МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО INTERNATIONAL LAW; EUROPEAN LAW
УДК-341.1
Шугуров Марк Владимирович
профессор кафедры международного права Саратовской государственной юридической академии, доцент, доктор философских наук (г. Саратов)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮНЕП В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация.:
статья посвящена рассмотрению мандата ЮНЕП в сфере передачи и распространения экологически обоснованных технологий. Автор проводит анализ роли ЮНЕП в системе глобального управления знаниями и технологиями в интересах устойчивого развития. Большое внимание уделяется новым перспективам деятельности ЮНЕП в рассматриваемой сфере, открывшимся в связи с функционированием глобального механизма содействия развитию технологий.
Ключевые слова:
устойчивое развитие, международное экологическое право, развивающиеся государства, ЮНЕП, «зелёные» технологии, международный трансфер технологий.
Shugurov Mark Vladimirovich
professor of the Department of international Law, Saratov State Law Academy, Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor (Saratov)
UNEP'S ACTIVITY IN THE AREA OF TRANSFERRING ENVIRONMENTALLY SOUND TECHNOLOGY: CONDITIONS AND PERSPECTIVES
Abstract:
this article is dedicated to exploring the UNEP's mandate in the area of transfer and dissemination of ecologically sound technologies. The author conducts a consecutive analysis of UNEP's role in the global governing of the knowledge and technologies in the interests of sustainable development. Much attention is paid to new perspectives of UNEP activity in respective area that have emerged in close connection with functioning of the global technology facilitation echanism.
Keywords:
sustainable development, international environmental law, developing countries, UNEP, «green.» technologies, international technology transfer.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-03-00400-ОГН «Международно-правовое регулирование передачи технологий в контексте глобальной стратегии устойчивого развития.: состояние и перспективы»)
К одной из международных структур в составе ООН, вносящих вклад в охрану окружающей среды, относится Программа ООН по окружающей среде (далее - ЮНЕП). В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/2997(XXVII) от 15 декабря 1972 г. мандат ЮНЕП включает в себя охрану природных объектов, борьбу с различными видами вредного воздействия на окружающую среду, содействие рациональному использованию природных ресурсов, создание международной информационной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды, а также разработку международно-правовой основы природоохранной деятельности. Из данных функций, а также на основе многолетней деятельности ООН можно вывести обобщение о том, что Программа является ключевой глобальной структурой, обеспечивающей управление и координацию многостороннего сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и более того - как никакой другой орган отвечает за природоохранный компонент устойчивого развития.
Следует отметить, что функционирование ЮНЕП изначально было соотнесено с реализацией стратегии устойчивого развития. Руководством для деятельности ЮНЕП выступают те положения международных программно-стратегических документов в сфере устойчивого развития, в которых содержатся положения, относящиеся к её мандату. Более того, есть основания утверждать о развитии её мандата, например, в соответствии с п. 88$ Итогового документа Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20», в котором главы государств и правительств призвали укрепить и повысить статус ЮНЕП, в том числе, как отмечается в литературе, путём обеспечения универсального членства для Совета управляющих [1, р. 20]. Повышение статуса ЮНЕП, с одной стороны, открывает для организации новые сферы деятельности, а с другой -указывает на то, что государства располагают возможностями
получать более эффективную поддержку в сфере технической помощи и содействия доступа к технологиям для осуществления своей деятельности по выполнению политических обязательств в сфере устойчивого развития на национальном уровне.
Помимо этого в п. 278 Итогового документа «Рио+20» содержался призыв к последовательному осуществлению Балийского стратегического плана по оказанию технической поддержки и созданию потенциала, принятого Советом Управляющих / Глобальным форумом по окружающей среде на уровне министров на 23-й сессии 25 февраля 2005 года. В нём нашло отражение стремление государств превратить ЮНЕП в доступного и гибкого партнёра, оказывающего поддержку по оказанию технической помощи и формированию потенциала на более скоординированной основе. Однако из-за нехватки ресурсов мандат ЮНЕП по обеспечению реализации Балийского плана не был в полном масштабе осуществлён. Несмотря на это, именно в рамках осуществления данного плана ЮНЕП накопила существенный опыт, а также усилила экспертный потенциал, охватывающий разнообразные аспекты разработки и передачи чистых и экологически безопасных технологий и их последующего внедрения, включая помощь по лицензированию технологий и регулированию прав ИС.
В результате можно согласиться с высказываемой в доктрине точкой зрения о том, что вопросы содействия трансферу знаний и технологий для устойчивого развития в рамках поощрения новых партнёрств - один из пунктов перманентного процесса реформирования ЮНЕП [2, р. 982]. Более того, исходя из современного понимания международного природоохранного режима [3], ЮНЕП представляется не только как один из существенных акторов данного режима, но и как ключевой элемент глобального управления знаниями и технологиями в интересах устойчивого развития.
Внимание в 2012 г. в рамках Конференции ООН по устойчивому развитию по повышению статуса ЮНЕП было обусловлено
также необходимостью повышения эффективности её работы в целях обеспечения выполнения международно-правовых обязательств по природоохранным конвенциям, включающим, как известно, положения о международном научно-техническом сотрудничестве (далее - МНТС). Развивая данный тезис, укажем, что ЮНЕП, во-первых, традиционно осуществляет вклад в развитие международного экологического права [4; 5, р. 43-46]. Это нашло своё отражение в том, что под эгидой ЮНЕП был заключён целый ряд многосторонних природоохранных соглашений. Как результат, Программа выполняет функции секретариата в отношении 15 международных природоохранных соглашений, как конвенций в сфере охраны биоразнообразия и живой природы, так и конвенций по рациональному обороту опасных химических веществ. Именно по этой причине в целом ряде фундаментальных работ по международному экологическому праву определённое внимание отводится функционированию ЮНЕП [6, р. 60-61].
С точки зрения предмета нашей статьи интересно отметить, что указанные международные договоры в продолжение международных программно-стратегических документов содержат положения о МНТС, включая передачу технологий. Соответственно, миссия ЮНЕП - оказывать содействие сторонам договоров в импле-ментации данных положений, включая те, которые предусматривают передачу экологически устойчивых (экологически чистых) технологий. Данное содействие сопряжено с её активностью по содействию переходу к «зелёной» экономике, которая, разумеется, предусматривает разработку и передачу зелёных технологий по линии Север - Юг, Юг - Юг, что также предполагает стимулы для внедрения данных технологий.
Поэтому далеко не случайно, что Программа работает в двух взаимосвязанных направлениях: во-первых, это обсуждение современного прогресса в науке, технике и инновациях [7], а во-вторых,
реализация проектов и программ, предусматривающих обмен знаниями, опытом и передачу технологий. В последнем случае признаётся, что вопрос о передаче экологически обоснованных технологий -это вопрос мирового значения. Поэтому неслучайно в п. е) Раздела «Направления оказания услуг» Среднесрочной стратегии ЮНЕП на период 2014-2017 гг. отмечается такое направление, как апробирование новаторских решений и видов технологий в более широких масштабах на уровне многообразных партнёрств. Для этого предполагается оказание государствам по их просьбе поддержки по разработке норм и руководящих принципов политики по разработке и использованию данных технологий.
Первое направление реализуется в стимулировании накопления научных знаний об окружающей среде и её изменениях, что рассматривается как обязательное условие современной экологической политики, которая должна быть научно-обоснованной («научно-политическое взаимодействие»). В сущности, здесь можно говорить о выполнении прогностической функции, подтверждаемой п. 1. Резолюции 1/4 второй Ассамблеи ООН по окружающей среде (Найроби, 23-27 мая 2016 г.) «Научно-политическое взаимодействие» (UNEP/EA.2/3 [3 March 2016]). Второе направление связано со стимулированием разработки и передачи технологий, содействующих рациональному использованию природных ресурсов, предотвращению изменения климата, сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, рациональному землеполе- и водопользованию. Подобная работа стала активно проводиться в середине 1990-х гг. в контексте реализации глобальной стратегии устойчивого развития [8].
Если обратиться к статистике, то, как отмечено в одном из документов ЮНЕП, к 2016 г. было реализовано более чем 1 500 проектов в развивающихся странах, которые прямо или косвенно предполагали поддержку передачи технологий в соответствии
с природоохранными соглашениями [9]. Данные проекты охватывают такие вопросы, как разработка и передача технологий, формирование национальных стратегий, техническая помощь, формирование потенциала и усиление институциональных возможностей.
Разумеется, Программа не является секретариатом климатических договоров, но она оказывает непосредственное содействие в выполнении обязательств по климатическим соглашениям, в том числе касающихся передачи технологий. Так, она принимала самое широкое участие в подготовке известного доклада о передаче климатических технологий Межправительственной группы экспертов по изменению климата [10], в котором проводится секторальный подход. Это связано с тем, что одной из областей работы Программы является борьба с изменением климата в аспекте содействия технологическим изменениям, которые необходимы в целях смягчения последствий выбросов парниковых газов.
В связи с тем, что международные договоры в сфере оборота опасных химических веществ (Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных грузов и их удалением, Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов и др.) содержат положения о МНТС и передаче технологий, ЮНЕП оказывает сторонам данных договоров содействие в реализации соответствующих положений. Большая поддержка оказывается региональным и субрегиональным центрам, действующим в рамках указанных договоров, по созданию потенциала и передаче технологий.
С деятельностью ЮНЕП по содействию передаче и распространению технологий тесно связана деятельность по оценке технологических потребностей, а также по выявлению и устранению барьеров на пути доступа развивающихся стран к экологически чистым технологиям. В этом направлении деятельности Программа
тесно сотрудничает с поддерживаемым Глобальным экологическим фондом проектом «Оценка технологических потребностей (Technology Needs Assessment/TNA)», с тем чтобы сформировать на национальном уровне консенсус в отношении приоритетных технологий, который позволит ускорить развёртывание технологий, техники и методов, с тем чтобы сократить потребление энергии, заменить ископаемое топливо источниками чистой энергии и т. д.
Как и другие учреждения системы ООН, ЮНЕП также может быть названа «организацией» знаний, на что постоянно указывается в среднесрочных стратегиях и других документах ввиду не только серьёзного отношения к развитию научных знаний о состоянии окружающей среды, но и доведения этих знаний до всех стейкхол-деров. Нельзя не указать на портал «ЮНЕП в прямом включении», представляющий собой веб-систему управления знаниями, а также на «Международную сеть по выработке научных рекомендаций для правительств».
Принятие в 2015 году новой повестки в сфере устойчивого развития, а именно Повестки в области устойчивого развития на период до 2030 года (далее - Повестка-2030), самым непосредственным образом отразилось на содержании деятельности ЮНЕП. Во многом это связано с тем, что, как отмечается в Среднесрочной стратегии ЮНЕП на 2018-2021 гг. [11], Повестка-2030 отражает новую парадигму устойчивого развития, поскольку в ней большее внимание уделено социальным вопросам - здравоохранению, образованию, тендерными проблемам, не говоря уже о широкой представленности вопросов экологической устойчив ости (89 задач из 169). Это показывает интеграционную природу вызовов, стоящих перед человечеством, решение которых предполагает защиту окружающей среды от деградации, устойчивое управление ресурсами, безотлагательную деятельность в сфере климатических изменений.
В этом контексте ЮНЕП заявляет о дальнейшем лидерстве в реализации экологической составляющей Повестки-2030. Более того, в соответствии с п. 1 резолюции второй Ассамблеи ООН по окружающей среде (Найроби, 23-27 мая 2016 г.) 2/5 «Осуществление Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года» (UNEP/EA.2/Res.5 [3 August 2016]), ЮНЕП приняла обязательство содействовать эффективной реализации экологической составляющей Повестки-2030 на комплексной основе. Для этого предполагается мобилизация ресурсов, обмен опытом, осуществление общего стратегического руководства, повышение скоординированно-сти действий с другими учреждениями ООН и т. д.
С нашей точки зрения, столь отчётливо выраженные обязательства распространяются и на деятельность, связанную с содействием передаче «зелёных» технологий, поскольку ЮНЕП имеет самое непосредственное отношение к имплементации задач 6-8 в рамках ЦУР № 17, включающей обязательства по развитию и передаче экологически обоснованных технологий в качестве одного из средств перехода к устойчивому развитию. Кстати говоря, на данную область вклада ЮНЕП в последнее время стало обращаться повышенное внимание в экспертной среде [12, p. 11-13]. Тем более это чрезвычайно важно для успешного выполнения ЮНЕП функции секретариата Десятилетних рамок программ по рациональным моделям потребления и производства, соответствующих ЦУР № 12 «Рациональные модели потребления и производства», достижение которой немыслимо без модернизации технологической базы, а отсюда - и без развития потенциала международной передачи технологий для этих целей.
Необходимо отметить, что ЮНЕП принимала активное участие в выработке предложений по созданию Механизма содействия передаче технологий, учреждённого в 2015 г. Так, в п. 17 Справочных материалов для консультаций на уровне министров
(UNEP/GC.27/16 [2 January 2013]) было указано, что межучрежденческий механизм по содействию передаче технологий вполне может быть создан на основе учёта опыта ЮНЕП. В качестве его основных функций указывалось следующее: оказание помощи развивающимся странам - по их просьбе и с учётом их соответствующих потенциалов, национальных интересов и приоритетов, создание или наращивание их потенциала для выявления потребностей в технологиях и содействия подготовке и осуществлению технологических проектов и стратегий, способствующих устойчивому развитию, стимулирование технического сотрудничества, совершенствование разработки технологий и их передачи.
С принятием Повестки-2030 ЮНЕП усилила активность по сотрудничеству с другими учреждениями ООН и механизмами (например Технологическим механизмом в сфере климата), а также со всеми заинтересованными стейкхолдерами, ставя акцент на достижении синергии и недопущении дублирования в работе. Данный подход коррелирует целям, ради осуществления которых как раз и был создан Механизм содействия развитию технологий. Так, в п. 14 резолюции 2/5 Ассамблеи ООН по окружающей среде (вторая сессия, Найроби, 23-27 мая 2016 г.) (UNEP/EA.2/Res.5) [3 August 2016]) с удовлетворением была отмечена роль ЮНЕП в работе Межучрежденческой группы ООН по науке, технологии и инновациям в целях развития, которая, как известно, является составной частью Механизма содействия развитию технологий. Участвуя в работе Группы, Программа содействует реализации политики координации и активизации инициатив по созданию потенциала в сфере экологически безопасных технологий и инноваций, а также в сфере науки, технологий и инноваций в различных секторах устойчивого развития.
Ввиду того что Механизм призван координировать деятельность агентств ООН, разумеется, у них возникает желание лидировать
в его деятельности. Так, в указанном выше документе подчёркивается, что ЮНЕП способна внести значительный вклад в новый механизм и была бы счастлива выступить в лидирующей роли, если так будет решено. При этом Ассамблея ссылается на п. 88 (f) Итогового документа РИО+20, предполагающего дальнейшее усиление роли ЮНЕП по обеспечению формирования потенциала в странах, а также поддержке и содействию доступа к технологиям. Действительно, ЮНЕП играет существенную роль в организации развития и передачи экологически чистых технологий, однако не меньшую роль в этом играет ФАО и ЮНИДО.
Поэтому в этой связи можно не согласиться с позицией ЮНЕП в отношении лидерства в Механизме, но, с другой стороны, нельзя не подчеркнуть, что для работы Механизма важное значение имеет опыт координации усилий учреждений ООН. В качестве примера следует привести сотрудничество ЮНЕП и ЮНИДО по линии платформы ЮНИДО «Зелёная промышленность» (UNIDO's Green Industry Platform) и Сети национальных центров чистого производства (Network of National Cleaner Production Centers). Достаточно интересными являются секторальные инициативы с привлечением частного и публичных секторов по поэтапному отказу от неэффективных технологий и одновременно инвестированию в новые технологии, например инициатива en.lighten, осуществляемая одновременно с китайским центром (Chines national Lighting Test Center) и корпорациями Philips и Osram, с тем чтобы ускорить трансформацию глобального рынка в направлении экологически обоснованных технологий посредством скоординированной глобальной стратегии и технической поддержки развивающихся стран.
Данные инициативы осуществляются на основе мультистейк-холдерского подхода и вовлекают промышленные круги, правительства, академический и финансовый сектор, что позволяет
на деле реализовывать модель ресурсоэффективного и более экологически чистого производства.
В заключение необходимо подчеркнуть, что достижение Целей устойчивого развития, основанных на новой, т. е. межсекторальной парадигме развития, представляет собой масштабное поле для реализации стратегии ЮНЕП по расширению участия не только в рамках глобального управления охраной окружающей среды, но и глобального управления использованием знаний и технологий, а также их разработки и передачи в интересах устойчивого развития. Иными словами, лидерство Программы в сфере обеспечения экологического измерения устойчивого развития предполагает внедрение новых подходов в отношении содействия достижению ЦУР № 17, рассматривающей разработку и передачу экологически обоснованных технологий в качестве одного из средств перехода к устойчивому развитию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Remarks B. The Normative Force of the Outcome Document "The Future We Want" / B. Remarks // Environmental Protection and Sustainable Development from Rio to Rio+20. Ed. by Fitzmaurice M., Maljean-Dubois S., Negri S. - Leiden, Boston : Martinus Nijhoff Publishers, 2014. - P. 9-26.
2. Perry J. et al. Promoting E-Governance Through Capacity Development for the Global Environment: UNEP's Training Strategy in Integrated Environmental Assessment (IEA) / Perry J. et al. // Green Technologies: Concepts, Methodologies, Tools and Applications. - Hershey, New York : Information Science Reference, 2011. - P. 980-1010.
3. Global Environmental Politics. Ed. by Chasek P.S., Downie D.L., Brown J.W. 7th ed. - Boulder : Westview press, 2016. - 482 р.
4. UNEP's New Way Forward: Environmental Law and Sustainable Development. - Nairobi : UNEP, 1995. - 397 p.
5. Desai B.H. Multilateral Environmental Agreements: Legal Status of the Secretariats / B.H. Desai. - Cambridge : Cambridge University Press, 2010. - 344 p.
6. Sands Ph. Principles of International Environmental Law / Ph. Sands, J. Peel, R. MacKenzie. - Cambridge : Cambridge University Press, 2012. - 926 p.
7. UNEP year Book 2010: New Science and Development in Our Changing Environment. - 2010. - 66 p.
8. UNEP Survey of Information Systems Related to Environmentally Sound Technologies Contribution to the 1997 Session of the Commission on Sustainable Development. - 1997. - 231 p.
9. Technology Facilitation Mechanism. Input from United Environmental Programme (UNEP) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sustain abledevelopment.un.org/ content/documents/ 1285unep.pdf.
10. Methodological and technological issues in technology transfer. A special report of IPCC Working Group III. - Cambridge, New York : Cambridge University Press, 2000. - 466 p.
11. UNEP. Medium Term Strategy 2018-2021. - Nairobi : UNEP, 2016. -
76 p.
12. Pisupatu B. Role of Multilateral Environmental Agreements (MEAs) in Achieving the Sustainable Development Goals (SDGs). - Nairobi : UNEP, 2016. - 43 p.
REFERENCES
1. Remarks B. The Normative Force of the Outcome Document "The Future We Want". Environmental Protection and Sustainable Development from Rio to Rio+20. Ed. by Fitzmaurice M., Maljean-Dubois S., Negri S. Leiden, Boston, Martinus Nijhoff Publ., 2014. P. 9-26.
2. Perry J. et al. Promoting E-Governance Through Capacity Development for the Global Environment: UNEP's Training Strategy in Integrated Environmental Assessment (IEA). Green Technologies: Concepts, Methodologies, Tools and Applications. Hershey, New York, Information Science Reference Publ., 2011. P. 980-1010.
3. Global Environmental Politics. Ed. by Chasek P.S., Downie D.L., Brown J.W. 7th ed. Boulder, Westview press, 2016. 482 р.
4. UNEP's New Way Forward: Environmental Law and Sustainable Development. Nairobi, UNEP Publ., 1995. 397 p.
5. Desai B.H. Multilateral Environmental Agreements: Legal Status of the Secretariats. Cambridge, Cambridge University Press, 2010. 344 p.
6. Sands Ph., Peel J., MacKenzie R. Principles of Internationaal Environmental Law. Cambridge, Cambridge University Press, 2012. 926 p.
7. UNEP year Book 2010: New Science and Development in Our Changing Environment, 2010, 66 p.
8. UNEP Survey of Information Systems related to Environmentally Sound Technologies Contribution to the 1997 Session of the Commission on Sustainable Development, 1997, 231 p.
9. Technology Facilitation Mechanism. Input from United Environmental Programme (UNEP). Available at: https://sustainabledevelopment.un.org/content /documents/ 1285unep.pdf.
10. Methodological and technological issues in technology transfer. A special report of IPCC Working Group III. Cambridge, New York, Cambridge University Press, 2000. 466 p.
11. UNEP. Medium Term Strategy 2018-2021. Nairobi, UNEP Publ., 2016.
76 p.
12. Pisupatu B. Role of Multilateral Environmental Agreements (MEAs) in Achieving the Sustainable Development Goals (SDGs). Nairobi, UNEP Publ., 2016. 43 p.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Шугуров М.В. Деятельность ЮНЕП в сфере международной передачи экологически чистых технологий: состояние и перспективы / М.В. Шугуров // Закон и жизнь. - 2018. - Т. 2, № 4. - С. 68-80.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Shugurov M.V. Unep's Activity in the Area of Transferring Environmentally Sound Technology: Conditions and Perspectives. Zakon i zhizn ' = Law and life, 2018, vol. 2, iss. 4, pp. 68-80. (In Russian).