Научная статья на тему 'Деятельность женщин в сектах квакеров и Людей Пятой Монархии'

Деятельность женщин в сектах квакеров и Людей Пятой Монархии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
416
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозные секты / английское сектантство / секта квакеров / секта людей пятой монархии / деятельность женщин в сектах
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность женщин в сектах квакеров и Людей Пятой Монархии»

Н. А. Воинова, А. А. Клюшникова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНЩИН В СЕКТАХ КВАКЕРОВ И ЛЮДЕЙ ПЯТОЙ

МОНАРХИИ В 1640-1700 г.

Кафедра всеобщей истории. Научный руководитель - В. В. Носков

Религиозные секты периода Английской революции оказали огромное влияние на становление английского общества Нового времени. Однако если саму революцию долгое время рассматривали как начало формирования этого общества, то зарождение и развитие сект можно считать завер-

ЩРНИРМ янгттнйпгпй РегЬппмяттми ГПРЛИ -— - - у ... . у ■ •

авторов религиозных трактатов, среди тех, кто подписывал ту или иную петицию и обращался с ней в парламент, а также проповедовал идеи своей секты, часто встречаются имена женщин-сектанток. Поэтому очень важно найти верный ответ на вопрос

о том, как их деятельность, их идеи повлияли на развитие этих сект.

В истории английского сектантства XVII столетия можно выделить два периода: первый - это 1640-1960-е гг., время радикальных, революционных идей, миллена-ристских течений, которые искали свой единственно верный путь внутри церкви, выражая его через пророчества. Второй -1661-1700-е гг. - период постреволюционный, когда общество, вновь вошедшее в рамки мирной жизни, требовало единства и секты начинают уделять большее внимание формированию своей структуры в рам-

36

ках целостной церковной системы Англии, переосмыслять свои идеи в соответствии с потребностями мирного времен.

В 1640-1960-е гг. известно о деятельности около 300 женщин-пророчиц, а из всего числа опубликованных в XVII столетии

пророчеств именно на этот период прихо-« 1 дится их большая часть - три четверти .

Главной причиной бурного расцвета пророческой деятельности стал глубокий религиозный и политический кризис английского общества, который вызвал также появление большого количества радикальных религиозных групп. Среди таких объединений особой популярностью пользовалась пуританская секта Людей Пятой Монархии, причем во многом благодаря выразительности и красноречию женщин-пророчиц, среди которых были знаменитые Анна Трапнел, Мэри Кэри, Элизабет Эйвери, Урсула Адман.

Главным источником вероучения Людей Пятой Монархии были библейские Книга Пророка Даниила и Откровение Иоанна Богослова. В Книге Даниила говорится о четырех следующих друг за другом мировых империях (в интерпретации Людей Пятой Монархии - это Ассирийская, Персидская, Греческая и Римская империи), на смену которым будет воздвигнуто новое Царство Божие, которое сокрушит все предыдущие [Дан. 2.44]. Эти империи изображаются в Книге Даниила в виде четырех животных - льва, медведя, барса и неописуемого зверя с десятью рогами [Дан. 7.47]. Среди десяти рогов последнего животного (или десяти царей четвертой империи) появится еще один, перед которым три из прежних будут уничтожены [Дан. 7.8,20,24]. В пророчестве сказано, что за произношение слов против Всевышнего и попрание Святых этот царь будет наказан, после чего власть будет отдана в руки Святых и навечно установится Царство Господне [Дан. 7.27], или Пятая Монархия. Библейский рог неописуемого зверя для Людей Пятой Монархии олицетворял сначала Карл I, «тиран, высокомерный гонитель Святых, абсо-

лютный властитель трех государств» , а после роспуска в декабре 1653 г. Бэрбонс-кого парламента (или Парламента Святых) воплощением неправедного государя стал Оливер Кромвель, «притворный клятвоотступник и главный злодей в мире» .

Важным является то, что сектанты не только проповедовали скорое наступление Царства Божьего и критиковали существующее общественное устройство, но и предприняли ряд конкретных действий, направленных на подготовку к преобразованию английского государства в Пятую Монархию. К их числу относится активное участие лидеров секты в законодательной деятельности Бэрбонского парламента и организация вооруженных восстаний. И пока мужчины в парламенте или с оружием в руках боролись за установление Пятой Монархии, женщины распространяли идеи секты, выступая с многочисленными пророчествами и предсказаниями.

Пожалуй, наиболее яркими пророчицами среди Людей Пятой Монархии были Мэри Кэри и Анна Трапнел. Однако их пророческая деятельность была различной по форме и источнику. Пророчества Мэри Кэри основывались главным образом на интерпретации текстов Писания: она сопоставляла библейские символы Книги Пророка Даниила и Откровения Иоанна Богослова с современными ей событиями. Пророчества же Анны Трапнел, по ее свидетельствам, не зависели от ее воли и посылались ей свыше: она получала их во время экстатического транса, когда «Господь являлся»

4

ей в видениях или она «слышала голоса» .

Анна Трапнел пришла в секту в 1642 г. после знакомства с проповедником Пятой Монархии Джоном Симпсоном, в это же время у нее начались видения . Широко известным стало произведение "Плач камня", записанное и опубликованное в 1654 г. свидетелями ее двенадцатичасового транса, во время которого она произносила молитвы и пророчества о наступлении Царства истинного государя в форме духовных песнопений. Поясняя божественное происхожде-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ Р1 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ние своих пророчеств, она так описывала свои ощущения во время транса: «Небеса словно разверзлись надо мною и приняли меня. Я была поглощена Божьей благодатью и не могла говорить» . Предсказания Анны Трапнел касались и политических вопросов. Например, пророчество 1654 г. «Необыкновенные и удивительные новости Уайтхолла» содержало заявление о скором падении власти лорда-протектора, который «стал вероотступником». В видении О. Кромвель явился ей в образе быка, но

Господь обещал защитить ее, наказав зве-7 и

ря . Несмотря на преследования со стороны властей, Анна Трапнел не прекратила предсказания и продолжала критику режима протектората.

В отличие от Анны Трапнел Мэри Кэри не получала божественного откровения и свои пророчества основывала на тщательном исследовании Библии. С пятнадцати лет она начала изучать пророческие книги, и в это же время оформлялись ее первые идеи . Широкую известность ее произведения приобрели в 1650-е гг. В них детально излагались воззрения Людей Пятой Монархии о том, что близится Царство Божие, а Святые могут приблизить его. В пророчествах Мэри Кэри выражались и социальные ожидания: в наступившей Пятой Монархии люди не будут «работать и усердно трудиться день и ночь... чтобы содержать других, которые живут... в праздности». Они «спокойно будут наслаждаться плодами трудов рук своих». Святые «будут иметь в изобилии золото, серебро и богатые одеж-

9

ды» . Мэри Кэри наравне с мужчинами принимала участие в политической деятельности. В 1653 г. она убеждала Бэрбонский парламент отменить десятины и обычное право, платить священнослужителям из общественных фондов и реформировать систе-« 10 му образования .

Однако законодательные инициативы Людей Пятой Монархии не получили должного развития. Бэрбонский парламент был распущен сторонниками Кромвеля. Не принесли результатов и восстания сектан-

тов, последнее из которых было подавлено в 1661 г. Аресты и гибель лидеров движения, а также нормализация социального положения в Англии в период Реставрации привели к постепенному падению популярности секты. С наступлением относительной общественной стабильности экстатические пророчества Людей Пятой Монархии перестали отвечать условиям времени и уступили место несколько иному феномену - проповедничеству.

Пророчество, в отличие от проповеди, -прорицание и предсказание будущего, основанное на том, что пророчица получает свои сведения из сверхъестественного источника. Пророчица послана Богом, чтобы донести людям некую весть. Таким образом, она выступает глашатаем самого Бога. Такие пророчества могут подтверждаться видениями, «вещими» снами. Проповедь же создается самим автором и является поучением, наставлением в вере. Проповедница - учитель Слова Божия, ее главная цель - убедить слушателей в истинности своего учения.

Яркий пример перехода от пророчеств к проповедованию показала другая известная секта периода английской революции - квакеры, или «друзья». Эта секта, образованная в 1648 г. Джорджем Фоксом, очень быстро стала крупнейшей радикальной сектой того времени. При этом большее число членов секты составляли женщины. Им очень быстро удалось приобрести влияние среди квакеров благодаря своим пророчествам,кото-рые были очень популярны в радикальный период английского сектантства.

Наиболее известными женщинами-квакерами были Кэтрин Эванс, Джейн Холмс, Мэри Уайт и, конечно, Маргарет Фелл. Ее мужа Джорджа Фокса называли «отцом» уийЯ1рР/у\и —> Т^/Гятт^т^д-гт^^^р_ит^/шга-лму^и^у. УО

было вполне обоснованно, так как если Фокс создал в своих трудах теоретическую основу движения, то Фелл обосновала религиозное равноправие мужчин и женщин. В своей работе «Женщины проповедуют» она пишет: «И если Господь создал человека

по своему образу и подобию, то Он создал и Мужчину, и Женщину»".

Получив право «говорить свободно», женщины-квакеры, наравне с другими сектантками, начинают активно пророчествовать и проповедовать. Что же отличало их от женщин в других сектах, так это умение соединять в себе черты пророчицы и матери. Они могли подарить своим последователям и религиозное утешение, и материнскую заботу. Женщины-квакеры не уходили полностью в никому незримый мир пророчеств, они присутствовали и в повседневной жизни своего общества: устраивали собрания секты, занимались миссионерством, благотворительностью, посещали заключенных и больных. Их добродетели, столь популярные в Англии XVII в., и безупречное поведение помогли женщинам-квакерам не только приобрести влияние в собственной секте, но и заслужить уважение английского общества.

Уже с 50-х гг. XVII в. женщины организуют собственные встречи, на которых обсуждают вопросы, связанные с благотворительностью и помощью больным и заключенным. Эти собрания быстро становятся системой и частью единой структуры секты квакеров. Образованные первоначально вЛондоне, они вскоре распространились по всей стране. При этом наибольшую известность по-прежнему имеют пророчества отдельных представительниц сект.

Однако с завершением революции и окончанием преследования сект в период Реставрации ситуация меняется. Английское общество, пережившее кризис, теперь стремится к спокойной жизни и потому теряет интерес к пророчествам, предрекающим бедствия и конец света. Большинство сект отходят от предшествующего радикализма и начинают больше внимания уделять своей структуризации, стремясь влиться в единую систему протестантской церкви.

Неудивительно, что в такой ситуации известность и влияние женщин-проповедниц начинают падать. Сходят с арены религиозной борьбы и секты, где женщины

исполняли лишь одну - пророческую функцию. Однако совсем иная обстановка сложилась в секте квакеров. Отдельные пророчицы исчезли и там, но при этом сообщество женщин-квакеров получило еще большее влияние внутри секты, проникнув в систему управления и повлияв на политику движения. Им удалось добиться этого за счет той материнской функции, которую они исполняли и на предыдущем этапе развития секты.

На ежемесячных женских собраниях продолжали обсуждаться вопросы брака, благотворительности, а также дисциплины внутри секты. Фактически, женщины-квакеры стали играть в секте родительскую роль, направляя квакеров на путь морального и духовного очищения. Выполняя данную роль, женщины-квакеры покинули публичную арену и сосредоточились на внутренней жизни секты.

Наиболее известные женщины-квакеры, бывшие ранее пророчицами, стали проповедовать теоретические основы секты как внутри нее, так и за ее пределами. Первейшая «мать» квакеров - Маргарет Фелл обращается в своих посланиях к «друзьям»: «Итак, мои возлюбленные, будьте уверены в Боге и в Его могуи{естве, будьте верными, и смелыми, будьте преданы своему Создателю, и он станет вам опорой, и приобретете вы твердую почву под ногами, коей не страшны ни штормы, ни бури, и да будете вы непоколебимы, ибо сила Его, оберегающая вас, превыше всего, и вечно пребудете вы в руках Господних» .

Таким образом, женщинам-квакерам за короткое время удалось изменить роль пророчиц на роли проповедниц и матерей секты. Благодаря тому, что женские общества внутри секты изначально исполняли несколько функций, им легко удалось влиться в управленческие структуры и сделать основной целью своей внутренней политики сохранение единства секты, ее моральных устоев и дисциплины. С того момента как секты стали частью государственной церкви, пророчества перестали быть нуж-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ными, зато необходимой стала организованная структура секты, которая могла плавно влиться в новое постреволюционное общество, в единую структуру протестантской церкви. Эта задача стала основной для квакеров и женщины сделали многое для того, чтобы она была решена. Во многом благодаря им «друзьям» удалось сохранить свою секту, сделать ее частью нового общества и донести ее устои до наших дней.

Основные идеи Людей Пятой Монархии были выражены в пророчествах о втором пришествии, о наступлении тысячелетнего Царства Всевышнего, которые были характерны для кризисной эпохи. Именно поэтому с окончанием социальных потрясений их идеи потеряли актуальность и не смогли найти среды для распространения в новых условиях. Соответственно, и роль женщин секты, исполнявших, главным образом, пророческую функцию, потеряла свое значение.

Секта квакеров приобрела большое число последователей, в том числе женщин, в результате того, что их идеи носили более общий характер в сравнении с идеями Людей Пятой Монархии, которые ориентировали своих последователей на приближение конкретного события. Маргарет Фелл, обосновав равные религиозные права мужчин и женщин, дала женщинам квакерам возможность не только пророчествовать, но и проповедовать, участвовать в управлении сектой. Таким образом, она задала иное направление деятельности женщин в религиозной жизни общества, что укрепило как жизнеспособность самой секты, так и позиции женщин внутри нее. Идеи и деятельность Людей Пятой Монархии стали ярким воплощением революционной эпохи и остались в прошлом, тогда как «внутренний свет» квакеров осветил мирное будущее следующих поколений.

ПРИМЕЧАНИЯ.

1 Mack Ph. Women as prophets during the English Civil War // Feminist Studies. - 1982. - № 8. Aspinwall W. A Brief Description of the Fifth Monarchy. London, 1653.

Solt LeoF. The Fifth Monarchy Men: Politics and the Millenium //Church History. - 1961.-Vol. 30.-

№3.

4

TrapnelA. A Legacy for Saints. London, 1654. A Historical Dictionary of British Women. London, 2003. TrapnelA. The Cry of a Stone. London, 1654.

TrapnelA. Strange and Wonderful Newes from White-Hall. London, 1654. A Historical Dictionary of British Women. London, 2003. Сагу M. The Little Horns Doom and Downfall. London, 1651.

10

Хипл К. Английская Библия и революция XVII века. М., 1997.

" FellM. Women's Speaking/ www.qhpress.

13

Fell M. An Epistle To Friends In Ireland, In 1661 / www.qhpress.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.