Научная статья на тему 'Деятельность уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса как технология патриотического воспитания молодежи'

Деятельность уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса как технология патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / патриотическое воспитание / уполномоченный по защите прав учащихся / технологии воспитательного процесса. / educational process / Patriotic education / the Commissioner for the protection of the rights of students / technology and educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. П. Зернова, А. В. Липатов

Статья посвящена деятельности по защите прав участников образовательного процесса как технологии патриотического воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF THE COMMISSIONER ON THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS AS A TECHNOLOGY FOR THE YOUNG’S PATRIOTIC EDUCATION

The article is devoted to activities on protection of the rights of participants of educational process as technologies of Patriotic education of youth.

Текст научной работы на тему «Деятельность уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса как технология патриотического воспитания молодежи»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

УДК 37. 01

Деятельность уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса как технология патриотического воспитания молодежи

Г.П. 3EPH0BA, К.П.Н., доцент, в.н.с.

Научно-методический центр педагогической рискологии. ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (АСОУ) (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: zernova_gp@asou-mo.ru А.В. ЛИПАТОВ, педагог-организатор высшей категории

МБОУ гимназия № 11 (Россия, 143987, Московская область, г. Балашиха, Железнодорожный микрорайон, ул. Колхозная, д. 9). E-mail: l.alexei@mail.ru

Статья посвящена деятельности по защите прав участников образовательного процесса как технологии патриотического воспитания молодежи.

Ключевые слова: образовательный процесс, патриотическое воспитание, уполномоченный по защите прав учащихся, технологии воспитательного процесса.

Справедливо говорят, что настоящий патриотизм - это образованный патриотизм. Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечеству» (В.В.Путин - Президент РФ).

Руководствуясь данной идеей, мы решили поделиться опытом работы школьного Уполномоченного, который, в том числе, используя такую форму, как Юридический отряд и военно-патриотическое движение «Юнармия», формирует гражданскую позицию и патриотические чувства школьников. Мы определили, что целью деятельности школьного уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса (далее - Уполномоченного) является формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:

- создание системы защиты и обеспечения прав участников образовательного процесса. В ее основе лежит медиативный подход, основанный на позитивном общении. Процедура медиации ориентирована на выработку кон-сенсусных решений сторон. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным;

- создание системы профилактической работы - предупреждение ри-

ска возникновения отклоняющегося поведения обучающихся посредством формирования у них правовых знаний, социально полезных навыков и интересов. Поэтому на первом месте в плане работы Уполномоченного - профилактика асоциального поведения. Объектами профилактики являются все обучающиеся в гимназии, а не только находящиеся в социально опасном положении.

Принципы работы Уполномоченного:

1. Принцип соблюдения интересов ребенка. То есть, мы имеем дело не прямо с ребенком, а с ситуацией: ребенок - родители - третье лицо. Исходя из этой ситуации, Уполномоченный отстаивает интересы ребенка.

2. Принцип учета мнения всех сторон, принимающих участие в ситуации. Мы живем в многонациональной стране. Все мы разные, и на эту разность каждый из нас имеет право. Дать возможность всем высказаться и прийти к консенсусу.

3. Принцип единства слова и дела означает требование всегда следовать собственному мировоззрению, своим идейным убеждениям. Не сводить процесс правового просвещения к передаче информации, а делами (мероприятиями) способствовать созданию «образовательной среды воспитания и обучения, являющейся общественно значимым благом в интересах человека, семьи, общества и государства...» (ст. 2.1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

4. Принцип не запрещать, а предлагать альтернативу действий. Исторический опыт развития нашей страны указывает на то, что важнейшим средством

формирования правового гражданского общества стало патриотическое воспитание граждан. В гимназии организованы занятия ребят в Юридическом отряде и военно-патриотическом движении «Юнармия».

Уполномоченному приходится отстаивать права ученика, оказавшегося на грани конфликта с законом. Обучающемуся 8-го класса Михаилу Т. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного пунктами а, б, в ч. 2 ст. 158 УК РФ, избрана мера пресечения - «подписка о невыезде и надлежащем поведении». Статья 27 Конституции РФ гласит: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Право свободного передвижения принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права, является неотчуждаемым. Родители Михаила Т. обратились к Уполномоченному за защитой.

Следственные действия продолжались три месяца. В ходе реализации своих полномочий по защите законных интересов несовершеннолетнего опирались на принцип восстановительного правосудия, направленного не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального и морального ущерба, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений. По сути дела, осуществлялся медиативный подход. Готовились характеристики, проводились консультации, оказывалась помощь в опросе свидетелей. Результатом такой работы стало постановление следователя МУ МВД «Балашихин-

3■2017

История и педагогика естествознания

27

Л • Щ СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ское» о прекращении уголовного дела и отмена меры пресечения.

Дальнейшие события подтвердили правильность действий Уполномоченного. Михаил Т. реабилитировался, проявил себя в молодежном самоуправлении гимназии, возглавив «Министерство спорта», вступил в ряды движения «Юнармия».

Примеры школьных конфликтов (из опыта работы):

1. В январе этого года произошел случай, вызывающий гордость за наших учеников. Произошло следующее: после уроков С. Тажикулов обратился с тем, что на детской площадке во дворе соседнего дома нашел дорогостоящий телефон. Вскоре телефон был возвращен хозяевам. О поступке ребенка было сообщено администрации и решено вручить благодарность и сладкие подарки третьекласснику.

2. Зависимость от интернета и соц-сетей у современных школьников есть, и она очень велика. Этой теме было посвящено выступление на общешкольном родительском собрании в начале учебного года «Контроль пользования детей интернетом». Использование гаджетов на уроках отвлекает детей, создает конфликтные ситуации. Но прежде чем запрещать, нужно подумать, что можно предложить взамен. Обычным запретом никогда ничего не решается - он вызывает желание у под-

ростков действовать от противного. Выводы, к которым мы пришли, были нелицеприятными. Родители, ссылались на занятость на работе, усталость, на отсутствие времени на живое, реальное общение со своими детьми. Пришлось убеждать их в том, что только общение с ребенком способно оторвать его от монитора компьютера.

3. От родителей стали поступать жалобы, что детей заставляют посещать элективные курсы после уроков в обязательном порядке. Для решения проблемы была организована встреча с заместителем директора гимназии по учебно-воспитательной работе и родителями. Во время разговора рассмотрен учебный план, Устав гимназии и другие нормативные документы, в которых определены предметы, рекомендуемые для изучения в данном классе, и сколько на эти предметы уделяется часов. Решение было принято в пользу родителей: никто не может заставлять детей посещать дополнительные занятия. Все дополнительные занятия, такие как элективные курсы, факультативы могут быть только добровольными.

Таким образом, главное в деятельности Уполномоченного - стараться работать на опережение, чтобы оказаться на шаг впереди в вопросах профилактики правонарушений. Каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и отрицательный потенциалы

развития. Наша общая задача - дать ему возможность реализовать все лучшее, чем он обладает (табл. 1).

В первую очередь в гимназии № 11 проводятся мероприятия, рекомендуемые Минобрнауки РФ и Минобрнауки Московской области. Например:

- «Самый большой урок в мире». Он проводился для того, чтобы познакомить обучающихся с общемировыми тенденциями устойчивого развития. Это план действий для всего человечества по решению основных проблем, стоящих перед планетой;

- ежегодные акции Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце». Они формируют представление об ответственном гражданском поведении детей и молодежи. С этой целью изучаются биографии ребят, чьи имена вписаны в почетную книгу «Горячее сердце», проходят встречи с ветеранами и гостями, которые являют живой пример мужества и героизма.

Реализуемый комплекс мероприятий проводится во взаимодействии с социальным педагогом, психологами, ученическим самоуправлением и юнармейца-ми. В процессе такой работы возникают отношения сотрудничества участников образовательного процесса, сотворчества, ответственной зависимости.

Накопленный опыт работы Уполномоченного позволяет активно им де-

Таблица 1.

Календарный план работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса

№ Дата Название

1 31 августа Выборы Уполномоченного в гимназии

2 2 сентября Проведение мероприятий в рамках Единого дня профилактики

3 3 сентября Акция «Город Ангелов», посвящена Дню солидарности в борьбе с терроризмом

4 Раз в четверть Проведение родительских собраний «Контроль пользования детей интернетом»

5 Раз в четверть Участие в профилактических советах

6 В дни осенних и весенних каникул Проведение семинаров для учителей «Стратегия позитивного выхода из трудных ситуаций»

7 Октябрь-ноябрь Ежегодная сдача отчета о проделанной работе в учебном году представителю уполномоченного по правам человека Московской области по г.о. Балашиха

8 4 ноября Мероприятия, посвященные Дню народного единства

9 16 ноября - 20 ноября Неделя права: викторины «Дети имеют право», уроки толерантности «Права ребенка - твои права», показ документальных фильмов «Нюрнбергский процесс над фашизмом»

10 1 декабря Акции, направленные на повышение информированности обучающихся по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции

11 10 декабря Мероприятие, посвященное Всемирному дню прав человека

12 12 декабря День Конституции. Организация викторин «Основной закон России»

13 2 февраля Викторина «Сталинградская битва»

14 22 февраля Проведение акции «Сыны Отечества»

15 1 марта Международный день борьбы с наркоманией

16 Март Участие в ежегодной акции, посвященной Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце»

17 18 марта Акция «Крым в моем сердце»

18 12 апреля Викторина «Человек и космос»

19 26 апреля Урок мужества «Спасибо вам». 31 год назад на Чернобыльской атомной электростанции произошла одна из самых страшных в истории человечества техногенных катастроф

20 5-9 мая «Наследники Победы» в рамках Всероссийской акции «Вспомним всех поименно»

21 Май-июнь Отчет Уполномоченного о результатах работы в учебном году.

128)

История и педагогика естествознания

3■2017

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ П щ "г

литься с коллегами на различных уровнях , участвуя в конференциях . Ниже приведены темы докладов, сделанных в разное время.

1. Доклад «Опыт деятельности омбудсмена МБОУ гимназии №11» (Сертификат ГБОУ АСОУ от 26.03.2013 г.).

2. Выступление на международной научно-практической конференции «Воспитание подрастающего поколения в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы развития» (Сертификат ГБОУ Академии социального управления от 16.03.2016 г.).

3. Выступление на международной научно-практической интернет-конференции «Рискологические проблемы психолого-педагогического сопровождения современного образования» (Сертификат ГБОУ АСОУ от 17.05.2016 г.).

4. Совместное выступление на международной научно-практической интернет-конференции с сотрудником АСОУ к.п.н. Г. П. Зерновой (04.04.2017 г.).

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что, к сожалению, в образовательных организациях, как и в обществе в целом, конфликты все-таки возникают. Чаще всего их причины заключаются в несоблюдении прав и обязанностей участников образовательного процесса, незнании законодательства. Основной функцией Уполномоченного является предотвращение возникновения таких ситуаций. Из опыта работы можно выделить несколько типов конфликтов.

Конфликты «учитель-ученик» наиболее часты, так как ученики и учителя проводят времени вместе не меньше, чем родители с детьми. Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми приемами:

1. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций - то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы лучше забыть.

2. Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

3. Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих

учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

4. При необходимости наказания стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика. Справедливое отношение станет залогом здоровой атмосферы в классе.

Конфликт «ученик - ученик». Разногласия между детьми - обычное явление, в том числе и в школьной жизни. Существуют способы разрешения конфликтов и между учениками:

1. Часто дети могут решить конфликтную ситуацию самостоятельно. Если вмешательство все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, ограничившись подсказкой решения этой задачи. Конструктивное решение конфликта добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, что пригодится ему и во взрослой жизни.

2. Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае надо попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «учитель-родитель ученика» может быть спровоцирован как учителем, так и родителем. Разрешение конфликта с родителями ученика может происходить по следующей схеме:

1. Сначала проводятся предварительные встречи с каждым участником конфликта по отдельности. Используя специальные техники (активное слушание, резюмирование, общение через вопросы) - создаются доверительные отношения, дается возможность каждому рассказать свою версию и объяснить причины случившегося. Это позволяет освободиться от агрессивных чувств.

2. Затем вместе с каждым участником рассматриваются различные пути разрешения конфликта, и, выбрав один из них предлагается прийти на примирительную встречу. При этом не уговаривают, не дают советов и уж тем более не проводят расследований. Если участники конфликта дали свое согласие, то проводится примирительная встреча.

3. Задача примирительной встречи - наладить конструктивный диалог, в котором участники конфликта смогут

свободно рассказать друг другу о своих переживаниях и последствиях произошедшего. Несмотря на то что эмоциональный обмен, составляющий основу «восстановительных действий», может быть очень кратким, именно он является ключом к примирению. Если стороны самостоятельно приняли решение и считают его справедливым, то это является гарантией того, что их договоренности будут выполнены.

4. Рефлексия конфликтной ситуации - предупреждение подобных случаев в будущем. Стороны обсуждают причины случившегося и способы нейтрализации этих причин.

Хотелось бы поделиться некоторыми формами, способами, технологиями работы Уполномоченного. Это прежде всего:

1. Поддержка проектов и инициатив ученического самоуправления через вовлечение в социально значимую деятельность. Формы работы: семинар «Всемирный день борьбы со СПИДом»; викторины «Основной закон России», «Сталинградская битва»; творческие проекты «Я помню! Я горжусь!».

2. Социально-педагогическая работа ориентирована на формирование правовой культуры, гражданственности и патриотизма. Формы работы: викторины, уроки мужества, акции, уроки толерантности, круглые столы, экскурсии.

3. Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление конфликтов и проблем, недопущение вовлечения в экстремистскую деятельность. Формы работы: индивидуальные консультации, выступление на родительских собраниях и педсоветах, выступление на научно-практических конференциях.

В данной статье описана лишь часть работы школьного уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. Надеемся, что вы, уважаемые коллеги, получили представление о том, какая непростая это работа, как много она требует человеческого тепла, заботы о ребенке, профессиональных знаний, личного времени. Заканчиваем статью также словами Президента РФ В.В.Путина: «Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодежных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур. Словом, необходимо эффективно выстроенное общественно-государственное партнерство».

3■2017

История и педагогика естествознания

(29]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 93-Ф3 "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: https: //rg.ru/2017/05/03/obrazovanie-dok.html (дата обращения 25.06.2017). Закон Московской области от 13.07.2015 № 114/2015-03 «О патриотическом воспитании в Московской области». URL: http://mosoblduma.ru/ Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_oblasti/item/43103 (дата обращения 15.05.2017).

Стенографический отчет о встрече В.В. Путина с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/16470 (дата обращения 15.05.2017).

Госполитика и законодательные инициативы в сфере патриотического воспитания. URL: http://tass.ru/info/1774030 (дата обращения 15.05.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шамликашвили Ц.А. Школьная медиация как способ разрешения конфликтов // Справочник классного руководителя, 2009. № 8. Всероссийский общественный проект «Взгляд в будущее». URL: https://www.instagram.com/vzglyad_rus/; https://vk.com/vzglyad_rus (дата обращения 25.06.2017).

Спецпроект «Образ будущего в образовании»: Аналитический центр совместно с оргкомитетом Московского международного салона образования. URL: http://polls.ac.gov.ru/poll/70 (дата обращения 25.06.2017).

THE ACTIVITY OF THE COMMISSIONER ON THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS AS A TECHNOLOGY FOR THE YOUNG'S PATRIOTIC EDUCATION

ZERNOVA G.P., Cand. Sci. (Ped.), Associate Prof., Leading Researcher.

Academy of public administration (APA) (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia). E-mail: zernova_gp@asou-mo.ru LIPATOV A.V., Teacher-organizer of Highest Category

MBOU Gymnasium № 11 (9, Collective-farm St., 143987, Moscow region, Balashikha, Russia). ABSTRACT

The article is devoted to activities on protection of the rights of participants of educational process as technologies of Patriotic education of youth. Keywords: educational process, Patriotic education, the Commissioner for the protection of the rights of students, technology and educational process.

REFERENCES

Federal'nyy zakon ot 1 maya 2017 g. N 93-FZ "O vnesenii izmeneniy v stat'yu 71 Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (Federal Law of 1 May 2017 No. 93-FZ "On Amending Article of the 71th Federal Law" On Education in the Russian Federation) Available at: https:// rg.ru/2017/05/03/obrazovanie-dok.html (accessed 25 June 2017).

Zakon Moskovskoy oblasti ot 13.07.2015 №114/2015-0Z «O patrioticheskom vospitanii v Moskovskoy oblasti» (Law of the Moscow region of July 13, 2015 № 114/2015-0Z "On patriotic education in the Moscow region) Available at: http://mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_oblasti/ item/43103 (accessed 15 May 2017).

Stenograficheskiy otchet o vstreche V.V. Putina s predstavitelyami obshchestvennosti po voprosam patrioticheskogo vospitaniya molodezhi (Verbatim report on the meeting of V.V. Putin with representatives of the public on issues of patriotic education of youth) Available at: http://kremlin.ru/events/ president/news/16470 (accessed 15 May 2017).

Gospolitika izakonodatel'nyye initsiativy v sfere patrioticheskogo vospitaniya (State policy and legislative initiatives in the field of patriotic education). Available at: http://tass.ru/info/1774030 (accessed 15 May 2017).

Shamlikashvili TS.A. School mediation as a way to resolve conflicts. Spravochnik klassnogo rukovoditelya, 2009, no. 8 (In Russian). Vserossiyskiy obshchestvennyy proyekt «Vzglyad vbudushcheye» (All-Russian public project "A glance into the future") Available at: https://www. instagram.com/vzglyad_rus/ ; https://vk.com/vzglyad_rus (accessed 25 June 2017).

Spetsproyekt «Obraz budushchego v obrazovanii»: Analiticheskiy tsentr sovmestno s orgkomitetom Moskovskogo mezhdunarodnogo salona obrazovaniya (Special project "The image of the future in education": The Analytical Center together with the organizing committee of the Moscow International Salon of Education). Available at: http://polls.ac.gov.ru/poll/70 (accessed 25 June 2017).

30

История и педагогика естествознания

3•2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.