Научная статья на тему 'Деятельность Верхнеудинского городского общественного самоуправления в условиях гражданской войны'

Деятельность Верхнеудинского городского общественного самоуправления в условиях гражданской войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
366
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХНЕУДИНСК / ГОРОДСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ИНТЕРВЕНЦИЯ / БОЛЬШЕВИСТСКАЯ ВЛАСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ / VERKHNEUDINSK / MUNICIPAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT / CIVIL WAR / INTERVENTION / BOLSHEVIK GOVERNMENT / EMERGENCY GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Спиридонова Алина Алексеевна

В статье рассматривается судьба городского общественного управления, тесно переплетенная с политическими преобразованиями и потрясениями 1917-1920 гг. На основании данных Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ), Государственного архива Забайкальского края (ГАЗК), посвященных изучаемому периоду, появляется возможность воссоздать наиболее полную картину деятельности городского общественного управления в г. Верхнеудинск. При помощи сохранившихся материалов исследуется правовой статус и формы осуществления деятельности Верхнеудинской Городской думы в условиях Гражданской войны, военной интервенции и борьбы большевистских сил за влияние в Забайкальской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF VERKHNEUDINSK MUNICIPAL PUBLIC GOVERNMENT IN THE CIVIL WAR

The article deals with the fate of urban public government, which is closely connected with the political changes and upheavals in 1917-1920. The data from the State Archive of the Buryat Republic, the State Archive of Trans-Baikal Territory, concerning the studied period, gives us an opportunity to re-create the most complete picture of work of urban public government in Verkhneudinsk. Based on the extant materials we have studied the legal status and forms of activities of Verkhneudinsk City Council in the conditions of civil war, military intervention and fight of Bolshevik forces for the influence in Trans-Baikal region.

Текст научной работы на тему «Деятельность Верхнеудинского городского общественного самоуправления в условиях гражданской войны»

УДК 94(571.54-25)

doi: 10.18101/2305-753Х-2016-4-20-25

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕРХНЕУДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

© Спиридонова Алина Алексеевна

магистрант, Бурятский государственный университет E-mail: alina. spiridonova. 94@mail.ru

В статье рассматривается судьба городского общественного управления, тесно переплетенная с политическими преобразованиями и потрясениями 1917-1920 гг. На основании данных Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ), Государственного архива Забайкальского края (ГАЗК), посвященных изучаемому периоду, появляется возможность воссоздать наиболее полную картину деятельности городского общественного управления в г. Верхнеудинск. При помощи сохранившихся материалов исследуется правовой статус и формы осуществления деятельности Верхнеудинской Городской думы в условиях Гражданской войны, военной интервенции и борьбы большевистских сил за влияние в Забайкальской области. Ключевые слова: Верхнеудинск, городское общественное самоуправление, Гражданская война, интервенция, большевистская власть, чрезвычайный орган управления.

Вплоть до 1920 года, ввиду отдаленности Забайкальской области от Центральной России, пока большевистская власть не заняла данный регион, Городская дума продолжала осуществлять городское управление в рамках самодержавного законодательства - Городского положения 1892 года и постановлений Временного правительства.

6 марта 1917 года в Верхнеудинске был образован Совет рабочих и солдатских депутатов из 115 человек под председательством депутата II Государственной думы, члена РСДРП В.М. Серова, а также Исполком общественных организаций как местный орган Временного правительства под руководством члена РСДРП Е.А. Петрова. 22-24 апреля 1917 года состоялась Всероссийская апрельская конференция РСДРП(б) [11, с. 29], в основу которой легли тезисы ленинского доклада «О задачах пролетариата в данной революции». Большевики поддержали ленинский лозунг «Никакой поддержки Временному правительству» и идею о необходимости перехода всей полноты власти к Советам.

23 января 1918 года власть в городе перешла в руки Верхнеудинского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Соответственно, Городская дума, как дореволюционный орган городского общественного самоуправления, была ликвидирована. Однако, в условиях продолжавшейся гражданской войны, белогвардейские войска в ходе военных действий вытеснялись из регионов центральной России в Сибирь и на Дальний Восток, что в свою очередь приводило к прекращению власти Советов на занятой ими территории. В Чите 26 августа 1918 года была восстановлена деятельность Городской думы. Такой поворот событий был обусловлен приходом в город казаков, которые подчинялись Г. М. Семенову [9, с. 3]. Особый маньчжурский отряд атамана Г. М. Семенова, дея-

тельность которого благословил А. Ф. Керенский, был основной опорой контрреволюции в Забайкалье.

Не смотря на присутствие в регионе, как большевистских сил, так и интер-вентных войск, дореволюционные органы общественного самоуправления продолжали свою деятельность, решали остро стоящие проблемы. В 1918 году Верхнеудинская городская дума собиралась для обсуждения важных вопросов, касающихся жизни города, в соответствии с графиком проведения заседаний. Одной из наиболее обсуждаемых проблем, которая была внесена в повестку заседания, стала прибавка жалования городским служащим, что обусловливалось всеобщей дороговизной, материальной и политической нестабильностью. Данная мера в значительной степени увеличивала расходы, что вызвало быих повышение на 43500 руб. в месяц [2, л. 14]. На данном заседании председатель городской думы К.К. Бургман объявил, что «служащие долго ждали и вопрос этот необходимо решить. Положение Городского Управления безвыходное и Городская Дума должна снять с Городского Управления ответственность или же изыскать средства, а при безуспешности вступить на путь самоликвидации Городского Общественного самоуправления» [1, л. 13об.].

Средства в казне для данного случая не были предусмотрены - все городские налоги уже были введены, исключение составил только подоходный налог. Перечислив все ожидаемые доходы и расходы, Городской голова объяснил, что городской заем необходим для поддержания существования городского управления. Необходимость скорейшего разрешения данного вопроса имела исключительно практический характер, и в случае невыполнения грозила неразберихой и расстройством городского хозяйства. Сознавая это, городская дума решила немедленно обратиться к городскому купечеству и обсудить вопрос о займе. В итоге Городская дума пришла к мнению, что необходимо в срочном порядке созвать совещание представителей имущих слоев населения для обсуждения вопроса о займе, «использовав все лояльные пути к получению займа с богатых слоев г. Верхнеудинска» [3, л. 17об]. Городская дума постановила, что для полноценного ведения городского хозяйства необходима сумма в размере 500000 руб., а так же признала единственной политической властью, которая способна оказать воздействие на зажиточные слои населения г. Верхнеудинск, Совет рабочих солдатских и крестьянских депутатов.

Ситуация, сложившаяся в Верхнеудинске в 1918 году наглядно продемонстрировала изменения, которые произошли в городском общественном самоуправлении после падения самодержавной власти. В первую очередь, Городская дума принялась активно обсуждать множество нерешенных вопросов, накопившихся за долгие годы, а так же предлагать рациональные пути их решения. Кроме этого, в Городском собрании, учитывая проведенные изменения в избирательном законе, женщина впервые получила возможность активно использовать избирательное право, что, в свою очередь, являлось определенным прогрессом и маркером равенства прав. Например, для решения вопроса о займе гласный И. Серебренников предложил обложить налогом посредством Советской власти крупную буржуазию, «нажившей за время войны миллионы», а Р. Гальперова порекомендовала для начала обратиться ко всем демократическим организациям города и

только после безуспешности этого обращения закрыть городские учреждения [2, л.14].

В последующие годы вектор разворачивающимся событиям на территории Забайкальской области задавала затянувшаяся гражданская война. Данная территория превратилась в центр белого движения, который вытеснялся из центра страны силами большевистской власти. Городское общественное самоуправление на соответствующем этапе было подчинено правительству адмирала А. В. Колчака, находившегося в Омске. Именно оттуда и поступали основные распоряжения.

В 1920 годувоенные действия Гражданской войны переместились на окраину страны, в Забайкальскую область. В связи с этим в значительной мере усугу-билисьсоциальные, экономические и политические проблемы региона. В Верх-неудинске вводилось военное положение, и должностные обязанности губернатора передавались Командующему гарнизона. Но, несмотря на сложную сложившуюся ситуацию, органы городского самоуправленияпродолжили свою деятельность в соответствии с приказом Командующего гарнизоном войск Забайкалья за № 1.

Так же Верхнеудинская городская дума в условиях Гражданской войны впервые начала обсуждать на своих заседаниях вопросы политического характера. Одним из основных вопросов стал вопрос о том, какую из политических сил стоит поддерживать. В борьбе между белогвардейцами и большевиками, члены Городской думы отдавали предпочтение силам адмирала А. В. Колчака. Например, в повестке дня, на экстренном заседании от 14 февраля 1920 года, под № 1 значился вопрос о встрече войск генерала Войцеховского, прибывающих в город Верхнеудинск [5, л. 33]. Стоит отметить, чтона тот момент уже сложились дружественные отношения между Верхнеудинской городской думой и руководством белой армии.

Следует учитывать и присутствие иностранных войск. В сложнейший период Гражданской войны иностранная интервенция успела распространиться на обширную территорию страны. И Верхнеудинск не составлял исключение - заметное влияние на городскую жизнь оказывалось американскими и японскими войсками. Верхнеудинская городская дума не могла обойти стороной данный вопрос. На заседаниях обсуждали деятельность интервентных войск, их поведение и дальнейшие действия органов городского общественного самоуправления по отношению к ним. Необходимо отметить, что иностранные войска на терри-торииг. Верхнеудинск не вызывали серьезных опасений у членов Городской думы. Напротив, на своих заседаниях гласные Городской думы неоднократно об-суждаликонкретные мероприятия иностранного командования: пожертвования японцами медикаментов, а американцами - подарков бедным [6, л. 39].

Чрезвычайно остро стоял организационный вопрос. Несмотря на попытки руководства самоуправления удержать ситуацию под контролем, деятельность городской думы и управы была нарушена и дезорганизована. И хотя прогулы гласными заседаний думы встречались и раньше, в условиях Гражданской войны и политической нестабильности кризис городского управления приблизился к своему пику, проявляясь в систематических непосещениях большим числом гласных, доходящих, порой, до половины состава думы. В 1919 году в Верхне-

удинской Городской думе значилось 12 гласных, большая часть из которых не выполняла свои должностные обязанности. Но, не смотря на проблемы в работе Городской думы, все решения по развитию города (по мнению Верхнеудинского гласного М. Я. Жмудовского) принимались совещательно-распорядительным органом, которым и являлась Городская дума [7, л. 79]. Как следствие, масса вопросов первостепенного значения либо не рассматривалась, либо выносилась на внеочередные и экстренные заседания с незначительным количеством гласных, а, значит, и ответственность за состояние городского хозяйства и его предместий была возложена на эту незначительную часть думцев.

Дезорганизация общественного самоуправления проявлялась в повсеместных отказах гласных от своих постов. В соответствии с данными фонда номер 484 Государственного архива Республики Бурятия за три месяца 1920 годабыло зарегистрировано 8 заявлений от гласных Городской думы, которые отказывались от своей должности. Основной причиной отказа от должности было ухудшение состояния здоровья. Освободившиеся места занимались следующими далее по списку кандидатами в гласные. Но, несмотря на это количество гласных неуклонно уменьшалось.

В заявлении С. Б. Нодельмана, члена Верхнеудинской городской управы, ярко продемонстрировано общее состояние кризиса городского общественного самоуправления. В своем заявлении С. Б. Нодельман назвал городскую управу «лебедем, раком и щукой», а так же указал на острейшую проблему городского управления - несоразмерность обязанностей гласного Городской думы и его заработной платы. Он писал: «за свое избрание в члены управы я в свое время гласных не благодарил, т.к. великолепно знал, что не город даст мне что-то, а я должен дать свой усиленный труд, приложить свои познания, изучить то, чего не знаю, вызвать недовольство многих, так или иначе урывающих от городского пирога, и приплатить за все это в виде недобора в жалованье, что ни в какой степени ... не компенсирует ... ответственность, какую несет член управы...» [8, л.84-84об]. Главной причиной расстройства городского хозяйства С. Б. Нодель-ман в своем заявлении определил низкий оклад городского служащего.

В городском самоуправлении г. Верхнеудинска складывалась чрезвычайная ситуация. В феврале 1920 года городским головой В. В. Никольским было подано заявление, в котором он настаивал на предоставлении ему двухмесячного отпуска для оздоровления. В ответ на данное заявление Городская дума постановила, что невозможно оставить управление без руководства. На основании этого постановления, заявление В. В. Никольского об отпуске было признано заявлением о выходе из членов думы [4, л.23-23об]. Должность городского головы перешла по списку к И. В. Старкову. Так же в начале 1920 года в Городской думе сменилось трое председателей: М. И. Шистер, М. Я. Жмудовский и Н. П. Гогель.

К концу января 1920 года в ходе боевых действий большая часть Прибайкалья была освобождена от интервентов и белогвардейцев. В 1920 году боевые действия гражданской войны начинают разворачиваться и на территории административного и политического центра Прибайкалья - в г. Верхнеудинске. В связи с этим продолжатьсвою деятельность Верхнеудинская городская дума была не в силах. В марте 1920 годасоздается Временная земская власть Прибайкалья. Во-

просы, ранее подведомственные Верхнеудинской городской думе входили в список ее полномочий.

В условиях политической, экономической и социальной нестабильности в регионе, Верхнеудинское городское общественное самоуправление не могло более осуществлять свою деятельность. Начиная с 1917 года, Городская дума и управа начинают постепенно утрачивать власть и влияние в городе. В конечном итоге это привело к прекращению существования Верхнеудинской городской думы как органа общественного самоуправления.

События, произошедшие в 1917 году, и наступившие вслед за ними тяготы Гражданской войны оказали огромное влияние на изменение системы управления городом. Временное правительство старалось реанимировать органы городского общественного самоуправления за счет увеличения количества избирателей, а так же за счет расширения полномочий городских дум и управ. Однако, не смотря на все старания временного правительства, созданное императором Александром II городское общественное управление близилось к завершению своего существования. По мере распространения большевистской власти по территории страны городские думы и городские управы уступали место органам местного самоуправления, создаваемые большевиками. Такими органами становились чрезвычайные неконституционные органы местного самоуправления, каковыми выступали революционные комитеты. Обычно в народе сокращенно их называли «ревкомы». Верхнеудинский городской народно-революционный комитет был создан 8 августа 1920 года, и, как переходный орган власти, просуществовал вплоть до образования Городского управления 27 января 1922 года.

Литература

1. ГАЗК. Ф. 62. Оп.1. Д.3. Л.13об.

2. Там же. Л.14.

3. ГАРБ. Ф. 484. Оп.1. Д.11. Л.17об.

4. Там же. Л.23 - 23 об.

5. Там же. Л.33

6. Там же. Л.39.

7. Там же. Л.79.

8. Там же. Л.84 - 84 об.

9. Давидович И. Вспомним о прошлом / И. Давидович // Забайкальский рабочий. -1946. - 9 фев. (№ 28). - С. 3.

10. Минаева В. Ю. Политический облик чехословаков периода гражданской войны в современном историческом дискурсе / В. Ю. Минаева // Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - Вып. 1. - Улан - Удэ, 2015. - С. 89-93.

11. История Бурятии: в 3 томах / отв. ред. Б. В. Базаров. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - Т. 3. - 464 с.

THE WORK OF VERKHNEUDINSK MUNICIPAL PUBLIC GOVERNMENT IN THE CIVIL WAR

Alina A. Spiridonova

a postgraduate student, Buryat State University E-mail: alina. spiridonova. 94@mail. ru

The article deals with the fate of urban public government, which is closely connected with the political changes and upheavals in 1917-1920. The data from the State Archive of the Buryat Republic, the State Archive of Trans-Baikal Territory, concerning the studied period, gives us an opportunity to re-create the most complete picture of work of urban public government in Verkhneudinsk. Based on the extant materials we have studied the legal status and forms of activities of Verkhneudinsk City Council in the conditions of civil war, military intervention and fight of Bolshevik forces for the influence in Trans-Baikal region.

Keywords: Verkhneudinsk, municipal public self-government, civil war, intervention, Bolshevik government, emergency government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.