Научная статья на тему 'Деятельность Вологодского губернского земства по школьному образованию (1870-1917 гг. )'

Деятельность Вологодского губернского земства по школьному образованию (1870-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЛОГОДСКОЕ ГУБЕРНСКОЕ ЗЕМСТВО / СРЕДНЕЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / TEACHERS' PREPARATION / SCHOOL EDUCATION / VOLOGDA PROVINCIAL ZEMSTVO / SECONDARY EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / ELEMENTARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пазгалова Екатерина Сергеевна

В статье раскрываются особенности деятельности Вологодского губернского земства в области школьного образования, показана специфика работы земства по нескольким направлениям: развитие среднего и профессионального образования, подготовка учителей и контроль за уездными земствами в сфере начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пазгалова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of Vologda provincial zemstvo in school education (1870-1917 years)

The article describes characteristics of Vologda provincial zemstvo activity in school education, shows particular work of zemstvo in some directions: development average and professional education, preparation teachers and control at district zemstvos in elementary education.

Текст научной работы на тему «Деятельность Вологодского губернского земства по школьному образованию (1870-1917 гг. )»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373(091)

Пазгалова Екатерина Сергеевна

Вологодский государственный педагогический университет

ekaterina.pazgalova@yandex.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛОГОДСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА ПО ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (1870-1917 гг.)

В статье раскрываются особенности деятельности Вологодского губернского земства в области школьного образования, показана специфика работы земства по нескольким направлениям: развитие среднего и профессионального образования, подготовка учителей и контроль за уездными земствами в сфере начального образования.

Ключевые слова: школьное образование, Вологодское губернское земство, среднее, профессиональное и на-

чальное образование, подготовка учителей.

Вологодское губернское земство с начала своего возникновения в 1870 году стало проводить активную работу по поддержке школьного образования. Его деятельность в данной сфере можно представить в виде нескольких направлений: развитие среднего и профессионального образования, подготовка учительских кадров, осуществление контроля за уездными земствами по поддержке начального образования.

Для развития среднего образования Вологодской губернии земство регулярно перечисляло крупные средства на содержание учебных заведений региона. Например, в 1889 году губернское земство перечислило в пособие Александровскому реальному училищу 5390 руб., Маринс-кой женской гимназии 3000 руб., Тотемской учительской семинарии 1380 руб. и Яренской женской прогимназии 200 руб. Общая сумма пособия земства за 1899 год составила 9970 руб. [14, с. 172]. Впоследствии количество средних учебных заведений значительно возросло, и общая сумма на их содержание в 1916 году достигла 32953 руб. [12, с. 71].

Другой формой помощи являлась выплата стипендий учащимся в разных учебных заведениях. В 1911 году земством были учреждены 5 земских и 3 личных стипендий на общую сумму 7210 руб., размер которых колебался от 100 до 300 руб. [10, с. 122].

Серьезные средства губернское земство перечисляло и на устройство общежитий для учащихся. Взнос на общежитие при классической мужской гимназии в 1897 году составил 5000 руб.,

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

Мариинской женской гимназии земство выплачивало по 1000 руб. пособия в течении 10 лет, Александровскому реальному училищу в 1898 году земство выдало сумму в 1450 руб. [19; с. 145, 154; 2, л. 81-82].

В проведении ремонтных работ в учебных заведениях губернское земство принимало активное участие. На расширение корпуса классической мужской гимназии вследствие значительного увеличения количества учащихся в 1899 году земство ассигновало на пристройку параллельных классов сумму в 25000 руб. [19, с. 147].

Помимо этого Вологодское губернское земство являлось почетным членом Обществ вспомоществования большинства средних учебных заведений губернии, и ежегодно перечисляло от 50 до 100 руб. на приобретение одежды и обуви для неимущих учеников.

Не менее значительной была деятельность губернского земства по поддержке профессионального образования в губернии. На содержание губернской фельдшерской школы в 1900 году земство перечислило сумму в 9756 руб., а на содержание Остаховской низшей сельскохозяйственной школы в период с 1894 до 1902 года земство затрачивало от 2000 до 3000 руб., так как Вологодская губерния остро нуждалась в подготовленных медицинских и земледельческих кадрах, способствующих развитию медицины и сельского хозяйства в уездах [15, с. 351, 599]. Также как и при гимназиях и реальном училище при фельдшерской и сельскохозяйственной школах были учреждены общежития, в помещениях проходили ремонты на средства земства, учащиеся получали

© Пазгалова Е.С., 2011

стипендии, а с 1902/03 учебного года после окончания фельдшерской школы выпускники получали бесплатно все учебники, необходимые им для работы [13, с. 594].

С первых сессий собрания 1870 года Вологодское губернское земство предприняло значимые решения по педагогической подготовке учителей. Во-первых, управой был представлен проект учительской семинарии с начальной школой при ней, которая была учреждена в Тотьме в 1872 году. Во-вторых, управе было поручено подготовить устройство учительского съезда, который состоялся в городах Вологде и Сольвычегодске летом 1871 года. В-третьих, губернское собрание постановило: ассигновать из губернского сбора 3000 руб. на жалование учителям и проезд их в школы в уездах [20, с. 142-147].

Н.И. Голикова и Т.Н. Рубцова выделяют три основных направления деятельности Вологодского земства в области подготовки народных учителей: поддержка стационарных учебных заведений для подготовки учителей, организация педагогических курсов и проведение учительских съездов по обмену опытом [9, с. 136]. Например, в 1890 году в губернии существовало три средних учебных заведения, готовящих учителей - это Тотемская учительская семинария, Мариинская женская гимназия и Яренская женская прогимназия. На их содержание земство затрачивало сумму в 4580 руб. ежегодно.

На организацию учительского съезда летом 1871 года губернским земским собранием была ассигнована сумма в 2890 руб. 857 коп. На нем присутствовали педагоги со всех уездов Вологодской губернии. В Вологде учительский съезд собрал 54 человека, в Сольвычегодске - 44. С 1903 по 1906 года в Вологде проводились ежегодные летние педагогические курсы. В среднем их посетили 123-195 учителей, с затраты на их организацию составили от 2500 руб. до 2818 руб. 22 коп. [3, л. 113, 119; 5, л. 79, 127-132; 6, л. 28-32, 67, 69-70].

В основном учительские кадры губернии комплектовались за счет женских гимназий, прогимназий и учительских семинарий. Скромное жалование сельского учителя и его задержки привели к преобладанию в школах учительниц. В 1887 году в городских начальных училищах губернии учителя получали от 240 до 360 руб. и учительницы от 200 до 300 руб., в сельских училищах вознаграждение составляло от 200 до 300 руб. [1, л. 44]. Мерой помощи учителям со стороны гу-

бернской управы являлось введение во всех уездах учительских окладов до 360 руб., периодических прибавок за выслугу лет и особого вознаграждения за заведование училищами.

В 1882 году губернское земство подготовило проект пенсионной кассы для учителей народных училищ, который был утвержден в 1901 году. В 1917 учителя Вологодской губернии перечисляли 6% заработка в пенсионную кассу и многие добровольно отчисляли 1% жалования в пользу Общества вспомоществования учащим, организованного в 1895 году [7, л. 2]. Но, оклады большинства учителей в уездах оставались ниже 360 руб. и составляли в 1917 году от 50 до 100 руб. [8, л. 7].

Деятельность по поддержке начального школьного образования долгое время считалась функцией уездных земств, а губернское земство только контролировало и направляло их работу, осуществляло постоянное финансирование начального образования, хотя основная часть средств отпускалась уездными земствами. С 90-х годов XIX века губернское земство стало разрабатывать вопрос о всеобщем образовании и составлении школьных сетей. В 1897 году губернское собрание поручает управе собрать сведения о 1) количестве школ начального образования; 2) суммах, ассигнуемых на них уездными земствами; 3) числе детей школьного возраста не посещающих школу; 4) расположении школ по территории губернии; 5) существующих препятствиях для детей к посещению школ [11, с. 309-310]. В результате губернская управа получила следующие сведения: 1) в 1898/99 учебном году в губернии функционировало 1120 школ; 2) около 18,7% всего бюджета уездных земств затрачиваются на начальное образование; 3) 45349 детей школьного возраста не посещают школы; 4) школы по территории губернии были распределены неравномерно; 5) основными препятствиями к посещению детьми школы является бедность и малообразованность крестьян [17, с. 320-344].

В 1900 году губернское земское собрание пришло к выводу, «что дело содействия начальному образованию в губернии составляет обязанность не только уездных земств, но и губернского земства» [4, л. 40]. Губернское земство начало проектировать школьные районы, вести подсчет количества детей школьного возраста от 7 до 14 лет, определять тип проектируемых школ и составлять систематически развитую программу содействия

народному образованию в губернии. В основном программа состояла из мер содействия повышению образовательного ценза учителей и обеспечении их пенсиями, строительства школьных помещений с выдачей ссуд уездным земствам [15, с. 534-536].

Губернское собрание на сессии 8 февраля 1903 года начало введение всеобщего обучения в Вологодской губернии с определения школьного района радиусом в 3 версты, числа учащихся на одного учителя по 42 человека и стоимости одного школьного комплекта 650 руб. [16, с. 456457]. В целом процесс введения всеобщего обучения в Вологодской губернии проходил успешно, но встречались определенные трудности: недостаточно быстрый отпуск средств из государственного бюджета на создание школьных сетей, недостаточное количество специально подготовленных педагогических кадров, недостаточная обеспеченность школьными помещениями, сложное экономическое положение населения, не позволяющее детям школьного возраста посещать школы [18, с. 101-102]. В течении семи лет (19081915 гг.) количество начальных школ в Вологодской губернии увеличилось на 582, тем не менее потребность населения в начальном образовании по-прежнему не была удовлетворена, и к началу 1915/1916 учебного года для достижения соответствия планам школьных сетей уездным земствам нужно было открыть 114 школ с 668 школьными комплектами, согласно плану работы до 1920 года [12, с. 3-4]. Но осуществлению далеко идущих планов земства помешала революция 1917 года, произошедшая смена власти в стране, и последовавшее за ними, уничтожение института земства.

Таким образом, губернское земство Вологодской губернии осуществляло сложную и разноплановую деятельность по поддержке школьного образования, финансируя средние и профессиональные учебные заведения губернии, выплачивая стипендии учащимся, принимая активное участие в деятельности Обществ вспомоществования, подготавливая учительские кадры для начальных народных училищ, проводя педагогические курсы и съезды, увеличивая оклады учителям и учреждая для них пенсионную кассу. В области начального образования активные меры помощи губернским земством стали предприниматься с 90-х годов XIX века, которые заключались в сборе сведений о состоянии начального образования в уездах, составлении школьной сети,

проектировании школьных районов, определении количества детей школьного возраста, выдаче ссуд уездным земствам на устройство школьных помещений, определении стоимости одного школьного комплекта. Но достичь всеобщего обучения в губернии земским учреждениям не удалось, тем не менее, ими была проведена огромная работа по приобщению населения губернии к просвещению и подготовлена почва для введения всеобщего обязательного светского начального образования в 1918 году.

Библиографический список

1. ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 573. Л. 44.

2. ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 1276. Л. 81-82.

3. ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 1639. Л. 113, 119.

4. ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 1841. Л. 40.

5. ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 1864. Л. 79, 127-132.

6. ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 2001. Л. 28-32, 67, 69-70.

7. ГАВО. Ф. 46. Оп. 2. Д. 12. Л. 2.

8. ГАВО. Ф. 49. Оп. 1. Д. 285. Л. 7.

9. Голикова Н.И., Рубцова Т.И. Деятельность Вологодского губернского земства по народному образованию (1870-1917 гг.) // Культура Русского Севера: межвуз. сб. науч. трудов / отв. ред. А.Н. Башенькин. - Вологда: Русь, 1994. - С. 131140.

10. Доклады Вологодскому Губернскому Земскому Собранию третьей очередной сессии XIV трехлетия Вологодской Губернской Земской Управы по народному образованию и выписки из журналов заседаний Собрания. - Вологда: Типография Губернского Правления, 1912. - 40 с.

11. Журналы Вологодскаго Губернскаго Зем-скаго Собрания второй очередной сессии деся-таго трехлетия. - Вологда: Типография Губернского Правления, 1899. - 813 с.

12. Журналы Вологодскаго Губернскаго Зем-скаго Собрания очередной сессии 1915 года. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. - Вологда: Типография П.А. Цветова, 1916. - 900 с.

13. Журналы Вологодскаго Губернскаго Зем-скаго Собрания третьей очередной сессии XI трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. - Вологда: Типолитография Шахова и Клыкова, 1903. - 1088 с.

14. Журналы Вологодскаго Губернскаго Зем-скаго Собрания, второй очередной сессии, седь-маго трехлетия. - Вологда: Типография Вологод-скаго Губернскаго Правления, 1890. - 571 с.

266

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

15. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земс-каго собрания, первой очередной сессии, XI трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. - Вологда: Типо-ли-тография Шахова и Клыкова, 1901. - 908 с.

16. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земс-каго Собрания, первой очередной сессии XII трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. - Вологда: Типо-ли-тография Шахова и Клыкова, 1904. - 895 с.

17. Журналы Вологодскаго Губернскаго Зем-скаго Собрания, третьей очередной сессии, деся-таго трехлетия. - Вологда: Типография Губернс-каго Правления: Типография А.В. Гудкова-Белякова, 1900. - 958 с.

18. Макеева И.А. Развитие начального обра-

зования на северо-западе России во второй половине XIX - начале XX вв.: Дис. ... канд. пед. наук. - Вологда, 1998. - 313 с.

19. Систематический сборник постановлений Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания за 1870-1901 гг.: В 2 т. Т. II: (V Народное образование. - VI. Народное здравие. - VII. Ветеринария. -VIII. Общественное призрение и благотворительность). - М.: Товарищество типо-литографии Владимир Чичерин, 1905. - 922 с.

20. X.П. Деятельность Вологодского Губернского земства по народному образованию // Вологжанин: литературно-научный сборник / С.А. Дилакторский, Н.А. Иваницкий, А.А. Карелин [и др.]. - Вологда: Типография А.В. Гудкова-Белякова, 1895. - С. 141-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.