УДК 61(470.57)
Р. О. Багаутдинов, А. З. Гафаров
Действия отдельной Башкирской кавалерийской бригады
на Польском фронте
Статья посвящена вопросам советско-польского противостояния и участию Отдельной Башкирской кавалерийской бригады Красной Армии под командованием Мусы Лутовича Муртазина в этой войне. В ноябре 1920 г. Башкирская бригада в составе 12-й армии была привлечена к участию в Советско-польской войне. Здесь подробно описаны наиболее интересные военные операции, которые проводились на этом фронте.
The article deals with the Soviet - Polish opposition. And the participation of some of the Bashkir cavalry brigade of the Red Army under the command of Musa Lutovicha Murtazina in this war. In November 1920, the Bashkir team of 12 - Eighth Army was involved in the participation of the Soviet - Polish war. Described herein in detail the most interesting military operations that were conducted on this front.
Ключевые слова: история Гражданской войны, Отдельная Башкирская кавалерийская бригада, М. Л. Муртазин, история Башкирских войск, Польский фронт, кавалерия.
Keywords: history of the Civil War, Private Bashkir cavalry brigade, ML Murtazin, the history of the Bashkir troops, the Polish front, the cavalry.
Как известно, к 1920 г. Гражданская война подходила к своему завершению. В результате удачной политики и боевых действий Красной армии большевики фактически одержали победу в Гражданской войне. Но на последнем этапе характер гражданской войны обострила Советско-польская война и борьба против армии Врангеля. Глава польского государства маршал Ю. Пилсудский хотел осуществить план создания «Великой Польши в границах 1772 г.» от Балтийского моря до Черного. Этот план предусматривал включение литовских, белорусских и украинских земель. Замысел Пилсудского поддерживали страны Антанты, которые планировали создать буферную зону из восточно-европейских стран между большевистской Россией и странами Запада. 17 апреля Пилсудский подписал договор с атаманом Петлюрой, так как Польша признавала возглавляемую Петлюрой Директорию верховной властью Украины и начал наступление на Киев. 7 мая Киев был взят. Победа досталась необычайно легко, ибо советские войска отошли без серьезного сопротивления [1].
Красная Армия готовилась к наступлению Польской армии и ближе к фронту подтягивала свои наиболее боеспособные части. Для усиления своей армии еще 26 апреля 1920 г. ЦК РКП(б) решил перебросить на Юго-Западный фронт дополнительные силы. Для этого они направили из Уральска 25-ю Чапаевскую дивизию (командир И. С. Кутяков), с Урала - Башкирскую кавалерийскую бригаду под командованием М. Л. Муртазина [2], а из Северного Кавказа - 1-ю Конную армию (командующий С. М. Буденный, члены РВС армии К. Е. Ворошилов и Е. А. Щаденко) [3].
Необходимо более подробно показать боевые действия Башкирской кавалерийской бригады на Польском фронте. После изнурительных операций на Туркестанском фронте Башкирской кавалерийской бригаде под командованием М. Л. Муртазина был дан длительный отдых в Каргалах. В Каргалах бригада находилась до апреля 1920 г. Здесь она пополнилась за счет поправившихся раненых бойцов и дополнительной мобилизации, а в конце апреля, по приказу Главкома, Башкирская кавалерийская бригада направилась на Польский фронт.
29 апреля 1920 г. Башбригада прибыла на Польский фронт. В своем составе имела 27-й, 28-й полк и пеший дивизион, общей численностью более 1000 человек [4].
Поляки в это время наступали на Киев. 12-я армия не могла противостоять против такой силы поляков. Оставив Киев, перешла на левый берег Днепра. Муса Муртазин вспоминал, что в директиве Главнокомандующего Юго-Западным фронтом от 8 мая 1920 г. (№ 2637/391с) ука-
© Багаутдинов Р. О., Гафаров А. З., 2014
зывалось, что после отхода 12-й армии на левый берег Днепра обстановка изменилась для красных частей в плохую сторону. Противник собрал большой резерв возле Киева. Этими частями мог ударить по конной армии, и поэтому нужно было привести в порядок части 12-й армии и принимать меры по обратному овладению Киевом. Для действия на правом берегу Днепра могла быть использована Кавалерийская бригада Мусы Муртазина [5]. Но командир 7-й дивизии Голиков решил направить в местечко Бровары кавалерийскую бригаду Муртазина, чтобы сдержать наступление противника со стороны этого населенного пункта. В день своей высадки Башкирская кавалерийская бригада получает задание: совершить налет на местечко Бровары.
Для этого командир бригады Муса Муртазин со своей бригадой останавливается в лесу в трех километрах северо-западнее Броваров. Он пишет: «После проведения разведки вырисовывается следующая обстановка: противник сосредоточил в Броварах значительные силы пехоты, с сильной артиллерией и броневиками, выставив на 500 метров вокруг сторожевое охранение. Местность, окружавшая местечко Бровары, радиусом полтора километра, представляла собой открытое поле, на котором бродили стада коров, овец и лошадей, за укрытием которых полки Башкирской кавалерийской бригады могли подойти к противнику незамеченными» [6].
Командир башкирской кавалерийской бригады М. Л. Муртазин решает начать атаку утром. Для этого первый эскадрон 28-го полка располагается на юго-восточной опушке леса, в двух километрах северо-западнее Броваров и прикрывает левый фланг бригады, остальные три эскадрона под командой Н. Муртазина атакуют местечко Бровары с фронта. Пеший дивизион должен захватить артиллерию противника и базу бронедивизиона поляков. 27-й кавалерийский полк четырьмя эскадронами атакует противника с тыла.
Утром в 6 часов 30 минут бригада начинает атаку. 27-й полк в конном строю, маскируясь пасущимся скотом, повел атаку на Бровары с запада; 28-й полк (двумя эскадронами) в конном строю начал атаковать с севера, из леса; пеший дивизион повел наступление на тяжелую батарею противника; один дивизион обеспечивал путь отступления. Атака шла одновременно. В 8 часов часть Броваров была уже занята бригадой и захвачена тяжелая батарея (прислуга порублена).
В ходе боев были уничтожены 2 батареи, разгромлена часть польской дивизии, захвачены 150 пленных, 4 пулемета [7]. Через несколько дней в «Киевской мысли» появилась заметка, что на Бровары сделала налет азиатская часть и порубила 60 офицеров [8].
На Польском фронте первые бои показали, что необходимо менять тактику ведения боевых действий. Кавалерийские атаки на сильно укрепленные позиции, с большим количеством пулеметов, приводили к большим потерям личного состава и еще больше - в лошадях, так как польские солдаты предпочитали позиционную войну с ночными атаками. Еще у польских солдат не было боязни перед кавалерией, так как их к борьбе против этого вида войск учили с первых дней службы. Ставка делалась на то, что при большой силе огня кавалерия для пехоты не страшна.
Надо было отказаться от тактики лобовых атак. Атаковать в кавалерии разрешалось только тогда, когда пехота захвачена врасплох и отступает.
После боев возле населенных пунктов Зазимье (был разгромлен пехотный полк, захвачено 300 винтовок и 100 человек пленных) [9], Озеряны (против шайки Ромашко) Башкирской кавалерийской бригаде было приказано форсировать Днепр, для того чтобы совместно с 7-й дивизией в дальнейшем развивать наступление. Соединившись с 7-й дивизией, Башкирская кавалерийская бригада, развивая наступление, переправилась в районе деревни Та-расевичи. Надо отметить, что водная преграда на пути войск - это всегда большое испытание. Это неудобная позиция для нападающих и выгодная позиция для обороняющихся войск. Бригада для форсирования Днепра нашла 200 лодок и 26 мая начала форсирование реки Днепр.
Утром части бригады подплыли к противоположенному берегу. Здесь находился польский эскадрон, который заметил переправу, когда лодки уже приблизились к нему, и открыл по ним беспорядочную стрельбу. Но все же правый берег был захвачен без потерь, и к вечеру переправились все три полка; лошадей пускали вплавь. Поляки отошли. Но дальше оказались новые, не нанесенные на карту рукава, поэтому продвигаться вперед не было возможности. Поляки, стянув сюда силы, начали из 4 орудий обстреливать переправившиеся части с
расстояния около двух километров. Оставаться в таком положении было нельзя, так как противник мог уничтожить всю бригаду. Комбриг по этой причине переправил полки обратно на левый берег, что было произведено без потерь [10].
Затем было решено переправляться возле деревни Сухолучье, но из-за сильного ру-жейно-пулеметного огня попытка переправы также была обречена на провал. Несмотря на неудачи, во время форсирования Днепра под деревнями Тарасевичи и Сухолучье был уничтожен эскадрон кавалерии поляков, захвачено 2 пулемета, более 100 лошадей [11]. Потом в районе деревень Ошитки и Окунниково 2 и 4 июня Башкирская кавалерийская бригада с 73-й пехотной бригадой удачно переправились через Днепр и начали новое наступление.
Башкирская кавалерийская бригада под командованием М. Муртазина провела ряд удачных операций в районе населенных пунктов Ротичи, Пилявы, местечек Горностайполь, Зорино, Богданы, возле станции Тетерев, Зарудье, Пенязевичи, Игнатполь, Липина, Большая и Малая Глумча, Яринетка. Там было уничтожено или захвачено в плен много солдат противника.
Вот как вспоминает эти дни очевидец событий - генерал-майор А. И. Лизюков, который видел конные атаки Башкирской кавалерийской бригады: «...Ночью поляки внимательно следили за нами. Ракеты рвутся непрерывно, по всему фронту. После нескольких белых ракет в воздухе мигают красные и зеленые огоньки - это проверочные ракеты, которыми поляки сигнализируют своим главным силам. Потом воздух оглашается беспорядочной стрельбой пулеметов и артиллерии и дикими, уже знакомыми нам боевыми криками конников башкирской бригады. Муртазин со своей конницей! Он забрался в тыл польского бивуака, снял охраняющие части и атакует главные силы поляков...» [12]
Возле Ротичи был разбит эскадрон поляков, во время боя у Пилявы уничтожены 2 батальона 6-го пехотного Познанского полка, захвачен 1 пулемет, 3 орудия, около 600 пленных, в местечке Горностайполь, деревне Зорино, Багданы уничтожен батальон 6-го пехотного полка, захвачены 5 станковых, 3 легких пулемета, взорван мост у р. Тетерева, захвачены 100 пленных, 3 бойца под деревней Зарудье, уничтожен 60-й Краковский пехотный полк, захвачены 19 пулеметов, более 100 лошадей, 5 повозок ручных бомб, под Пенязеевичи уничтожена конная казачья бригада полковника Яковлева, захвачены около 400 лошадей, 12 станковых пулеметов, 450 человек пленных, 2 командира полка, начальник снабжения и оркестр [13]. Надо отметить, что потом Башкирская кавалерийская бригада из трофейных инструментов оркестра создала свой сводный оркестр и во время маршей двигалась с музыкой.
13 июля командованием 12-й армии была создана конная группа, в которую вошли: Башкирская кавалерийская бригада, 25-я кавалерийская бригада, Доно-Кубанский, Суворовский, 7-й сводный и 58-й кавалерийские полки. Командиром конной группы был назначен М. Л. Муртазин. По воспоминаниям Муртазина: «3 августа конная группа с боем занимает город Ковель. Это был крупный населенный пункт, имевший стратегическое значение. 12 августа конная группа у деревни Лотов разбила 9-й пехотный полк и "Татарскую язду". В этот же день командиром Башкирской кавалерийской бригады назначается Я. Кальметов, из-за отъезда М. Л. Муртазина в отпуск [14]. После 20 августа в связи с болезнью Кальметова, на должность командира Отдельной Башкирской кавалерийской бригады назначается командир 2-го Доно-Кубанского полка А. В. Горбатов. 30 августа Башкирская бригада передается в распоряжение 24-й Железной дивизии» [15].
В октябре воюющие стороны заключили перемирие, а в 18 марта 1921 г. - Рижский мирный договор. По его условиям объявлялось прекращение состояния войны между Польшей и советскими республиками и установление советско-польской государственной границы. Договор представлял собой важный рубеж в истории советско-польских отношений [16].
Башкирская кавалерийская бригада оставалась на украинской земле до 1921 г., ведя борьбу против контрреволюционных сил.
Сколько башкирских солдат и офицеров погибло в Советско-польской войне 1920 г., не известно. Башкирская кавалерийская бригада в этой войне показала свои высокие боевые качества, храбрость воинов-башкир, которые выделялись смелостью, решительностью, бесстрашием, выносливостью, сравнительно высоким моральным духом и дисциплинированностью, что имело большое значение в боевой обстановке. Башкирские воины с честью выполнили возложенную на них задачу.
Примечания
1. Ольшанский П. Н. Рижский мирный договор и развитие советско-польских отношений. М., 1974. С. 25.
2. Гражданская война и военная интервенция в СССР: энциклопедия. М., 1987. С. 73.
3. Там же. С. 41.
4. Муртазин М. Л. Башкирия и Башкирские войска в Гражданскую войну. Уфа, 2012. С. 131.
5. Там же. С. 133.
6. Там же. С. 142.
7. Центральный Архив Общественных Объединений Республики Башкортостан (далее - ЦАОО РБ) Ф. 10276. Оп. 1. Д. 1. Л. 26.
8. Муртазин М. Л. Указ. соч. С. 135.
9. ЦАОО РБ. Ф. 10276. Оп. 1. Д. 1. Л. 26.
10. Муртазин М. Л. Указ. соч. С. 139.
11. ЦАОО РБ. Ф. 10276. Оп. 1. Д. 1. Л. 26.
12. ЦАОО РБ. Ф. 10276. Оп. 1. Д. 8. Л. 11.
13. ЦАОО РБ. Ф. 10276. Оп. 1. Д. 1. Л. 27.
14. Муртазин М. Л. Указ. соч. С. 166.
15. Там же. С. 166.
16. Ольшанский П. Н. Указ. соч. С. 5.
Notes
1. Olshansky P. N. Rizhskij mirnyj dogovor i razvitie sovetsko pol'-skih otnoshenij [Riga peace treaty and the development of the Soviet-Polish relations]. Moscow. 1974. P. 25.
2. Civil war and military intervention in the USSR: an encyclopedia. Moscow. 1987. P. 73. (in Russ.)
3. Ibid. P. 41.
4. Murtazin M. L. Bashkiriya i Bashkirskie vojska v Grazhdanskuyu vojnu [Bashkiria and Bashkir troops in the Civil war]. Ufa. 2012. P. 131.
5. Ibid. P. 133.
6. Ibid. P. 142.
7. The Central Archives of Public organizations of the Republic of Bashkortostan (hereinafter referred to as CAPO RB) F. 10276. Sh. 1. File 1. Sh. 26.
8. Murtazin M. L. Op. cit. P. 135.
9. CAPO RB. F. 10276. Sh. 1. File 1. Sh. 26.
10. Murtazin M. L. Op. cit. P. 139.
11. ZOO RB. F. 10276. Sh. 1. File 1. Sh. 26.
12. ZOO RB. F. 10276. Sh. 1. File 8. Sh. 11.
13. ZOO RB. F. 10276. Sh. 1. File 1. Sh. 27.
14. Murtazin M. L. Op. cit. P. 166.
15. Ibid. P. 166.
16. Olshansky P. N. Op. cit. P. 5.