Пономарева [8], которые позволяют констатировать, что диагностика готовности студента к учебно-творческой деятельности основана на характеристике следующих новообразований:

1) устойчивая мотивация к учебно-творческой деятельности, которая может быть выражена в форме достижения, познания, общения;

2) способность ставить цели и определять условия ее достижения (целе-полагание и целеудержание);

3) владение действиями, позволяющими решать учебную задачу, т. е. достигать цель;

4) способности к самоконтролю и самооценке учебной деятельности;

5) способности к рефлексии, т. е. умение осмысливать, изучать, анализировать события и поступки в плане своих возможностей, способностей, социальной значимости.

Конкретизация теоретических основ формирования умений учебно-творческой деятельности позволила нам выделить ее основные компоненты: мотивационно-целевой, содержательный, операционально-исполнительный и оценочно-рефлексивный (рисунок).

• .......;...............■: -.................................. . . ........ .

Компоненты и показатели сформированности умений учебно-творческой деятельности

Структура компонентов и показателей сформированное! и умений учебно-творческой деятельности студентов

Мотивационный компонент (мотивационно-целевая составляющая)

определяет внутреннюю позицию обучаемого, его цели, желания, настрой, психологическую готовность углублять и совершенствовать полученные знания, потребность практически применять их в учебной, профессиональной и жизненной деятельности. Мотивационно-целевой компонент рассматривался нами через характеристику характера когнитивных целей, характера мотивации учебной деятельности и определялся в процессе педагогического наблюдения. В наших исследованиях мы различали три уровня мотивации учебно-творческой деятельности: стимулъно-репродуктивный, продуктивно-моделирующий и, наиболее сложный и развитый, творческий уровень. Стимульно-репродуктивные цели реализуются при самостоятельном воспроизведении информации, продуктивно-моделирующие - в

Мотивационо-целевой компонент _______;_______

]. Когнитивные цели 2. Мотивация учебной деятельности

Содержательный

компонент

геяиктгзстш кпт і п:ш

1. Степень усвоения ведущих идей и понятий

2. Степень взаимосвязи и переноса знаний

Операционалъно-исполнител ьн ый компонент ..................

1. Характер творческой деятельности

2. Творческое мышление

3. Самостоятельность

4. Активность

Оценочно-

рефлексивный

компонент

:. . ; ,

1. Самоконтроль

2. Самооценка

3. Рефлексивная позиция

процессе преобразования усвоенной информации; творческие - при использовании усвоенной информации для получения объективно нового знания.

Мотивация учебно-творческой деятельности рассматривается как сложное полисистемное образование, которое в своем развитии претерпевает качественные изменения: от неструктурированной, неупорядоченной совокупности мотивов к иерархично организованной структуре с доминированием мотивов творческой самореализации. Минимальный уровень сформированное™ мотивации учебно-творческой деятельности характеризуется временностью, неосознанностью и непроизвольностью выполнения данного вида деятельности. Позитивная мотивация учебной деятельности рассматривается в контексте нашего исследования на основе выделения двух основных видов мотивации: внутренней - выражающей ориентацию на учение как процесс познания, и внешней - выражающей ориентацию на учение как средство достижения целей, не связанных с обучением. Внутренняя познавательная мотивация рассматривается нами, вслед за большинством авторов, как специфическая мотивация творчества.

Содержательный компонент определяет системный подход к анализу окружающего мира; формирование современной картины мира и мировоззрения; теоретические знания, понятия, идеи, представления, концепции современного естествознания. Для определения уровня сформированности содержательного компонента мы использовали метод контроля знаний на основе описаний различных характеристик: полнота, системность, прочность, глубина. Полнота знаний определялась по степени соответствия объему содержания программных требований, по правильности и точности формулирования определений, понятий, по уверенности выбора данного ответа. Системность характеризовалась осознанием знаний, последовательностью, наличием содержательно-логических связей. Прочность знаний определялась умением применить их в других ситуациях, вопросах, темах, проводить анализ различной информации. Глубина знаний проявлялась в совокупности осознанных связей между разными понятиями. Степень усвоения ведущих естественно-научных идей, понятий и степень их взаимосвязи, переноса определялась на основе анализа выполнения дидактических тестов. Расчет показателей степени освоения ведущих идей, понятий и степени их взаимосвязи, переноса осуществлялся по формуле к = п / Д где п - количество верно выполненных тестовых заданий; N - количество заданий, входящих в тест.

Операционально-исполнительный компонент (технологически-дея-тельностная составляющая) определяет уровень сформированности умений учебно-творческой деятельности и характеризуется на основе анализа показателей характера творческой деятельности, степени сформированности основных компонентов творческого мышления, самостоятельности и активности. В технологическом компоненте отражено умение студента осуществлять учебно-творческую деятельность продуктивно, творчески и самостоя-

тельно подходить к выполнению практических заданий. Характер творческой деятельности определялся методом экспертной оценки творческих продуктов. В проводимом исследовании мы различали три уровня творческой деятельности: стимульно-продуктивный, эвристический и, наиболее сложный и развитый, креативный уровень. Стимульно-продуктивный уровень творческой деятельности характеризуется применением студентами стандартных алгоритмов деятельности. При эвристическом уровне в учебной деятельности студентов отмечается преобразование стандартных алгоритмов деятельности, благодаря ему они находят и обобщают закономерности однотипных явлений. Креативный уровень характеризуется наличием поиска новых решений и собственных подходов к решению проблемы.

Оценка степени сформированности основных компонентов творческого мышления как умений мыслительной деятельности осуществлялась на основе анализа показателей сформированности системы основных познавательных операций, сформированности конвергентного и дивергентного мышления. Изучение степени сформированности основных познавательных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, конкретизации и обобщения осуществлялось в процессе педагогического наблюдения. При диагностике творческого мышления нами были исследованы способности испытуемых в различных видах мыслительной деятельности: наглядно-образной (невербальной) и словесной (вербальной). Для изучения вербальной креативности использовали тест «Словесные триады» С. Медника в адаптации А. Н. Воронина. Для изучения невербальной креативности мы использовали краткий тест Е. П. Торранс, дивергентную продуктивность мышления изучали на основании теста Дж. Гилфорда [1].

Изучение характера самостоятельной деятельности проводилось в процессе педагогического наблюдения. В проводимом нами исследовании были выделены три уровня самостоятельной деятельности: воспроизводящая самостоятельность, частично-поисковая и творческая. Простейшая самостоятельность (воспроизводящая) проявлялась в простом воспроизведении имеющихся знаний. Частично-поисковая самостоятельность характеризовалась умением выбирать информацию из нескольких источников, использовать интересный фактический материал, применять имеющиеся знания для решения конкретной учебной задачи. Творческая самостоятельность проявлялась в демонстрации «собственного видения» и самостоятельной постановки проблемы или задачи, составлением плана ее решения и способа достижения цели, в постановке собственных гипотез и их проверке.

Познавательная активность личности является основой творческой деятельности, способствующей открытию для студента новых знаний или умений. Существует три качественных уровня проявления творческой активности: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный. В первом случае деятельность обучаемого направлена на вспоминание, воспроизве-

дение готовых положений. Эвристический уровень активности характеризуется тем, что обучаемый находит и обобщает закономерности однотипных явлений. Креативный уровень активности характеризуется стремлением студента проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, применить новые приемы, преодолеть затруднения, способностью вносить элементы новизны в способы выполнения заданий.

Оценочно-рефлексивный компонент характеризовался на основе изучения показателей самоконтроля, самооценки и рефлексивной позиции в процессе педагогического наблюдения и использования диагностических тестов. Самоконтроль, как сознательная регуляция собственных действий, осуществляется на основе сопоставления собственных умений учебно-творческой деятельности студента с некоторыми субъективными нормами и образцами. Выделялись низкий, средний и высокийуровни самоконтроля. Низкий уровень самоконтроля характеризуется отсутствием проявления умений самоконтроля собственной деятельности, средний уровень - частичным проявлением самоконтроля, высокий уровень - оптимальным проявлением самоконтроля и его прогностичностью. Степень выраженности самооценки учебно-творческой деятельности определяется как низкая, средняя и высокая. Низкий уровень самооценки характеризует отсутствие высказываний своего отношения к данному виду деятельности, средний - шаблонность, применение стандартных алгоритмов самооценки; высокий уровень - наличие собственной адекватной оценки новообразований в учебной деятельности. Проявление рефлексивной позиции в предметной сфере характеризуется как стимулыю-репродуктивный, конструктивный и креативный уровни. Стимульно-репродуктивный уровень проявляется в том, что студент работает в рамках заданного способа без проявлений собственной инициативы. Конструктивный уровень характеризуется осознанностью в потребности совершенствования способа работы, студент работает в рамках принятых способов. Креативный уровень рефлексивной позиции проявляется в стремлении студента доказьюать и обосновывать свою позицию, ставить вопросы, вести дискуссию; в готовности к адекватной самооценке.

Структура формирования умений учебно-творческой деятельности представляет собой интегративный комплекс, который включает мотивационно-целевой, содержательный, операционально-исполнительный и оценочно-рефлексивный компоненты. Каждый компонент содержит систему характеризующих его показателей. Диагностика как способ определения уровня развития личностных качеств обучаемых предполагает определение количественных и качественных параметров изучаемых объектов. Комплексное критериальное оценивание выделенных уровней учебно-творческой деятельности основано на разработанной системе оценки каждого показателя в соответствии с выделенными критериями (таблица).

Критериальное оценивание показателей сформированное™ умений учебно-творческой деятельности студентов

Уровни и критерии оценки по каждому показателю

Показатели минимальный (0 баллов) допустимый (1 балл) оптимальный (2 балла)

Мотивационно-целевой компонент

Когнитивные цели Репродуктивные Конструктивные Креативные

Мотивация учебной Неосознанная, Внешняя Внутренняя

деятельности эпизодическая

Содержательный компонент

Степень усвоения ведущих идей и Неполные знания Частично- полные знания Полные знания

понятий

Степень взаимосвязи и переноса знаний Низкая Частичная Полная, прочная

Операционально-исполнительный компонент

Характер творческой деятельности Стимульно- продуктивная Эвристическая Креативная

Сформированность Система Критическое Дивергентное

компонентов основных мышление мышление

творческого познавательных

мышления умений

Самостоятельность Воспроизводящая Частично- поисковая Творческая

Активность Минимальная Допустимая Оптимальная

Оценочно-рефлексивный компонент

Самоконтроль Минимальный Частичный Прогностический

Самооценка Низкая Средняя Высокая

Рефлексивная Стимульно- Конструктивная Креативная

позиция репродуктивная

Определение уровней сформированное™ умений учебно-творческой деятельности студентов осуществлялось на основе анализа совокупности показателей, характеризующих мотивационно-целевой, содержательный,

операционально-исполнительный и оценочно-рефлексивный компоненты. Осуществление оценки выделенных уровней предполагает необходимость отображения эмпирических индикаторов (показателей) каждого критерия в количественные эквиваленты с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам (баллам). В нашем исследовании мы ввели следующие количественные показатели: оптимальный уровень сформированности показателя оценивался в 2 балла; допустимый уровень - в 1 балл; недопустимый уровень - 0 баллов.

Оценка уровней сформированности умений учебно-творческой деятельности, представляющая собой систему оценок составляющих их показателей, основана на использовании количественных эквивалентов, которые позволяют использовать математический аппарат для статистического анализа полученной нами педагогической информации. Выбор интервала при анализе распределения совокупности показателей выделенных нами уровней сформированности умений учебно-творческой деятельности студентов осуществлялся на основе методики А. А. Ковырялг [3], согласно которой средний (продуктивно-моделирующий) уровень определяется 25%-м отклонением оценки от среднего по диапазону оценок, тогда оценка из интервала от Щгшп) до 0,25% позволяет констатировать низкий (стимульно-репро-дуктивный) уровень. О высоком (творческом) уровне свидетельствуют оценки, сумма которых превышает 75% от максимально возможного результата. Исходя из данной методики, уровни сформированности умений учебно-творческой деятельности студентов определялись в следующих интервалах (в баллах):

В основу мониторинга формирования умений учебно-творческой деятельности студентов - будущих педагогов было положено критериальное оценивание выделенных компонентов учебно-творческой деятельности. При выделении и описании уровней сформированности умений учебно-творческой деятельности студентов мы учитывали следующие общие требования: уровни должны выступать как четко различимые индикаторы развития объекта, переход от одного уровня к другому должен отражать степень развития объекта; при этом каждый уровень должен взаимодействовать как с предшествующим, так и с последующим, являясь либо условием, либо результатом развития объекта. Комплексная характеристика готовности студентов педагогического вуза к учебно-творческой деятельности позволила на основании обобщённого фактического материала выделить три уровня её сформированности: минимальный уровень - сти-

Стимульно-репродуктивный

Продуктивно-моделирующий

Творческий

0-6

7-16

17-22

мульно-репродуктивный; оптимальный уровень - продуктивно-моделиру-ющий; максимальный уровень - творческий.

Первый уровень (стимулъно-репродуктивный) определяется как минимальный уровень сформированности основных показателей учебно-твор-ческой деятельности. Характеризуется отсутствием личностно-ценностных ориентаций на формирование умений учебно-творческой деятельности как основы творческого личностного и профессионального саморазвития. Проявляется в наличии репродуктивных целей учебной деятельности, репродуктивном владении студентами естественно-научными знаниями, низкой степени их взаимосвязи и переноса; применением стандартных алгоритмов учебной деятельности; недостаточной степени сформированности умений самоконтроля, самооценки и рефлексии.

Второй уровень (продуктивно-моделирующий) определяется как допустимый уровень сформированности основных показателей учебно-творческой деятельности. Характеризуется наличием у студентов системного личностно-ценностного подхода к осмыслению, теории и практике учебно-твор-ческой деятельности, формируемого в процессе целенаправленного субъектного овладения умениями учебно-творческой деятельности в процессе субъект-субъектного взаимодействия преподавателя высшей школы и студента. Проявляется во внешней мотивации учебной деятельности, частично-полном усвоении естественно-научных знаний, частичной степени их взаимосвязи и переноса; преобразовании стандартных алгоритмов деятельности; средней степени сформированности умений самоконтроля, самооценки и рефлексии.

Третий уровень (творческий) определяется как оптимальный уровень сформированности основных показателей учебно-творческой деятельности. Характеризуется ценностным отношением студентов к учебно-творчес-кой деятельности и формируемым умениям. Проявляется в наличии внутренней мотивации учебной деятельности, в полном усвоении естественнонаучных знаний, прочной степени их взаимосвязи и переноса; преобразовании стандартных алгоритмов деятельности; креативном характере творческой деятельности, наличии поиска новых решений и собственных подходов к решению проблемы; устойчивой системной творческой личностноценностной самореализации студентов в естественно-научном познании, самопознании, саморазвитии.

Предложенная диагностическая система оценки уровня сформированности умений учебно-творческой деятельности студентов апробировалась нами в ходе констатирующего этапа эксперимента и использовалась в обучающем и контрольном экспериментах. Определение уровней сформированности умений учебно-творческой деятельности каждого обучаемого осуществлялось в экспериментальных и контрольных группах в процессе изучения естественно-научных дисциплин на этапах получения исходных данных (начало изучения дисциплины); промежуточных и резуль-

тативных данных (окончание изучения дисциплины). Все полученные результаты были внесены в компьютерную базу данных с использованием компьютерной программы EXCEL, далее была проведена качественная (описа-тельно-анализирующая) и количественная (математическая) обработка полученных результатов. Количественная оценка результатов педагогического эксперимента проводилась методом соотношения, т. е. по процентному соотношению студентов, находящихся на том или ином уровне формирования умений учебно-творческой деятельности в начале эксперимента и в ходе опытно-экспериментальной работы. Процентное соотношение уровней сформированное™ умений учебно-творческой деятельности в исследуемой выборке студентов контрольных и экспериментальных групп вычислялось по формуле р. = п /N • 100%, где п - количество студентов, находящихся на данном уровне; N- общее количество студентов.

Количественная оценка динамики умений учебно-творческой деятельности студентов проводилась на основе вычисления среднего показателя (■Ср): Ср — (а+2Ь+Зс) /100, где а, Ь, с - выраженное в процентах количество студентов, находящихся на стимульно-репродукгивном (низком), продуктив-но-моделирующем (среднем) и творческом (высоком) уровнях сформированное™ умений учебно-творческой деятельности.

Определение достоверности различий в экспериментальных и контрольных группах проводилось с применением непараметрического критерия Манна-Уитни для двух независимых выборок. Этот метод предназначен для ранговых переменных, для которых не применяются арифметические операции. Сравнение двух независимых выборок (критерий Манна-Уитни) позволяет установить различия между двумя независимыми выборками по уровню выраженности порядковой переменной [7].

Таким образом, разработанная система диагностики позволила нам осуществить оценку состояния сформированное™ умений учебно-творческой деятельности студентов в процессе экспериментальной работы. Качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, осуществленный на основе разработанной диагностической системы, позволил подтвердить достоверность изменений и сделать объективное заключение об эффективности реализации педагогических условий разработанной модели.

Библиографический список

1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1996. - 368 с.

2. Калошина, И. П. Структура и механизмы творческой деятельности / И. П. Калошина. - М.: МГУ, 1983. - 168 с.

3. Ковырялг, А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Ковырялг. - Таллин: Валгус, 1987. - 334 с.

4. Кулюткин, Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. - 1986. - № 2. - С. 21-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Лернер, И. Я. Управление процессом усвоения знаний / И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина. - М.: МГУ, 1984. - 413 с.

6. Матюшкин, А. М. Психологические предпосылки творческого мышления / А. М. Матюшкин // Мир психологии. - 2001. - №1. - С. 128-141.

7. Наследов, А. Д. БРБЗ: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Д. Наследов. - СПб.: Питер, 2005. - 416 с.

8. Пономарев, Я. А. Основные звенья психологического механизма творчества / Я. А. Пономарёв; под ред. М. И. Панова. - М.: Наука, 1987. - С. 5-23.

УДК371. 302

Н. И. Джегутанова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР ГУМАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Образование эффективно тогда, когда его философия основывается на духовных ценностях, ценностях национальной и интернациональной культур, приоритетах, формирующихся с учетом наиболее актуальных для личности и общества проблем. Универсальность гуманистических идей обусловлена их применимостью ко всем людям и социальным системам. Это находит свое отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу. При этом принципиально важным является не противопоставление универсальных ценностей гуманизма национальным, а взаимодействие с ними, что предполагает переход ко множественности и многообразию (плюрализму) культурно-гуманистических позиций, сочетающих и дополняющих друг Друга.

Анализ публикаций последних лет показывает, что, к сожалению, еще сохраняется упрощенное представление о сущности гуманизации образования, которое на самом деле является процессом и результатом формирования целостного «образа» личности.

Тенденция осмысления педагогики как философской науки, раскрывающей фундаментальные законы становления человека в специально организованном педагогическом процессе, находит свое подтверждение в разрабатываемых теориях образования, в основании которых лежит исследование взаимосвязей и взаимодействий науки, культуры и образования (О. С. Анисимов, М. Н. Берулава, Е. О. Галицких, А. Я. Данилюк, Л. Л. Редько, В. Н. Сагатовский, В. И. Слободчиков, А. Г1. Тряпицин, Н. К. Чапаев, Е. Н. Шиянов и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.