деятельность учреждении
культуры - ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ
культуР
Любовь Сергеевна ЖАРКОВА,
доктор педагогических наук, профессор, проректор по УМО и филиалам МГУКИ [email protected]
В статье рассматриваются учреждения культуры как важнейший фактор развития традиционных народных культур. Автор пишет, что возросшее внимание Российского государства к традиционной народной культуре обусловлено современными проблемами сохранения культурной самобытности каждого народа России и культурного многообразия нашей страны в глобализирующемся мире, развитием культуры межнационального общения и межкультурных коммуникаций.
Ключевые слова: Учреждения культуры, важнейший фактор, развитие, традиционные народные культуры.
The article deals with cultural institutions as a crucial factor in the development of traditional folk cultures. The author writes that the increased attention of the Russian state to the traditional folk culture due to the current problems of preservation of cultural identity of every nation Russian and cultural diversity of our country in a globalized world, the development of culture of interethnic communication and intercultural communication.
Key words: cultural Institutions, the most important factor, development, traditional folk culture.
Изменение идеологической, политической и экономической ситуации на всем постсоветском пространстве произошло под воздействием исконно природных человеческих факторов, привело к огромному миграционному процессу. Миграционный процесс оказывает влияние на все стороны жизни, как мигрантов, так и коренных жителей. Необходим поиск новых подходов к вопросам о социальной стабильности и взаимопонимании между народами.
Поэтому деятельность всех институтов воспитания, в том числе учреждений культуры и образования, должна быть направлена на формирование государственного самосознания народов России, дружбы между народами, поскольку в России закончилась эра обособленности наций и наступила эра многоэтнич-ности.
Поскольку в масштабах государства каждый народ Российской Федерации создает, сохраняет, передает из поколения в поколение культуру, созданную предшественниками и современниками, то подлинный расцвет национальных культур в регионе обеспечивается взаимодействием культур, проживающих на одной территории народов.
В российском обществе на протяжении столетий складывались учреждения культуры различных видов и типов в зависимости от общественно-экономических формаций и конкретных социокультурных ситуаций в стране. Клубные уч-
реждения занимают ведущее место в системе учреждений культуры. Поскольку клубное учреждение является самоорганизующейся, динамической системой, оно должно осуществлять свойственные ему функции. Одной из таких функций является стабилизация системы общества, поддержание динамического равновесия в обществе, т.е. личности со средой, обеспечение нормального функционирования региональных связей в условиях постоянно изменяющихся внутренних состояний личности и внешней среды. А в дни государственных праздников клубные учреждения обеспечивают формирование коллективной памяти, коллективного мышления, коллективного сознания общественного мнения, коллективного решения.
Задача клубного учреждения - непосредственно участвовать в удовлетворении духовных потребностей населения, реализовать фун-даментальные идеи государства. Клубное учреждение передает заданные ему идеи и установки не столько в виде информации, сколько в виде практической деятельности, на основе общения и творческого сопровождения информационно-просветительной, художественно-публицистической и культурно-развлекательной деятельности.
Клубное учреждение имеет и пространственно-временные параметры, благодаря которым оно решает задачи стратегического и оперативного руководства развитием самодеятельного художественного творчества и той культурно-досуговой деятельностью, которую оно проводит среди населения. В ситуации рыночных отношений актуально изучить деятельность клубного учреждения с точки зрения обеспечения его общности фондами, финансами, а также в качестве формы обращения их, контроля за их использованием.
Необходимо, кроме того, изучить элементы, составляющие клубное учреждение (кадры, штаты, бюджет, фонды, помещения и т.п.), а также принципы их формирования и расчета, соответствие их потребностям его деятельности.
Главный элемент составляют, несомненно, кадры, ибо их значение во много раз умножается спецификой деятельности. Объект и субъект здесь не связаны орудиями труда, способными повышать эффективность усилий специалиста, компенсировать недостаточность развитости тех или иных его качеств, тем более заменять их. Вопрос о профессиограмме специалиста культурно-досуговой деятельности с каждым годом становится все актуальнее. Не менее актуальна профессиограмма заведующего клубным учреждением, художественного руководителя, руководителя любительского объединения, клуба по интересам, руководителя коллектива художественной самодеятельности.
Особую область представляет юридический статус клубного учреждения. Исследования и разработка правовой стороны этого учреждения нам кажутся принципиально важным делом. Отсутствие «догматических норм» лишь внешне может оказаться простором для свободного проявления тех или иных сил. Указанные выше особенности клубного учреждения, в частности его ярко выраженный демократизм, диктуют особую требовательность к правовой основе, тщательно разработанному порядку, прежде всего, в отношениях между его компонентами: учреждением и общностью.
При рассмотрении клубного учреждения в динамике мы имеем дело уже с его деятельностью, с формами, которыми оно оперирует в своей работе, со спецификой его управленческого процесса. Это обширный и сложный участок, требующий не только так называемого здравого смысла, но и научных исследований. Возьмем,
например, планирование работы клубного учреждения, расстановку его сил, организацию труда, нормирование и оценку последнего - все это весьма насущные вопросы. Однако разработка их оставляет желать лучшего.
Не менее существенным и значительным, особенно для прогнозирования культурно-досуговой деятельности, представляется исследование клубного учреждения в процессе его эволюции и совершенствования. При рассмотрении этого вопроса следует, на наш взгляд, обязательно перешагнуть рамки, ставшие здесь привычными, то есть разорвать важный, но, тем не менее, крайне узкий круг вопросов, сведенных лишь к улучшению материальной базы, составу кадров, объему ассигнований и т.п. Тема исследования в неменьшей степени зависит от статуса клубного учреждения, его прав и обязанностей по отношению к населению.
По нашему мнению, совершенство деятельности клубного учреждения в конечном счете определяется тем, как решен вопрос о том, что «первично», что «вторично»: общность или аппарат обеспечения и управления. Первичность общности, на наш взгляд, не подлежит сомнению уже хотя бы потому, что учреждение культуры, названное клубным, есть следствие ее существования вызвано наличием тех потенций, которые в данной общности заложены.
Новая история России свидетельствует о том, что на первых этапах реформирования нашего государственного устройства клубные учреждения доминировали в своей сфере, помогая новой власти в формировании нового сознания населения в духе лучших традиций российских народов. С точки зрения содержания деятельности, клубные учреждения участвуют в разработке комплексных программ развития культуры региона, которые предусматривают возрождение и развитие традиционной народной художественной культуры, строительство и капитальный ремонт, укрепление материальной базы и переподготовку кадров.
Эти задачи были выдвинуты Государственным советом Российской Федерации на заседании 26 декабря 2006 года, форумом творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ (Москва, апрель 2006 г.), а также Коллегией Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (Москва, май 2006 г.), принявшей решение «О государственной поддержке традиционной народной культуры».
В этих документах подчеркивается небывалый за последние десятилетия рост коллективов народного художественного творчества; сегодня в России действует 270 тыс. самодеятельных коллективов, объединяющих 3,307 млн. человек, из которых 56% - дети. Вместе с тем намечена система конкретных мер по усилению государственной поддержки сохранения русского языка и традиционной культуры народов России в едином культурно-информационном пространстве нашей страны и СНГ. Среди этих мер в 2007 году была разработана Федеральная программа сохранения и развития традиционной народной культуры, включающая кадровое обеспечение этих процессов.
Возросшее внимание Российского государства к традиционной народной культуре обусловлено современными проблемами сохранения культурной самобытности каждого народа России и культурного многообразия нашей страны в глобализирующемся мире, развитием культуры межнационального общения и межкультурных коммуникаций.
Богатейшие российские традиции народного художественного творчества, празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры об-ладают огромным педа-
гогическим потенциалом. Они воплощают высшие духовные ценности и идеалы народов России: любовь к Родине, родной природе и к семье; трудолюбие, ценностное отношение к учителю и учению, к красоте, истине, свободе и человеческому достоинству, к культуре и традициям своего и других народов. Эти ценности и идеалы могут и должны стать основой духовной жизни современного и будущего российского общества, аксиологическим «ядром» содержания современного общего и профессионального образования, а также патриотического, нравственного, эстетического воспитания детей, подростков и молодежи, формирования культуры межнационального общения. Особую роль в решении государственных задач по поддержке, сохранению и трансляции в современное общество ценностей тради-ционной народной культуры призвана играть система учреждений клубных учреждений различной ведомственной принадлежности и профиля. Активизировавшиеся в современной России и во всем мире процессы сохранения и развития традиционной народной культуры делают как никогда востребованной инициированную и начатую впервые в России, в Московском университете культуры и искусств этнокультурного центра.
В содержании деятельности клубных учреждений необходим процесс возврата к традициям села, к стилю народной сельской культуры, выявлению народных мастеров и умельцев, поиску форм и методов работы с ними, организации фольклорных экспедиций, социологических обследований традиционных мест бытования народных промыслов и художественных ремесел (Дагестан, Чечня, Ингушетия, Калмыкия, Вологодская Воронежская, Новгородская, Кировская, Курганская, Псковская области). В ряде областей составляются картотеки умельцев, карты движения и развития промыслов, проводятся выставки-распродажи изделий народных мастеров.
При ведущих мастерах созданы школы-студии, дома ремесел по обучению детей, молодежи традиционным видам народного творчества с оплатой их труда на основе договора, в Белгородской области их создано 60 по 20 видам творчества: лозоплетение, ковроткачество, резьба по дереву, керамика и др.
В г. Дзержинске Нижегородской области действует авторский центр художественных ремесел для детей и юношества (художественной росписи тканей, лоскутной мозаики, народного творчества, художественной обработки металла, рисунка, художественной обработки кожи, художественной ручной вышивки, театр моды и народного костюма «Традиция». На очереди образование новых мастерских (резьба по дереву, русская тряпичная кукла, кружевоплетение, плетение из соломы, лозы, бересты).
В ряде районов Воронежской области выделены здания под дома ремесел (Богу-чар, Рамонь, Ольховатка, Новохоперск, Терновка). Идет процесс передачи помещений и учреждениям культуры для развития народных промыслов. Так, в Орловской области на сегодня передано уже 21 здание.
В Белгородской области в ряде районов реализуется модель учебно-воспитательного комплекса, где в учебные программы сельских общеобразовательных школ включен цикл общеэстетического воспитания (не менее двух часов ежедневно). В учебно-воспитательные комплексы в настоящее время входит 221 сельская школа (82,5% от всех школ на селе), на их базе действует 604 внешкольных учреждения (153 музыкальные школы, 128 изостудий, 146 студий хореографии, 175 спортивных школ). К работе с детьми во внеурочное время дополнительно привлечен 1581 специалист.
В Валуйском районе Белгородской области создан опытно-экспериментальный центр образования, воспитания и культуры, включающий все три сферы воздействия на каждого сельского жителя. Это модель, в которой в согласованном едином режиме работают начальная и средняя школы, Дом культуры, библиотеки, детский сад, музыкальная, хореографическая и спортивная школы, кинофото- и изостудии. Произошло не только объединение материальной базы учреждений культуры и образования, их творческого потенциала, но и финансовых средств, кадров. В Новгородской области в общеобразовательных школах вводятся дни творчества, дни эстетических знаний, создаются мастерские, самодеятельные кружки по обучению детей различным видам ремесла, на базе школы-интерната открыта школа эстетического воспитания.
В Волгоградской области совместными усилиями органов народного образования и культуры образована еще одна модель комплекса клубного учреждения, включающая лабораторию по фольклору при Волгоградском государственном институте культуры и искусств, областной центр традиционной народной культуры.
Данные модели клубных учреждений осуществляют целенаправленную работу по изучению фольклорно-этнографического, историко-бытового наследия.
Проведенный анализ показывает устойчивость процесса осознания перехода к рыночным отношениям как новой парадигме развития культуры. Эта парадигма предусматривает существенные изменения, адаптированные к действительности и в подготовке кадров для клубных учреждений страны.
Несмотря на то что подготовку кадров для клубных учреждений в высшем звене осуществляют 34 учебных заведения, из них 17 вузов культуры и искусств 5 их филиалов; 12 факультетов культпросветработы (2 в консерваториях, 5 -институтах искусств, 1 - в театральном институте, 3 - пединститутах, 1 - в музыкально-педагогическом институте), потребность в них возрастает с каждым годом. Это при том, что средние специальные учебные заведения есть практически в каждой области.
Особенно тяжелое поколение в сельских клубных учреждениях, ибо там идет катастрофическая утечка кадров в города.
В сельских клубных учреждениях страны численность платных специалистов составляет: с высшим образованием - 9,4%; со средним специальным - 38,6%.
Среди специалистов районных и городских домов культуры люди с высшим образованием составляют 38%, в сельских домах культуры - 31%, а в сельских клубах менее трети. В последние годы группа специалистов высшей квалификации пополнилась на 11,6%, но соотношение между специалистами высшего и среднего образования не меняется.
Процесс наращивания кадрового потенциала в различных регионах страны происходит по разному. Например, в Нечерноземье (зоне МГУКИ) к низкообеспеченным (процент ниже 40) относятся Рязанская, Калининская области. К относительно высокообеспеченным можно отнести Московскую область (процент специалистов около 60).
Среди других зон и экономических районов высоким процентом специалистов выделяется Уральский (49,5%). Тревожное положение наблюдается в Северо-Кавказском регионе, где при низкой обеспеченности кадрами с высшим образованием за последние 2 года абсолютная численность этих специалистов
резко сократилась. Таким образом, кадровая ситуация в отрасли культуры различна.
Как видим, в настоящее время бесспорны противоречия, существующие между объективными потребностями общества, в улучшении содержания, совершенствовании форм и методов деятельности клубных учреждений и профессиональной подготовкой специалистов данного профиля, способных обеспечить межнациональное общение, направленное на укрепление дружбы между народами Российской Федерации
С организационной точки зрения следует форсировать создание и перепрофилирование домов культуры и клубов в центры традиционной культуры.
В связи с изложенным необходимо, на наш взгляд, выделить финансовые средства для организации исследования на тему: «Клубные учреждения как важнейший фактор развития традиционной народной культуры».