Научная статья на тему 'Деятельность USAID в Центрально-Азиатском регионе в период администрации Б. Клинтона'

Деятельность USAID в Центрально-Азиатском регионе в период администрации Б. Клинтона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
519
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
B. CLINTON / АГЕНТСТВО МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗВИТИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ / Б. КЛИНТОН / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ИНОСТРАННАЯ ПОМОЩЬ / UNITED STATES AGENCY FOR INTERNATIONAL DEVELOPMENT / CENTRAL ASIAN REGION / DEVELOPING COUNTRIES / FOREIGN AID

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Афонина Екатерина Александровна

Данная статья посвящена изучению деятельности агентства международного развития США в республиках Центральной Азии бывшего Советского Союза в 90-е гг. ХХ века в контексте геополитических интересов Соединенных Штатов в данном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAID ACTIVITIES IN THE CENTRAL ASIAN REGION DURING THE CLINTON’S ADMINISTRATION

Given article is devoted to the study of the U. S. Agency for International Development in the Central Asian republics of the former Soviet Union during the 1990s in the context of the geopolitical interests of the United States in the region.

Текст научной работы на тему «Деятельность USAID в Центрально-Азиатском регионе в период администрации Б. Клинтона»

Е. А. Афонина. Деятельность USAID в Центрально-Азиатском регионе

8 См.: Van Schie P. G.,Voermann G. The Dividing Line Between Success and Failure: A Comparison of Liberalism in the Netherlands and Germany in the 19th and 20th Centuries, LIT Verlag Munster, 2006. Р.131.

9 См.: Population and population dynamics; month, quarter and year. URL: http://statline.cbs.nl/StatWeb/publicatio n/?VW=T&DM=SLEN&PA=37943eng&D1=0—3,5-7&D2=a,!0-169,!173,!177,!181,!185,!190&HD=110511-1943&LA=EN&HDR=T&STB=G1 (дата обращения:

25.04.2012).

10 Donselaar J. Van. Monitor Racisme & Extremisme Pallas Publications, Amsterdam, 2008. Р. 167.

11 См.: Geert Wilders’ Indonesian roots define his politics, says anthropologist. URL: http://vorige.nrc.nl/ international/ article2350022.ece. (дата обращения: 24.05.2012).

12 См.: Mock V. Wilders makes shock gains in Dutch elections // The Independent (London).2010. 18.06.

13 Harding G. Interview : Geert Wilders -the New Fortuyn? // United Press International. 2004. 01.12.

14 См.: Esen C. The Rise of the «New Right» in Europe from the 2000s onwards, GRIN Verlag, 2011. Р. 6.

15 Backes U. The Extreme Right in Europe : Current Trends and Perspectives,Vandenhoeck & Ruprecht, 2011. Р. 107.

16 Вилдерс, в отличие от ряда ультраправых, являющихся антисемитами, достаточно терпимо относится к иудейскому вероисповеданию и сам несколько лет жил в Израиле.

17 См.: Backes U. The Extreme Right in Europe... Р. 107.

18 См.: Нидерланды. Парламентские выборы 2009 // Электоральная география. URL: http://www.electoral-geography.com/new/ru/countries/n/netherlands/ nideralandy-parlamentskie-vybory-2009.html (дата обращения 25.04.2012).

19 См.: Backes U. The Extreme Right in Europe. Р. 108.

20 См.: VERKIEZINGSPAMFLET. URL: http:// www.pvv.nl/index.php?option=com_content&task =view&id=788&Itemid=139 (дата обращения:

24.05.2012).

удк 94(73)|1991/2000|

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ USAID^ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ В ПЕРИОД АДМИНИСТРАЦИИ Б. КЛИНТОНА

Е. А. Афонина

Саратовский государственный университет E-mail: ekaterina.afonina@list.ru

данная статья посвящена изучению деятельности агентства международного развития СшА в республиках Центральной Азии бывшего Советского Союза в 90-е гг. ХХ века в контексте геополитических интересов Соединенных штатов в данном регионе. Ключевые слова: агентство международного развития Соединенных штатов америки, Б. клинтон, развивающиеся страны, иностранная помощь.

The USAiD Activities in the Central Asian Region During the Clinton’s Administration E. A. Aphonina

Given article is devoted to the study of the U. S. Agency for International Development in the Central Asian republics of the former Soviet Union during the 1990s in the context of the geopolitical interests of the United States in the region.

Key words: United States Agency for International Development, Central Asian region, B. Clinton, developing countries, foreign aid.

Геополитическое местоположение Центрально-Азиатского региона обусловливает наличие здесь интересов крупнейших мировых держав. Если до 1991 г. регион находился в составе СССР и не представлял собой самостоятельного субъекта международных отношений, то распад «советской империи» ознаменовал наступление эпохи независимости для государств Центральной Азии. Стратегически важный регион мира недолго

оставался без внимания мировых и региональных держав. Одним из основных игроков на мировой арене, чьи долгосрочные цели, безусловно, были связаны с закреплением своих позиций в Центрально-Азиатском регионе, являлись Соединенные Штаты Америки.

Среди причин столь пристального внимания США к новым независимым государствам Центральной Азии можно выделить несколько основных. К ним следует отнести, во-первых, «расширение» зоны своего влияния согласно «стратегии Клинтона» и, вместе с тем, стремление ослабить влияние России, Китая и Ирана на данный регион; во-вторых, активизацию присутствия США в ключевых странах Центральной Азии, Казахстане и Узбекистане; в-третьих, получение доступа к энергоресурсам этого региона и нахождения новых путей транспортировки углеводородов в обход России, а также создание новых рынков сбыта американских товаров и услуг2.

Для создания новой системы взаимоотношений между Центрально-Азиатским регионом и США использовались самые различные методы, в число которых входила и организация оказания помощи, основным координатором которых в рассматриваемый период являлось USAID. Официальные документы вполне отчетливо говорят о том, что регионы для реализации проектов агентства выбирались не случайно, а в соответствии

© Афонина Е. А, 2013

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. 2013. Т. 13. Сер. История. Международные отношения, вып. 1

со стратегическими планами США, хотя часто в СМИ, да и в заявлениях чиновников агентства, приходилось слышать, что помощь предоставляется «от имени американского народа для улучшения жизни людей во всем мире»3.

Так, например, обосновывая помощь Казахстану, Соединенные Штаты подчеркивали, что республика является их «стратегическим партнером» в Центральной Азии, влияние которого на регион продолжает возрастать4.Что же касается Туркменистана, то он обозначался стратегически важным государством, граничащим с представляющими для США интерес Афганистаном и Ираном, а «большие запасы углеводородов, имеющиеся в стране, делают его потенциальным и ведущим поставщиком данного сырья на региональный и мировой рынки»5. Узбекистан также заслужил внимание агентства к себе своим стратегическим расположением к северу от Афганистана и наличием богатых природных ресурсов (включающих золото, уран, природный газ и хлопок) и тем, что его население составляло около 45% от общей численности населения региона6.

Посредством предоставления помощи бывшим советским республикам Центральной Азии Соединенные Штаты, в первую очередь, стремились повысить уровень глобальной безопасности путем строительства демократии и рыночной экономики, нераспространения оружия массового поражения, а также борьбы с инфекционными заболеваниями и наркоторговлей в данном регионе. Для Белого дома программа поддержки республик постсоветского пространства являлась одним из способов претворения в жизнь американской внешнеполитической стратегии в Средней Азии. Так, Дональд Л. Прессли, помощник администратора бюро USAID в Европе и Евразии, подчеркивал, что «цель проведения американской внешней политики в этих пяти республиках (республики Центрально-Азиатского региона - Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан. - Е. А.) - это устойчивое, демократическое, ориентированное на рынок, развитие с целью предотвращения вооруженных конфликтов и распространения глобальных угроз, а также гарантированного доступа Запада к нефти региона, газу и полезным ископаемым»7.

Изначально помощь Центрально-Азиатскому региону бывшего СССР, которая начала выделяться США в 1992 г., в основном носила гуманитарный характер, но с приходом к власти администрации Клинтона и сменой руководства в агентстве международного развития ситуация существенно изменилась в сторону увеличения размеров предоставляемой помощи и наличия в ней технической составляющей. Так, пик финансирования программ помощи странам СНГ приходится на 1993 (ассигновано 1816 млн долл.) и 1994 гг. (ассигновано 2396 млн долл.). Если в абсолютном исчислении около половины всех средств было выделено на программы для России,

то в пересчете на душу населения РФ оказалась далеко не на первом месте, а первую тройку составили Армения, Грузия и Кыргызстан8.

Так как одной из первоочередных задач агентства в регионе было содействие созданию системы открытой рыночной экономики, то требовалось строительство прочного институционального фундамента для проведения рыночных реформ, которые позволили бы американскому капиталу действовать в более стабильной среде на территории стран Центральной Азии.

Например, оказывая помощь локомотиву Центрально-Азиатского региона, Казахстану, USAID способствовало реструктуризации целого ряда институтов и законодательной базы, «наиболее значимых для перехода страны к рыночной экономике». Сюда, безусловно, можно отнести приватизацию и пенсионную реформу, реформирование судебной системы, а также те реформы, которые Всемирный банк рассматривает как создающие благоприятные условия для предпринимательской деятельности9.

Поскольку Центрально-Азиатский регион располагает значительными топливно-энергетическими ресурсами, а энергетический сектор здесь является движущей силой экономического развития, необходимость в усовершенствовании методов управления этими ресурсами в региональном масштабе была чрезвычайно высока. Исходя из этого, агентство предпринимало усилия по оказанию помощи в реформировании топливно-энергетического сектора.

По мнению экспертов USAID, помощь агентства органам власти центрально-азиатских республик и бизнес-ассоциациям способствовала росту защищенности инвесторов, упрощению процедур торговых операций и сокращению числа разрешительных документов, требуемых для открытия, осуществления и ликвидации бизнеса10.

В республиках Центральной Азии, как впрочем и на всем постсоветском пространстве, при поддержке Агентства международного развития США была создана сеть неправительственных организаций (НПО), занимающихся решением вопросов, соответствовавших «глобальным целям» агентства. По мнению некоторых экспертов, использование НПО представляет собой тактику «роения», когда небольшие организации, действуя по отдельности, решают целостную, общую для всех задачу11. По средствам деятельности НПО USAID «пыталось плотнее интегрировать себя в экономические проекты в СНГ, чтобы гарантировать свое участие и долгосрочную “нужность”» 12.Неправительственные организации, наряду с участием в социальных, экологических, правовых программах помощи, подталкивали местные органы власти в сторону их соответствия «демократическим стандартам» и обновлению выборной системы.

В целях улучшения доступа населения Центральной Азии к информации агентство оказы-

Е. А. Афонина. Деятельность USAID в Центрально-Азиатском регионе

вало содействие местным СМИ в производстве и распространении общественной, политической и экономической информации, актуальной для жителей региона13.

Что же касается инвестиций в человеческий капитал, то здесь USAID сосредоточивало свои усилия на внедрении мер по оказанию более качественной первичной медицинской помощи, профилактике ВИЧ-инфекции, образовательных программах для различных слоев населения, а также мерах поддержки материнства и детства. Агентство способствовало реализации стратегии краткосрочного курса противотуберкулезной терапии под прямым наблюдением для контроля за течением болезни, включая улучшение электронной системы надзора и совершенствование работы лабораторий по исследованию палочки Коха14. Только в Казахстане в результате внедрения мер по борьбе с туберкулезом за период с 1998 г. по 2000 г. включительно было спасено 13 тыс. жизней15.

Если в социальной сфере реализация проектов USAID имела положительные результаты, то что касается оказания помощи в экономической и политической сферах, демократизации общества, а также борьбы с коррупцией, успехи здесь оставались незначительными. Действия агентства подвергались ожесточенной критике со стороны американских СМИ и республиканского конгресса, обвинявшего руководство USAID в неэффективном расходовании средств налогоплательщиков.

Под прессом критических замечаний администрации агентства пришлось признать, что переход к демократии и открытым рынкам в центрально-азиатских республиках бывшего Советского Союза - «дело сложное». А в малоэффективности программ помощи следует винить «трудную окружающую среду», особенности исторических условий, в которых развивались народы Центральной Азии, многовековое отсутствие демократических институтов, а также слабую гражданскую позицию населения16. 12 апреля 2000 г. в своем выступлении перед членами комитета по международным отношениям палаты представителей Д. Л. Прессли подчеркнул, что бывшие члены коммунистической партии все еще возглавляют четыре из пяти правительств центрально-азиатских республик и что в данном регионе имеет место развитие тенденции в сторону деспотического и авторитарного управления. Он также отметил, что участие граждан в общественно-политических процессах остается минимальным, а необходимость активизации демократических процессов крайне высокой17.

Учитывая нарастание критики в адрес агентства перед президентскими выборами 2000 г., его руководство было вынуждено прибегнуть к изменению стратегии предоставления помощи в Центрально-Азиатском регионе путем сосредоточения своих усилий на людях, конкретных общинах и учреждениях, а также на воспитании у молодого поколения демократической культуры18,

т. е. произошла переадресация помощи из центра на периферию, в конкретные организации, к конечному адресату.

При этом следует учитывать и то, что реализация долгосрочных планов США в регионе в период работы администрации Клинтона была вполне успешной. Доказательством тому явились тесные взаимоотношения Вашингтона и республик Центральной Азии на протяжении первого десятилетия XXI века. Речь идет о том, что Центрально-Азиатский регион играет важную роль в ведении войны с «мировым терроризмом», т. е. является плацдармом для осуществления боевых действий в отношении места базирования «террориста номер один» Афганистана, который неоднократно в истории становился ареной для борьбы мировых держав.

Теракты 11 сентября 2001 г. внесли существенные коррективы во внешнеполитическую концепцию Соединенных Штатов. По словам заместителя администратора USAID Кента Хилла, «после событий 11 сентября геополитическая важность Среднеазиатского и Кавказского регионов для США чрезвычайно возросла», а «бывшие советские республики стали ключевым регионом для защиты интересов США»; «значение этих регионов для США обусловлено находящимися здесь громадными запасами нефти и газа»19.

Таким образом, Соединенные Штаты оказались более активно вовлечены в процессы, происходившие в Центральной Азии в начале 2000-х гг. Несмотря на военную операцию в Афганистане и на критику предоставления помощи внутри самих США, новая администрация Дж. Буша-мл. продолжила финансирование программ USAID, которые стали инструментом сохранения и укрепления стратегических связей Вашингтона с центрально-азиатскими республиками СНГ

Примечания

1 United States Agency for International Development -Агентство международного развития США.

2 См.: Холикназаров Х. Соперничество мировых держав в Центральной Азии и фактор безопасности [Electronic Resource] // ИА ЦентрАзия. 11.11.2010 [official web-site]. URL: http://www.centrasia.ru/newsA. php?st=1289481540 (Дата обращения: 10.02.2011 г.)

3 Remarks by Don Pressley, Assistant Administrator for Europe and Eurasia. May 20, 2000. [Electronic Resource] // United States Agency for International Development: [official web-site]. URL: http://www.usaid. gov/press/spe_test/speeches/2000/nars.html (Дата обращения: 14.05.2009 г.).

4 См.: Казахстан. Краткий очерк. [Electronic Resource] // United States Agency for International Development : [official web-site]. URL: http://centralasia.usaid.gov/ru/ kazakhstan (Дата обращения: 16.11.2011 г.).

5 Туркменистан. Краткий очерк. [Electronic Resource] // United States Agency for International Development :

Отечественная история

87

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. 2013. Т. 13. Сер. История. Международные отношения, вып. 1

[official web-site]. URL: http://centralasia.usaid.gov/ru/ turkmenistan (Дата обращения: 16.11.2011 г.).

6 См.: Узбекистан. Краткий очерк. [Electronic Resource] // United States Agency for International Development: [official web-site]. URL: http://centralasia.usaid.gov/ru/ uzbekistan (Дата обращения: 16.11.2011 г.).

7 Testimony of Donald L. Pressley, Assistant Administrator Bureau for Europe and Eurasia, April 12, 2000 [Electronic Resource] // United States Agency for International Development : [official web-site]. URL: http://www.usaid. gov/press/spe_test/testimony/2000/ty000412.html (Дата обращения: 14.05.2009 г.)

8 См.: Лебедев И. Л. Об американской правительственной помощи странам СНГ // США : Экономика, политика, идеология. 1996. № 10. С. 51-52.

9 См.: Казахстан. Краткий очерк.

10 Там же.

11 См.: Чернов М. США готовят новую российскую элиту. [Electronic Resource] // ИА ЦентрАзия. 06.03.2004 [official web-site]. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.

php?st=1078555320 (Дата обращения: 10.02.2011 г.)

12 Шенин С. Ю. USAID в России : взгляд из Америки (90-е гг. ХХ века) // Новая и Новейшая история : межвуз. c6. науч. трудов. Вып. 23. 2008. С. 189.

13 Там же.

14 См.: Узбекистан. Краткий очерк.

15 См.: Информационное письмо «Международная конференция «Опыт внедрения программы по контролю за туберкулезом (Стратегии DOTS) в Восточной Европе и Центральной Азии»». 09.01.2003. [Electronic Resource] // Project HOPE [official web-site]. URL: http:// www.projecthope.kz/news/konf1_ru.htm (Дата обращения: 19.11.2009 г.)

16 См.: Testimony of Donald L. Pressley, Assistant Administrator Bureau for Europe and Eurasia. April 12. 2000.

17 Ibid.

18 Ibid.

19 Чернов М. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.