КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ
© Коллектив авторов,2014 Для корреспонденции
УДК 616.89-008.4 Морозова Марина Валентиновна - кандидат психологических
наук, старший научный сотрудник, заведующая отделением психологии ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России Адрес: 119991, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23 Телефон: (495) 637-55-95 Е-таИ: [email protected]
А.А. Ткаченко, О.Ф. Савина, М.В. Морозова, И.В. Кузнецов, Е.А. Илюшина
Диагностическая информативность психолого-психиатрического анализа при дифференциации бредовых состояний и сверхценных образований
ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва The Serbsky State Research Centre of Social and Forensic Psychiatry, Moscow
Ф
На основании клинико-психопатологического и патопсихологического анализа описаны механизмы образования различных вариантов бреда с учетом специфического сочетания когнитивно-стилевых характеристик и особенностей творческого процесса. Продемонстрированы разнородность различных видов бреда и их отличие от сверхценных построений. Представлена совокупность патопсихологических характеристик, специфичная для определенного психопатологического синдрома, в частности разных видов бреда и бредоподобных образований.
Ключевые слова: бред, сверхценные построения, когнитивные стили, творческие особенности
Интеграция познаний психиатров и психологов при проведении экспертного исследования в рамках комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы становится все более востребованной в экспертной практике и доказывает свою эффективность. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема компетентного совмещения клинико-психопатологического и патопсихологического анализа - интегративный подход должен базироваться не на простом объединении экспертных выводов, а на подлинной интеграции научных познаний, лежащих в их основе. Имея единый объект изучения - психику, психиатр и медицинский психолог исходят из разных методологических принципов: выявления у субъекта клинических симптомов и синдромов как признаков и проявлений определенного психического расстройства либо отличающих
50
Diagnostic informative value of psychological-psychiatric analysis in differentiating delirious states and overvalued ideas
A.A. Tkachenko, O.F. Savina, M.V. Morozova, I.V. Kuznetsov, E.A. Ilyushina
Based on clinico-psychopathological and pathopathological analysis described are mechanisms underlying the formation of different variants of delusion in the context of a specific combination of cognitive-stylistic characteristics and peculiar features of the creative process. Demonstrated is heterogeneity of different types of delusion inter se and their distinction from overvalued ideas. Presented is a cluster of pathopathological characteristics specific for a certain psychopathological syndrome, in particular for different types of delusion and delusional notions. Key words: delusion, overvalued ideas, cognitive styles, creative idiosyncrasies
А.А. Ткаченко, О.Ф. Савина, М.В. Морозова и др.
их от нормативных закономерностей и особенностей функционирования психической деятельности. Объединение научного поиска психиатра и медицинского психолога способствует взаимообогащению теоретических представлений о сущности психических расстройств и механизмах образования психопатологических феноменов, что в свою очередь определяет (при внедрении их в практику) более глубокую и всестороннюю диагностику конкретного больного.
На современном этапе развития наук стоит задача перехода от констатации патопсихологических симптомокомплексов (специфического сочетания нарушений в когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферах) как результата и формы проявления психического расстройства к более глубокому изучению патопсихологических механизмов, лежащих в основе той или иной психопатологической симптоматики. Исходя из этого оправданна интеграция клинико-психопатологического и патопсихологического подходов с учетом специфичных для каждой из областей познания методов и способов анализа психической деятельности для исследования специфики бредообразования и сверхценных построений.
Помимо задач, решаемых самостоятельно психиатрией или медицинской психологией, была поставлена общая для этих специальностей цель -выявление психологических коррелятов психопатологических проявлений, т.е. возможных психологических предикторов, указывающих на вероятность развития того или иного варианта психопатологической симптоматики. Согласно гипотезе настоящей работы, существует совокупность патопсихологических характеристик, специфичных для определенного психопатологического синдрома (в частности для разных видов бреда и бредоподоб-ных образований).
Традиционно выделяемые патопсихологические симптомокомплексы не позволяют четко дифференцировать между собой больных с различными видами бреда: как правило, у них при патопсихологическом исследовании выявляются сходные изменения в эмоциональной и личностной сферах и нарушения, затрагивающие преимущественно смысловую сторону мышления. Сложности возникают и при дифференциации бредовых построений от сверхценных образований, а также симулятивной бредоподобной продукции, поскольку во всех этих случаях на первый план выступают охваченность (или ее демонстрация) значимыми переживаниями в соответствии с предъявляемыми построениями и субъективизм интерпретаций. Устоявшиеся и статичные по своей природе представления о симптомокомплексах не приближают к пониманию механизмов и психологической предиспози-ции формирования того или иного психопатоло-
гического феномена (в частности разных видов бреда), хотя и значимы для общей нозологической диагностики. Для нюансированной дифференциальной диагностики остаются приоритетными сугубо клинические критерии.
При рассмотрении феномена продуцирования бреда и сходных с ним по внешним признакам интерпретаций закономерно возникает следующий вопрос. Если в структуре психопатологических проявлений ведущим является бред, т.е. с точки зрения патопсихологии патологическое новообразование (вне зависимости от нозологии), то как процесс его формирования связан с фантазированием и творческими способностями (их наличием, выраженностью, качественными особенностями и др.) -основой для продуцирования нестандартных и неочевидных идей, а также со структурно-динамическими и качественными особенностями процесса мышления, принятия решений, выступающими мо-тивационно-смысловым и операциональным регулятором в отношении идеаторных конструктов?
Следует, однако, отметить, что ни наличие (или отсутствие) творческого потенциала, ни различные устойчивые стили организации интеллектуальной деятельности сами по себе не являются заведомо патологичными, они могут быть свойственны как психически здоровым, так и лицам с психическим расстройством. Еще R. Kraft-Ebing [8] отмечал, что происхождение бредовых идей сходно с обогащением содержания нашего опыта в нормальной психической жизни: «Мы приобретаем новые воззрения благодаря образованию суждений и умозаключений из данных предпосылок (идеаторный или комбинаторный путь) и верному восприятию органов чувств (апперцептивный путь); так и бредовые идеи происходят либо посредством ложных предпосылок (идеаторный путь), либо благодаря ложному восприятию (галлюцинаторный путь)». Важно установить, специфично ли определенное сочетание психологических составляющих для лиц с различными видами бреда и бредоподобными образованиями, которое способно достоверно их различать, что позволило бы оценивать такие констелляции как предикторы развития определенной психопатологической симптоматики.
Материал и методы
Были обследованы 93 испытуемых, проходивших экспертизу в ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» в 2010-2013 гг. Обследуемые были разделены в зависимости от психопатологической квалификации: 1-ю группу (16 человек) составили больные с интерпретативным, 2-ю (24) - с чувственным, 3-ю (27) - с образным бредом, в 4-ю были включены 26 подэкспертных со сверхценными идеями.
Ф
КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ
При комплексном клинико-патопсихологическом анализе с учетом клинической картины и результатов традиционного патопсихологического эксперимента принципиально новая информация была получена на основании результатов направленных взаимодополняющих психологических методик. В рамках исследования проводились тест психодиагностики творческих способностей Торренса, Тематический апперцептивный тест, тест Чернильных пятен Роршаха; дополнительно (с учетом актуального состояния и интеллектуальных ресурсов) подэкспертные выполняли методики, направленные на выявление особенностей познавательной активности: тест «Фигуры Готтштальдта», «Сравнение похожих рисунков» по Кагану, Методика словесно-цветовой интерференции (тест Струпа). Использовался апробированный для данных методик алгоритм оценки тех или иных составляющих когнитивных стилей, а также творческого потенциала. Первичные результаты были подвергнуты статистической обработке с помощью пакета Statistica 7.0.
В качестве общей методологической базы, адекватной для исследования структурно-динамических особенностей когнитивной сферы, творческих, креативных характеристик, была выбрана теория деятельности А.Н. Леонтьева [6], рассматривающая интеллект не как совокупность сугубо формальных показателей, но как сложный процесс, в котором задействованы операциональные и динамические ресурсы, а также мотивационно-смысловые (личностные) образования. В качестве инструментального подхода использовалась теория когнитивных стилей, которая позволяет анализировать интеллектуальную деятельность не по ее итогу - продукции, а как сложный процесс во взаимодействии собственно когнитивных, динамических, регуляторных, мотивационных составляющих с учетом индивидуальных предпочтений при анализе, оценке информации, ее селекции и интеграции, формировании и принятии решений (как на нейтральных, так и субъективно высоко значимых стимулах). Как наиболее адекватно согласующаяся с общей методологией и целью настоящего исследования была выбрана концепция когнитивных стилей, предложенная М.А. Холодной [7]. Такое сочетание методологического подхода и инструментального обеспечения дает возможность сопрягать индивидуальные когнитивно-стилевые характеристики с составляющими творческого процесса и мотивационно-личностной сферой.
М.А. Холодной [7] когнитивные стили определяются как индивидуальные различия интеллектуальной деятельности. При этом, будучи характеристикой познавательной сферы, они рассматриваются как проявление личностной организации в целом, поскольку индивидуализированные способы переработки информации тесно связаны с потреб-
ностями, мотивами, аффектами. По сравнению с традиционно выделяемыми индивидуальными особенностями психических процессов когнитивные стили являются формой интеллектуальной активности более высокого порядка, поскольку их основная функция заключается не столько в получении и обработке информации, сколько в координации и регулировании базовых познавательных процессов.
В ходе предварительного пилотажного исследования были выделены 5 наиболее значимых для данного контингента когнитивно-стилевых характеристик, позволяющих рассмотреть взаимодополняющие феномены интеллектуальной деятельности: форму, способ переработки информации, предис-позицию индивидуального осмысления явлений действительности, динамические особенности и проявления контроля. Наш выбор определялся содержательно-смысловым наполнением приведенных ниже осей анализа [9].
1. Полезависимость/поленезависимость - интегральная характеристика, отражающая не только качественные особенности процесса мышления, но и видения мира, связанная как с восприятием и мышлением, так и с мотивационной сферой, «Я»-позицией, особенностями взаимодействия с окружающими, в том числе с учетом оценочных и волевых характеристик. На ее проявление в интеллектуальном процессе во многом влияют личностные параметры.
2. Узость/широта категории - наиболее близка к операциональным и смысловым характеристикам собственно интеллектуального процесса. Личность при этом опосредована особенностями восприятия и обработки материала.
3. Ригидный/гибкий познавательный контроль -динамическая и регуляторная характеристика деятельности, отражает степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта, варианты и стандарты преодоления сложных аспектов процесса мышления (фиксация, принятие, включение в собственную концепцию, отторжение).
4. Толерантность/нетолерантность к нереалистическому опыту - особо важная характеристика для выбранного контингента, поскольку показывает интеллектуально-личностную реакцию на перцептивную неопределенность - тенденцию избегать или же готовность открыто воспринимать невозможные аспекты происходящего. Опосредованно отражает некоторые проявления креативности -ориентацию на шаблоны, стандарты или легкость отхода от них.
5. Импульсивность/рефлективность - другой аспект динамики мыслительной деятельности, мера соотношения ориентировочной, контрольной и исполнительной фаз в ее структуре, отражающая
52
А.А. Ткаченко, О.Ф. Савина, М.В. Морозова и др.
также содержание и качество интеллектуального процесса, его продуктивность, объем той информации, которую субъект собирает до принятия решения.
Для понимания и последующей оценки стилевых характеристик существенна их полярность, но при этом допускаются и менее однозначные (неполюсные) индивидуальные показатели, что потенциально важно для разграничения нормативно психологических и патопсихологических особенностей личностной организации когнитивного процесса. Близость к полюсам может влиять на большую однонаправленность, жесткость, слабую дифференцированность, а в конечном итоге и обедненность когнитивного стиля.
Несмотря на большой объем содержательно-смысловой информации, получаемой при выделении конкретных когнитивно-стилевых особенностей, они в большей степени остаются инструментальными характеристиками интеллектуальной деятельности, показателями личностно детерминированной организации мыслительного процесса, которые должны быть дополнены информацией о его продуктивной, идеаторной стороне. В качестве продуктивной составляющей, содержательного наполнения интеллектуального процесса выступали общие особенности креативно-творческого потенциала (выраженный - слабый; с формированием построений высокого или низкого качества и др.), которые выявлялись с помощью проективных методик как с достаточно нейтральным, так и более субъективно значимым набором стимулов, потенцирующих фантазию, воображение, запускающих продукцию идей и концепций.
При оценке креативности и творческих способностей учитывались их направленность, качественные и динамические составляющие с ориентацией на традиционно выделяемые этапы - необходимые звенья нормативного эффективного творческого процесса, в том числе моделируемого в экспериментальной ситуации. К ним относятся: построение конечного результата предметной деятельности; создание программы поведения в неопределенной проблемной ситуации; продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; создание образов, соответствующих описанию объекта.
Результаты
Исследование творческих способностей, качества креативности, потенцирующих эту активность феноменов и когнитивно-стилевых характеристик с помощью специально направленных методик с последующим интегративным патопсихологическим и клинико-психопатологическим анализом полученных результатов позволило выявить специфичес-
кое сочетание диагностически значимых психологических феноменов для лиц с различными видами бреда и сверхценными построениями и их корреляцию с конкретными клиническими симптомами.
Детальный клинический анализ и результаты психологического обследования изложены в прежних публикациях [2-5]. Из всего объема полученных сведений в настоящем сообщении акцент был сделан на статистически достоверных данных, которые были подвергнуты качественному анализу.
При интерпретативном бреде в качестве ведущих характеристик когнитивного стиля выступили узость категоризации и ригидность. Такое сочетание отражает бедность содержания и спектра смысловых образований, слабую наполненность взаимодополняющими смыслами (превалирующая ориентация на различие между понятиями), что способствует безальтернативности категориального аппарата, его жесткости. Ригидность усиливает связь этих в содержательно-смысловом плане скудных категорий, жестко увязанных друг с другом, новая информация не обогащает имевшуюся ранее, но обязательно вплетается в нее, получая иной, объективно не заложенный в ней смысл. Нейтральные, находящиеся на периферии наиболее субъективно значимых образований категории также оказываются включенными в общую систему представлений и картину мира. Такая когнитивно-стилевая организация интеллектуальной деятельности является основой возникновения перцептивных искажений, и происходящее трактуется соответственно фабуле психопатологических переживаний.
Фантазийно-креативная сфера данной группы под-экспертных оскуднена, интерпретации базируются не на собственном воображении, а на формальных, искаженных, неверно воспринятых, узких, обедненных по смыслу, безальтернативных связях между явлениями и понятиями. Превалирование формализованных связей (на примере теста Роршаха -внешнего контура фигур) при нечетком дифференцировании деталей и трудностях их выделения, несмотря на наличие развернутых концептуальных построений, определяет трудности целостного осмысления, объективации информации.
В качестве патопсихологических механизмов ин-терпретативного бреда выступают узость, обеднен-ность, слабая содержательно-смысловая наполненность системы категорий и понятий, инертность представлений при их жесткой взаимоувязанности, неспособности к отвлечению, абстрагированию от сформированных построений с продуцированием стереотипных когнитивных схем при получении новой информации даже в нейтральных случаях. Это соотносится с результатами клинико-психопа-тологического анализа данной группы больных, со-
Ф
53
КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ
гласно которым в основе интерпретативного бреда лежит нарушение преимущественно рационального, логического познания. Для интерпретаций в рамках бредовых синдромов толкованию подвергаются не конкретные предметы, а отдельные их свойства или детали в отрыве от них самих. При образовании данного вида бреда происходит неправильное отражение внутренних (причинных) связей действительности, отмечается тенденция к паралогически разработанной интерпретации, толкованию, сопоставлению фактов и систематизации, что приводит к формированию последовательной и детально разработанной фабулы с определенной системой доказательств и обоснований ее правильности.
При чувственном бреде, как и при интерпре-тативном, одной из ведущих характеристик когнитивного стиля являлась ригидность, при этом она сочеталась не с узостью, а с широтой категории, а также с импульсивностью. При наличии психопатологической симптоматики такие маркеры могут говорить об избыточной насыщенности смысловым содержанием системы категорий, которые недостаточно внутренне интегрированы, согласованы, при этом могут спонтанно наполняться новым содержанием в плане продуцируемых идей. При этом доминирующие значения, как и при интерпретатив-ном бреде с присущей ему жесткой категориально-понятийной сеткой, ригидны и негибки, хотя и не столь систематизированы. Информация и воображаемое на основании внешних и внутренних стимулов легко увязываются в единую концепцию, яркую, аффективно насыщенную, со спонтанным включением множества нюансов и дополнительных деталей, которая может иметь внутреннюю динамику. Творческий процесс, не имея богатого внутреннего содержания, базируется на аффективных составляющих, дающих возможность при высокой аффективной значимости приписывать новый смысл старым объектам и стимулам за счет когнитивной легкости вычленения отдельных свойств и частей стимулов при их комбинации в различных интерпретациях. При слабости формальных компонентов, широте категорий даже построения фантастического характера не приводят к возникновению когнитивного диссонанса, потребности гармонизировать систему представлений и актуализируемых концепций, что позволяет легко жертвовать целостностью полученного образа, других деталей, картины мира в целом для поддержания актуального для данной группы лиц чувственного бреда.
Выявленные патопсихологические механизмы, указывающие на готовность необоснованно расширять круг явлений и понятий без достаточной рефлексии и обдумывания, спонтанно принимая позицию, но затем ригидно придерживаясь ее и не меняя точку зрения на основании вновь по-
ступающей информации, соответствуют клинически полученным данным. В основе чувственного бреда лежат нарушение чувственного познания, а также вторичные (объясняющие преимущественно расстройства восприятия) и психогенные личностные интерпретации. Ведущими психопатологическими характеристиками для данного контингента выступают внезапность возникновения фабулы, ее наглядность и конкретность, неустойчивость и полиморфизм, экстенсивность охвата объектов чувственно воспринимаемой действительности, диф-фузность и аффективный характер болезненных переживаний.
При образном бреде ведущие характеристики когнитивного стиля - поленезависимость, толерантность, импульсивность (последняя является зоной соприкосновения с чувственным бредом). Это позволяет говорить об ориентации таких больных на собственные представления, мнения и критерии оценок при пониженной реалистичности, незначимости чужой позиции и негативном отношении к воздействию социального окружения. Для них характерны склонность к спонтанному использованию субъективного и объективного опыта, принятию решения (концепции), интерпретации ситуации практически без звена критической оценки. Творческий потенциал больных с образным бредом выше, чем в двух других группах. Им свойственны легкость и быстрота продуцирования самых различных вариантов интерпретаций, относительная оригинальность образов, новизна, их разработанность с выделением множества деталей и при этом фабулизация с одновременной визуализацией, вживанием в собственную интерпретацию, трудностями дифференциации придуманных событий и объективной реальности. Такие построения отличаются неустойчивостью, колебанием качества и могут носить как относительно целостный, так и диффузно-отрывочный характер.
Лица с образным (в отличие от испытуемых с интерпретативным и чувственным бредом) обнаруживают легкость абстрагирования от содержания бредовой фабулы и способность к включению в актуальные переживания новых элементов, стимулов. Это подтверждается данными проективных методик: наблюдаются феномены смешения фигуры и фона, отмечаются как конфабуляторные интерпретации изображений с опорой на восприятие небольшой части пятна и приписыванием его содержания всему остальному, так и целостные -с продуцированием стандартных, распространенных ответов.
Выявленные психологические феномены согласуются с клиническими данными, где специфическими характеристиками образного бреда выступают полиморфность, малосистематизированность,
54
А.А. Ткаченко, О.Ф. Савина, М.В. Морозова и др.
изменчивость; он проявляется в наплыве разрозненных, отрывочных, нестойких, непоследовательных представлений. В формировании образного бреда участвуют разные механизмы, ведущим из них является патология воображения, проявляющаяся в виде непроизвольного, неосознанного (аутохтонного) возникновения образных представлений (имеющих отношение к настоящему, прошлому (конфабуляции) или будущему), а также смещения и искажения границ реального и нереального, при этом содержание вымысла более значимо, чем факты [1].
Для обследуемых со сверхценными представлениями при общей узости категорий характерны 2 варианта сочетания когнитивных стилей: поленезависимости с импульсивностью и гибкостью; полезависимости с рефлексивностью и ригидностью. На основании когнитивно-стилевых показателей часть группы сходна с испытуемыми с образным бредом, но отличается от них узостью категорий: жесткий, с ограниченной смысловой наполненностью понятийный аппарат - при спонтанности в принятии решений, гибкой позиции, независимости от внешних воздействий поля. Другая же часть ближе к лицам с интерпретативным бредом, но при этом существенно отличается от них по показателю рефлексивности, т.е. обдуманности решений. Общим, несмотря на различие внутренних механизмов, для всей группы является существование сверхценных образований как бы параллельно относительно адекватному осмыслению нейтральной реальности. Это подтверждается результатами выполнения проективных методик, где на фоне относительного контроля над продукцией собственной интеллектуальной деятельности изображения
трактовались в плане актуального фонового эмоционального состояния при практически полном отсутствии проекции фабулы сверхценных переживаний, что в одном случае достигается за счет гибкости и спонтанности, а в другом, наоборот, -продуманности и рефлексивности.
Согласно клинико-психопатологическому анализу, в основе формирования сверхценных идей лежит кататимный механизм, обусловленный ригидностью аффекта, тенденциозностью, прямолинейностью, односторонностью мышления. В интерпретациях при сверхценных идеях, в отличие от бредовых, логические отношения (когнитивная сторона) искажаются в угоду чрезмерному самолюбию, т.е. личностному компоненту. Преобладают чувственные представления, вытекающие из тревог, опасений, желаний, сопряженные с аффективно заряженными комплексами, а противоречащие им фактические доводы тормозятся. Однако происходит быстрое смещение от тенденциозно-мыслительного процесса к практическим действиям - нет выраженной интерпретации и расширения фабулы; идея, как правило, строится на реальной логической, в целом понятной посылке, значение которой переоценивается.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило эффективность и продуктивность интегративного клинико-психопатологического и патопсихологического подходов к изучению механизмов и предикторов психических расстройств (в частности бредообразования). Комплексное применение психопатологической и патопсихологической методологии способствует адекватному пониманию природы и квалификации психических расстройств.
Сведения об авторах
ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва):
Ткаченко Андрей Анатольевич - доктор медицинских наук, профессор, руководитель Отдела судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе E-mail: [email protected]
Савина Ольга Феликсовна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии
E-mail: [email protected]
Морозова Марина Валентиновна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая отделением психологии E-mail: [email protected]
Кузнецов Игорь Владимирович - медицинский психолог отделения психологии E-mail: [email protected]
Илюшина Елена Александровна - врач отделения психогений и расстройств личности E-mail: [email protected]
55
КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ
Литература
4.
Вертоградова О.П. Психопатологические аспекты острого бреда // Вопросы общей психопатологии. - 1976. - С. 63-70. ИлюшинаЕ.А., ТкаченкоА.А. Особенности механизмов синд-ромообразования бредовых и бредоподобных состояний // Рос. психиатр. журн. - 2013. - № 1. - С. 36-44. Илюшина Е.А, Ткаченко А.А. Структурно-динамический анализ чувственного и образного бреда при параноидной шизофрении // Рос. психиатр. журн. - 2013. - № 3. - С. 32-40. Илюшина Е.А., Ткаченко А.А. Дифференциально-диагностическое значение психопатологической структуры бредовых и бредоподобных состояний // Соц. и клин. психиатрия. -2013. - Т. 23, вып. 3. - С. 26-35.
Кузнецов И.В., Морозова М.В. Когнитивно-стилевые характеристики как критерии в дифференциальной диагностике
бреда // Психологическая наука и образование Psyedu.ru. -2013. - № 4. http://psyjournals.ru.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Смысл, 2004. - 346 с.
7. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - М.: ПЕРСЭ, 2002.
8. Kraft-Ebing R. Учебник психиатрии на основании клинических наблюдений для практических врачей и студентов / Пер. А. Черемшанского с 5-го изд. сочинения: Lehrbuchder Psychiatrie auf klinischer Grundlage 1893 г. - Третье русское издание. - СПб., 1897.
9. Witkin H.A., Goodenough D.R. Cognitive styles: essence and origins. Field dependence and independence // Psychological Iss. Monograph. 51. - N.Y., 1982.
56
5.