Научная статья на тему 'Действие циклической модели интеграционного процесса при становлении промышленных сетей в судостроении'

Действие циклической модели интеграционного процесса при становлении промышленных сетей в судостроении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОМЫШЛЕННЫЕ СЕТИ / СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / ЭВОЛЮЦИЯ СЕТЕЙ / ВИДЫ СЕТЕЙ / INTEGRATION PROCESS / INDUSTRIAL NETWORKS / NETWORK ORGANIZATIONS / CYCLIC MODEL OF THE INTEGRATION PROCESS / THE EVOLUTION OF NETWORKS / TYPES OF NETWORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мичурина О. Ю.

В судостроении Астраханской области четко прослеживается развитие промышленных сетевых организаций, начиная от «мягко» интегрированных горизонтальных форм взаимодействия и заканчивая «жестко» интегрированными вертикальными структурами. Анализ эволюции промышленных сетей в судостроении Астраханской области подтверждает концепцию цикличности интеграционного процесса, который имеет непрерывный характер. Новые более совершенные интегрированные структуры возникают на месте старых либо отживших форм, либо форм, требующих усовершенствования внутрисетевых отношений вследствие изменений законодательства, геополитических факторов, конкурентной среды и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTION OF CYCLIC MODEL OF THE INTEGRATION PROCESS IN THE INDUSTRIAL NETWORKS FORMATION IN THE SHIPBUILDING INDUSTRY

In the shipbuilding industry of the Astrakhan region is clearly seen the development of industrial network organizations, ranging from "soft" integrated horizontal forms of interaction and ending with "hard" integrated vertical structures. Analysis of the evolution of industrial networks in shipbuilding of the Astrakhan region confirms the concept of cyclicity of the integration process, which has continuous character. New more advanced integrated structures appear in place of old or outdated forms, or forms that need improvement of intranet relationships as a result of legislative changes, geopolitical factors, competitive environment, etc.

Текст научной работы на тему «Действие циклической модели интеграционного процесса при становлении промышленных сетей в судостроении»

УДК 338.47:656.6

О.Ю. МИЧУРИНА, кандидат экономических наук, доцент

Астраханский государственный технический университет

ДЕЙСТВИЕ ЦИКЛИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ СЕТЕЙ В СУДОСТРОЕНИИ

В судостроении Астраханской области четко прослеживается развитие промышленных сетевых организаций, начиная от «мягко» интегрированных горизонтальных форм взаимодействия и заканчивая «жестко» интегрированными вертикальными структурами. Анализ эволюции промышленных сетей в судостроении Астраханской области подтверждает концепцию цикличности интеграционного процесса, который имеет непрерывный характер. Новые более совершенные интегрированные структуры возникают на месте старых либо отживших форм, либо форм, требующихусовершенствования внутрисетевых отношений вследствие изменений законодательства, геополитических факторов, конкурентной среды и пр.

Астрахань имеет огромный потенциал в области судостроения, судоремонта, технической эксплуатации флота, подготовки флотских кадров - несравненно больший, чем имеют некоторые прикаспийские государства. Судостроение и судоремонт были и остаются одной из важнейших отраслей народного хозяйства Астраханской области. Россия всегда присутствовала в Каспийском регионе, как государство, обладающее значительным промышленным потенциалом в области судостроения и судоремонта, и первостепенное значение в данном позиционировании имеет состояние судостроительной и транспортной отраслей Астраханской области.

Основные предпосылки развития судострои-тельно-судоремонтной промышленности Астраханской области, перспективы ее модернизации и загрузки производственных мощностей связаны, в первую очередь, с наличием значительных запасов нефти на шельфе Каспийского моря, с растущими потребностями как российских, так и зарубежных компаний в морских сооружениях для разведки и добычи нефти, танкерах для транспортировки нефти и нефтепродуктов, а также судах вспомогательного флота. Развитие международных транспортных коридоров «Север - Юг» и «Запад - Восток» открывает перед Россией значительные перспективы участия в морских грузоперевозках на Каспии, что требует создания грузового флота и объектов инфраструктуры.

Согласно прогнозам, суммарный объем капиталовложений в проекты строительства на шельфе Каспия до 2024 г составит более 100 млрд долл. Анализ рынка нефтедобычи в России показал, что компаниям, работающим на шельфе для разведки месторождений, необходимо 5-10 буровых установок, для добычи нефти и газа в российском сегменте шельфа - 20-30 платформ, при этом потребности во вспомогательном и танкерном флоте эксперты оценивают в 30-100 единиц [1]. Астраханская область в России обеспечивает не менее трети всей мощности судостроительной отрасли: в 2008 г объем производства отрасли в РФ составил 12 млрд рублей, из которых 4 млрд пришлось на Астраханский регион [2].

В интеграционные процессы, охватившие экономику России в целом и Астраханской области в частности, неизбежно вовлечена и судостроительная отрасль региона. Общая схема становления интегрированных структур в судостроении Астраханской области в постсоветский период исследована нами в [3, с. 33-83] и представлена на рис. 1.

Ассоциация судостроителей Астраханской области была основана в 2002 г. Основной вид деятельности Ассоциации - координация действий судостроительных и судоремонтных предприятий с целью представления на внешнем и внутреннем рынках единого судостроительного комплекса Астраханской области, укрепление маркетинговой политики предприятий-членов

ci)

S i о s

с □

■о

ш п s

<D I S <D I О)

■о

0 й

1 О"

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

ЧАСТИЧНО ИНТЕГРИРОВАННАЯ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СЕТЬ ВОКРУГ СП ОАО «АСТРАХАНСКИЙ КОРАБЕЛ»

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

АССОЦИАЦИЯ СУДОСТРОИТЕЛЕЙ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЧАСТИЧНО ИНТЕГРИРОВАННАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ СЕТЬ ВОКРУГ ООО «RR OFFSHORE»

ЖЕСТКО ИНТЕГРИРОВАННАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ СЕТЬ ГРУППЫ КОМПАНИИ «РР - МОРСКИЕ НЕФТЕГАЗОВЫЕ ПРОЕКТЫ»

ОАО «АСТРАХАНСКОЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ»

ЖЕСТКО ИНТЕГРИРОВАННАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ СЕТЬ ГРУППЫ КОМПАНИИ «КАСПИЙСКАЯ ЭНЕРГИЯ:

СТАНОВЛЕНИЕ ОАО «ЮЖНЫЙ ЦЕНТР СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА» (ДОЛЖНО ЗАВЕРШИТЬСЯ В 2012 г.

СТАНОВЛЕНИЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА (ДОЛЖЕН ОКОНЧАТЕЛЬНО СФОРМИРОВАТЬСЯ К 2020 г.

И

Чэ Чэ

Од

О

а !

■5

о гъ

а

Ой

а

»о О

Рис. 1. Становление интегрированных структур в судостроении Астраханской области"

: Источник: разработано автором.

vo сл

Ассоциации. В настоящий момент в Ассоциацию входят крупнейшие судостроительные и судоремонтные предприятия региона, а также правительство Астраханской области, вузы области и филиал Российского морского регистра судоходства (РМРС) [4].

По данным Ассоциации судостроителей Астраханской области, долевое соотношение объемов собственно производства между предприятиями судостроения и судоремонта, входящими в Ассоциацию, на 2010 г сложилось следующим образом (рис. 2).

Идея интеграции в судостроительной отрасли Астраханского региона в постсоветский период была реализована по инициативе губернатора Астраханской области (в 1991-2004 гг.) Анатолия Гужвина, при содействии ряда крупных коммерческих и финансовых структур региона, в частности инвестиционно-финансовой компании «Юг» и Волго-Каспийского акционерного банка. Учредителями СП ОАО «Астраханский корабел» выступили предприятия с российской, финской и

украинской сторон, в результате чего образовалась частично интегрированная горизонтальная сеть вокруг СП ОАО «Астраханский корабел».

В 2002 г. одновременно со становлением деятельности Ассоциации судостроителей Астраханской области в Астрахани начала свое существование компания ООО «RR Offshore» (RRO). Компания внесла свежие научно-практические и маркетинговые идеи в индустрию судостроения Астраханского региона. ООО «RR Offshore» давало возможность российским предприятиям максимально участвовать в проектах, заключая субподряды с российскими заводами, привлекая российских инженеров и персонал для выполнения проектов, закупая и поставляя российские материалы в рамках проектов. Для изготовления продукции по заказу RRO российские сталелитейные заводы имели возможность поставить тысячи тонн материалов, включая листовую сталь, балки и профили. В 2007 г. ООО «RR Offshore» было переименовано в ООО «РР-Оффшор», а в 2008 г. - в ООО «КНРГ Проекты».

Рис. 2. Долевое соотношения объемов производства между предприятиями судостроения и судоремонта Астраханской области в 2010 г.*

* Источник: данные Ассоциации судостроителей Астраханской области.

Повышение производственного потенциала судостроительной промышленности относится к одному из ключевых направлений развития Астраханской области и, благодаря своим огромным ресурсным возможностям, находится в процессе постоянного развития. Интеграционные процессы рыночного периода в судостроительной отрасли Астраханского региона, берущие свое начало в 1996 г. при создании СП ОАО «Астраханский корабел», в настоящее время достигли значительного прогресса. Глобальный рост спроса на углеводородное сырье, истощение запасов материковых месторождений, увеличение значимости шельфовой добычи, а также отсутствие в России компаний, берущихся за комплексную реализацию проектов в данной области способствовали формированию одной из наиболее перспективных и высокотехнологичных промышленных сетей

г

на Астраханском и мировом рынке - группы компаний «РР-Морские нефтегазовые проекты» (РР-МНП). В 2008 г. ООО «РР-МНП» было переименовано в ООО «Группа «Каспийская энергия» (ООО «Группа КНРГ»).

Наиболее совершенным интеграционным образованием в судостроительной отрасли Астраханской области на сегодняшний день является группа «Каспийская Энергия» (КНРГ) (рис. 3). Группа «Каспийская Энергия» является единственным комплексным российским интегрированным подрядчиком, предоставляющим полный комплекс услуг по созданию объектов инфраструктуры для шельфовых месторождений в единой технологической цепочке EPCI: проектирование (Engineering), закупки (Procurement), строительство (Construction), морские операции (Installation).

\

Рис. 3. Жестко интегрированная вертикальная промышленная сеть группы компаний

«Каспийская Энергия»*

* Источник: разработано автором.

Помимо субъектов инженерного, производственного и сервисного дивизионов, вошедших в Группу КНРГ при переименовании Группы «РР-МНП», дополнительные функции в сети выполняются такими новыми субъектами, как ООО «Каспийская Энергия Проекты» и ООО «Каспийская Энергия Финанс».

Возвращаясь к 1996 г, при анализе создания СП ОАО «Астраханский корабел» мы говорим о горизонтальной интеграции, о партнерских взаимоотношения между предприятиями, выступившими учредителями, о совокупности самостоятельных юридических лиц, использующих рыночные методы регулирования внутрисетевых отношений, поддерживающих взаимозависимости между членами сети, основанные на общем интересе сетевых партнеров в области астраханского судостроения. Уже к 2002 г к моменту создания ООО «RR Offshore» в судостроении Астраханской области наблюдалось становление вертикально интегрированной сети, включающей несколько стадий производственного цикла: управление проектами, поставку ресурсов, собственно производство, проектирование, сборку, монтаж и пуско-наладку, транспортировку. Так как речь еще не идет о функционировании всех субъектов сети в едином имущественном секторе, а скорее об упорядоченных, взаимозависимых и хорошо управляемых партнерских отношениях, мы констатировали наличие «частичной» интеграции в сети.

Консолидация активов различных предприятий, специализирующихся на проектировании и строительстве морских буровых и добывающих платформ для работы на шельфе привела к созданию в 2006 г. в Астраханском судостроении уже жестко интегрированной вертикальной сети группы компаний «РР-Морские нефтегазовые проекты». Группа «РР-МПН» объединила компании, работающие в единой технологической цепочке EPCI: проектирование (Engineering), закупки (Procurement), строительство (Construction), морские операции (Installation) и предложила полный цикл услуг по созданию объектов инфраструктуры для шельфовых месторождений от проектного предложения до установки объекта в море. В случае функционирования сетей вокруг ООО «RR Offshore» и Группы «РР-МНР» выгоды от объединения достигались за счет вертикальной

интеграции субъектов сетей, а «жесткая» интеграция в Группе «РР-МНП» повысила координацию субъектов сети и персональную ответственность высших руководителей.

Следствием перечисленных интеграционных процессов стало окончание формирования в 2008 г. жестко интегрированной вертикальной сети Группы компаний «Каспийская Энергия», ставшей крупнейшим российским комплексным интегрированным подрядчиком, предоставляющим полный перечень услуг по созданию объектов инфраструктуры для шельфовых месторождений в единой технологической цепочке. Помимо выгод вертикальной интеграции, в сети Группы КНРГ реализуются также преимущества матричной (проектной) структуры, между субъектами сети действуют рыночные отношения, а «жесткая» интеграция в рамках одного имущественного комплекса привносит административные методы управления во внутрисетевые отношения.

Исследование эволюции становления интегрированных структур в судостроении Астраханской области позволило нам найти подтверждение теоретическим концепциям, сформулированным ранее. В частности, структуры и разновидности сетевых организаций, выявленные нами в судостроительной промышленности Астраханского региона в периоде 1996-2011 гг., четко соответствуют моделям современных сетевых организаций, предложенным в авторской классификации в [5, с. 248-259]. А уже выявленная модель конкретной сетевой организации, правильно построенная структура, могут служить основой, аналитическим инструментом для дальнейшего исследования особенностей функционирования реальных сетевых организаций, в частности, направлений информационных и финансовых потоков, рыночных и административных методов регулирования внутрисетевых отношений, уровня свободы и взаимозависимости сетевых партнеров и т.д.

Также исследование эволюции становления промышленных сетей в судостроении Астраханской области позволило нам подтвердить концепцию о цикличности интеграционного процесса, сформулированную в [5, с. 166-168; 6, с. 123-124]. В соответствии с данной концепцией создание конкретной формы предпринимательского объ-

единения не завершает реализацию интеграционного процесса, а завершает лишь одну из его стадий. Сформированное объединение может функционировать в сложившемся виде, однако, при наличии дальнейших побудительных мотивов к интеграции, может быть запущен новый интеграционных процесс, ведущий к образованию нового объединения или изменению существующего. Продемонстрируем действие концепции цикличности интеграционного процесса на рис. 4.

Действие циклической модели, показанное на примере становления промышленных сетей в судостроении Астраханской области, демонстрирует нам непрерывный характер интеграционного процесса. Новые более совершенные интегрированные структуры возникают на месте старых либо отживших форм, либо форм, требующих усовершенствования внутрисетевых отношений вследствие изменений законодательства, экономической стратегии развития государства или региона, конкурентной среды, геополитических факторов и пр. Создание жестко интегрированной вертикальной промышленной сети группы компаний «Каспийская Энергия» также не является последним завершающим этапом в становлении интегрированных структур в судостроении Астраханской области. Во-первых, не вызывает сомнений тот факт, что сетевая структура Группы будет и дальше развиваться, преследуя цели расширения географии присутствия, выхода на новые международные рынки, получения дополнительных конкурентных преимуществ, наращивания собственной производственной мощности для повышения технических возможностей выполнения крупных и выгодных заказов и проектов в области оффшорного судостроения. В частности, известны факты, что руководство Группы КНРГ уже неоднократно пыталось присоединить активы одного из самых дееспособных судостроительных предприятий Астраханской области ОАО «ССЗ «Красные Баррикады», хотя пока эта инициатива не увенчалась успехом. Во-вторых, говоря о перспективах развития российского судостроения в общем и астраханского судостроения в частности, мы не можем не упомянуть создание Южного центра судостроения и судостроительного кластера в Астраханской области как наиболее перспективных интегрированных структур данной

отрасли, которым только предстоит пройти все этапы развития, чтобы оправдать возлагаемые на них Правительством Астраханской области надежды.

Хотелось бы также отметить, что наша концепция о цикличности интеграционного процесса не означает, что объединение субъектов рынка будет происходить до тех пор, пока все, в конце концов, не объединятся. Мы подчеркиваем, что каждый последующий виток интеграционного процесса будет возникать только при наличии новых побудительных мотивов, преследующих выгоды от интеграции. Также совершенно не обязательно все субъекты одной сформировавшейся сети будут полностью включаться в одну и ту же новую сеть на последующем интеграционном этапе. Возможно, все субъекты и будут участвовать в формировании новых сетей, но это могут быть самые разнообразные сети, отличные по специфике и направлению деятельности от первоначальной сети. Например, такие субъекты частично интегрированной горизонтальной промышленной сети вокруг СП ОАО «Астраханский корабел», как ОАО «ВКА Банк», ОАО «Инвестиционно-финансовая компания «ЮГ», ФГУП «Северо-Каспийское морское пароходство», ОАО «ССЗ «Красные баррикады» и др. к 2008 г. - моменту формирования жестко интегрированной вертикальной промышленной сети группы компаний «Каспийская Энергия» - либо прекратили свое существование, либо утратили интерес к деятельности данного интегрированного объединения и функционируют в составах других сетей.

Использование циклической модели интеграционного процесса для исследования формирования и эволюции современных промышленных сетей:

- позволяет в наглядной форме представить все понятия, используемые при описании интеграционного процесса, что имеет теоретическую ценность в рамках изучения таких дисциплин, как стратегическое управление, корпоративное управление или теория организации;

- демонстрирует соотношение теоретических понятий интеграционного процесса, их взаимную зависимость и неразрывность, что позволяет изучать интеграционный процесс как самостоятельное явление в современной общественной и экономической жизни;

Элементы интеграционного процесса при становлении частично интегрированной горизонтальной промышленной сети вокруг СП ОАО «Астраханский корабел» (1996 г.)

ЦЕЛЬ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА: создание тесной кооперации промышленных предприятий, банков, инвестиционных институтов, находящихся на территории Астраханской области и за рубежом, ставящих целью увеличение своей прибыли за счет существенного расширения присутствия на внутреннем и мировом рынках судостроения и судоремонта

СТРАТЕГИЯ ИНТЕГРАЦИИ: в рамках основной выбранной деловой стратегии фирмы ОАО «BKA Банк», ОАО «Инвестиционно-финансовая компания «ЮГ», ФГУП «Северо-Каспийское морское пароходство», ОАО КБ «Вымпел», ОАО ЦКБ «Коралл», «Aker Raum a Offshore Oy», ОАО «Морской судостроительный завод», ОАО «ССЗ «Красные баррикады», ОАО «ССЗ «Лотос», ФГУП «Внешнеэкономическое предприятие «Судоэкспорт», ОАО «Торговая фирма «Атлант» решили вступить во взаимодействие, основанное на развитии связей между ними, совместном использовании ресурсов, объединении технологий, информации и капиталов, снятии взаимных барьеров

МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ: партнерские взаимоотношения между фирмами и их руководителями, заинтересованными в возрождении астраханского судостроения, в сохранении астраханских судостроительных предприятий в российской собственности

ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ: взаимодействие самостоятельных юридических лиц, использующих рыночные методы регулирования отношений, поддерживающих взаимозависимости между членами объединения, основанные на общем интересе партнеров в области астраханского судостроения - «частичная» интеграция

ВИД ИНТЕГРАЦИИ: заинтересованные в возрождении астраханского судостроения разнопрофильные (финансовые, торговые, производственные и др.) организации вступили в партнерские взаимоотношения и создали инструмент СП ОАО «Астраханский корабел», позволяющим им объединить усилия в секторе судостроения в Астраханской области - горизонтальная интеграция

КОНКРЕТНАЯ ФОРМА ОБЪЕДИНЕНИЯ: частично интегрированная горизонтальная промышленная сеть вокруг СП ОАО «Астраханский корабел»

Я к о и

д, О О

YH И

о щ (Г)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р О S

О о О

В I s S

с и В-й is.Sö

i в-ё «

з S

О »

Sí ^ й ё о 2

Erg

gg g

be Б

н о ч H g g g

S и s

"sH

й S ; SISp

s ïi

w s £

es £ g-

X Я о

S,« г

J О-Ч ! - < !

_!§ ь

• я ÜS

i &¡i¡ ч1 П-» Г\ Г?

; « Я м о о.

! F К f-н „ Ч

S Й «

S о i

~ с S ^

м о

л s 5 2 fe S n ö

< « ffl г ;

Элементы интеграционного процесса при становлении частично интегрированной вертикальной промышленной сети вокруг ООО «RR Offshore» (2002 г.)

ЦЕЛЬ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА: выступить конкурентоспособным подрядчиком по строительству технических средств для разведки и освоения морских нефтегазовых месторождений в Каспийском море и в целом в шельфовой зоне РФ

СТРАТЕГИЯ ИНТЕГРАЦИИ: в рамках основной выбранной деловой стратегии фирмы «Delta-Astra Оу», ЗАО «Астрамарин», «Deltamarin Group», ОАО КБ «Вымпел», ОАО ЦКБ «Коралл», ОАО «ССЗ «Лотос», ООО «Международный Центр Производственного Персонала», ОАО «Астраханский корабел», ООО «Крейн Марин Контрактор», ОАО «Эра» и др. решили вступить во взаимодействие, основанное на развитии связей между ними, совместном использовании ресурсов, объединении технологий, информации и капиталов, снятии взаимных барьеров

МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ: партнерские взаимоотношения; частично взаимоотношения, основанные на совместной собственности между фирмами

ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ: взаимодействие самостоятельных юридических лиц, использующих рыночные методы регулирования отношений, общие интересы и некоторая имущественная зависимость - «частичная» интеграция

ВИД ИНТЕГРАЦИИ: многостадийность судостроительного производства, интегрированного вокруг ООО «RR Offshore», осуществляющей управление проектами. Отдельные производства представляют стадии единого технологического процесса в области судостроения - рабочее проектирование, поставка основных ресурсов, производство, сборка, монтаж и спуско-наладка, транспортировка и монтаж в море. Каждая последующая стадия является потребителем предыдущей - вертикальная интеграция

КОНКРЕТНАЯ ФОРМА ОБЪЕДИНЕНИЯ: частично интегрированная вертикальная промышленная сеть вокруг ООО «RR offshore»

1 2 ' g I i&a

s я

о S ю s

' S

а и u ч

g. S «s s

рано

S r> -, &

Ю аГ о н Ц S I-. S

Рис. 4. Часть 1. Действие циклической модели интеграционного процесса при становлении промышленных сетей в судостроениии

в Астраханской области

Источник: разработано автором.

ci)

S

X

о 2

ш

СП

s

а> х s а> х ш ■С

о ïa X О-

Элементы интеграционного процесса при становлении жестко интегрированной вертикальной промышленной сети группы компаний «РР —Морские нефтегазовые проекты» (2006 г.)

ЦЕЛЬ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА: возрождение и укрепление российских позиций в области проектирования и строительства сложной морской техники для освоения континентального шельфа, прежде всего шельфа Каспийского моря

СТРАТЕГИЯ ИНТЕГРАЦИИ: для участия в тендере компании «Лукойл» на поставку технических средств для освоения месторождения им. Корчагина были объединены усилия и активы компаний «Морские и нефтегазовые проекты» и ООО «RR Offshore», в целях координации управления производственными мощностями в рамках единого проекта. Уже в рамках функционирования группы «РР-МНП» в 2007 году объединяются 3 крупнейших судостроительных завода Астрахани — ОАО «Астраханский корабел», ОАО «СЗ «Лотос» и ОАО «ССРЗ им. Ш Интернационала, образуя ООО «АСПО»

МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ: происходит реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь создаваемому юридическому лицу; прекращается деятельность одних юридических лиц с передачей их прав и обязанностей другому юридическому лицу, к которому они присоединяются — в качеств механизмов интеграции используются слияния и присоединения

ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ: отдельные предприятия группы «РР-МНП» функционируют в рамках единого имущественного комплекса и испытывают централизованное управленческое воздействие — «жесткая» интеграция

ВИД ИНТЕГРАЦИИ: группа «РР-МПН» объединила компании, работающие в единой технологической цепочке ЕРС1: проектирование, закупки, строительство, морские операции. Структура группы «РР-МНП» состоит из трех дивизионов Инженер!юго. Производственного и Сервисного, выполняющих полный цикл услуг по созданию объектов инфраструктуры для шельфовых месторождений от проектного предложения до установки объекта в море — вертикальная интеграция

КОНКРЕТНАЯ ФОРМА ОБЪЕДИНЕНИЯ: жестко интегрированная вертикальная промышленная сеть группы компаний «РР — Морские нефтегазовые проекты»

M

0 йЧ

О t) О

S

H <D ~ К U

о о к ащ о ® й FïiM

„ и M H H

и я в g s

5 Щ s I о S. 8

S4 n й ^Г н

я « g a g

ю H S се

'Û s s I s

йяяуя у ° 2 | 8.

3 aoU «

8 * G 8.È о & О & g

6 О M п О

в Щ я & G 0-g ag я

>-> S ей щ ts| ¡3 et И © К

® Ф Л Q.H

M

« i

S 5S & Щ Г Э g gg я

Щ Оч ¡3 о ы

О С So 2 о tr D "S s

В с g-« Ë

0 s » M G © « H

s g I g-g. •s s |в в В R Ss 2

1 S | g g

о S m

Элементы интеграционного процесса при становлении жестко интегрированной вертикальной промышленной сети группы компаний «Каспийская Энергия» (2008 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЦЕЛЬ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА: расширение компетенций для реализации технически сложных и амбициозных международных проектов в области оффшорного судостроения, дальнейшее формирование единой региональной судоремонтной и судостроительной базы в интересах отрасли в целом и, как результат, создание вертикальной системы управления активами компании

СТРАТЕГИЯ ИНТЕГРАЦИИ: с целью управления конструкторскими активами создание еще в 2007 году в рамках «РР-МНП» ООО «Центра морских технологий «Шельф», объединившего ОАО «ЦКБ «Коралл», ОАО «КБ «Вымпел», ЗАО «Астрамарин» и ОАО «СКБ «Каспий»; формирование в рамках производства дивизиона обслуживающих компаний: ООО «Инженерно-ремонтный сервис», ООО «Транспортно-сервисная компания», ООО «Компания «Досторойка» и др.; формирование функции комплексного управления проектами с помощью ООО «КНРГ Проекты»; формирование функции комплексного управления капиталом, ценными бумагами, эмиссионной деятельностью с помощью ООО «КНРГ Финансы»

МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ: в большей степени использован механизм внутреннего развития, выделение из собственных активов многочисленных ООО для повышения эффективности обслуживания основного производства, для упорядочения функций управления проектами и управления капиталом

ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ: в качестве центральной фирмы-ядра выступает управляющая компания ОАО «Группа КНРГ». Все субъекты группы КНРГ функционируют в рамках одного имущественного комплекса. Головная компания ОАО «Группа КНРГ» управляет операционными потоками, комплексными проектами, активами Группы, маркетингом и продажами. Контроль и управление остальными функциями — полным циклом проектирования, производством, подготовкой персонала и морскими операциями — осуществляет компания ООО «КНРГ Проекты». Имеет место «жесткая» интеграция

ВИД ИНТЕГРАЦИИ: Группа КНРГ обеспечивает ведение сложного многостадийного производства, в котором каждая последующая стадия является потребителем предыдущей и, в то же время, каждая стадия выделена не только в отдельное производство, но в несколько фирм — самостоятельных юридических лиц, обеспечивающих выполнение комплексных функций. Отдельные предприятия Группы КНРГ представляют собой стадии единого технологического процесса, функционируют в рамках единого имущественного комплекса и имеют централизованное управление — вертикальная интеграция

КОНКРЕТНАЯ ФОРМА ОБЪЕДИНЕНИЯ: жестко интегрированная вертикальная промышленная сеть группы компаний «Каспийская энергия»

И

Чэ Чэ

Од

О

а !

■5

о гъ

а

Ой

а

»о О

Рис. 4. Часть 2. Действие циклической модели интеграционного процесса при становлении промышленных сетей в судостроениии

в Астраханской области

Источник: разработано автором.

к» о

- указывает на многообразие форм каждого из элементов интеграционного процесса, что способствует реализации на практике множества комбинаций вариантов и расширяет возможности практиков при выборе конкретных интеграционных форм объединений;

- дает возможность применения модели в качестве инструмента анализа при аналитическом исследовании интеграционных процессов, происходящих на конкретных предприятиях;

- модель позволяет трактовать единичный интеграционный процесс как элемент объективной закономерности общественного развития.

Список литературы

1. Нечаев С. Астраханские корабелы объединились // Российская газета. - 2007. - 27 апреля. - № 4353.

2. Боровский Д. Всем штормам назло // Волга. - 2008. -3 декабря. - № 180 (25463).

3. Мичурина О.Ю. Методы экономического обоснования управленческих решений по формированию промышленных сетей в судостроении.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 157 с.

4. Ассоциация судостроителей Астраханской области / Официальный сайт. - URL: http://www.astraship.ru/ sections/19-consortium-members.html

5. Мичурина О.Ю. Теория и практика интеграционных процессов в промышленности. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 287 с.

6. Мичурина О.Ю., Карлина Е.П. Механизмы и формы создания интегрированных структур // Вестник Инжекона: сер. Экономика. - 2010. - № 2(37). - С. 118-124.

В редакцию материал поступил 30.09.11

Ключевые слова: интеграционный процесс, промышленные сети, сетевые организации, циклическая модель интеграционного процесса, эволюция сетей, виды сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.