Научная статья на тему 'Деятельностный подход к формированию профессиональной ориентации подростков в условиях дополнительного образования'

Деятельностный подход к формированию профессиональной ориентации подростков в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / PROFESSIONAL ORIENTATION / ADDITIONAL EDUCATION / ACTIVITY APPROACH / METHODOLOGICAL PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Н.В., Явгильдина З.М.

В статье представлена сущность профессиональной ориентации подростков в условиях дополнительного образования; последовательно обоснован один из методологических подходов к формированию профессиональной ориентации подростков деятельностный подход, и принципы, способствующие эффективной реализации данного подхода в образовательном процессе: принцип совместной деятельности и гуманизации взаимоотношений учителя и учащегося; принцип субъектной активности, инициативности и авторской позиции обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишина Н.В., Явгильдина З.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY APPROACH TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF TEENAGERS IN THE ADDITIONAL EDUCATION

The article presents the essence of professional orientation of teenagers in the conditions of an additional education; consistently substantiated one of methodological approaches to the formation of a professional orientation of teenagers activity approach and the principles that contribute to the effective implementation of this approach in the educational process: the principle of joint activities and the humanization of relations between teacher and student; principle subject activity, initiative and the author's position of students.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход к формированию профессиональной ориентации подростков в условиях дополнительного образования»

психологической группе.)

7.Теория и практика воркшопа. [Электронный ресурс] http://aboutworkshop.narod.ru/index/0-10 (дата обращения: 23.10.2015)

УДК 374.1

Н.В.Мишина, З.М.Явгильдина

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена сущность профессиональной ориентации подростков в условиях дополнительного образования; последовательно обоснован один из методологических подходов к формированию профессиональной ориентации подростков - деятельностный подход, и принципы, способствующие эффективной реализации данного подхода в образовательном процессе: принцип совместной деятельности и гуманизации взаимоотношений учителя и учащегося; принцип субъектной активности, инициативности и авторской позиции обучающихся.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, дополнительное образование, деятельностный подход, методологический принцип.

N.V.Mishina, ZMJavgildina ACTIVITY APPROACH TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF TEENAGERS IN THE ADDITIONAL EDUCATION

The article presents the essence of professional orientation of teenagers in the conditions of an additional education; consistently substantiated one of methodological approaches to the formation of a professional orientation of teenagers - activity approach and the principles that contribute to the effective implementation of this approach in the educational process: the principle of joint activities and the humanization of relations between teacher and student; principle subject activity, initiative and the author's position of students.

Keywords: professional orientation, additional education, activity approach, methodological principle.

На сегодняшний день дополнительное образование является важным звеном в процессе как общего, творческого, так и профессионального становления личности, и является неотъемлемым элементом структуры непрерывного образования, позволяющим человеку сконструировать более полную картину мира и удовлетворить собственные интересы и потребности [1, 2, 6-8].

Наряду с научно-технической, социально-экономической, естественнонаучной и другими направлениями дополнительного образования детей, немаловажное место занимает художественное направление, которое призвано способствовать формированию и развитию этических и духовных принципов и идеалов личности. Художественно-эстетическая деятельность осуществляется в детских художественных школах (ДХШ), детских школах искусств (ДШИ), где дети и подростки получают основы художественного образования, способствующие поступлению в художественное училище или творческий вуз. В связи с этим, методологическое обоснование проблемы формирования профессиональной ориентации подростков в условиях дополнительного образования остается на сегодняшний день актуальным.

Профессиональная ориентация определяется нами как специально организованная деятельность, направленная на приобретение подростками опыта профессии в области визуально-пространственных искусств, обеспечивающего достижения социально-значимых результатов. Формирование профессиональной ориентации необходимо осуществлять через включение подростков в профессионально прототипизированную художественно-проектную деятельность. В связи с этим, одним из основных методологических подходов к формированию профессиональной ориентации подростков в условиях дополнительного образования выступает деятельностный подход.

Традиционно психология и педагогика утверждают, что личность формируется и развивается, главным образом, в деятельности. Отечественными учеными Л.С.Выготским и А.Н.Леонтьевым был выделен и обоснован деятельностный подход к обучению. А.Н.Леонтьев отмечает, что данный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек способен усвоить культуру, способы познания и преобразования мира [5].

Обобщив труды ученых, мы выявили, что реализация деятельностного подхода способствует:

- созданию условий для личностной самоактуализации и роста учеников;

- формированию познавательной активности личности учащихся путем включения их в продуктивную деятельность;

- сотворчеству в учебной деятельности;

- формированию и реализации как внешних мотивов - мотив достижения профориентацион-

ной цели: расширение своих профессиональных возможностей; так и внутренних мотивов - познавательный мотив: овладение новыми знаниями через включение учащихся непосредственно в художественно-проектную работу [3, 9].

В ходе реализации деятельностного подхода предполагается, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность учеников с педагогом, при этом педагог не всегда подает готовые образцы деятельности, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися. Другими словами, необходимо организовать совместную деятельность и выстраивать субъект-субъектные отношения, в связи с чем, основным принципом деятельностного подхода выступает принцип совместной деятельности и гуманизации взаимоотношений учителя и учащегося.

В работах Л.И.Айдарова, Ю.В.Громыко, В.В.Давыдова и других исследователей обоснованы формы и способы совместной деятельности, позволяющие поддерживать тенденции развития личности. Смысл совместной деятельности в рамках учебного процесса заключается в обеспечении «помогающих отношений» субъекту, реализующему осознанную деятельность. Основной целью совместной деятельности выступает создание такого поля человеческих отношений, которое неизбежно приведет к изменению личности, становящейся более самостоятельной, самоуправляемой. Другими словами, необходима гуманизация взаимоотношений учителя и ученика, которая основана на усилении внимания к личности каждого учащегося как высшей ценности, уважении и доброжелательном отношении к нему при верном сочетании методов поддержки и наказания (стимулирования).

Главным средством реализации принципа совместной деятельности и гуманизации взаимоотношений учителя и учащегося является рефлексия, позволяющая ученику выступать в роли активного субъекта собственной деятельности. Рефлексивное управление реализуется в том случае, если педагог понимает внутренний мир, желания, интересы, цели своего подопечного. В результате, данный принцип деятельностного подхода способствует тому, чтобы учитель был не главным источником и контролером знаний, а консультантом, помощником, организатором деятельности учащихся.

Другим принципом, способствующим эффективной реализации деятельностного подхода к формированию профориентации подростков в образовательном процессе, выступает принцип субъектной активности, инициативности и авторской позиции обучающихся.

Проблема формирования субъектной и авторской позиции учащегося в образовании очень трудная и серьезная. Ей посвятили свои труды многие ведущие отечественные специалисты в области психологии и педагогики. З.А.Абасов, Е.А.Александрова, В.Т.Кудрявцев, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Ту-бельский, Г.К.Уразалиева и другие исследователи отмечают, что субъектом обучения становится личность ученика, которая способна к самоуправлению учебной деятельностью, овладевает процессами самоанализа, самомотивации, саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля, самооценки. Это может произойти в момент, когда ученику дается возможность освоить управляющие функции учителя и обратить их на себя [4].

Принцип субъектной активности, инициативности и авторской позиции обучающихся содействует формированию необходимых качеств, так как предполагает опору на личностный опыт подростков, их активные действия, самостоятельность, инициативу, а также предусматривает актуализацию интеллектуального и творческого потенциала. Более того, рассматриваемый принцип помогает реализовать субъектные интенции подростничества, так как позволяет педагогу обеспечить творческий характер обучения, давать возможности для конструирования подростками авторских форм общественно значимой деятельности, создавать условия для самостоятельных решений учащихся, вверяя им при этом ответственность за совершаемые действия и результаты деятельности. Все это способствует сознательности профессиональной ориентации при выполнении учебных, творческих и проектных заданий.

Таким образом, в соответствии с сущностью формирования профессиональной ориентации подростков мы определили методологические подход и принципы, для проверки эффективности которых, нами была организована экспериментальная работа.

На базе учреждений дополнительного образования Детской художественной школы №4 и Детской школы искусств имени МАБалакирева города Казани нами были выделены контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ) учащихся подросткового возраста по 45 человек в каждой группе, обладающих примерно одинаковым уровнем художественной подготовки и успеваемости.

В соответствии с такими критериями, как мотивационно-целевой, когнитивный, деятельност-но-содержательный, нами была проведена диагностика существующего уровня сформированности профессиональной ориентации подростков КГ и ЭГ до включения в учебный процесс выявленных деятельностного подхода и принципов совместной деятельности и гуманизации взаимоотношений

учителя и учащегося; субъектной активности, инициативности и авторской позиции обучающихся.

Мы получили результаты, соответствующие низкому (элементарному) уровню сформированное™ профессиональной ориентации, это значит, что у подростков слабо развиты познавательные способности; они владеют поверхностными, бессистемными знаниями о профессиях в области визуально-пространственных искусств; недостаточно владеют опытом профессиональной деятельности, в результате, неадекватно задаче используют художественный материал, художественно-выразительные и композиционные средства.

На формирующем этапе мы осуществляли учебный процесс с подростками ЭГ, используя дея-тельностный подход и соответствующие принципы, после чего мы повторно провели диагностику уровня сформированности профессиональной ориентации подростков КГ и ЭГ. Уровень профессиональной ориентации подростков, обучающихся в ЭГ, повысился, в отличие от подростков из КГ. Диагностика свидетельствует о повышении уровня мотивации, потребности в профессиональной деятельности, осознанности действий. Анализируя художественно-проектную деятельность, в которую активно включались подростки ЭГ, следует заметить, что они грамотно выстраивают свою работу, вариативно осуществляют поиск оригинальных идей средствами графики, создают выразительную композицию и оригинальные художественные образы, активно используют полученные ранее знания, умения, навыки при выполнении творческих заданий, в нестандартных художественно-графических ситуациях.

Таким образом, учебный процесс, основанный на системном использовании деятельностного подхода и принципов совместной деятельности и гуманизации взаимоотношений учителя и учащегося; и субъектной активности, инициативности и авторской позиции обучающихся, становится наиболее интересным, продуктивным, результативным. Выделенные методологические подход и принципы, согласно диагностическим показателям, способствуют повышению уровня сформиро-ванности профессиональной ориентации подростков.

Литература

1.Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 1998. - 147 с.

2.Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: нормативные документы и материалы. - М.: Просвещение, 2008. - 317 с.

З.Зимняя ИА. Педагогическая психология: учебник для вузов. - изд-во второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 384 с.

4.Кон И.С. Психология юношеского возраста: учебное пособие / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

6. Медведева О.П. Педагогические условия творческого саморазвития личности учащегося в учреждении дополнительного образования. На материале деятельности дизайн-студии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. - Ростов н/Д.: Рост. гос. пед. ун-т, 2003. - 23 с.

7.Морозова Н.А. Дополнительное образование - многоуровневая система в непрерывном образовании России. - М.: Изд-во МГУП, 2001. - 279 с.

8. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: сборник нормативных и методических материалов для доп. обр. детей / под ред. А.К. Бруднова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 544 с.

9.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.

УДК 379.8

АА.Зиннатова

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО МЫШЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрываются технологии формирования толерантного мышления в условиях социально-культурной деятельности, рассматриваются направления формирования толерантности на примере музыкального творчества, раскрывается значение применения этнокультурных и культуротворческих технологий.

Ключевые слова: социально-культурные технологии, толерантность, толерантное мышление, этнокультурные технологии, культуротворческие технологии.

Azaliya Zinnatova TECHNOLOGY TOLERANT THINKING OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF SOCIOCUL-TURAL ACTIVITIES

Tolerant thinking - this active perception of the values of culture, society, customs, traditions and way of life of members of other cultures, as expressed in the understanding of various phenomena, processes and the image of the world as a whole. The essence of the process of formation of tolerant thinking is that it allows the formation of tolerant consciousness, uniting and integrating the individual attitude to what is happening in the world of processes and events.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.