Научная статья на тему 'Деятельность земств по развитию статистики в Курской губернии'

Деятельность земств по развитию статистики в Курской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
311
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСТВО / СТАТИСТИКА / СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЗЕМСКИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / ZEMSTVO / STATISTICS / STATISTIC RESEARCH / ZEMSTVO STATISTIC COMMITTEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хабибуллина А. Р., Юрченко С. С.

В статье рассматривается организация статистической службы Курской губернии в XIX-начале XX вв. Анализируется структура и деятельность Курского губернского статистического комитета. Выявляются источники финансирования и степень взаимодействия губернского статистического комитета с другими ведомствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of zemstvo administration for development of statistics in the Kursk province

The article analyzes the organization of statistical office in the Kursk province in the XIX – beginning of the XX c., distinguishes the sources of financing and the degree of interaction between the statistic committee with other offices.

Текст научной работы на тему «Деятельность земств по развитию статистики в Курской губернии»

ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ ПО РАЗВИТИЮ СТАТИСТИКИ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ

А.Р. Хабибуллина,

заведующий кафедрой регионоведения Института управления и безопасности предпринимательства

Башкирского государственного университета (г. Уфа)

[email protected]

С.С. Юрченко,

соискатель кафедры регионоведения Института управления и безопасности предпринимательства

Башкирского государственного университета (г. Уфа)

[email protected]

В статье рассматривается организация статистической службы Курской губернии в XlX-начале XX вв. Анализируется структура и деятельность Курского губернского статистического комитета. Выявляются источники финансирования и степень взаимодействия губернского статистического комитета с другими ведомствами.

Ключевые слова: земство, статистика, статистическое исследование, земский статистический комитет.

УДК 332.05 ББК 60.6

Местное самоуправление представляет собой важнейший институт современного демократического общества. Оно играет особую роль в процессе формирования гражданского общества и правового государства. Важным представляется обращение к исторической практике отечественных органов самоуправления. Опыт российского земства должен быть критически осмыслен и изучен с современных позиций. В связи с этим заслуживают пристального изучения все стороны практической деятельности земских учреждений. Изучение земской статистики и принципов ее организации является составной частью проблемы возникновения и развития в целом земского самоуправления в России.

Земская статистика получила развитие в ходе реформ второй половины XIX в., когда стали возникать земские органы местного самоуправления и характеризовалась всесторонними исследованиями жизнь крестьян в условиях развития капиталистических отношений.

Эффективное социально-экономическое обустройство и развитие государства неразрывно связано со статистической деятельностью — важнейшей составляющей информационного обеспечения в масштабе всей страны. Статистика дореволюционного периода отличалась широким охватом общественной жизни страны, разнообразием сведений и сформировалась при заинтересованности самодержавно-бюрократического государства.

Проявления практической земской деятельности были разнообразны, так как земства функционировали достаточно обособленно. Земская статистика, наиболее полно отражавшая положение дел в своем регионе, внесла огромный вклад в развитие отечественной статистики. В период развития правового государства и местного самоуправления возникла необходимость учитывать особенности развития земско-статистической деятельности на региональном уровне.

Изучение земской статистики осуществлялось в рамках рассмотрения теории и методики проведенных земскими статистиками обследований.

Обширна и многообразна дореволюционная историография, посвященная проблемам формирования земского бюджета и земско-статистических обследований крестьянского

хозяйства. Она представлена, прежде всего, работами лиц профессионально близких к статистической деятельности.

В работах земских статистиков затрагивались и вопросы истории возникновения земских статистических организаций, а также условия их функционирования. Наиболее значим в этом отношении труд С.Н. Велецкого, в котором излагается история возникновения и развития земских статистических учреждений, раскрывается состояние отраслей земско-статистических исследований. В работе содержатся программы, инструкции, бланки и формуляры, употреблявшиеся при сборе и сводке статистических данных в различных губерниях. Главное место отводится программам по исследованию крестьянских хозяйств, а не частновладельческих, которые представлены в меньшем количестве.

Существенным дополнением является библиография земско-статистических изданий по губерниям, которая охватывает более 600 земских изданий. Кроме того, работа содержит примерные программы необходимых сведений для земства. Автор считал, что исследования не должны ограничиваться сведениями основной статистики, а должны продлеваться в виде текущей статистики. Целью статистика являлось «изучение жизни, по возможности, в важнейших ее проявлениях, имеющих отношение к земскому делу». С.Н. Велецкий ратовал за объединение программ исследований, устройство периодических съездов статистиков.

Важным вкладом в изучение земской статистики являются работы, посвященные теории, истории и методологии статистики в которых значительное место уделяется проблемам земско-статистических исследований. Яркими представителями русской статистической мысли были А.Ф. Фортунатов, Н.А. Каблуков, А.А. Кауфман, Ю.Э. Янсон для работ которых характерны широта охвата, глубина анализа и ясность выводов.

Организация земств повлекла за собой неуклонное увеличение числа статистических исследований, как в стране, так и в отдельных губерниях. Стало бытовать мнение, что статистика может узнать, измерить, исследовать практически всё. А, на основе результатов статистических исследований можно не только вносить изменения в хозяйственную жизнь, но и проводить реформирование социально-экономического строя страны.

© ПСЭ, 2015

325

ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Во второй половине XIX века государственная статистика была представлена Центральным статистическим комитетом и губернскими статистическими комитетами на местах. Но, кроме государственной, имела место частная статистика. Государственная статистика носила достаточно широкий характер в масштабе всей страны, что влекло за собой трудности в подборе специалистов проводящих измерения. Известный экономист А.А. Кауфман отмечает по этому поводу «чем сложнее программа исследования, тем большие требования она предъявляет к регистрирующему персоналу»[1, c. 55]. Структура государственной статистики была достаточно разветвленная, каждое ведомство имело свое статистическое бюро, которое собирало и обрабатывало сведения необходимые и касающиеся непосредственно этого ведомства. При министерстве внутренних дел состоял центральный статистический комитет, провинциальными органами служили губернские и областные статистические комитеты [1, с. 57]. Примерами государственных статистических работ могут служить переписи населения. Характеризуя государственную статистику, указанный автор отмечал, что она «естественно стремится вширь и в силу этого, говоря вообще, лишено возможности проникать вглубь наблюдаемых исследований» [1, с. 58]. Также государственная статистика содержала много неточностей, что было результатом широты исследования.

В отличие от государственных исследований земские статистические исследования проводились на территории губерний, а чаще всего уездов и даже волостей. Несмотря на то, что каждое земское статистическое учреждение способно было охватить лишь небольшой район, в совокупности они давали исчерпывающий материал по всей России.

Земская статистика возникла, как результат деятельности земств. После появления у земств права взимать специальный налог, то есть земский сбор, для покрытия расходов, который взимался с имущества, а не по душам, как это было до отмены крепостного права, возникла необходимость создания специальной службы. Эта служба должна была заняться сбором данных о стоимости, доходности имущества, описанием и оценкой недвижимой собственности. Это было началом формирования статистической службы.

Кроме указанной причины необходимости организации статистической службы или статистических комитетов, следует отметить природные особенности русского сельского хозяйства, особенности климата. Частые неурожаи зерновых культур приводили к голоду крестьянские семьи, поэтому необходима была организация, которая располагала бы сведениями о продовольственных нуждах населения. Как это отмечает исследователь российского земства Г.А. Герасименко в 90-е годы XIX века «на первый план было выдвинуто всестороннее экономическое и социальное исследование крестьянского хозяйства. Отсюда две главные задачи земской статистики: узко практическая — финансовая и общественная — научная». [2, с. 671].

Оценочно-статистическая деятельность в Курской губернии начала свое существование несколько раньше появления в губернии земств. В 1811 году при Министерстве полиции было основано Статистическое отделение, которое занималось составлением общих сводов из губернаторских отчетов и движением населения [3, с. 479-505].

20 декабря 1834 года император Николай I утвердил «Правила для Статистического Отделения при Совете Министров внутренних дел и статистических комитетов в губерниях». [4, с. 280-283]. На основании данных Правил во всех губерниях учреждены статистические комитеты с подчиненностью Статистическому Отделению при Совете Министров внутренних дел. 20 июля 1835 года был открыт Курский губернский статистический комитет. [5]. В задачи комитета входило ведение местной административной статистики: сбор сведений о количестве и качестве земель, народонаселении и производительных силах губернии, составление описаний губернии в топографическом, историческом, промышленном и торговом отношениях, обработка и издание статистических данных по губернии.

Штат губернского статистического комитета состоял из председателя — губернатор и непременных членов: губернский

предводитель дворянства, вице-губернатор, почетный попечитель гимназии, губернский прокурор, инспектор врачебной управы, управляющий удельной конторой, директор губернских училищ, член Духовной консистории. В непременные члены могли быть приглашены лица, пользовавшиеся общим уважением в губернии. Каждый непременный член доставлял в комитет сведения по вверенному ему направлению деятельности. Из постоянных жителей своей губернии статистический комитет избирал членов-корреспондентов, как правило, ими были уездные предводители дворянства. Члены-корреспонденты не являлись членами губернского статистического комитета, но оказывали помощь в сборе и составлении статистических сведений по той или иной части губернии (по уезду). В случае необходимости для сбора сведений привлекались губернские землемер и архитектор. Городской голова предоставлял сведения губернатору о городских купеческих обществах.

Заседания статистического комитета собирались два раза в месяц, по созыву губернатора. На заседаниях рассматривались сведения подготовленные членами комитета, после утверждения на заседании эти сведения отсылались в Статистическое Отделение Министерства внутренних дел [6, с. 280-283].

Указом императора Николая I от 22 декабря 1852 года Статистическое Отделение Совета Министров внутренних дел упразднялось и учреждался Статистический комитет. Министру внутренних дел было предоставлено право определить внутреннее устройство и распорядок комитета. [7, с. 784-785].

Начиная с этого периода времени, Статистический комитет активизировал работу губернских статистических комитетов. С 1854 года на содержание Курского губернского статистического комитета была выделена сумма 1000 рублей в год за счет средств земских губернских доходов и отчислений из доходов губернской типографии.

Нами было установлено, что согласно имеющегося у статистических комитетов права, назначать непременными членами тех должностных лиц в статотчетности, которых нуждался комитет, непременными членами губернского статистического комитета были избраны: инженер-полковник Прескотт — от губернской строительной и дорожной комиссии и управляющий Курской палатой государственных имуществ [8; 9, с. 6].

При избрании членов корреспондентов, которое происходило ежегодно, предпочтение отдавалось тем, кто кроме помощи в сборе статистических данных мог оказать помощь финансовую, в виде пожертвования на развитие комитета.

В журнале Курского губернского статистического комитета от 16 апреля 1855 года опубликовали список, желающих быть членами-корреспондентами с обязательными пожертвованиями: а) из помещиков — камергер А. Нелидов, статский советник Звягинцев, князь Барятинский, камер-юнкер Денисьев, отставной поручик де-Санглен, отставной штаб-ротмистр Изъ-единов, коллежский регистратор Денисьев, отставной гвардии штаб-ротмистр Стремоухов, коллежский асессор Студзинский и рыльские помещики Доменков и Юрасов; б) из почетного купечества — Курский городской голова Иванов, Рыльский городской голова Аристархов и купец 1-й гильдии Гостев. Принять участие в работе губстаткомитета в качестве членов-коррес-пондентов только своими трудами, без внесения денежных пожертвований пожелали: статский советник М. Пузанов, надворный советник Н. Пузанов, коллежский советник Клечиновский, штатный смотритель Рыльского уездного училища Дмитрюков и курский астроном-самоучка Семенов. [10]. Утверждение в звании членов-корреспондентов Курского губернского статистического комитета производилось в Министерстве внутренних дел, после представления их губернатором. Все вышеперечисленные члены-корреспонденты были учреждены. [11]. Избранные члены-корреспонденты обязались внести 600 рублей в год пожертвований в распоряжение статкомитета [12].

Таким образом, в распоряжение Курского губернского статистического комитета поступили денежные средства, на которые было решено начать выпуск ежегодного справочного издания по губернии — «Памятная книжка». Инициатива была одобрена Министерством внутренних дел и 27 июня 1855

326

ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

ш

курский губернский статистический комитет приступил к ее изданию [13].

В книгу включили сведения из истории края, об интересных древних находках и открытиях, памятные даты, биографии известных уроженцев губернии, списки населенных мест, цены на товары первой необходимости и т.д. Первые экземпляры «Памятной книжки», предоставлялись на цензурное рассмотрение в Московский цензурный комитет, и затем только выходили тиражом в губернии.

4 марта 1858 года Статистический комитет Министерства внутренних дел переименован в Центральный статистический комитет при Министерстве внутренних дел с разделением на два отдела: статистический и земский. [14, с .279-280].

На статистический отдел возлагались задачи сбора, проверки, обработки статистических данных. На земский отдел возлагались задачи предварительного обсуждения и обработки всех дел по вопросам, касающимся земско-хозяйственного устройства России.

26 декабря 1860 года императором Александром II утверждено «Положение о губернских и областных статистических комитетах». [15, с. 504-511]. Это положение никак не изменило задач губернских статистических комитетов.

Попытаемся рассмотреть структуру губернского статистического комитета. Штат комитета состоял из: председателя — губернатора, помощника председателя, непременных, действительных и почетных членов и секретаря. Помощник председателя избирался большинством голосов закрытым голосованием на общем собрании комитета из числа его членов сроком на три года. Он наблюдал за ходом и успешным производством дел статистического комитета и содействовал губернатору во всех распоряжениях по статистической части.

К непременным членам губернского статистического комитета, помимо прежнего состава, отнесли городского голову. Действительными членами избирались все уездные предводители дворянства. Также это звание присваивалось лицам, руководившим учеными экспедициями по статистическим исследованиям губернии во время возложенных на них поручений Правительства. Задачи действительных членов: собирание, поверка и разработка статистических сведений по губернии, составление и издание описаний губернии.

Почетные члены избирались губернским статистическим комитетом из лиц, принадлежавших губернии по рождению или воспитанию, владевших в губернии недвижимым имуществом, известных своими статистическими трудами или внесших значительные денежные пожертвования для развития статистики в губернии. На почетных членов не возлагалось никаких обязанностей по работе в комитете, но им предоставлялось право голоса наравне с остальными членами в заседаниях комитета.

Для ведения дел была учреждена должность секретаря. Секретарь избирался губернатором из лиц, имевших ученые степени или окончивших полный курс наук в высших учебных заведениях. На секретаря возлагались следующие обязанности: а) составлять статистические приложения к всеподданнейшим отчетам губернатора; б) производить, под наблюдением и руководством председателя и его помощника, все ученые работы по комитету; постоянно следить за исправным и своевременным получением, при содействии непременных членов, всех срочных статистических данных и сведений по разным направлениям деятельности; приводить эти сведения в систематический порядок; заниматься их проверкой и обработкой и составлять из них требуемые таблицы и ведомости; в) наблюдать за исполнением и изданием всех ученых работ комитета, за ходом местных статистических исследований и, в случае надобности, привлекать руководителей к устранению встретившихся трудностей; г) хранить все дела и научные издания в порядке; д) вести переписку по делопроизводству и денежную отчетность комитета.

В начале каждого года губернский статистический комитет собирал общее собрание, на котором секретарь представлял отчет о деятельности комитета за минувший год. Остальные собрания организовывались в неопределенные сроки, по мере

надобности, по назначению председателя статистического комитета. На них приглашались все находившиеся в губернском городе непременные, действительные и почетные члены. Протоколы собраний публиковались в «Губернских ведомостях».

Начиная с 1860 года, на содержание губернских статистических комитетов была выделена сумма от 1500 до 2000 рублей из земских губернских сборов и, где возможно, еще из доходов местной губернской типографии. Из этой штатной суммы 750 рублей ассигновалось на жалование секретарю комитета, а остальные, по утвержденной годовой смете — на нужды комитета. Сверхштатные суммы складывались из пожертвований членов комитета или посторонних лиц и от продажи изданий. Приходом и расходом средств занимался секретарь комитета. Деньги хранились в местном казначействе. Ревизия приходорасходных книг возлагалась на губернское правление. В конце года губернский статистический комитет предоставлял в Центральный статистический комитет отчет о своей деятельности и об израсходованных средствах.

С 1861 года волостные правления стали являться главным статистическим органом по сбору первоначальной информации. Их сведения передавались уездному исправнику, который, после их обобщения, отправлял их в губернский статистический комитет. В последующие годы изменений в структуре и подчиненности губернского статистического комитета не произошло. На 27 марта 1881 года в составе Курского губернского статистического комитета насчитывалось, кроме председателя и его помощника, 10 непременных и 48 действительных членов, 1 почетный член и секретарь. [16]

Курский губернский статистический комитет принимал активное участие во Всероссийских этнографических, промышленно-художественных, кустарных и других выставках и съездах, сотрудничал с центральными музеями, международными обществами, предоставлял информацию в различные Министерства и ведомства.

В конце 1899 года при Курском губернском статистическом комитете открыто, кроме библиотеки, хранилище предметов древности, найденных в Курской губернии.

3 декабря 1901 года при Курском губернском статистическом комитете учреждена историко-археологическая комиссия для историко-археологического и этнографического обследования губернии и издания трудов по данным вопросам. Председателем комиссии являлся преподаватель Мариинской женской гимназии статский советник А.А.Танков и членами-учредителями: вице-губернатор Н.Г. фон-Бюнтинг, директор Курской мужской гимназии В.В. Лапин, директор народных училищ Курской губернии И.И. Дубасов, статский советник Ю.М. Штокман и секретарь губстаткомитета Н.И. Златоверховников. [17] В штат комитета на этот период времени кроме председателя, помощника и секретаря входили 11 непременных, 24 действительных и 3 почетных члена. [18]

С 1880 года в России начали проводиться сельскохозяйственные переписи, земельные исследования, военно-конские переписи и т.д. Они носили выборочный характер, так как сбор статистических сведений проводился по отдельным губерниям или уездам с целью учета продовольственных ресурсов. В 1916 году в России осуществлена первая Всеобщая сельскохозяйственная перепись, а летом 1917 года — вторая. Все эти исследования проходили под руководством Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, а на местах — губернских статистических комитетов.

В июне 1918 года Всероссийский съезд статистиков разработал «Положение о государственной статистике», которое было утверждено Декретом СНК 25 июля 1918 г. Согласно данному Положению, Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел ликвидирован, а вместо него сформирован единый общегосударственный статистический орган — Центральное статистическое управление (ЦСУ) [19, с. 657-659].

Декретом СНК от 15 сентября 1918 г. учреждено «Положение о местных статистических учреждениях», согласно которому Курский губернский статистический комитет прекратил свою деятельность, передав функции вновь образованному Курскому губернскому статистическому бюро [20, с. 811-815].

327

ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Анализируя структуру и деятельность Курского губернского статистического комитета, стало ясно, что он играл важную роль в сборе статистических сведений всех уровней, его функции постоянно расширялись. Финансирование этой структуры власти не всегда было стабильным и постоянным, в результате чего необходимо было привлекать дополнительные источники,

в число которых вошло добровольное пожертвование. Также следует отметить, что структура Курского губернского статистического комитета была достаточно продуманной и хорошо организованной, в результате чего за изученный период мы обладаем достаточно обширной информацией о состоянии хозяйства, имущества населения Курской губернии.

Литература

1. Кауфман А.А. Статистическая наука в России: Теория и методология: 1806-1917: Историко-критический очерк. — М.: Центр. стат. упр., 1922. — 218 с.

2. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. — М., 1990. — 671 с.

3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. — СПб, 1901. Т.31-а. — С. 476-505.

4. ПСЗ, 1834 г., том 9, отд. 2, ст. 7684, с. 280-283.

5. ГАКО, ф. 448, оп. 1, д. 551, л. 1.

6. ПСЗ, 1834 г., том 9,отд. 2, ст. 7684, с. 280-283.

7. ПСЗ, 1852 г., том 27, отд. 1, ст. 26877, с.784-785.

8. ГАКО, ф. 4, оп. 1, д. 18, л. 24.

9. ГАКО, ф. 4, оп. 1, д. 18, л. 14.

10. ГАКО, ф. 4, оп. 1, д. 22, лл. 11-13.

11. ГАКО, ф. 4, оп. 1, д. 18, л. 5.

12. ГАКО, ф. 4, оп. 1, д. 22, лл. 11-13.

13. ГАКО, ф. 4, оп. 1, д. 24, лл. 1,8.

14. ПСЗ, 1858 г., том 33, отд. 1, ст. 32826, с. 279-280.

15. ПСЗ, 1860 г., том 35, отд. 2, ст. 36453, с. 504-511.

16. ГАКО, ф. 4, оп. 1, д. 66, л. 165.

17. ГАКО, ф. 4, оп. 1, д. 119, лл. 65-67.

18. ГАКО, ф. 4, оп. 1, д. 119, лл. 16-21.

19. СЦиР РиКП, 1918 г., отд. 1, ст. 611, с. 657-659.

20. СЦиР РиКП, 1918 г., отд. 1, ст. 729, с. 811-815.

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)

С.С. Юрченко,

соискатель кафедры регионоведения Института управления и безопасности предпринимательства

Башкирского государственного университета (г. Уфа)

[email protected]

Статья посвящена рассмотрению бюджетов земских учреждений Курской губернии с начала формирования земства до 1917 г. Анализируются основные виды доходов и расходов, выявляются основные категории населения формирующие большую часть земских доходов.

Ключевые слова: земство, бюджет, сметы, доходообразующие статьи, «обязательные» расходы, «не обязательные» расходы.

УДК 338.43 ББК 65.03

Во все времена государственные и общественные учреждения нуждались в финансовых средствах для осуществления внутреннего управления. Этот вопрос был актуален во все периоды истории России. Период существования земств не стал исключением. Земства должны были заниматься большим количеством дел, связанных с организацией местного хозяйства и социальной инфраструктурой, что было совершенно невозможно без наличия средств, на которые можно было проводить все эти действия. Разумеется, государство финансировало земства, но этого было недостаточно для формирования и накопления бюджета. В разные периоды истории бюджет местных органов власти формировался различными способами. Попытаемся рассмотреть процесс формирования земского бюджета и его влияние на историю.

Наполняемость земского бюджета денежными средствами зависела от местных экономических условий, системы и принципов налогообложения населения, которые в свою очередь, определяло государство.

Одним из основных показателей земской деятельности является земский бюджет. Изучив бюджет любого земства, можно проследить работу органов местного самоуправления. Бюджет 328

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

земских учреждений формировался за счет местных налогов. С начала формирования земств и до 1899 г. земские финансы формировались и регулировались «Временными правилами для земских учреждений по делам о земских повинностях». Но «Временные правила» были не совершенны и вызывали массу недовольства среди населения. Среди основных недостатков отмечается: произвольность земских оценок и неравность земских раскладок. Ликвидировать эти недостатки «Временных правил» можно было, предоставив всем группам населения возможность отстаивать свои интересы в земстве. В результате позднее был принят «Устав о земских повинностях».

Заведование земским хозяйством осуществляли губернские земские собрания, которые были выборными и их дополнительные органы — губернские и уездные управы. Так на 1887 г. в Курской губернии насчитывалось 15 уездных земских управ, которые осуществляли контроль над земским хозяйством в губернии и соответственно заведовали земскими повинностями в своем уезде. Губернатор осуществлял контроль над верностью действий этих учреждений, а Министерство финансов и внутренних дел были высшими органами контроля. Все имеющиеся в земстве сметы можно было разделить на: сметы денежных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.