Научная статья на тему 'Деятельность учительских библиотек в 1902-1910 гг. , как одна из форм повышения педагогического образования учительских кадров мордовского края'

Деятельность учительских библиотек в 1902-1910 гг. , как одна из форм повышения педагогического образования учительских кадров мордовского края Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКИ / УЧИТЕЛЬСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ СЛУЖАЩИХ / УЧИТЕЛЯ / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ СПРОС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Баршова Оксана Анатольевна

В статье дается оценка эффективности деятельности библиотек в период с 1902-1910 гг., влияние, оказываемое ими в повышении педагогического образования учительских кадров мордовского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF TEACHER'S LIBRARIES IN 1902-1910, AS ONE OF FORMS OF INCREASING OF PEDAGOGICAL EDUCATION OF TEACHER'S SHOTS OF THE MORDOVIAN REGION

The assessment of efficiency of activity of libraries during the period since 1902-1910, their impact in increasing of pedagogical education of teacher's shots of the Mordovian region is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Деятельность учительских библиотек в 1902-1910 гг. , как одна из форм повышения педагогического образования учительских кадров мордовского края»

О.А. Баршова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК В 1902-

1910 ГГ., КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ МОРДОВСКОГО КРАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК В 1902-1910 ГГ., КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ МОРДОВСКОГО КРАЯ

Баршова Оксана Анатольевна, соискатель отдела теории и истории культуры Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия», преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Средне-Волжского (г. Саранск) филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»

oxanabarshova@yandex.ru, 89272744411

Аннотация: В статье дается оценка эффективности деятельности библиотек в период с 1902-1910 гг., влияние, оказываемое ими в повышении педагогического образования учительских кадров мордовского края.

Ключевые слова: библиотеки, учительские библиотеки, библиотеки для служащих, учителя, читательский спрос

ACTIVITY OF TEACHER'S LIBRARIES IN 1902-1910, AS ONE OF FORMS OF INCREASING OF PEDAGOGICAL EDUCATION OF TEACHER'S SHOTS OF THE MORDOVIAN REGION

Barshova Oksana Anatolyevna, competitor of theory and history of culture department of Public state institution of the Republic of Mordovia "Research institute of the humanities at the Government of the Republic of Mordovia", teacher of the chair of state and legal disciplines Srednevolzhskiy(Saransk) branch of Federal public budgetary educational institution of higher education "Russian legal academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation"

oxanabarshova@yandex.ru

Annotation: the assessment of efficiency of activity of libraries during the period since 1902-1910, their impact in increasing of pedagogical education of teacher's shots of the Mordovian region is presented in the article.

Keywords: libraries, teacher's libraries, libraries for employees, teachers, reader's demand

Учительские кадры уездов мордовского края в течение XIX в. не имели возможность пользоваться библиотеками, которые бы удовлетворяли их духовные и профессиональные потребности. На первом этапе развития библиотечного дела в уездных школьных библиотеках создавались специальные отделы для учителей. Одновременно некоторые учителя сами создавали свои личные библиотеки. Этим они в какой-то степени удовлетворяли свои духовные потребности.

В 1897-1901 гг. процесс организации отдельных библиотек для учителей и земских служащих был не рациональным. Желательно было бы иметь в каждом уездном земстве одну общую центральную библиотеку для всех земских служащих, где можно было бы бесплатно пользоваться книгами для чтения и высылать их по земской почте. Создание или соединение уже имеющихся библиотек в одну общую библиотеку для всех групп служащих земств имело, на наш взгляд, преимущество перед существованием библиотек отдельных для каждой группы служащих. Общая библиотека дала бы возможность

пользоваться книгами общелитературного содержания, как медицинскому персоналу, так и учителям.

Возможности учительских библиотек, библиотек для служащих были ограничены из-за недостаточного их финансирования. И это, несмотря на помощь губернских и уездных земств в содержании библиотек. В пополнении книжных фондов участвовали и земские служащие, земские гласные, но и этого было мало, чтобы библиотеки для учителей и служащих могли в полной мере обеспечивать запросы читателей. С другой стороны следует обратить внимание и на такой факт, что имеющаяся литература не всегда доходила до учителя. Имея примеры за несколько лет деятельности учительских библиотек, можно с большой уверенностью утверждать, что даже пользующиеся библиотекой учителя, не всегда плодотворно использовали педагогическую литературу.

Несколько улучшилось положение библиотек в 1902 г. Увеличилось число учителей, пользующихся услугами учительских библиотек. Из 178 учителей четырех уездов пользовались библиотеками 66 чел. или 37,08 % учителей уездов.

Деятельность учительских библиотек в 1902 г.

Уезды Всего учителей Пользуются библиот. книгами Выдано книг

М. Ж. Всего М. Ж. Всего % д. е П лит.пер.изд. всего

Инсарский 28 21 49 19 12 31 63,3 12 219 71 302

Краснослободский 17 28 45 7 10 17 37,7 9 136 47 192

Наровчатский 17 19 36 8 7 15 40,5 36 140 59 235

Саранский 18 30 48 1 2 3 6,2 13 23 4 40

Все четыре уезда 80 98 178 5 О 31 66 37,08 70 518 181 769

По губернии: 211 <0 ю 2 465 2 9 6 9 188 40,4 296 1253 3 2 8 2372

Таблица составлена по: Журналы Пензенского губернского земского собрания 1902 г. Пенза, 1903. С. 459.

Абсолютные цифры таковы: Инсарский уезд -из 49 учителей пользовались услугами учительской библиотеки 31 чел. или 63,3 %, Краснослободский -из 45 - 17 или 37,7 %, Наровчатский - из 36 - 15 или 40,5 %, и Саранский из 48 - 3 или 6,2 %. Наименьшее число учителей, пользующихся услугами учительских библиотек были из Саранского уезда.

Факт малого числа учителей, пользующихся услугами учительской библиотеки Саранского уезда, объясняется трудностью пользования книгами, отсутствием в них потребности. Кроме того, в городе Саранске, существовали публичная библиотека с широким выбором книг и народная библиотека-читальня, фонды которой были открыты для всех бесплатно.

В 1902 г. учителя школ пользовались книгами большей частью литературного содержания и наиболее популярными авторами были: Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и Г. П. Данилевский. В среднем на каждого читателя в год приходилось всего 6 книг беллетристического содержания, 4 - периодических изданий и 2 книги педагогических, а всего 12 книг.

Деятельность учительских библиотек в 1905 г.

Исходя из анализа отчетов уездных управ, главная причина малого числа взятых книг учителями заключалась в том, что в библиотеках не хватало книг. Многие нужные книги долго задерживались на руках, поэтому другим приходилось долго ждать, а новые книги, поступающие в библиотеки, были нарасхват.

Вопрос о деятельности библиотек для учителей и земских служащих всегда находился в поле зрения многих уездных и губернских земств. Наиболее активную позицию в этом деле занимало Пензенское губернское земство, ежегодно внося этот вопрос на губернское земское собрание.

При каждой учительской библиотеке были заведующие, которые получали определенное вознаграждение. По отчетам библиотекарей учительских библиотек Инсарского, Краснослободского, Наров-чатского и Саранского уезда за 1905 - 1906 учебный год видно, сколько учителей школ пользовались услугами этих библиотек, и какую литературу они читают.

Библиотеки Число учит. Число брав. книги % к общ числ Взято всего книг По отделам На 1 читателя

М Ж Пед Лите- рат Науч- ная Пер изд.

Инсарский 55 2 17 34,5 134 14 64 46 10 7,1

Краснослободск. 56 30 10 71,4 275 41 120 34 80 6,9

Наровчатский 45 10 10 44,4 220 24 110 46 40 11

Саранский 48 6 12 37,5 144 9 79 28 28 8

По четырем уезд. 204 48 49 47,5 773 51 373 154 158 7,9

По губернии: 499 138 122 52,1 3293 467 1520 498 808 12

Таблица составлена по: Журналы Пензенского губернского собрания 1907 г. Пенза, 1908. С. 229.

Анализ читательского спроса учителей четырех уездов показал, что только 47,5 % учительского состава уездов являлись читателями учительских библиотек. И в этом отношении средний показатель по уезду был несколько больше (52,1 %). Однако в разрезе уездов эти показатели не сопоставимы. Если в Краснослободском уезде более 71 % учите-

лей пользовались фондами учительской библиотеки, то в Наровчатском - 44,4 %, Саранском - 37,5 % и Инсарском 34,5 %.

В 1906 - 1907 учебном году деятельность учительских библиотек несколько снизилась, что наглядно представлено в нижеприведенной таблице:

О.А. Баршова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК В 1902-

1910 ГГ., КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ МОРДОВСКОГО КРАЯ

Читаемость книг в учительских библиотеках губернского земства за 1906 - 1907 гг.

Инсарская Красносло- бодская Саранская Наровчат- ская По 4-м уездам По губернии

Число в уезде учителей 55 71 61 44 231 682

Число польз. книгами 22 36 20 17 95 295

М. 19 8 11 8 46 123

Ж. 3 28 9 9 49 160

% Число взятых книг: 40,0 57,7 32,7 38,6 41,1 43,4

Педагогика 29 22 12 16 79 280

Беллетристика 40 83 86 48 257 875

Научные 50 54 42 34 180 369

Периодические изданий Всего: 10 39 20 54 123 377

Приход на кажд. читат. 129 198 160 152 639 3255

6 6 8 9 6,7 9

Таблица составлена по: Журналы Пензенского губернского земского собрания 1907 г. Пенза, 1908. С. 391.

К примеру, в Инсарском уезде из 55 учителей пользовались услугами библиотеки 22 человека или 40 % всех учителей уезда. Ими было взято 129 экз. книг, по 6 книг на каждого. В том числе по педагогике - 29 экз. (22,5 %), беллетристики - 40 экз. (31 %), научные издания - 50 экз. (38,7 %), периодических изданий - 10 экз. (7,7 %).

В Краснослободском уезде из 71 учителя пользовались учительской библиотекой 36 учителей или

57,7 % от их общего числа. Ими было взято из библиотеки 198 экз., по 6 книг на каждого. В том числе 22 экз. (11 %) - по педагогике, 83 экз. (42 %) - беллетристики, 54 экз. (27,3 %) - научные издания, 39 экз. (19,7 %) - периодические издания.

В Наровчатском уезде из 44 учителей пользовались библиотеками 17 чел. или 38,6 %. Ими было взято 152 экз., по 9 книг на каждого. В том числе по педагогике 16 экз. (10,5 %), беллетристики - 48 экз. (31,5 %), научной литературы - 34 экз. (22,4 %), периодических изданий - 54 экз. (35,6 %).

В Саранском уезде из 61 учителя пользовались библиотекой 20 учителей или 32,7 %. Ими было взято книг - 160 экз., по 8 книг на каждого. В том числе по педагогике - 12 экз. (7,5 %), беллетристики - 86 экз. (53,7 %), научной литературы - 42 экз. (26,3 %), периодических изданий - 20 экз. (12,5 %).

Из приведенных данных видно, что наибольшее число учителей, пользующихся учительскими библиотеками, приходилось на Краснослободский уезд (57,7 %), далее следовали Инсарский уезд - 40 %, Наровчатский - 38,6 и на последнем месте Саранский уезд - 32,7 %.

Несмотря на то, что число учителей, пользующихся услугами библиотек в Краснослободском и особенно в Саранском уезде, несколько увеличилось, в Инсарском и Наровчатском их стало даже меньше. В целом более 50 % учителей не пользовались их услугами.

Анализ работы учительских библиотек показывает, что по числу использованной литературы среди четырех уездов, вошедших впоследствии в состав Мордовии, на первом месте библиотека Краснослободского уезда (198), следом идут библиотеки Саранского - (160), Наровчатского - (152) и Инсар-ского уезда - (129). В среднем на каждого читателя выдавалось в Наровчатской библиотеке - 9 книг, Саранской - 8, в Инсарской и Краснослободской по

6 книг. В Нижнее-Ломовском уезде каждый учитель прочитывал из учительской библиотеки по 21 книге, Мокшанской - 15 и Пензенской - по 10 книг1.

По числу педагогической литературы, затребованной учителями, на первом месте была Инсар-ская учительская библиотека. По сравнению с 1905 г. спрос на педагогическую литературу увеличился в 2 раза. В Краснослободском уезде произошло снижение на 3,8 %, Наровчатском - 0,4 % и небольшой рост произошел в Саранской библиотеке - 0,8 %. В целом по Пензенской губернии затребованная учителями педагогическая литература составляла 8,6 % от общего числа выданной учителям литературы.

Ежегодно на пополнение учительских библиотек новыми книгами земством выделялось по 100 руб. на каждую. Однако в 1905 г. для учительских библиотек губернии на приобретение книг было израсходовано 390 руб. и на вознаграждение заведующим библиотеками 250 руб.

В 1906 г. земское собрание, «из-за недостаточности средств» отказалось от пополнения учительских библиотек в 1907 г. В смету на этот год было внесено только 250 руб. на вознаграждение заве-дующих2.

Очередным собранием 1908 г. на библиотеки при уездных управах было ассигновано 850 рублей. На пополнение библиотек книгами - 500 руб., по 50 руб. на каждую, по 25 руб. за заведование и по 10 рублей на переплеты3.

На пополнение библиотек книгами, начиная с 1908 г. ежегодно выделялось по 50 руб. на библио-теку4.

1 Журналы Пензенского губернского земского собрания за

1907 г. Пенза, 1908. С 391.

2 Журналы Пензенского губернского земского собрания за

1906 г. Пенза, 1907. С. 230.

3 Там же, за 1908 г. С. 207.

4 Там же, за 1908 г. С. 392.

Деятельность учительских библиотек в 1909 г.

Библиотеки Число учит Число брав. книги Все го В % к об. чис Взят всего книг По отделам На 1 читателя

М Ж Пед Лите- рат Науч- ная Пер изд.

Инсарский 62 22 8 30 48,4 382 18 277 22 65 17

80 6 28 34 42,4 184 17 116 10 41 5

Краснослобод. 41 16 19 35 85,4 387 23 222 24 118 11

Наровчатский 57 10 11 21 36,8 137 19 88 8 22 5

Саранский 240 54 66 120 50,0 1090 77 703 64 246 9

По 4-м уезд. 668 140 160 300 44,9 3085 144 1852 155 921 10

По губернии:

Таблица составлена по: Журналы Пензенского губернского земского собрания 1909 г. Пенза, 1910. С. 239.

Учительские библиотеки содержались за счет губернских земств, а заведующими библиотеками, как правило, назначался кто-либо из служащих канцелярии уездной управы. В 1909 г. заведующим Ин-сарской библиотекой был В. Тумольский, Краснослободской - Рогожина, Наровчатской - А. Остро-мецкая, Саранской - Сильнов1.

В 1909 г. в деятельности учительских библиотек произошли некоторые позитивные изменения, увеличилось число учителей, пользующихся библиотечной книгой, что составляло 50 % от общего числа учителей. Вместе с тем педагогическая литература в пользовании учителей составила всего 7,1 %, беллетристика - 64,5%, научная - 5,9 %, периодические издания - 22,5 %. В среднем на одного читателя-учителя приходилось по 9 книг 2 Большей популярностью среди учителей пользовалась беллетристика и периодические издания, за ними следуют научная и педагогическая литература.

Существенные изменения в деятельности учительских библиотек произошли в последующий 1910 г. Это наглядно представлено в ниже приведенной таблице:

Деятельность учительских библиотек в 1910 г.

му - 20,0 %, Краснослободскому - 11,1 %, Наров-чатскому - 16,4 %, Саранскому - 5,4 %. Меньше сократилось число педагогов, пользующихся фондами учительских библиотек в Саранском уезде, в остальных уездах сокращение равно обще губернскому показателю (Краснослободский), или выше (Инсарский, Наровчатский).

Земская губернская управа, понимая значение учительских библиотек, особенно для молодых учителей, не имеющих еще опыта педагогической работы, постоянно ставила эти вопросы перед губернским земским собранием. В 1910 г. на очередной учебный год по требованию губернской управы было ассигновано 1000 руб. или по 100 руб. на каждую библиотеку, кроме того - 100 руб. на ремонт ветхих книг и 600 руб. на вознаграждение библиотекарям3.

Уезды Число учи- Число польз. книгами из учительских. библиотек

педагогов % к общ. чис- Земск. служащ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

телей муж жен всего лу педагогов

Инсарский 81 16 7 23 28,4 27

Краснослободский 102 9* 23 32 31,3 -

Наровчатский 55 21 17 38 69,0 17

Саранский 86 13 14 27 31,4 13

По 4-м уездам 324 59 61 120 37,0 57

По губернии 947 146* 174 320* 33,8* 69

* В источнике в подсчетах допущена ошибка: вместо 9 - указано 79, вместо 146 - 164, вместо 320 - 233 и вместо 33,8 % - 25,6 %).

Таблица составлена по: Журналы Пензенского губернского земского собрания 1910 г. Пенза, 1911. С. 478.

Сократилось число учителей, пользующихся книжными фондами учительских библиотек как в отдельности по уездам, так и в целом по губернии. Это снижение в губернии составило 11,1 %, по четырем уездам, вошедшим впоследствии в состав Мордовии полностью или частично - на 13 %. По отдельным уездам снижение составило: Инсарско-

1 Там же, за 1909 г. С. 240.

2 Журналы Пензенского губернского земского собрания

за 1909 г. Пенза, 1910. С. 238.

3 Журналы Пензенского губернского земского собрания за

1909 г. Пенза, 1910. С. 150.

О.А. Баршова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК В 1902-

1910 ГГ., КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ МОРДОВСКОГО КРАЯ

Деятельность учительских библиотек в 1910 г.

Уезды Число книг в библ. Число взятых книг по отделам На кадж. читат. приход. книг

Педа гоги- ческая Литер атура Науч ная лит. Пер. издания Всего

Инсарский 638 44 б28 7 124 7G7 14

Краснослободский 634 6 88 13 33 14G 4

Наровчатский 6G6 1б 2бб 3G 1G6 4G6 7

Саранский 4б7 17 273 12 8б 387 9

По 4-м уездам 2335 82 1079 62 348 1640 13,7

По губернии 5832 181 2243 216 1146 3786 8

В 1910 г. по отчетам заведующих учительскими библиотеками фонды Инсарской библиотеки составлял 638 экз., Краснослободской - 634 экз., На-ровчатской - 606 экз., Саранской библиотеки - 457 экз.1 Всеми этими 4 библиотеками пользовалось 120 учителей и учительниц или 37 % всех учителей уездов. Наибольшее число учителей (69 %), пользующимся услугами библиотек были из Наровчатского уезда, наименьшее (28,4 %) - Инсарского 2, тогда как в целом по губернии этот показатель равнялся

33,8 %.

Объяснением сравнительно малого числа учителей, пользующихся библиотеками, служит то, что большинство земских училищ находились довольно на большом расстоянии от уездного центра. С другой стороны, многие библиотеки недостаточно были обеспечены книгам: как в целом, и особенно педагогической литературой.

За небольшой срок своей деятельности учительские библиотеки оказали неоценимую помощь педагогам в совершенствовании профессионального мастерства, благотворно влияющего на обучение и воспитание учащихся, просветительской деятельности среди народа. К большому сожалению, начатая реорганизация не была завершена. А в годы советской власти учительские библиотеки прекратили свое существование как отдельные институты.

Список литературы:

1. Журналы Пензенского губернского земского собрания за

1906 г. Пенза, 1907.

2. Журналы Пензенского губернского земского собрания за

1907 г. Пенза, 1908.

3. Журналы Пензенского губернского земского собрания за

1908 г. Пенза, 1909.

4. Журналы Пензенского губернского земского собрания за

1909 г. Пенза, 1910.

5. Журналы Пензенского губернского земского собрания за

1910 г. Пенза, 1911.

Reference list:

1 . Magazines of the Penza provincial territorial meeting for

1906 Penza, 1907.

2 . Magazines of the Penza provincial territorial meeting for

1907 Penza, 1908.

3 . Magazines of the Penza provincial territorial meeting for

1908 Penza, 1909.

4 . Magazines of the Penza provincial territorial meeting for

1909 Penza, 1910.

Таблица составлена по: Журналы Пензенского губернского земского собрания 191G г. Пенза, 1911. С. 477. б . Magazines of the Penza provincial territorial meeting for 191G Penza, 1911.

Рецензия

на статью Баршовой Оксаны Анатольевны

«Деятельность учительских библиотек в 19G2-191G гг., как одна из форм повышения педагогического образования учительских кадров»

Изучение вопросов социокультурной истории России представляет собой одно из магистральных направлений в трудах отечественных историков. Огромное значение играли учительские библиотеки в просветительском деле мордовского края. Речь идет о духовном росте как самого учителя - организатора образования населения, так и о развитии уровня духовности народа. Исключительную важность данная проблематика приобретает, в частности, при исследовании различных сюжетов истории, развития системы образования в дореволюционное время. По истории данного периода накоплен значительный материал, как историками, занимающимися общероссийскими проблемами, так и региональной историографией. Однако история деятельности учительских библиотек, как одной из форм повышения педагогического образования учительских кадров многих регионов России, изучена недостаточно. Автором была предпринята попытка выявить проблемы и проследить особенности деятельности учительских библиотек уездов мордовского края. Рассмотрение проблем региональной социокультурной истории в данном ракурсе способно конкретизировать и углубить имеющиеся в историографии положения, которые касаются указанной темы.

В рецензируемой статье проводится всесторонний анализ деятельности учительских библиотек в 19G2-191G гг., как одной из форм повышения педагогического образования учительских кадров. В статье выявляется специфика и особенности их деятельности в данном регионе, а также приводится аргументированная оценка эффективности их деятельности в совершенствовании системы образования. В целом рецензируемая статья отличается существенной новизной и оригинальностью подхода к рассматриваемым вопросам. Уровень представленной статьи свидетельствует о научной состоятельности автора.

На основании выше сказанного можно констатировать, что статья Баршовой О.А. может быть рекомендована для публикации в открытой печати.

Д.и.н., доцент

зам. директора по научной работе

Научно-исследовательского института гуманитарных наук При Правительстве Республики Мордовия

Г.А. Куршева

1 Там же, за 191G г. С. 477.

2 Там же. С. 478.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.