DOI: 10.12731/2218-7405-2014-2-3 УДК 378
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Качалов А.В.
Модернизация различных областей образования и интеграции России в мировую систему верховного образования потребовали переосмысления основных направлений профессиональной подготовки учительских кадров. В настоящее время приоритетным направлением в образовании становится развитие творческой личности, способной к самореализации и самостоятельности. На основании разбора современного состояния профессионального образования и подготовки владеть учителя, исследования уровня творческой самостоятельности существующих учителей предложен деятельностный подход к исследованию проблемы, разработке концепции и организации процесса формирования творческой самостоятельности у студентов вуз - быть в наличии учителей, сочетающий в себе следующие позиции: активность выражает уровень инициативности личности учащегося, определяет ее способность реализовать отношения с окружающим миром; смена парадигмы современного образования - гуманизация всех сфер жизнедеятельности человека - свершает актуальной проблему развития личности. Эффективное развитие личности вполне вероятно только через функциональную активность; неоспоримо единство деловитости и развития личности, который носит совершенный характер.
Ключевые слова: деятельностный подход, творческая самостоятельность, результат применения деятельностного подхода.
THE ACTIVITY APPROACH AS A THEORETICAL-METHODOLOGICAL STRATEGY OF THE FORMATION OF THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT STUDENTS' CREATIVE INDEPENDENCE
Kachalov A.V.
The activity approach is suggested in the article as an approach to study the stated problem, to work out the concept and to conduct the process of the formation of the higher educational establishment students' creative independence following the analysis of the current state of the future teachers' professional education and training and the study of the level of their creative independence carried out by the author of the article. The suggested approach reflects the following ideas: any activity allows to measure whether a student is active or not, whether he is able to build up the relations with the environment; the development of one's personality has become actual following the replacement of the previous educational paradigm by the contemporary one which is aimed at the humanization of all the human activity spheres. The article states that to develop the student's personality effectively is impossible if not to involve that student in some activity; the unity of the student's activity and the general development of his personality is presented as indisputable.
Keywords: the activity approach, creative independence, the result achieved while implementing the activity approach.
Под стратегией в педагогическом исследовании понимается наиболее общая формулировка будущего совершенствования образования, выраженная в вид на жительство точно сформулированный целей, задач и сроков, дозволительных при наличном состоянии психолого-педагогической науки и вероятностный современной педагогической системы [3, С.212]. Исходя из определения стратегии, в качестве последней мы примем деятельностный подход, на основе которого традиционно и технологично
осуществляется профессиональное образование. Рассмотрим подробнее деятельностный подход, лежащий в основе теоретико-методологической стратегии исследования.
Деятельностный подход разработан в трудах В.А.Беликова [1], А.В. Брушлинского [5], Л.С.Выготского [6], Н.С.Глуханюк [7], Н.В.Кузьминой [8], С.Л.Рубинштейна [12], Н.Ф.Талызиной [14], Д.И.Фельдштейна [16], В.Д. Шадрикова [16], В.С.Швырева [16] и др.
Деятельностный подход представляет собой:
- «совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деловитости субъекта» [4, С.133];
- «концепцию, в которой отражена категория предметной деятельности» [2, С. 161];
- «концепцию, состоящую в том, что в итоге учения обучаемый получает познания, нужные для овладения профумениями, заданными целями обучения» [13, С. 17].
Поскольку первое определение связывает активность с сознанием личности, а творческая независимость является неотъемлемой чертой научно-педагогического сознания, первое определение примем за рабочее.
Цель подхода состоит в переводе обучаемого в позицию субъекта знания, труда и общения, что, нереально без целеполагания и планирования деятельности, ее регулирования, контроля и самоанализа.
Таким образом, стратегия внедрения деятельностного подхода в исследовании диктует его прогностический характер.
В нашем исследовании внедрение деятельностного подхода связано с исследованием творческой самостоятельности как вида деятельности, что помогает понять его суть, содержание, структуру.
Для обоснования решения вопроса об организации самостоятельной творческой деятельности, формирования творческой «независимости»
студентов, необходимо уяснить сущность понятия «самостоятельная деятельность» и установить ее связь с творческой самостоятельностью как видом деятельности. С точки зрения философии «деятельность» есть взаимодействие субъекта с объективным миром, структура же подразумевает наличие цели, субъекта, средств, объекта и результата. При этом закономерным результатом становится новая цель. В преломлении этой точки зрения в психологию деятельность выступает как вид социальной активности, свойственной только человеку, которая имеет созидательный, целенаправленный и сознательный характер [9]. Прилагательное «самостоятельная» раскрывается через активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью и выражается в трех позициях: «существующий отдельно от других, независимый; собственная инициативность; совершение чего либо без посторонней помощи, без посторонних влияний, собственными силами» [10].
Из приведено следует, что творческая деятельность, наделенная самостоятельностью может трактоваться как творческая самостоятельность, в которой ведущей выступает собственная инициатива, а самостоятельная деятельность являет собой форму творческой самостоятельности.
Такое видение творческой самостоятельности обусловливает деятельностный подход, который означает базу для формирования творческой самостоятельности у студентов университета.
Характеристика деятельностного подхода с проекцией на исследуемую проблему состоит в том, что главной категорией подхода является категория деятельности, на которой базируются принципы и содержание подхода.
Под деятельностью понимается «форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека; высшая форма активности личности, основанная на сознании» [2, С.162].
Основные постулаты деятельностного подхода создают вероятность использовать его как методологический инструментарий исследования и включают ряд утверждений:
1) основным видом человеческой деятельности является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учеба и т.д.) [11, С. 125].
Творческая самостоятельность рассматривается в контексте деятельностного подхода как вид деятельности и является частью любого вида деятельности, но рассмотрение творческой самостоятельности будущего учителя как профессиональной функции позволяет отнести его к подвидам трудовой деятельности;
2) центральным системообразующим компонентом психологической системы деятельности является ее цель. В творческой самостоятельности выделяется целевой компонент, состоящий в определении студентами собственного развития, самореализации, в определении планов саморазвития;
3) Макроструктура деятельности описана в концептуальных схемах и подразумевает: «мотив, цель, процесс, результат» (А. Н. Леонтьев); «мотив, цель, процесс, социальную ситуацию, результат, оценку» (С. Л. Рубинштейн); «потребность, мотив, задачу, способ действия» (В.В.Давыдов); «мотив, цель, программу, информационную основу, принятие решений, профессионально важные качества» [16].
В микроструктуре творческой самостоятельности выделяются: деятельность - творчество; действия - творческая ориентация; операции -наблюдение за творческим процессом. Макроструктура творческой самостоятельности как деятельности состоит из цели, ее декомпозиции на подцели, процесса, составными долями которого является действия по осуществлению творческой самостоятельности, результата, соответствующего цели;
4) есть два типа структуры деятельности: константная, предполагающая одну последовательность исполнения действий, и переменная, допускающая различия в последовательности их исполнения.
Для творческой самостоятельности, субъектом которого является студент университета, мы считаем нужным редуцировать структуру творческой самостоятельности и предположить ее вариативный характер.
Сокращение структуры творческой самостоятельности подразумевает, что нельзя исключать наличие в ней личностно-творческой ориентации. Редукция структуры творческой самостоятельности меняет ее тип. Творческая самостоятельность, ее формирование, осуществляемое в процессе подготовки к данной функции, может быть основано на переменной структуре.
Переменной структурой характеризуется творческая самостоятельность на наивно-интуитивном уровне: в нем присутствует предтворческая ориентация (например, сбор материала для творческой работы), прогнозный характер (формулировка темы), написание творческой работы. .
Изменение структуры творческой самостоятельности на различных уровнях является особенностью подготовки к творческой деятельности.
Таким образом, в процессе подготовки студентов к творчеству от наивно-интуитивного до научно-гипотетического уровня деятельностный подход реализуется как теоретико-методологический принцип.
Результат внедрения деятельностного подхода к формированию творческой самостоятельности студентов университета содержится:
1) в организации творческой деятельности студентов;
2) в организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе подготовки к творческой деятельности.
С этой точки зрения деятельностный подход связывается с решением проблем формирования творческой самостоятельности в следующих направлениях:
- развитие каждого компонента творческой самостоятельности (мотивационный, процессуальный, креативный, рефлексивный) обеспечивается организацией самостоятельной творческой деятельности, формирования навыков самостоятельной деятельности, умений выполнять работу самостоятельно, осуществлять контроль полученного результата;
- ключевым в формировании творческой самостоятельности является внедрение творческих задач, связанных по содержанию с профессионально-педагогической деятельностью и от способов постановки этих задач, выбора организационных форм обеспечивается взаимосвязь учебно-профессиональной и творческой деятельности;
- решение проблемы формирования творческой самостоятельности зависит от способов организации самостоятельной творческой деятельности, в основу которой должны быть положены приемы сравнения, выбора, преобразования, проектирования, позиционирования, рефлексирования;
- решение проблемы формирования творческой самостоятельности проецируется на становление индивидуальной самостоятельности студентов и зависит от форм продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Коллективное выполнение самостоятельных творческих работ, в ходе которого разворачиваются дискуссии, диалоги, генерирование идей создаются условия для перехода коллективной творческой деятельности в индивидуальную творческую деятельность, характеризующуюся как творческая независимость, то есть самостоятельность.
Таким образом, деятельностный подход использован нами в исследовании:
- как методологический аппарат в процессе познания творческой деятельности и самостоятельности( его сущности, содержания и структуры), обеспечивающий переход студентов в позицию субъекта знания;
- как теоретико-методологический принцип, требующий рассмотрения творческой самостоятельности как деятельности в единстве ее структурных частей (действий, операций);
- как методологическое ограничение процесса формирования творческой самостоятельности студентов, обеспечивающее ориентировочную базу действий при осуществлении различных видов творческой деятельности.
В то же время деятельностный подход, раскрывая структуру процесса формирования творческой самостоятельности студентов вуза, ориентирует нас на формирование только творческих умений и навыков, не рассматривая творческую самостоятельность как устойчивое качество специалиста.
Формирование творческой самостоятельности студентов нацелено на профессионально-личностное развитие и саморазвитие, на обучение управлению самосовершенствованием собственного творческого Я. Эта цель определяет в дальнейшем необходимость анализа формирования творческой самостоятельности с позиций личностно нацеленного подхода и определения его как теоретико-методологической стратегии в единстве с деятельностным подходом.
Список литературы
1. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект. М.: ВЛАДОС, 2004. 356 с.
2. Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). Екатеринбург: УрГПУ; РГПУ, 2005. 298 с.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ин-та проф. обр-я Мин. образ. России, 1995. 336 с.
4. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
5. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979. 230 с.
6. Выготский, Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. 142 с.
7. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога. 2-е изд., доп. Екатеринбург: РГПУ, 2005. 261 с.
8. Кузьмина Н.В., Григорьева Е.А., Якунин В.А. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980. 172 с.
9. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: ВЛАДОС, 2007.
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1998.
11. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Мн.: Современное слово, 2005. 720 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989. 488 с.
13. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / сост. Л.В. Трубайчук. М.: Восток, 2001. 81 с.
14. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 175 с.
15. Управление познавательной деятельностью учащихся / под. ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. М.: МГУ, 1972. 262 с.
16. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. - 2005. - № 6. - С. 1-11.
17. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 183 с.
18. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984. 232 с.
References
1. Belikov V.A. Filosofiya obrazovaniya lichnosti: deyatel'nostnyi aspect [Philosophy of Education personality: activity aspect]. Moscow: VLADOS, 2004. 356 p.
2. Belkin A.S., Tkachenko E.V. Dissertatsionnyi sovet po pedagogike (opyt, problemy, perspektivy) [Dissertation Council for Education (experience, problems and prospects)]. Yekaterinburg: USPU; WPC, 2005. 298 p.
3. Bespal'ko V.P. Pedagogika i progressivnye tekhnologii obucheniya [Pedagogy and advanced learning technologies]. Moscow: Publishing House of the Institute of the prof. orientation. Ministry of Education of Russia, 1995. 336 p.
4. Bol'shoi psikhologicheskii slovar' [Big psychological dictionary]. St. Petersburg: Prime EVROZNAK, 2004. 672 p.
5. Brushlinskii A.V. Myshlenie i prognozirovanie: logiko-psikho-logicheskii analiz [Thinking and forecasting: logical- psycho- logical analysis]. Moscow: Thought, 1979. 230 p.
6. Vygotskii, L.S. Lektsii po psikhologii [Lectures on psychology]. St. Petersburg: UNION, 1997. 142 p.
7. Glukhanyuk N.S. Psikhologiya professionalizatsii pedagoga [Psychology teacher professionalization]. Ekaterinburg: WPC, 2005. 261 p.
8. Kuz'mina N.V., Grigor'eva E.A., Yakunin V.A. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya [Methods of system of pedagogical research]. LA: LSU, 1980. 172 p.
9. Nemov R.S. Psikhologicheskii slovar' [Psychological dictionary]. Moscow: VLADOS, 2007.
10. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka [Dictionary of Russian language]. Moscow: Azbukovnik, 1998.
11. Pedagogika: Bol'shaya sovremennaya entsiklopediya [Pedagogy: Large modern encyclopedia]. Mn: Modern Word 2005. 720 p.
12. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Moscow: Education, 1989. 488 p.
13. Slovar'-spravochnik pedagogicheskikh innovatsii v obrazovatel'nom protsesse [Glossary of pedagogical innovations in educational process]. Moscow: East, 2001. 81 p.
14. Talyzina N.F. Formirovanie poznavatel'noi deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov [Formation of informative activity of younger schoolchildren: a book for teachers]. MA: Education, 1988. 175p.
15. Upravleniepoznavatel'noi deyatel'nost'yu uchashchikhsya [Management of cognitive activity of students]. Moscow: Moscow State University, 1972. 262 p.
16. Byulleten' Vysshei attestatsionnoi komissii Ministerstva obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii [Bulletin of the Higher Attestation Commission of the Ministry of Education of the Russian Federation], no. 6(2005): 1-11.
17. Shadrikov V.D. Problemy sistemogeneza professional'noi deyatel'nosti [Problems sistemogeneza professional activities]. Moscow: Nauka, 1982. 183 p.
18. Shvyrev V.S. Nauchnoe poznanie kak deyatel'nosf [Scientific knowledge as an activity]. Moscow: Politizdat, 1984. 232 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Качалов Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и международных коммуникаций, докторант Шуйского госуниверситета, филиал ИвУ
Уральский государственный университет путей сообщения
ул. Колмогорова, 66, г. Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Email: screamer-78@mail. ru; lada7.54@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kachalov Alexandr Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of foreign languages and international communication, doctoral student of the Shuya, branch of the Ivanov State University
Ural State Transport University
66, Kolmogorov Str., Ekaterinburg, Sverdlovsk region, Russia Email: screamer-78@mail. ru; lada7.54@mail. ru