Научная статья на тему 'ДЕЗИНТОКСИКАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА МЕДИ И ЙОДА ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ЧЕТЫРЕХХЛОРИСТОГО УГЛЕРОДА НА ЖИВОТНЫЙ ОРГАНИЗМ'

ДЕЗИНТОКСИКАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА МЕДИ И ЙОДА ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ЧЕТЫРЕХХЛОРИСТОГО УГЛЕРОДА НА ЖИВОТНЫЙ ОРГАНИЗМ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — М.Г. Коломийцева, А.С. Скоропостижная, Г.К. Осипов, А.К. Коломийцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESINTOXICATING PROPERTIES OF COPPER AND IODINE UNDER THE ACTION 4 OF CARBON TETRACHLORIDE ON ANIMALS

Experiments were carried out on two groups of rabbits: one group received in food daily for a period of 3 months 0.25 ml/kg of carbon tetrachloride in water, 0.62 mg/kg of copper sulphate and 0.12 mg/kg of potassium iodine in water; another group received carbon tetrachloride alone in the same amount as the first. Biochemical, spectrographic and histological investigations showed that the microelements used under conditions of chronic intoxication with carbon tetrachloride had a favorable effect on the animals: there was an increase of weight, improvement of antitoxic and glycogenic functioning of the liver; a fall in the activity of blood serum phosphomonoesterase; normalization of the liver structure; definite restoration of the hemeostatic relationship between the microelements in the organs and those in the tissues.

Текст научной работы на тему «ДЕЗИНТОКСИКАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА МЕДИ И ЙОДА ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ЧЕТЫРЕХХЛОРИСТОГО УГЛЕРОДА НА ЖИВОТНЫЙ ОРГАНИЗМ»

УДК 615.778.383-099-085.732.8: [615.777.13+ 615.777.94

ДЕЗИНТОКСИКАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА МЕДИ И ЙОДА

ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ЧЕТЫРЕХХЛОРИСТОГО УГЛЕРОДА НА ЖИВОТНЫЙ ОРГАНИЗМ

М. Г. Коломийцева, А. С. Скоропостижная, Г. К. Осипов, А. К■ Коломийцев

Отдел гигиены питания Украинского научно-исследовательского института питания и кафедра гистологии Киевского медицинского института

В литературе накопилось много данных, свидетельствующих об участии меди и йода в защитных реакциях организмов. Изучение защитных свойств организма и факторов, влияющих на эти свойства, — одна из актуальных задач современной биологии и медицины. В частности, речь идет об исследовании влияния некоторых микроэлементов на повышение устойчивости организма к действию вредных факторов внешней среды. Нами обращено внимание на роль йода и меди, так как накопленные обширные сведения об обмене этих микроэлементов у животных и человека при различных заболеваниях свидетельствуют, что поражение печени, часто встречающееся при интоксикациях, сопровождается нарушением обмена меди и йода. Ряд исследователей обнаружил их изменения в органах и тканях животных при отравлении хлорорганическими соединениями. Об участии меди и йода в повышении интенсивности обмена веществ, общей активности и дез-интоксикационных свойств организма указывает А. И. Венчиков. По данным А. О. Войнар, медь повышает устойчивость организма при вирусных заболеваниях, например при гриппе.

Медь выступает в организме как активное вещество, подобно антителам, гормонам, витаминам и ферментам; она обладает также свойством обезвреживать токсины (НеПтеуег и соавторы). В опытах на собаках установлено, что этот микроэлемент оказывает обезвреживающее действие при смертельном отравлении от применения препаратов щитовидной железы (Г. И. Цобкалло).

В некоторых исследованиях выявлено содружественное действие йода и меди; оно успешно используется в животноводстве и медицине для профилактики и лечения анемий и других заболеваний (М. Г. Коломийцева; Л. Ф. Дмитриенко, и др.).

Накопленные сведения о биологической роли меди и йода позволяют предположить, что их применение целесообразно при хронической интоксикации четыреххлористым углеродом. Несмотря на значительный материал, посвященный изучению дезинтоксикационной роли микроэлементов, исследования, касающиеся выяснения дезинтоксикационных свойств меди и йода при интоксикации четыреххлористым углеродом, отсутствуют. Стремясь восполнить этот пробел, мы поставили опыты на кроликах. Экспериментальные животные были разделены на 2 группы; 1-я из них (6 кроликов) получала ежедневно с кормом четыреххлори-стый углерод в дозе 0,25 мл/кг (СС14) и одновременно Си304 0,62 мг/кг и КЛ 0,12 мг/кг; 2-я группа (7 кроликов) получала только ССЦ в такой же дозе, как 1-я. Наблюдения велись 3 месяца, так как под влиянием небольших доз ССЦ (0,15 мл на 100 г веса) уже спустя 8—10 дней после затравки наступали заметные изменения антитоксической и гликоген-ной функции печени, а также нарушения со стороны других органов и систем животного организма (С. М. Лейтес и Т. С. Якушева, и др.). При выборе дозировок меди и йода мы руководствовались рекомендациями А. И. Венчикова. Условия содержания обеих групп животных были одинаковыми. Исследования проводили трижды у каждого кролика (до начала эксперимента и дважды на протяжении опыта). Изучены

о о о о

-е- — Ю 05

со со со со

о

Н-Н

СМ 00

о о

со ст>

ОТ СМ

со — о

с* о"

-н+1

Г— -Ч-- . 1П —■ —• -

о -н-Н

ю 1-.

о о

-Н-Н

СО см

о

-Н-Н 00 ю

о о

-Н-Н <£> 00 -О

О

-Н-Н

00 (О

ю СМ о

о" о*

-Н-Н

г- о

-Н-Н

00 Г—

см о о" о"

-Н-Н

см -о

со --е«э

О! "Н ■ч- о»

о о

о -Н+1

ю см -ч-

г- о -Н-Н 00 ю

о о -Н-Н

см

•00

о о 00 -Н Н

со

о с

X -а

' —г СО 5.5«

С2 "3" и О •©■ н а® и ко; И о

а« 5?

« К 2 о

о-а о 2

5 Й-8"»

¡5 -е- ч

О) ^ О

Е % Й"3 : =

* 5 = 2

о. а. го °

«и щ я Я

Ч С (- 5

о я * « Ои<

гй

>я о

о ч

:Я О

О а.

г*

о а.

Е- Е

о а>

о>> еэ

са 4 ' а га

ч ю

«и О

а; с

£ о а. я

01 щ

ч ч о >. ОО

в динамике следующие тесты: вес животных, антитоксическая функция печени (проба Квика — Пытеля в модификации Е. С. Родкиной), гликоген-ная функция печени при помощи галактозной нагрузки (определение содержания сахара в крови по Хаге-дорну — Иенсену), протеиногенная функция печени (сулемовая проба по Гринстэду), общее содержание белка в сыворотке крови (рефрактометрически), активность фосфомоноэстеразы I (по методу Боданского), содержание микроэлементов в органах и тканях (спектрографическим методом), гистологическая структура ткани печени (окраска гематоксилин-эозином, МБИ-б, объектив 40X, окуляр 7Х). Результаты исследований подвергли вариационно-статистической обработке.

Данные исследований функционального состояния печени приведены в таблице. Из этой таблицы видно, что содержание сахара натощак в крови животных 1-й группы существенно не изменялось, тогда как во 2-й группе оно закономерно снижалось (¿ = = 3,4, Р<0,01). После галактозной нагрузки гипергликемический коэффициент в 1-й группе животных на протяжении всего опыта существенно не изменился, а во 2-й группе он нарастал по мере увеличения срока затравки животных (¿ = 3,1, Я<0,01); максимальный подъем содержания сахара в крови у животных 1-й группы наблюдался на 30-й минуте, а у животных 2-й группы — на 60-й минуте; восстановление содержания сахара в крови до исходного уровня у животных 1-й группы наступало через 180 мин., тогда как во 2-й группе оно не наступало даже к концу опыта (спустя 240 мин.).

Как утверждает ряд авторов (И. Е. Голубовский, и др.), активность фосфомоноэстеразы I заметно изменялась при различных диффузных поражениях печеночной ткани. Проведенные нами исследования показали, что спустя 30 суток после начала опыта активность фосфомоноэстеразы I заметно повысилась (особенно у животных 1-й группы) и составляла 2,5 ед. (по методу Боданского). Через 60 суток после начала эксперимента в той же группе животных активность этого энзима составляла 1,5 ед. (по ме-

тоду Боданского), т. е. произошло существенное снижение ее (/ = 3,5, Р<0,05). В то же время во 2-й группе закономерных изменений активности фермента не отмечено. Затравка животных ССЦ приводила к снижению выделения гиппуровой кислоты с мочой. При этом выделение гип-пуровой кислоты у кроликов 1-й группы спустя 30 суток после начала опыта было на 11 г% больше, а спустя 60 суток на 16 г% больше, чем во 2-й группе животных в те же сроки. Различия оказались статистически достоверными (/=3,9, Р<0,01; / = 2,6, Р<0,05).

Результаты рефрактометрического определения общего количества белка показали, что закономерных изменений в его содержании у животных не наблюдалось. Проведение сулемовой пробы также не обнаружило у них определенных изменений.

Рис. 1. Микрофотография печени кролика с хронической интоксикацией четыреххлористым углеродом. Окраска гематоксилин-эозином. МБИ-6, об. 40Х, ок. 7Х.

На протяжении всего опыта животных периодически взвешивали. Оказалось, что прирост веса животных 1-й группы был в 2—3 раза выше, чем у животных 2-й группы.

В конце опыта животные были забиты, а их внутренние органы с целью определения микроэлементов подвергнуты спектральному анализу. Выяснилось, что при хроническом отравлении ССЦ наблюдалось уменьшение содержания некоторых микроэлементов в органах и крови подопытных кроликов по сравнению со здоровыми. В основном отмечалось снижение количества меди и железа в печени, почках, крови и ткани мозга. Обогащение рациона затравливаемых кроликов медью и йодом положительно влияло на нормализацию распределения микроэлементов (меди, цинка, марганца) в органах и тканях.

Гистологическая картина печени животных, затравленных ССЦ, значительно отличалась от нормы. Размеры клеток печени животных 2-й группы были увеличены и составляли 93X51 и 80X42 мк вместо 34x22 мк, наблюдавшихся в норме (рис. 1). На фоне просветленной цитоплазмы клеток отмечалась грубая хлопьевидная зернистость. В печеночных дольках резко возрастало количество клеток с 2 и 3 ядрами. Просвет кровеносных капилляров в связи с набуханием клеток оказывался суженным. Иная картина была у кроликов, получавших наряду с ССЦ микроэлементы (рис. 2): размер клеток печени у этих животных почти не отличался от нормы. В цитоплазме клеток располагалось меньше глыбок и зерен. Внутридольковые кровеносные капилляры имели обычный вид.

Рис. 2. Микрофотография печени кролика с хронической интоксикацией четыреххлористым углеродом, дополнительно получавшего микроэлементы (медь и йод).

Окраска гематоксилин-эозином. МБИ-6, об. 40Х, ок. 7Х.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Микродозы микроэлементов (0,24 мг меди и 0,09 мг йода на 1 кг веса животных) оказывали положительное влияние на животный организм при затравке ССЦ (0,25 мл на 1 кг веса животных).

2. Прирост веса животных, получавших микроэлементы, был в 2—3 раза выше, чем у животных, не получавших микроэлементов; улучшилась антитоксическая и гликогенная функция печени: снизилась активность фосфомоноэстеразы I сыворотки крови. Наблюдались менее выраженные морфологические изменения структуры печени; восстанавливалось гомеостатическое соотношение микроэлементов в органах и тканях.

ЛИТЕРАТУРА

Венчиков А. И. Биотики. М., 1962. — В ой нар А. О. Биологическая роль микроэлементов в организме животных и человека. М., 1960. — Голубовский И. Е. Казанск. мед. ж., I960, № 5, с. 78. — Д м и т р и е и к о Л. Ф. Врач, дело, 1948, № 2, с. 167. — Коломийцева М. Г. Пробл. гематол., 1961, № 6, с. 38. — Л е й т е с С. М., Якушева Т. С. Арх. пат., 1949, в. 4, с. 44. — Пушкина Н. Н. Биохимические методы исследования. М., 1963, с. 244. — Цобкалло Г. И. Физиол. ж. СССР, 1935, т. 18, № 6, с. 920. — Hei lmeyer L., Keiderling W., S t <i w e G., Kupier und Eisenals korpereigeue Wirkstoffe und ihre Bedeutung biem Krankheitgeschehen. Jena, 1941, s. 9.

Поступила 13/11 1965 г.

DESINTOXICATING PROPERTIES OF COPPER AND IODINE UNDER THE ACTION OF CARBON TETRACHLORIDE ON ANIMALS

M. G. Kolomiitseva, A. S. Skoropostizhnaya, G, K- Osipov, A. K. Kolomiitsev

Experiments were carried out on two groups of rabbits: one group received in food daily for a period of 3 months 0.25 ml/kg of carbon tetrachloride in water, 0.62 mg/kg of copper sulphate and 0.12 mg/kg of potassium iodine in water; another group received carbon tetrachloride alone in the same amount as the first. Biochemical, spectrographs and histological investigations showed that the microelements used under conditions of chronic intoxication with carbon tetrachloride had a favorable effect on the animals: there was an increase of weight, improvement of antitoxic and glycogenic functioning of the liver; a fall in the acivity of blood serum phosphomonoesterase; normalization of the liver structure; definite restoration of the hemeostatic relationship between the microelements in the organs and those in the tissues.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.