Научная статья на тему 'Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе'

Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1282
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ячменникова Татьяна Сергеевна

Статья посвящена способам формирования универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья посвящена способам формирования универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа».

Ячменникова Татьяна Сергеевна

учитель начальных классов высшей категории Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №66

г. Пензы

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

на уроках математики в 1 классе

Как на уроке формировать универсально-учебные действия, предусмотренные ФГОС нового поколения?

Ключевые слова: деятельностный подход на уроке, универсальные учебные действия, формирование ключевых компетентностей.

Описание инновации

За последние десятилетия, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению универсально - учебных действий в реальных жизненных ситуациях.

Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированно-сти познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, опре-

деляющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Во-вторых, задачей становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

В-третьих, деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.

Прежний стандарт прописывал содержание образования: что следует изучать на уроках литературы, что - на уроках алгебры, какие произведения должны быть прочитаны, какие формулы изучены, и так по всем предметам. Новый стандарт переводит фокус внимания с сугубо «содержательного» компонента на иные способы регулирования образовательного процесса.

Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на

Муниципальноеобразование:инновации и эксперимент №1, 2011

25

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

Я думаю, что успех реализации новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знания, как было раньше, а будет исполнять роль проводника в мире информации. Перед учителем встает вопрос как учить? Задача учителя не просто формировать или развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок и, став взрослым, мог занять достойное место в обществе. Проникновение в проблему ребенка позволит учителю увидеть ее с позиции самого ребенка. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Мы обязаны научить ребенка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверенными в себе и не испытывали чувство страха. А развитие невозможно без преодоления трудностей самостоятельными усилиями или при помощи одноклассников, или учителя.

При организации учебной деятельности на уроке я ставлю перед собой задачу самореализации обучающихся. Целью обучения становится целостное развитие личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей.

Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов не только предоставляет новые возможности ученику и учителю, но и повышает ответственность за формирование личности, гражданина.

Предлагаемый урок математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Основная дидактическая идея урока может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь

суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с математическим понятием «выше и ниже» осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться. Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач. На уроке формируются универсально - учебные действия, предусмотренных ФГОС нового поколения, а именно:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) и своему соседу по парте.

Урок «Выше и ниже» УМК «Перспективная начальная школа» с.56 №1(А.Л. Чекин - учебник по математике для 1 класса, ч. 1)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д.

Урок «Выше и ниже» УМК «Перспективная начальная школа» с.56 №2

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Задания : Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач.

Урок «Выше и ниже» УМК «Перспективная начальная школа» с.56 №1

26

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Ученик научится или получит возможность научиться:

- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенныхпризнаков:

- выполнять задания с испальзсванием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем:

- выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно:

-проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффестивный способ решения или верное решение (правсльный ответ):

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану:

- строить логическую цепь рассуждений;

Урок математики в 1 классе по УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Выше и ниже. Выше, чем... Ниже, чем... »

Цель: Продолжить сформировать представления о понятиях “выше чем...”, “ниже чем...”

УУД:

• Ученик научится или получит возможность научиться, правильно анализировать взаиморасположение объектов по вертикалиной оси:

• а) по отношению к собствкннмму телу;

• б) между предметамс.

• Ученик научится или получит возможность научиться правильно исиользовать слова “выше” и “ниже”, “выше чем” и “ниже чем

• Ученик получит возможность продолжить развитие зритель ноговосприятия.

• Ученик получит возможность продолжить расширять сенсомоторный репертуар.

• Ученик получит возможность продолжить развитие мелкой моторики, вниииния,памяти,мышления

Оборудование: презентацвя “Сиова, обозначающие положение предметов в пространстве: выше чем - ниже чем, над - под, между”, зернало, малень-

кие игрушки для слежения взглядом за ними и для практического освоения пространства, листы для рисования, карандаши.

Ход урока

у Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Продолжительность; 1-2 минуты.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.

Давайте повернемся к ним, улыбнемся и попри-ветствием.

И вам ребята, доброго дня и хорошего настроения.

Наш диви з: «Мы имеете!»

Проверим готовность к работе:

- Руки? Дети: “На месте!”

- Ноги? Дети: “На месте!”

- Локти? Дети: “У края!”

- Спина? Дети: “Прямая!”

“4-й лишний” по теме “части тела”

Сядет тот ряд, представитель которого назовет лишнее нлови: Показываеж вместе со мной.

Подбородок, колено, затылок, нос.

Объясните,каидогадались? -

Лоб, брсвь. щеиа, ухо.

Объясните, догадались?

нисть, рот, глаз, нос.

Док ажи!

МОЛОДЦР1!

2. Актуализация и пробное учебное действие. Оррентидованид в пространстве использованием слов “выше”, “ниже”,

Продолжительность; 4-5 минут.

К нам в гости пришла расстроенная Маша.

- Здравствуйте, ребята. У меня был замечательней д руг - пушистый, забавный котенок Мурзик Я его очень любила, ухаживала, играла с ним. Однажды я поиела Мурзика на прогулку. Вдруг котенок увидел летнщий кленовый листочик, побежал за ним и пропал из виду. Долго я бегала по улице, звала Мурзика, нпрашивала у прохожих, но - все напрасно. Мурзика

Муниципальноеобразокание:инновациииэкспиримент №1, 2011

27

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

нигде не было. Тогда, я дала объявление в газету, и вот сегодня пришел ответ.

Учитель читает вслух:

Так что же ты расстраиваешься, Маша, иди скорее за котенком.

3.1. Выявление места и причины затруднения

Продолжительность: 4-5 минут.

Маша: - Но я никак не могу разобраться что значит “выше чем”, что значит “ниже чем ... Что же означают эти странные слова?

Ребята, как можно успокоить Машу? Какие слова подобрать в этой ситуации?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не переживай Маша, мы с ребятами тебе поможем.

Давайте откроем учебник на нужной страничке. Какую страницу открыли? О чем будем сегодня говорить?

Найдите картинку в левом верхнем углу. Давайте внимательно посмотрим, может, Машин котенок здесь спрятался? Каких мы животных видим? Где живут эти

животные? Найди животное, которое выше остальных. Поставь красную фишку.

Итак, мы решили, что выше всех бегемот (назвать неправильный ответ)

Как не бегемот? Докажи! Проверь у соседа, помоги, если он затрудняется. Покажите готовность работать дальше.

Найдите картинку в правом верхнем углу. Может, котенок спрятался в лесу? Что вы видите на картинке? Какое растение ниже остальных? Поставь зеленую фишку.

Проверь у соседа, помоги, если он затрудняется. Покажите готовность работать дальше

Молодцы. Мы выяснили, что самое низкое растение на этой картинке - это кактус, верно? (назвать неправильный ответ) Докажите, что это ромашка.

3.2. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Сравнивание по росту, высоте двух или больше предметов с использованием слов “выше чем”, “ниже чем”.

Продолжительность: 5 минут.

Кто сможет объяснить Маше когда мы употребляем слова ВЫШЕ ЧЕМ и НИЖЕ ЧЕМ?

Скажите, а что мы можем сравнивать, о чем мы можем говорить НИЖЕ или ВЫШЕ?

А теперь внимание на экран. Что можно сказать про эти предметы?

Тумбочка ниже, чем шкаф, а шкаф выше, чем тумбочка.

Сколько предметов мы сравнили?

Ребята, можно сравнивать только 2 предмета или больше?

Давайте покажем Маше, как можно сравнивать несколько предметов. Маша пришла не одна, с ней подружка Света, и ее собачка Дружок.

Давайте поможем Маше, Свете и ее собачке Дружку построиться по росту?

Сравниваются по росту Кто из них выше? Маша выше, чем кто?

Первая встает Маша.

Что скажем про Свету?

28

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Света выше собачки, но ниже Маши. (Перепутать)

Кто встает последним ?

Дружок. (Перепутать, поставить первым)

По какому признаку называли? В порядке убывания.

А теперь давайте назовем в обратном порядке. Это как в обратном порядке?

В порядке возрастания

Когда мы используем слова «выше чем» «ниже чем»?

(слова “выше чем” и “ниже чем” используют, когда сравнивают два или несколько предметов по высоте)

Посмотрите на экран. Что это? Для чего нужен этот предмет?

Назовите вазы по цвету.

Как вы думаете, из чего они сделаны?

Я думаю, что золотая ваза сделана из пластилина, не правда ли?

Докажи, что это не пластилин.

(Розовая хрустальная, черно - белая стеклянная, каменная коричневых тонов, синяя стеклянная с бабочками, золотая металлическая с цветами)

Какая ваза самая низкая?

Можно ли про нее составить предложение со словами « выше чем” или “ниже чем”? Составим.

Черно-белая стеклянная ваза ниже, чем все остальные.

Можно ли про эту вазу составить предложения со словами «Выше чем»?

Это почему же, со всеми вазами можно, а с этой нет?

Какая ваза выше, чем черная стеклянная, но ниже, чем другие?

Розовая хрустальная ваза выше, чем черная стеклянная, но ниже, чем другие.

Какие вазы выше, чем розовая хрустальная?

Оранжевых тонов, золотая и синяя с бабочками. (Или: каменная, металлическая и стеклянная.)

Как мы скажем про каменную вазу оранжевых тонов?

Она выше, чем черно-белая стеклянная и хрустальная розовая, но ниже, чем стеклянная синяя и металлическая золотая.

Какую вазу мы поставим на 4-е место по высоте.

Это металлическая золотая ваза. Она выше, чем черно-белая стеклянная, хрустальная розовая и каменная оранжевая, но ниже, чем синяя стеклянная.

Какая ваза самая высокая?

Это стеклянная синяя с бабочками ваза.

Давайте расставим их по возрастанию (С какой начнем?)

Какая ваза самая низкая?

Давайте поднимемся по лесенке из ваз.

Про каждую вазу составляйте предложения со словами “выше чем”. Работаем по цепочке. ...

А теперь спускаемся. С какими словами мы будем составлять предложения? (“Ниже чем”.)

Догадайтесь, про какую вазу я говорю: Эта ваза выше, чем розовая хрустальная, но ниже, чем каменная оранжевая..

Работаем в группах. Загадайте свои загадки по слайду со словами «Выше и Ниже» своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте. Покажите готовность работать дальше.

Какая группа желает презентовать свои загадки классу? Физкультминутка.

а). Расширение сенсомоторного репертуара.

Речь с движениями.

Подниму ладони выше и сложу над головой.

Что же вышло?

Домик вышел. Это крыша надо мной.

Опущу ладони ниже и сложу я их дугой.

Что же вышло?

Гуси вышли. Вот один, а вот другой.

Подниму-ка руки выше и сложу я их дугой.

Что же вышло?

Мостик вышел. Погуляем под луной.

б) . Развитие мелкой моторики.

“Коза - корова” - упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом одновременно двумя руками.

в) . Гпазодвигательные упражнения.

Наши глазки тоже хотят отдохнуть, ведь мы используем компьютер на уроке. Напомните мне правила сохранения своего здоровья.

(Спежение глазами за маленькой игрушкой в собственных руках. Ребята сидят (или стоят), спина прямая. Движение глаз по кругу сначала в одну, потом в другую сторону; по восьмерке, лежащей на боку)

Молодцы, садитесь.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

29

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Продолжительность: 4- минут.

Погружение ребенка в собственный опыт

Ребята, а как вы думаете в каком доме больше окон в высоком или низком? Как рассуждали? Докажите.

Не бойся, Маша. Наши ребята тебя не бросят в трудной ситуации. Мы с ребятами повторим, да еще и “напоминалку” тебе нарисуем!

Давайте вспомним, что было в письме.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Давайте, проверим, ИТАК, МЫ ПРЕДПОЛОЖИЛИ, что в высоком доме будет окон больше.

Посмотрите на экран, что мы видим? Какой дом выше?

Давайте посчитаем, сколько окон в доме, который выше? Который ниже?

Верное ли было наше предположение? (Ошибочное)

Вот так, ребята - это урок! Никогда нельзя говорить не подумав, и не видя реальной картины, делать поспешные выводы.

Возвращаемся к Маше.

Она разобралась во всех этих сложных словах, но боится, что что-нибудь забудет.

Продолжительность: 4-5 минут.

Возьмите лист №1

- Сколько домов нарисовано?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обведите нужный дом красным карандашом. Посмотри, не нужна ли соседу твоя помощь. Покажи готовность

Сравните ответ с экраном. Какой домик по счету?

Кто умница, без ошибки определил??

- На каком этаже живут, люди, нашедшие котенка?

Закрасьте нужный этаж красным карандашом. Посмотри, сосед не растерялся? Помоги, если ему требуется помощь. Покажите готовность. Какой этаж закрасили?

Сравните ответ с экраном. Кто молодец?

30

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

_____оттеориик^рактикер^ализацииф£освторого^окол1ения_

Возьмите лист № 2

На какой звонок должна нажать Маша? Какой он формы?

Нужный звонок закрасьте красным карандашом. Покажи готовность работать дальше.

Сравните ответ с экраном

Ну, что ЖМЕМ на звонок?

Ура, мы нашли котенка!

Ну вот, ребята, сегодня все вы были добрыми волшебниками. Докажите, почему?

Мы с вами ребята сделали Доброе дело: помогли Маше, нашли котенка. Конечно: мы добрые волшебники.

Благодаря вам, ребята Маша не перепутала адрес и нашла своего котенка. Она говорит Вам ... СПАСИБО!!!

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Продолжительность: 2-3 минуты.

Ребята, Маша-то все запомнила, а вот я, что-то пока с вами играла все позабыла, помогите теперь и мне вспомнить.

Когда используют слова “выше чем”, “ниже чем”?

При помощи каких слов-помощников мы обозначали место нахождения предметов?

Скажите, пожалуйста, а за чем нам нужно уметь определять, когда предмет выше, а когда ниже?

Как вы думаете, люди каких профессий должны хорошо знать, что выше, а что ниже?

МОЛОДЦЫ.СПАСИБО

Если ты узнал на уроке что-то полезное, тебе было интересно, то пусть засветит «Солнышко».

Если ты не извлек никакой нужной информации, расстроен, то пусть ненадолго появится «Тучка».

Теперь оцените себя с помощью прямоугольников.

Синий - “Я - молодец, справился сам”

Зеленый - “ Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”

Желтый - “Я, вообще-то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”

Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе конечно Давайте встанем и обратим свое внимание на наших гостей.

Дорогие гости у нас есть для вас подарки, каждый ученик нарисовал для вас котенка.

Что бы Вы смотрели на него и вспоминали нас.

А мы ждем Вас в гости!

Список литературы

1. Татьянченко Д.В. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Школьные технологии. -2002. - № 5. - С. 42-55.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // http: // www.school.edu /.

3. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 366 с.

4. Селевко Г Компетентности и их классификация / Г. Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138-143.

5. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.

6. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: МГУ, 2003. - 416 с.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.